Меню

Что такое душа библейское толкование

Дух, Душа и Тело: Библейский взгляд

Для начала познакомимся с тем, какие в принципе существуют взгляды на природу человека. В основе своей их три:

Также существуют «гаражные» мнения где душа — это эмоциональная природа, а дух — это нечто высшее, что включает интеллект, волю и способность к развитию. Это мнение мы не будем рассматривать ввиду безосновательности и отсутствия философской и теологической доказательной базы. В данном случае это просто взгляд, где эмоциям дано одно название (душа), а интеллекту и воле другое (дух). Мы же рассматриваем эмоции, интеллект и волю как функции души. В этом вопросе сходятся и дихотомизм и трихотомизм.

Итак, обозначив определения, давайте посмотрим что говорит библия о природе человека.

Библия и монизм

“Этот взгляд не был принят большинством евангельских богословов по той причине, что большое количество текстов Писания говорит о том, что дух, или душа, человека продолжает жить после того, как тело умирает” ( Уэйн Грудем “Систематическое богословие” ). Давайте рассмотрим некоторые библейские аргументы, которые мы имеем по этому поводу.

«И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином.» (Бытие 35:18)

«Зная это, мы спокойны и хотели бы уже, покинув наши тела, поселиться у Господа» (2 Коринфянам 5:8)

Также можно посмотреть Деян. 7:59; Флп. 1:23,24; Евр. 12:23; Отк. 6:9; 20:4

Уже из этих трех мест писания видно что существует некая не принадлежащая телу часть (дух, душа), которая после смерти способна «выйти из тела». Таким образом евангельская традиция опровергает позицию монизма.

Библия и дихотомизм

Прежде чем рассмотреть любую позицию библии, будь то дихотомизм или трихотомизм нужно подчеркнуть мысль о единстве человека в том виде в котором Бог его сотворил. Адам во второй главе Бытия предстает нам как цельная личность, наделенная телом и душой. Кроме того писание утверждает что именно в такое состояние мы возвратимся, когда будем искуплены как телом, так и душой.

Внезапно, в мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены. (1 Коринфянам 15:52)

Из этого места следует, что человек изменится, т.е. оставаясь в теле преобразится и очистится от греховной природы. Тогда как мертвые воскреснут, т.е. получат новые нетленные тела.

Кроме того писание утверждает что нам нужно возрастать в святости в теле и в духе:

Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Коринфянам 7:1)

Однако, наряду с тем, что мы признаем что человеческая природа является единой, мы должны также признать что писание ясно свидетельствует о наличии «нематериальной» составляющей в человеке.

Вернемся к нашим баранам… Дихотомисты утверждают что слова «дух» и «душа» в библии употребляются как синонимы. Давайте рассмотрим библейские доказательства подобной позиции.

Значение слов «дух» и «душа» часто не различается в контексте

“Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:46,47)” — в данном случае, мы, вероятно, наблюдаем параллелизм — поэтический прием, который выражает одну и ту же мысль с помощью разных, но синонимичных оборотов. В данном случае эти обороты это «Величит душа Моя Господа» и «Возрадовался Дух Мой о Боге». Такой прием мы часто встречаем в книге Притчи. Кроме того, когда писание говорит о смерти, то умершие могут называться духами (Евр.12:23, 1 Пет. 3:19) или душами (Откр. 6:9, 20:4).

После смерти к Богу отходит либо «дух», либо «душа»

И когда выходила из нее душа, ибо она умирала… (Бытие 35:18)

Господи Иисусе! приими дух мой (Деян. 7:59)

Помимо этого стоит отметить, что ни одного раза не использовано словосочетание «дух и душа отходят к Богу». Хотя можно было бы ожидать, что такое утверждение появится хотя бы один раз на страницах Писания, чтобы не вводить читателя в заблуждение.

Человек характеризуется либо словами «Дух и тело», либо словами «Душа и тело»

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28)

…во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 5:5)

Трихотомист скажет что существует место, где в этом контексте употребляется словосочетание «дух, душа и тело»:

Итак, пусть Сам Бог, дающий мир, освятит вас всецело, чтобы ваш дух, душа и тело сохранились непорочными до тех пор, когда придет Господь наш Иисус Христос. (1 Фес. 5:23)

Да, такое место существует, однако его мы рассмотрим в разделе о доказательствах трихотомизма и более подробно разберем все, что с ним связано.

