Как узнать есть ли датчик износа колодок

Zheka147 › Блог › Износ тормозных колодок

4e54034s 100 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

«Почему скрипят тормозные колодки», сейчас же, хотелось обсудить способы контроля за износом тормозных колодок, что делать, если износ не равномерный, какие признаки указывают на замену колодок.

Датчик износа тормозных колодок

Одним из эффективных элементов, следящих за состояние тормозных колодок на современных автомобилях, является датчик износа колодок. Фактически, данный датчик встроен в колодку, и датчиком его назвать можно условно. От тормозной колодки отходит контактный провод, который встроен в фрикционный материал колодки. При уменьшении фрикционного слоя колодки, уменьшается и его сопротивления. В итоге, при определенном пониженном сопротивлении, ток проходящий через материал увеличивается, что вызывает срабатывание сигнальной лампы о замене тормозных колодок.
Стоит заметить, что тормозные колодки для одного и того же автомобиля, но разных производителей могут иметь и не иметь контактный провод. То есть, производитель может сэкономить на нем, даже если конструктивно в автомобиле предусмотрена проводка за контролем тормозных колодок.
Есть и второй вариант исполнения датчиков износа колодок (например, Опель Омега). Датчик выполнен в виде пластикового цилиндра, с запаянными в него проводами.

dd6794cs 960 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

Провода замкнуты между собой. Датчик вставляется в отверстие в колодке, при этом между датчиком и диски имеется зазор равный допустимому износу колодки. При стачивании колодки на этот размер, провода в датчике перетираются диском, загорается сигнальная лампа износа колодок. Как правило, датчики продаются отдельно и порой соизмеримы по цене с колодками.

Индикатор износа тормозных колодок

Хотя слово индикатор больше схоже с чем-то, что является маркировкой, на самом деле индикатором износа тормозных колодок является металлическая скоба, установленная на определенном уровне относительно исходной (не изношенной) поверхности колодки.

636794cs 960 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

Когда износ фрикционного слоя достигает определенного уровня, металлическая скоба начинает задевать за диск, при этом издавая скрип. Обычное расстояние когда начинают работать подобные индикаторы 2 мм, до основания металла колодки.

Неравномерный износ тормозных колодок

Одна из проблем, которая мучает автомобилистов, является неравномерный износ тормозных колодок. Прежде всего, хотелось сказать о причинах данного неравномерного износа, а затем и о способах восстановления тормозного диска.
Неравномерный износ связан лишь только с неравномерностью материалов по его поверхности. При этом, это может быть заводской брак диска или колодок с какими либо включениями инородного материла. А может быть и эксплуатация тормозных колодок и дисков в тяжелых условиях, при повышенной загрязненности, например при проезде через песок, через грязь. Твердые инородные частицы попадают в пространство между диском и колодкой, при этом в процессе торможения, наиболее интенсивно участвуют в износе диска. Бороться с неравномерным износом очень сложно, в большинстве случаев автомобилисты эксплуатируют авто в таком состоянии, пока дело не доходит до крайнего случая.
При появлении значительного неравномерного износа диска, колодок (перепады в несколько мм) оптимальным вариантом будет проточить диски и отшлифовать поверхность колодок.
Диски протачивают на обычном токарном станке, на минимальную глубину обеспечивающую ровность тормозной поверхности.
Диски можно проточить и в специализированной мастерской, где их даже не будут снимать с автомобиля.

5f6794cs 960 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

Если говорить о качестве работ в том и другом варианте, то это вопрос спорный, так как и в том и в другом случае необходимо четко базироваться относительно установочных поверхностей диска, строго параллельно. Кто обеспечит более точное базирование, токарь в сервисе или в цехе, зависит от оборудования и мастерства рабочего.
Колодки можно проточить мелким шлифовальным камнем.

Как проверить износ колодок, критерии к их замене

Критерии износа колодок вытекают из материала приведенного выше в данной статье. Во-первых, это скрип, который может исходить от индикатора тормозных колодок, а что еще хуже, от трения металлического основания колодки о диск. Во-вторых, срабатывание датчика износа колодок. В-третьих, самый верный и надежный способ, это визуальный контроль, за состоянием колодок. При толщине фрикционной накладки 2-3 мм, необходимо заменить тормозные колодки.

