Меню

Акафист за единоумершего толкование

Акафист за единоумершего толкование

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Акафист за единоумершего напичкан образами из мифологии и магии Древнего Египта

В последние годы православным россиянам навязывают неизвестно кем составленный акафист за единоумершего. Его продают в храмах, как отдельно, так и в сборниках заупокойных молитвословий. Я его недавно прочитала и, что называется, выпала в осадок: в этом произведении есть заговоры в древнеегипетской манере, образы из культа Осириса, образцы языческого поминального плача, представления о жизни тела после смерти и даже строчка о том, что усопший уснул, как Нил-река перед холодной зимой.

На фото: гробница Тутанхамона

Акафист за единоумершего вводит людей в прелесть

При этом надо сказать, что восторженность и мечтательность – это признаки прелести.

В акафисте за единоумершего находится достаточное число оборотов речи в форме древнеегипетских заговоров – они разбросаны по всему тексту. Вот примеры: «Да не будет на земли горьких воспоминаний о нем», «Да сгинет навеки память грехов», «Да будет его радость преисполненная», «Да погибнут в могиле плевелы грехов твоих».

А это для сравнения заговоры из египетской «Книги мертвых», которая состоит из заклинаний и описаний ритуальных действий: «Да не прогонит меня никто от вождей-татау. Да не сделает никто так, чтобы ты (сердце) выпало из меня в присутствии Хранителя весов», «Да не будут мне нанесены смертельные раны, и да не буду я вспорот рогами». Вот еще заговор со стены пирамиды Пепи I: «Да будет защищена гробница того, кого оберегает Гор и хранит Сет».

Особенно интересен акафистный заговор «Да сгинет навеки память грехов». Дело в том, что слово «сгинь» не употребляется в православных молитвословиях. Зато оно употребляется в русских заговорах. Я без труда нашла через «Яндекс» использующийся ныне безумными людьми заговор с таким словосочетанием: «Сгинь, хворь моя».

То есть ничего не подозревающие люди заходят в лавки православных храмов, покупают там акафисты, а потом начинают читать по своим умершим крещеным родственникам магические заклинания.

Образы из культа Осириса и стилистика поминального плача

В 7-м кондаке есть обращение к умершему: «Мы хороним тебя, как на ниве зерно, ты произрастешь в иной стране». В Древнем Египте был такой бог – Осирис, которого сначала убили, а потом воскресили. Его культ был связан с земледельческой деятельностью. Похороны Осириса символизировали сеяние зерна, а его воскрешение – появление всходов.

Кроме того, ни в одном православном заупокойном молитвословии нет обращений к умершему. Зато такие обращения были приняты в египетском ритуальном погребальном плаче. Когда части тела убитого Осириса извлекли из Нила, богини Исида и Нефтида устроили поминальный плач. Вот фрагменты из этого плача: «Боги и люди перед лицом богов плачут по тебе вместе со мной», «Утоли все печали в сердцах своих сестер» (это взято из храмовых песнопений).

Спящие в могилах покойники

В акафисте то и дело возникает образ уснувшего покойника. Ничего подобного в православии нет. Мы, конечно, называем покойников усопшими, то есть уснувшими, но эта тема не педалируется и никак не развивается. Потому что нам всем ясно: после смерти души праведных отправляются в рай, а души грешников – в ад. Ни в том, ни в другом месте нет никакого сна. А в акафисте покойник даже не просто спит, а спит в могиле.

Вот примеры из акафиста: «Освяти его могильный покой», «Спит он вечным сном могилы». И даже вот: «Он уснул с надеждою, подобно Нилу-реке пред холодной зимой». Это уже вообще финиш. Составитель акафиста никого не боится и не стесняется: он открыто упоминает здесь о реке Нил, о которой часто упоминали в разных текстах древние египтяне. Никакому нормальному русскому человеку никогда и в голову не придет сравнение с Нилом.

