Как узнать есть ли в доме общедомовой счетчик отопления

Содержание
  1. Как проверить показания общедомовых счётчиков многоквартирного дома
  2. Что говорит закон
  3. Поделюсь опытом
  4. 5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла
  5. Если в доме нет общедомового прибора учета отопления, то кто должен его установить и оплатить за установку?
  6. Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?
  7. Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?
  8. Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?
  9. В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?
  10. Принцип работы общедомового прибора учета тепла
  11. Классификация общедомовых счетчиков тепла
  12. Общедомовые счетчики плюсы и минусы
  13. Важные моменты
  14. Как производится расчет суммы оплаты?
  15. Можно ли отказаться от установки общедомового прибора учета тепла?
  16. Сколько стоит установка общедомового узла учета тепловой энергии?
  17. Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета?
  18. Общедомовые приборы учета (ОДПУ)
  19. Краткая справка об ОДПУ (общедомовые приборы учета)
  20. Общедомовые приборы учета (ОДПУ)
  21. В каких случаях нужен общедомовой прибор учета
  22. Виды общедомовых приборов учета
  23. Кто оплачивает установку ОДПУ
  24. Проведение ОСС по вопросу установки ОДПУ
  25. Расчет тарифов за потребление КУ
  26. Проверка и замена ОДПУ
  27. Порядок установки общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в МКД. Что нужно знать?

Как проверить показания общедомовых счётчиков многоквартирного дома

Краткое содержание:

Управляющая компания многоквартирного дома ежемесячно выставляет к оплате общедомовое потребление холодной и горячей воды, а также электроэнергии. Но проверить показания общедомовых приборов учета (ОПУ) она никому из жильцов не позволяет. Поэтому многие считают это нарушением своих законных прав.

Но так ли права управляющая компания, которая препятствует собственнику в ознакомлении с показаниями ОПУ, ссылаясь на отсутствие такой обязанности в ЖК РФ? Давайте разберёмся.

Что говорит закон

В Жилищном кодексе РФ обязанности управляющей компании перечислены в статьях раздела VIII. И там действительно нет предоставления доступа к общедомовым приборам учёта по требованию собственников помещений многоквартирного дома (МКД).

Поэтому требовать от управляющей компании такого доступа со ссылкой на ЖК РФ бессмысленно. Будет отказано. И никакой суд вам здесь не поможет – в связи с отсутствием правового обоснования.

А сейчас расскажу, как решаю этот вопрос я.

Поделюсь опытом

6 мая 2011 г. постановлением Правительства РФ № 354 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг. В этих Правилах тоже есть перечень обязанностей управляющей организации.

В частности, указано, что при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта управляющая организация обязана:

При обращении потребителя управляющая организация обязана предоставить по его требованию возможность ознакомиться со сведениями о показаниях ОПУ в течение одного рабочего дня со дня обращения.

При этом сохранность информации о показаниях ОПУ должна быть обеспечена в течение не менее 3 лет.

Также управляющая организация обязана предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчётные периоды:

При подготовке заявления именно эти сведения нужно запрашивать для проверки правильности начисления платы. Если ваше требование оформлено надлежащим образом, отказа от управляющей компании не будет. Им не нужны судебные расходы.

Мы рассмотрели основания для доступа к Журналу учёта показаний ОПУ. Но иногда хочется и на сами счётчики поглядывать, верно? Если так, внесите в Договор управления МКД дополнение – о том, что при ежемесячном снятии показаний должен присутствовать представитель от жильцов дома. Доступ к счётчикам будет предоставлен.

Примечание. В случае передачи показаний ОПУ дистанционно (через модемы, сетевые адаптеры и т.п.) участие граждан при снятии показаний ОПУ не может быть реализовано. Но вы вправе на основании постановления Правительства РФ № 354 запросить скриншот с показаниями ОПУ, зафиксированных модемом прибора учета.