Источник

Датчики износа автомобильных тормозных колодок

Колодки — это одна из составляющих тормозной системы автомобиля, работа которых заключается в замедлении или полной остановке автомобиля с помощью трения.

01 datchik iznosa tormoznyh kolodok 1 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

Водитель, нажимая на педаль тормоза, создает давление тормозной жидкости в контурных трубках, которые подключены к суппортам. Суппорты преобразуют давление жидкости в механическое движение путем сдавливания тормозных колодок, между которыми вращается диск.

Колодки работают в условиях сильного сдавливания, серьезной силы трения, резкого изменения температурного режима и продолжительной работы с высокой температурой.

Данные элементы тормозной системы подвержены естественному износу фрикционного элемента — феродо. На скорость износа влияет стиль вождения, масса автомобиля, а так же исправно или неисправно работающая тормозная система.

Варианты контроля износа колодок

К первому варианту контроля степени износа колодок, применяемому десятилетиями, относится визуальный осмотр. Это простой вид диагностики, который позволяет безошибочно определить степень износа тормозной системы, выявить механические повреждения, необходимость ее обслуживания, запотевание или течь тормозной жидкости.

02 datchik iznosa tormoznyh kolodok 2 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

Данный вид осмотра удобно выполнять с применением автоподъемника, смотровой канавы, эстакады или поочередно снимая каждое колесо.

Ко второму варианту относится контроль с помощью датчиков износа. В зависимости от типа датчика, водитель узнает о необходимости замены тормозных колодок посредством звукового эффекта или из-за загоревшегося индикатора на приборной панели.

03 datchik iznosa tormoznyh kolodok 3 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

Последствия чрезмерного износа колодок

Заводом изготовителем рекомендуется замена тормозных колодок, остаточная толщина феродо которых ровняется 1.5–2 мм.

В случае несвоевременной замены возможны следующие негативные последствия:

Своевременная замена колодок избавит автовладельцев от дальнейших негативных последствий, например: перегрева тормозной системы, замены дисков, ремонта и разработки суппортов.

Виды датчиков и принцип их действия

Механические

Механический вид датчика износа тормозных колодок представляет собой металлическую пластину, закрепленную на основании колодки, и применим исключительно на дисковых тормозных системах.

06 datchik iznosa tormoznyh kolodok 6 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

Механический датчик износа работает по принципу трения о тормозной диск. Его высота над основанием колодки ровняется минимально допустимой толщине феродо. При этом, когда износ достигает допустимого значения, металлическая пластина во время торможения прикасается к тормозному диску и издает своеобразный звук, похожий на писк.

Преимущества механических датчиков

Недостатки

Электронные

Бывают наружные датчики и встроенные.

Наружные датчики крепятся двумя способами:

Встроенные датчики устроены следующим образом: в фрикционный материал встроен контакт из мягкого металла, который имеет пластиковый корпус. Высота расположения контакта ровняется минимально допустимой толщине феродо, а его мягкий металл не повредит диск во время трения.

09 datchik iznosa tormoznyh kolodok 9 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

Принцип работы электронных датчиков заключается в замыкании цепи. Когда колодка имеет износ определенной степени, тормозной диск начинает касаться контакта, тем самым замыкая электрическую цепь.

10 datchik iznosa tormoznyh kolodok 10 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

При замыкании на приборной панели загорается индикатор, который информирует водителя об износе тормозных элементов и о необходимости их замены.

Индикатор горит постоянно до тех пор, пока колодки не будут заменены.

Преимущества

Недостатки

Неисправности, диагностика и ремонт

Зная, как работает датчик износа тормозных колодок (механический или электронный), довольно просто выполнить диагностику.

К причинам неисправности механических датчиков можно отнести лишь их повреждение, вследствие которого датчик деформируется или открепляется от основания колодок.

Возможные причины выхода из строя электронных датчиков:

11 datchik iznosa tormoznyh kolodok 11 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

В ходе эксплуатации автомобиля и его периодического обслуживания возможно случайное механическое повреждение проводки или попадание каких-либо предметов с дорожного покрытия. Эти факторы способны вывести из строя систему контроля износа колодок.

12 datchik iznosa tormoznyh kolodok 12 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

Вариантом решения данной проблемы является проверка проводов мультиметром, выявление поврежденного участка, его ремонт или замена.

