Народный правдолюбец в поэме кому на руси жить хорошо

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, основной темой творчества которого станет тема народа. Уже в «Элегии» Н.А. Некрасов скажет: «Я лиру посвятил народу своему». Однако поэт иначе подходит к теме народа, он выражает в своем творчестве идеалы демократии. Да, Некрасов сочувствует угнетённому народу, но не идеализирует его, а даже обвиняет в покорности. Поэт пытается найти народный путь к счастью. Это и становится главной проблемой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где героем является все многочисленное «мужицкое царство», чего ранее не знала русская литература.

Однако в поэме народная тема развивается и возвышается до темы поиска «народного заступника». Именно герои, которые способны вести за собой других, нужны для того, чтобы найти счастье для всех. Такие характеры Н.А. Некрасов нарисовал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина и, конечно, Гриши Добросклонова.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!
Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Яким Нагой — народный правдолюбец, он нищий, как и все крестьяне, но в нем есть непокорность, нежелание мириться с несправедливостью. Этот герой в силах отстоять свои права.

Другой образ — Ермила Гирин. Он любимец народа, который отзывается о нем так:

…он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!

Ермила Гирин небезгрешен: обманным путем освобождает своего младшего брата от службы в армии, от солдатчины, но народ прощает его, потому что видит истинное раскаяние. Герой имеет обостренное чувство совести, он не может найти покоя и судит себя очень строго: уходит из бурмистров, нанимает мельницу, стремится сделать более лёгким положение крестьян. Но, несмотря на сострадание, милосердие к народу, он не готов к революционному выступлению, герою достаточно, что он ни перед кем не виноват.

Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает нам ещё один тип русского мужика, «народного заступника». Это образ Савелия — «богатыря святорусского». Он уже действует. Несмотря на то, что был отправлен на каторгу, не смирился он со своей участью: «клейменый, да не раб». Этот герой является проводником и носителем таких лучших черт характера русского народа, как справедливость, чувство собственного достоинства, любовь к родине и народу, ненависть к их угнетателям. Савелий — это человек, умеющий, если потребуется, сплотить своих товарищей, увлечь их идеей. Такие, как он, обязательно примут участие, если нужно, в крестьянских бунтах и волнениях.

Всю свою жизнь готов посвятить борьбе, народу человек, который знает его нужды. Это Гриша Добросклонов — наиболее сознательный «народный заступник». Именно за таким, как Добросклонов, по мнению Н.А. Некрасова, будущее России. Недаром герою «судьба готовила «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Жизненные цели и идеалы этого героя поэт выразил в песнях, которые поет Гриша. Они поистине революционные, в них уже звучит мысль об освобождении народа из рабства. Образ Гриши Добросклонова — это пример того, что по-настоящему может быть счастлив только тот, кто выбирает для себя дорогу чести и правды.

Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов показывает, что ответ на вопрос, как обрести счастье, могут дать люди, имеющие в себе силы повести за собой народные массы. Яким Нагой, Ермила Гирин, Савелий — персонажи, которые видят несправедливость по отношению к крестьянину, всю боль крестьянина, но не готовы идти наперекор судьбе, Тогда как Гриша Добросклонов —новый тип русского человека, на мой взгляд, воплощение авторского идеала. Такой герой способен «сеять разумное, доброе, вечное». Он и есть настоящий «народный заступник»!

Источник

Многообразие крестьянских типов и образы «правдоискателей» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

«Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана…»

Н. А. Некрасов создаёт собирательный образ многоликого русского народа с крестьянскими радостями и горестями, жаждой свободы и счастья. Отмена крепостного права не привела к улучшению жизни простых людей, а превратила их во временнообязанных, продолжающих существование в кабале.

