Меню

Что обозначает название села вяземы

Вяземы

При Иване Грозном Вязёмы служили предпоследней станцией или «остановошным ямом» перед Москвой, на Большой Смоленской дороге.

Смоленский тракт связывал «страну Русичей» и Западную Европу. А по сему, здесь, хотя и не часто, встречались чужестранцы – иноземные послы да купцы, спешившие на поклон к царю и по торговым надобностям в Первопрестольную.

Двухъярусная стенка, с трёхчастным членением по ширине, установлена на подклет, облегчённый большой аркой. Стенообразный массив сооружения прорезают шесть узких арок (по три в каждом ярусе), и завершают небольшие деревянные шатры с главками, крытыми лемехом. Основания шатров украшены ярусом из полукруглых и треугольных кокошников.

Кроме перечисленных построек в то время в Вязёмах существовал небольшой монастырёк (разобранный в середине XVII в.), торжок, и придорожный стан.

Свидетель тех далёких лет, бесценный памятник древнерусского зодчества – Преображенская церковь конца XVI века. Она одним своим видом как бы утверждала могущество Годуновых. Действительно, царь Борис, вместо скромной усадебной церкви, возвёл в своей вотчине монументальный многоглавый храм, достойный столицы. Храму, впервые освящённому в честь святой Троицы, а повторно – в честь Преображения Господня, село Большие Вязёмы обязано своей широкой известностью.

Зодчие, возможно иностранные, возводившие Большевязёмскую церковь не стали копировать выдающиеся храмы-современники в сёлах Остров или Беседы. Они создали новый тип сооружения, получивший название годуновского, и позднее широко распространившийся на Руси.

Исследователь отечественной архитектуры М.А. Ильин писал: «Этот… храм принадлежит к кругу выдающихся произведений древнерусского искусства. Пятиглавый с двумя приделами по бокам и четырьмя внутренними столбами, он поставлен на высокий арочный подклет и окружён… гульбищем, к которому с запада ведёт торжественная лестница. Если его общая композиция нам более или менее знакома по другим памятникам XVI в., то по стройности, гармоничности, торжественности форм и изысканности убранства этому памятнику найдётся немного равных. Здесь большую роль играет обработка стен, выполненная в духе архитектурного убранства Архангельского собора Московского Кремля. Обращает на себя внимание тонкая профилировка карнизов, архивольтов закамар-кокошников и прочих архитектурных деталей. Следует так же подчеркнуть пристрастие, неизвестного нам мастера к полукруглым завершениям, начиная от пирамид кокошников и кончая обработкой барабанов. Тема полукружия становится здесь своеобразным лейтмотивом…».

Кроме церкви со звонницей от времён Годунова в Вязёмах сохранилась белокаменная плотина на запруженной речке Вяземке. Это, редкое для Подмосковья гидротехническое сооружение специалисты датируют XVI столетием. Когда-то около неё была мельница. Плотину значительно сузили из-за моста, соединившего берега Вяземки в 1824 году. Её восстановили в 1952 году.

Очень скоро после отъезда Мнишек деревянный дворец сгорел, с его утратой царёво село лишились своего высокого положения. Перемены, но не слишком значительные, в жизни усадьбы наступили одновременно с воцарением Петра I.

В 1694 г. Петр пожаловал Вязёмы своему воспитателю и дядьке, князю Б.А. Голицыну «за спасение во время стрелецкого бунта». Борис Алексеевич Голицын не столь прославлен на государственном поприще или в ратных подвигах, как Меншиков, Шереметев или Брюс, но сыграл не малую роль в утверждении Петра на российском престоле. Во время Великого посольства 1697-1698 гг. он один из руководителей правительства. Управлял Поволжьем, но не слишком мудро. После Астраханского восстания 1705-1706 гг. в немилости у царя.

В Великую Отечественную войну 1812 г. в усадьбе после Бородинского сражения останавливались по пути в Москву и Кутузов, и Наполеон. Последний не стал разорять имения, во всём напоминавшее ему французское поместье.

Вязёмы не раз переживали времена упадка и подъёма. В годы первой мировой войны в одном из усадебных флигелей был устроен госпиталь. Дом стоял обшарпанный, с заколоченными окнами. После Октябрьской революции в опустошённой усадьбе размещались самые различные учреждения – приют для беспризорников, санаторий, дом отдыха, парашютная школа, танковое училище, эвакогоспиталь, институт коневодства, …институт фитопаталогии, и наконец в 1970-х гг. дом пионеров.

Музей открыт для посетителей ежедневно с 10 до 17.00 кроме понедельника и вторника. Последняя пятница месяца – санитарный день. Тел. 594-15-57.