13 datchik iznosa tormoznyh kolodok 13 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

Значительную часть времени в Москве дождливая и сырая погода. Это способствует постоянному попаданию большого количества влаги на ходовую часть автомобиля, в том числе на тормозную систему. В местах подключения электропроводки влага, оголенный металл и напряжение в проводах вступают в химическую реакцию, что приводит к появлению твердого окислительного слоя. Вследствие этого подключение становится ненадежным и нерабочим.

Читайте также:  Как установить ватсап на компьютер если он есть на телефоне без штрих кода

Для устранения данной проблемы в первую очередь необходимо проверить проводку мультиметром. Если она в порядке, следует отсоединить контакты, зачистить и выполнить повторное подключение.

Для устранения данной проблемы необходимо удалить влагу из трущихся поверхностей и фрикционного материала с помощью неоднократного их нагревания. Нагревание происходит во время торможения.

Однако следует быть внимательным. Торможение будет достаточно эффективным лишь при полном испарении влаги.

Видео по теме

Источник

Автопро › Блог › Как выбрать датчик износа тормозных колодок

df2f41es 100 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

За износом тормозных колодок долгое время приходилось следить водителю. Сегодня и эту задачу легко может взять на себя электроника. В основе ее работы, равно как и оценки износа владельцем автомобиля, лежит оценка истирания колодок. Если значительная часть материала стерта, вся колодка теряет свои качества. Однако человек может забыть о том, что нужно проверить ту или деталь, так сказать, по графику. А вот электроника исправно выполняет одну или несколько своих функций и никогда о них не забывает. Avto.pro рассказывает, как устроены датчики износа, какими могут быть их неисправности и о чем нужно знать при выборе.

7EAAAgD AuA 960 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

Назначение датчиков износа колодок тормозной системы

Сегодня самые распространенные тормозные системы используют фрикционные тормоза. За счет силы трения можно в считаные секунды остановить автомобиль, который движется даже на большой скорости. Как только колодки соприкасаются с дисками/барабанами, можно считать, что процесс начался: кинетическая энергия интенсивно превращается в тепловую, а транспортное средство сбрасывает скорость.

В былые времени определение толщины колодок было на плечах водителя. Сегодня же с этой работой прекрасно справляются специализированные датчики, устанавливаемые непосредственно на колодках. Когда износ колодок станет критическим, датчики подадут сигнал водителю. Критическим износом можно считать достижение толщины 2-3 миллиметра. В этом случае колодка провоцирует ускоренный износ смежного элемента – барабана или диска. Торможение также ухудшается. Езда со старыми колодками не только становится менее комфортной, но и более опасной, а также влечет за собой дополнительные расходы на ремонт.

Типы датчиков износа

Как вы наверняка знаете, многие автомобильные датчики имеют механическое или полностью электронное исполнение. Датчики износа не исключение. По принципу действия их делят на два типа:
— Механический;
— Электронный.
Наиболее простой механический датчик с натяжкой можно назвать устаревшим, но на деле он активно используется и в наше время. Внешне он напоминает стальную пружинящую пластину в форму перевернутой буквы «U», один из концов которых жестко крепится к краю колодки. Второй же конец находится прямо над смежным с колодкой диском, причем на уровне, соответствующем критическому износу тормозной колодки. Регистрируется такой износ самым тривиальным образом: когда истирание велико, пластинка с лязгом касается тормозного диска. Этот лязг и является звуковым оповещением для водителя.

skAAAgD AuA 960 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

Электронные датчики более совершенны и сегодня занимают наибольшую часть рынка. Конструктивные элементы датчика: пластиковый корпус, металлический сердечник (используют только мягкий металл), разъем и провод. Контакт датчика располагают так, чтобы он находился на одном уровне с критическим износом колодки. Как только достигается такая степень износа, контакт касается тормозного диска, тем самым замыкая цепь. На приборной панели сработает специальный индикатор. В свою очередь, на новых или еще несильно изношенных колодках цепь датчика разомкнута.

Конструктивные особенности и сферы применения

Простейшие механические датчики срабатывают тогда, когда износ колодки не просто существенен, а может быть опасным для пешеходов и водителя. Если слышится характерный лязг, водителю нужно направиться на СТО и поменять старые колодки.