Согласно православному учению, в могиле нет никакого сна, так как тело – это предмет неодушевленный. Душа в свой смертный час сбрасывает его как одежду и уходит. Зато у древних египтян мертвое тело имело в себе какие-то зачатки жизни. В эпоху Среднего царства покойников клали на левый бок, чтобы они смотрели через глаза Осириса или Гора, которых изображали на внешней крышке саркофага.

Заговор против гробокопателей и колдунов

В акафисте есть одна очень интересная строчка, связанная с загробным сном: «Да не омрачит ничто земное его последнего сна». В православном учении не говорится о том, что происходящее на земле может омрачить существование тем, кто находится в раю или в аду. Зато древние египтяне верили в то, что некоторые земные события могут омрачить существование покойников. Археологи обнаружили в этой стране совсем старые захоронения, в которых лежали тела, расчлененные после смерти. Я не знаю точно, из-за чего тела расчленяли после смерти, но знаю, что египтяне боялись этого. В одном заклинании говорится: «Я не буду уничтожен, моя голова не будет отсечена, мой язык не будет вырван, волосы на моей голове и мои брови не будут сбриты. Мое тело сохранится на все времена». Также я знаю, что древние египтяне считали: посмертное существование души зависит от ее тела. Поэтому тела мумифицировались. В Египте (не знаю, насколько долго) было такое мнение, что если останки человека уничтожаются, то душа или перестает существовать, или обитает на кладбище. Были такие древесные богини, которые кормили души, оставшиеся без тел.

Кроме того, колдуны Древнего Египта при помощи заклинаний вызывали души мертвых, чем омрачали их посмертное существование.

Вот в связи с чем составитель акафиста оставил в нем такое заклинание: «Да не омрачит ничто земное его последнего сна».

Просьба к богу Хнум

Вот еще интересный акафистный призыв, обращенный ко Господу Иисусу Христу, связанный с образом спящего в могиле покойника: «Пробуди его, когда терния земли облекутся цветом вечности». У нас в христианстве нет образов пробуждения покойников. В нашем учении говорится, что во всеобщее воскресение души соединятся со своими телами и тела встанут из могил. Зато по верованиям египтян, бог Хнум мог открывать глаза трупов, касаться их языков, чтобы они могли говорить, и возвращать способность движения в их головы. То есть это можно назвать неким пробуждением покойника. Таким образом, в акафисте находится просьба к языческому богу, обращенная ко Господу Иисусу Христу, с прилеплением образа всеобщего воскресения из христианства.

Читайте также:  90 псалом толкование видео

Обращение к древесным богиням

В 7-м икосе говорится: «Когда уделом умершего станет забвение, когда образ его поблекнет в сердцах и время изгладит место с могилою и ревность молитвы о нем, тогда Ты не остави его, дай отраду одинокой душе». Здесь опять педалируется тема могилы, которая была очень важной для древних египтян. Для православных могила не имеет огромного значения и потому не упоминается в заупокойных молитвословиях. В этом икосе говорится, что когда что-то там произойдет с могилой и живые перестанут помогать умершему, то чтобы Бог начал помогать ему. Это все похоже на обращение к древесным богиням, которые заботились о душах, оставшихся без тел. Тем более, что египтяне тоже при своей жизни заботились о своих покойниках, приходя к их захоронениям и называя вслух разные сорта пищи – считалось, что при этом пища магическим образом насыщает души. Я не египтолог и не знаю всего, но могу предположить, что жители этой страны тоже пытались перед своей смертью поручить своих покойников каким-нибудь богам, чтобы умершие не голодали.

У нас в православии еще никто не обращался к Богу с просьбой заботиться об усопших после нашей смерти. Вообще никто нигде и никогда не писал, чтобы Бог помогал тем усопшим, о которых некому молиться. Господь непрестанно заботится о тех, кто живет на земле, даруя им тысячи возможностей спасти свою душу, а если люди не пользуются этими возможностями и уходят в ад, то им помочь может только молитва живых или молитва воинствующей Церкви обо всех усопших православных христианах.

Кощунства и богохульства

Весь этот древний магизм и все это египетское язычество переплетены в акафисте с христианскими образами, очень часто сильно искаженными. По всему акафисту разбросаны ляпы и несуразности, доходящие порой до богохульства и кощунства.

