Начало быстро темнеть потому что надо было торопиться так как

Содержание
  1. Презентация по русскому языку на тему «СПП с придаточным обстоятельственным образа действия» (9класс)
  2. Конспект урока по русскому языку в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели» план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:
  5. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  6. Конспект урока по русскому языку на тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины, цели
  7. Примеры сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными
  8. Однородное подчинение придаточных предложений
  9. Примеры предложений с однородным подчинением придаточных
  10. Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений
  11. Примеры предложений с параллельным подчинением придаточных
  12. Предложения с последовательным подчинением
  13. Примеры предложений с последовательным подчинением

Презентация по русскому языку на тему «СПП с придаточным обстоятельственным образа действия» (9класс)

Русский язык. 9 «А» класс.

СПП с придаточным обстоятельственным образа действия.

сформировать знания о придаточных образа действия, учить определять вид придаточного, составлять схемы;

ф ормирование у мения конструировать данные СПП;

различать изученные виды придаточных предложений;

с овершенствование умения выполнять тестовую работу ;

формировать умение самостоятельной работы

Приветствие. Объединение в 4 группы («Собери открытку»). Правила работы в группе, распределение ролей между членами группы.

Объединяются в группы, распределяют роли

2 .Рефлексия прошлого дня.

Учащиеся получают карточки с вопросами и ответами. Нужно ответить на вопросы (собрать)

1.Из каких частей состоит СПП? (главное и придаточное предложение)

2. Союзами как только, пока, едва, с тех пор как придаточные (времени)

3. На вопрос зачем? отвечают придаточные (цели)

4. На вопрос при каком условии? отвечают придаточные (условия)

5. Придаточные места отвечают на вопросы (где? куда? откуда?) и др.

Ученики находят правильные ответы, поясняют или дополняют своими ответами.

Учитель предлагает определить тему, цель урока.

Задание1. Заполнить таблицу «СПП с придаточными обст.образа действия», используя теоретич. материал на стр.120, параграф 17.

Место в предложении

Взаимопроверка по «Карусели» и взаимооценка выполненных работ.

Подберите к главным предложениям из левого столбца соответствующие придаточные предложения из правого столбца, определите их вид. Ответ запишите в виде сочетания цифры и буквы.

Самопроверка по ключу.

Итог: для чего мы выполнили это упр.?

Упр.156, стр.122-123. Из 2-х предложений составить СПП с придаточным образа действия.

( по 3 предложения на выбор).

Работа с ТИО : 2 уч-ся записывают у доски, составляют схемы).

Итог подводит учитель (с какой целью выполняли данное упражнение).

Задание 4. Графический диктант с заданием: определить вид придаточных.

1) Я торопился закончить работу, чтобы успеть к поезду.

2) Я закончил работу так, чтобы успеть к поезду.

Задание 5. Тест (ответы по ключу)

Ученики заполняют таблицу.

5.Домашнее задание (инструктаж)

Параграф 17 (прочитать теорию).

Упр.149 (текст «Слово об Олжасе»),

Упр.161 (текст «Искусство балета»),

Упр.163 (текст «Начало творчества») – подготовить пересказ, составить план, выполнить задания к ним.

Выставление оценок по «Листу самооценки» с последующей проверки учителя

Учащиеся высказывают свое мнение к теме урока

Раздаются каждому ученику по три стикера (красные, желтые, зеленые) и поясняется значение цветов. Прием «Светофор»

Учащиеся показывают соответствующие цвета:

красный- урок не понравился

Желтый- узнал много интересного

Зеленый –урок понравился я многое узнал на уроке

Источник

Конспект урока по русскому языку в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели »

Автор: учитель русского языка и литературы

Иванченкова Виктория Геннадьевна

Урок на тему: « Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели »

Предмет: русский язык.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1) сформировать знания учащегося о сложноподчиненных предложениях с придаточными условия, причины и цели;

2) уяснить, что сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели имеют общее значение обусловленности;

3) развивать речь, внимание, мышление, пунктуационную и орфографическую зоркость;

4) воспитывать интерес к богатству языка и уважение к языку в целом.

