Как на японском будет дадзай осаму

Как будет

Жертвы смены моральных устоев. Осаму Дадзай. Избранные произведения

Осаму Дадзай. Избранные произведения. Сост. Т.Л. Соколовой-Делюсиной. СПб.: Издательский дом «Гиперион», 2018.

В 20 веке Япония пережила стремительную ломку старого общественного уклада. После поражения во Второй мировой войне и прихода демократических ценностей американского образца старая аристократия, верная традициям, вынуждена была уйти со сцены. Лучше всех писал об этом японский литератор Осаму Дадзай, человек трагической судьбы. Он родился в 1909 году в провинции в семье местного богатого землевладельца. Детей в семье было больше десяти. Осаму Дадзай (это псевдоним, настоящее имя Цусима Сюдзи) рано понял, что богатое происхождение ему только вредит, и в юности увлекался то демократическими идеями, то социалистическими. Он учился, поступил в лицей, потом в университет, но последний не окончил, потому что в столице образ жизни его изменился. Он начал пить, встречаться с женщинами и одновременно писать. Остро сознавая несовершенство жизни, он видит в человеке одно сплошное лицемерие. Когда он проходил лечение в больнице, его подсадили на наркотики, бросить которые он смог потом не скоро. Писатель задолжал аптекам круглую сумму и просил родных выслать ему деньги, но те в итоге выписали его из семейной книги, чего сам Дадзай в общем-то и хотел, потому что стыдился своих корней. За сорок лет жизни он предпримет несколько попыток самоубийства, последняя унесет его жизнь. Одна из главных тем его творчества – это писатель, уничтожающий себя. Несомненно, что она взята им из собственной жизни. И вообще при чтении этого сборника частым будем ощущение узнавание, словно читаешь один из тот же рассказ, но как бы с другой точкой взгляда. В настоящий сборник «Гипериона» в превосходном переводе вошли повесть «Закатное солнце», несколько десятков рассказов и вольные переложения четырех японских сказок.

Кадзуко принадлежит к семье, где умеют тонко чувствовать, это Наодзи от алкоголя и наркотиков огрубел, а Кадзуко еще нет. Она, например, способна порадоваться тому, как бледно-розовый шарф гармонирует с пасмурным небом. Она считает очень важным, чтобы одежда гармонировала с небом. А из дневников Наодзи тем временем можно узнать, что ему совсем не до вопросов гармонии. Он пишет о том, что все вокруг лицемерны и проклинает Японию, которая тщетно пытается выбраться из «кучи дерьма»: «Среди людей нашего класса тоже нет ни одного порядочного. Слабоумные, мертвые души, скряги, бешеные собаки, фанфароны – эти имеются, будьте благонадежны!» И все равно добрая Кадзуко хочет невольно оправдать брата, назвав его безнравственность благодушием. Впрочем, с безнравственностью у девушки непростые отношения. В наставника брата она влюбляется именно потому, что он безнравствен. Она размышляет так: если человек хочет прожить свою жизнь до конца, зачем тогда осуждать его, если он приближает этот конец? Повесть «Закатное солнце» о том, что «ощущение счастья похоже на золотой песок, который покоится на дне реки скорби и лишь тускло поблескивает сквозь толщу воды».

В рассказах, идущих после этой повести, все темы в общем-то повторяются, они кочуют из текста в текст. Попытка самоубийства, писатели признанные и непризнанные, лицемерие людей, влюбленность в безнравственность – вот эти темы. Некоторые рассказы полностью автобиографичны («Воспоминания», «Восемь видов Токио»), другие вымышлены, впрочем, и здесь понятно, что Дадзай писал с себя. Общее настроение этих рассказов – упадническое, усталое, безрадостное. Это жизнь на закате, когда все краски бледнеют и ничто не радует. Дадзай готов произнести приговор не только себе, не только Японии, но и всему человечеству («Обезьяний остров»). Политика – бесполезна: «В каком политическом движении ни участвуй, в конечном счете ты всего лишь топливо для корабля, груженного неуемной жаждой славы и власти стоящих у руля» («Тук-тук-тук»). Выносит приговор он и литературе как таковой: «Из прекрасных чувств делается плохая литература». Не поэтому ли его так тянет на изнанку добродетели и красоты? Бывает, что герой находит себе кумира, от которого по-хорошему надо бежать, чтобы не поддаться пагубному влиянию, а в итоге заводит с ним крепкую дружбу («Дас Гемайнэ»).

