Надо было хорошенько подумать как сказать ему

Надо было хорошенько подумать как сказать ему

В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) (2) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.

2) (5) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

3) (18) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

4) (20) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе. (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое.

(16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы — отказаться от одного ради другого.

(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» — мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– (22)Не говори ему ничего, — сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. — (23)Слышишь меня.

– (24)Слышу, — прошептала Динка, и губы её дрогнули. — (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня. (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого!

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902—1969 гг.) — детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Г. Милославского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Да и как можно обманывать друга?»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 В высказывании известного лингвиста И. Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего» говорится о роли повторения в нашей речи. Автор высказывания утверждает, что повторение акцентирует внимание читателя на основных моментах, служит для более точного восприятия текста.

Обратимся к тексту В. А. Осеевой-Хмелевой. Так, в предложениях 3−5 ((3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.) повторением отрицательных частиц достигается эффект нагнетания: читатель понимает, что решению своему Динка не изменит, что ее слова — результат серьезных, мучительных внутренних переживаний. В предложениях 4−5 повторяется и глагол «не будет», который также обращает внимание читателя на серьезность намерений героини. С этой же целью используется повтор глагола «вспомнила» в предложении 1 — повторение сразу нацеливает читателя на переживания Динки.

Таким образом, повторы действительно являются средством привлечения внимания читателя к определенным моментам текста, поэтому высказывание Милославского, приведенное в начале рассуждения, вполне обосновано.

15.2 В приведённых словах скрыт, пожалуй, один из главных принципов дружеских отношений: здесь не может быть обмана, ведь дружба –это полное доверие, друг — это человек, на которого ты можешь положиться. Почему же это так волнует Динку, героиню повести В. А. Осеевой-Хмелёвой?

Динка выросла, у неё появилось новое чувство: она влюбилась в Лёню. Раньше они дружили втроём: Динка, Лёня, Андрей. Но чтобы сохранить дружбу, нужно сказать правду о новом зародившемся между ней и Лёней чувстве. Это нелегко, она не знает, как отнесётся к этому Хохолок, но это честно. Вот почему Динка так переживает накануне разговора (предложения номер 1, 6, 7). Но Динка сильная, она убеждена, что так будет правильно.

Переживает и Лёня. Но он колеблется: сказать Андрею правду или промолчать (предложения 20, 22)? Да, он может потерять друга, если скажет, но ведь он его потеряет и если будет обманывать.

Если Андрей ценит своих друзей, а они так привязаны к нему, то, хочется верить, что им удастся сохранить отношения и пронести свою дружбу, чистую, открытую, без обмана, через годы и испытания.

15.3 Дружба — это взаимоотношения людей, основанные на взаимной привязанности друг к другу, на общих интересах, доверии и бескорыстной взаимопомощи. Нелегко в жизни найти настоящего друга, который станет тебе опорой и поддержкой и для которого ты будешь близким и дорогим человеком. Пронести и сохранить дружбу ещё сложнее.

Один из самых тяжелых ударов в жизни, я считаю, это обман. Тем более он не допустим в дружбе. И Динка, героиня повести В. А. Осеевой-Хмелёвой, права, когда решается сказать Хохолку о своих новых чувствах к Лёне. Это нелегко, она не знает, как отнесётся к этому Хохолок, но это честно. Вот почему Динка так переживает накануне разговора. Но Динка сильная, она убеждена, что так будет правильно. Нельзя разрушать дружбу обманом.

Читайте также:  Как узнать есть пенсионные накопления или нет

Другим примером, как нельзя поступать с друзьями, для меня стал случай с моими одноклассниками. Витя и Миша дружили с первого класса: они вместе ходили в школу, вместе играли в футбол. Миша помогал другу с учёбой. Когда Миша поломал ногу, у Вити быстро появились новые приятели, а к другу он и дорогу забыл. Получается, что дружба-то была «на час», «до первого дождя». Мне даже кажется, что дружбы и не было вовсе. Жаль Витьку: с таким отношением к людям вряд ли он встретит в жизни настоящих друзей, ведь сам он дружить не умеет.

Дружить надо учиться. А ещё самое, пожалуй, главное — нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе, тогда тебе удастся найти настоящих друзей и познать радость быть востребованным.

Источник

Надо было хорошенько подумать как сказать ему

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.

2) Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе.

3) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

4) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

5) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе. (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое.

(16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы — отказаться от одного ради другого.

(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» — мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– (22)Не говори ему ничего, — сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. — (23)Слышишь меня.

– (24)Слышу, — прошептала Динка, и губы её дрогнули. — (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня. (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого!

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902—1969 гг.) — детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Г. Милославского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Да и как можно обманывать друга?»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 В высказывании известного лингвиста И. Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего» говорится о роли повторения в нашей речи. Автор высказывания утверждает, что повторение акцентирует внимание читателя на основных моментах, служит для более точного восприятия текста.