Читайте также:  Название статьи о директоре школы

А.Б. Чижков «Подмосковные усадьбы сегодня» Москва 2002 г., с 65

С. Веселовский «Подмосковье. Памятные места в истории

русской культуры XIV – XIX веков.» Москва 1955 г., с 195-201

Памятники Отечества в.25 «Мир русской усадьбы» Москва 1992 г., с 20-22

А.А. Колмовской «Памятники архитектуры Подмосковья»,

юго-западное направление Москва 2001 г., с 22

С.Н. Боровкова «Заповедная звенигородская земля» Москва 1982 г., с 133-137

В.И. Новиков «Большие Вязёмы» Москва 1988 г., 3-23

Ю.Н. Александров «По Подмосковью» Москва 1984 г., с 270-271

А.Ю. Низовский «Самые знаменитые усадьбы России» Москва 2001 г., с 24-28

Сборник «Русская усадьба» в.4 (20) Москва 1998 г., с 74-75

Памятники Отечества в.31 «Подмосковье» Москва 1994 г., с 99-101

Автор текста и фотографий: Наталья БОНДАРЕВА

Источник

Вяземы Большие и Малые

История этих двух расположенных рядом селений уходит своими корнями в далекую старину. В XVI в. здесь, на большой Можайской дороге, располагалась ямская станция, так называемый «ям на Вяземе». Это обстоятельство делает необходимым рассказать, что представляла собой ямская служба.

Население постоянно жаловалось, что «ратные люди» расхищали запасы дворов на зиму, травили хлеб и покосы, брали корм себе и лошадям не «ценою», а «сильно». Неудивительно, что влиятельные лица старались избежать этих трудностей и добивались получения жалованных грамот, освобождавших их владения от подобных повинностей. В одной из таких грамот, датированной 5 июня 1526 г., и содержится первое упоминание о Вяземах: «От великого князя Василья Ивановича всеа Руси на Веземской ям ямщиком Ивашку Меленкину с товарищами. Велел есмь на Веземском яму с сох с подводами стояти с своих, великого князя, сел, что за поместщики, и с митрополичих, и з боярских, и с монастырских, и всем без омены, чей хто ни буди. И вы бы с тех с всех сох велели с подводами на яму стояти по первой моей грамоте опричь митрополичих сел и деревень. А с митрополичих бы есте сел з Голенищова да с Селятина и з деревень подвод и проводников не имали по сей моей грамоте. Писана на Москве лета 7034 июня в 5 день». В XVI в. Вяземы были предпоследней станцией перед Москвой (следующая находилась в Дорогомилове) и неоднократно упоминаются в деловой переписке того времени, посвященной приезду иноземных послов.

Борис Алексеевич в 1700 г. произвел выделение имений сыновьям и предназначил Вяземы своему второму сыну Василию. Но тот 2 августа 1710 г. трагически погиб вместе с женой во время обеда у князя Я.И.Кольцова-Масальского, задавленный обрушившимся потолком. После смерти Бориса Алексеевича в 1714 г. Вяземы достаются его внуку Михаилу Васильевичу. Каких-либо сведений о его жизни в Вяземах не известно, но можно с уверенностью сказать, что при Михаиле Васильевиче Вяземы были обитаемы, т.к. в церкви был похоронен его сын Никита, умерший младенцем. Могила эта до наших дней не сохранилась, и сейчас ее место никак не обозначено и нам неизвестно.

На протяжении всего XIX в. Вяземы были славны своими коллекциями. Здесь хранился фамильный архив Голицыных, включавший в себя документы не только владельцев имения, но и представителей других фамилий, связанных с ними родственными узами (Чернышевы, Ушаковы, Стрешневы). Общий объем документального собрания в конце XIX в. составлял около 19 400 листов. Внушительной была и библиотека. Здесь имелись книги по всем отраслям знаний на русском и основных европейских языках. Нельзя не сказать и о художественном собрании. Его основу составляли портреты и миниатюры Голицыных и их родственников. Некоторые из картин экспонировались на выставке исторических портретов в Таврическом дворце в 1905 г.

Говоря о деятельности Общества, нельзя не затронуть темы народного театра, возникшего из его недр. Он был организован в 1909 г. и являлся одним из первых крестьянских театров в России. Инициаторами его создания были студенты Московского университета Николай Владимирович Скородумов, Владимир Владимирович Готовцев и житель Вязем В.А.Дицкой. Организаторам удалось собрать труппу из крестьян и сельской интеллигенции, подготовить устав и после целого ряда ходатайств зарегистрировать его. Своего помещения у театра не было и спектакли проходили в конторе складочно- потребительского общества или в хорошую погоду на улице.