Для творчества Дадзая характерна подвижная литературная форма при небольшом разнообразии сюжетов. Например, в «Блуждающих огоньках» читатель может увидеть реальные бредовые видения: герой видит, как из тела монахини, заночевавшей у него, выходит Истинноявленный Будда и рассказывает, как тяжело перемещаться на мертвом белом слоне. Даже странно, что Дадзай не позволил сильнее себя захватить этой маргинальной эстетике пограничности. Так или иначе, это прекрасный рассказ, показывающий, что религиозный опыт может быть не только величественным, но и прозаическим.

На страницах своих рассказов Дадзай часто разговаривает сам с собой, комментирует свой талант как писателя, никакого таланта вообще не находя. В рассказе «Цветы шутовства» он пишет: «А что если я – всего лишь третьеразрядный писака. В любом случае, я слишком увлекся. Задумав писать картинно и бессюжетно, я немедленно впал в самодовольство». Рассказ «Осенняя история» начинается тоже привычным образом, когда Дадзай спрашивает сам себя, о чем бы ему написать? Но эта праздность уже через страницу преодолевается, и автор выходит к фундаментальным вопросам о жизни и смерти. Этот стремительный прыжок из беспечной шутки к точке, когда, кажется, уже можно спрыгнуть с обрыва, – придает творчеству писателя отчаянную серьезность.

Проза Осаму Дадзая эгоистична и беспросветна. Очень редко он высказывается хорошо о людях, например, в рассказе «Ищу человека», герой которого искал девушку. Во время войны эта девушка дала ему еды для голодных детей. Но этот эпизод – единичный. В целом писатель смотрит на Японию и человечество с совершенным пессимизмом. Духа больше нет, тело победило («подлинность тела в его податливом бессилии», рассказ «Кожа и сердце»). Однако Дадзай не занимается бессмысленным нытьем, он, хоть и пребывает во тьме, пытается отыскать свет и оправдание своему существованию. Его проза – это выдающееся откровение о человеке, который, может, и хочет, но не имеет сил быть праведным. Потому что человек – не Бог, и ему свойственны страсти. Через все творчество этого писателя протекает рука глубокой скорби, но его проза нисколько не отталкивает, а наоборот, приоткрывает дверь в глубины человеческой души. «О, если бы вы, господа, могли понять ту близкую к отчаянию скорбь, что срывает без помощи ветра лепестки с ранимых цветов шутовства».

Источник

Обзор аниме Bungou Stray Dogs [TV-1] (“Бродячие псы: Литературные гении”, “Великий из бродячих псов”)

Весной 2016 года любимая многими студия Bones решила не изобретать велосипед, и создала два похожих на первый взгляд аниме. Оба выпущенных ими тайтла повествуют о людях, обладающих суперспособностями, причем в роли главных героев выступают совершенно незрелые слабаки. From zero to hero. И если Boku no Hero Academia рассказывает про будни супергероев, то аниме, которому я посвящаю текущий обзор, сконцентрировалось на описании нелегкой работы детективного агентства, каждый член которого обладает необычной силой. Редко когда студии осмеливаются выпустить одновременно два аниме на похожую тематику, но Bones привыкли игнорировать правила и запреты. Однако нельзя сказать, что их авантюры всегда заканчиваются успешно. Итак, представляю вашему вниманию обзор на аниме Bungou Stray Dogs [TV-1] (“Бродячие псы: Литературные гении”, “Великий из бродячих псов”).