Грешить может как душа, так и дух

Тут мы имеем очень интересное доказательство. Т.к. один из тезисов трихотомизма подразумевает что грех содержится в душе, в то время как дух — это более чистая часть человеческой природы, которая может взаимодействовать со Святым Духом.

Писание, однако, ясно дает нам понять что и душа и дух могут грешить.

Послушанием истине вы очистили ваши души для того, чтобы искренне любить своих братьев. Так любите же друг друга от всего сердца! (1 Петра 1:22)

Как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом (1 Кор. 7:34)

Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7:1)

Дух его ожесточился до дерзости (Дан. 5:20)

Более подробный анализ этого пункта доступен тут

О душе и духе говорится как о подобных понятиях

Иными словами все, что говорится в писании о душе, также говорится и о духе. Это справедливо и в обратную сторону. Писание не дает оснований для выводов что дух и душа чем-то отличаются.

Кроме того, Душа также может уповать на Бога (Пс. 41:12), наслаждаться и радоваться в Нем (Пс. 34:9). Иными словами оба эти термина употребляются для описания любых взаимоотношений с Богом.

Однако также неверно утверждать что только наши души (или дух) принимают участие в нашем поклонении Богу, т.к. наши тела также возносят славу Богу. Размышляя, мы задействуем наш физический мозг и можем явно отследить это на аппарате МРТ, прославляя Господа Библия призывает нас хлопать в ладоши (Пс. 46:2), воздевать к Нему руки (Пс.28:2, 62:5). Таким образом мы еще раз приходим к мысли, обозначенной в начале раздела. Наше естество представляется как единство души и тела и мы не должны рассматривать их раздельно.

Библия и трихотомизм

Сторонники трихотомизма выдвигают в защиту своей позиции ряд мест писания. В этом разделе мы приведем и попробуем разобрать эти места писания.

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23)

Разве тут не говорится с полной ясностью о том, что человек состоит из трех составляющих: духа, души и тела?

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12)

Разве в данном контексте можно говорит о том, что дух и душа являются чем-то одним, если Писание их разделяет?

Это место следует понимать похожим образом как и предыдущее место. Если мы хотим назвать нашу внутреннюю сущность «душа», то Слово Божие проникает и разделяет ее, узнавая ее глубинное состояние. Если мы хотим назвать ее «дух», то Слово Божие проникает и в глубину этой субстанции. Также в словосочетании «составов и мозгов» мы имеем подобный синонимический ряд, т.к. по сути эти два слова обозначают одно и то же понятие.

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобносудить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными , но как с плотскими , как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские . Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов «, а другой: «я Аполлосов «, то не плотские ли вы? (1 Кор. 2:14 — 3:4)

Разве в этом месте не подразумевает явно что есть «плотские» (вероятно, неверующие) люди, «душевные» христиане (которые стремятся исполнять то, чего сами хотят) и «духовные» христиане (которые стремятся исполнить волю Бога)

Читайте также:  Гадание на кофейной гуще толкование кленовый лист

В данном случае слово «духовный» более правильно понимать как «находящийся под воздействием Духа Святого», т.к. весь отрывок говорит о действии Духа Святого, поэтому «духовный» тут более правильно переводить как «духов» ( «Систематическое богословие» У. Грудем ).

Помимо прочего слово плотские точно нельзя употреблять относительно неверующих людей. Это послание было написано христианам в Коринфе и Павел называет плотскими именно христиан.

…Хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода (1 Кор. 14:14)

В этом отрывке Павел очевидно имеет в виду что когда дух молится, то ум (который является частью души) не принимает участие в этом.

Это утверждение не совсем верно. Павел лишь хочет сказать что когда мы молимся духом, то мы не понимаем о чем молимся. В таком виде заявление о трихотомичности выглядит притянутым за уши. Суть высказывания заключается в том, что существует нетелесная составляющая и когда она функционирует мы не понимаем как это происходит.

