Меню

Что можно отнести к названию типа переменных

Типы переменных

При описании переменной необходимо указать ее тип. Тип переменной описывает набор значений, которые она может принимать, и действия, которые могут быть над ней выполнены.

Описание типа определяет идентификатор, который обозначает этот тип.

Типы подразделяются на простые, тип «указатель», структурные (составные), идентификаторы типа.

Указание идентификатора в левой части описания типа означает, что он определен как идентификатор типа для блока, в котором указано это описание типа. Область действия идентификатора типа не включает его самого, исключение составляют типы «указатель» (которые называют также ссылочными типами).

Имеется семь следующих идентификаторов типов:

5. целочисленный тип;

6. вещественный тип;

Простые типы определяют упорядоченные множества значений. Они делятся на порядковые типы (перечислимые) и вещественные типы.

Идентификатор вещественного типа относится к числу стандартных идентификаторов, которые могут быть вещественными, с одинарной точностью, с двойной точностью, с повышенной точностью и сложными.

Порядковые типы представляют собой подмножество простых типов. Все простые типы, отличные от вещественных типов, являются порядковыми и выделяются по следующим четырем характеристикам.

1. Все возможные значения данного порядкового типа представляют собой упорядоченное множество, и каждое возможное значение связано с порядковым номером, который представляет собой целочисленное значение. За исключением значений целочисленного типа, первое значение любого порядкового типа имеет порядковый номер 0, следующее значение имеет порядковый номер 1 и так далее для каждого значения в этом порядковом типе.

Порядковым номером значения целочисленного типа является само это значение. В любом порядковом типе каждому значению, кроме первого, предшествует другое значение, и после каждого значения, кроме последнего, следует другое значение в соответствии с упорядоченностью типа.

2. К любому значению порядкового типа можно применить стандартную функцию Ord, возвращающую порядковый номер этого значения.

3. К любому значению порядкового типа можно применить стандартную функцию Pred, возвращающую предшествующее этому значению значение. Если эта функция применяется к первому значению в этом порядковом типе, то выдается сообщение об ошибке.

4. К любому значению порядкового типа можно применить стандартную функцию Succ, возвращающую следующее за этим значением значение. Если эта функция применяется к последнему значению в этом порядковом типе, то выдается сообщение об ошибке.

Паскаль имеет семь встроенных порядковых типов:

integer (целое),

shortint (короткое целое),

longint (длинное целое),

byte (длиной в байт),

word(длиной в слово),

boolean (булевское),

char (символьный).

Кроме того, имеется два других класса определяемых пользователем порядковых типов: перечислимые типы и отрезки типов.

Целочисленный тип.

В Паскале имеется пять встроенных целочисленных типов:

shortint (короткое целое),

longint (длинное целое),

byte (длиной в байт),

word (длиной в слово).

Каждый тип обозначает определенное подмножество целых чисел

Арифметические действия над операндами целочисленного типа предполагают 8-битовую, 16-битовую и 32-битовую точность в соответствии со следующими правилами:

1. Тип целой константы представляет собой встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим значение этой целой константы.

2. В случае бинарной операции (операции, использующей два операнда), оба операнда преобразуются к их общему типу перед тем, как над ними совершается действие. Общим типом является встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим все возможные значения обоих типов. Например, общим типом для целого и целого длиной в байт является целое, а общим типом для целого и целого длиной в слово является длинное целое. Действие выполняется в соответствии с точностью общего типа и типом результата является общий тип.

3. Выражение справа в операторе присваивания вычисляется независимо от размера переменной слева. Значение одного целочисленного типа может быть явным образом преобразовано к другому целочисленному типу с помощью приведения типов.

Читайте также:  Название для группы черлидеров

Булевский (логический) тип.

Значения булевского типа обозначаются встроенными идентификаторами констант False и True. Поскольку булевский тип является перечислимым, между этими значениями имеют место следующие отношения:

Источник

Переменные и типы переменных

Данные в языке Паскаль

Любая программа выполняет над исходными данными некоторые расчеты. При этом, как и переменные или константы в математике, отдельные элементы данных обозначаются даваемыми программистом именами (идентификаторами). Любые идентификаторы в языке Паскаль строятся по следующим правилам:

· имена могут включать латинские буквы, цифры и знак подчеркивания (для простоты опустим некоторые другие символы, разрешенные в именах);

· имя состоит из одного слова; если требуется пробел в имени, он заменяется на подчеркивание: так, My_1 будет правильным идентификатором, а My 1 – нет;

· имя всегда начинается с буквы: допустим объект с именем A1, но не 1A; прописные и строчные буквы в именах не различаются Паскалем: x1 и X1 – это одна и та же величина;

· имена не могут совпадать с зарезервированными в языке служебными словами, обозначающими определенные в языке операции над данными: например, нельзя назвать Begin или BEGIN ни одну величину в программе, так как begin – зарезервированное служебное слово, а прописные и строчные буквы в служебных словах также не различаются. Познакомиться с большинством служебных слов мы сможем в процессе изучения языка.

