На телефон доверия позвонила молодая супруга скоро будет год как вышла замуж

ПЗ-2. Этапы и хронотоп психологической консультации

Цель занятия:формирование базовых представлений об основных этапах консультативной беседы

Вопросы для подготовки

1.
Стадии психологического консультирования.

2.
Первый этап консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы. Заключение контракта. Оплата психологической консультации.

3.
Понятие консультативной гипотезы. Второй этап консультативной беседы: Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.

4.
Третий этап консультативной беседы: оказание воздействия. Коррекция установок и коррекция поведения как подэтапы данного этапа.

5.
Четвертый этап консультативной беседы: завершение беседы.

Литература для подготовки (основная )

1.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования- М.: «Академический проект», 1999 –глава 4

2.
Меновщиков В.Ю.Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — С.35-43

3.
Немов Р.С. Психологическое консультирование. Учебник для студентов вузов.-М.:Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС.-2003.-528с.

ПЗ-3. Консультирование малой группы

Цель занятия: формирование базовых представлений о специфике группового консультирования.

Вопросы для подготовки

1.
Мультикультуральный аспект психологического консультирования.

2.
Типы консультативных групп. Права участников группы.

3.
Руководитель группы как личность. Компетентность группового консультанта.

4.
Стадии развития группы и основные характеристики каждой стадии.

5.
Основные задачи группового консультанта на каждой стадии.

Литература для подготовки (основная )

1.
Р.Кочюнас Психотерапевтические группы : теория и практика М.: Академический Проект», 2000.-глава 3-4

2.
Дж. Кори Теория и практика группового консультирования.-Москва.Эксмо.-2003.-с.17-32,32-45,71-75, 91-118, 121-180

vii.
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

СР-1. ТЕМА: Возникновение, развитие и специфика психологического консультирования

Вопросы для конспектирования

1.
Цель работы с клиентом в рамках клиент-центрированного подхода. Необходимые условия, которым должен отвечать диалог между консультантом и клиентом. Приемы, наиболее часто используемые в рамках клиент-центрированного подхода.

3.
Основные принципы и методы работы с клиентом в рамках экзистенциального подхода (применительно ко всем четырем основным экзистенциальным беспокойствам и специфические)

4.
Основные теоретические положения о природе и потребностях человека в рамках логотерапии. Понятия «Экзистенциальный вакуум», «Ноогенный невроз», «Массовая невротическая триада». Причины распространенности экзистенциального вакуума в сообществе. Цель работы с клиентом в рамках логотерапии. Методы и последовательность работы с клиентом в рамках логотерапии.

5.
Методы подкрепления в психологическом консультировании.

Литература для подготовки (основная)

2.
Нельсон-Джоунс Р.Т. Теория и практика консультирования.- Питер-Класс, 2000.- С. 30 – 60., С. 138 – 164, С. 165 – 187, С. 215 – 246

3.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования.- М., 2002.- 274с.

4.
Хьелл, Зиглер Теории личности.- М., 1998.- С. 528 – 573, С. 331 – 409

5.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия – Питер, 1999.- 457с.

ТЕМА:Возникновение, развитие и специфика психологического консультирования

ЦЕЛЬ:Изучить особенности психологического консультирования в учреждениях образования разного типа: школы, дошкольные учреждения и ВУЗы.

1.
В чем проявляется своеобразие консультирования в ДДУ? При подготовке сообщения на эту тему рекомендуется найти ответ на вопрос, возможно ли психологическое консультирование дошкольников и если да, то в каких формах. Важно использовать именно методологию и приемы психологического консультирования.

2.
В чем проявляется своеобразие консультирования в школе?

3.
В чем проявляется своеобразие консультирования в начальной школе?

4.
В чем проявляется своеобразие консультирования в средней школе?

5.
В чем проявляется своеобразие консультирования в старших классах?

6.
Психологическое консультирование в ВУЗе. При подготовке сообщения на эту тему особенно рекомендуем разобрать случай оказания психологической помощи студенту, описанный в книге Ролло Мэя.

Форма отчета: конспект по предложенным вопросам

Литература (основная):

1.
Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.- 1999г-с. 172-183.

