Надо быть одинаково честным как в большом так и в малом запятые

Надо быть одинаково честным как в большом так и в малом запятые

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

(1) В материальном мире большое не уместишь в малом. (2) В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее», а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

(3) Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всём — в самом, казалось бы, незначительном. (4) Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. (5) Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

(6) Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. (7) Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». (8) Главное действующее лицо этого произведения — Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение.

(9) Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано.

(10) Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. (11) Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

(12) Общее правило: блюсти большое в малом — нужно, в частности, и в науке. (13) Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни учёного. (14) Если же стремиться в науке к «мелким» целям — к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффектности или к любым формам самопродвижения, то учёный неизбежно терпит крах. (15) Может быть, не сразу, но в конечном счёте! (16) Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестаёт существовать; и сам учёный рано или поздно перестает быть учёным.

(17) Соблюдать большое надо во всём решительно. (18) Тогда всё легко и просто.

Текст академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва посвящен важной проблеме нравственных основ деятельности человека в целом и научной деятельности в частности. Основную мысль автор формулирует и развивает с помощью такого приёма, как______ (предложения 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 15). Личные оценки Д.С. Лихачёв передаёт посредством______ (великая цель, добрая, цель, низкие средства, к «мелким» целям). Описывая внутреннее состояние героя романа «Преступление и наказание», автор

применяет______ (предложение 8). ______ (предложение 5, 13) усиливает впечатление читателя и показывает значимость проблемы для автора.

Источник

СРОЧНО. 11

Задание 1. Прочитайте текст. Выполните задания.

(1) В материальном мире большое не уместишь в малом.(2) В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать. (3) Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. (4) Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. (5) Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели. (6) Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. (7) Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании».(8) Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. (9) Цель далека и несбыточна, а преступление реально. (10) Оно ужасно и ничем не может быть оправдано. (11) Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. (12) Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом. (13) Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. (14) Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. (15) Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. (16) Может быть, не сразу, но, в конечном счете! (17) Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым. (18) Соблюдать большое надо во всем решительно.(19) Тогда все легко и просто.

(По Д.Лихачеву)
Из предложений 14-19 выпишите краткие прилагательные.

Из предложений 13-15
выпишите прилагательное в
превосходной степени.

Из предложений 4-5 выпишите
определительные местоимения.

Из предложения 8 выпишите
все местоимения.

Из предложения 2 выпишите
переходный глагол.

Из предложений 6-12 выпишите
страдательное причастие.

Из предложения 15 выпишите
производный глагол.

Из предложений 15- 19
выпишите субстантивированные
прилагательные (перешедшие в
существительные).

Из предложений 3-5 выпишите
все частицы.

Читайте также:  Как побороть желание есть сладкое и мучное

Из предложения 2 выпишите
все частицы.

Из предложения 6 выпишите
подчинительное
словосочетание со связью
«управление».

Среди предложений 9-15
найдите простые
односоставные безличные
предложения. Укажите их
номера.

Среди предложений 3-9 найдите
сложные, в состав которых
входит односоставное
безличное. Напишите номера
этих предложений.

Среди предложений 6-19
найдите предложение с
обособленным
распространенным
обстоятельством. Напишите
номер этого предложения.

Среди предложений 6-12 найдите предложение с нераспространенным приложением. Укажите его номер.

Найдите в тексте предложения с
вводными конструкциями.
Напишите номера этих
предложений.

Среди предложений 6-19
найдите сложносочиненные
предложения. Напишите номера
этих предложений.

Среди предложений 1-12
найдите предложения с
придаточными
изъяснительными. Напишите
номера этих предложений.

Среди предложений 6-19
найдите предложение с
однородным подчинением
придаточных. Напишите номер
этого предложения.

Среди предложений 1-12
найдите предложение с
последовательным
подчинением придаточных.

Напишите номер этого
предложения.

Источник

Надо быть одинаково честным как в большом так и в малом запятые

Издательство благодарит Веру Сергеевну Тольц-Зилитинкевич за предоставленные фотографии

© Д.С. Лихачев, наследники, 2017

© Оформление. ООО «Издательство АСТ», 2017

Часть 1
Письма о добром

Письма к молодым читателям

Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.

Письмо первое
Большое в малом

В материальном мире большое не уместишь в малом, в сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном, тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к эффектности результатом или к любым формам самопродвижения, – то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.

Соблюдать большое в малом надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.

Письмо второе
Молодость – вся жизнь

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать!

Письмо третье
Самое большое

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и среди близких.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нельзя, нет необходимости ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Читайте также:  Как по английски будет настоящий друг

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, – мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода.

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – вся жизнь» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.

Письмо четвертое
Самая большая ценность – жизнь

«Вдох – выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного“ воздуха».

Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер».

Душно бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Следует хорошенько «выдохнуть» все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее, «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, не говоря уже – в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Я долго искал это слово – «сфера». Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами. «Расширять пределы жизни» – не годится для выражения моей мысли по той же причине. «Расширять горизонты жизни» – это уже лучше, но все же что-то не то. Максимилиан Волошин любил хорошее слово – «окоём». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

Письмо пятое
В чем смысл жизни

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только.