Краткие сведения

Bungou Stray Dogs – аниме про одаренных людей, выпущенное студией Bones весной 2016 года. Сериал состоит из двенадцати серий, в основе лежит манга. Первоначально планировался выпуск двадцати четырех серий, однако позднее было принято решение разбить аниме на два сезона. Выпуск второго сезона запланирован на октябрь 2016 года. Интересным можно назвать тот факт, что персонажи аниме носят имена великих японских писателей, а их способности названы в честь наиболее известных произведений. К примеру, персонаж Осаму Дадзай имеет способность Ningen Shikkaku, что является прямой отсылкой на самое читаемое произведение Японии от одноименного писателя – “Исповедь неполноценного человека”. Да и его желание совершить двойное самоубийство напрямую связано с одним из кульминационных моментов книги. Кстати, данное произведение экранизировано в первой арке аниме Aoi Bungaku, рекомендую ознакомиться.

Аниме повествует о нелегкой жизни изгнанного из приюта сироты Ацуши Накаджимы, который оказался на улице без денег и крова. Он уже был готов пойти на преступление, ограбив прохожего, но замечает тонущего в реке человека, и помогает ему. Спасенным оказывается странный мужчина в длинном пальто, назвавшийся Осаму Дадзаем. Странный, потому что он пытался совершить самоубийство путем утопления, а Ацуши ему помешал. В награду за спасение он решает накормить спасителя, а заодно рассказывает про детективное агентство, в котором работают люди, обладающие сверхъестественными способностями. Вот таким неожиданным образом завязалось знакомство, кардинально поменявшее жизнь Ацуши. Но то ли еще будет…

Персонажи

Итак, поехали. Персонажей в Bungou Stray Dogs много. Среди них встречаются как откровенно посредственные, так и интересные. Подробную биографию я приводить не буду, лишь общие сведения и собственное впечатление о наиболее показательных героях.

Как и в Boku no Hero Academia, главный герой Bungou Stray Dogs неуверен в себе и слаб. Однако Ацуши умудрился оказаться даже более раздражающим, чем Изуку Мидория, ведь Изуку долгое время не обладал никакой силой, в то время как Ацуши узнает о существовании оной в первой же серии. Однако он мало того, что не пытается её освоить, так еще и верещит на каждом углу о своей слабости. В нем сконцентрировались все негативные качества, что я не люблю: трусость, слабость, неуверенность в себе и чрезвычайная шумность. Я с легкостью приемлю слабого героя, не реагируй он столь неадекватно на внешние раздражители. В общем, как главный герой Ацуши мне совершенно не понравился. Но кто знает – быть может во втором сезоне он покажет себя с лучшей стороны.

Осаму – это типичный силач-добряк с таинственным и темным прошлым, на которого все надеются, и он всегда приходит на помощь и спасает человечество. При всем при этом он оказался самым приятным персонажем Bungou Stray Dogs. Он не верещит попусту, он спокоен и силен. При этом Осаму нечасто появляется на главных ролях, благодаря чему почти не успевает надоесть. Самый перспективный и интересный персонаж, про которого еще есть, что рассказать.

Персонаж, единственным предназначением которого является контрастирование с Дадзаем. Иных причин добавления столь прямолинейного и предсказуемого персонажа я не вижу. Он идеалист, и его раздражает безразличное отношение Дадзая к повседневности, в результате чего в каждой серии добавлены сцены, в которых они переругиваются друг с другом. Ну, точнее Куникида орет на Дадзая, а тот его попросту троллит. После пары повторений это надоедает. Тем не менее, тандем из легкомысленного Дадзая и справедливого Куникиды вполне гармоничен.

Посредственный такой злодей. Когда главной мотивацией злодея на его злодейском пути выступает желание показать учителю свою крутизну, сразу начинаешь ощущать запах дешевой мыльной оперы. “О, учитель, вы меня бросили. Значит, вы меня недооцениваете, поэтому я начну убивать людей, чтобы доказать, какой я сильный”. Не знаю как вы, но я ожидал от главного злодея сезона нечто большего. Впрочем, у него еще будет возможность показать себя во всей красе.