Русский народ в изображении Некрасова – сила, противостоящая образованному меньшинству. Невежество, жестокость, пьянство, лень – и трудолюбие, смекалка, поэтичность создают противоречивую реальную картину народной жизни. Можно не соглашаться с позицией автора, призывающего к бунту, к насилию, но жизнь народа, его духовное состояние даны в поэме подробно и точно. И в этом отношении «Кому на Руси жить хорошо» по праву может считаться народным произведением, дающим богатую пищу для размышлений о судьбах России. В поисках счастья странники слышат ответ: счастье в чистой совести, в семье, в правде и борьбе во благо народа.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» напоминает народно-поэтическое сказание о поиске правды и счастья. Герои произведения, семеро мужиков, пытаются найти ответ на вопрос: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Все они из разных деревень, у каждого своя судьба, но все они хотят докопаться до истины.

Испокон веков странники отправлялись путешествовать по святым местам, собирали предания, наблюдали за жизнью людей в разных регионах и делились историями с теми, кого встречали на своём пути. В простонародье таких ходоков считали мудрыми.

Основной сюжет поэмы построен на том, что видят ходоки во время своих странствий по Руси. Но по большей части странники сталкиваются с нищенской и безрадостной жизнью, где счастье мужицкое «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями».

Одним из положительных, но в тоже время трагических образов в поэме является Ермил Гирин.

— А вам бы, други милые,

Спросить Ермилу Гирина, —

Сказал, подсевши к странникам,

Коли Ермил не выручит,

Счастливцем не объявится,

Так и шататься нечего. —

Князь, что ли, граф сиятельный?»

— Не князь, не граф сиятельный,

А просто он — мужик!

Ермил — простой крестьянин, но добившийся уважения народа и достатка, поэтому занимает значительную должность в крестьянской общине. В его характере Некрасов воплотил идеи справедливости и борьбы за неё: Ермил отвергает нечестные способы обогащения, старается помогать людям. Однажды нарушив закон, он слагает с себя полномочия бурмистра, так как не может жить не по совести. Судьба Ермила тоже оказывается трагической: он попадает в острог из-за бунта крестьян.

Образ русской женщины и её нелёгкой доли раскрыт в судьбе Матрёны Тимофеевны. Она подробно рассказывает историю своей жизни, в который счастье было только тогда, когда она жила в родительском доме. Затем она испытала множество потрясений, но это не сломило её. «Красивая, строгая и смуглая», она поражает своей силой и стойкостью. Через её образ Некрасов показал израненную, терпеливую народную душу, которая изливает свою тоску песнями.

Нам правды не найти.

В доме Матрёны живёт пожилой Савелий, дед её мужа. Его былая сила растратилась из-за непосильного труда на барина и каторжных работ. В его образе Некрасов раскрывает трагедию русского мужика, крестьянина и богатыря по натуре, который гнёт спину всю жизнь ради того, чтобы прокормить семью. Но даже несмотря на все несправедливости жизни, Савелий демонстрирует широту своей души: он добр и мудр.

Ещё одним правдоискателем в поэме является Григорий Добросклонов. Его образ одновременно реальный, но в то же время обобщённый. Судьба Григория — типичный путь разночинца: он сын батрачки и дьячка, голодное детство сменилось годами в семинарии, где он много учился и решил быть народным заступником. Григорий — выходец из народа, он побуждает людей к борьбе и надеется на лучшее будущее.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Однако участь Григория тоже нелегка и трагична. И всё же, по мысли поэта, именно его так старательно ищут странники, потому что он воплощает идеал Некрасова — человека, который посвятил жизнь служению народа. И даже все мечты его направлены на это.

. Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

На всей святой Руси!

Яким Нагой — ещё один яркий образ в поэме. Он — типичный представитель беднейшего крестьянства, который всю жизнь горбатится, чтобы прокормиться. Даже описание его внешности вызывает сочувствие:

Читайте также:  Народные средства при растяжении связок плеча

Вгляделся барин в пахаря:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Рука — кора древесная,

Его силы тоже забрала работа, и только выпивка заставляет его забыться.

В деревне Босове Яким

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет.

Подобных судеб в России множество. Но несмотря на горькую долю, Яким стремиться к правде, честному труду и мечтает о преобразованиях в народе.