Пару слов хотел сказать про книгу Эндрю Уоммака «Дух, Душа и Тело», которую я также использовал при подготовке этой статьи. Я рекомендую ее читать, только если вам хочется более подробнее ознакомиться с тем, что такое трихотомизм. В данной книге автор основывает все повествование на одном месте (1 Фес. 5:23), которое мы разобрали в самом начале главы о трихотомизме.

Этот подход нельзя назвать научным, хотя автор, очевидно, в курсе о том, какая существует критика в адрес трихотомизма. Зная об этом он даже не посчитал нужным подробнее разобрать эти положения, чтобы читатель имел возможность удостовериться в том, что его выводы логичны. Таким образом не закладывая основания, он пытается строить модель просто на основании того, что читатель доверился его восприятию изложенного выше места.

Я бы с осторожностью называл эту книгу богословским или научным трудом, а поэтому и вам рекомендую относиться к ней с осторожностью. Как видите мне даже не пришлось приводить ни одной цитаты из этой книги, т.к. там нет ни одного доказательства трихотомизма. Очень удивительно что в разделе про дихотомизм у Грудема я нашел больше информации о трихотомизме, чем в ЦЕЛОЙ КНИГЕ про трихотомизм. Ну вы поняли…

Надеюсь эта статья была вам полезна и вы узнали что-то новое. Возможно ваше мнение изменилось, если это так, то я рад что смог дать достаточные библейские доводы для этого.

Возможно вы сомневаетесь и в таком случае я желаю вам глубже изучить эту тему и прийти к своему выводу относительно нее.

Тем, кого приведенные доказательства не убедили по тем или иным библейским причинам — напишите в комментарии, какие доводы вам показались неразумным и мы с вами это обсудим.

Если вы являетесь неверующим или не полностью доверяете Священному писанию, то если есть желание поговорить об этом, напишите мне ВКонтакте в личные сообщения. Буду рад пообщаться.

Источник

МИССИЯ БИБЛЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

предлагает вам истину для настоящего времени

Что есть дух и душа по Библии?

«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святой имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:17; см. Лев. 19:2). Дух Божий назван Святым, так как исходит от Святого Бога, и Он несёт в себе все свойства Личности Самого Бога: вездесущность, всемогущество, всеведение, премудрость и т. д. Так, присутствие в каком-либо месте Духа Святого есть присутствие Самого Бога, как вездесущего. «Бог есть Дух» (Ин. 4:24), такими словами подчёркнута духовная природа Бога Отца, что Он есть Дух.

Дорогие братья и сёстры, в Писании неоднозначно сказано, что Бог имеет Свой Дух (Ин. 15:26; Иоиль 2:27-29), который Священное Писание называет Святым Духом Божьим (Ефес. 4:30; 1 Фес. 4:8).

«Земля же была безвидна… и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). В этом стихе говорится о состоянии земли перед её творением и показано, что Дух Божий может одновременно находится в любом месте планеты на земле.

«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня…» (Пс. 138:7-10). Царь Давид ясно утверждает то, что от Бога и Его Духа нет такого места на планете, куда бы можно было спрятаться. Бог везде есть и всё видит. В этом псалме использован метод параллелизма, при котором Дух приравнивается к лицу Божьему, от которого нельзя скрыться, то есть скрыться от Бога Отца. В выражении «и от лица Твоего куда убегу» слово «лицо» переведено с оригинального еврейского «паним», что означает «присутствие». Во всех всемирно известных переводах Библии, в этом тексте (Пс. 138:7) применяется именно слово «присутствие», и это обстоятельство очень хорошо отражает истину о том, что присутствие Духа Святого означает личное присутствие Бога Отца.

«… Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15:26). Это свидетельство об источнике Духа, который есть на Сыне Божьем и на людях, верующих в Него. Дух Святой исходит от Отца и Сына на верующих людей: «…лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7).

«…Ты Бог мой; Дух Твой благой да ведет меня в землю правды» (Пс. 142:10). Видим, что Бог Духом Своим совершает дело спасения человека, ведёт его к правде.

О работе Духа Божьего на земле можно говорить много, но ограничимся этими свидетельствами.

