Народный праздничный костюм изо фгос 5 класс конспект урока фгос

Конспект урока ИЗО на тему «Народный праздничный костюм «

План-конспект урока «Народный праздничный костюм» 5 класс

* способствовать развитию национального самосознания учащихся,

* формировать уважения к русской культуре,

* Познакомить учащихся с русским праздничным костюмом.

* Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

* Закреплять навыки работы с декоративной композицией.

* Развивать эстетическое мировосприятие.

* Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

* Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

I. Актуализация знаний.

В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм.

Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились. И так на Руси сложился целый комплекс замечательных праздников и замечательные народные традиции, которые дошли до наших дней. Давайте сейчас вспомним, какие народные, христианские, праздники вы знаете? (Перечисление традиционных праздников)

II. Формирование новых знаний.

«По одёжке встречают. »

Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание.

Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.

В силу климатических и культурных различий регионов России национальный костюм у русских не сложился в единых формах. Выделяются архаичный южнорусский понёвный комплекс (с юбкой из трех полотнищ — понёвой), более поздний северорусский комплекс с сарафаном и среднерусский смешанный комплекс, а также сформировавшийся под влиянием городской моды в конце XIX века комплекс «парочка» (с юбкой и кофтой) и ансамбль из цельного платья. Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах.

Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам помогут ред\бята подготовившие сообщения.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре.

Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.

С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами.

У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений.

Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько килограммов.

Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.

А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса – всему миру краса». Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.

В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева.

Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.

Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются?

Орнаменты в одежде классифицируются по трем формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.

Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.

В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.

Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.

III. Закрепление знаний.

Дети придумывают вопросы по теме урока, каждая группа по 3 вопроса, отвечаят на них.

IV. Практическая работа.

Задание: выполнить эскиз народного праздничного костюма

Материалы: бумага, гуашь, акварель, кисти (крупные и мелкие)

V. Анализ работ. Подведение итогов урока.

В конце 2х часового урока выставка и обсуждение детских работ, в ходе, которой выявляются недостатки и самые удачные моменты и работы ребят. Методом всеобщего решения выбираются лучшие эскизы на школьную выставку.

Источник

Конспект урока по изобразительному искусству «Народный праздничный костюм» (5 класс)

Педагог: Колпащикова Елена Сергеевна

Предмет: Изобразительное искусство, Класс 5 «Б»

Тема урока: «Народный праздничный костюм»

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.

Оборудование: Белая бумага, карандаш, ластик, краски.

Цель урока: Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся. Прививать интерес к русской народной культуре.

Цель: Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям. Проверяет готовность к уроку и наличие всех учащихся.

Читайте также:  Народные средства лечения головной боли у ребенка

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Проверка подготовки учащихся к уроку, актуализация внимания учащихся. Создание положительного эмоционального настроя на работу.

Беседа с элементами дискуссии.

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель: Вспомнить и закрепить изученный на прошлом уроке материал.

Задача: Ответить на вопросы учителя.

— Мы изучили солярные знаки, обереги, символы, убранство русской избы, предметы быта.

— На прошлых уроках мы изучали убранство русской избы, утварь, предметы быта, познакомились с прялкой. Изучили особенности русской вышивки.

— Утица, прялка, самовар, русская печь, красный угол, наличники, ковши.

— Всё это украшалось вышивкой, резьбой и росписью.

— Птицы, кони, Макошь, салярные знаки.

Отвечают на вопросы.

Цель: Помочь ученикам вспомнить изученный на прошлом уроке материал.

— На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать темы посвященные русскому быту.

— Давайте вспомним, что мы изучили на прошлых уроках?

— Хорошо, а с какими предметами вы познакомились и как они использовались?

— Как они украшались?

— Давайте вспомним символы?

Актуализация знаний, подготовка к открытию новых знаний.

3. Вводная беседа и актуализация знаний учащихся.

Актуализация знаний по теме «Народный праздничный костюм».

Задача: отвечать на вопросы учителя.

Ребята слушают стихотворение, выводят тему урока.

— Народный праздничный костюм!

Цель: Актуализация знаний по теме «Народный праздничный костюм».

Задача: Сделать преамбулу (вводная или вступительная часть) к уроку.

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежду,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

-Ребята, вы догадались, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?

На доске расположены рисунки русского народного праздничного костюма.

