Меню

Борьба иакова с богом толкование святых отцов

Борьба БОГА с Иаковом. Почему БОГ не одолел его?

=Один из моих вопросов о Иакове. Что это за бог который не смог победить человека и боится лучей солнца?! =Э. К-К.

Атеисты и язычники всё в Библии понимают буквально, но сказано:». буква убивает, а дух животворит» (2 Кор.3,6). При духовном прочтении открываются совершенно иные грани событий.

1.»И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; • и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было. • И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; • и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. • И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. • И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. • И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. ( В современном переводе: ибо ты боролся с Богом и с людьми и не был побеждён) • Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там.• И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. • И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое.• Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова». (Быт.32,22-32)

Это была борьба с упрямым нежеланием Иакова встретиться со своим братом (перед которым он был виноват) и испросить у него прощения. Но не только.
Это была борьба с его недоверием БОГУ, с нежеланием смиренно принять Волю БОЖИЮ, с его упованием не на БОГА, а на хитрость и свои силы, с горделивой уверенностью в том, что он знает лучше БОГА, как надо поступить и как ему спастись.

2. В своё время Иаков коварством и хитростью лишил своего брата Исава первородства и благословения отца, эти преступления были достойны самого тяжкого наказания. Иаков боялся мести брата. Он испытал панический ужас и животный страх за свою жизнь и жизнь своей семьи, когда нависла угроза их неизбежной встречи.
Исав с четырьмя сотнями воинов стремительно приближался к стану Иакова, утром они должны были встретиться лицом к лицу.

Иаков, оставшись один, истово молился о своём спасении и призывал БОГА сделать так, чтобы встреча с братом не состоялась, чтобы Господь задержал Исава, пока Иаков с семьёй, рабами, слугами и скотом не удалится достаточно далеко.

БОГ посредством Ангела явился Иакову и пытался побороть его страх, и убедить Иакова, что он под БОЖИЕЙ защитой, что он должен покаяться перед братом и испросить прощения за грех против него, что ничего плохого Исав с ним и семьёй не сделает, и что бегство его погубит.

Всю ночь Ангел боролся с Иаковом (с его страхами, недостатком веры в защиту БОЖИЮ, с его упрямством и отсутствием смирения перед БОЖЬЕЙ Волей), но всё было напрасно. Иаков молил спасти его, но именно тем способом, каким он, Иаков, считал правильным.

3. Так и мы, грешные, мало того, что просим у БОГА иногда то, что для нас не полезно, но ещё ставим условия о просимом, часто несовместимые с самой просьбой. Поэтому Ангел иногда отходит нас, оставляя нас с нашими «хотелками».
Верить, значит доверять. Если мы о чём-то важном просим БОГА, то должны быть уверены, что если это полезно, БОГ исполнит нашу просьбу самым наилучшим для нас образом.

Сам ХРИСТОС молился в Гефсиманском саду, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». (Лк. 22:42). Вразуми, Господи, и нас быть смиренными в наших прошениях!

4. Ангел не мог одолеть панического страха и нежелания встречи Иакова с братом. И Ангел отступил, ибо БОГ не нарушает свободы воли человека. Он сказал Иакову: «Отпусти меня…». Смысл этих слов: «Если ты не слушаешь меня, не доверяешь Моему Слову, зачем ты молишься Мне и удерживаешь Меня своей молитвой? Тогда отпусти Меня, тем более, что взошла заря, и твой брат скоро будет здесь».

Чтобы не случилось беды, спасая Иакова от неминуемой смерти, Ангел коснулся бедра Иакова, и повредил ему ногу. И только в этот момент, когда Иаков почувствовал острую боль, он понял, что все планы на бегство рухнули, что единственная его надежда – милосердие, защита и помощь БОЖИЯ. И говорил: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».

