Меню

Будьте хитры как змеи и просты как голуби толкование

Православная Жизнь

«Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16)

Как эту фразу понимают наши современники?

Сергей Сухарев, 32 года, регент:

— Используйте свою мудрость, живите просто, не заморачиваясь и не накручивая себя.

Александр Вознесенский, 36 лет, фотограф:

Григорий Сухарев, 26 лет, археолог:

— Не показывая свою мудрость, быть простым.

Алла Тихонова, 49 лет, продавец книг:

— Будьте мудры, но пусть Ваша мудрость не несет никому беды, а будет на радость и на пользу.

Юлия Пошедина-Сухарева, 28 лет, мама:

— Будь требовательным к себе, к другим снисходительным. Больше слушай, меньше говори.

Толкование Церкви

Блаж. Феофилакт Болгарский:
Итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. Хочет, чтобы ученики его были и мудры. Чтобы, слыша, что они сравнены с овцами, ты не подумал, что христианин должен быть слабоумным, говорит: он должен быть и мудрым, зная, как надобно жить среди массы врагов. Как змея все свое тело подставляет под удары, а голову охраняет, так и христианин все должен отдавать бьющим его, даже тело свое, а голову, которая есть Христос и вера в Него, должен беречь; как змея, сжимаясь в какой-нибудь скважине и проползая, скидает с себя старую кожу, так и мы, идя тесным путем, должны совлекать с себя ветхого человека. Но так как змея и вредит, то Господь повелевает нам быть простыми, то есть чистыми, незлобивыми и безвредными, как голуби, ибо последние, лишаясь даже детей и будучи преследуемы, тотчас возвращаются к своим хозяевам. Итак, будь мудр, как змея, чтобы не смеялись над тобою в жизни, но чтобы все твое было безукоризненным. Что же касается вреда в отношении к другим, то будь как голубь, то есть не злобив, прост.

Прп. Максим Исповедник:
Ведующий ум становится мудрым, как змий, и простым, как голубь, всегда сохраняя веру, словно голову, несокрушаемой и мудро отстраняя от себя, наподобие голубя, раздражение ярости, а поэтому он не помнит зла [своим] обидчикам и притеснителям.

Источник

Христиане.Онлайн

Христианский сайт, статьи, проповеди, видео

МУДРЫ, КАК ЗМИИ И ПРОСТЫ, КАК ГОЛУБИ

Что означает? Матфея 10:16

Этой фразе предшествуют слова: «Вот, я посылаю вас, как овец среди
волков». Здесь — и характер тех и других, и неравное соотношение сил,
и постоянная опасность. Поэтому…

«Будьте мудры, как змии»

Во-первых, есть какая-то разница между змеем и змием. Сатана в би-
блии часто называется змием: Откр. 12:9, 13—15; 20:2 и т.д. и этот змий
когда-то был «полнотою мудрости», i/i её останки прослеживаются во всей
его деятельности в Библейской истории. И она превосходит любую чело-
веческую мудрость. И этот змий порою пытается тягаться с Самим Богом.
Помните пари относительно Иова? Или: просил сеять, как пшеницу? И не
могли разглядеть его хитрый профиль ни четыреста пророков во дни Аха-
ва, ни Апостол Петр, дождавшийся слов Иисуса: «Отойди от меня, сатана».

Может быть, в разнице слов змей и змий кроется ключ к пониманию
мудрости змия? Но это пока ждет своего «Даниила» для изъяснения.

И мы всё же не отказываемся от простой аналогии с обычным змеем.
И попробуем что-то найти относительно мудрости.

Читайте также:  Береза толкование значения этого слова

Прежде, чем вооружиться авторучкой и начать эту главу, я открыл эн-
циклопедию о змеях, ища путь к разгадке. Их — 2700 видов. И чему могли

змеи научить Апостолов? Все эти существа, кажется, настолько обделены
возможностями. У них нет конечностей.

1) Но они прекрасно используют свои ограниченные возмож-
ности. И чему только они ни научились! Ползают по земле, по зыбкому
песку, по отвесным скалам, по деревьям и веткам, перелетают с дерева
на дерево. Устраивают засады, догоняют, побеждают, ловят птиц… и всё
это без рук и ног.

«Учитесь у змей — как бы говорил Иисус, — используйте те возмож-
ности, какие есть у вас на сегодня».