Константы

Константой называют величину, значение которой не меняется в процессе выполнения программы.

Числовыеконстанты служат для записи чисел. Различают следующие их виды:

Вещественные числа могут записываться в одной из двух форм:

Во всех IBM-совместимых компьютерах вещественные числа хранятся как совокупность мантиссы и порядка, что позволяет упростить операции над ними, используя специальную арифметику, отдельно обрабатывающую мантиссу и порядок. Для программной записи числа в экспоненциальной форме вместо «умножить на 10 в степени» используется обозначение E или e (латинская):

99.005 0.99005*10 2 0.99005E+2 или 9.9005e+01

Без принятия специальных мер, программа на Паскале будет выводить на экран и принтер вещественные числа именно в такой форме. Кроме того, такая форма удобна для записи очень маленьких и очень больших чисел:

Поскольку размер памяти, отводимой под мантиссу и порядок, ограничен, то вещественные числа всегда представляются в памяти компьютера с некоторой погрешностью. Например, простейшая вещественная дробь 2/3 дает в десятичном представлении 0,666666. и, независимо от размера памяти, выделяемой для хранения числа, невозможно хранить все его знаки в дробной части. Одной из типичных проблем программирования является учет возможных погрешностей при работе с вещественными числами.

Кроме числовых констант существуют и другие их виды:

логические константы служат для проверки истинности или ложности некоторых условий в программе и могут принимать только одно из двух значений: служебное слово true обозначает истину, а false – ложь;

символьные константы могут принимать значение любого печатаемого символа и записываются как символ, заключенный в апострофы (‘одинарные кавычки’):

В последнем случае значение символьной константы равно символу пробела. Если требуется записать сам символ апострофа как символьную константу, внутри внешних апострофов он удваивается: »»

К символьным также относятся константы вида #X, где X – числовое значение от 0 до 255 включительно, представляющее собой десятичный ASCII-код символа. Таблицы ASCII-кодов, используемых операционными системами DOS и Windows, приведены в Приложении 1. Например, значение #65 будет соответствовать коду символа ‘A’ латинской. Обработка нажатий клавиш и расширенные коды клавиатуры описаны в главе 24 и Приложении 5.

Читайте также:  Породы маленьких собак с фотографиями и названиями и ценами в новосибирске

Строковые константы – это любые последовательности символов, заключенных в апострофы. Как правило, строковые константы служат для записи приглашений к вводу данных, выдаваемых программой, вывода диагностических сообщений и т.п.:

‘Введите значение X:’

Если в строковой константе необходимо записать сам символ апострофа, это делается так же, как для символьных констант.

Именованные константы описываются в разделе описаний программы оператором следующего вида:

Здесь ключевое слово const показывает начало раздела описаний именованных констант. Ясно, что зачастую удобнее обращаться к константе по имени, чем каждый раз переписывать ее числовое или строковое значение. Пример раздела констант:

lang=’Turbo Pascal 7.1′;

Здесь описана числовая константа e со значением основания натурального логарифма и строковая константа с именем lang, содержащая строку ‘Turbo Pascal 7.1’.

Каждое даваемое программистом имя должно быть уникальным в пределах одной программы. Если мы включим этот раздел в свою программу, мы уже не сможем создать в ней других объектов с именами e и lang.

Переменные и типы переменных

Переменными называют величины, значения которых могут изменяться в процессе выполнения программы. Каждая переменная задается своим уникальным именем, построенным по правилам, указанным в начале главы. Максимально возможная длина имени зависит от реализации Паскаля, теоретически можно давать переменным имена вплоть до 63 символов длиной, что едва ли актуально – обычно имена не длиннее 5-10 символов.

Поскольку любые данные в памяти компьютера хранятся в числовой форме и двоичной системе счисления, кроме имени, переменной обязательно следует присвоить и тип, определяющий диапазон значений, принимаемых переменной, и способ ее обработки машиной. Поясним сказанное на примере. Как видно из Приложения 1, латинская большая буква ‘A’ имеет десятичный код 65, или 01000001 в двоичном представлении. Без дополнительной информации о типе данных, хранящихся в некоторой ячейке памяти, компьютеру было бы невозможно решить, что именно представляют из себя эти данные – число 65, код символа ‘A’ или что-то еще. В любом языке программирования, в том числе и в Паскале, существует стандартный набор типов, к которым может быть отнесена та или иная совокупность ячеек памяти. Информацию о типах данных Паскаля удобно свести в таблицу. Строки этой таблицы будут упорядочены по старшинству типов, от самого «младшего», требующего наименьшее число байт для представления, и, соответственно, представляющего наименьший диапазон возможных значений, до самого «старшего», представляющего наибольший диапазон значений. В таблице представлены не все возможные, а лишь основные типы данных Паскаля.