Вот, например, дикая строчка: «Иисусе, да будет он едино с Тобой и Отцем». Здесь фактически содержится призыв сделать покойника Святым Духом, потому что, как говорится в Катехизисе святителя Филарета Московского, «Бог есть един в Трех Лицах» – это Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Есть еще такой призыв: «Иисусе, в наших слезах прими его покаяние». Здесь утверждается, что покойник покаялся за гробом. Однако за гробом нет покаяния. Преподобный Иустин (Попович) пишет в книге «Догматика православной Церкви. Эсхатология»: «Грешные души находятся в темнице духов, где они, не сгорая, горят в огне своего дьявольского самолюбия и эгоизма, сознавая все свои грехи, разъедаемые огненными червями отчаяния и угрызения совести, но таких угрызений, которые ввиду отсутствия психофизических благодатно-добродетельных условий никогда не могут привести к спасительному покаянию».

«Иисусе, вспомни, те часы, когда душа его трепетала восторгом Твоим», – говорится в акафисте. Согласно учению отцов, восторг – это разгорячение крови и плоти, то есть бесовская прелесть.

А это уже открытие своей души навстречу прелести: «Иисусе, дай нам почувствовать благодатную силу заупокойной молитвы». Духовно опытный игумен Никон (Воробьев) так писал насчет поиска приятных ощущений в молитве: «Не ищи радостей в молитве или причащении. Можешь в этом жестоко обмануться. «Рукою смирения отвергай приходящие радости, чтобы вместо пастыря не принять тебе волка», – говорит преподобный Иоанн Лествичник. Ищи покаяния, сокрушения сердечного, а все прочее предоставь Господу».

Есть в акафисте и совсем безумные строчки: «Иисусе, предстательством всех святых даруй ему благодать молитвы о живых. Иисусе, во дни испытаний наших прими его ходатайство о нас». Но вообще есть здесь какая-то извращенная логика. Акафисты – это прославление Господа, Богородицы, ангелов и святых. Акафист о непрославленных в лике святых покойниках – это нонсенс. Но вот в этих строках акафиста содержится безумное прославление непричисленных к лику святых покойников.

А кондак 12-й наполнен кощунствами. Там Христа называют Царством, землей, обителью и даже ложем: «Христе! Ты – Царство Небесное, Ты – земля кротких, Ты – обитель многих, Ты – ложе упокоения святых».

Мне кажется, что этот акафист составил какой-то оккультист специально для того, чтобы как можно больше людей оторвать от Бога и совратить на путь сатаны.

Что касается того, разрешается ли в храмах продавать этот акафист, то тут какая-то чехарда. На сайте Издательскго совета РПЦ я не нашла сведений о том, чтобы хотя бы одно издание акафиста за единоумершего получило гриф совета. Напротив, в 2010 году вышло такое постановление: «Предоставить издательству «Терирем» право переиздать книгу «Псалтирь и каноны по усопшим для слабовидящих» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии исключения из издания акафиста за единоумершего». На сайтах онлайн-магазинов, где другие акафисты размещены с номером грифа, акафисты за единоумершего размещены без него. В храмах книжечки с акафистом за единоумершего продаются либо вообще без грифа, либо с грифом Издательского совета Белорусской Православной Церкви. Я проверила по интернету номер грифа – действительно, Белорусский экзархат разрешил публикацию чудовищного акафиста. Также этот акафист можно встретить в сборниках, на которых стоит гриф Издательского совета РПЦ. Я проверила на сайте Издательского совета гриф одной такой книженции, и увидела следующее постановление: «Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Молитвословия о усопших» при условии исправления недостатков согласно замечаниям». А уж в чем там состояли замечания, неизестно. Может быть заявителю сказали убрать из книжки акафист за единоумершего, а он этого не сделал, но гриф поставил.