Более сложные электронные датчики делят на два типа:
1. Устанавливаемые в специальной выемке или в стороне от тормозной колодки (интегрированные);
2. Устанавливаемые непосредственно в тело колодки, если в ней есть углубление.

Отметим, что работа электронных датчиков базируется на нескольких особенностях тормозных колодок. К примеру: материал колодок токопроводящий, однако, сопротивление его очень велико, вследствие чего в датчике действует малый ток. По мере истирания материала сопротивление будет уменьшаться, так как толщина токопроводящей накладки колодок уменьшается. Система замеряет сопротивление и дает информацию водителю о степени износа: желтый цвет на приборной панели говорит о том, что колодки еще можно эксплуатировать, а красный о том, что замену нужно проводить незамедлительно. Кроме того, сам датчик можно запрессовать в накладку тормозной колодки. Он не будет «выглядывать» наружу, что положительно сказывается на времени его эксплуатации.

mkAAAgD AuA 960 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

Пробег обычного датчика износа равен пробегу новых колодок. В некоторых случаях металлический стержень не истирается и датчик можно использовать повторно. Однако если фрикционный материал был серьезно изношен, замены датчика на новый не избежать никак. По этой причине специалисты говорят о том, что элемент является одноразовым. На практике бывают и исключения, но мы проводить эксперименты по повторному использованию одного и того же датчика не рекомендуем – велика вероятность ложных срабатываний, которые не перестанут нервировать владельца автомобиля вплоть до замены элемента.

Недостатки механических и электронных датчиков

Несмотря на простоту и надежность датчиков износа обоих видов, они имеют серьезные недостатки. К примеру:
— Производители механических датчиков пристегивают изделие различными способами, вследствие чего оно может сорваться на дорогу прямо во время езды. Лучше бы подошло специальное приклеивание к металлу планки. К тому же механический датчик может подавать сигнал при контакте с налипшими пылью и гравием в зазоре между диском и накладкой;
— «Болезней» электронных датчиков очень много. К примеру, тонкие провода могут перетираться и рваться прямо во время езды, поскольку не имеют защитной оплетки (хотя и она быстро бы изнашивалась). Контакты подвержены окислению. И самое неприятное: когда фрикционный слой покрывается водяной пленкой, его сопротивление меняется, вследствие чего индикатор может сработать когда не положено. Это называют ложным срабатыванием.

Отметим один существенный плюс электронных датчиков: даже если провод обрывается, металлический стержень устройства все равно будет тереться о диск и сигнализировать об износе. Датчик перестает быть рабочим только в случае серьезного повреждения стержня.

Причины выхода из строя

Как показывает практика, при замене датчиков полезно менять и тормозные колодки. Велика вероятность того, что старые датчики износились и на новых колодках будут функционировать неправильно. Кроме того, датчики могут поломаться раньше срока. Они не ремонтируются и в случае поломки меняются на новые. В случае простейших механических датчиков водителю нужно обращать внимание на появление характерного звука, сигнализирующего об износе колодок. Если характер торможения изменился, а датчик не подает никакого сигнала, стоит проверить колодки самостоятельно. В случае критического износа меняют и датчик, и колодки. Электронные датчики выходят из строя по следующим причинам:
— Произошло окисление контактов, реже проводников;
— Оборвался провод;
— Произошло замыкание цепи;
— Пришла в негодность изоляции;
— Пропал контакт в разъеме датчика.

Природа возникновения неисправностей электронного датчика чисто электрическая. Как правило, окисляются контакты или разрывает проводку. Контакт может пропадать вследствие попадания грязи, пыли и прочего. В некоторых случаях устройство «реанимируют» чисткой.

Самые современные системы контроля износа колодок имеют функцию самодиагностики. Если цепь обрывается, водитель получает уведомление. Если контакты окисляются и это также приводит к поломке датчика, водитель опять же получает уведомление. Целостность системы контролируется автономно, так что владельцу транспортного средства не придется диагностировать неполадки самому.

В целом выбор датчика износа колодок не представляет особой сложности. Дополнительным пунктом расходов может стать монтаж электронного датчика, так как он соединен с бортовой электросистемой. Если штатная комплектация не предусматривала наличие датчиков этого типа, лучше отдать предпочтение механическому устройству. Его не так удобно эксплуатировать, поскольку звук, возникающий при сильном износе колодок, можно и не расслышать.