Так часто, спасая самонадеянного человека от страшного зла, смерти или преступных замыслов, БОГ попускает внезапную болезнь или какое-либо неприятное событие в жизни человека, и этим спасает его. Более того, человек, видя крушение своих планов и осознав свою немощь, обращает свой взор и свою покаянную молитву к Спасителю, Всемогущему и Милостивому ТВОРЦУ.

6. Тогда Ангел спрашивает его имя не потому, что не знает, но потому, что вместо имени Иаков (препона) даёт другое – Израиль (боролся с Богом, Бог борется) и благословляет его, как потомка Авраама.

Господь БОГ, назвав Иакова Израилем (богоборцем), как бы предсказал народу Израиля судьбу богоборца. Действительно, в дальнейшем народ Израиля (в лице книжников, фарисеев и их приверженцев) ожесточённо боролся с БОГОМ-ХРИСТОМ и требовал ЕГО распятия:

«Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.» (Мф.27:22-26).

Читайте также:  Вся семья вместе так и душа на месте толкование

Возмездие постигло народ Израиля, когда, через некоторое время, римляне истребили израильтян и детей их, был также разрушен Иерусалим и Иерусалимский Храм, единственный, где иудеи могут приносить жертвоприношения БОГУ. Что это, как ни кара БОЖИЯ?!

7. Как мы знаем, встреча братьев, как и обещал Ангел, закончилась для Иакова самым благоприятным образом, Исав его простил. «Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,] и с ним четыреста человек. … пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему. И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали [оба]» (Быт.33,1-4).

И, всё-таки, остался в сердце Иакова страх и боязнь переменчивого и воинственного характера Исава. И, продолжая молиться о своём спасении, он, всё-таки, бежал от своего брата, упросив, чтобы Исав не ждал его, и пообещав, что последует за ним. БОГ попустил это бегство, зная, что после их примирения жизни Иакова уже ничего не угрожает.

Об этом в Библии сказано так: (Иаков сказал, обращаясь к брату) «пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир. …• И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир. • А Иаков двинулся в Сокхоф…» (Быт.33,14-17).

Другие трактовки этого весьма не простого для анализа эпизода из Библии можно посмотреть на Православных сайтах.

Источник

Глава 2. Бог или демон?

Главная трудность вопроса, поставленного в конце предыдущей главы, связана с тем, что слово «элогим», переведенное в русском тексте как «Бог», имеет еще значение «ангел» или «духовное существо». Поэтому относительно личности боровшегося с Иаковом издавна существовал достаточно широкий спектр мнений. По свидетельству митрополита Филарета (Дроздова), среди древнеиудейских толкователей было распространено мнение, будто с Иаковом боролся ангел-хранитель Исава или даже злой дух – призрак Исава (27, с. 65). В противовес этому раннехристианские богословы видели в боровшемся или Ангела (Ориген, Августин), или Сына Божия. Последнее мнение, высказанное большинством православных экзегетов (Иоанн Златоуст, Феодорит, Иустин, Климент Александрийский, Афанасий, Иларий и др.), можно считать общепризнанным в православной Церкви. Высказывались и другие точки зрения, в частности у Оригена есть ссылка на древнего писателя, видевшего в сопернике Иакова Ангела Уриила, «который с Ангелом Исраилем вошедшим в Иакова препирался, дабы самому соединиться с лицем сего патриарха» (27, с. 66), а известный фольклорист Д. Фрэзер доказывал, что Библия описывает встречу Иакова с водяным, или духом реки (28, с.297–305). Впрочем, подобные частные мнения не получили широкого хождения, так что мы можем без большого ущерба ограничить наше изыскание только двумя из приведенных взглядов, отражающих принципиально противоположные позиции: с Иаковом боролся либо Бог (непосредственно или посредством Ангела), либо враждебный дух (ангел Исава).

