Начисление зарплаты учителям по новым правилам как будет

Содержание
  1. Повышению быть: зарплату педагогам увеличат с 1 апреля – новую систему оплаты труда учителям предлагают в Госдуме
  2. Гарантии властей по повышению зарплаты педагогам
  3. Зарплату педагогам увеличат в 2 раза – проект готовят в Госдуме
  4. Новая система оплаты труда – ставку фиксируют по регионам
  5. От чего зависит размер заработной платы педагога
  6. Последние изменения в оплате труда педагогов – что нового введено сейчас
  7. Почему зарплаты бюджетникам невозможность повысить немедленно – объясняет Глава Счетной палаты
  8. Из чего состоит зарплата учителя
  9. Нормативная база
  10. Новая система оплаты труда
  11. Как считать зарплату по новой системе
  12. Расчет по базовому окладу
  13. Расчет по фиксированной ставке
  14. Доход = 6 000 × 23 / 18 × 1,15 = 8 817 рублей.
  15. Как влияют на зарплату преподаваемые дисциплины
  16. Ученико-часовая оплата труда
  17. Сколько в среднем получают учителя
  18. Повысят или нет зарплату учителям апрель 2021 года в России: последние новости
  19. Какую зарплату получают учителя?
  20. Какие изменения уже произошли в оплате труда учителей?

Повышению быть: зарплату педагогам увеличат с 1 апреля – новую систему оплаты труда учителям предлагают в Госдуме

Увеличение заработной платы бюджетников происходит регулярно. Индексация окладов учителей уже проходила в начале года, в январе. В преддверии весенней сессии заседаний Госдумы поднимается вопрос о дополнительном повышении выплат педагогам в апреле 2021 года, сообщает Vbanke.info.

Гарантии властей по повышению зарплаты педагогам

Министерство труда и социальной защиты и Министерство финансов в срок до 20 апреля 2021 года должны вынести на рассмотрение правительства вопрос о повышении окладов работникам всей бюджетной сферы. Такие сроки установлены в связи с распоряжением президента России Владимира Путина.

По его Президента важно не на бумаге и для отчётности повышать уровень заработной платы учителям, врачам, работникам социальных служб и других бюджетных сфер, а на деле обеспечить им высокий уровень дохода, достойную жизнь.

Премьер-министр Михаил Мишустин придерживается такой же политики – он говорит о максимально понятном и точном расчёте оплаты труда, грамотном подходе к конкретному региону или учебному заведению, где показатель зарплаты педагогам провален.

В настоящее время правительство руководствуется майским указом президента 2012 года N 597, в котором четко поставлена задача об увеличении реальной заработной платы учителям. Срока давности у указа нет, поэтому он актуален и сейчас.

Зарплату педагогам увеличат в 2 раза – проект готовят в Госдуме

Представители партии КПРФ выдвинули предложении о фиксированных окладах для педагогов страны в размере минимум двух минималок в регионе.

Для исключения неравенства труда учителя по стране, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин предлагает установить среднюю ставку так, чтобы она была не ниже среднего уровня зарплаты не только по региону, но и по стране.

Помимо прочего Смолин выдвинул идею о распространении социальных гарантий госслужащих на педагогов, а также восстановить в полной мере их право на досрочную пенсию.

Новая система оплаты труда – ставку фиксируют по регионам

Новая система оплаты труда педагогам будет строиться на принципе единой ставки для всех образовательных учреждений, имеющихся в одном регионе.

Помимо этого будет разделение педагогов по категориям профессионализма, который оправдывается образованием и стажем, а также будет учитываться трудность работы и занятость педагога.

Директор департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения России Андрей Милехин утверждает, что новых метод расчёта оплаты труда будет гарантировать её минимальный размер в конкретном регионе при условии выполнения одних и тех же функций специалистами.

От чего зависит размер заработной платы педагога

В первую очередь стимулом для повышения оклада работников бюджетной сферы служит повышение МРОТ в стране. С 1 января 2021 года его размер составляет 12 792 рубля. Таким образом, окладная часть заработка учителя не должна быть ниже этого минимума.

Общую сумму выплаты педагогам считают исходя из нескольких показателей:

Дополнительно могут быть выплачены и другие надбавки, в зависимости от региона или нагрузки на специалиста. Например, за классное руководство, или «северные» в определенных округах страны.

Зарплату педагогов повысят в апреле 2021 года

Последние изменения в оплате труда педагогов – что нового введено сейчас

Помимо регулярного повышения уровня оплаты труда работникам сферы образования, происходят улучшения условий труда, вводят дополнительные доплаты. За последние годы были введены следующие изменения:

Предложения об улучшении положения работников образовательной сферы регулярно поступают в правительство России. Ожидается реализация новых проектов в ближайшее время.