0kAAAgD AuA 960 - Как узнать есть ли датчик износа колодок

Колодки с интегрированным сигнализитором проще всего выбрать по данным автомобиля: марке, модели и году выпуска. Также можно вести поиски по VIN-коду или же коду старой детали. Обычно один датчик совместим со всеми представителями одной линейки. При покупке уточняйте совместимость со своим автомобилем.

Читайте также:  Как по английски будет положительный

Экскурс по брендам

Лучшими датчиками износа являются оригинальные. Они хоть и дорогие, но служат дольше любого фирменного аналога. Однако стоимость деталей тормозной системы с интегрированными датчиками очень велика, так что водители часто обращаются к поиску аналогов. Стоит обратить внимание на продукцию следующих фирм:
— Bosch (Германия). Фирма предлагает отличную автомобильную электронику, и датчики износа колодок здесь не исключение. От оригинальных датчиков почти не отличаются, но стоят чуть дешевле;
— Stellox (Германия). Это относительно молодая компания, которая всего за несколько лет наладила экспорт в несколько десятков стран. И что важно, спрос на продукцию очень прост. Причина проста: запчасти высочайшего качества дешевле, чем близкие к ним аналоги других немецких производителей;
— SBP (Турция). Недооцененная многими автолюбителями фирма, которая за последние годы успела серьезно повысить качество своей продукции. Датчики и тормозные колодки турецкого производства на данный момент почти ни в чем не уступают немецким.

Недорогие аналоги предлагают Quattro Freni (Италия), JP Group (Дания), Meyle (Германия). Отметим лишь, что эти фирмы серьезно уступают вышеуказанным. При этом датчики стоят совсем небольших денег. Вы можете поставить себе датчик итальянского производства только ради эксперимента и затем уже делать вывод о том, нужен ли вам данный компонент вообще. А вот в каталогах датской фирмы можно найти как совсем дешевые и недолговечные детали, так и в целом неплохие за небольшие деньги – лучший вариант, если ваши финансы ограничены, а выйти на дорогу нужно поскорее.

Датчик износа колодок – одна из возможных опций, которая сделает эксплуатацию автомобиля более удобной. Водителю не придется прислушиваться к скрежету колодок и визуально определять степень их износа. Механический или электронный датчик просигнализирует о необходимости замены элемента тормозной системы еще до того, как он начнет вредить смежным элементам. Более того, сегодня интегрированные датчики являются частью заводской комплектации. Так что владельцам новых иномарок не избежать замены колодки, оборудованной таким датчиком. Отметим также, что несмотря на возможность эксплуатации тормозов без датчика, лучше отдать предпочтение его использованию – новое устройство стоит небольших денег, а экономит время и нервы водителя.

Источник

Износ тормозных колодок

Износ колодок тормозной системы автомобиля зависит от интенсивности их использования, манеры вождения автовладельца, условий эксплуатации машины, качества материалов, из которых изготовлена колодка, наличия системы АБС и даже типа трансмиссии. Однако нетипичная изношенность или ее неравномерность свидетельствует о некоторых неисправностях в тормозной системе.

Контроль износа колодок необходимо проводить периодически, через каждые 2…3 тысячи километров пробега, а также при выполнении профилактических работ, например, при замене/добавлении тормозной жидкости. Степень износа тормозных колодок можно проверить двумя методами — непосредственно во время вождения автомобиля, а также при их визуальном осмотре и измерении остатка фрикционного материала.

Причины износа тормозных колодок

Тормозные колодки автомобиля, по большому счету, являются расходными материалами, и их постепенный износ — естественный и нормальный процесс. Их рабочая поверхность в процессе торможения прижимается к тормозному диску (или барабану), в результате такого воздействие от диска фрикционная часть колодки разогревается и стирается, собственно для этого и была предназначена. А вот интенсивность и равномерность такого истирания может быть вызвана различными неисправностями.

На уровень износа тормозных колодок влияют следующие факторы:

Также колодки будут быстрее изнашиваться при эксплуатации машины в загруженном состоянии, то есть, при перевозке тяжелых грузов либо при буксировке прицепа, не оборудованного собственной тормозной системой. Аналогичные рассуждения справедливы для эксплуатации машины в горной или холмистой местности.