4. Изучение нового учебного материала

Цель: Познакомиться с понятиями: Кафтан, рубаха, убрус, повойник, лапти, сарафан, душегрея, летник, кокошник.

Ребята внимательно слушают учителя, выписывают элементы русского народного костюма.

-Кафтан, убрус, повойник, лапти, сапожки, запоны, поневы, сарафан, расписная душегрея, летник, бобровый ворот, кокошник, ленты, венец, золотые и серебряные украшения (серьги, кольца, браслеты).

— Кокошник, убрус, повойник!

Ребята рассуждают, высказывая свои предположения.

— Кафтан – это верхняя одежда.

-Убрус, кокошник, венец.

— Мужской костюм состоял из рубахи, штанов и сапог или лаптей.

— Надевали рубаху или сорочку.

— Душегрея – «душу греет», верхняя одежда, короткая, широкая.

— Мужской костюм состоял из рубахи, кафтана штанов, сапог, лаптей, шапки, колпака.

— Узоры, вышивки располагались по подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин.

Цель: Познакомить с понятиями: Кафтан, убрус, повойник, лапти, сарафан, душегрея, летник, кокошник.

«История развития русского женского костюма»

— Ребята, я прочитаю вам стих о русских костюмах, а вы выпишите элементы русского костюма, которые вам встретятся.

— Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины
носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи
длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове — убрус под шапкой
чинной
Или повойник — оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках
новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и поневы —
Детали поясню вам в двух словах.

Что ж, в Киевской Руси мы
побывали,
В Московскую войдем не впопыхах.
Что женщины, посмотрим, надевали
В пятнадцатом—семнадцатом
веках.
Поверх рубахи — красочной,
нарядной,
Как видим, русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной —
Красавице не нужен был корсет!
Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, яркою украшена каймой,
На даме — распашная душегрея,
А вот и летник, ценный, расписной.
Расшиты шелком, жемчугом и
златом
Бобровый ворот, плечи, рукава.
Уж как хозяйка летника богата,
Он заявлял и сам — к чему слова?
Убрус и здесь был кстати
для ношенья,
К лицу кокошник, ленты и венец,
Носились золотые украшенья —
В виде серег, браслетов и колец.
Был красочным и живописным очень
Руси Московской выходной наряд!
Давайте наши знания упрочим,
Еще раз на костюмы бросив взгляд.

— А теперь, давайте, объясним значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении.

-Какие вам запомнились?

— Начнём с головных уборов.

— А ещё были: перевязка, обруч, кичка, сорока.

-А мужские головные уборы?

— Клобук, колпак, шапка.

Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.

— Что надевали на тело?

— Кто расскажет про сарафан?

-Летник, холодник, епанечка.

Понёва – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.

Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

— Как вы думаете, а из чего состоял мужской костюм?

— Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе?

— нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,

— наплечные – охраняли руки,

— наподольные – не давали пробраться злым силам снизу. То есть?

на экране появляется изображение людей в русских народных костюмах.

5. Закрепление учебного материала

Цель: Закрепить полученный материал.

Задача ответить на вопросы учителя.

Цель: Закрепить полученный материал.

Задача: Задать вопросы на повторение и закрепление полученного материала.

— Ребята, скажите, какую тему мы сегодня изучили?

6. Физкультурная минутка

Цель: расслабление и отдых мышц.

Цель: Выполнить физкультурную минутку.

Цель: Профилактика утомления, развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

Учитель говорит: «Дождь идет. Пошел град. Небо стало ясным. Засветило солнышко».

Под слова «дождь идет» дети постукивают по парте кончиками пальцев, перебирая их по очереди, как при игре на пианино. Под слова «пошел град» дети стучат по парте суставами пальцев. Так повторяется несколько раз, пока учитель не скажет: «Небо стало ясным. Засветило солнышко».

7. Практическая работа

Цель: Применить полученные знания и умения на практике.

Задача: Выполнить на бумаге рисунок русской избы.

Цель: Научить учащихся применять умения на практике.

— Давайте выполним рисунок народного праздничного костюма.

Последовательность выполнении работы:

1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную черту. Отметьте высоту и ширину фигуры в костюме.

2. Легкими линиями наметьте контуры фигуры.

3. Прорисуйте мелкие элементы: украшения (серьги, браслеты, кольца), узоры и вышивку на одежде.