Источник

5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

специально для ГАРАНТ.РУ

Если в доме нет общедомового прибора учета отопления, то кто должен его установить и оплатить за установку?

По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 261-ФЗ).

Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.

В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.

Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?

Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. «к» п. 11 Правил). Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).

Читайте также:  Как узнать какой текст будет на устном собеседовании

Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?

Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.

Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.

Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.

ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.

Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. «к» п. 11 Правил. А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).

В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления. УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку. При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.

Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).

Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?

Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.

В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?

Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:

Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

Источник

Принцип работы общедомового прибора учета тепла

Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме контролирует расход потребляемой жильцами теплоэнергии, способствует повышению личной ответственности каждого проживающего за сохранение тепла в подъездах многоэтажных домов и является критерием для распределения затрат между всеми потребителями.

Классификация общедомовых счетчиков тепла

Исходя из конструктивных особенностей учетного оборудования, выделяют следующие типы теплосчетчиков:

Электромагнитные счетчики тепла подходят для эксплуатации в регионах с небольшим количеством примесей металлов в воде. Чем выше их содержание, тем больше вероятность завышения показателей прибора.

Повышенная жесткость воды может стать причиной выхода из строя и тахометрических счетчиков, механические элементы которых могут забиваться и требовать дополнительного обслуживания. Несмотря на это отсутствие электроники в конструкции приборов тахометрического вида делает их самым экономически выгодным вариантом.

Наиболее рекомендуемым для установки вариантом является вихревой прибор. Он показывает стабильные показатели при любом качестве воды, и для него не имеет значения вертикальный или горизонтальный способ монтажа. Это позволяет устанавливать его в подходящем для снятия показаний месте.

Ультразвуковые счетчики, несмотря на то, что являются самым новым из всех видов данного оборудования, чаще всего выходят из строя, т. к. больше других подвержены влиянию внешних факторов.

Общедомовые счетчики плюсы и минусы

Одним из главных плюсов установки приборов учета потребления теплоэнергии является экономия расходов.

Перед их монтажом рекомендуется проверить состояние инженерных систем всего дома, выполнить ремонт труб, утеплить фасад здания, остеклить все окна здания и убедиться в том, что дверь подъезда плотно закрывается. Все эти меры помогут избежать утечек тепла.

Покупка, монтаж оборудования оплачивается собственниками строения. Маленькое количество квартир в доме означает большие расходы для каждой семьи. Дальнейшее техническое обслуживание и возможный ремонт счетчиков тепла тоже ложатся на плечи собственников жилья.

При соблюдении всех технических требований к обслуживанию учетного оборудования, затраты на электроэнергию снижаются на 30%, что ведет к полной окупаемости установки теплового счетчика за 3 года.

Важные моменты

Существует несколько важных моментов, которые стоит учесть при установке данного оборудования. К таким моментам можно отнести следующие вопросы:

Как производится расчет суммы оплаты?

Расчет стоимости оплаты услуг за отопление для каждого собственника осуществляется в несколько этапов:

Можно ли отказаться от установки общедомового прибора учета тепла?

Требование по обязательной установке приборов учета энергии не касается:

Читайте также:  Расстались с мужем но любим друг друга как быть

В остальных случаях, в соответствии с ч. 1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261, собственники обязаны самостоятельно приобрести и установить необходимое оборудование.

Сколько стоит установка общедомового узла учета тепловой энергии?

Стоимость самих приборов учета тепла, их установки и обслуживания зависит не только от их заявленной себестоимости, но и от региона страны и от индивидуальных особенностей отапливаемого объекта. Для жителей 100-квартирного жилого дома расходы на установку могут составлять 60-300 тыс. руб.

Примерно 30% от общей стоимости установки узла учета потребления теплоэнергии составляет себестоимость измерительно-вычислительного блока. Еще 20% составят расходы на блоки питания, датчики давления, монтажный комплект и прочее сопутствующее оборудование. Оставшиеся 50% приходятся на разработку проектно-сметной документации, монтаж и пуско-наладочные работы.

