Начальные классы как будут учиться из за коронавируса

Что нового ждет школьников, учителей и родителей с 1 января 2021 года

А вот если ребенок живет не на «участке» школы, то приносить заявление родителям будущих первоклассников нужно с 6 июля. Прием будет идти до заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября. В приеме государственная школа может отказать только в случае, если свободные места закончились. В этом случае местные органы управления образованием должны помочь родителям устроить ребенка в другую школу.

В документе также прописано приоритетное право зачисления детей в ту же школу, где уже учатся их братья и сестры.

В школьных аттестатах появится оценка «зачет»

Минпросвещения утвердило новый порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании. Он вступает в силу 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

Что еще важного в нем прописано? Бланки титула аттестата и приложения к нему заполняются в том числе с использованием компьютерного модуля, позволяющего генерировать двумерный матричный штриховой код (QR-код).

Роспотребнадзор утвердил новые требования к работе школ, детских садов, лагерей и других детских учреждений. Новые санитарные правила СП 2.4. 3648-20 будут действовать с 1 января 2021 года по 1 января 2027 года.

Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать 35 минут.

Очень важный пункт касается использования мобильников для обучения: «Для образовательных целей мобильные средства связи не используются». Почему? На этот вопрос «Российской газете» ответили в Роспотребнадзоре

Покажите градусник

Витамины и лечебное питание

Утверждены новые СанПиНы 2.3/2.4.3590-20 к организации общественного питания населения. Они будут действовать с 1 января 2021 года до 1 января 2027 года. Документ затрагивает очень много сфер. Но один из самых важных его разделов посвящен особенностям организации общественного питания детей. То есть в школах, детских садах, детских лагерях и т.д. Питание здесь должно быть здоровым, полноценным, учитывать особенности региона.

Что в нем появилось нового по сравнению со старыми документами? В меню должны быть продукты, обогащенные витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки. Замена витаминизации блюд выдачей детям поливитаминных препаратов не допускается. При приготовлении блюд должна использоваться не обычная соль, а йодированная.

Меню допускается корректировать с учетом климатогеографических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей. А для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, будут разрабатываться индивидуальные меню.

Важная новая норма касается домашней еды: «Допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях, оборудованных столами и стульями, холодильником, микроволновыми печами, условиями для мытья рук».

При этом в школах будет разрешено ставить вендинговые автоматы (аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции). Правда, продаваться там будет только здоровая пища.

Новый порядок реализации образовательных программ

С 1 января 2021 года вступает в силу приказ Минпросвещения «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».

В нем прописано, что при реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. А при угрозе возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или ЧС реализация образовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий или перенос сроков обучения невозможны.

ЕГЭ по иностранному не будет обязательным

Вступает в силу 4 января 2021 года приказ Минпросвещения «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования». Из списка обязательных предметов для Государственной итоговой аттестации в 11-х классах исключен иностранный язык. Обязательными предметами остались русский язык с математикой.

Источник

«С 23 марта до 12 апреля включительно»: в школах России объявили каникулы на три недели из-за коронавируса

Все российские школы с 23 марта уйдут на трёхнедельные весенние каникулы в рамках меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Соответствующее заявление сделал министр просвещения РФ Сергей Кравцов на заседании рабочей группы по поддержке региональных систем образования.

«С понедельника до 12 апреля включительно в школах будут объявлены каникулы, при этом будет также организована поддержка дистанционного обучения школьников, открыты образовательные ресурсы», — сказал Кравцов.

При этом он заметил, что школы продолжат работу. В том случае, если родители школьников начальных классов не смогут оставить детей дома, их можно будет привести в образовательное учреждение.

Говоря об организации дистанционного обучения министр заметил, что крупнейшие издательства совместно с операторами связи предоставили бесплатный доступ к электронным учебникам.

Вместе с тем отмечается, что после 12 мая будут проведены финалы всероссийской школьной олимпиады, также вносится изменение в календарь проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ).