Обратимся к тексту В. А. Осеевой-Хмелевой. Так, в предложениях 3−5 ((3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.) повторением отрицательных частиц достигается эффект нагнетания: читатель понимает, что решению своему Динка не изменит, что ее слова — результат серьезных, мучительных внутренних переживаний. В предложениях 4−5 повторяется и глагол «не будет», который также обращает внимание читателя на серьезность намерений героини. С этой же целью используется повтор глагола «вспомнила» в предложении 1 — повторение сразу нацеливает читателя на переживания Динки.

Таким образом, повторы действительно являются средством привлечения внимания читателя к определенным моментам текста, поэтому высказывание Милославского, приведенное в начале рассуждения, вполне обосновано.

15.2 В приведённых словах скрыт, пожалуй, один из главных принципов дружеских отношений: здесь не может быть обмана, ведь дружба –это полное доверие, друг — это человек, на которого ты можешь положиться. Почему же это так волнует Динку, героиню повести В. А. Осеевой-Хмелёвой?

Динка выросла, у неё появилось новое чувство: она влюбилась в Лёню. Раньше они дружили втроём: Динка, Лёня, Андрей. Но чтобы сохранить дружбу, нужно сказать правду о новом зародившемся между ней и Лёней чувстве. Это нелегко, она не знает, как отнесётся к этому Хохолок, но это честно. Вот почему Динка так переживает накануне разговора (предложения номер 1, 6, 7). Но Динка сильная, она убеждена, что так будет правильно.

Переживает и Лёня. Но он колеблется: сказать Андрею правду или промолчать (предложения 20, 22)? Да, он может потерять друга, если скажет, но ведь он его потеряет и если будет обманывать.

Если Андрей ценит своих друзей, а они так привязаны к нему, то, хочется верить, что им удастся сохранить отношения и пронести свою дружбу, чистую, открытую, без обмана, через годы и испытания.

Читайте также:  Как проявить инициативу к мужчине но не быть навязчивой

15.3 Дружба — это взаимоотношения людей, основанные на взаимной привязанности друг к другу, на общих интересах, доверии и бескорыстной взаимопомощи. Нелегко в жизни найти настоящего друга, который станет тебе опорой и поддержкой и для которого ты будешь близким и дорогим человеком. Пронести и сохранить дружбу ещё сложнее.

Один из самых тяжелых ударов в жизни, я считаю, это обман. Тем более он не допустим в дружбе. И Динка, героиня повести В. А. Осеевой-Хмелёвой, права, когда решается сказать Хохолку о своих новых чувствах к Лёне. Это нелегко, она не знает, как отнесётся к этому Хохолок, но это честно. Вот почему Динка так переживает накануне разговора. Но Динка сильная, она убеждена, что так будет правильно. Нельзя разрушать дружбу обманом.

Другим примером, как нельзя поступать с друзьями, для меня стал случай с моими одноклассниками. Витя и Миша дружили с первого класса: они вместе ходили в школу, вместе играли в футбол. Миша помогал другу с учёбой. Когда Миша поломал ногу, у Вити быстро появились новые приятели, а к другу он и дорогу забыл. Получается, что дружба-то была «на час», «до первого дождя». Мне даже кажется, что дружбы и не было вовсе. Жаль Витьку: с таким отношением к людям вряд ли он встретит в жизни настоящих друзей, ведь сам он дружить не умеет.

Дружить надо учиться. А ещё самое, пожалуй, главное — нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе, тогда тебе удастся найти настоящих друзей и познать радость быть востребованным.

Источник

даю 100 баллов помогите (1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе. (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое.

(16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.

(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня.

– (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня. (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого!

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему у Динки было тревожно на душе?»

1) Динку огорчало, что она больше не сможет кататься на велосипеде с Хохолком.

2) Динке хотелось бы обмануть Хохолка, но сделать это было невозможно.

3) Динку мучили воспоминания о том, как Хохолок купил велосипед.

4) Динке тяжело было предстоящее решительное объяснение с Хохолком.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.

2) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

3) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

4) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

4. Из предложений 7–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

6. Замените разговорное слово «враньё» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «колосьев ржи» (предложение 3), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

9. Среди предложений 18–22 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 18–22 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Надо было хорошенько обдумать,(1) как сказать ему,(2) что она,(3) Динка,(4) повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда,(5) не поедет с ним кататься.