Экономия на этапе выбора приобретаемых учетных приборов и проектно-монтажной организации может привести к досрочному выходу оборудования из строя, что вызовет дополнительные расходы. В некоторых случаях они могут превышать изначальную выгоду от приобретения более бюджетного варианта счетчика и компании, занимающейся его установкой.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета?

Выбор подрядчиков на разработку проекта и проведения ввода оборудования в эксплуатацию осуществляется собственниками здания либо их уполномоченными представителями.

При проведении предварительного анализа ответственным лицам необходимо учитывать не только стоимость предложенных на рынке услуг, но и наличие у компании, их представляющих, сертификатов, дающих право на проведение таких работ.

Надежная компания не только проведет согласование проекта в соответствующих региональных инстанциях и выполнит монтаж оборудования, но предложит своим клиентам гарантию на установленный теплосчетчик, будет заниматься его обслуживанием и ремонтом.

Независимый эксперт, аудитор. Пишу, помогаю, консультирую. Обращайтесь, помогу. Мой профиль ВКонтакте.

Источник

Общедомовые приборы учета (ОДПУ)

Краткая справка об ОДПУ (общедомовые приборы учета)

Общедомовые приборы учета (ОДПУ)

Государство подталкивает управляющие организации и потребителей к повсеместной установке общедомовых приборов учета, делая эксплуатацию домов без них все менее выгодной. Определяющим нормативным актом тут является постановление Правительства № 344 от 16 апреля 2013 года, устанавливающее повышающие коэффициенты при расчете платы в домах, не оборудованных ОДПУ. В статье мы рассмотрим вопросы о том, какие задачи решают общедомовые приборы учета и как используются их показания, на чьи деньги устанавливаются эти устройства, а также как они проверяются и обслуживаются.

В каких случаях нужен общедомовой прибор учета

ОДПУ в многоквартирном доме обеспечивают контроль реального потребления ресурсов жильцами и объемы их фактических поставок от РСО. Такие счетчики устанавливаются на оба вида воды, отопление, электрическую энергию и газовое топливо. Установка ОДПУ нужна управляющей организации, в первую очередь, для исключения переплаты за потери ресурсов, которые происходят на магистральных сетях поставщика, а также для выявления тех потребителей, которые скручивают показания ИПУ.

Размер оплаты коммунальных услуг формируется с учетом двух моментов:

Тарифы ЖКХ повышаются ежегодно, и воздействовать на это ни УК, ни потребители не могут. Однако можно повлиять на объем расходуемых ресурсов, снижение которого позволит получить реальную экономию.

Установка ОДПУ в МКД дает несколько преимуществ:

Только при использовании ОДПУ управляющая организация может достоверно установить, какое количество ресурсов потребляется в МКД.

Даже при наличии в квартирах индивидуальных приборов учета потребность в общедомовых счетчиках не исчезает. ИПУ нужны собственникам для того, чтобы оплачивать те ресурсы, которые они по факту потребили. Однако есть еще и расходы на содержание общедомового имущества. Их тоже оплачивают жильцы, но учитываются они при помощи ОДПУ.

Общедомовые приборы учета позволяют также обнаружить скрытые протечки на общих коммуникациях. Без таких счетчиков зачастую даже сам факт протечки остается неизвестным, в результате чего происходит не только переплата, но и появляется потенциальная опасность для конструкций дома.

Общедомовые приборы учета должны ставиться во всех многоквартирных домах, подключенных к централизованным коммуникациям подачи тепла, воды, электричества и газового топлива.
Не устанавливаются ОДПУ в домах, в которых отсутствует техническая возможность их монтажа и правильного применения. Чтобы зафиксировать данный факт, необходимо провести обследование и подтвердить наличие хотя бы одного критерия, говорящего о невозможности поставить счетчики.