«Приказ об изменении в расписании направлен в Минюст и сегодня будет утверждён и разослан в регионы. Чтобы успокоить участников, которые предполагали досрочный период. они переносятся на основной этап в июне месяце. Есть резервные дни, предусмотренные порядком проведения экзамена, где как раз выпускники прошлых лет и в прошлые годы имели право сдавать», — указал временно исполняющий обязанности главы Рособрнадзора Анзор Музаев.

Напомним, что изначально досрочный этап сдачи ЕГЭ был запланирован с 20 марта по 13 апреля. Между тем даты основного (с 25 мая по 29 июня) и дополнительного (с 4 по 22 сентября) этапов пока не претерпели изменений. В общей сложности сдавать экзамены будет почти 800 тыс. человек.

Согласно данным Роспотребнадзора, в России за сутки зарегистрировано 33 новых заболевших коронавирусом, на данный момент подтверждено 147 случаев, пять человек выздоровели. В общей сложности проведено более 122 тыс. исследований на COVID-19. При этом под медицинским наблюдением находятся 17,9 тыс. человек.

Читайте также:  Кем была установлена дата 25 декабря как дата рождества

В оперативном штабе по контролю и мониторингу ситуации с коронавирусом в Москве, в частности, сообщили, что в больнице в Коммунарке находятся 408 человек, из них 37 пациентов с подтверждённым диагнозом коронавирус. При этом ни у одного из них заболевание не протекает в тяжёлой форме.

«Вчера мы перевели одного пациента, который ранее находился в отделении реанимации и интенсивной терапии, в изолированную палату для продолжения лечения. Сейчас его состояние мы оцениваем как стабильное и продолжаем всё необходимое лечение. Всем пациентам оказывается медицинская помощь в полном объеме, назначены курсы индивидуального лечения», — заявил главный врач больницы в Коммунарке Денис Проценко.

Отметим, что в российских регионах повсеместно вводится режим повышенной готовности из-за распространения COVID-19.

Наряду с этим супруга гражданина КНР Вань Юньбиня, который одним из первых в России перенёс коронавирус и проходил лечение в краевой клинической инфекционной больнице в Чите, рассказала Минздраву Забайкальского края о том, что их семья после произошедшего старается внимательнее относится к своему здоровью и не посещать общественных мест.

«Мы первыми столкнулись с новой инфекцией, в условии изоляции выполняли все рекомендации врачей и теперь можем поделиться опытом с земляками. Главное — соблюдать все меры профилактики, а ещё не паниковать, психологически поддерживать родных и друзей, если у них обнаружатся признаки заболевания. Если будет положительный настрой, это станет залогом выздоровления», — указала женщина.

Напомним, что с 18 марта до 1 мая 2020 года в целях борьбы с распространением инфекции временно ограничен въезд иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, в Москве часть ресторанов приостанавливает работу и переходит на формат доставки еды. В то же время Минэкономразвития, Минпромторг и Минкомсвязь в качестве меры профилактики приняли решение перевести сотрудников на удалённую работу.

Министерство спорта России, в свою очередь, рекомендовало отменить и перенести проведение всех спортивных соревнований на территории РФ с 21 марта до особого распоряжения.

«Органам исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта рекомендовано установить ограниченный режим работы организаций, осуществляющих спортивную подготовку детей. С 21 марта по 10 апреля 2020 года занятия должны проводиться только с письменного согласия родителей и в группах не более 30 человек», — говорится в сообщении ведомства.

Источник

Как учат школьников во время коронавируса

Число заболевших новым вирусом в России растет все быстрее, и власти переводят школьников на дистанционное обучение. С 21 марта закрывают для посещения московские школы, а с 23 марта – все российские, школьники останутся дома как минимум до 12 апреля. Чтобы они не выпадали из образовательного процесса, давать знания будут дистанционно. Спрос на такое обучение существенно вырос, но заменить учителя компьютер пока не в состоянии, считают эксперты.

Что предлагают чиновники

Поддержку дистанционного обучения организует Министерство просвещения России. Единого портала с полноценным онлайн-обучением пока не создали, поэтому Минпросвещения составило список рекомендаций и отсылает учеников на отдельные интернет-ресурсы. На сайте министерства перечислены около 20 интернет-платформ, которые в той или иной степени позволяют обучаться, из них две государственные: «Российская электронная школа» (РЭШ) и «Московская электронная школа» (МЭШ).