Алла Тучкова, журналист

После того, как я написала эту статью, в здании Издательского совета РПЦ прошло заседание, во время которого было заявлено, что акафист о единоумершем запрещено продавать в храмах. Вот что говорится на сайте патриархии: «Выступление помощника председателя Издательского Совета иеромонаха Макария (Комогорова) было посвящено системе организации контроля за книгораспространением в епархиях. Священник проинформировал издателей о проведении контрольных проверок точек книгораспространения в епархиях, а также о результатах анализа данных о наличии изданий без грифа в книжных лавках. Были приведены примеры изданий, которые намеренно выпускаются для распространения в церковной сети без обращения за получением грифа. Это, в частности, касается акафистов, в том числе таких как «акафист о единоумершем» и «акафист жен, чад своих во утробе загубивших». Этим изданиям было отказано в предоставлении грифа, поэтому их распространение в церковной сети недопустимо».

Читайте также:  100 молитв на быструю помощь с толкованиями и разъяснениями

Для тех, кто хочет поддержать меня материально, вот номер моей карточки Сбербанка: 5336 6902 3961 1645 Зарабатывать деньги в пропагандистские и пустословные светские СМИ или в православные модернистские СМИ я не пойду, а в доступных для меня местах, в которых служат Богу, я получаю копейки.

Источник

Акафист за единоумершего: что это такое и как правильно его читать

Утрата любимого и близкого человека — самое худшее, что может произойти. Боль от потери и острое переживание горя могут толкать на разные неконтролируемые слова, мысли, поступки осиротевших и покинутых. Обезумевший от случившегося может начать роптать на Создателя, упрекать себя, винить всех подряд вокруг: врагов, друзей, врачей, в конце концов, самого себя… Нередко за таким переживанием теряется то главное, чему на самом деле надлежит быть в фокусе внимания в эти трудные дни. Что же может быть важнее горя? Ответ очевиден — помощь самому усопшему.

Смерти нет

Первое, что должен уяснить каждый страждущий от потери близкого, это то, что по большому счету смерти как таковой не существует. То есть старое советское отношение к уходу из жизни «был человек и нет человека», к счастью, оказывается совершенно не состоятельным. И, что еще более утешительно, в данном вопросе наука полностью на стороне веры.

Доказано, что сам факт жизни личности человека не зависит от его мозга. Если мозг поврежден, то сознание может быть блокировано, пока душа человека связана с телом. Но когда тело перестает функционировать, даже на время (клиническая смерть), то душа, а значит и самосознание человека, может быть освобождено либо полностью, если тело полностью умерло, либо на время.

Научные доказательства жизни души после смерти

Причиной этого заявления является яркий показательный случай, который описывает врач, ученый и исследователь П. Калиновский в своих записях на основании личного опыта и практики и исследованиях своих зарубежных коллег. Некая женщина, будучи слепой, попала в состояние клинической смерти. Ее душа покинула тело и на это время получила возможность видеть. Она смогла внимательно, причем адекватно происходящему, с восприятием объема, цвета и проч., рассмотреть происходившее. Потом врачи смогли запустить ее сердце, и душа вернулась в свое тело. Поскольку оно было повреждено, то женщина снова лишилась возможности видеть (см. книгу «Переход», П. Калиновский).

Такие случаи не единичны. Функции мозга, включая и сознание, помогают лишь подключить душу к телу как к аппарату, позволяющему человеку действовать в мире материи. Если мозг как орган здоров, то аппарат будет хорошо слушаться и не мешать душе, чем мы по своей сути и являемся, им управлять. К. Льюис, западный богослов, христианин, однажды справедливо заметил: «У тебя нет души. Ты сам — душа. У тебя есть тело».

Все вышесказанное говорит о том, что каждый человек после смерти тела остается самим собой, только лишается аппарата, посредством которого имеет возможность влиять на материальный мир. Несложно представить, в каком обескураженном состоянии находится человек, потерявший тело и получивший все свойства чистого духа:

Однако все эти приятные моменты, согласно накопленной статистике свидетельств, чаще всего актуальны для светлой, мало отягощенной грехами души человека. А таких людей не так уж и много. Врачи реанимационных отделений очень часто рассказывают, что происходит с самоубийцами, которых приходится «откачивать». Они умоляют не бросать их и обязательно вернуть к жизни, потому что они немедленно после выхода из тела попадают под влияние бесов, которые имеют над ними полную власть, и тут же оказываются в аду.