3.
Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. СПб.:Лидер.-2006г.-с.79-109

4.
Я работаю психологом /под ред. И.В. Дубровиной.-М.-1999г.-с.114-135

ТЕМА: Специальные проблемы психологического консультирования.

ЦЕЛЬ:Изучить специфику мотивационного консультирования.

Вопросы для конспектирования:

1.
Мотивационное консультирование, его основные принципы и значение для работы с клиентами из группы риска.

2.
консультирования тревожных клиентов, консультирования при реакциях страха и фобиях.

3.
Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.

4.
Консультирование в ситуации тяжелой болезни.

5.
Работа консультанта с людьми, принадлежащими к «группе риска»: ПИН, больными ВИЧ.

^ Форма отчета: конспект по предложенным вопросам

ТЕМА: Психологическое консультирование малой группы

ЦЕЛЬ:Изучить специфику психологического консультирования малой группы.

Конспект по вопросам:

1.
Типы консультативных групп.

2.
Стадии развития группы и основные характеристики каждой стадии.

3.
Руководитель группы как личность. Компетентность группового консультанта.

4.
Права участников группы.

Литература основная:

1.
Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студен­тов вузов — Изд 6-е., перераб. и доп. — М : Акаде­мический Проект, 2001.- С.201-208.

2.
Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл,2000. —С.83-87

Форма отчета: практическое занятие, конспект по предложенным вопросам

^ СР-5. ТЕМА: Отработка навыков ведения консультативной беседы на ее начальных этапах, слушания и понимания

ЦЕЛЬ: ознакомиться с понятием «метафора» в психологическом консультировании

Сделать конспект по вопросам:

1.
Значение и использование метафоры в психологическом консультировании.

2.
Подобрать метафоры для консультирования клиентов в кризисных состояниях.

Литература:

1.
Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов-на-Дону:Феникс,2004.-С.224-246.

Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: пер. с нем./общ. Ред. А.В. Брушлинского и А.З. Шапиро.-М.: Прогресс.-240с.

Читайте также:  Как считать кто будет мальчик или девочка по годам

3. Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров:истории, мифы, сказки, анекдоты.-СПб: Питер.-2005.-176с.

Форма отчета: конспект

ТЕМА: Этапы ведения консультативной беседы

ЦЕЛЬ: познакомиться с понятием «тестирование» в практике психологической консультации.

1.
Какую роль психологическое тестирование выполняет в практике проведения психологического консультирования? В каких случаях рекомендуется применять психологические тесты в психологическом консультировании?

2.
Как следует проводить тестирование во время психологического консультирования? Какие тесты рекомендуется применять в психологическом консультировании?

3.
В чем состоит психотерапевтическое воздействие психологического тестирования на клиента?

4.
Охарактеризуйте тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования

5.
Методы сбора информации о клиенте: метод анамнеза, тестирование, стандартизованное интервью.

Форма отчета: оформление конспекта
^

Литература (основная):

1. Барлас Т.В. Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы//Журнал практического психолога.-2003.-№1.-С.17-24

3.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М: Генезис.-2007-С.5-56 (ч.1 и 2)

СР-7. ТЕМА: Анализ проблемных зон клиентов. Формулирование и проверка консультативных гипотез ЦЕЛЬ:Отработать навыки ведения консультативной беседы

^ Провести разбор консультативных случаев.

1.
Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

2.
За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Муж жалуется на постоянные мелочные придирки к нему супруги. Например, однажды она его спрашивает: «Что ты делаешь в транспорте по дороге на работу?» Муж: «Газету читаю». Супруга: «А, вот если бы ты не газеты читал, а научные статьи по специальности, ты бы уже давно кандидатскую защитил». Муж на это реагирует вспышками гнева, бранью, угрозами развода. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

3.
На телефон доверия звонит девушка 16 лет. Жалуется на то, что родители не одобряют ее выбор молодого человека, не пускают на дискотеки. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

4.
За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Супруга жалуется на то, что муж не хочет ей помогать по хозяйству, а она очень устает, поскольку целый день вынуждена находиться в квартире одна с маленьким ребенком. Реакция мужа: «Я ей помогаю по мере возможности, но порой мне кажется, что супруга просто хочет меня эксплуатировать». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