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.

Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно. Людям особое чувство подсказывает, врут им или говорят правду. Но иногда нет доказательств, а чаще – не хочется связываться…

Природа создавала человека много миллионов лет, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством, и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество природы и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни – на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т. д. Но жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?

Читайте также:  Как узнать какие аккаунты гугл у меня есть

В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря.

Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и в крупном и в малом – повышать этот уровень счастья. И личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества, в конце концов.

Способы различные, но для каждого что-то доступно. Если недоступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень счастья можно в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. У каждого есть такая возможность.

Источник

Запятые в предложении с союзом «как…так и». Примеры

В пред­ло­же­ни­ях с сою­зом «как…так и» воз­ни­ка­ет вопрос: нуж­на ли запя­тая перед сло­вом «как»? Если этот состав­ной союз соеди­ня­ет одно­род­ные чле­ны в про­стом пред­ло­же­нии, то запя­тая ста­вит­ся толь­ко перед вто­рой частью сою­за «так».

Выясним, где пра­виль­но ста­вит­ся запя­тая с сою­зом «как…так и» в про­стом предложении.

Это облач­ко было мяг­кое и свет­лое, как шкур­ка кролика.

На ров­ном, как замерз­шая река, поле убе­гал вдаль сан­ный путь.

В этих выска­зы­ва­ни­ях с помо­щью срав­ни­тель­но­го сою­за «как» срав­ни­ва­ют­ся две реа­лии дей­стви­тель­но­сти: облач­ко — со шкур­кой кро­ли­ка, поле — с замёрз­шей рекой.

Постановка зна­ка пре­пи­на­ния вполне оправ­дан­на и обоснованна.

Но не все­гда перед «как» ста­вит­ся пунк­ту­а­ци­он­ный знак в виде запятой.

Рассмотрим кон­крет­ную син­так­си­че­скую ситу­а­цию, когда поми­мо сло­ва «как» в пред­ло­же­нии име­ет­ся вто­рая часть состав­но­го сою­за «так и», напри­мер:

Для озе­ле­не­ния горо­да исполь­зу­ют­ся _ как однолетние_ так и дву­лет­ние растения.

В этом про­стом пред­ло­же­нии у суще­стви­тель­но­го «рас­те­ния» упо­треб­ле­ны два одно­род­ных опре­де­ле­ния: одно­лет­ние и дву­лет­ние.

Явно, что в этом сооб­ще­нии нет срав­ни­тель­но­го обо­ро­та. Между одно­род­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми мож­но исполь­зо­вать сочи­ни­тель­ный соеди­ни­тель­ный союз «и». Тогда пред­ло­же­ние при­мет сле­ду­ю­щий вид:

Для озе­ле­не­ния горо­да исполь­зу­ют­ся одно­лет­ние и дву­лет­ние растения.

Согласно пра­ви­лу пунк­ту­а­ции в таком слу­чае перед пер­вой частью состав­но­го сою­за «как…так и» не ста­вит­ся запя­тая, а толь­ко перед вто­рой. Правильно рас­ста­вим зна­ки пре­пи­на­ния таким образом:

Для озе­ле­не­ния горо­да исполь­зу­ют­ся _ как одно­лет­ние, так и дву­лет­ние растения.

Поупражняемся в пра­виль­ной рас­ста­нов­ке запя­той в пред­ло­же­ни­ях с состав­ным сою­зом «как…так и».

Примеры предложений с союзом «как…так и»

Эту ткань мож­но сшить _ как рука­ми, так и на швей­ной машине.

Пушкин напи­сал заме­ча­тель­ные про­из­ве­де­ния _ как в сти­хах, так и в прозе.

Школьная коман­да выиг­ра­ла пер­вен­ство рай­о­на _ как по шаш­кам, так и по шахматам.

В город­ском крос­се участвовали_ как юно­ши, так и девушки.

На чита­тель­ской кон­фе­рен­ции обсуж­да­лись _ как поло­жи­тель­ные сто­ро­ны новой кни­ги, так и её недостатки.

Новые рекор­ды были уста­нов­ле­ны _ как в прыж­ках в дли­ну, так и в прыж­ках в высоту.

Вдали вид­не­ют­ся _ как обла­ка, так и сине­ва­тая дым­ка над гор­ны­ми вершинами.

Знойным лет­ним днем с реч­ки доно­сят­ся _ как гомон и визг счаст­ли­вой ребят­ни, так и шум мотор­ных лодок.

Источник

Письма о добром
Дмитрий Лихачев

cover - Надо быть одинаково честным как в большом так и в малом запятые

«В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто. Сперва я пишу о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите» (Д. С. Лихачев).

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Письма о добром предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем — в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном, тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения — Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом — нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям — к доказательству «силой», вопреки фактам, к эффектности результатов или к любым формам самопродвижения, — то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.

Соблюдать большое в малом надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.

Источник