«Большинство из нас не перестает повторять: Если бы только у меня
было это или то, если бы только у меня было побольше денег, я бы сделал
то, что Господь хочет от меня». «Не ждите особых обстоятельств, чтобы
делать добро. Творите его в ситуациях обычных. Все, что вам нужно — это
использовать то, что мы уже имеем» (Дж. Мейсон)

Иисус отправлял Своих учеников в школу выживания, не позволив
брать с собой ни «сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви».

Два примера из жизни. Мой знакомый в поисках мумиё спрыгнул
на крохотную лужайку со сверкающим родником. И остановился как вко-
панный: он был не один в этом каменном мешке — на него, не мигая, смотрел удав, Человек лишился дара речи и лишь в душе обращался
к Богу, Подождав, удав резко отвел голову в сторону, давая понять, что
человек может уходить,

Где-то в той же части Киргизского Хребта мы шли с другом, любуясь
вершинами. Вдруг от нас что-то шарахнулось в заросли лопухов, и стало \
быстро удаляться, Мы помчались следом. Начался ровный пологий спуск,
просматривающийся на 500—600 метров. Видим, как впереди нас змеео-
бразной волной мечутся лопухи и высокие травы. Любопытство вытесни-
ло страх, и мы помчались следом, делая прыжки по 2—3 метра. Но так
и не могли догнать. Похоже, что огромный удав или питон продолжал
раскачивать растительность, уходя от людей. Дружить с людьми он, как
и все змеи, не хотел, а воевать — тем более.

Христианам тоже не стоит искать лишних приключений, и лучше по-
рой уклониться от ненужной борьбы с кем-то или с чем-то. Я знал вот
таких задиристых верующих, которые постоянно искали приключений.
Один из них малообразованный, но любящий поговорить, постоянно лез
в высокие инстанции, обличая и споря. Мало ему показалось области, до-
брался до Москвы; и однажды доспорился, дообличался, пока схлопотал
какие-то уколы, вернулся тихий, всего боящийся.

«Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед
и наказываются» (Прит. 22:3).

4) В чём же ещё можно видеть мудрость змеи? В минуты опасности она
прячет голову под кольцами тела, жертвуя им для сохранения самой важ-
ной части своего естества. Одним словом не суёт голову куда попало.

Христианину это хороший урок: как важно оберегать свой ум зрение
и слух от натиска нечистоплотной и вредной видео, звукоинформации
и нечистых мыслей, захламляющих голову. Кто пренебрегает этим, может
пополнить ряды тех, о которых Ап. Павел писал: «Пустые споры между
людьми повреждённого ума» (1 Тим. 6:5). «Боюсь, чтобы, как змей хи-
тростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, укло-
нившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11:3).

Читайте также:  В мире скорбны будете толкование

Просты как голуби

Простота голубей. Голубь — не болтливая сорока, любящая тащить
в свое гнездо блестящие предметы. В них находили обрезки жести, ручные
часы, и даже обручальное кольцо. Это не хищный коршун и не ночная раз-
бойница сова. Это не долгожитель ворон, три сотни лет промышляющий
по свалкам; не воришка воробей. Человечество со времён Ноя выделило
голубя из всех пернатых, сделав его символом мира, надежды и благород-
ства. Живёт он просто и естественно. Добывает свой хлеб, растит семью.
Этим не исчерпывается простота голубя. Додумайте сами. Приведу в за-
ключение поучительный пример.

До Перестройки действовал Совет по делам религий. В годы моего на-
чального служения его возглавлял Тарасов. Он, не спрашивая никого, мог
явиться на конференцию, на съезд ЕХБ, осуществляя надзор, порученный
ему Правительством. Однажды он рассказал следующее:

Приехал в какую-то Церковь. К нему подошёл служитель.

Добродушный служитель не дал договорить:

Делать нечего, встал за кафедру, полистал Библию. (А знал он её не-
плохо). Нашел стих нашей темы Мтф. 10:16, и сказал:

Итак, составляющие понятие «мудрость»: не только у змия,
но даже у человека:

а) Максимальное использование своих возможностей. «Всё, что мо-
жет рука твоя делать, (доброго) по силам делай» (Еккл. 9:10).

б) Осторожность в принятии решения. «Смотрите, поступайте ос-
торожно, не как не разумные, но как мудрые, дорожа временем»
(Еф. 5:15—16)

в) Уклонение от ненужных сражений с кем-то, с чем-то. «Наша брань
не против крови и плоти (т. е. людей)… но против мироправителей
тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). (Вот куда
нужно отдавать свои силы).