Почему зарплаты бюджетникам невозможность повысить немедленно – объясняет Глава Счетной палаты

Алексей Кудрин, глава Счетной палаты РФ объяснил, что повышение зарплат бюджетникам пока невозможно. Он приводит ряд причин.

По его словам повышение окладов до достойного уровня может произойти только с изменением всей системы образования, а для этого потребуется немало времени.

Нельзя просто так взять и повысить выплаты – власти должны работать над качеством обучения, над знаниями выпускников, окончивших российские школы.

Когда повысится уровень знаний, то есть учителя будут ответственнее и качественнее делать свою работу, тогда можно будет говорить и о достойных окладах.

Также он не отрицает проблемы большой дифференциации зарплат по всей России – крупные города платят своим работникам значительно больше, чем провинциальные регионы. Если программа по уравниванию окладов придет в действие, многие педагоги почувствуют значительную прибавку.

Источник

Из чего состоит зарплата учителя

Зарплата учителя — это либо оклад, либо оплата отработанных академических часов. К этой сумме прибавляют стимулирующие и компенсационные надбавки, доплату за квалификацию и стаж. Но в зависимости от учебного учреждения, где трудится педагог, выплаты начисляют разными методами.

Нормативная база

Новая система оплаты труда

С 1992 по 2008 год в РФ работникам бюджетной сферы, включая учителей, платили с учетом единой тарифной сетки — системы разрядов, которая позволяла посчитать зарплату учителя с учетом уровня его квалификации. С 01.12.2008 от такого метода начали отказываться, но реформа и внедрение новой системы оплаты труда (НСОТ) длится до сих пор.

Те, кто уже перешел на новый метод, в заработную плату работников сферы образования включает:

Начисляет дополнительные суммы работодатель, исходя из установленного положения об оплате труда. Но некоторые руководители, имея доступ к финансам, не только не выплачивают надбавки, но и занижают оклады. Чтобы не допустить ситуации, когда оклад ниже МРОТ, чиновники предлагают в законе прописать необходимость соблюдать пропорцию «70/30», где 70% приходится на оклад, а остальные — на надбавки.

Руководство образовательных организаций обязано знакомить сотрудников со штатным расписанием и тарификационным списком (абз. 4 п. 3.1 постановления Минтруда от 10.10.2003 №69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»).

Как рассчитывается зарплата учителя начальных классов и как ее считают предметникам:

Как считать зарплату по новой системе

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Минобрнауки в 2020 году разработала новые единые рекомендации на 2020 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол №11). Они предписывают вносить в трудовой договор следующие компоненты оплаты:

Ставка устанавливается за календарный месяц или за норму труда. Имеется в виду количество академических часов, которые следует отработать в определенный период за ставку заработной платы. Обычно норма устанавливается из расчета 18 часов в неделю.

К выплатам стимулирующего характера, согласно письму Минобрнауки от 29.12.2017 №ВП-1992/02, относятся:

Компенсационные выплаты предусмотрены за работу в экстремальных климатических условиях, сверхурочные часы, совмещение должностей, выход в выходные или праздники.

В качестве примера рассмотрим, какая зарплата получится у учителя русского языка и литературы высшей категории со стажем 16 лет при следующих начальных данных:

Получаем за нагрузку: 5 000 руб. / 18 × 20 = 5 555,56 руб.

За категорию доплата составит: 5 555,56 х 0,2 = 1 111,11 руб.

За проверку работ: 5 555,56 х 0,1 = 555,56 руб.

Добавляем еще 500 рублей за непрерывный стаж.

5 555,56 + 1 111,11 + 555,56 + 500 = 7 722,23 (руб.)

Расчет по базовому окладу

Не во всех регионах еще перешли на НСОТ, есть такие, где сохраняется расчет, исходя из оклада. Если алгоритм, как начисляется зарплата учителям, основан на окладе и зависит от фактического объема выполняемой работы, годовая нагрузка обязательно фиксируется в трудовом договоре. В организациях среднего профессионального и высшего образования этот показатель иногда меняется по семестрам. Поэтому для каждого полугодия нагрузку рекомендуется прописывать отдельно.

По должностному окладу з/п обычно устанавливают тем педагогическим работникам, которым четко установлена продолжительность рабочего времени (ПРВ). От нагрузки она не зависит. Из приказа Минобрнауки №1601, ПРВ в сфере образования не превышает 36 часов.