Люди, ведущие греховный образ жизни, часто неверующие и невоцерковленные, после клинической смерти нередко меняют отношение к жизни и становятся прихожанами храмов. Они, так сказать, воочию убеждаются в том, кто именно «пасет» их и встречает — бесы, от одного вида которого душа цепенеет от ужаса. Никто добровольно не пожелает провести вечность в этой гадкой компании.

Мытарства души после смерти

Согласно различным случаям, свидетельствам и церковному опыту, душа человека после окончательного выхода из тела (смерти) иногда на третий день, начинает прохождение мытарств.

Мытарства — слово из старого лексикона

Царство Небесное — это конкретное место в духовном пространстве, куда душа интуитивно или с помощью Ангелов поднимается вверх. На пути восхождения ей препятствуют демонические силы, которые требуют своего — ведь человек грешил, значит, становился похожим на них. Вот и требуют свое к себе. Важно, что бесы еще и привирают поступки человека, придумывают свое, выставляют в ином свете. Если душа начнет возмущаться, ее могут тут же и схватить за смирение. Ведь это — последний экзамен для человека.

Мытарства длятся 40 дней. Без преувеличения можно сказать, что это самое ответственное и трудное время для человека, потому что решается судьба его постоянного пребывания в вечности. Именно тогда будет решаться, где он будет находиться: в царстве любви с Богом или в любой стране ненависти и мук.

Стоит ли осиротевшим переживать за себя и рыдать об ушедшем? Ведь он всего лишь временно командирован в место, откуда он не сможет связаться с вами (или редко, посредством сна). Вряд ли стоит тратить драгоценное время. А следует быстрее обратиться к молитвослову и начать, наконец, помогать ушедшему своей горячей и богоугодной молитвой, спасая от гнусных демонов.

Как молиться за усопшего — акафист за единоумершего

Как бы то ни было, главное, что при смерти человека центр внимания должен представлять собой не убитый горем покинутый родственник или любимый человек, а сам усопший. Безумный плач, попытки прыгнуть в могилу вслед за гробом — это не что иное, как свидетельство обостренного эгоизма, когда человек жалеет себя, любимого, а не усопшего, которому как раз бы не помешал молитвенный щит. Тем более, во много раз усиленный любовью оставшихся пока еще на земле.

Читайте также:  4 карты верности толкование

Молитвы за единоумершего — это молитвословия лишь за одного человека. Священники советуют читать за него Псалтирь — она представляет собой слово Божие, поскольку устами автора Псалтири, который известен, является древний святой, пророк царь Давид. При этом акафист за единоумершего является народным творчеством.

Близкие и родственники в домашних молитвословиях об умершем в основном полагаются на свою интуицию — что будет лучше для усопшего.

Акафист за единоумершего — это проникновенные прошения ко Господу, которые дают возможность:

Также словами акафиста человек выражает свою надежду на дальнейшую встречу с ушедшим в Царствии Божием.

Как читать акафист

Люди часто задают священникам такие вопросы, как «как правильно читать акафист» и «акафист за единоумершего — когда читать?».

Акафист — полноценная служба. Он может читаться:

Для тех, кто никогда не читал таких молитв, можно приобрести или найти в сети акафист за единоумершего с текстом с ударениями, это избавит начинающего от лишних отвлечений на непривычный лексикон и раздумья, как произнести то или иное слово.

Платок и юбка для женщин обязательны лишь во время нахождения в храме. Акафист можно начинать со стандартного зачала:

И начинают акафист.

Можно начать и так:

После завершения чтения обязательно во всех случаях мы благодарим нашу Помощницу — Пресвятую Богородицу. Поэтому читаем «Достойно есть».

Гимн читается или поется стоя. Однако всегда учитываем свое состояние. Если чтец устал, болен или скверно чувствует себя, то можно и сидя.