Теоретически для записи переменной типа Boolean было бы достаточно 1 бита, но минимальная адресуемая единица памяти – 1 байт (см. Приложение 1). В этом же Приложении уточните, как именно объем памяти в байтах, выделяемой под переменную, влияет на диапазон представляемых ей значений.

Целочисленные и символьные типы обобщенно называют порядковыми, подчеркивая этим, что данные типы имеют конечный набор значений, которые могут быть упорядочены или перечислены. Напомним, что вещественные значения хранятся в памяти компьютера иначе, чем целые – а именно, как совокупность мантиссы и порядка.

Переменные описываются в программе оператором следующего вида:

Здесь список – набор имен переменных, разделенных запятыми (или одна переменная), а тип – любой из рассмотренных выше типов данных. Например, конструкция

описывает 2 вещественных переменных с именами t и r, а также целочисленную переменную с именем i. Ключевое слово var можно и продублировать, но обычно такой необходимости нет. Сокращение var образовано от английского слова «Variable» (переменная).

Читайте также:  Диклофенак международное непатентованное название

Источник

Урок 5
Переменная: тип, имя, значение

§ 1.3. Переменная: тип, имя, значение

Содержание урока

1.3. Переменные: тип, имя, значение

1.3. Переменные: тип, имя, значение

В языках Visual Basic и Gambas и в языке OpenOffice.org Basic переменные используются для хранения и обработки данных в программах.

Переменная задается именем, определяющим область оперативной памяти компьютера, в которых хранится значение переменной. Значениями переменных могут быть данные различных типов (целые или вещественные числа, последовательности символов, логические значения и т. д.).

Переменная в программе представлена именем и служит для обращения к данным определенного типа, конкретное значение которых хранится в ячейке оперативной памяти.

Тип переменной. Тип переменной определяется типом данных, которые могут быть значениями переменной. Значениями переменных числовых типов Byte, Short, Integer, Long, Single, Double являются числа, логического типа Boolean — значения «истина» (True) или «ложь» (False), строкового типа String — последовательности символов. Обозначения типов переменных являются ключевыми словами языка и поэтому выделяются.

Данные различных типов требуют для своего хранения в оперативной памяти компьютера различное количество ячеек (байтов) (табл. 1.3).

Таблица 1.3. Типы переменных

Имя переменной. Имя переменной определяет область оперативной памяти компьютера, в которых хранится значение переменных. Имя каждой переменной (идентификатор) уникально и не может меняться в процессе выполнения программы. В рассматриваемых языках имя переменной может состоять из различных символов (латинские и русские буквы, цифры и т. д.), но должно обязательно начинаться с буквы и не должно включать знак точка «.». Количество символов в имени не может быть более 1023, однако для удобства обычно ограничиваются несколькими символами.

Объявление переменных. Необходимо объявлять переменные, для того чтобы исполнитель программы (компьютер) «понимал», переменные какого типа используются в программе.

Для объявления переменной используется оператор объявления переменных Dim. С помощью одного оператора можно объявить сразу несколько переменных, например:

Dim A As Byte, В As Short, С As Single, D As String, E As Boolean

Присваивание переменным значений. Задать или изменить значение переменной можно с помощью оператора присваивания. При выполнении оператора присваивания переменная, имя которой указано слева от знака равенства, получает значение, которое находится справа от знака равенства. Например:

Значение переменной может быть задано числом, строкой или логическим значением, а также может быть представлено с помощью арифметического, строкового или логического выражения.

Проанализируем процесс выполнения программы компьютером (для определенности записанной на языке Visual Basic). После запуска проекта оператор объявления переменных Dim отведет в оперативной памяти для их хранения необходимое количество ячеек (табл. 1.4):

• для целой неотрицательной переменной А одну ячейку;
• для целочисленной переменной В две ячейки;
• для переменной одинарной точности С четыре ячейки;
• для строковой переменной D по две ячейки на символ;
• для логической переменной Е две ячейки.

Таблица 1.4. Значения переменных в оперативной памяти

Таким образом, в памяти для хранения значений переменных будет отведена 31 ячейка, например ячейки с 1-й по 31-ю.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит разница между типом, именем и значением переменной?

2. Какие основные типы переменных используются в языке программирования Visual Basic? Gambas? OpenOffice.org Basic?

3. Почему рекомендуется объявлять переменные перед их использованием в программе?

Задания для самостоятельного выполнения

1.5. Задание с кратким ответом. Назовите количество ячеек оперативной памяти, необходимое для хранения значений переменных первых семи типов языка OpenOffice.org Basic, перечисленных в табл. 1.3.

Cкачать материалы урока

Источник

Adblock
detector