1.
В психологическую консультацию обратились молодые супруги, у которых есть сын 8 месяцев. Интересуются, как правильно воспитывать детей. Волнует, что ребенок очень тревожный, много плачет, не дает по ночам уснуть. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

2.
На телефон доверия позвонила немолодая женщина, у которой недавно в армии трагически погиб сын. Никак не может успокоиться. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

3.
В психологическую консультацию обратилась молодая женщина по поводу проблем, связанных с воспитанием сына 11 лет. Неожиданно сын заявил, что в школу он больше ходить не будет, так как ему дома больше нравится. В течении недели вся расширенная семья по очереди вела с мальчиком беседы в надежде убедить его ходить в школу. И не убедила. Учится средне. Конфликтов или напряженности в отношениях со сверстниками не наблюдалось. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

4.
Молодая женщина жалуется на упадок сил, подавленное настроение, внезапные вспышки агрессии. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

1.
На телефон доверия позвонила молодая супруга. Скоро будет год, как вышла замуж. Чувствует, что муж теряет интерес к ней. Полагает, что пока у него нет женщины на стороне, но предчувствует, что если и дальше все будет также продолжаться, то возможно муж от нее уйдет или найдет на стороне другую женщину. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

2.
За психологической помощью обратилась женщина 30 лет. Не замужем. Живет в одной квартире с отцом и матерью. Замуж выходить она не намерена – не хочет возиться с хозяйством, ребенком. Но мать настаивает на замужестве, причем в форме крика, скандалов. Запрос: «Как мне добиться того, чтобы мать, наконец, оставила меня в покое?». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

3.
За помощью к школьному психологу обратилась учительница. Запрос: «Как мне добиться дисциплины в классе? Как мне успокоить класс? Все время шум. Меня никто не слушает». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

4.
В психологическую консультацию обратилась за помощью молодая женщина. Запрос: С момента появления на свет грудного ребенка муж потерял интерес и к ней, и к ребенку. Ни в чем ей не помогает, домой стал приходить редко. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

Читайте также:  Как есть устрицы приборы

ТЕМА:Консультативный контакт и его особенности

ЦЕЛЬ:изучить особенности консультативного процесса в различных школах

Проанализировать предложенную литературу и составить таблицу «Теория, методология и практика психологического консультирования в различных психологических школах»:

Направление Представитель Акцент
Психоаналитическая традиция Концепция А. Адлера
Концепция З. Фрейда
Концепция К.Г. Юнга
Современные психоаналитические концепции консультирования
Бихевиористская традиция: Концепция консультирования классического бихевиоризма, Терапевтический подход Дж. Долларда и Н.И. Миллера
Теории социального научения
Когнитивистская традиция Подход А. Бэка
Подход Дж. Келли
Концепция А. Эллиса
Экзистенциальная традиция Подход В. Франкла
Подход И. Ялома
Подход Р. Мэя
Гуманистическая традиция: Клиентцентрированная терапия К. Роджерса
Подход В. Сатир

Литература (основная):

1.
Мэй P. Искусство психологического консультирования./ Пер. с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 144 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

2.
Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).

4.
Электронная хрестоматия ( в библиотеке кафедры)

Источник

На телефон доверия позвонила молодая супруга скоро будет год как вышла замуж

К подавляющему большинству своих клиентов я испытываю очень теплые чувства, ведь эти люди позволяют мне постоянно расширять границы моей собственной способности понимать и принимать, сопереживать и поддерживать. Я люблю своих клиентов, я признаюсь им в этом чувстве и благодарю за то, что они мне дарят эту уникальную возможность – любить свою работу.

— Здравствуйте, скажите, по-жалуйста, женщина должна быть гордой.

— Что можно сделать, чтобы вам стало легче? – спрашивает психолог:

— Если услышу его голос, поговорю с ним, буду просто счастлива.

— Что же вам мешает поднять телефонную трубку и набрать номер?

— Но мне все говорят, что он первый должен позвонить! Я не могу показывать свою слабость…

— Вы ждете каких-то шагов от другого человека, изводите себя, мучаетесь. Может быть, проще позвонить и сказать: «Я люблю тебя, скучаю, как ты там?»

— Скажите пожалуйста, если бы посторонний человек передал вам такой ультиматум от супруга, как бы вы отреагировали?

