Меню

Аристотель о сновидении и толковании сновидений

Тема 1. История отношений человека со сновидениями, физиология сна и сновидения

1s 2s 2p 3s 3p 3d 4s 4p
n+l 1+0=1 2+0=2 2+1=3 3+0=3 3+1=4 3+2=5 4+0=4 4+1=5

n = 3 n = 3

l = 0 l = 0

Е p

s 8О 1s 2 2s 2 2p 4

n l 0 1 2 3

В различных письменных источниках упоминается, что уже в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае и Греции, за несколько тысячелетий до нашей эры, люди интересовались сновидениями. Жрецы в храмах, придворные снотолкователи, прорицатели судьбы на базарах пытались разгадать волю богов, духов и предсказать будущее по сновидениям. Часто считалось, что сновидение есть средство общения с Богом. Так в древней Греции существовал обычай целительного сна в храме Эскулапа для получения в сновидении лечебных предписаний от самого Эскулапа, которые истолковывались служителями храма.

Древние египтяне относились к сновидениям как к посланиям богов. Так дошедший до нас папирус из Дерал-Мадинеха написанный примерно в 2000-1700 г.г. до нашей эры содержит указания о том, как получить в сновидениях советы свыше. Для этого в разных местах Египта имелось несколько храмов древнеегипетского бога сновидений Сераписа – серапиомов. Для получения божественного совета широко практиковалось вызывание нужных сновидений, когда человек, совершив соответствующий обряд, засыпал в серапиоме и получал желанный совет в своем сне. Существовала даже практика найма «талантливых» сновидцев, которых страждущий посылал в серапиом посмотреть нужный сон за себя.

В священных ведах древних индийцев есть перечни благоприятных и не благоприятных сновидений. Эти тексты относятся приблизительно к 1500-1000 г.г. до нашей эры и содержат толкования символов сновидений. Разные периоды ночи имели разное значение для истолкования сновидения, учитывался также и склад характера человека. Индийцы полагали существование четырех состояний души – бодрствования, сна со сновидениями, сна без сновидений, мистического единения.

Китайцы и индусы учитывали наибольшее количество факторов при истолковании по сравнению с другими школами древности.

Поскольку сновидения виделись нашим предкам некоторым «окном» в будущее, то понятно, что мимо такой возможности не могли пройти люди, чей успех и даже жизнь во многом зависели от Колеса Фортуны – военачальники и полководцы.

Наиболее известный пример тому – Александр Македонский. Известно, что его учителем был Аристотель, написавший три трактата о сновидениях. Сам Александр записывал свои сновидения и даже иногда оглашал их перед войсками. Вот случай, который приводит в своей «Онейрокритике» Артемидор (White R., 1975). Во время осады Тира в 332 г. до нашей эры Александру приснилось, что греческий полубог Геракл (Аристотель был греком) простер к нему руку со стен города и позвал к себе. Накануне осады Тира Александр настаивал на праве совершать поклонение Гераклу в одном из храмов Финикии. Он также, считал себя потомком Геракла и его преемником на земле. В поход на персов он взял с собой снотолкователя Аристандра (есть сведения, что он написал свое толкование сновидений). Аристандр истолковал это сновидений так, Александр возьмет Тир, но лишь после великих трудов, сравнимых с подвигами Геракла.

В другом сновидении Александр увидел Сатира (полубога), который отплясывал на щите Александра и издевался над ним, не давая себя изловить. С большим трудом Александру удалось его пленить. Аристандр разделил слово Satyros (сатир) на два – Sa и Tyros, что означает «Тир твой». Это толкование побудило Александра к решительному штурму и победе.

Этот подход к истолкованию с помощью выделения второго смысла в словесном именовании образа сновидения предвосхитил фрейдовское исследование игры словами в сновидениях. Вот более свежий пример такого рода. Даме (американке) снится среди прочего, что она вносит в свой дом почтовый ящик, стоявший на улице. Здесь имеет место игра словами с подменой одного смысла другим, а именно, почта в английском языке mail звучит как «мэйл», самец (мужчина) – male, также произносится как «мэйл». Заменяя объект своего желания на безобидный почтовый ящик, замужняя женщина избавляется от опасной встречи во сне с посторонним мужчиной.