По мнению Некрасова, счастье не так примитивно, как понимают его семь странников, оно в борьбе, противостоянии горю и несправедливости. Автор демонстрирует симпатии к людям, которые способны на сопротивление ужасным условиям жизни и угнетателям.

Источник

Народный правдолюбец в поэме кому на руси жить хорошо

Итогом всего творчества Н.А. Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Она была задумана «о народе и для народа» и писалась с 1863 по 1876 год. Автор считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни».

В своей поэме Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Чтобы найти ответ, Некрасов отправляет семерых мужиков в долгое путешествие по России в поисках хотя бы одного счастливого. Начало поэмы приковывает внимание к бедственному положению крестьянства. Герои родом из:

Из смежных деревень-

С первых строк возникают мысли о нелегкой судьбе народа. Это отражается даже в описании пейзажа. Некрасов прибегает к противопоставлению: «широкая» дороженька, но «песчана и глуха»; весенняя природа «хороша», но «невесело глядеть» на поля с «бедными всходами»; избы «новые нарядны», но смотреть на них больней, чем на старые. Картина заканчивается горьким вопросом: «Какое ж счастье тут. »

Не только семеро мужиков пытаются найти народное счастье. Искателей правды в произведении много. Ярко обрисован образ крестьянина Якима Нагого. Он гордый, и дерзкий, смело отстаивает крестьянскую честь. На мой взгляд, это тип крестьянина, который поднимается до осознания своего общественного положения. Ни тюрьма, ни лишения не сломили его духа. Примечательно, что судьба многих крестьян сходна с судьбой Нагого: «Он до смерти работает, До полусмерти пьет».

Ермила Гирин – крестьянин, который сознательно служит своему народу. Несмотря на все беды и горести, которые ему приходится претерпевать из-за своей позиции, Гирин до конца остается со «своими»:

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

В образе Савелия, «богатыря святорусского», выражены могучие силы, упорство и богатырская стойкость русского народа, его скрытая мощь. Характер Савелия закаляется под плетями помещика. Герой отказывается платить оброк и решает:

Как не дери, собачий сын,

А всей души не вышибешь.

«Клейменный, да не раб», Савелий – настоящий бунтарь. Он открыто протестует, подтрунивая над трусливыми односельчанами: «Эх вы, Аники-воины!»

После смерти Савелия дух бунтарства остался жить в сердце Матрены Тимофеевны, жены его внука. Ее жизнь – воплощение судьбы русской женщины. «По пятому годку» она уже трудилась, жизнь ее была полна лишений. Но это не убивает в Матрене Тимофеевне лучшие черты: твердость воли, нравственную чистоту и сознание человеческого достоинства.

В поэме появляется еще один крестьянский образ – образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. Мне кажется, что, если бы поэма была закончена, этот герой занял в ней центральное место как образ счастливого. Семинарист Гриша воплотил в себе черты народного заступника, революционера-разночинца. Он

Лет пятнадцать твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного родного уголка.

Можно сказать, что Гриша Добросклонов счастлив, потому что борется за справедливость. Но правдоискатели Некрасова ещё не могли этого осознать. Поэтому в поэме они не нашли ответ на свой вопрос.

Революционный ореол образа Добросклонова дополняется в поэме легендой о двух грешниках. По мнению Некрасова, бог прощает того, кто борется за интересы народа. Борется любыми средствами, вплоть до убийства.

На мой взгляд, русский народ представлен в произведении как богатырь, еще не поднявшийся с колен. Некрасов не питает иллюзий по поводу скорого пробуждения крестьянства. Но все одиннадцать лет, пока писалась поэма, он страстно желал его пробуждения, веря в то, что

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

Мне кажется, в этих строках заключена истинная любовь к народу и всей земле русской, которая вдохновляла Некрасова всю его творческую жизнь.