1) научить находить придаточные условия, причины и цели в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;

2) научить ставить к придаточным условия, причины и цели вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному, отличать обозначенные виды придаточных от других видов;

3) научить правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений;

4) повторить правило написания гласных в корнях с чередованиями.

1. Организационный момент.

3. Проверка домашнего задания.

4. Актуализация знаний.

5. Объяснение нового материала.

6. Закрепление нового материала.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

1. Организационный момент. Приветствие.

3. Проверка домашнего задания

Начнем с проверки домашнего задания по теме «СПП с придаточными места и времени».

1. Укажите СПП с придаточным места (знаки препинания не расставлены). Расставьте знаки препинания.

А. Счастье грибника в том чтобы в субботу на заре попасть в заветное место.

Б. Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку как воспитывают вкус к гравюрам и хорошей музыке.

В. Настоящего человека всегда тянет туда где трудно.

Г. Близкого человека только тогда поймешь когда с ним расстанешься.

2. Укажите СПП с придаточным времени.

А. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Б. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

В. Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Г. Молодежь должна быть достойна эпохи, в которой она живет.

3. Укажите СПП, в котором союз как находится в главном предложении.

А. Как только приду я на гулянье, он танцует и поет…

Б. Только я вошел в гостиную, как вдруг дверь бильярдной распахнулась.

В. Я помню, бедный, он слезами обливался, как с вами расставался!

Г. Уже более трех часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.

4. Актуализация знаний

Вспомним написание гласных в корнях с чередованиями. От каких условий зависит написание корневых гласных в чередующихся корнях?

Задание 1. Орфографическая разминка. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.

Притяжательное прил..гательное, провести к..сательную, нелепое предпол..жение, разг..ревшееся пламя, возл..гать надежды, выб..рать президиум, бл..стательное достижение, пор..вняться с колонной, соприк..сновение проводов, тёмно-зеленые водор..сли, ср..щение костей, непром..каемый плащ, повелительное накл..нение.

5. Объяснение нового материала

Придаточные условия, причины и цели

Вид придаточной части

Значение придаточной части

указывает на условия осуществления того, о чем говорится в главном предложении.

если; если. то. ; когда (=если); когда. то. ; коли; коль; коль скоро; раз; в случае если.

раскрывают или обозначают причину того, о чем говорится в главной части предложения.

Читайте также:  Мужчина швейцар а как будет женщина

почему? отчего? по какой причине?

потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что.

указывает на цель того, о чем говорится в главном предложении.

зачем? с какой целью? для чего?

чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы.

1. Если я заболею, к врачам обращаться не стану. (придаточная условия)

2. Посылаю ей все слезы в подарок, потому что не дожить мне до свадьбы. (придаточная причины)

3. Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрожек. (придаточная цели)

6. Закрепление нового материала

А. нужно не только любить, но и быть любимым.

Б. так как было душно.

В. потому что свет мешал малышу спать.

Г. так как болота начали замерзать.

Д. чтобы мыслить и страдать.

Е. то можно было бы увидеть следы животного.

7. Подведение итогов урока

1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях? С какими придаточными предложениями вы познакомились сегодня на уроке?

2. Как мы будем отличать придаточные условия, причины и цели от других видов придаточных частей?

8. Домашнее задание

Задание 1. Выучите определения придаточных условия, причины и цели, их признаки.

1. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш довольно охотно пос..щался.

2. Послушайте ведь если звёзды заж..гают значит это кому(нибудь) нужно.

3. Если падают звезды подстав..шь ли ты им ладонь?

4. Я упоминаю об этом исключительно для того чтобы подч..ркнуть бе..условную подли(н,нн)ость вещей Куприан.

5. Право я буду рад за вас так как только влюбле(н, нн)ый имеет право на звание человека.

Список использованной литературы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект разработан согласно требованиям ФГОС.

Данный конспект урока по русскому языку:« Построение простого предложения по схемам и картинкам» проведен для детей 3 класса.

Конспект урока по русскому языку “Однородные члены предложения”(5 класс).

Конспект урока по русскому языку в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Предложения с обращениями».

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины, цели

«Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели»

Предлагаемая разработка по изучению сложноподчиненных предложений актуальна и может быть использована в 9-11 классах не только на уроках объяснения нового материала, но и закрепления полученных знаний. Урок с использованием интерактивных методов позволяет активизировать продуктивную деятельность учащихся. На таком уроке дети учатся делать вывод, формируется умение видеть проблему и находить пути ее решения.