Карфагенянин Ганнибал, перешедший Альпы и вторгшийся в Италию, увидел во сне ползущую огромную змею, уничтожавшую все на своем пути. Небо было застлано клубами дыма и иногда освещалось молниями. Перед Ганнибалом предстал юноша, повелевший ему следовать своему сну. Змея символизировала армию Ганнибала. После этого сновидения Ганнибал отдал приказ о наступлении, которое едва не привело к падению Рима.

Сто лет спустя Юлий Цезарь, в то время римский военачальник, видел сновидение, в котором он совокуплялся со своей матерью. Его истолковали как то, что Рим, Город-Мать всех городов, готов «отдаться» Цезарю. Цезарь получил моральную поддержку, продолжил свое противостояние с сенатом, перешел Рубикон и овладел Римом, не пролив ни капли крови.

В древней Греции сновидения использовались для диагностики и лечения. В храмах Эскулапа специально обученные жрецы давали страждущим сонное зелье, а затем истолковывали увиденное во сне в направлении лечения. Нужно заметить, что исследования наиболее авторитетного отечественного специалиста в области сновидений В.Н.Касаткина, подтверждают представление о том, что в сновидениях часто задолго до начала заболевания появляются его предвестники. Например, при неврастении во сне могут появляться сцены с отставанием от поезда или попаданием за границу без денег и документов. При соматических заболеваниях, та часть тела, которая беспокоит, может появляться во сне в виде хирургической операции над ней, раздавливания или преувеличенных размеров. Это могут быть неестественно крупные глаза у кого-либо при глазных болях или не пропорционально большая голова при головных болях.

Сновидения в Библии. В Книге книг приводится эпизод из жизни Иосифа, в котором он истолковывает сон фараона. Фараон видит себя стоящим у реки, из которой вышли 7 тучных коров и стали пастись в прибрежном тростинке. После них вышли из реки 7 тощих коров и съели тучных. Фараон проснулся. Заснув опять, он увидел, что на одном стебле поднялись 7 колосьев тучных и хороших, за ними выросло 7 колосьев тощих и иссушенных восточным ветром. И пожрали тощие колосья семь тучных и хороших.

Для истолкования сновидения был призван Иосиф, который дал следующее объяснение фараону. Семь тучных коров это семь лет изобилия; семь тощих – семь лет голода. Сон повторился дважды, значит это истинное слово божье. После чего мудрый Иосиф сказал фараону следующее: «Да усмотрит фараон в земле египетской мужа разумного и мудрого и поставит над землей Египетской и повелит надзирателям 7 лет изобилия забирать пятую часть урожая для корма в 7 голодных лет». Фараон естественно «усмотрел» такого мужа в самом Иосифе.

Во времена Христа в Иерусалиме было 24 толкователя снов. Один из них – Рабби Хисда, он считал, что всякое сновидение подобно нераспечатанному письму и имеет смысл, кроме сновидений, вызванных голодом. Авторы Талмуда, а Рабби Хисда был одним их них, допускали, что некоторые сны могут быть пророческими, к ним они причисляли сны, приснившиеся утром; сны, в которых человек снится кому-то другому; сны, которые истолковываются в другом сне. Повторяющиеся сны тоже могут сбываться.

Наиболее авторитетное сочинение по снотолкованию (White R., 1975) дошедшее до нас из античных времен написано Артемидором из г.Далдис (135 – 200 г. до н. э.). Артемидор много путешествовал и собирал материал по сбывшимся, то есть правильно истолкованным сновидениям.

Артемидор разделял сновидения на 5 категорий: Сон, Видение, Оракул, Фантазия, Призрак. Сон – истина, скрытая под маской иного образа, так Иосиф истолковал сон Фараона. Видение – сбывание того, что было во сне, например, утрата зуба во сне – наяву вырывание зуба. Оракул – предсказание, имеющее божественное происхождение. Фантазия – голодному снится еда, влюбленному встреча с любимой. Призрак – кошмарный сон, который видят ослабленные люди или дети.