Источник

Образы правдоискателей в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Некрасов задумал “Кому на Руси жить хорошо” вскоре после реформы 1861 года, в результате которой были фактически ограблены миллионы крестьян. Правительству удалось подавить народные бунты, но крестьянская масса еще долго не успокаивалась. В это тяжкое время, не теряя надежды на лучшее будущее, поэт занялся всесторонним художественным исследованием народной жизни.

В центре поэмы – собирательный образ русского крестьянина. Поэма отражает крестьянские радости и горести, крестьянскую жажду воли и счастья. Реформа 1861 года не улучшила

Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана…

Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поиске счастья и правды. Герои поэмы ищут “Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села”. Как и в народных сказках о правде и кривде, на “столбовой дороженьке” “сошлись семь мужиков”.

И как в сказках, спорщики расходятся во мнениях, ссорятся, а потом, при помощи чудесной птички, говорящей человеческим языком, мирятся и отправляются искать счастливого. Описание того, что видели правдоискатели во время странствий по Руси,

Мужицкое “счастье”, с горечью восклицает поэт, “дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!” Счастливых среди крестьян нет. Кто же занят поисками счастья в поэме “Кому на Руси жить хорошо”?

Прежде всего, это семеро мужиков-правдоискателей, пытливая мысль которых заставила их задуматься над коренным вопросом жизни: “Кому живется весело, вольготно на Руси?” Разнообразно представлены крестьянские типы. Это крестьяне разных деревень. Каждый шел за своим делом, но вот они встретились, заспорили.

И деревни названы, и губернии, и мужики по именам перечислены, но мы понимаем, что нельзя относить события ни к какому-то определенному году, ни к какому-то определенному месту. Тут вся Русь с ее вечными наболевшими заботами. В принципе, каждый из семерых уже имеет свой ответ на вопрос:

Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! –
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потупился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…

Тот прямой ответ, какой искали крестьяне, они не получили. Ответ возник в другом смысле. У попа есть свои претензии к новой жизни, у помещика и купца – свои.

Никто не хвалит новое время, все вспоминают о старом.

Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася,
Одним концом по барину,
Другим по мужику.

Разве не похожа наша сегодняшняя ситуация на воссозданную Некрасовым? Обделены мужики – и в прошлом, и в настоящем. С горькой иронией описывает Некрасов в главе “Счастливые”, как странники приготовили целое ведро водки, чтобы угостить самого удачливого мужика.

Но получился лишь горький список народных несчастий. Старуха счастлива, что в ее огороде уродилась репа, солдат – что был нещадно бит палками, но остался жив. Каменотес счастлив своей молодой силой, а слабосильный – что живым вернулся с тяжелых работ.

Отвращение у мужиков вызывает еще один “счастливый” – лакей, который после сорока лет службы болен не какой-нибудь мужицкой грыжей, а “благородной” барской болезнью – подагрой.

Счастье, по мнению Некрасова, заключается вовсе не в том примитивном смысле, в каком понимали его семь ходоков-крестьян, а – в сопротивлении, борьбе, противостоянии горю и неправде, оно не делится попросту между мужиками и господами. Симпатии автора демонстрируют его несомненную духовную близость с демократическим, разночинским движением. Недаром он с такой симпатией пишет о возмутителях социального спокойствия: бывшем каторжнике Савелие, поднявшем “всю Корежину” против помещика Шалашникова, закопавшем живым жестокого бурмистра; Ермиле Гирине, попавшем в острог за защиту интересов крестьян, разбойнике Кудеяре. К числу крестьян, поднявшихся до сознания своего бесправного положения, принадлежит и Яким Нагой, понявший, кому достаются плоды крестьянского труда.