Все российские школы уйдут на каникулы на три недели

Качество материала в РЭШ нравится далеко не всем. В одной из московских школ классный руководитель и преподаватель математики и геометрии поначалу посоветовала девятиклассникам зарегистрироваться на сайте, но потом об этом пожалела. «Сейчас Ксюша М. попробовала пройти тест по геометрии, но ей автоматически проверили неправильно, потому что она дала верный ответ, а в тесте заложен другой ответ. Составитель ошибся, и таких ошибок там, к сожалению, оказалось много. Поэтому пока что этим порталом пользоваться не будем, там куча ошибок и недочетов. Я подумаю, какие еще платформы можно будет использовать для дистанционки», – доложила учитель в переписке с родителями («Ведомости» с ней ознакомились).

Столичным школьникам рекомендуют обучаться на платформе Московской электронной школы, сообщил городской департамент образования. Этот портал шире, там более 769 000 аудио-, видео- и текстовых файлов, 41 000 сценариев уроков, более 1600 учебников. Он интегрирован с электронным дневником, поэтому к нему централизованно подключены все 1469 школ столицы, сказали в департаменте образования. «Москва работает полностью на МЭШ, она считает, что ей этого достаточно. Там собственный движок, а контент внутри от ряда известных поставщиков, в том числе и наш», – говорит глава «Физикона» Денис Мамонтов.

Бюджет МЭШ гораздо солиднее: власти планировали выделить в прошлом году 16 млрд руб., говорил глава департамента информационных технологий Москвы Артем Ермолаев. Правда, в бюджет входил не только контент, но и инфраструктура – подключение школ к WiFi, установка интерактивных панелей вместо обычных досок, обучение учителей и снабжение их ноутбуками и т. д. Но именно техническая составляющая вызывает больше всего нареканий. «У ребенка упал один глаз на полдиоптрии за 6 месяцев», – жаловалась пользователь Вера Абардовская на экраны, портящие, по ее мнению, зрение. «В МЭШ вбуханы огромные деньги, но это просто профанация. Потому что я знаю, какие там задания по русскому языку, обществознанию. Многие мои коллеги считают, что пользоваться МЭШ надо так: включил, чтобы там отметили, что ты включил, и после этого сделал так, чтобы дети этого не видели», – комментирует сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Частные платформы

Поскольку пока для регионов нет единой онлайн образовательной платформы, а уже созданные далеко не идеальны, в школах рекомендуют пользоваться различными частными площадками. Среди них собеседники «Ведомостей» называют «Фоксфорд», «Физикон», «Учи.ру». Минпросвещения на своем сайте также советует «Яндекс.Учебник», «ЯКласс», InternetUrok.ru, Skyeng и др., а московские власти составили такой список на специальном портале. С такими площадками договариваются о предоставлении бесплатного доступа, говорил министр просвещения Сергей Кравцов. «Нам рекомендуют разные платформы: РЭШ, «ЯКласс», «Учи.ру». Каждая школа определяет самостоятельно, где работать удобнее», – рассказывает директор одной из школ Ставрополя.

Запросы на такое обучение растут: если в прошлом году было около 100 000 поисковых запросов «онлайн курсы» каждую неделю, то c 9 по 15 марта – 736 000, следует из данных Яндекса. «Особенно заметен интерес в последние дни. Мы получаем локальные бумы, рост активности за неделю в 2–3 раза – до 1 млн пользователей в отдельные дни. По мощностям у нас уже большие нагрузки. Многие наши коллеги испытывают еще большие проблемы – некоторые сайты даже перестают работать. Поэтому мы быстро масштабируемся, расширяем мощности и техперсонал, чтобы поддерживать производительность», – рассказал «Ведомостям» глава компании «Учи.ру» Илья Паршин.