На каждом этапе урока организуются индивидуальная, коллективная работа, работа в парах. Задания ориентированы на развитие знаний и умений учащихся. Используется материал из разделов «Орфоэпия» и «Правописание словарных слов»; включен комплексный анализ текста, являющийся одним из основных этапов подготовки учащихся к ЕГЭ; упражнения письменные чередуются с устной работой.

В качестве материала для закрепления используются творческий диктант, анализ предложений.

Таким образом, содержание материала на таких видах учебной деятельности способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1) сформировать знания учащегося о сложноподчиненных предложениях с придаточными условия, причины и цели;

2) уяснить, что сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели имеют общее значение обусловленности;

3) развивать речь, внимание, мышление, пунктуационную и орфографическую зоркость;

4) воспитывать интерес к богатству языка и уважение к языку в целом.

1) научить находить придаточные условия, причины и цели в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;

2) научить ставить к придаточным условия, причины и цели вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному, отличать обозначенные виды придаточных от других видов;

3) научить правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений;

4)воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

— воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

— воспитывать любовь к своей малой родине, патриотизм

— карточки, листы А-4 с текстами для анализа.

— презентация в программе «PowerPoint» по теме: «Сложноподчиненные предложения»

1. Организационный момент. Приветствие учителя.

2. Проверка домашнего задания.

Начнем с проверки домашнего задания по теме «СПП с придаточными места и времени».

Выполните тест “СПП с придаточными места и времени”.

1. Укажите СПП с придаточным времени (знаки препинания не расставлены). Расставьте знаки препинания. (Слайд 2)

А. Счастье грибника в том чтобы в субботу на заре попасть в заветное место.

Б. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок

В. Близкого человека только тогда поймешь когда с ним расстанешься.

2. Укажите СПП с придаточным места. (Слайд 3)

А. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Б. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

В. Молодежь должна быть достойна эпохи, в которой она живет.

3. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

Ребята, откройте тетради и запишите:

Задание 3.1. Орфоэпическая разминка. Расставьте ударение в словах. (Слайд 4).

Балуясь, торты, щавель, завидно, зубчатый, каталог, ремень, туфля, столяр, ходатайство, красивее.

Сценка. «Несуразные вещи» (ученики 6 класса).

Мозговой штурм. (Слай 5).

— Какие предложения называются сложноподчиненными?

(Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительной связью и подчинительными союзами (или союзными словами) ).

На какие основные группы по значению они делятся?

— Какие из них мы изучаем сейчас?

— Какие виды обстоятельственных придаточных мы уже знаем?

4 . Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем изучать СПП с придаточными условия, причины, цели. Запишите тему. (Слайд 6).

4.1.Работа с текстом.(Приложение 1) (Слайд 7).

> Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

(1) Вот пишут: «Малая родина. ». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?

(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение.

(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.

Читайте также:  Как есть холодец с уксусом

(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15) Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил.( 16 ) И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия.

1.Определите тему и основную мысль. ( Тема – малая родина,

основная мысль: Малая родина – окоем нашего детства.)

2.Определите стиль и тип речи.

3.Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.

4. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных

5.Найдите в тексте СПП с союзом если. Выпишите его. Расставьте знаки препинания. Найдите главную и придаточную часть. На какой вопрос отвечает придаточное?

Это СПП с придаточным условия.

Итак, сделаем вывод на данном этапе нашего урока.

Придаточные условия указывает на условия осуществления того, о чем говорится в главном предложении, отвечает на вопрос при каком условии?; присоединяется к главной части предложения при помощи союзов и союзных слов: если; если. то. ; когда (=если); когда. то. ; коли; коль; коль скоро; раз; в случае если.

4.2. Изучение нового – самостоятельное «открытие» учащимися новых знаний.

Анализ предложений на карточках, выполнение заданий, вывод – составление схемы (задание в парах).(Приложение 2)

1. Лес стоял тихий, молчаливый, потому что главные певцы улетели.

2. Не бойся труда, ибо он силы не отбирает, а прибавляет.