Автор создает в поэме образ еще одного искателя крестьянского счастья – “народного заступника” Гриши Добросклонова. Голодное детство, суровая юность сына батрачки и сельского дьячка сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили его жизненный путь:

…лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Гриша Добросклонов многими чертами своего характера напоминает Добролюбова, в котором Некрасов видел “идеал общественного деятеля”. Он – борец за народное счастье, который хочет быть там, “где трудно дышится, где горе слышится”. Он видит, что многомиллионный народ пробуждается к борьбе:

Читайте также:  Народный контроль что это такое

Рать поднимается
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. На основной вопрос поэмы – кому на Руси жить хорошо? – Некрасов отвечает образом Гриши Добросклонова, “народного заступника “. Вот почему поэт говорит:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Труден, но прекрасен путь, по которому идет Гриша Добросклонов. Но именно на нем ждет человека подлинное счастье, так как, по мнению Некрасова, счастлив может быть только тот, кто отдает себя борьбе за благо и счастье народа. Название некрасовской поэмы уже давно стало крылатым выражением, которое получило сегодня вторую жизнь, так как вновь перед обществом стоят вопросы, поставленные великими классиками XIX столетия: “Кто виноват?”, “Что делать?” и “Кому на Руси жить хорошо?”

Источник

Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошо

Некрасов в своем творчестве очень часто обращается к такой теме, как показ «народного заступника», в частности и в своем произведении «Кому на Руси жить хорошо». Не один раз многие авторы обращались к читателю с вопросом «что же делать» и «к чему стремиться», но если к читателю этот вопрос был обращен риторически, то для автора поиск ответа на него стоял крайне ответственной задачей.

Писатель был убежден в том, что для создания счастливой обстановки в стране необходимы люди, которые будут готовы отстаивать свои убеждения, проходя через борьбу как с самим собой, так и с другими идеями и трудностями. Такие люди должны проявлять лидерские навыки и уметь вести за собой людей. Эти образы были показаны в данном рассказе, например, таким героем был Яким Нагой, Ермила Гирина, Гриша Добросклонов и Савелий Корчагин.

Яким постоянно пытался найти народную справедливость, жаждая получить правду в том виде, в каком она есть. Он крайне беден, как и все крестьяне, которые жили рядом с ним, однако он не смирился со своей участью, он непокорен и старается всяким образом изменить свое положение и положение окружающих его людей, которым также тяжело, как и ему самому. Он пытается возбудить в людях чувства бунта и жажды перемен, говоря о том, что каждый вправе бороться за свою идею. Показывает автор и Ермилу Гирина – человек, который удосужился роли народного бурмистра за свое видение справедливости. У народа он пользуется уважением и авторитетом за то, что он помогает всем – бескорыстно и отчаянно, пытаясь добиться справедливости и правды. Поп высказывается о нем как о человеке трудолюбивом и целеустремленном, который стремится облегчить и улучшить жизнь простых крестьян. Однако революционным настроениям он не подвержен, его удовлетворяет тот факт, что он оказывает материальную и моральную поддержку простым людям.

Богатырь Савелий в произведении является воплощением могучей силы и стойкости в одном лице. Несмотря на то, что его постоянно бьют розгами, он не отступает и не сдается. Он очень предан своей родной земле, не любит тех людей, которые стараются угнетать других и имеет честь, которую привык беречь и отстаивать.

Наиболее подходящим под определение «заступника за народ» является Добросклонов Гриша, который имеет образование и решает посвятить свою жизнь борьбе за интересы народа. Он знает то, в каких условиях живет простой народ, понимает все его нужды и знает, как можно ему помочь. Персонаж надеется на светлое будущее как простого народа, так и страны в целом. Остается позитивным и целеустремленным в своих задачах и убеждениях.

Другие темы: ← Образ Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо↑ НекрасовЕрмил Гирин в поэме Кому на Руси жить хорошо →