Читайте также:  Как на арабском счастье есть

Каково в России болеть коронавирусом

Создатель «Физикона» Денис Мамонтов рассказывает, что посещаемость его ресурса выросла на порядок: «Тех, кто находятся на сервере и что-то делает, – около тысячи, за неделю рост раз в 10 примерно». Издательство цифрового контента «Физикон» – старейший российский разработчик электронных образовательных ресурсов для школ, колледжей и вузов (основано в 1993 г. выпускниками Московского физико-технического института, принадлежит 1С и является партнером «Ростелекома»). «Физикон» уже договорился с Московской областью о доступе, а также ведет переговоры на федеральном уровне, говорит Мамонтов.

Представитель «Ростелекома» сообщил «Ведомостям», что компания предлагает два продукта для дистанционного обучения школьников. Это цифровой сервис онлайн-образования «Ростелеком. Лицей», на котором структурированы тренажеры, тесты и конспекты по всем темам школьной программы. Второй – «Облако знаний» от «Физикона». Здесь собран контент, привязанный к тематическим планам 300 учебников по 15 предметам, домашние задания с возможностью выдачи из региональных дневников, сервис автоматической проверки, передача результатов в электронный дневник.

Собственные платформы онлайн-обучения запустят и другие крупные игроки. 17 марта «Яндекс» объявил о создании собственной платформы: там будут интерактивные видеотрансляции занятий и общение класса с учителем, а также видеоуроки от ведущих преподавателей по всем предметам. Инвестиции на первом этапе оценивают в 200 млн руб. Сбербанк на базе Школьной цифровой платформы запустит пилотную образовательную инициативу, сказала вице-президент банка Марина Ракова.

Социально-ответственные платформы

Ресурсов много, но есть проблема, говорит директор одной из ставропольских школ: бесплатный доступ предоставлен к небольшой части контента и пробным версиям, а большая часть – платная. Далеко не все платформы готовы предоставлять полный вариант занятий для открытого пользования. «Встает вопрос – кто будет давать деньги? Поэтому для себя мы определили, что это не очень удобно – не только потому, что это демоверсии, а еще и потому, что уроки на этих платформах не совпадают с нашей образовательной программой. Та же РЭШ: «началка» – да, можно использовать, там интересно, но опять же как вспомогательный ресурс, а не как основной», – сетует собеседник «Ведомостей».

Многие онлайн-школы предлагают в период распространения коронавируса бесплатное обучение или доступ за символическую плату. Например, подписка на «Ростелеком. Лицей» предлагается за 1 рубль в месяц, а на вторую программу «Ростелеком» дает бесплатный доступ на 30 дней. «Мы решили открыть доступ к контенту, – рассказывает Спиридонов из «Фоксфорда». – Глядя на то, что происходит, мы решили, что можем временно сделать школьные программы бесплатными». Компания прибыльная, поэтому имеет возможность это делать, объясняет он (выручка «Нетологии» с 2018 г. выросла вдвое: с 738 млн руб. до 1,5 млрд руб. в 2019 г). «В период карантина для школьников и учителей доступ бесплатен. Если поступит запрос от какого-то региона дополнительно помочь организовать дистанционное обучение, мы, конечно, поможем», – говорит и Паршин из «Учи.ру». «Со временем, возможно, эти люди захотят посмотреть на наши платные продукты», – надеется Спиридонов. Но пока сложно сказать, как это изменит коммерческие показатели, признает он.

Некоторые компании рассчитывают на госфинансирование. «Для предоставления бесплатного доступа может быть заключено соглашение с регионом, а может быть просто на честном слове, – говорит Мамонтов. – А если это коммерческий контент, то это проходит через госзакупки, порядок цифр – миллионы и десятки миллионов рублей».

Источник

В российских школах на фоне коронавируса объявят каникулы до 12 апреля

Во всех российских школах с 23 марта по 12 апреля будут объявлены каникулы. Об этом заявил министр просвещения Сергей Кравцов во время заседания совместной рабочей группы Минпросвещения и Рособрнадзора по вопросам организации работы в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации, трансляция которого велась в YouTube.

«С понедельника, 23 марта, до 12 апреля включительно в школах будут объявлены каникулы. При этом будет также организована и поддержка дистанционного обучения школьников», — сказал министр.