Господство в иудейской богословской традиции второго взгляда имеет под собой, безусловно, очень глубокие причины, коренящиеся в особенностях иудейского монотеизма. В отличие от метафизического безличностного монотеизма неоплатоников или Веданты, Библия утверждает личного и конкретного Бога, но в силу Его всемогущества и запредельности (трансцендентности) «ни подлинная взаимность, ни встреча лицом к лицу этой страшной Божественной монады и смиренной твари невозможны. Он проявляет Себя только своей властью, и само имя Его непроизносимо. Он окружает Себя неприступным светом, и человек не может увидеть Его и остаться живым» (14, с. 202). Вернее, встречи с Богом бывают, и случаев таких немало ( Исх. 3, 24, 33 ; Суд. 6, 13 ; Ис. 6 ), но каждый раз они фиксируются как исключение. Каждый раз повторяется одна и та же фраза, впервые произнесенная Иаковом: «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» ( Быт.32:30 ). Нечто инородное врывается в ветхозаветные отношения человека и Бога, и доктрина иудейского монотеизма сотрясается от такой встречи, рискуя дать трещину. Каждая такая встреча надрывает завесу, отделяющую Святая Святых, ту завесу, что раздралась окончательно, когда дело воссоединения человека с Богом «совершилось» ( Матф. 27:51 ; Ин.19:30 ).

Но если даже смиренное созерцание Бога в Его величии, в Его «святая святых» невыносимо для ветхозаветной веры, то что сказать о состязании с Богом? Здесь наступает предел, здесь «для иудеев соблазн», как впрочем, если быть честными, – и для христиан тоже. Еще и еще раз можно подивиться этому великому в своей вере народу, переписывавшему из века в век слова, против которых восставали и разум, и сердце! Сопротивлялись, перетолковывали на свой лад, но не притронулись к букве.

Развернутую защиту версии о враждебном Иакову духе мы находим у Д. Щедровицкого, хорошо знакомого с иудейской экзегетической традицией (30, с.242–259). Против отождествления боровшегося с Богом приводятся следующие доводы:

1. Разве Бог мог бороться с человеком и не одолеть его? Бог всесилен.

2. Боровшийся спрашивал Иакова об имени, Бог же никогда не спрашивал, как имя Моисею или Аврааму. Бог всеведущ.

3. Если бы с Иаковом боролся Бог, тогда не имело бы смысла повторное переименование Иакова Израилем ( Быт. 35:10 ).

Слова Иакова «я видел Бога лицем к лицу» трактуются следующим образом: я (Иаков) постоянно предстоял в моей прежней жизни лицу Божию, т.е. ходил пред Ним непорочно, и поэтому Бог помог мне совершить сверхъестественное – одолеть ангела. Сам ангел Исава признает эту победу: «ты с духами боролся, и человека одолевать будешь», но Иаков требует сверх того признать его права на первородство, на благословение отца и на Святую землю. Именно так понимаются слова Иакова: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».

Любопытно, что о повреждении бедра Иакова в приведенной аргументации не говорится ни слова. Таким образом комментатор снимает с себя неприятную необходимость обсуждать противоречивый характер борьбы. Победа Иакова считается полной и неоспоримой. При этом само единоборство понимается в чисто духовном смысле, а значение имени Израиль толкуется как «воин Божий».

Читайте также:  Выливание порчи яйцом толкование

Складывается картина вполне правдоподобная как с конкретно-исторической (пшат), так и с психологической (ремез) точек зрения. При этом легко нащупывается и третий смысловой пласт (друш), символический или пророческий, относящийся к прозрению духовных реалий, стоящих за повествованием. Вот как его излагает Щедровицкий:

«И остался Иаков один». Человек остается наедине с самим собою: так с кем же может он бороться в этом состоянии, как не с собою самим? Мы помним, что Исав есть человек внешний, человек плотский, Иаков же – человек духовный. И в каждом из нас есть «Исав» – человек опасный, мстительный, себялюбивый и агрессивный; и есть «Иаков», человек мирный, «живущий в шатрах», внимающий слову Божьему. И как же «Иакову» одолеть в этой борьбе? Прежде всего, ему нужно побороть «ангела-покровителя Исава», т.е. то внутреннее оправдание образа жизни «Исава», из которого «Исав» черпает силы. «Исава» необходимо одолеть духовно – и тогда уже водворится в человеке мир между «Иаковом» и «Исавом».