Почти весь первый сезон посвящен первичному ознакомлению с персонажами. Каждому из них посвятили по одной-две серии, в которых показали способности и черты характера. С одной стороны, это оправдано, ведь позволяет познакомить зрителя с большим количеством действующих лиц, сваливающихся ему на голову. С другой же стороны стоит тот факт, что большинство серий не связаны друг с другом, вследствие чего основная сюжетная линия практически не развивается. Кроме того, некоторые эпизоды, посвященные тому или иному герою, получились скучными и неудачными. Все-таки трудно придумать двенадцать несвязанных историй, которые оказались бы одинаково увлекательными и напряженными. На деле же мы имеем скучную завязку, неплохую середину и средненький конец. Хотя стоит отметить, что ознакомление с большинством персонажей уже прошло, так что второй сезон может сконцентрироваться на экшне и атмосферности, вследствие чего смотреть его будет интереснее, чем первый. Концовка первого сезона выглядит вполне многообещающе.

Сюжет

Для того, чтобы ответить на вопрос, почему данное аниме нравится не всем (в том числе и мне), будет достаточно взглянуть на первые четыре серии, в которых недостатки проявляются наиболее явным образом. Создатели аниме не стесняясь прибегли к использованию нескольких спорных приемов, которые в первую очередь направлены на удовлетворение интересов юной зрительской аудитории. Чем больше тайтлов вы посмотрели, тем очевиднее будут недостатки. К примеру, мой друг, который начал интересоваться японской анимацией совсем недавно, был от Bungou Stray Dogs в восторге, в то время как я практически не получил от данного аниме удовольствия. Всё потому, что я не приемлю жалких приемов вроде вызывающего юмора или попыток шокировать зрителя. Вау, главные герои постоянно подтрунивают друг над другом, и один из них постоянно кричит на другого. Вау, сестра домогается своего братца. Вау, главному герою оторвало ногу, и он лежит в луже крови. Милые девушки оказываются страшными злодеями с перекошенным лицами. Всё это ни на грош не добавляет аниме культурной ценности, и уж совершенно точно без подобного можно было обойтись. Аниме должно держать зрителя в напряжении при помощи интересного сюжета и персонажей, а не шокирующих сцен. Кстати, в манге персонажи так не кривляются (специально проверял).

В общем, после просмотра первых четырех серий впечатление от Bungou Stray Dogs у меня сложилось не самое лучшее. Но начиная с пятой серии ситуация слегка улучшается. Нет, негативные качества никуда не исчезают, однако их концентрация перестает перекрывать плюсы. Я начал получать от просмотра удовольствие, и во мне снова проснулся интерес. Сюжет становится чуть более сложным и неожиданным, персонажи понемногу раскрывают себя, да и атмосфера в аниме становится более мрачной. Да, вызывающее поведение персонажей продолжает раздражать. Да, резкие переходы между драматичными и юмористическими моментами выглядят ни к месту. Однако к ним постепенно начинаешь привыкать.

Рисовка

Визуальная составляющая Bungou Stray Dogs оставляет неоднозначное впечатление. С одной стороны, картинка свежа и ярка, и радует множеством крупных планов с нестандартными ракурсами. Сцены сражений динамичны и притягательны, а способности персонажей выглядят оригинально. Но с другой стороны, на некоторых кадрах в глаза бросаются простые и слабо проработанные фоны. Персонажи идут по улице, а на фоне у них находятся серые расплывчатые здания и уродливые неподвижные жители без глаз. Это не уровень студии Bones, так что я был слегка разочарован. Учитывая то, на что способны художники, подобные недоработки выглядят неприемлемо. Думаю, причина заключается в том, что часть ресурсов студии пришлось перекинуть на создание выходящего одновременно Boku no Hero Academia.