Читайте также:  Как узнать название игры если забыл

В газетах того времени он назывался по-разному: Голицынский музыкально-драматический кружок, Крестьянский театр в Больших Вяземах, Народный театр в Вяземах. В состав труппы входило немало крестьян из Больших Вязем и соседней деревни Шараповки: М.Шанин, А.Чуркина, М.Кулакова, Т.Королева, М.Коновалова, А.Новикова, И.Карташев, С.Никольский, Н.Соколов, М.Шишкин, Н.Соловьев и др. Примечательно, что в составе труппы было много крестьянок. В первые годы своего существования в его репертуар вошли популярные среди крестьян пьесы «Не все коту масленица» А.Н.Островского, «Порченый» С.Семенова, «В низинах» А.Клепикова, «Русалка» А.С.Пушкина. Крестьянский театр в Вяземах считался одним из наиболее выдающихся сельских театров того времени. Сюда чаще всего приезжали студенты Московского университета, которые были объединены в «Студенческий кружок для изучения вопросов сельского народного театра», а в будущем в «Отдел содействия устройству фабричных и деревенских театров» при Московском отделении Императорского Русского технического общества, координировавший деятельность крестьянских театров. Основной их задачей было «приблизить сцену к трудовому народу, освободить театр от унизительной роли места отдыха и забавы образованного общества». Кстати говоря, за свою просветительскую деятельность один из организаторов театра В. В. Готовцев, будущий народный артист РСФСР,попал под надзор полиции.

О спектаклях Вяземского театра с восторгом писали московские газеты «Школа и жизнь», «Итоги недели», «Столичная молва», «Живое слово», «Копейка» и другие.

Деятельностью Вяземского театра интересовались многие деятели искусства и литературы. Горячее участие в нем принял художник В.Д.Поленов, лично написавший декорации к спектаклю «Купец Калашников». Он много сделал и по разработке теоретических вопросов, связанных с народным театром, оказал большую помощь Н.В.Скородумову в составлении и издании его книги «Новый метод упрощенных постановок для сельского театра». Весной 1910 г. сюда приезжал известный актер Павел Николаевич Орленев. В своих «Записках актера» он много места отвел описанию гастролей и самого крестьянского театра.

Вяземские крестьяне не замыкались в стенах своего театра. Была организована экскурсия в Московский художественный театр, где экскурсоводом у них был В.И.Немирович-Данченко. 16 сентября 1909 г. Большие Вяземы посетил по приглашению крестьян Лев Толстой, где осмотрел складочно-потребительское общество и посетил театр. Толстой и в дальнейшем интересовался им. Его секретарь и друг В.Г.Чертков часто посещал театр в Вяземах, а позднее устроил подобный в своем имении в Тульской губернии. В 1913 г. под Москвой уже действовало 11 подобных театров.

Из 29 членов при основании Вяземского театра он вырос до 260 актеров перед первой мировой войной, причем 40 процентов из них были крестьянами. Годовой расход театра вырос до 1200 руб. Он существовал не столько от продажи билетов и членских взносов, сколько на средства Вяземского складочно-потребительского общества, оказывавшего ему немалую поддержку. Только за первые три года существования с 1909 по 1912 гг. театр поставил 55 спектаклей (38 платных и 17 бесплатных), 12 литературно-драматических вечеров и 4 лекции. За это время его посетило до 12 тысяч человек. В дальнейшем большую роль в организации спектаклей сыграл крестьянский писатель Сергей Терентьевич Семенов, давний друг Л.Н.Толстого, являвшийся фактически сценаристом и режиссером. Пьесы, написанные им, были очень близки крестьянам. Особенно активно работал театр под его руководством в первые годы советской власти вплоть до его гибели в декабре 1922 г. Последние сведения о театре относятся к 1928 г.

Эхо Октябрьской революции докатилось и до Вязем. В январе 1918 г. имение было передано в ведение Пер-хушковского волостного Совета депутатов. Осенью того же года из Вязем в Национальный музейный фонд было вывезено 39 предметов, а именно; 16 портретов, 1 картина, 19 миниатюр, бронзовые часы и 2 канделябра. Позже, в мае 1919 г. туда отправили 21 фарфоровый предмет и гравюру е изображением родословного древа князей Голицыных. Какая-то часть собрания пополнила Музей имени Н.Троцкои в усадьбе «Введенское», в том числе бюст князя Д.В.Голицына, генерал-губернатора Москвы. Найденные позже фамильные драгоценности передали в Оружейную палату.