И когда встречает Иаков Исава, то встреча эта выглядит совсем иначе, чем он ожидал: вдруг чудесным образом исчезают его страхи и опасения. И встречаются не двое врагов, но двое братьев.

Иаков вывел своих детей и жен навстречу Исаву:

«А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему.

И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали» ( Быт. 33:3–4 )

Вся сила злобы Исава исчезла, потому что перед этим был побежден ангел, поддерживавший его. Ангел был вынужден благословить Иакова, а вследствие этого и вслед за этим благословляет Иакова и сам Исав. Тот внешний, физический, плотский человек, который в нас пытается бороться с духовным началом, не представляет никакой опасности, если «ангел» его в нас уже побежден. Тогда плотский человек не противится больше духовному, а просто выполняет свою роль, делает свое дело, ибо плоть и ее животные силы необходимы для земной жизни. Но горе нам, если этот Исав претендует на первородство, – первородство должно принадлежать Иакову, т.е. человеческому духу» (30, с.250).

Что же могут противопоставить этой версии представители святоотеческого традиционного толкования? В сущности, все вышеприведенное построение разбивается вдребезги одним-единственным аргументом: Иаков сам дважды недвусмысленно заявляет о том, что признает в боровшемся Бога: один раз – испрашивая благословение, другой – утверждая, что «видел Бога». Для Филарета, к примеру, сила этого довода столь очевидна, что он даже не воспринимает серьезно возможность отождествления боровшегося лица со злым духом, роняя, как бы мимоходом, по поводу этой версии всего одну фразу: «нелепость, которая без труда обличается из наименований противоборца, и прошения от него благословения» (27, с.65). Действительно, само обращение «благослови», столь часто встречающееся в Библии, вполне однозначно свидетельствует как в этом, так и в других местах о признании за благословляющим некоего духовного превосходства или способности сообщения неких даров, так что испрашивание Иаковом благословения у побежденного им врага, символизирующего к тому же низшие силы души, иначе как нелепостью не назовешь, даже если подменять слово «благослови» выражением «признай за мной право».

Столь же неудачна предпринятая Щедровицким попытка перетолкования фразы «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» в смысле «я раньше когда-то видел Бога, а вот теперь поэтому сохранилась моя душа». Мысль, прозвучавшая в стихе 32:20, встречается, как уже отмечалось, в Ветхом Завете неоднократно, и всегда после действительной встречи с Богом. Это своего рода устойчивое словосочетание, и попытка разорвать две его части грешит явной тенденциозностью, если не намерением исказить текст.

Так, на горе Синай семьдесят старейшин во главе с Моисеем видели Бога. «И видели Бога Израилева. И Он не простер руки Своей на избранных сынов Израилевых. Они видели Бога, и ели, и пили» ( Исх. 24:10–11 ). Сходная реакция от встречи с Богом у Гедеона: «И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь» ( Суд. 6:22–23 ). Описание явления Ангела родителям Самсона содержит целый ряд мест, буквально совпадающих с изображением богоборчества патриарха: «И сказал Маной Ангелу Господню: позволь удержать тебя. », «И сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя. Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем?», «Тогда Маной узнал, что это Ангел Господень. И сказал Маной жене своей: верно, мы умрем; ибо видели мы Бога» ( Суд. 13:15–22 ). А спустя пять веков пророк Исайя восклицает после видения Господа в храме: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами. – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ( Ис. 6:5 ).

Итак, видим везде в Библии, что обычная реакция человека на встречу с Богом или Его Ангелом – что в данном случае одно и то же – это ожидание смерти, почему и возникновение сходной реакции у Иакова подтверждает факт богообщения.