II). Свидетельства Писания, где говорится о Иисусе Христе и Его Духе:

Дорогие братья и сёстры, пророчество Исаии о Мессии: «и почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11:2). Данное пророчество свидетельствует сущность духовной природы Господа Иисуса Христа, здесь все шесть характеристик духа подчёркивают полноту и совершенство Его духа.

∞ «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:17). В этом стихе подчёркнута духовная природа нашего Господа, благодаря которой Он даёт свободу, через Его пребывание в человеческом естестве. Об этом Спаситель сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными»; «Иисус сказал ему: Я есть путь и истина…» (Ин. 8:32; 14:6).

Христос сказал в синагоге Назарета (Лук. 4:18): «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим» (Ис. 61:1). Это пророчество об Иисусе свидетельствует о том, что Он имеет Духа Божьего, как Его помазанник, то есть Мессия.

Есть такие стихи, которые ясно свидетельствуют о том, что Дух Божий и Дух Христов передаётся людям путём простого дуновения. В книге Исход написано: «Ты дунул духом Твоим» (Исх. 15:10). А так же: «Иисус же… сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Ин. 20:21, 22).

III). Дух и душа это есть разные понятия. Чтобы разобраться, что означает слово Дух в Библии используем четыре важных доказательства из Святого Писания:

Читайте также:  Летать во сне как птица толкование

1). В «Старом Завете» слово «дух» переведено с еврейского слова «ruach»: «И нисшел на меня Дух («ruach») Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь: что говорите вы, дом Израилев, и что на ум ruach») вам приходит, это Я знаю» (Иез. 11:5). Итак, в одном стихе слово «ruach» переведено как «Дух» Господень, а в другом месте как «ум» человеческий. Из этого текста следует, что слово «ruach» означает ум, мысли (Божьи или человеческие). Этот вывод подтверждается двумя другими стихами Библии.

2). Пророк Исаия прославляет совершенство Творца: «Кто уразумел дух («ruach») Господа, и был советником у Него и учил Его?» (Ис. 40:13). Апостол Павел цитирует этот же стих из Исайи, восхваляя разум ruach») Создателя: «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11:34). Из сравнений этих двух текстов очевидно тождественность понятий «дух» и «ум» (разум).

4). «Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?» (Мк. 2:8). А в этом стихе «Нового завета» слово дух переведено со слова «epiginosko». Наш Господь узнал (понял) то, что в мыслях у книжников духом Своим.

Итак, в Библии слово дух (будь-то человеческий или Божий) означает: ум, разум, образ мышления.

IV). Слово «дух» в Писании означает человека, его личность:

А). «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1Ин. 4:1-3). В этом отрывке 6-ть раз слово дух использовано по отношению к личности человека, и один раз — по отношению к Богу (где слово Дух написано с большой буквы). Слово дух, где оно с маленькой буквы, можно относить и к учению, вероисповеданию человека или церкви. Итак, в Библии слово (понятие) дух относится к живым людям (см. также в 1Пет. 3:19).

Б). Человек есть соединение духа и тела (которое в Писании названо «прахом земным», в других переводах используется слово глина): «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).

Патриарх Иов свидетельствует: «доколе еще дыхание моё во мне и дух Божий в ноздрях моих» (Иов. 27:3). Слова «дыхание моё» обозначают жизнь человека, которая поддерживается Духом Божьим.

Что Писание говорит о том, каким образом человек оживает (воскрешается Господом): «Так говорит Господь Бог костям: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь» (Иез. 37:5, 6). Видим, кости покрытые плотью, без духа не оживают. Плоть без духа мертва (Иак. 2:26).

Библия описывает событие, когда Христос воскресил дочь Иаира, начальника синагоги: «Он же… возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала…» (Лук. 8:54, 55). Итак, соединение духа и тела человеческого, возвращает его к жизни.

Свидетельства Писания о духе человеческом:

Если кто-либо находится в состоянии угнетения, тоски или депрессии, то оно приравнивается к смерти, как учил апостол Павел: «…печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10). А также бывает противоположное состояние у человека: утешение, радость, счастье, такое состояние подобно выздоровлению или оживлению, как это описано в Быт. 45:27: «…тогда ожил дух Иакова, отца их».