В условиях распространения коронавируса Министерство просвещения и Рособрнадзор создают рабочую группу для поддержки систем образования в регионах. По словам министра, ведомствами создана координационная методическая группа по поддержке учителей и родителей, а также организации дистанционного обучения в регионах. «Открыты соответствующие образовательные ресурсы. Крупнейшие издательства образовательной литературы открыли бесплатный доступ к электронным учебникам, чтобы дети могли иметь возможность при необходимости получать образование и не выпадать из образовательного процесса», — сказал он. Кравцов отметил, что доступ ко всем ресурсам будет бесплатным и поблагодарил операторов связи за поддержку в этом вопросе.

При этом Кравцов отметил, что школы продолжат работу, и если родители школьников начальных классов не смогут оставить детей дома, детей можно будет привести в образовательное учреждение.

Дистанционное обучение охватит и учащихся среднего профессионального образования, добавил он.

Из-за сложившейся ситуации будет изменен и график досрочной сдачи ЕГЭ. Врио руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что соответствующий приказ уже направлен в Минюст. Сдача досрочных экзаменов переносится на основной период в июне, на резервные дни. Музаев отметил, что всего досрочно сдавать ЕГЭ в России планировали 32 тыс. человек. «Если каким-то участникам по каким-то причинам надо сдавать экзамен раньше, по предъявленным документам будет приниматься решение, чтобы они сдавали экзамен в основные дни, в первой половине июня», — сказал Музаев. Обработка результатов ЕГЭ будет проводиться в ускоренном режиме.

По действующему сейчас приказу первый, досрочный, этап ЕГЭ должен был состояться в период с 20 марта по 13 апреля. 16 марта о переносе сдачи досрочной части ЕГЭ сообщила вице-премьер Татьяна Голикова. Основной период сдачи экзамена запланирован с 25 мая по 29 июня.

В Москве и Московской области из-за коронавируса уже ввели свободное посещение школ. 16 марта мэр столицы Сергей Собянин сообщил о закрытии всех школ со следующей недели. О переходе на дистанционное обучение также сообщили четыре московских вуза — МГИМО, МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана и РЭУ им. Г.В.Плеханова.

Читайте также:  Как по немецки будет 158

Источник

«В новом учебном году изменится абсолютно все». Как российские школы пережили коронавирус

Об этом «Канобу» рассказал Кирилл Загустин, создатель Telegram-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович» и подкаста «Учительская». Кирилл уже пять лет ведет историю и обществознание с пятого по девятый класс в одной из питерских школ.

Кирилл Загустин, фото из личного архива

В последнюю неделю перед школьными весенними каникулами объявили свободное посещение. Так что мы понимали, что после каникул все будут учиться уже по домам. У нас были целые каникулы на то, чтобы подготовиться к удаленному обучению.

И все равно поначалу все учителя оказались в жопе. Сперва я начал принимать домашние задания на почту и получил за неделю 563 письма с домашкой. Я очень хорошо запомнил эту цифру. И это мне еще повезло, в истории и обществознании ты можешь определить, что у тебя дети не поняли в целом, и рассказать об этом. А вот учителя математики так сделать не могли: все делают ошибки на разных этапах решения, и каждому нужно что-то своё объяснить.

В итоге у учителей математики и, например, языков процесс преподавания стал не то что удаленным, а, скорее, индивидуальным. Ты должен каждом конкретно сказать, что «вот здесь, когда ты раскрывал скобки, ты тупанул». И они это делали.

В итоге количество часов на работе у учителя увеличилось, и это приводило к самым разным последствиям. Например, у меня проблемы со зрением. Но от 12 часов за компьютером, появились еще и проблемы со спиной. Раньше в школе я нахаживал километры между кабинетами, а здесь сидел и чувствовал, как всё тело начинает болеть.

В какой-то момент у меня рухнул режим дня. Я работал до 15:00, заканчивал уроки, ложился спать. Спал до полуночи, вставал и начинал снова работать до трех.