— Я. Я была бы в бешенстве. Но неужели можно вот так прямо позвонить и сказать, что скучаю по нему, что хочу его видеть.

Иногда психологу самому есть чему поучится у своих клиентов.

— Консультировала одну очень немолодую женщину. Говорили, как наладить отношения с любимым мужчиной. Я удивлялась, насколько она в свои годы открыта чувствам, принимает любовь, готова к новым романтическим отношениям. После разговора подумала, а кто из нас был консультантом?

Год назад девушка Анна рассталась с молодым человеком, не может забыть его и завершить отношения, находиться в состоянии обиды, отчаяния, т.к. основной жизненной ценностью считает построение отношений, создании семьи и рождения детей. По медицинским показаниям пока не может забеременеть, витии себя в этом. В отношениях с мужчинами испытывает страх, что мужчина ее оставит и отношения разваляться.

В результате проведенной работы Анна осознала свой страх потери отношений, желание угодить, подстроиться, но при этом и свою острую потребность в доминировании в отношениях. Произошло увеличение уровня осознавания внутренних противоречий, отреагирование чувства обиды.

У Юлии был на работе у директора день рождения и она думала, что каждому сотруднику надо было говорить речь. Как только она об этом узнала сразу начала волноваться. А за сутки до дня рождения ее трясло весь вечер. Она боялась, что у нее во время речи начнут трястись руки и все это узнают.

В процессе работы было актуальным прояснение ситуации и чувств Юлии. Небольшое объяснение по поводу субличностей и их значении для человека, а также предложение поработать с некоторыми из них. Осознание защитных механизмов, а так же осознание страха быть «нелучшей». После работы- снижение эмоционального напряжения.

У Ирины двое детей-сыновей. Муж сказал, что у него появилась другая женщина, с которой ему очень хорошо. Ирина в шоке они вместе 14 лет. Отношения всегда были хорошие ровные, иногда ссорились, но потом быстро мирились. Правда последнее время она жила со своими родителями, а он со своими, так как общего жилья у них не было.

Консультант провел работу по снижению эмоционального напряжения Ирины. Прояснил желания Ирины и уменьшение чувства обиды и предательства. Были рассмотрены конкретные шаги по изменению ситуации Ирины. Переезд в квартиру родителей мужа и поручения конкретных забот мужу по воспитанию сыновей. Применение метода позитивной терапии.

Молодая женщина алкоголик заявляет о своих суицидальных планах, пребывая в отчаянии из-за собственной зависимости, из-за равнодушия мужа.

Консультант проясняет суицидальные планы абонента, продуманность идеи, помогает женщине говорить об охвативших ее сильных чувствах (а значит, снизить их остроту, побуждающих ее к серьезному шагу. Проясняет обстоятельства жизни, невозможно тяжелые для женщины, побуждает ее к поиску ресурсов для поддержания жизни. По просьбе женщины, прозвучавшей в процессе разговора, консультант снабжает ее информацией о разнообразных возможностях лечения от алкоголизма.

Пожилой человек не чувствует себя в безопасности, боится тяжелых болезней и возможной беспомощности в старости. Хотел бы жить в доме для пожилых людей, но не доверяет государственным «Домам престарелых», не рассчитывая на качественное обслуживание, комфорт, сочувствие персонала.

Консультации охватывает работу с чувством страха (осознание, принятие, визуализация, рациональный анализ оснований для возникающего ощущения опасности, поиск путей обеспечения безопасных условий жизни, совместный анализ приемлемости используемых и потенцильно эффективных способов эмоциональной саморегуляции. В процессе консультации абонент получает достоверную информацию об организации государственной системы социальной жилищной помощи престарелым людям (социальные дома и дома для престарелых и инвалидов), о коммерческих домах для престарелых и инвалидов.

Женщина боится инфекционного заражения членов своей семьи в связи с болезнью соседа по коммунальной квартире. Настаивает на помещении соседа в больницу, возмущена отказом соседа от госпитализации, ищет способы воздействия на него, рассчитывает на помощь консультанта.

Беседа с абонентом велась в рамках поддержки чувств абонента (страх за детей, раздражении на соседа и др.); прояснения видения абонентом возможных путей развития ситуации («победа»в случае госпитализации или «проигрыш»в случае отказа) и «написания» предлагаемых сценариев жизни в обоих случаях; совместного поиска способов воздействия на соседку.