4. Нанесите придуманный вами рисунок и раскрасьте костюм.

Учитель проходит по классу, помогает ученикам в работе.

Цель: Проанализировать свою работу и работу учащихся.

Беседа, обмен знаниями.

Цель: помочь детям провести анализ работ.

-Что показалось трудным.

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке.

— Что особенно запомнилась?

Оценивание работ учащихся.

9. Подведение итога.

Цель: Подвести итог урока.

Цель: Подвести итог урока.

-Вам понравился сегодняшний урок?

Запишите домашнее задание.

10. Задание на дом: завершить работу в цвете принести краски, кисти, альбом.

Источник

Конспект урока изо 5 класс «Народный праздничный костюм» ФГОС

Конспект урока 5 класс «Народный праздничный наряд» разработан соответственно требованим ФГОС. На уроке учащиеся знакомятся с образным строем русского народного костюма, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде, символикой орнамента и цвета.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изо 5 класс «Народный праздничный костюм» ФГОС»

ГБОУ НАО «Средняя школа п.Харута»

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

«Народный праздничный костюм»

учителя изобразительного искусства и черчения

Талеевой Марины Валентиновны

Тип урока: комбинированный

Вид деятельности: индивидуальная

создание коллективной творческой композиции «Русский хоровод»;

познавательные действия – умение строить художественный образ;

коммуникативные действия – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

Читайте также:  Народное средство для быстрой эрекции

умение формировать эстетические чувства, художественно – творческое мышление и фантазию;

умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Ознакомить учащихся с образным строем русского народного костюма, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде, символикой орнамента и цвета.

Воспитывать национальное самосознание к русскому народному творчеству.

Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.

Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Музыкальный ряд: русские народные песни

Материалы для учащихся: Клей, ножницы, ткани, тесьма, бисер, нитки, иголка.

Материалы и оборудование для учителя:

ПК, мультимедиа, экран

Презентация «Сокровища из старого сундука»

Репродукции картин русских художников – И.П.Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К.Е.Маковский «Девушка в кокошнике», А.П.Рябушкин «Свадебный поезд в Москве», «Русские женщины 17 столетия в церкви», «Воскресный день», В.Васнецов «Снегурочка»

1.Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

2. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.

3.Этап «Актуализация знаний». Ответы на вопросы.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

4.Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии.

5. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания народного костюма в материале.

6. Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

7. Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.

8. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

1.Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Рапорт дежурного по классу, проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.

2. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.

«Красна девица идёт,

Словно павушка плывёт,

На ней платье голубое,

О каком образе говорится в этой песне?

(В этой песне говорится о русской девушке.)

Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?

С кем автор сравнивает русскую девушку? И почему?

Оказывается, внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого. Не случайно издавна говорили: «По одёжке встречают, по уму провожают».

О чем мы сегодня будем говорить? Что делать на уроке?

Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с традиционным русским костюмом, научимся создавать эскиз-образ русской женской одежды. Что для этого нужно?

Составим схему нашего урока.

— познакомиться с историей костюма

— изучить правила украшения

— выполнить творческую работу

— оценить свою работу

Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Ответы детей.

Правильно, действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовки на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. А когда крестьяне отдыхали?

(Когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным)

Праздника ждали и готовились к нему.

Как готовились к праздникам? (Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство)

Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она с большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто передавалась из поколения в поколение по наследству. Хранили такие наряды в специальном ящике с крышкой – сундуке.

Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником.

На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.

И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток.

В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки).

Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером.

Источник

Конспект урока «Народный праздничный костюм».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема. Народный праздничный костюм.

Тип урока: комбинированный – урок изучения нового материала с элементами проблемного урока и продуктивного чтения.

П. Знать и понимать специфику образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать –земля, конь, птица, солярные знаки). Приобрести опыт выполнения творческого проекта, эскиза (украшение женского и мужского праздничного костюма) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках.

М. Уметь осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач. Уметь на рисунке показывать особенности традиционного русского женского костюма. Уметь определять способы действия в рамках необходимых требований. Уметь адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

I. Создание проблемной ситуации.

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Она проста и хороша.

Ученики отвечают на вопросы (возможные ответы учеников):

эмоционально-положительный настрой на урок.

интерес к предмету;

планирование сотрудничества с учителем, одноклассниками.

– Что вас удивляет в этом стихотворении и какой вопрос у вас возникает?