Как определить что произошел износ колодок

Признаки износа тормозных колодок можно условно разделить на два типа. Первыми рассмотрим те симптомы, которые можно установить при движении автомобиля, находясь за рулем автомобиля.

Также всегда нужно следить за уровнем тормозной жидкости в системе. В случае, если в расширительном бачке ее стало мало, то тут возможны два варианта. Первый — утечка, и необходимо искать место где просачивается ТЖ чтобы устранить проблему. Второй вариант — значительный износ тормозных колодок. По мере износа колодок в исполнительном механизме (суппорте) требуется больше жидкости, чтобы высовывать рабочий поршень для передвижения колодки к диску. Поэтому в бачке уровень жидкости будет падать.

Такой факт является прямым признаком износа колодок. Те автовладельцы, которые этого не знают, бросаются доливать жидкость вместо того, чтобы менять колодки, а потом, при замене, не получается вдавить поршень и установить колодки, так как жидкость в бачке сильно поднимается!

Датчик износа колодок не 100% показатель

Владельцам машин, оборудованных датчиком износа тормозных колодок, следует понимать, что ждать когда активируется значок на приборной панели не стоит. Так как на многих автомобилях электронные индикаторы стоят не на всех колесах. В зависимости от схемы тормозного контура датчик стоит на одном переднем и одном заднем колесе.

А значит, если будут проблемы в работе суппортов и износ будет происходить неравномерно, то можно упустить момент когда толщина тормозной накладки окажется на пределе. Ошибка “износ колодок” не покажется и при неравномерно изнашиваются внешняя и внутренняя колодка на одном колесе. Соответственно, нужно выполнять профилактический осмотр состояния тормозных колодок визуально.

Ошибка износа тормозных колодок в памяти ЭБУ с последующей активацией лампы на приборной панели может также возникнуть по причине обрыва/замыкания провода самого датчика. Многие мастера в автосервисах отмечают, что датчик корректно работает лишь в случае, если на машине используются более-менее новые тормозные диски, то есть, их толщина достаточно велика. Если же, например, с диском используется уже третий или четвертый комплект колодок, то велика вероятность, что значок износа колодок либо не засветится вовсе, либо, наоборот, отработает ложно.

Таким образом, датчик износа является, по сути, страховочным, последним, средством, которое указывает, что колодки на машине полностью износились и надеятся на него, что он даст узнать когда нужно менять колодки не стоит!

Чтобы лучше разобраться в проблеме предлагаем рассмотреть конкретный пример относительно автомобиля LAND ROVER Discovery. Конкретные нормы износа колодок на других автомобилях будут незначительно отличаться (± 0,5-1 мм) но суть таже.

Итак, толщина накладки новой тормозной колодки составляет 12 мм. Автопроизводитель указывает, что минимально допустимый износ колодок на данной модели составляет 3 мм. Расстояние от края фрикционной накладки до чувствительного элемента датчика составляет 8,5 мм. Таким образом, датчик сработает, когда толщина накладки будет составлять порядка 3,5 мм. То есть, при загорании индикатора на панели выходит что уже нужно менять колодки, однако по сути какое то время можно еще поездить, но предельный износ не за горами и стоит планировать посещения сервиса или самому готовится к замене.

Как определить износ колодок

При техническом обслуживании автомобиля или возникновении признаков износа тормозных колодок всегда стоит самостоятельно убедится в остаточной их толщине. Однако перед тем, как выполнять соответствующую процедуру, необходимо найти в технической документации (руководстве по обслуживании и ремонту) предельно допустимый износ тормозных колодок для конкретного автомобиля.

При проверке требуется визуально оценить состояние внешней колодки, а также непосредственно тормозного диска. Если на диске имеются царапины или темные следы, то, скорее всего, колодка уже износилась. Ориентироваться на толщину одной только внешней колодки недостаточно, всегда осматривайте, а лучше вынимайте из с суппорта обе колодки с последующим замером толщины линейкой либо штангенциркулем.

Как проверить износ передних колодок

Чтобы узнать износ колодок на дисковом тормозе автомобиля необходимо демонтировать колесо, поднять суппорт и оценивать толщину колодок (можно и не поднимать). Попутно обязательно проверяйте направляющие суппорта и, подняв пыльник, внейший вид рабочего поршня. При потребности используется смазка суппорта и направляющих.