Другим серьезным упущением «иудейской» версии Щедровицкого является положение о том, что борьба совершалась исключительно в духе, «в видении», как пишет Щедровицкий. Здесь автор попадает в тупик. Он не может признать физический аспект борьбы, ведь «ангел необычайно могущественен» и одолеть его Иаков не смог бы, если борьба велась всерьез. Но тогда приходится удалить из повествования упоминание о касании бедра Иакова, т.е. существенно урезать текст. То, что касание бедра было действием физическим, сомнению не подлежит. Этой подробности в тексте уделяется достаточно большое внимание, и подчеркивается, что хромота Иакова сохранилась после прекращения видения: «И взошло солнце. и хромал он на бедро свое». Блаженный Феодорит Кирский считает даже, что прикосновение это было совершено промыслительно, именно для того, чтобы кто-либо (например, Щедровицкий) не подумал, будто борьба велась внутри самого Иакова. «Что касается до того, что после пробуждения Патриарха стегно его оставалось в оцепенении и он хромал, то сие допущено было с той целью, чтобы он видения не принял за мечту, и тверже уверился в истине сна» (25, с. 114). Замечательно, что Феодорит, считая видение сном, настаивает на том, что сон этот был не отражением внутренней жизни Иакова («мечта»), а реальным посещением Иакова Богом: «Из всего этого видно, что и теперь являлся Иакову Единородный Сын Божий и Бог» (там же).

Читайте также:  В мире что в море толкование пословицы

Наконец, возможность схватки Иакова с ангелом Исава исключается тем обстоятельством, что на подступах к Иавоку Иакова окружил сонм Ангелов Господних. Он должен был воспрепятствовать нападению на Иакова враждебных духовных сил или, по крайней мере, участвовать в борьбе на стороне патриарха. Но в Библии отчетливо сказано, что Иаков «остался один».

Не составляет труда отвести и те доводы, которые, по мнению Щедровицкого, не позволяют видеть в боровшемся Бога:

1. Борьба не противоречит всесилию Бога, если принять в расчет, что Он мог поддаваться Иакову. Тогда становится ясным и то, как одолеваемый соперник смог одним прикосновением нанести увечье Иакову. «А дабы Патриарх не возгордился победой над Богом, то Господь прикосновением к его стегну показал, что победа уступлена ему добровольно», – пишет Феодорит.

Весь эпизод борьбы приобретает дополнительную реалистическую рельефность, если допустить, что прикосновение к бедру Иакова, помимо всегда целестремительного действия Промысла, заключало в себе еще и непреднамеренное движение Живого Бога. Так взрослый, делающий вид, что борется с ребенком, и заметив, что ребенок начитает одолевать его, применяет чуть больше энергии, но по несоразмеримости сил не рассчитывает точно – и ребенку делает больно.

Что касается бессилия Бога освободиться от Иакова и просьбы отпустить Его, то некоторый свет на это может пролить упомянутое уже изречение Осии: «Он боролся с Ангелом – и превозмог, плакал и умолял Его» ( Ос.12:4 ). Здесь мы опять прикасаемся к некоей тайне, связанной с Бого-человеческими отношениями. Как Иаков, одолев Бога, принимается плакать и умолять Его, так равно и Бог, одолев Иакова одним касанием, умоляет его отпустить. А может быть, как раз своим плачем и мольбами одолевает Бога Иаков? Опять хочется прибегнуть к сравнению. Ссорятся двое любимых. Она не хочет выпускать его из дома, но он легко высвобождается от нее. Тогда она говорит, что умрет без него. И он остается. Кто победил, кто оказался сильнее? Так и в вопросе о всесилии Божьем надо быть осторожным. Физически сильнее, наверное, «он», и Бог, бесспорно, всемогущ. Но одолевает жена, и одолевает Иаков. Здесь переплетаются два совсем разных уровня отношений и сталкиваются две разноприродные силы. Ведется двойная борьба – одна явно, другая подспудно, – и потому так трудно понять, кто же побеждает. А может быть, трудность эта усугубляется еще и тем, что в подспудной борьбе побеждает тот, кто оказывается слабее? Как знать, только кажется, что именно в этом присутствии двух разных уровней отношений кроется разгадка тайны богоборчества Иакова.