Популярные сочинения

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, основной темой творчества которого станет тема народа. Уже в «Элегии» Н.А. Некрасов скажет: «Я лиру посвятил народу своему». Однако поэт иначе подходит к теме народа, он выражает в своем творчестве идеалы демократии. Да, Некрасов сочувствует угнетённому народу, но не идеализирует его, а даже обвиняет в покорности. Поэт пытается найти народный путь к счастью. Это и становится главной проблемой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где героем является все многочисленное «мужицкое царство», чего ранее не знала русская литература.Однако в поэме народная тема развивается и возвышается до темы поиска «народного заступника». Именно герои, которые способны вести за собой других, нужны для того, чтобы найти счастье для всех. Такие характеры Н.А. Некрасов нарисовал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина и, конечно, Гриши Добросклонова.Яким Нагой — народный правдолюбец, он нищий, как и все крестьяне, но в нем есть непокорность, нежелание мириться с несправедливостью. Этот герой в силах отстоять свои права.Другой образ — Ермила Гирин. Он любимец народа, который отзывается о нем так:…он и посоветует И справку наведет; Где хватит силы — выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет!Ермила Гирин небезгрешен: обманным путем освобождает своего младшего брата от службы в армии, от солдатчины, но народ прощает его, потому что видит истинное раскаяние. Герой имеет обостренное чувство совести, он не может найти покоя и судит себя очень строго: уходит из бурмистров, нанимает мельницу, стремится сделать более лёгким положение крестьян. Но, несмотря на сострадание, милосердие к народу, он не готов к революционному выступлению, герою достаточно, что он ни перед кем не виноват.Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает нам ещё один тип русского мужика, «народного заступника». Это образ Савелия — «богатыря святорусского». Он уже действует. Несмотря на то, что был отправлен на каторгу, не смирился он со своей участью: «клейменый, да не раб». Этот герой является проводником и носителем таких лучших черт характера русского народа, как справедливость, чувство собственного достоинства, любовь к родине и народу, ненависть к их угнетателям. Савелий — это человек, умеющий, если потребуется, сплотить своих товарищей, увлечь их идеей. Такие, как он, обязательно примут участие, если нужно, в крестьянских бунтах и волнениях.Всю свою жизнь готов посвятить борьбе, народу человек, который знает его нужды. Это Гриша Добросклонов — наиболее сознательный «народный заступник». Именно за таким, как Добросклонов, по мнению Н.А. Некрасова, будущее России. Недаром герою «судьба готовила «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Жизненные цели и идеалы этого героя поэт выразил в песнях, которые поет Гриша. Они поистине революционные, в них уже звучит мысль об освобождении народа из рабства. Образ Гриши Добросклонова — это пример того, что по-настоящему может быть счастлив только тот, кто выбирает для себя дорогу чести и правды.Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов показывает, что ответ на вопрос, как обрести счастье, могут дать люди, имеющие в себе силы повести за собой народные массы. Яким Нагой, Ермила Гирин, Савелий — персонажи, которые видят несправедливость по отношению к крестьянину, всю боль крестьянина, но не готовы идти наперекор судьбе, Тогда как Гриша Добросклонов —новый тип русского человека, на мой взгляд, воплощение авторского идеала. Такой герой способен «сеять разумное, доброе, вечное». Он и есть настоящий «народный заступник»!
более месяца назад

Сочинение Савелий в поэме Кому на Руси жить хорошо

Некрасов поставил перед собой огромную задачу — показать, как именно повиляла отмена крепостного права на жизнь обычных людей. Для этого он создаёт семерых крестьян, которые ходят по всей Руси и спрашивают у людей, хорошо ли им живётся. Одним из опрашиваемых становится дед Савелий.

Внешне Савелий похож на огромного медведя, у него большая седая «грива», широкие плечи и большой рост, он — русский богатырь. Из рассказа Савелия читатель понимает, что он не только внешне богатырь, он богатырь и внутренне, по характеру. Он очень стойкий, выносливый и наполненный жизненной мудростью человек. Человек, который пережил многие печали и многие радости.

В молодости Савелий жил далеко в лесу, куда не добралась ещё рука злых помещиков. Но однажды в поселение был назначен управляющий немец. Изначально управляющий не требовал даже денег с крестьян, положенной по закону дани, но заставлял их рубить лес за это. Недалёкие крестьяне не сразу поняли, что происходит, но когда они вырубили все деревья, была построена дорога в их лесную глушь. Тогда-то управляющий немец и приехал со всей своей семьёй жить в глуши. Только простой жизнью теперь крестьяне похвастаться не могли: немец обдирал их. Русский богатырь способен многое терпеть и долго, так рассуждает Савелий в этот отрезок жизни, но необходимо что-то менять. И он решается на бунт против управляющего, которого все крестьяне закапывают в землю. Здесь проявляется огромная воля нашего героя, которая даже сильнее, чем его безграничное русское терпение.