Мирянам желательно взять благословение на это доброе дело от священника. Согласно церковному опыту, будет легче читать, потому что вместе с добрым делом — милостыни ради усопшего, чем по сути и является молитва, человек будет выполнять послушание. А это, как известно, добродетель, которая угодна Богу.

Читать нужно с первого дня перехода человека в мир иной и по сороковой. Далее можно читать его каждую субботу — это день усопших.

Нет непременного условия стоять перед иконостасом. Гимн позволяет произнесение молитв без образов. В данном случае гораздо важнее внутренний настрой чтеца. Ленивое или озлобленное состояние души не доставит пользы никому — ни читающему, ни покойному. Напротив, сокрушенное перед волей Божией, смиренное настроение во время молитвы станет свидетельством любви к усопшему. Усердие в молитве утешительно и для души отошедшего в мир иной, и для самого запоминающего.

Когда акафист не читают

Есть особые дни, когда чтение таких молитвословий и вообще поминание усопших запрещено церковным уставом. Это касается Страстной седмицы, когда вспоминаются мучения и распятие Спасителя за наши грехи и искупление их перед Отцом Небесным, и Светлой, когда мы радуемся о победе Иисусом Христом смерти, а также тому, что на Пасху даже грешники в аду освобождаются от мук.

Но можно прочитывать Пасхальный канон или Деяния святых апостолов всю Светлую седмицу — это будет такой же молитвенной помощью покойному, как и акафист по усопшему до 40 дней.

Чем еще помочь усопшему

Священники и весь церковный опыт заверяют, что постоянными и искренними воззваниями к Небесному Отцу вполне возможно вымолить душу даже из преисподней. Ни одному человеку не известно, где будет находиться душа после завершения земного пути до Страшного Суда. Хотя священники знают настоящую малоутешительную картину — большинство людей идут в ад, как ни желалось бы нам иного. Мир лежит во зле, как говорит библия, и люди очень много грешат. Поэтому и оказываются неспособны к восприятию жизни в Царстве Божием, в мире любви, смирения, добра. Поэтому духовная поддержка родственников, близких и любящих всегда будет как нельзя кстати.

Гораздо больше возможности помочь крещеным. За людей, которые стали членами Церкви — неважно, по своему выбору или по выбору их родителей, может молиться вся Церковь Христова в любом уголке мира.

В арсенал возможностей входят:

Как быть, если усопший был некрещеным

Вот в этом случае домашняя (или келейная) молитва будет просто неоценимой. В Церкви за некрещеного молиться не станут — не по злобе, не потому, что там «не наши». А по закону Божьему о воле человека. Если усопший не принял Христа, то Церковь свято соблюдает его выбор. Но всегда можно попросить христианина молиться о некрещеном, потому что домашняя молитва о некрещеном будет угодна Богу.

Также всегда можно молиться о нехристианине мученику Уару. Этот святой имеет особую благодать вымаливать для жизни в Небесное Царствие души нехристиан из ада.

В заключение хотелось бы сказать о милостыне, которую творят за усопшего. Она не всякий раз может быть денежной, но всегда способна помочь вытащить душу из преисподней. Можно посещать больницы и помогать ухаживать за больными, посещать детские дома, кормить птиц и зверей, особенно в зимнее время, и, конечно, молиться.

Православная Церковь имеет множество примеров того, как умершие ожидают от них молитв от оставшихся на земле людей: они являются наяву во сне, передают через сны других людей, иногда даже по особому благословению Божьему звонят по телефону (в последнее время распространенное явление), и указыват на нужду в молитвенном поминовении о себе.

Христианская любовь бессмертна, а отошедшие в мир иной не мертвы, а живы, и любят нас еще больше, поскольку душа людская бессмертна, а после выхода из поврежденного тела все чувства ее становятся ясными и ничем не замутненными. Поэтому если человек попадает в ад, то не только любовь у оставшихся на земле становится жгучей, но и муки ада переживаются душой в полной мере. Именно потому настолько значительна молитва об упокоении души представившегося.

Источник

Adblock
detector