Дух человеческий может быть постоянно под влиянием сатаны и проявлять себя по-разному:

как «дух усыпления» (Рим. 11:8; Ис. 29:10), как «дух опьянения…» (Ис. 19:14), как «дух ревности» (Чис. 5:14), как «злой дух» (1Цар. 16:17), как «глупый дух», «высокомерный дух». Если люди не принимают истину и Духа Божьего, то, как говорит народная пословица: «свято место пусто не бывает», тогда «…пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2Фес. 2:11).

Итак, по Библии слово «дух» означает невидимая часть личности человека, содержащая в себе все личностные, характерные качества. Дух человека – это его ум, мышление и характер.

Разберём теперь, в каком же состоянии находятся все умершие люди?

При первой смерти тело человеческое «возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Вот что об этом говорит Библия: «…мёртвые ничего не знают… и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли… в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:5, 6, 10). Все умершие находятся в бессознательном состоянии. Вспомните, как охарактеризовал Иисус Христос состояние мёртвого Лазаря: «он спит» (см. Ин. 11:11-14). Так же Он сказал и умершей дочери Иаира, начальника синагоги, что она спит (Лук. 8:49-55). Тоже о первой смерти сказал царь Давид: «услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» (Пс. 12:4). Когда человек спит то, он находится в бессознательном состоянии и не может отвечать за себя или за происходящее. Именно в таком «спящем», бессознательном состоянии находятся у Бога все умершие люди. Все люди пока ещё умирали смертью первой.

Участь животных и людей в конце жизни одинаковая, все умирают: «потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета! Всё идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах» (Еккл. 3:19-20). Тело животного, как и человека, без духа мертво: «Ты… отнимешь дух их — умирают» (Пс. 103:29); «тело без духа мертво…» (Иак. 2:26).

«Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе…» (Еккл. 8:8). Власть над духом человека и его днём смерти у Бога.

Нет власти у людей над духом своим, в конце жизни он возвратится к Богу: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).

Представим более наглядно два состояния людей:

В первой смерти

При жизни
тело живо

дух находится в теле

тело истлевает в земле

дух находится у Бога

Свидетельства Писания, где говорится, что кроме духа человеческого рождённые от Бога люди имеют в себе и Дух Святой:

Об Иисусе Навине: «И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух…» (Чис. 27:18).

О пророке Данииле: «вошел ко мне Даниил… в котором дух святого Бога» (Дан. 4:5).

Господь говорит: «вложу в вас дух Мой, и оживёте… и узнаете, что Я, Господь…» (Иез. 37:14).

Друзья, в этих стихах даются примеры рождения свыше, примеры людей рождённых от Духа Божьего. По милости Божией, Его Дух не оставил людей один на один с их могущественным врагом. Божья благодать заключается в возможности каждому человеку выйти из-под власти сатаны, осознанно выбрав для себя другого Хозяина своей жизни. Поэтому всё время на земле физическая жизнь любого человека представляет собой шанс во времени через второе рождение приобрести Божье усыновление и спасение (Ин. 1:12, 13). Этим шансом воспользовались, после согрешения, Адам, Ева и многие их потомки. Жизнь на земле продолжается вот уже столько лет, только благодаря благодати Божьей, то есть благодаря Его милости, возможности второго рождения от Бога, чтобы получить прощение грехов, освящение и жизнь вечную.

Если дух человеческий находится под влиянием Духа Божьего, тогда он проявляет себя по-другому, и тогда в жизни верующего происходят: покаяние, принятие Христа как личного Спасителя и рождение свыше, когда Дух Христа крепко утверждается во внутреннем человеке (Еф. 3:16), производя необходимую работу освящения.

Есть только два пути жизни (два духовных состояния): путь чистоты и святости, который дан Богом и путь зла и греха, который дан дьяволом. В день грехопадения Дух Святой оставил наших прародителей и они, автоматически, попали под власть нечистого духа. Есть только два духа: Дух Святой и дух нечистый. Поэтому все люди, являясь потомками Адама и Евы, рождаются с подобными качествами: смертным, греховным телом и смертным, греховным духом человеческим. Потому все люди появляются в этом мире уже несовершенными, падшими, греховными, а значит временными, хотя от начала творения не было так. Даже после второго рождения свыше (от Святого Духа) верующий всё ещё продолжает оставаться падшим существом.