Хорошим ориентиром будет прорезь (продольная/диагональная) по фрикционной накладке что предназначена для отвода тормозной пыли. Если она еще есть, то колодка в нормальном состоянии.

Как посмотреть износ барабанных колодок

Колодки барабанного тормоза имеют более длительный срок эксплуатации так как на них идет значительно меньшая нагрузка поэтому они отхаживают 2-3 замены передних дисковых. Такая закономерность уже может стать показателем износа, однако чтобы точно узнать необходимо посмотреть на них наглядно.

Читайте также:  Как держать электрод при электросварке чтобы был ровный шов

Контроль износа колодок в барабане часто непростая задача. Проще всего узнать износ задних колодок в барабане — посмотреть в смотровое окошко. Оно может быть как спереди барабана, так и сзади (под резиновой заглушкой). Поэтому часто это не совсем удобно, так как приходится либо ставить авто на смотровую яму, либо подлезать под машину.

Через окошко можно увидеть лишь износ одной колодки в то время как другая может изношена больше или и вовсе плохо прижиматься. Кстати минимально допустимой толщиной фрикционных накладок в барабанах считается 1,5 мм.

Лучше всего для визуальной оценки состояния задних барабанных колодок снять барабан. Так можно оценить еще работу механизма что разводит накладки, поршня и износ внутри барабана. При проверке необходимо обращать внимание на внутреннюю поверхность барабана. Если является блестящей и в меру изношенной, то, скорее всего, колодки работают.

Диагностика причины по износу

Как правило, на всех автомобилях тормозные колодки на разных колесах изнашиваются неравномерно. В первую очередь необходимо указать, что на передней оси колодки всегда изнашиваются быстрее, чем на задней. Объясняется это достаточно просто. Дело в том, что в процессе торможения перед кузова автомобиля опускается вниз, и соответственно, задняя часть поднимется вверх (автомобиль как бы «клюет носом»). Поэтому на передние колодки будет оказываться большее усилие, чем на задние. И чем более резким будет торможение (угол наклона машины будет больше) — тем усилие на передние колодки будет больше.

На многих современных автомобилях установлена система курсовой стабилизации (сокращенно ESP). Ее задача заключается в сохранении курсовой устойчивости автомобиля на дороге при резких маневрах, то есть, предотвращение заносов. На практике работа системы реализуется в подтормаживании одного или нескольких колес в критических ситуациях. Естественно, что работа системы ESP будет сказываться и на износе тормозных колодок. Соответственно, чем чаще вступает в работу система стабилизации — тем будет выше износ колодок. Причем изнашиваться будут колодки на разных колесах неравномерно!

В остальном же, отдельный вид неравномерного износа колодок может быть также вызван причинами что отображены в таблице.

Клиновидный износ

Первая причина появления косого износа — неправильная (кривая) установка самой колодки. В этом случае колодка будет прилегать не всей площадью к тормозному диску, и соответственно, изнашиваться будет лишь ее часть. Вторая причина может заключаться в некачественном материале колодки (брак). Третья — актуальна для автомобилей, у которых тормозная система оборудована несколькими суппортами. В этом случае в момент торможения они выходят из своих посадочных мест не одновременно, а по очереди. И первым выходит суппорт, находящийся первым по ходу движения автомобиля. Соответственно, и колодка будет больше изнашиваться в том же месте. Износ будет тем меньше, чем дальше от первого суппорта находится покрытие.

Еще одна причина клиновидного износа колодок (обычно внешних) заключается в том, что может быть немного не дотянут крепежный болт на одной из направляющих либо на скобе суппорта. Клиновидный износ также возможен при:

Быстрый износ колодок

То, что быстрый износ колодок на одной оси автомобиля будет у того автовладельца, который имеет очень агрессивный стиль вождения — это не удивительно. Однако если колодки изнашиваются быстрее чем предыдущий комплект при стандартной эксплуатации, то стоит обратить свое внимание на такие факторы:

Износ внутренней колодки

Внутренние колодки на дисковых тормозах заведомо изнашиваются быстрее, чем внешние. Поэтому по такому факту нельзя просто визуально оценивать состояние тормозов. Больший износ внутренних колодок обусловлен тем, что суппорт в первую очередь давит именно на внутреннюю колодку, то есть, она прижимается к диску первая. А внешняя колодка прижимается чуть позже. И наоборот, во время отпускания педали тормоза первой отходит в исходное положение внешняя колодка, а потом уже внутренняя.