В этом разделе представлены примеры из практики многоплановой помощи людям, обратившимся на телефон доверия. С каждым из этих людей мы работали достаточно долгое время, оказывая им психологическую поддержку и привлекая возможности различных ведомств и общественных организаций для оказания им социальной, юридической, медицинской помощи.

Читайте также:  Как по английски будет ринопластика

В октябре 2006г. сотрудниками отделения был принят звонок из СПбОО «Детский хоспис» по поводу мальчика больного лимфолейкозом. Консультанты познакомились с матерью мальчика и дальше действовали совместно с ней. Седьмой месяц мальчик проходил курс лечения в городской больнице №, возникла необходимость в срочном переливании крови. Больница не могла предоставить кровь, т.к. у ребенка оказалось редкая группа – IV, резус положительный. Жизни мальчика угрожала опасность, переливание необходимо было сделать в ближайшие дни. Служба доверия в лице руководителя обратилась к журналистам «ТРК Петербург 5 канал» с просьбой разместить эти сведения в радиоэфире. В этот же день в 17.00 вышла передача, в которой прозвучала просьба, обращения ко всем слушателям, откликнуться и помочь. После выхода передачи в эфир поступило много звонков. Тут же нашлось несколько подходящих доноров, и мальчику вовремя сделали переливание крови.

На телефон доверия обратилась молодая женщина, находящаяся в кризисной ситуации. На протяжении нескольких лет она снимала комнату, где проживала вместе со своим маленьким сыном и подругой-инвалидом, ухаживавшей за ребенком. Регистрации в Санкт-Петербурге у них не было. Неожиданно владелец комнаты попросил освободить жилплощадь в течение двух суток. Женщина и ее домочадцы оказались на улице.

Сотрудники телефона доверия оперативно договорились с руководством СПб РБОО помощи лицам БОМЖ «Ночлежка» о регистрации клиентки. Руководителей службы доверия было составлено письмо-ходатайство и получена договоренность о заселении женщины в ГУ «Кризисный центр помощи женщинам» в тот же день. Ребенка на 4 недели определили в пансионат в Ленинградской области. За это время женщина решила свои жилищные проблемы. На данный момент она снимает комнату, работает и живет вместе с ребенком.

Мать двух мальчиков-двойняшек и дочери-студентки( мужа нет) просит помочь с обувью для уже подросших ребят. Звоним в ГУ отделения «Маленькая мама», договаривается о помощи, сообщаем женщине, где получить обувь. В ответ получаем благодарность.

На телефон доверия позвонил пожилой мужчина, ему отняли вторую ногу, теперь он полный инвалид, раньше был технологом на химзаводе. Очень извинятся за беспокойство. Три дня болит зуб, как решить проблему не знает. Он одинок, семьи нет, старшая сестра 70-ти лет заболела, живет далеко. Выяснив адрес, позвонили в поликлинику, оказалось, что для инвалидов, этот вызов бесплатен. На следующий день, мужчина перезвонил, чтобы поблагодарить нас. Проезжал врач, зуб был удален. Человек счастлив и спокоен.

Ко мне на телефон доверия позвонил подросток и попросил помочь. История проста,я упорно учусь сдаю физику, готовлюсь через интернет, но родителям на это по барабану, они считают что я бездарь и лодырь и ничего не делаю и постоянно сижу в компьютере. На почве этого постоянные ссоры и конфликты.Бывают моменты когда я просто ненавижу родителей. Помогите,пожалуйста.

Игорь, Вы молодец, что упорно учитесь и это сильно поможет в будущем. Ваши родители, видимо, сильно обеспокоены тем, что Вы часто сидите за компьютером. Они, скорее всего, думают, что Вы за компьютером проводите время впустую. Это извечная проблема конфликтов отцов и детей. Вам кажется, что родители Вас не понимают и это приводит к стрессам, обидам и конфликтам. Попробуйте спокойно поговорить с родителями и объяснить им, что Вы по учебе готовитесь через интернет. Если вдруг Вы почувствуете, что назревает конфликт, то можно выполнить следующие рекомендации:

Источник