Эти переработки никто не считал. С другой стороны, повторюсь, у нас были целые каникулы, чтобы подготовиться к онлайн-обучению. И я уверен, что были крутые методисты, которые смогли организовать в первую очередь свое время таким образом, что сразу стали тратить времени меньше, чем если бы они ходили в школу. Но это же не значит, что мы им должны платить за ту же работу меньше.

Как мы учили детей из дома

Администрация школы нам дала полную свободу выбора инструментов, которыми мы бы пользовались на уроках. Рекомендованный минимум был таким: дети должны получать задания, дети должны получать материал на уроках, должна быть обратная связь и система оценивания. А как уж это реализовать — на усмотрение учителя. Я, например, вел большинство трансляций через YouTube, чтобы их можно было пересмотреть в записи. Zoom не пользовался: зачем нужны 30 детей с шипящими микрофонами и ходящими на фоне родителями? Так что они видели меня и текстовый материал, а я их — нет.

В Zoom проводили уроки, в основном, те учителя, на уроках которых важен живой диалог. Например, учителя иностранных языков, где устный ответ — основной элемент обучения.

Большое уважение нашему районному отделу образования, которые, во-первых, прикрутили удаленный доступ учителей к журналам, а, во-вторых, сделали собственную платформу для онлайн обучения. Раньше доступ к электронным журналам для учителей был закрыт, потому что всегда была опасность утечки персональных данных, ведь в этих журналах и администрация, и бухгалтерия работает. Теперь эту часть базы закрыли от посторонних, и учителя смогли получать доступ к выставлению оценок уже из дома, без рисков информационной безопасности.

Что касается платформы, то администрация школы развернула ее на базе Moodle.org. Зарегистрировали всех учеников, всех учителей, всем раздали логины. Более того, администрация даже собрала несколько шаблонов для уроков, чтобы учителям не нужно было верстать каждый урок с нуля. У меня примерно 300 учеников и проблемы с платформой были только человек у пяти.

Кирилл со своими учениками, фото из личного архива

Что изменилось на удаленке

За два полных месяца дистанционного обучения, я заметил несколько важных особенностей такого формата обучения.

Как начинается новый год

В новом учебном году изменится абсолютно все. Все классы переходят в формат начальной школы: каждый класс сидит только в одном кабинете, а учителя перемещаются между ними. По расписанию классы разведены, в том числе и посещение столовой, так что пересечение людей из разных групп сведено к минимуму. На входе у всех измеряют температуру, классы дезинфицируют. Самое смешное, что учителя должны проводить десять минут с классом после звонка на перемену, а потом за пять минут до начала урока прийти в другую классную комнату. С учётом того, что перемены всего 15 минут, как ходить в туалет — непонятно.

На днях мы впервые с марта проводили настоящий педсовет. Разумеется, все в масочках и на безопасном расстоянии. На нём мы в том числе подвели итоги дистанционки. И в целом учителя и родители остались довольны, а жалобы, если и были, то несерьёзные.

Конечно, наши регионы обширны, а моя школа в Санкт-Петербурге, но тем не менее, это самая обычная школа: не гимназия, не лицей. Эталон среднестатистической школы. И когда я вижу, как хорошо всё можно организовать в обычной школе, то мне и уходить никуда не хочется.

Да, в стране есть и сельские школы, где даже с интернетом может быть беда, не то что с компьютерами. Так что были и учителя, и школы, которые не справились.

Но если брать в целом, то, например, по многим предметам в этом году средний балл ЕГЭ был выше. Можно предположить, что нагрузка на выпускников резко уменьшилась, им стало не нужно ходить в школу, и они больше времени уделили подготовки.

К этому году мы сократили количество платформ, которые мы используем, до двух, провели ряд других оптимизаций для удаленки. Думаю, что теперь мы полностью готовы к новому этапу дистанционного обучения, если он понадобится.

Сентябрь начинается с совершенно новым уровнем компьютерной грамотности среди родителей, учеников и учителей. Если в апреле я проводил по двенадцать часов за компьютером, то к концу года это были уже четыре часа, а то и меньше. Но достигнуты они были ценой многих часов переработок весной.

Источник