Читайте также:  Народные средства против диатеза

За такую дерзость его отправляют на 20 лет на каторгу, а после этого ещё 20 лет он работает в поселениях, копя деньги. Не каждый человек способен 40 лет пахать ради одной цели — вернуться домой и помочь своей семье с деньгами. Это достойно уважения.

По возвращении домой труженика встречают очень радушно, он строит избу для семьи и все его любят. Но как только заканчиваются деньги, над ним начинают смеяться, что очень оскорбляет Савелия, он не понимает, чем заслужил такого отношения.

Конец жизни дедушки заканчивается в монастыре, где он замаливает грехи, которые совершил: по его вине умер его внук. Савелий — это образ истинного русского богатыря, способного многое вытерпеть, но готового ринуться в борьбу за свободу ближних. Автор называет его «счастливцем» с иронией, и это верно: он несчастен до конца своей жизни.

Сочинение на тему: «Образ народного заступника Гриши Добросклонова

В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мы видим огромное множество образов и героев. Все они разные: богатые и бедные, рабочие и церковнослужители, баре и князья. Каждый из образов важен и, несомненно, несет огромный смысл. Всех героев поэмы можно разделить на две группы. Первая группа — это крестьяне, рабочие. К ним можно отнести Якима Нагого, Ермилу Гринина, старика Савелия, Ипата, Клима и других крестьян. Эта группа людей — простые рабочие, которые впали в экономическую зависимость и никак не могут обрести настоящего счастья. Каждый из них рассказывает свою историю, все они разные, но смысл у них один: тяжелая доля русского народа не дает ему спокойно и счастливо жить. Крестьяне находятся в постоянном подчинении, можно даже сказать «рабстве» у своих хозяев. Постоянно занятые тяжелым трудом, вынося все тяготы повседневной крестьянской жизни, люди могли «отдохнуть» лишь в праздники. Единственным развлечением для рабочих крестьян была выпивка. Горькое пьянство сгубило многих из них. Вторая группа — э то бояре, князья — правящий класс. Многие из крестьян рабски преданы им и счастливы, что могут подчиняться боярам. Среди многообразия всех героев можно выделить одного, не такого как все. Это Григорий Добросклонов. Гриша — сын деревенского дьячка, он является одним из представителей крестьянства в поэме. Жизнь этого героя должна быть иной, чем у крестьян, ведь по закону, крепостное право не должно было распространяться на церковных служащих. Но, жизнь Григория Добросклонова и его родных ничем не отличалась от жизни остальных рабочих крестьян. Герою близка крестьянская жизнь, он на себе познал все тяготы и заботы крестьян. С самого детства Григорий был отважным и не боялся ни работы, ни тяжелой жизни. Вот как пишет о нем Некрасов: «И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей величине Слилась — и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет». В подтверждение вышесказанного привожу цитату: «В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так, то, стало быть, и не находил ничего святее, незыблемее, истиннее, перед чем преклониться. Не мог же он полагать все самооправдание лишь в стишках о народе. А коли. так, то, стало быть, и он преклонялся перед Правдой народною. Если не нашел ничего в своей жизни более достойного любви, как народ, то, стало быть, признал и Истину народную, И Истину в народе, И что истина есть и сохраняется лишь в народе. Если не вполне сознательно, не в убеждениях признавал он это, то сердцем признавал, неудержимо, неотразимо. В этом порочном мужике, униженный и унизительный образ которого так его мучил, он находил, стало быть, и что-то истинное, и святое, что не мог не почитать, на что не мог не отзываться всем сердцем своим». (Из «Дневника писателя») С. А. Андреевский. Мы видим, что Григорий был готов заступаться, биться и, если понадобится, сражаться за народ. На мой взгляд, Некрасов сопоставляет этого героя с собой и через его действия и слова выражает свое отношение к происходящему вокруг. Григорий Добросклонов, выросший в бедной семье ленивого и бездарного дьячка, в голоде и холоде, с самого детства был закален жизнью. Именно поэтому он так рано определил для себя жизненную цель и ни на шаг от нее не отступал. Герой обладает такими важными качествами, как способность к состраданию, сообразительность, ум, твердые убеждения, трудолюбие, физическое здоровье. Значение этого героя в поэме «Кому на Руси жить хорошо» велико, можно сказать, что образ Григория Добросклонова — главный образ во всей поэме. Некрасов всем своим творчеством, а в частности этой поэмой хотел донести до народа необходимость бороться за свои жизни, за лучшую жизнь, за свои права. Поэт считал, что самое главное — это бороться за счастье. На примере других героев, Некрасов показывает нам, исход людей, желающих «плыть по течению», ленящихся и считающих, что ничего у них не выйдет. Например, Яким Нагой видел свое счастье в выпивке, в прочем, как и многие другие. Многие из крестьян считали, что нужно некоторое время подождать, и все само собой наладится. Это мнение ошибочно, поэт призывает всех жить как Гриша Добросклонов, как настоящий борец за счастье народа. Некрасов пишет, что «сила неисчислимая» таится в народе русском. Только эту силу пускали в ненужное русло. Поэт призывал крестьян бороться за свои жизни, за счастье и достойное будущее. Образцом для подражания Некрасовым был «назначен» Григорий Добросклонов — мужественный, сильный и храбрый герой.