Музыка

Опенинг Trash Candy в исполнении GRANRODEO бодр с точки зрения мелодии, однако вокал в нем не цепляет, в результате чего после нескольких серий я начал его перематывать. Эндинг Namae wo Yobu yo в исполнении Luck Life неплох, но ничего особенного в нем нет. Фоновая музыка разнообразна, и какого-либо предпочтения определенному музыкальному направлению отдано не было. В Bungou Stray Dogs есть целый ряд приятных композиций, начиная с бодрого рока, и заканчивая лиричными мелодиями. Нехватки в фоновой музыке при просмотре не испытываешь.

Оценки

Персонажи – 7.0. Постоянно хнычущий и бесполезный главный герой. Медленное развитие персонажей. Однако пара-тройка интересных личностей среди них есть.

Сюжет – 7.0. Первые и последние серии лично мне не понравились. Однако в середине аниме можно выделить несколько интересных эпизодов.

Рисовка – 7.0. Оригинальный дизайн персонажей, красивые крупные планы. Однако плохо проработанные фоны и зачастую упрощенный стиль рисовки не дают поставить оценку выше. Это не уровень студии Bones.

Музыка – 8.0. Бодрый опенинг, средненький эндинг. Среди фоновой музыки есть пара-тройка приятных композиций.

Юмор – 4.0. Детский и вызывающий юмор, основанный на неадекватных реакциях персонажей. Мне было не смешно.

Атмосферность – 4.0. Аниме постоянно скачет между комедийными и жестокими моментами, что не позволяет поддерживать ни юмористическую, ни напряженную атмосферу.

Заключение

Bungou Stray Dogs – это странное аниме. С одной стороны, в нем есть целый ряд раздражающих факторов, мешающих получать от аниме удовольствие. С другой стороны, оно смотрится без напряжения, присущего плохим тайтлам. Посмотрите на оценки, и вы увидите, что четыре основополагающие составляющие аниме (персонажи, сюжет, рисовка, музыка) находятся на достаточно высоком уровне. Поэтому я не стану утверждать, что аниме никому не понравится. Как я уже отмечал ранее – чем больше тайтлов вы посмотрели, тем очевиднее будут выглядеть недостатки Bungou Stray Dogs. Если вас не раздражают вечно кричащие персонажи, слабый главный герой, вызывающий юмор и миленькие девочки в образе жестоких убийц – то можете дать Bungou Stray Dogs шанс, и, возможно, оно вас не разочарует. Меня же аниме не зацепило.

Источник

Мотив самоубийства в японской литературе, на примере повести Осаму Дадзай «Исповедь “неполноценного” человека»

В данной статье рассматривается мотив самоубийства в японской литературе, на примере повести Осаму Дадзай «Исповедь “неполноценного” человека». Был проведен поиск и подбор литературы по теме статьи, выявлены специфические термины, связанных с самоубийством в японской культуре и анализ художественных произведений.

Ключевые слова: мотив самоубийства, японская литература, культура, Осаму Дадзай, синдзю.

Объектом исследования является японская литература, творчество Осаму Дадзай, а предметом исследования – повесть писателя «Исповедь “неполноценного” человека».

· изучить теоретический материал по данной теме и рассмотреть специфические термины

· проанализировать мотив самоубийства в творчестве Осаму Дадзай

Самоубийство является одной из вечных, актуальных и глобальных проблем человечества.

В современном мире многие самоубийства совершаются из-за трудностей в жизни, финансовых и психологических проблем. В отличии от других стран, в Японии отношение к добровольному уходу из жизни всегда было терпимым. Кроме того, религия японцев, в отличие от других религий, например, христианства не осуждает самоубийство.

Эстетика красивой смерти проходит через всю японскую культуру. Самоубийства, совершенные из-за чувств, таких как любовь, скорбь и чувство долга, – прекрасны.

В японском языке существуют собственные термины для каждого из видов самоубийства. Самым известным, но ныне не встречающимся способом самоубийства является сэппуку, так как он был запрещен еще в 1873 году. Сэппуку (яп. 切腹) является ритуальным самоубийством посредством вспарывания живота. Этот метод использовался японскими самураями, в тех случаях, когда была затронута честь и достоинство воина. Также оно демонстрировало верность своему даймё, военному феодалу. Совершая сэппуку, самураи демонстрировали свою стойкость и мужество перед лицом боли и смерти. Через сэппуку они показывали благородность души и чистоту своих помыслов как перед людьми, так и перед богами (Кожурина, http).