3. На земле было тихо и тепло, оттого что облака почти касались верхушек берез.

4. Результаты лабораторной работы оказались неудовлетворительными, ввиду того что мы нарушили порядок её выполнения.

Прочитайте предложения. Что у них общего?

— К чему относится придаточное?

— На какой вопрос отвечает?

— Чем присоединяется к главному?

Сделаем вывод о придаточной части в этих предложениях.

Придаточные причины раскрывают или обозначают причину того, о чем говорится в главной части предложения; отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?; присоединяются к главной части с помощью союзов и союзных слов: потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что.

4.3. Подберите к главным предложениям из левого столбца соответствующие придаточные предложения из правого столбца, определите их вид. Ответ запишите в виде сочетания цифры и буквы. (Слайд 10).

1.В(причина).2.Г(причина). 3.А(цели). 4.Б(причины). 5.Е(условия). 6.Д(цели).

-Придаточную часть каких предложений вам было трудно определить?

-На какой вопрос она отвечает? Чем присоединяется к главной части?

Придаточные цели указывает на цель того, о чем говорится в главном предложении; отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего?;присоединяются к главной части с помощью союзов и союзных слов: чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы.

6. Закрепление нового материала

Начало быстро темнеть, потому что…

Надо было торопиться, так как…

Если у меня не получается что-нибудь, то …

Я пришел в кинотеатр заранее, потому что …

Когда мама сердится, я ….

(Если останется время)

Если ты хоч..шь слушать то я хочу петь для тебя.( условия)

В нижнем этаже дома окна вероятно были открыты потому что отчетливо слышались женские голоса и смех.( причины )

Дабы (не)утомить бл..госкло(н,нн)ого читателя разрешите поставить точку .(цели)

А коли у тебя бе..мозгла голова иди и землю рой или руби дрова.( условия )

Такая густая трава р..сла только по берегам озера потому что здесь было достаточно влаги.( причина)

Благодаря тому, что он мне помог я успел сдать работу (во)время.( причина )

7. Подведение итогов урока.

— С какими предложениями познакомились на уроке?

Придаточные условия, причины и цели

8. Домашнее задание. (Слайд 11)

1. Из текстов художественной литературы найти и выписать пять СПП с условными придаточными.

2. Творческое задание: используя информацию прочитанного текста, напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, что, на ваш взгляд, связывает человека с малой родиной.

9. Рефлексия. (Слайд 12)

Ребята, а сейчас я попрошу вас закончить предложения: Сегодня на уроке

1.Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах.- Симферополь: Таврида,2007.

2. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Авт: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г. М.: Просвещение, 2014.

3. Г. Александрова. Занимательный русский язык. Санкт-петербург, «Тригон», 1997.

Сценка «Несуразные вещи»

— Здравствуй!
— Привет!
— Чего это ты несёшь?
— Несу разные вещи.
— Несуразные? Почему они несуразные-то?
— Сама ты несуразная, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Поняла? Вот, несу мел.
— Что не сумел?
— Отстань!
— Да ведь ты говоришь «не сумел». Что не сумел-то?
— Мел несу. Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
— Ну, если ему жена добудет, зачем ты несёшь?
— Жена? Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах ты, шутница! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
— Вон оно что!
— А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он так давно искал.
— Тамарка?
— Ага.
— И ничего? Симпатичная?
— Красивая. Зелёная такая.
— Постой, постой. Это что у неё, волосы зелёные что ли?
— У кого волосы?
— Да у Тамарки!
— У какой Тамарки?
— Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка. «
— Та! Марка! Марка, понимаешь, которую Мишка давно ищет. Там арка нарисована!
— Ага! Всё-таки нарисована Тамарка! Нарисована, да? Так бы и говорил.
— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая ты голова! Арка там нарисована! Арка! Неужели ты даже этого понять не можешь. Некогда мне!
— Пока! Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
— Да ну тебя!
— Да! Стой, стой!
— Ну, что ещё?
— Привет передавай.
— Кому?
— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

> Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

(1) Вот пишут: «Малая родина. ». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?

(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение.

(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.

(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15) Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил.( 16 ) И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия.