Виды общедомовых приборов учета

В одном здании обычно стоит сразу несколько общедомовых счетчиков, каждый из которых фиксирует потребление отдельного ресурса – воды, тепла, света и газа.

В наибольшем разнообразии представлены тепловые счетчики, которые делятся на 4 вида:

1. Тахометрические. Это недорогой прибор, но для его использования потребуется специальный фильтр, предотвращающий попадание загрязнений, неизбежно присутствующих в теплоносителе. Отсутствие электронных компонентов позволяет использовать ПУ в условиях высокой влажности, а подключение к отдельной батарее обеспечивает его работу в течение 5 лет.
Однако есть у тахометрических счетчиков и явные минусы. Они быстро ломаются из-за высокой жесткости воды, колебаний давления теплоносителя и наличия в нем примесей. По этим причинам такие приборы обычно монтируются в частных домах.

2. Электромагнитные. Такие счетчики дают очень точные показания, но для долгосрочной работы им требуется регулярное обслуживание. Сбои в работе ПУ могут вызвать металлические примеси в теплоносителе и неисправности проводки.

3. Вихревые. Устройства этого типа дают правильные показания даже при пропускании теплоносителя с примесями и загрязнениями, а также при скачках его давления. Все это справедливо только при установке дополнительного фильтра и своевременном контроле его состояния. Снимать показания с таких ОДПУ можно в удаленном режиме.

4. Ультразвуковые. Достаточно точные устройства, но в то же время требовательные к условиям работы.

Кто оплачивает установку ОДПУ

В ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года четко указано, что установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возлагается на собственников помещений. Именно они принимают такое решение и оплачивают его реализацию. Для установки ОДПУ и начала их использования даже определяли крайний срок – 1 июля 2012 года. Однако жестко наказывать за несоблюдение данного условия не стали, вместо этого государство применяет меры экономического стимулирования. Прежде всего, они связаны с постоянно увеличивающимися повышающими коэффициентами для расчета оплаты в многоквартирных домах без общедомовых счетчиков воды и других ресурсов.

Если в указанные сроки ОДПУ установлены не были, то к решению этой задачи подключаются управляющие и ресурсоснабжающие организации. УК в данном случае обязана осуществлять следующую работу:

Кроме этого УО должна контактировать с РСО, которые также привлекаются к процессу оснащения домов общими счетчиками. При этом оплата все равно возлагается на жильцов, которые могут произвести ее двумя способами:

Читайте также:  Как узнать есть ли покровитель

Когда устанавливается ОДПУ, каждый собственник получает счет с указанием общих сведений о его стоимости и суммы к оплате, предъявляемой конкретному потребителю. Расходы владельца определяются его долей в общедомовом имуществе.

Иногда бывает так, что владельцы помещений отказываются оплачивать установку общедомовых счетчиков. В таком случае РСО выполняет монтаж принудительно, и с собственников в дальнейшем взыскиваются необходимые средства. Обязанность жильцов по оплате таких расходов и предоставлению доступа ресурсовикам к местам установки ОДПУ прописана в пункте 12 статьи 13 ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года.

Проведение ОСС по вопросу установки ОДПУ

Общедомовые приборы учета относятся к общему имуществу, а работы по их установке квалифицируются как капитальный ремонт. В связи с этим все такие вопросы решаются исключительно на общем собрании собственников. Оно проводится в стандартном порядке, с предварительным уведомлением со стороны управляющей организации.

УК при проведении ОСС может осуществлять лишь мероприятия ознакомительного характера. При этом собственников нужно уведомлять о необходимости монтажа ОДПУ. В противном случае управляющей организации грозит штраф. Пункт 5 статьи 9.16 КоАП РФ говорит о том, что занимающиеся содержанием многоквартирных домов организации не должны уклоняться от информирования потребителей о предусмотренных законодательством мероприятиях по повышению энергоэффективности жилья.