В Японии существует традиционный, семейный вид группового самоубийства – икка-синдзю. Икка-синдзю (яп. 一家心中), на русский язык можно перевести как «самоубийство всей семьи». Зачастую с самоубийством происходит и убийство, например, когда родители сначала убивают своих детей, а потом накладывают на себя руки. В основном это происходит из-за тяжелых финансовых и других проблем. Не видя выходя из ситуации, люди решают прервать свою семейную линию. Известный писатель Мисима Юкио описал этот вид в рассказе «Патриотизм». Это история о молодой супружеской паре, которая готовится к самоубийству и непосредственно сам его процесс. «Двадцать восьмого февраля 1936 года, на третий день известных событий, поручик гвардейского транспортного батальона Синдзи Такэяма, потрясенный известием о том, что его ближайшие друзья оказались в числе заговорщиков, не в силах смириться с приказом о подавлении мятежа, в одной из комнат своего особняка сделал харакири собственной саблей; его супруга Рэйко последовала примеру любимого мужа и тоже лишила себя жизни» (Юкио, 2017: 483).

В прошлом был распространен подвид сэппуку который назывался дзюнси (яп. 殉死). Дзюнси означало покончить с собой вслед за смертью своего господина. Истинно преданные подчиненные совершали сэппуку, тем самым проявляя уважение и огромную скорбь по поводу утраты своего господина. Те, кто проявил подобную самоотверженность считались людьми с благородным характером, способствуя возвышению своего рода. В средние века было много людей среди самурайского сословия, которые желали последовать за своим господином. В последствии правительство запретило эту традицию.

Чтобы избежать позора происходит – инсэки-дзисацу. Инсэки-дзисацу случается, когда человек хочет избежать позора, ведь для японца самоубийство в этом случае является достойным выходом из этого положения. Добровольный уход из жизни частично или даже полностью восстанавливает доброе имя и честь виновного.

Самое известное из классически японских самоубийств – синдзю (яп. 心中). Оно состоит из двух иероглифов «сердце» и «середина», что на японском языке означает «единство сердец». Изначально оно означало искренность, чистосердечие (Чхартишвили, 2008: 48). Синдзю известном тем, что является самоубийством пары влюбленных. Преимущественно эти совместные самоубийства совершались, когда влюблённые, например, замужняя женщина и её любовник, не могли быть вместе. Известный писатель и драматург Тикамацу Мондзаэмон начал писать пьесу, услышав историю о приказчике Токубэй и куртизанке О-Хацу которые совершили синдзю в апреле 1703 года в городе Осака. Вскоре, состоялась премьера кукольного спектакля «Самоубийство влюбленных в Сонэдзаки», в котором персонажи носили имена прототипов. В дальнейшем Тикамацу еще не раз в своем творчестве обращался к этой теме. «Самоубийство влюбленных на Острове Небесных Сетей» – другая его знаменитая пьеса, была написана два десятка лет спустя и, в свою очередь тоже основана на реальных событиях.

Черты личности Дадзай, его психическая неустойчивость, мировосприятие проявляется через судьбы героев его произведений. Мотив самоубийства, представленный в его творчестве, был «мотивом» жизни и самого писателя. В его творчестве мотив самоубийства носит устойчивый характер. «Исповедь “неполноценного” человека» начинает предисловие, где безымянный рассказчик находит три фотографии и три тетради. Они рассказывают историю о моральном, физическом и эмоциональном разложении главного героя. В центре рассказа находятся эти тетради, автором которых является Ёдзо Ода. В каждой из них мы наблюдаем странное, всепроникающее чувство отчужденности, которое Ёдзо чувствует дома, в школе, на работе, среди друзей, любовниц и незнакомцев.