Читайте также:  Как сделать так чтобы ноги были сильными

1.Определите тему и основную мысль. ( Тема – малая родина,

основная мысль: Малая родина – окоем нашего детства.)

2.Определите стиль и тип речи.

3.Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.

4. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных

5.Найдите в тексте СПП с союзом если. Выпишите его.

Расставьте знаки препинания. Найдите главную и придаточную часть. На какой вопрос отвечает придаточное?

Анализ предложений на карточках, выполнение заданий, вывод – составление схемы (задание в парах).

1. Лес стоял тихий, молчаливый, потому что главные певцы улетели.

2. Не бойся труда, ибо он силы не отбирает, а прибавляет.

3. На земле было тихо и тепло, оттого что облака почти касались верхушек берез.

4. Результаты лабораторной работы оказались неудовлетворительными, ввиду того что мы нарушили порядок её выполнения.

Прочитайте предложения. Что у них общего?

— К чему относится придаточное?

— На какой вопрос отвечает?

— Чем присоединяется к главному?

Запишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы, определите виды придаточных.

Если ты хоч..шь слушать то я хочу петь для тебя.( условия)

В нижнем этаже дома окна вероятно были открыты потому что отчетливо слышались женские голоса и смех.( причины )

Дабы (не)утомить бл..госкло(н,нн)ого читателя разрешите поставить точку .(цели)

А коли у тебя бе..мозгла голова иди и землю рой или руби дрова.( условия )

Такая густая трава р..сла только по берегам озера потому что здесь было достаточно влаги.( причина)

Благодаря тому, что он мне помог я успел сдать работу (во)время.( причина )

Источник

Примеры сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми частя­ми раз­ли­ча­ют три вида под­чи­не­ния при­да­точ­ных пред­ло­же­ний. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с одно­род­ным, парал­лель­ным и после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем.

Чтобы понять, как стро­ит­ся слож­ное пред­ло­же­ние с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми, узна­ем, что в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния может быть не одна, а несколь­ко при­да­точ­ных частей. Два и более при­да­точ­ных пред­ло­же­ний по-разному соот­но­сят­ся с глав­ным пред­ло­же­ни­ем и друг с дру­гом и обра­зу­ют три основ­ных вида под­чи­не­ния:

Рассмотрим более деталь­но слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми, учи­ты­вая раз­ные типы их под­чи­не­ния.

Однородное подчинение придаточных предложений

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, в даль­ней­шем СПП, все при­да­точ­ные части могут отно­сить­ся непо­сред­ствен­но ко все­му глав­но­му пред­ло­же­нию или к одно­му его чле­ну. В таком слу­чае ука­зы­ва­ют на одно­род­ное под­чи­не­ние зави­си­мых пред­ло­же­ний. При одно­род­ном под­чи­не­нии ука­жем его основ­ные при­зна­ки:

Неизвестно, где она жила (1), кто она (2), поче­му был сде­лан рим­ским худож­ни­ком её порт­рет (3) и о чём она так печаль­но заду­ма­лась (4).

Неизвестно (что?). Ко всем при­да­точ­ным частям неза­ви­си­мо от того, что они при­со­еди­не­ны раз­ны­ми союз­ным сло­ва­ми (где, кто, поче­му, о чём), зада­дим один и тот же вопрос: что? В этом СПП наблю­да­ет­ся кас­кад изъ­яс­ни­тель­ных при­да­точ­ных, кото­рые зави­сят от одно­го сло­ва в глав­ной части — ска­зу­е­мо­го без­лич­но­го пред­ло­же­ния, выра­жен­но­го пре­ди­ка­тив­ным наре­чи­ем. Следовательно, это СПП с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных.

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния:

[ ], (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).

Между под­чи­ни­тель­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с пере­чис­ле­ни­ем, как в при­ве­ден­ном при­ме­ре, ста­вят­ся запя­тые, кро­ме двух послед­них под­чи­ни­тель­ных пред­ло­же­ний. Если меж­ду одно­род­ны­ми при­да­точ­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми упо­треб­лён непо­вто­ря­ю­щий­ся соеди­ни­тель­ный или раз­де­ли­тель­ный союз (и, или, либо), то запя­тая не ста­вит­ся, напри­мер:

Мы пони­ма­ли, что уже поздно_ и что надо торо­пить­ся домой.