Читайте также:  Чурчхела как есть надо ли мыть

Должностной оклад устанавливается педагогам-психологам, социальным педагогам, организаторам. То есть тем, кто находится на рабочем месте весь день, вне зависимости от количества уроков.

К должностному окладу иногда прибавляют компенсационные и стимулирующие выплаты.

Расчет по фиксированной ставке

Ежегодно в образовательных учреждениях утверждают тарификацию. За ставку заработной платы педагог отрабатывает определенное количество часов. На ее основе определяется базовый оклад. Но к нему применяются повышающие коэффициенты, позволяющие увеличить доход:

Коэффициенты суммируются, а иногда все они (кроме К — за категорию) заменяются на компенсационные выплаты.

Посмотрим, как рассчитать зарплату учителя начальных классов с нагрузкой 23 часа в неделю и высшей квалификационной категорией при ставке 6 000 рублей за 18 часов.

Доход = 6 000 × 23 / 18 × 1,15 = 8 817 рублей.

В некоторых школах устанавливается повышающий коэффициент за возрастные особенности учащихся. И именно педагоги начальных классов их получают.

Как влияют на зарплату преподаваемые дисциплины

Еще один важный вопрос — из чего состоит зарплата учителя-предметника. В письме Минобрнауки от 26.11.2006 №ИК-244/03 заявлено, что за сложность и приоритетность предмета тоже применяют повышающие коэффициенты. На такую привилегию вправе рассчитывать преподаватели:

Возможно увеличение доходов и тем, кто ведет предметы, которым сопутствуют вредные условия труда (физика, химия).

Ученико-часовая оплата труда

По сути, это почасовая оплата труда, где доход сотрудника зависит от объема выполненной им работы. Чаще всего ее применяют в отношении совместителей.

Руководство устанавливает определенную стоимость одного академического часа (одного урока в школе, половины пары в колледже или вузе). Но иногда в формулу включается и количество учеников в каждом классе. В среднем профессиональном и высшем образовании на число студентов ориентируются только при расчете оплаты приема экзаменов и зачетов.

Согласно письму Минобрнауки №ИК-244/03, оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно. Посчитаем, сколько примерно получает педагог-математик, если он:

Подставляем в формулу и получаем:

20 х 525 х 36 х 0,1 х 0,2 = 7 560 (руб.)

Помимо этой суммы, ему доплатят за проверку тетрадей, классное руководство, ведение кабинета, иные обязанности.

Сколько в среднем получают учителя

Независимо от метода начисления заработной платы, ежегодно бюджетникам повышают выплаты на уровень инфляции и выше. В бюджете на текущий год запланировано повышение на 5,4%, в 2021 году обещают поднять оклады на 6,6%, а еще через год — на 6,1%. Есть еще так называемые «майские указы», которые предусматривают, что зарплаты школьных учителей власти обязаны поднять до 100% от средних трудовых доходов по региону, а вузовских педагогов — до 200%. Поэтому у некоторых номинальные размеры зарплат вырастут значительно.

Пока же ситуация с зарплатами учителей такая (по данным Росстата за I квартал 2020 года):

Педагогические работники дошкольных образовательных организаций

Педагогические работники образовательных организаций общего образования

Преподаватели образовательных организаций высшего профессионального образования

Источник

Повысят или нет зарплату учителям апрель 2021 года в России: последние новости

«Российская газета» уточняет, что Министерство труда и социальной защиты и Министерство финансов до 20 апреля 2021 года должны внести в правительство предложения о повышении оплаты труда отдельных категорий бюджетников для неукоснительного соблюдения указов президента. Поручение дано по итогам прошедшего заседания кабмина. В ходе заседания премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что система оплаты труда должна быть максимально прозрачной.»Есть конкретный майский указ главы государства 2012 года, и это один из базовых ориентиров в работе правительства и регионов. Срока давности у него нет», — напомнил он. — Недопустимо подходить к исполнению майского указа президента формально, — указал глава кабмина руководителям министерств, ведомств и губернаторам. — Важно видеть за этими цифрами людей. Необходимо оперативно изучить положение дел, собрать полную информацию и посмотреть реальный уровень зарплаты каждого работника, а также как различаются зарплаты в рамках одной структуры и тех, кто занимает одинаковые должности в разных учреждениях на территории одного региона.