Дорогие братья и сёстры, наделяемая праведность Спасителя обретается и проявляется в процессе жизни верующего со Христом, так что он постепенно уподобляется Ему своею верою, любовью, характером, жизнью: «…чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:18, 19).

Освящение – это проявление характера Самого Сына Божьего. Действующий изнутри Божий Дух совершает в жизни христианина следующие преобразования: обретение знания истины, реформа жизни в питании, время провождении, ценностях, целях и т. п. Происходит духовный рост и становление зрелой личности христианина, имеющей тесные взаимоотношения с Богом и послушной Его воле, что приводит к совершенству в вере и любви. Итогом всего этого является восстановление утраченного человеком образа Божьего и Его характера (Мат. 5:48; Лев. 19:2). О таких верующих Павел говорит: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Освящение свидетельствует о том, что верующий уже имеет спасение и праведность Христа по вере. Верующий становится пригодным к новой жизни со Христом на небе. Освящение не должно быть приравнено к оправданию. Освящение – это плод принятого Евангелия.

Итак, человек есть подобие Своего Творца, он имеет тело и дух. Слово «дух» имеет несколько значений в Святом Писании. Во-первых, оно означает невидимую часть человека или Бога, жизненную силу, содержащую в себе все личностные, характерные качества. У людей соединение духа с телом даёт оживление (воскрешение) (Иез. 37:5, 6; Лук. 8:54, 55).

Во-вторых, слово «дух» в Святом Писании означает ум (разум), образ мышления (Иез. 11:5; Мк. 2:8; Еф. 4:22, 23; Ис. 40:13 и Рим. 11:34).

В-третьих, слово «дух» означает так же и ангелов, святых или падших (нечистых), которые пошли за сатаной. Ангелы есть бестелесные духи, которые не имеет тела подобного человеческому, это ясно доказал Христос после Своего воскресения, когда явился ученикам: «Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лук. 24:36-39). Святые ангелы это: «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). Власть над любым духом находится у Бога (Иов. 27:3; Еккл. 3:19-21; 8:8; Пс. 103:29; Иез. 37:1-14).

V). Понятие душа в Библии

Дух и душа это есть разные понятия.

Во-первых, душа есть производное от соединения тела и духа человеческого, благодаря чему возникает новая жизнь. Рассмотрим библейские примеры, где душа как жизнь:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).

«В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12:10).

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды» (Мтф. 6:25).

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (огненной; Мтф. 10:28).

Во-вторых, душа (жизнь) как кровь: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17:11).

«ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев. 17:14).

«только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа…» (Вт. 12:23).

В-третьих, душа как набор чувств, сердечных побуждений: «И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу…» (Быт. 34:3).

Царь Давид восклицает: «душа моя сильно потрясена» (Пс. 6:4).

«…Вседержитель, огорчивший душу мою, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих» (Иов. 27:2, 3).

«В городе люди стонут, и душа убиваемых вопит…» (Иов. 24:12).

Псалмист свидетельствует: «терпели голод и жажду, душа их истаевала в них», «…душа их истаевает в бедствии» (Пс. 106:5, 26).

В-четвёртых, душа и дух могут означать личность человека:

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Пет. 3:18-20). В этих стихах первое слово дух использовано по отношению к воскресшему Христу, а второй раз – по отношению к живым людям, так же и слово душа здесь использовано по отношению к живым людям, а именно по отношению к Ною и его семейству, которые войдя в ковчег, спаслись тогда от вод потопа.

Дорогие братья и сёстры, обратите внимание, как написано: «Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет», «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:4, 20). В Библии понятие бессмертная душа отсутствует потому, что после смерти жизни нет. Слово душа имеет значение жизнь, поэтому в отрыве от личности живого человека душа, рассматриваться не может. В этих стихах слово душа относится к живому человеку и подчёркнуто, что если человек осознанно грешит, то он спасённым быть не может. Слово умрёт (Иез. 18:4, 20) имеет смысл вечной погибели, то есть говорится о смерти второй.

Источник

Adblock
detector