2. Испрашивание Богом имени у Иакова не означает, что Богу оно неведомо. Делаться это могло для того, чтобы Иаков через произнесение своего имени вслух глубже осознал смысл, вкладываемый в его изменение. В этом случае мы также имеем множество параллельных мест Библии, не увидеть которые можно только при большом желании. Бог часто принимает на Себя вид несведущего и задает вопросы человеку для того, чтобы самим вопросом возбудить в человеке внимание к тому, о чем он задается ( Быт. 3:9, 4:9, 18:13–15 и др.).

3. Повторное наречение имени никак не отрицает истинности факта первого наречения, как многократно повторяемое в одних и тех же выражениях благословение Аврааму или Иакову не уничтожает каждый раз предыдущее.

Подтверждением того, что боролся с Иаковом Сам Бог Вседержитель, служит и свидетельство Моисея о том, какое значение придали этому событию потомки патриарха ( Быт.32:32 ). Обычай не есть жилы у бедра в воспоминание той борьбы говорит о священном почтении к Прикоснувшемуся – почесть, едва ли возможная в отношении ангела-хранителя Исава.

Сказанного, думается, достаточно, чтобы сделать выбор. Если мы хотим следовать тексту Библии, держась за него как за путеводную нить, а не отталкиваясь от его фрагментов как от трамплина для богословского творчества, остается признать, что на берегу Иавока произошло состязание Иакова с Богом, в честь которого Иаков получает имя Израиль, означающее «богоборец». Насчет значения имени тоже есть несколько версий. Щедровицкий, верный своей концепции, переводит имя Израиль как «воин Божий», указывая при этом, что в имени содержатся и другие смысловые оттенки: «видевший Бога», «хвалящий Бога», «князь Божий» и «праведник Божий» (30, с. 251). Многозначность библейских имен – явление известное, и представленная галерея значений, безусловно, интересна, огорчительно только, что соображения комментатора опять никак не соотносятся с текстуальными особенностями Библии. Сообщая имена главных действующих лиц книги Бытия, бытописатель зачастую объясняет их происхождение либо от себя ( Быт.3:20, 25:25–26 ), либо устами того, кто дает имя ( Быт.4:1, 4:25, 16:11 ). Таким именно образом до нас дошло значение имен: Ева, Каин, Сиф, Измаил, Исав, Иаков и др., и там, где такая расшифровка дается самим текстом, незачем, казалось бы, еще что-то придумывать. «Имя тебе. Израиль, ибо ты с Богом боролся», – так Сам Нарекающий объясняет значение имени. Израиль – значит «Богоборец». Так воспринимали значение имени и Святые Отцы. Есть, правда, еще одно толкование, согласно которому Израиль – значит «видевший Бога». Его придерживался, в частности, Иоанн Златоуст (9, с.629). Это второе значение имеет также обоснование в тексте Библии, хотя и не такое прямое: «я видел Бога лицем к лицу», – говорит нарекаемый. Это значение глубоко символично тем, что связывает имя Израиль с другим именем – Измаил, отличающимся от него одной буквой и совершенно сходным в образовании. И-см-Эль и И-ср-Эль образованы соответственно от глаголов «слышать» и «видеть» – Бога. В этой перекличке имен, возможно, заключено откровение о двух родах почитателей Единого Бога – тех, кто только слышал Его, и тех, кто удостоился Его лицезреть. И в этом один из ключей к решению нашего главного вопроса: Зачем Бог боролся с Иаковом?

Источник

Adblock
detector