Но, когда происходит ускоренный износ внутренней колодки, то нужно смотреть на величину разницы и проверить состояние суппорта. Могут быть определенные причины не типично большого износа именно внутренней колодки.

Зачастую внутренние колодки на дисковых тормозах сильно изнашиваются по причине проблем с закисшим поршнем. В частности, в случае, если отсутствует смазка на направляющих (либо они повреждены), либо закис поршень (на нем много грязи либо ржавчины), то внутренняя колодка не может нормально вернуться в свое исходное положение при отпущенной педали тормоза. Поэтому она находится в прижатом положении к диску, пускай и с не таким большим усилием, как при нажатой педали. При этом машина теряет динамику, расходует больше топлива, а тормозной диск при длительной езде может значительно разогреться. Если на его поверхности образуются очаги перегрева, то такой диск лучше заменить на новый.

Разный износ колодок

Тормозные колодки могут изнашиваться неравномерно даже на одной оси автомобиля. Причиной этому могут быть:

Что же касается неравномерного износа колодок на одном колесе, то тут существует всего две основные причины:

Когда менять колодки

Замена колодок производится в двух случаях — либо при их значительном (критическом) износе, либо в соответствии с регламентным техобслуживанием (по истечению определенного срока либо при наступлении указанного производителем пробега). Чаще всего менять колодки приходится при критическом износе, однако не забывайте, что если вы автомобилем пользуетесь очень редко и они у вас ходят по 3-4 года, то лучше тоже задуматься о замене так как время не идет им на пользу.

В большинстве случаев значение пробега, при котором нужно менять колодки, составляет, в среднем, от 30 до 50 тысяч километров пробега. Однако, если автолюбитель не отмечает проблем с колодками даже после 50 и выше тысяч километров, то это означает, что истирается уже не колодка, а стирается тормозной диск (барабан). Это обусловлено тем, что фрикционная накладка на колодке со временем твердеет (либо изначально очень твердая, как спортивная) и изнашивает барабан. Поэтому лучше при большом пробеге заменить колодку на новую, даже, если она находится в более-менее нормальном состоянии. Это обойдется дешевле, чем замена тормозного диска.

Допустимый износ колодок

Независимо от марки автомобиля рекомендации по сроку замены, как правило, одинаковы. Так, если толщина фрикционной накладки на колодке составляет около 2…3 мм, то, соответственно, колодка подлежит замене. При этом чем больше масса автомобиля — тем толщина накладки должна быть больше. То есть, если это кроссовер либо джип, то минимально допустимый износ составляет 3-3,5 мм, а у городской малолитражки оно может составлять порядка 2 мм.

Колодки барабанных тормозов эксплуатируются гораздо дольше дисковых. Приблизительный их пробег на автомобиле составляет порядка 100…150 тысяч километров. Поэтому обычно меняют 3…4 комплекта передних дисковых колодок и один комплект задних барабанных.

Причина долгой их службы в том, что, во-первых, в процессе торможения по инерции масса автомобиля перемещается вперед, и соответственно, усилие на передние тормоза возрастает, а во-вторых на современных автомобилях, часто стоят отдельно задние дисковые, что работают при торможении и отдельно барабанные, которые используются лишь при установке автомобиля на стояночный тормоз.

Заключение

Необходимо регулярно следить за состоянием тормозных колодок и проверять их в соответствии с рекомендациями завода изготовителя. Если машина оборудована датчиком и индикатором состояния колодок, то это не гарантирует что при его срабатывании пришло время срочно менять колодки. Желательно убедиться в величине износа наглядно, а также не доводить до минимальной толщины фрикционного материала — эффективность срабатывния снижается а тормозной путь увеличивается, особенно если тормозной диск значительно нагревается в результате интенсивного торможения.

Средний допустимый износ колодки составляет около 2. 3 миллиметров остатка фрикционной накладки, и соответствует расстоянию, на которое «утоплен» тормозной диск по сравнению с его бортиком. В любом случае помните, что ездить с изношенными колодками не только некомфортно, но и попросту опасно, соответственно, менять их нужно своевременно!

Источник