г) Разум, рассудок не отдают штурвал эмоциям. Чувства должны быть
научены: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чув-
ства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14).

д) Сохранение головы — ума, рассудка, трезвомыслия… «И шлем
спасения возьмите» (Еф. 6:17).

Из всего этого и складывается одно из лучших (по-моему) определе
ний: «мудрость — это правильно поступать в нужный момент».

Р. S.: Стоит только удивляться тому, что из 1, 5 млн. видов живых су-
ществ Иисус сразу назвал наиболее подходящее для сравнения суще
ство — змею, предельно ограниченную в возможностях, но активное
и грозное создание. Ученики Иисуса всегда были ограничены в правах
и возможностях, но оставались активными и грозными воинами против
адских сил.

Источник

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков. Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей. (Мф. 10:16–18)

Посылая Своих апостолов на проповедь, Христос Спаситель сначала «вооружил их чудесами, обеспечил относительно пропитания, освободил от всех житейских попечений» (святитель Иоанн Златоуст), и только после всего этого начинает говорить им о тех бедствиях, какие должны их постигнуть, и подготавливает к той брани против диавола, какая их ожидает впоследствии.

Да, для безсловесных тут нет никакой пользы, а для вас много. Какая же здесь требуется мудрость? Мудрость змииная! Как змий ничего не бережет, когда тело его рассекают на части, кроме головы, так и ты все отдай: и имение, и тело, и самую душу, кроме веры. Ибо вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой». «Равным образом, – объясняет блаженный Феофилакт, – как змий сбрасывает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее, так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но как змий вместе с тем и вреден, и лукав, то Христос повелевает нам быть целыми, т.е. простыми, незлобивыми и безвредными, как голуби». Нет никакой пользы и в мудрости, если она не соединена с незлобием. «Мудрость змииная заповедана нам, – говорит преподобная Синклитикия, – чтобы не скрывалась от нас хитрость диавола, ибо подобное легко познается из подобного. А незлобие голубя внушает нам чистоту в делах наших». Христос Спаситель, конечно, внушал апостолам не то, чтобы они старались с искусством змия вредить своим врагам, а то, чтобы без особенной нужды не подвергали себя опасностям, потому что их жизнь нужна была для спасения других. Так и поступали апостолы. Святой Павел рад был умереть, чтобы со Христом быть, но видел, что его жизнь нужна для верующих и не раз с успехом защищал себя от опасностей. Нужна была эта мудрость и для того, чтобы отвечать мудрецам века сего: примером такого ответа может служить речь апостола Павла к Афинянам. «Итак, – говорит святитель Златоуст, – не считай этих повелений неудобоисполнимыми. Господь лучше всех знает естество вещей; Он знает, что дерзость погашается не дерзостью, а кротостью. Прочитай книгу Деяния святых апостолов и увидишь, сколько раз, при восстании против них Иудеев, которые скрежетали зубами, они, подражая голубю, отвечали с кротостью и тем угашали их ярость. Когда Иудеи говорили им: «не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?» ( Деян. 5:28 ), то апостолы, имея власть творить безчисленные чудеса, ничего грубого им не говорили и не делали, но со всей кротостью защищались, говоря: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» ( Деян. 4:19 ). Видишь ли голубиное незлобие? Но вот и мудрость змииная: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» ( Деян. 4:20 ). Итак, смотри, какая потребна во всем твердость для того, чтобы и в бедах не ослабеть, и не раздражаться во гневе. Потому и говорит далее Спаситель: ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ЖЕ ЛЮДЕЙ, принадлежащих к миру, который вас ненавидит.

Читайте также:  Беременность толкование снов по исламу

ИБО ОНИ БУДУТ ОТДАВАТЬ ВАС В СУДИЛИЩА И В СИНАГОГАХ СВОИХ БУДУТ БИТЬ ВАС розгами или палками. И ПОВЕДУТ ВАС К ПРАВИТЕЛЯМ И ЦАРЯМ ЗА МЕНЯ. И так как Господь намерен был потом послать Своих учеников не к одним Иудеям, но и к язычникам, то и говорит ДЛЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПЕРЕД НИМИ И ЯЗЫЧНИКАМИ, т.е. в обличение всем, которые не веруют, дабы потом не могли сказать, что им не было возвещено Евангелие, когда они проповедников этого Евангелия мучили. »

Источник

Adblock
detector