Как разъясняет газета «Аргументы и факты», Минпросвещения России разрабатывает новую систему оплаты труда учителей. Она предполагает введение единой ставки зарплаты для всех образовательных организаций конкретного региона, а также дифференциацию должностных окладов исходя из сложности труда и уровня профессиональной квалификации учителя. Кроме того, ведомство планирует определить четкий перечень компенсационных и стимулирующих выплат.

Как пишет «Российская газета» со ссылкой на директора департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения РФ Андрея Милехина, такой подход должен обеспечить гарантированную минимальную оплату на уровне региона для всех педагогов, выполняющих в регионе одни и те же трудовые функции. При этом, как говорит Милехин, если размер действующей ставки окажется выше, чем рассчитанной по новой схеме, то преподавателям сохранят прежний – более высокий уровень зарплаты.

В министерстве заявили, что учительская ставка не может быть ниже МРОТ, поскольку такую норму содержит закон о новой методике расчета минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, принятый Госдумой в третьем чтении 16 декабря 2020 года. Ранее заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова в интервью изданию сообщила, что оклад учителей должен гарантированно составлять 70% от средней зарплаты по региону.

Какую зарплату получают учителя?

По данным Росстата, зарплата школьного учителя в среднем по стране составляет 42 тысячи рублей в месяц, при этом в половине регионов России педагоги получают от 23 до 30 тысяч рублей. Как заявляют в Общероссийском профсоюзе образования, в 80% регионов месячная ставка (оклад) учителя составляет меньше федерального МРОТ. В некоторых субъектах она равна трем-четырем тысячам рублей. Все, что сверху этой суммы, учителя добирают различными выплатами и надбавками, которые выплачивают за выполнение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), подготовку школьников к проверочным работам, ЕГЭ, внеурочную и классную работу. На сегодняшний день, по словам Милехина, для получения достойной зарплаты на уровне субъекта учитель должен добирать свои 18 часов дополнительной работой.

Какие изменения уже произошли в оплате труда учителей?

С 1 сентября 2020 года в соответствии с поручением президента все учителя получают федеральную выплату в размере 5 тысяч рублей. 10 ноября 2020 года председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление, в соответствии с которым выплату за классное руководство в размере 5 тысяч рублей выплачивают педагогам всех российских школ, а также педагогам образовательных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти – таким, например, как МИД, Министерство культуры, Министерство транспорта, МЧС.

Кроме этого с 1 марта 2021 в 10 пилотных регионах (Омской, Брянской, Вологодской, Нижегородской, Калининградской, Тюменской, Сахалинской и Челябинская областях, в городе Севастополь, а также в Ставропольском крае) вводятся новые должности – советники директоров по воспитательной работе с дополнительной ежемесячной доплатой в 15 тысяч рублей. В функции советника будет входить не только общая воспитательная работа в школе, но и контроль внешкольного досуга учащихся.

Напоминаем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы» прописана необходимость обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. Как правило, изменения в начислениях зарплаты бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) происходят в период 1 апреля, 1 июня и 1 октября текущего года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам российских ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в 2021 году — в среднем на 6,8%. О нюансах и последних новостях о новых формах начисления зарплат бюджетникам — читайте ниже.

Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему укажет Правительство для каждой отрасли. Как пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова, новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.

Читайте также:  Как по английскому будет молоток

Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов.

Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.

Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности.

Из чего складываются зарплаты бюджетников:основной оклад;премия, которая назначается индивидуально, но не меньше 5%; доплаты за вредность, за работу в выходные и праздники, за сверхурочные; надбавка за учёную степень и звание; за длительный стаж — от 10% до 30%; и другие дополнительные платежи.

Общая доплата может достигать 60% от оклада, в отдельных случаях — 120%. Кроме этого, бюджетники могут получать материальную помощь в размере 30% от оклада и помощь на оздоровление — 50% от оклада.

Зарплаты учителей должны отличаться

На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов.

Комментируя поручение, Андрей Исаев заявил, что партия намерена обсудить с кабмином вопрос «усиления дифференциации в бюджетной сфере в зависимости от квалификации и условий труда работника». «Вот эта разница, «гармошка» в доходах квалифицированных и неквалифицированных работников в бюджетной сфере, сжалась», — пояснил Исаев журналистам. Поэтому, по его словам, уборщицы и санитарки стали получать столько же, сколько и квалифицированные специалисты.