Расчет тарифов за потребление КУ

При расчете оплаты для потребителей коммунальных ресурсов учитываются показания как индивидуальных, так и общедомовых счетчиков. Жильцы оплачивают и то, что потреблено внутри квартиры, и расход ресурсов на общедомовые нужды. Оплата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КР на СОИ) рассчитывается как разница между тем, что насчитал ОДПУ, и тем, что оплатили собственники по ИПУ. Эта сумма при очередном перерасчете перераспределяется между всеми собственниками.

Описанное общее правило работает в большинстве случаев, но нужно знать и об исключениях. Одно из них описано в статье в нашем журнале. Здесь мы рассмотрели интересный прецедент, когда суд признал расчет платы за отопление по ОДПУ противоречащим Конституции.

Речь в данной ситуации шла о новом доме, в котором застройщик изначально предусмотрел наличие в каждой квартире счетчиков тепла, но отдельные недобросовестные жильцы не обеспечили их сохранность, и УК перестала учитывать при начислении оплаты показания ИПУ. Один из жильцов остался недоволен повышением платы и дошел с данным вопросом до Конституционного суда. Тот вынес вердикт, заставивший управляющую организацию пересмотреть порядок начисления платежей, а также поставивший под сомнение отдельные положения ПП № 354 от 06.05.11 и ЖК РФ.

Проверка и замена ОДПУ

Каждый общедомовой счетчик предварительно проверяется заводом-производителем. Его работоспособность при поставке подтверждается при помощи:

ОДПУ регулярно проходят проверки с составлением актов. Например, для счетчиков тепла проверочные действия выполняются перед наступлением холодного сезона. Обязательно делается проверка после выполнения серьезных ремонтных работ на коммуникациях.

Для общедомовых счетчиков расписывается план технического обслуживания, выполнение которого обеспечивает их длительную работу и точность показаний. При обнаружении неисправностей ОДПУ ремонтируются или заменяются. Контролируются все эти процессы УК. При этом любые вмешательства в работу счетчика производятся с привлечением представителей РСО.

Вы читали статью «Общедомовые приборы учета»

Источник

Порядок установки общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в МКД. Что нужно знать?

1. Порядок установки общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в МКД.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. В силу пп. «с» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию ОПУ, за исключением случаев, когда коммунальные услуги потребителям предоставляет ресурсоснабжающая организация.

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества.

В рамках управления многоквартирным домом в соответствии с ГОСТ Р 56038 и предоставления коммунальных услуг исполнитель обеспечивает в том числе: установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета, индивидуальных, общего (квартирного) или комнатного прибора учета в соответствии с ГОСТ 8.156, Правилами предоставления коммунальных услуг. Класс точности общедомового прибора учета должен соответствовать классу точности приборов учета, установленных в помещениях, принадлежащих собственникам, и наоборот (п. 7.2 ГОСТ Р 51617-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования», утв. Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 544-ст).

Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений (п. 8 Правил содержания общего имущества). При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Приборы учета следует устанавливать согласно их техническому паспорту. В техническом паспорте содержатся требования к установке и эксплуатации прибора учета.

Общий порядок установки общедомовых приборов учета в жилом доме включает в себя (п. п. 41, 52 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, п. 5.4 ГОСТ Р 56534-2015, п. 5.13 ГОСТ Р 56501-2015, п. 5.5 ГОСТ Р 56536-2015, п. 5.11 ГОСТ Р 56533-2015):

1) осмотр места установки прибора учета;

2) получение технических условий на проектирование узла учета (в ресурсоснабжающей организации);

3) разработку проектно-сметной документации на узел учета (специализированной проектной организацией);

4) согласование проектной документации на узел учета с ресурсоснабжающей организацией;

5) комплектацию узла учета в соответствии с проектной документацией;

6) установку прибора учета (врезка в действующие сети), пуско-наладочные работы (опытная эксплуатация);

7) ввод в эксплуатацию, установку пломб, сдачу установленного прибора учета для коммерческого учета в ресурсоснабжающую организацию.

Источник