Источник

Надо было хорошенько подумать как сказать ему

Динка прощается с детством Глава 39 Друг обманувший — хуже недруга — Валентина Осеева

Вэто утро Динка проснулась с тревогой на душе и сразу вспомнила, что сегодня воскресенье, сегодня приедет Хохолок. Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, никогда больше не сядет на раму его велосипеда и никуда не поедет с ним кататься. Ни в лес, ни в поле, ни по узенькой тропке среди моря солнечных колосьев ржи, которые с таким мягким и таинственным шелестом, так весело и щекотно хлещут ее по плечам, по лицу и кончаются вместе с тропинкой, которая вдруг, словно вынырнув на простор полей, круто сворачивает к речке. И ничего, ничего этого больше не будет! Не будет и маленьких и больших тайн, рассказанных наедине верному другу Хохолку.

«Теперь я буду кат-тать тебя каждое воскресенье!» – заикаясь от радости, сказал он тогда. И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал ее, куда она захочет. Он говорил, что, начиная с понедельника, считает дни и часы, оставшиеся до воскресенья. Одно воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые темные глаза, устремленные на нее с немым вопросом. Она хорошо знала, что эти умные глаза читают в ее душе лучше, чем она сама… И обманывать их бесполезно. Да и как можно обманывать друга?

Динка молча сидела за столом, бегло и рассеянно улыбалась Лене, не чувствуя и не замечая, что он давно следит за ней ревнивым и беспокойным взглядом. А время шло, тревога гнала Динку навстречу приближавшейся развязке. Встав из-за стола, она машинально бродила по дорожкам сада, не сводя глаз с проселочной дороги, на которой обычно появлялся велосипед Хохолка.

«Как я скажу ему? Как скажу?» – мучительно думала Динка, а в глубине террасы стоял Леня, и сердце его сжималось от боли и сомнения.

«Она любит его… Она мучается… и сама не понимает отчего. Она заблудилась между нами двумя… Будь проклят этот день, когда мы уехали с Волги… Я мог бы увезти ее куда-нибудь на плоту, спрятать на Утесе… Нет, все это мальчишество… Макака… любимая моя, как тяжко тебе…»

Читайте также:  Но боже мой как будет сложно призвать к ответу наглеца

Леня решительно шагнул с крыльца и, проследив остановившийся взгляд Динки, увидел въезжающий с дороги велосипед.

– Макака! – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Леня. – Не говори ему ничего. Я пошутил, Макака… Слышишь меня?

– Слышу, – прошептала Динка, и губы ее дрогнули. – Я все понимаю, Леня… И ты не один, нас трое… Нас трое, – повторила она и, подняв три пальца, улыбнулась грустной, щемящей сердце улыбкой. – А должно быть двое! И из нас троих нельзя обмануть никого! – Она вскинула голову и выпрямилась, словно молодое деревце, стряхивающее с себя дождевые капли.

– Чего ты хочешь делать?

– Я люблю тебя, – прошептала Динка. – Из нас троих ты самый счастливый. Но сейчас уйди. – Она оттолкнула его руку и пошла навстречу Андрею.

Она шла улыбаясь, и в улыбке ее была такая боль и такая необычайная нежность, что запыленный, усталый с дороги Хохолок сразу ожил и, забыв, что он выехал из города, когда дворники еще не тушили ночные огни, что, преодолевая версту за верстой, он мчался, ни разу не отдыхая, Хохолок начал быстро и весело рассказывать, как всю неделю готовил ей маленький сюрприз.

– Я давно заметил, что тебе плохо сидеть на раме, но я не знал, как лучше сделать… И знаешь, кто мне помог? Мой батько. Мы вместе прикрепили вот это сиденье и приварили стремена. И знаешь, что он сказал при этом? Он сказал, что не будет стоять у меня на дороге…

Хохолок вертел свой велосипед, показывая приделанное над задним колесом сиденье и стремя для ног. Глаза его сияли от счастья сделать этот маленький подарок своей любимой подружке, и бьющая через край радость жизни звучала в его голосе. Но, по мере того как он говорил, мужество покидало Динку, и, словно затравленный, несчастный зайчишка, она металась в поисках других путей, нащупывая извилистую тропинку, на которую можно было бы ускользнуть от прямого объяснения.

– Вот садись, я подержу велосипед. Ну, попробуй же, попробуй… – торопился Хохолок.

– Ну нет… Я знаю, что это хорошо. Но этого уже не нужно. Ведь мы теперь не дети. Мы выросли, и нам неприлично кататься вдвоем…

Динка бросала сбивчивые слова, взятые наспех из разговора с Федоркой, из замечания пана, что ей неприлично кататься без седла, и еще что-то добавляла она от себя, а Хохолок смотрел на нее с возрастающим удивлением и, силясь понять ее слова, беспомощно теребил торчащую надо лбом темную прядь волос.

– Я не буду больше кататься с тобой. Я уже не девчонка. И люди могут подумать, что мы жених и невеста, – все больше запутываясь, бормотала Динка.