Образ народного заступника Гриши Добросклонова

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» уже в своем названии содержит вопрос, ответ на который волновал во времена Некрасова любого просвещенного человека. И хотя герои произведения не находят того, кто живет хорошо, однако читателю автор все-таки дает понять, кого же он считает счастливым. Ответ на это вопрос скрыт в образе Гриши Добросклонова, героя, появляющегося в последней части поэмы, но далеко не последнего в идейном плане.

Впервые читатели знакомятся с Гришей в главе «Доброе время – добрые песни», во время пира, благодаря чему образ Гриши в «Кому на Руси жить хорошо» изначально связывается с понятием о народном счастье. Его отец, приходский дьяк, пользуется в народе любовью – недаром его зовут на крестьянский праздник. В свою очередь, дьяк и сыновья характеризуются как «простые парни, добрые», наравне с мужиками они и косят и «пьют водку в праздники». Так с самого начала создания образа Некрасов дает понять, что Гриша делит с народом всю его жизнь.

Затем жизнь Гриши Добросклонова описывается более детально. Несмотря на свое происхождение из духовного сословия, Гриша с детских лет был знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина».

Не легче приходится Грише и в семинарии, где и без того скудную пищу отбирает «хапуга эконом». Оттого у Гриши «исхудалое» лицо – порою от голода он до утра не может уснуть, все ждет завтрака. Некрасов несколько раз акцентирует внимание читателя именно на этой черте внешности Гриши – он худ и бледен, хоть при другой жизни мог бы быть молодцем: у него широкая кость и рыжие волосы. Такая внешность героя отчасти символизирует всю Русь, имеющую предпосылки для вольной и счастливой жизни, но пока что живущую совсем по-иному.

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя. С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был. В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

Образ Гришиной матери – это образ горячо любимой Некрасовым русской крестьянки, безропотной, безответной, и при этом несущей в себе огромный дар любви. Гриша, ее «любимый сынок», не забыл матери после ее смерти, более того, ее образ слился для него с образом всей вахлачины. Последний материнский дар – песня «Соленая», свидетельствующая о глубине материнской любви – будет сопровождать Гришу всю жизнь. Ее он напевает в семинарии, где «угрюмо, строго, голодно».

Источник