Основной принцип истолкования сновидений по Артемидору – нет общих закономерностей возникновения снов и нет универсальных правил толкования. Толкование сновидений это род искусства.

Сократ считал, что сновидения это внутренний голос человека и крайне важно относиться к нему серьезно и следовать его велению. Для этого у Сократа были серьезные основания: когда афиняне приговорили его к смерти, в тюрьме, в ожидании казни, его посетило сновидение – Голос свыше, сказавший: «Сократ! Посвяти себя искусству муз». На протяжении своей жизни Сократ не раз видел это сновидение и полагал, что это призыв заниматься философией, но перед казнью он понял, что должен писать стихи, чем он и занялся. Его друг, пришедший навестить и подбодрить своего товарища, был очень удивлен тем, что Сократ был вовсе не удручен скорым концом, а, напротив, сочинял стихи и оды. И тогда Сократ рассказал ему эту историю.

Платон. Теория сновидений Платона во многом предвосхищает теорию Фрейда. Платон считал, что во время сна снижается контроль за побуждениями и многие противозаконные побуждения находят себе выражение и могут увеличиваться в количестве. Если отходить ко сну не испытывая сильных желаний или неудовольствий, то лучшая часть души найдет свое выражение в созерцании того, чего она не знает, касается ли это прошлого, будущего или настоящего, то есть приблизится к истине. В каждом из нас есть жестокие, дикие и беззаконные пожелания, которые обнаруживаются во сне.

Аристотель в противоположность Платону, считал сновидения рациональным и очень чутким к проявлениям телесной и душевной жизни, явлением. Но многие сновидения бессмысленны и случайны и, стало быть, истолкование невозможно. Пророческие сновидения в большинстве своем лишь совпадения.

Рассуждая о сбывающихся снах, Аристотель называет такие их возможные причины: «знание» организма о начинающемся нездоровье; случайное совпадение; глубокое убеждение в том, что сны сбываются и человек как бы сам себя подгоняет к «предсказанному» концу; и, наконец, внутреннее «я» человека подчинено социальным предубеждениям.

Фома Аквинский различал четыре типа сновидений. Сновидения могут быть причиной будущих событий: встревожась во сне, мы действуем днем определенным образом. Сновидения могут быть предзнаменованием, поскольку порождаются они и грядущие события одной причиной и, в силу этого обстоятельства, по сновидениям можно предсказывать будущие события. Причина сновидений может быть вне нас или в нас самих. Внутренняя причина может быть либо душевной, либо телесной. Эти причины не дают пророческих сновидений. Внешняя причина может быть также телесной или духовной. Телесная – воздействие на тело из вне. Духовная иногда исходит от Бога, иногда от демонов и лишь божественные сновидения могут быть пророческими.

Аквинский полагал, вслед за Греками и Индусами, что во сне может проявляться телесный символизм, например, человеку холодно и ему снится, что он идет босиком по воде или снегу.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 452 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Теории сновидений в древности (ancient theories of dreams)

Люди, жившие в древнем и античном мире, без сомнения считали сновидения очень важной частью своей жизни. Письменные свидетельства дают нам подробное представление о пророческом, религиозном и целительном значении сновидений для людей того времени.

Одно из первых письменных свидетельств такого рода — ассирийский эпос о Гильгамеше, записанный в III тысячелетии до н. э. Полубог-получеловек, герой эпоса явился своему спутнику Энкиду во время двух сновидений. Энкиду стал толкователем снов Гильгамеша. Эти сны были посланиями богов и направляли двух друзей в их рискованных похождениях. Непреходящее значение снов для ассирийцев становится очевидным также из того факта, что правитель Ассирии Ашурбанипал руководствовался снами при ведении своих военных кампаний в VII в. до н. э. Глиняные клинописные таблички, найденные в Вавилонии и Халдее, содержат множество описаний и толкований снов.

В самых ранних египетских папирусах описывается множество рецептов вызывания и толкования снов. Содержащаяся в Ветхом завете история о том, как Иосиф толковал сны фараона, также указывает на особую роль сновидений в египетской культуре.