Но Хохолок понимал ее по-своему, и то, на что он никогда не мог решиться, вдруг вылилось само собой в простых и захватывающих словах:

– Так мы скажем всем, что мы жених и невеста! Мы можем даже жениться хоть сейчас! Хоть сегодня!

– Нет, нет! – с ужасом закричала Динка. – Ты с ума сошел! Ты совсем сошел с ума!

– Я не сошел… Я люблю тебя… я так дав-вно люблю тебя… – заикаясь от волнения, повторял Хохолок. – Я буду так счастлив…

– Но это еще хуже… Молчи, молчи… Я не могу выйти замуж… Я ненавижу свадьбы…

Динка вдруг опомнилась и, словно человек, увидевший себя на краю пропасти, медленно попятилась назад.

– Прости меня, – сказала она тихим, упавшим голосом. – Я сказала тебе неправду…

Они молча смотрели в глаза друг другу. Щеки Хохолка побледнели, в темном настороженном взгляде появилось предчувствие беды.

– Прости меня, – повторила Динка.

– Друг обманувший – хуже недруга. Это твои слова… Ты сказала мне их однажды, когда я хотел что-то скрыть от тебя, и с тех пор мы никогда не лгали друг другу, – сказал Хохолок.

– Да, мы не лгали. И я скажу правду. Но я только недавно поняла ее сама… – Динка закрыла глаза и крепко сжала руки. – Я не могу любить тебя, Хохолок, потому что я люблю… Леню… Это не сейчас, это уже давно, только тогда мы были детьми…

– Довольно, я пон-нял… Я ни-когда не думал об этом раньше. Но я все понял… И я сей-час уй-ду, – быстро прервал ее Хохолок. Он старался говорить спокойно, но сильно заикался.

– Ты уйдешь насовсем? – испуганно спросила Динка.

– Не знаю. Я уйду. Но если тебе будет что-нибудь нужно, ты пришлешь мне «Емшан»… И где бы я ни был… – Он поднял свой велосипед и не оглядываясь пошел к дороге.

Динка закрыла лицо руками и, бросившись ничком в траву, громко и жалобно заплакала.

Хохолок положил на землю велосипед и вернулся.

– Не плачь, – сказал он, поднимая Динку. – Ты ни в чем не виновата… И он тоже не виноват… Мы не можем любить тебя вдвоем.

– Но ты уйдешь, и я никогда, никогда уже не увижу тебя, – рыдала Динка.

– Не плачь. Ты будешь знать, что я люблю тебя…

– Нет, нет… Ты разлюбишь меня, ты найдешь другую Динку…

– На свете нет второй Динки, и я никогда не полюблю другую… Не плачь, я не могу уйти, когда ты плачешь… – с болью сказал Хохолок. – Отпусти же меня. Я должен скорей уйти…

Динка бросилась к нему на шею.

– Прощай, прощай, Хохолок… – повторяла она, захлебываясь слезами. – Я знаю, ты уходишь надолго, надолго, насовсем…

Когда под колесами велосипеда заклубилась пыль, Динка уже не плакала. Она стояла у дороги и не отрывая глаз смотрела на черную точку, то исчезающую вдали, то снова возникающую на зеленых пригорках. Динка знала – это уходил из ее жизни еще один счастливый кусочек беззаботной ранней юности, это уходил ее друг, ее любимый товарищ, беззаветно преданный ей Хохолок.

* * *
Динка прошла по ореховой аллее, посидела на пруду и вернулась домой. В саду было тихо и пусто, двери на террасу открыты настежь. Ни Мышки, ни Лени не было, не было даже собак, они теперь часто убегали к Марьяне подъедать остатки от вкусного пойла, которым Марьяна откармливала своего кабанчика. Мышка еще утром уехала в госпиталь, предупредив, что будет ночевать в городе, а Леня ушел… Динка не знала, куда ушел Леня, но в эти короткие часы сердце ее повзрослело, она понимала, что у Лени тоже нехорошо на душе, потому что любовь – это не только чудо, которое приносит людям безграничное счастье, любовь бывает жестока. И если даже шалаш ее построен на необитаемом острове, то жизнь врывается и туда, диктуя свои законы, а жизнь – это суровый учитель, она не делает скидки на юность… Сегодня за ее первый урок Динка заплатила дорогой ценой, но как бы могла она поступить иначе? Не сказать правды Хохолку, по-прежнему радоваться его приездам, обманывать его любовь, его надежды и, как в игре «третий лишний», оставить ему в своей жизни эту унизительную роль. За что же? За преданность и верность, за бескорыстную дружбу и любовь… Нет, нет! Друг обманувший – хуже недруга… У любви есть свой неписаный закон, это закон чести и совести. Динка не пошла против него, но сердце ее было истерзано, радость померкла, и даже ее дом казался ей пустым и разоренным. Она стояла на дорожке опустив руки, строгая и печальная. Ждала Леню…

Источник