Ранее «Парламентская газета» писала, что минимальный размер оплаты труда в 2021 году впервые превысит прожиточный минимум для трудоспособного населения. Это затронет 3,9 млн россиян. При этом будут сохранены достигнутые целевые соотношения в зарплате категорий бюджетников, предусмотренные «майскими указами» президента от 2012 года

КАКАЯ БЫЛА СИТУАЦИЯ С ЗАРПЛАТАМИ БЮДЖЕТНИКОВ В 2020 ГОДУ

Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, 1 октября также повысят зарплаты бюджетникам, не вошедшим в майский указ президента от 2012 года. То есть массовой индексации зарплат медработников, учителей, педагогов и других «обычных» бюджетников в этом году не будет.

Сейчас зарплату бюджетников рассчитывают местные власти и муниципалитеты. На деле же эти функции часто возложены на плечи руководителей организаций, что приводит к разрыву в зарплатах не только в разных населенных пунктах, но даже в соседних предприятиях одного города.

Чтобы исправить несправедливость, кабинет министров планирует установить одни требования к установлению окладов, ставок и надбавок, которые применяются при подсчете зарплат, компенсаций и стимулирующих выплат. Одновременно с этим правительство утвердит требования для каждой сферы деятельности, а также выдаст сроки, в течение которых зарплаты бюджетников пересчитают по-новому.

Что слышно про сокращение госслужащих и бюджетников?

Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2020 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.

На 2020 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

«Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

Читайте также:  Как есть сыр брю

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает… В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Напомним, как сообщала газета «Аргументы и факты», глава правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому с 1 октября 2020 года зарплаты работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений будут проиндексированы на три процента. В документе, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации, уточняется, что индексация коснется также персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

В Трудовом кодексе могут появиться поправки, призванные «исключить необоснованный разброс в зарплатах бюджетных работников на сопоставимых должностях». Об этом еще в июне 2020 года заявил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин на совещании с кабинетом министров. Поправки помогут сформировать требования к системам оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, уточнил премьер-министр. «Это поможет сделать систему оплаты труда более прозрачной. Люди должны четко понимать, сколько и за что им платят, и быть уверенными, что их доходы будут расти», – добавил Мишустин. В наши дни мы нередко ругаем наших чиновников за равнодушие к людям, казнокрадство, коррупцию, некомпетентность, при этом понимая, что вообще без этой категории вообще государство обойтись не сможет. Значит, нас не устраивает в первую очередь качество госслужащих, их профессиональный и моральный уровень. Действительно, такая проблема есть, и несмотря на множество систем переподготовки, отбора кадров, громкие судебные процессы положение дел меняется с трудом. Какой же выход?

Давайте сначала разберёмся не с качеством, а с количеством. Сколько у нас сегодня чиновников всех уровней? Почти два с половиной миллиона, что составляет почти 1,7% от всего занятого работой люда. Больше всего у нас федеральных (а значит, и более высоко оплачиваемых) чиновников – больше шестисот тысяч. Огромная армия, которая, невзирая на все предыдущие административные реформы не только не уменьшается, – увеличивается.

Понятно, что когда Президентом была поставлена задача в 2021-2022 годах увеличить заработную плату госслужащим в среднем на 6,8 процента, во весь рост встала проблема сокращения госаппарата. Не потянет бюджет таких расходов (дополнительно 100 миллиардов рублей в год!), если чиновничья армия не будет сокращена.

И вот решение уже принято. Началось масштабное сокращение в сфере госуправления, цель которого не просто освободиться от «излишков» в штатном расписании, но получить возможность, как пояснили Минфине, заметно увеличить оклады всем категориям госслужащих.

Сначала чиновников из центральных аппаратов федеральных органов (не забудем, что их больше всего) сократят на десять процентов. А это ни много ни мало – больше шестидесяти тысяч человек. Территориальные органы сократят на пять процентов, а к 2021 году на все 15.

В процессе сокращения на втором этапе пройдут структурные преобразования. Это потому, что необходимость в перераспределении обязанностей, уменьшении количества подразделений не вызывает сомнений.

К тому же готовится к реализации так называемая «гильотина», которая ставит своей целью сокращение всевозможных контрольных и надзорных функций, устаревших предписаний и запретов, которые как гири висят на ногах российской экономики. Это тоже повод для сокращения и определенных функций в госаппарате. Уйдут навсегда дублирующие или вовсе не необходимые функции.

Понятно, что сокращения в госорганах проводились и раньше и заканчивались полным фиаско – чиновничего люда только прибавлялось. На сей раз, кажется, такого не должно произойти – денег на всех явно не хватит. Да и условия тендеров, конкурсов, по которым будут отбираться современные чиновники ужесточаются, о чем уже не раз говорил новый глава Правительства М. Мишустин.

ИТОГО, в 2021 году указанные изменения коснутся работников бюджетной сферы из всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Источник