Индийские записи Упанишад, относящиеся к 1000 г. до н. э., содержат развернутые описания снов и рассуждения об их значении для духовной жизни.

Во вступительной части «Илиады» Гомер описывает, как Зевс послал Агамемнону Сон (=персонаж сновидения), к-рый склоняет его пойти в поход на Трою. Сновидения определяют дальнейшее развитие событий как в «Илиаде», так и в «Одиссее», где Пенелопа видит сны о возвращении из странствий своего мужа Одиссея. Неясность снов Пенелопы заставляет Гомера образно разделить их на сны, проходящие через ворота из слоновой кости (верные сны), и сны, проходящие через роговые ворота (ложные сны).

[Согласно русскому переводу «Одиссеи», сделанному В. Жуковским, все наоборот:

Создано двое ворот для вступления снам бестелесным

В мир наш: одни роговые, другие из кости слоновой;

Сны, проходящие к нам воротами из кости слоновой,

Лживы, несбыточны, верить никто из людей им не должен;

Те же, которые в мир роговыми воротами входят,

Верны; сбываются все приносимые ими виденья.

Гомер, «Одиссея», XIX, 562—567. — Примеч. науч. ред.]

Важная роль сновидений красной нитью проходит через весь Ветхий завет от Книги Бытия до Книги пророка Захарии. Господь говорил с Авраамом ночью, во сне, сообщив ему о соглашении (Завете) между Богом и его народом. Точно таким же образом он повторил свое послание Иакову. Иосиф поучал обращенные к нему послания не в столь прямой форме, его сновидения были более символичны. Его способность к толкованию снов сделала его важным человеком в Египте. Великие цари иудейские — Самуил, Давид и Соломон — видели великие сны. Очень важное место отводится сновидениям в главах об Иове и Данииле. В книгах пророков Ветхого завета можно проследить все сложности, связанные с интерпретацией сновидений. Библейские персонажи испытывали трудности при установлении связей между видениями, снами и пророчествами, а также при различении верных и ложных сновидений. Единственным критерием истинности таких посланий могла служить связь между Богом и видящим сон человеком.

Важная роль сновидений прослеживается и в Новом Завете. Примером того может служить пророческий сон Иосифа о рождении Христа: «Но когда он помыслил это, — се, ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго».

Греческая традиция несколько видоизменила архаичные гомеровские представления о сновидениях как сверхъестественных откровениях богов или выдающихся личностей прошлого. Начиная примерно с V в. до н. э., получила развитие орфическая идея поиска индивидуального сообщения с богами, к-рые могут снабдить сведениями для толковании или прямого использования. К III в. до н.э. орфическая традиция оформилась в общественный институт в виде более 400 «храмов», куда каждый чел. мог прийти и рассказать о своем сновидении, или погрузиться в сон и «инкубировать» сновидение, а затем получить его толкование в аспекте возможных средств исцеления или планов на будущее.

Толкование снов можно найти в работах практически всех ранних греческих философов (напр., Пифагора, Гераклита и Демокрита). Платон, также относился к сновидениям весьма серьезно. Это четко прослеживается в диалоге «Критон», где Платон описывает сон Сократа о приближающейся смерти. В «Государстве» он обсуждает проявления темных, инстинктивных аспектов чел. в сновидениях.

Сверхъестественность мира сновидений ставится под сомнение в работах только двух великих греков — Аристотеля и Цицерона. Оба они решительно отвергали сверхъестественную пророческую природу снов. Аристотель рассматривал сновидения как остаточные чувственные впечатления и объяснял их необычные свойства понижением уровня «рассудительности» во время сна и их бесконтрольными «перемещениями» и «столкновениями». Цицерон полагал, что сновидения — это «фантомы и видения». Он утверждал, что не следует уделять им большее внимание, нежели ощущениям, присутствующим в состоянии опьянения или помешательства. По мнению Цицерона, для того, чтобы проверить будет ли плавание удачным, лучше не полагаться на сны, а проконсультироваться со знатоком своего дела, напр., с мореплавателем.

Источник

Читайте также:  Астрологическое толкование рун эваз
Adblock
detector