– В учебнике уже есть три вопроса, которые помогут вам сформулировать проблему урока, его цель: (стр 50)

устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)

Формулируют цель, проблему урока;

определяют последовательность действий.

III. Выдвижение гипотез.

– А вы как думаете, что нам уже известно, что нам поможет найти ответы на вопросы?

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 50–59 и поработать с текстом в технологии продуктивного чтения.

– Рассмотрите изображения в учебнике на с. 50: все ли изображения одинаковые, в чем их разница? И в чем их сходство, разница (что являлось основой русского костюма)?

– Проверить себя нам сегодня помогут таблицы, которые вы самостоятельно будите заполнять по ходу урока (по парам или по группам), в конце проверим.

Давайте разделимся на 3 группы

(1гр.-Южный женский костюм,

2 гр. – Женский костюм русского севера,

3гр. – Мужской костюм).

Учитель задает наводящие вопросы по тексту.

– Проверяем заполнение таблиц?

Дети рассматривают страницы, читают текст, отвечают.

умеют удерживать учебную задачу.

воспитание интереса к истории культуры своего Отечества, понимание красоты человека.

— ориентироваться в своей системе знаний

(определение границ знания-незнания);

-слушать и понимать речь других;

— ориентироваться в тексте;

-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций;

— уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока.

Читайте также:  Мастер класс для воспитателей доу народные игры

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

— определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала

(знаний) на уроке и проводить его.

V. Выражение решения проблемы.

(VII. Итог урока. Рефлексия).

— Вспомните, чему мы должны научиться?

-Что мы с вами узнали?

-Всё ли Вам понятно?

Отвечают. Учащиеся повторяют цель урока, выясняют какие цели достигнуты.

формируют конкретные знания.

находят ответы на вопросы.

(способность к преодолению препятствий).

участвуют в коллективном обсуждении;

аргументируют свое мнение.

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

практическое задание – нарисовать модель в русском женском или мужском костюме (на втором уроке будем завершать данную работу в аппликации из ткани, бумаги, из подручного материала)

формируют конкретные знания.

VIII. Домашнее задание.

– Принести рабочую тетрадь, альбом, материалы для работы над проектом.

Предварительный просмотр:

Женский костюм русского Севера

Прочитайте внимательно текст, ответьте на вопросы.

Южный женский костюм

Прочитайте внимательно текст, ответьте на вопросы.

Прочитайте внимательно текст, ответьте на вопросы.

Прочитайте внимательно текст, ответьте на вопросы.

Прочитайте внимательно текст, ответьте на вопросы.

Правила работы в группе:

1. Участники выбирают руководителя группы.

2. Руководитель группы должен направлять работу участников так, чтобы все были задействованы, чтобы у каждого было поручение; проверяет правильность выполнения поручений.

3. Каждый участник группы должен сотрудничать друг с другом, слушать руководителя группы, обсуждать данную тему, отвечать на поставленные вопросы.

1. Группа выступает у доски перед классом.

2. У каждого участника группы должно быть выступление по теме.

4. Все элементы костюма должны сопровождаться надписями.

II. Рефлексия первого урока

На первом уроке вы хорошо потрудились, давайте выясним что у нас получилось, а что нет?

Найдите на своих партах «Карту работы на уроке». Ответьте на вопросы таблицы «Оцени свою работу на первом уроке.

Карта работы на уроке.

Тема урока Русский народный костюм

Оцени свою работу на первом уроке, заполнив таблицу.

Обведи баллы, соответствующие ответу

Я работал (а) с текстом и правильно ответил (а) на поставленные вопросы

Мне было легко находить в тексте ответы на вопросы

Мне было легко работать в группе

Моя группа правильно ответила на все вопросы, замечаний не было

При выполнении совместного задания, я с принимал мнение одноклассника (цы)

Я запомнил весь материал и могу его пересказать ещё раз

Считаю, что я могу оценить свою работу в

III. Постановка цели и темы на урок

Мы с Вами продолжаем изучать русский народный костюм. На втором уроке нам предстоит выполнить практическое задание –нарисовать модель в женском или мужском костюме.

Слайд №1 Перед этим мы должны рассмотреть такое понятие, как орнамент.

Вы знакомы с этим понятием. Что оно означает

Слайд 2. Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются

геометрические или растительные элементы.