Читайте также:  Название магазина для верхней одежды

Книги в количестве 15 тысяч томов вывезли в мае 1919 г. в Государственный книжный фонд, а уже оттуда рассредоточили по крупным бибяиетекам: Исторического музея, Публичной библиотеке им. Ленина, Социалис¬тической академии, I, II, 111 университетов. Архив, находившийся в Вяземах, поступил в Румянцевский музей. В Вяземах организовали совхоз, а в усадебном доме разместился Дом для беспризорников. После ликвидации дома для беспризорников в усадьбе разместился санаторий им. Фореля для старых большевиков, переименованный затем в дом отдыха. По переписи 1926 г. в Больших Вяземах считалось 223 хозяйства и 1098 жителей. Отмечены сельсовет, кредитное товарищество и школа первой ступени, основанная еще Голицыными в XIX в. В Малых Вяземах были 161 хозяйство и 828 жителей, сельсовет, начальная школа.

В 1929 г. началась коллективизация. А в 1935 г. на поле близ Малых Вязем был организован аэродром для учебных занятий. До войны здесь было подготовлено около 300 летчиков и 700 парашютистов. В усадьбе вместо дома отдыха разместилась парашютная школа, а в 1940 г. танковое училище. В 1941 г. фронт подошел к Вяземам и они оказались в ближайшем тылу советских войск. В усадьбе был открыт фронтовой эвакогоспиталь, куда поступали тяжелораненые, которым была противопоказана дальнейшая транспортировка. Многих не удавалось довести живыми, и их, вместе с умершими в госпитале, хоронили на берегу пруда. Позднее поток раненых увеличился и в здании школы был открыт армейский эвакогоспиталь. Возить умерших было некому и их хоронили возле школы. Позднее, в 1952 г, сюда перенесли останки воинов с берега пруда и открыли памятник. Хотя фашисты и не дошли до Вязем, появившись только на южной окраине Голицына, бомбежки нанесли серьезный урон селу. К тому же, в довершение всех бед, летом 1942 г. от случайной искры паровоза выгорела половина крестьянских подворий.

В 1943 г. эвакогоспитали в Вяземах были закрыты, а в усадьбе разместили учебный институт коневодства, позже переименованный в зоотехнический. Институт курировал С.М.Буденный, неоднократно бывавший здесь. В 1952 г. он закладывал первый камень в фундамент нового здания института, проект которого был разработан в мастерской академика Жолтовского. В 1954 г. зоотехнический институт был переведен в Ижевск, а это место место занял Московский полиграфический институт, существовавший здесь до 1958 г. Позднее его сменил НИИ фитопатологии.

В 1948 г. было принято решение о восстановлении памятников истории и культуры. Оно выполнялось со скрипом, хотя Вяземы были внесены в список памятников союзного значения. Здесь бывал А.С.Пушкин (у вяземской церкви сохранилась могила его брата Николая, умершего в 1807 г.). В гостях у профессора Московского университета С.П.Шевырева, женатого на одной из Голицыных, тут бывал в 1849 г. Н.В.Гоголь, читавший ему главы из второго тома «Мертвых душ». Отмечена эта земля пребыванием путешественника Н.Пржевальского, поэта В.Брюсова, художника К.Шестакова, А.В.Луначарского, Назыма Хикмета. 28 апреля 1987 г. Советом Министров РСФСР было принято постановление о создании на базе усадеб в Вяземах и Захарове Историко-литературного музея-заповедника А.С.Пушкина, на основании которого решением Мособлисполкома от 18 июня 1987 г. музей был организован. Согласно переписи 1989 г. в Больших Вяземах значилось 1143 хозяйства и 5005 постоянных жителей, в Малых Вяземах на 222 хозяйства приходилось 475 человек. В поселке Ямщина, возникшем на месте прежней ямской слободы, имелось 24 хозяйства и 59 жителей. Близ Малых Вязем возник на месте прежней деревни Борисовки, существовавшей в XVIII-XIX вв., поселок Городок-17, насчитывающий 1314 хозяйств и 3635 жителей.

Лит.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы. М., 1886. Вып.З. С.195-200; Шереметев П. Вяземы. Пг., 1916; Соловьев СЕ. Вяземское складочно-потребительское общество. Исторический очерк 25-летия трудовой деятельности. М., 1924; Сергеенко А. О народном театре/Октябрь. 1982. N.10. С.195-199; Шлихтер Б.А., Майкова К.А. Архив имения Вяземы//Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1955. Вып.17. С.73-50; Новиков В. И. Большие Вяземы. М., 1988.

Источник

Adblock
detector