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния:

Примеры предложений с однородным подчинением придаточных

Я пони­мал, что лежу в посте­ли, что я болен, что я толь­ко что бре­дил (А. Куприн).

Весною ивол­га появ­ля­ет­ся позд­но, когда рощи уже оде­ты лист­вою и все пев­чие пти­цы дав­но при­ле­те­ли (И. Соколов-Микитов).

Тётушка инте­рес­но рас­ска­зы­ва­ла отом, что её пер­вый муж был пер­сид­ским кон­су­лом и что она с ним неко­то­рое вре­мя жила в Тегеране (Ф. Искандер).

С тех пор как разо­де­лись берез­ки и вырос­ли под ними раз­ные тра­вы с колос­ка­ми и шишеч­ка­ми и шей­ка­ми раз­ных цве­тов, мно­го, мно­го воды утек­ло из ручья (М. Пришвин).

Утром бабуш­ка жало­ва­лась, что саду ночью посби­ва­ло все ябло­ки и сло­ма­ло одну ста­рую сли­ву (А. Чехов).

См. ещё при­ме­ры пред­ло­же­ний с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных.

Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений

Придаточные пред­ло­же­ния, кото­рые отно­сят­ся ко все­му глав­но­му пред­ло­же­нию (вре­ме­ни, уступ­ки, при­чи­ны, усло­вия и пр.) или к одно­му из его чле­нов (опре­де­ли­тель­ные, изъ­яс­ни­тель­ные, меры и сте­пе­ни, места, обра­за дей­ствия), могут быть неод­но­род­ны­ми, то есть раз­ны­ми по зна­че­нию и при­над­ле­жать к раз­ным типам, напри­мер:

Когда собра­лись рыба­ки (1), Иван Иванович уже по-своему как-то вывел, что к вече­ру ветер пого­нит лед на пол­день (2) (М. Пришвин).

От глав­но­го пред­ло­же­ния зави­сят два при­да­точ­ных:

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния:

Примеры предложений с параллельным подчинением придаточных

Но хотя они всю жизнь были сосе­дя­ми, Уля нико­гда не виде­лась с Анатолием поми­мо шко­лы да ком­со­моль­ских собра­ний, где он часто высту­пал с докла­да­ми (А. Фадеев).

Как толь­ко жара спа­ла, в лесу ста­ло так быст­ро холо­дать и тем­неть, что оста­вать­ся в нём не хоте­лось (И. Тургенев).

Когда у меня в руках новая кни­га, я чув­ствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, гово­ря­щее, чудес­ное (М. Горький).

Река, вдоль кото­рой мы пошли, то и дело кру­то пово­ра­чи­ва­ла, так что поблёс­ки­ва­ю­щее зер­ка­ло её упи­ра­лось вда­ли то в зарос­ли ивня­ка, то в пес­ча­ный обрыв (В. Солоухин).

Когда я всмат­ри­ва­юсь, мне даже чудит­ся, что я начи­наю видеть на сот­ни, на тыся­чи кило­мет­ров вокруг (М. Бубеннов).

Ранней вес­ной, как толь­ко сой­дёт снег, поле, где была посе­я­на ози­мая рожь, покры­ва­ет­ся соч­ной зеле­нью (Л. Леонов).

Предложения с последовательным подчинением

О слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем подроб­но с при­ме­ра­ми идет речь в этой ста­тье.

Примеры предложений с последовательным подчинением

Приведем еще при­ме­ры пред­ло­же­ний с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных.

Время наше­го путе­ше­ствия истек­ло, хотя мы успе­ли прой­ти лишь поло­ви­ну того, что заду­ма­ли (В. Солоухин).

Всё доступ­но чело­ве­ку в этой жиз­ни, если толь­ко страст­но желать, так страст­но, что­бы и жиз­ни самой не жал­ко ста­ло при этом (Л. Леонов).

Известен сучок на ство­ле, на кото­рый ста­вишь ногу, когда хочешь залезть на ябло­ню (В. Солоухин).

Если каж­дый чело­век на кус­ке зем­ли сво­ей сде­лал бы всё, что он может, как пре­крас­на была бы зем­ля наша (А. Чехов).

Источник