Слайд №3. Какие формы орнамента вам известны?

Орнаменты классифицируются по трем формам : замкнутый, ленточный и сетчатый.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.

С етчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.

Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?

Ответы учеников: красный, белый…жёлтый, синий

Цвет в русском народном костюме всегда был символичным:

Красный цвет – жизнь, огонь, кровь.

Желтый – тепло солнца.

Синий, черный – тьма, горе.

Белый – свет, праздник.

В вышивке преобладает 4 цвета- красный, белый, синий, серый.

Орнамент располагают по подолу сарафана;

по середине сарафана;

нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,

наплечные – охраняли руки,

наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.

Итак, приступайте к работе. Сначала нужно прорисовать детали костюма, затем нанести орнамент, раскрасить шаблон. Вырезать фигуру по контурам. Приклеить фигурки к панно, чтобы получился «Хоровод.

Самостоятельная практическая работа учащихся.

В ходе работы звучит русская народная музыка. Учитель помогает тем, кто затрудняется.

Подведение итогов. Посмотрите какая красота у нас получилась.

Я вам предлагаю подвести итог второго урока в «Картах работы на уроке». Что у вас получилось, а что нет?

Ответьте на вопросы таблицы «Оцени свою работу на втором уроке»

Оцени свою работу на втором уроке, заполнив таблицу.

Обведи баллы, соответствующие ответу

Моя работа выполнена в срок, я всё успел

Моя работа выполнена верно, она соответствует заданию.

В своей работе я использовал примеры орнамента

В своей работе я сам придумал и разработал орнамент

Моя работа выполнена аккуратно

Через некоторое время я смогу повторить этот орнамент

Считаю, что я могу оценить свою работу в

У нас получилось замечательное панно. Оно будет прекрасным наглядным пособием к следующему уроку. Мы с вами изучим тему «Русские народные праздники».

Подобрать зрительный материал о народных праздниках (открытки, иллюстрации из книг и журналов)

Создать презентацию на тему: «Русский народный праздник»

Карта работы на уроке

Тема урока Русский народный костюм

Оцени свою работу на первом уроке, заполнив таблицу.

Обведи баллы, соответствующие ответу

Я работал (а) с текстом и правильно ответил (а) на поставленные вопросы

Мне было легко находить в тексте ответы на вопросы

Мне было легко работать в группе

Моя группа правильно ответила на все вопросы, замечаний не было

При выполнении совместного задания, я с принимал мнение одноклассника (цы)

Я запомнил весь материал и могу его пересказать ещё раз

Считаю, что я могу оценить свою работу в

6-5б – «5» 4 б – «4» 3б – «3» 1-2 б – «2»

Карта работы на уроке

Тема урока Русский народный костюм

Оцени свою работу на первом уроке, заполнив таблицу.

Обведи баллы, соответствующие ответу

Я работал (а) с текстом и правильно ответил (а) на поставленные вопросы

Мне было легко находить в тексте ответы на вопросы

Мне было легко работать в группе

Моя группа правильно ответила на все вопросы, замечаний не было

При выполнении совместного задания, я с принимал мнение одноклассника (цы)

Я запомнил весь материал и могу его пересказать ещё раз

Считаю, что я могу оценить свою работу в

6-5б – «5» 4 б – «4» 3б – «3» 1-2 б – «2»

Карта работы на уроке

Тема урока Русский народный костюм

Оцени свою работу на первом уроке, заполнив таблицу.

Обведи баллы, соответствующие ответу

Я работал (а) с текстом и правильно ответил (а) на поставленные вопросы

Мне было легко находить в тексте ответы на вопросы

Мне было легко работать в группе

Моя группа правильно ответила на все вопросы, замечаний не было

При выполнении совместного задания, я с принимал мнение одноклассника (цы)

Я запомнил весь материал и могу его пересказать ещё раз

Считаю, что я могу оценить свою работу в

6-5б – «5» 4 б – «4» 3б – «3» 1-2 б – «2»

Оцени свою работу на втором уроке, заполнив таблицу.

Обведи баллы, соответствующие ответу

Моя работа выполнена в срок, я всё успел

Моя работа выполнена верно, она соответствует заданию.

В своей работе я использовал примеры орнамента

В своей работе я сам придумал и разработал орнамент

Моя работа выполнена аккуратно

Через некоторое время я смогу повторить этот орнамент

Источник