Главным средством выражения психологического состояния героя является контраст между ним и окружающим миром. Ёдзо не находит свое место в жизни, мир его не понимает и не принимает. В японском обществе сильно выражено чувство единства, коллективизм. И в повести «Исповедь “неполноценного” человека», мы видим какими отчужденными, странными считаются те, кто не в состоянии влиться в коллектив. Значимым событием в жизни главного героя является встреча с художником Macao Хорики. «Он научил меня пить сакэ, курить, развлекаться с проститутками, закладывать вещи в ломбард и разглагольствовать о левых идеях» (Дадзай, 2001: 54).

Ёдзо часто чувствовал себя отверженным среди толпы, «друзей», знакомых и семьи. Он испытал финансовые трудности, чувствовал себя отвратительно. Из-за депрессии часто пропускал занятия, и в конце концов задумал умереть. Усталость и разочарование все больше давили на него, и он не видел причин жить. «На втором курсе гимназии, в ноябре моя жизнь круто изменилась: я встретил женщину (она была на два года старше меня), с которой впоследствии решился на самоубийство» (Дадзай, 2001: 56). Любопытно то, что действие происходит в зимнее время. Как и в природе, в жизни Ёдзо все приходит в упадок. Его можно сравнить с листком дерева, который увял, пожух.

Самоубийство – это серьезный шаг, но он с лёгкостью принял решение. Все эти годы он постепенно, шаг за шагом шел к этому. «Была холодная осенняя ночь. Я договорился с Цунэко, что буду ждать ее в крохотном ресторанчике недалеко от Гиндзы. (Да, кажется официантку звали Цунэко. Вот он, каков я: точно не помню имя женщины, с которой договорились о двойном самоубийстве!)» (Дадзай, 2001: 60). Герой не помнит имя женщины с которой запланировал синдзю. И это довольно нетипично для синдзю, так как под синдзю в основном подразумевается самоубийство влюбленных во имя любви. Но как мы видим, Ёдзо Ода глубоких чувств к девушке не испытывает. Возможно, ему просто не хотелось умирать в одиночестве. В конце концов попытка самоубийства не удалась. Женщина умерла, но Ёдзо успели спасти, и он остался жив. Можно отметить, что синдзю является романтическим элементом прозы Дадзая.

Главные герой помещал свои непристойные рисунки в журналы под псевдонимом Дзеси Икита. Интересно это тем, что на японском языке этот псевдоним по звучанию напоминает словосочетание «выживший самоубийца». Главному герою не удалось совершить самоубийство и повесть заканчивается в темных тонах. Окружающий мир не меняется, он не становится дружелюбнее, люди все так же холодны и безразличны.

В годы войны, когда многие писатели замолчали, Дадзай продолжил писать. В творчестве Осаму Дадзай можно прочувствовать горечь отчуждения человека в обществе, его несовершенство.

Японский писатель и драматург Мисима Юкио отозвался о Дадзай следующим образом: «Естественно, я признаю редкий талант Дадзай, но все же ни один другой писатель не вызывал у меня при первом же соприкосновении с ним столь сильного, почти физиологического отвращения. Возможно… причина этого – в моем непосредственном ощущении, что Дадзай в своих произведениях изо всех сил старается показать, как раз то, что я больше всего хочу скрыть в себе» (Джон, 2006: 124).

В целом, мотив самоубийства в японской литературе встречается часто, писатели часто используют и описывают в своих произведениях «сэппуку» и «синдзю». Например, Осаму Дадзай увлечен «синдзю», как в своих произведениях, так и в собственной жизни. Все его творчество глубоко пронизано чувством страдания, одиночества и отрешенности. Причинами самоубийства выступают в основном психологические расстройства, проблемы и различные конфликты. В отличии от запада, японцы к самоубийству изначально настроены нейтрально, не видят в этом грех и безобразие. В литературе мотив самоубийства преподнесен спокойно, часто переплетается с мотивом одиночества и отверженности.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector