Народный праздничный костюм народные праздничные обряды

Русский праздничный народный костюм

Разделы: Технология

Цель: познакомить детей с историей костюма и дать общее представление о взаимном проникновении материальной и духовной культуры, рассказать о быте, традициях и обычаях народа.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздник ждали, к нему готовились.
А какие наряды надевали в праздники? Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты – тем богаче считался хозяин дома и тем большей почет был хозяйке.
У донских казачек достаток мерялся, например, по числу юбок, которых было по пятнадцать-двадцать штук, а к ним для пары полагалась еще и кофта того же цвета.
Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями которых, как правило, не было в повседневной одежде.

img1 - Народный праздничный костюм народные праздничные обряды

Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашнее выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. Женщины носили – глухие сороки, кики, повойники, платки.

img2 - Народный праздничный костюм народные праздничные обряды

А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса – всему миру краса». Девушки носили – легкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи.

img3 - Народный праздничный костюм народные праздничные обряды

И конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. На их изготовление использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц.

img4 - Народный праздничный костюм народные праздничные обряды

Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую и дорогую одежду готовили а свадьбе. И нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.

img5 - Народный праздничный костюм народные праздничные обряды

Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы, фасоны.

img6 - Народный праздничный костюм народные праздничные обряды

В создании презентации (Приложение) была использована книга «Русский праздничный народный костюм» Издательство «Мозаика-Синтез». Художник Ольга Птушкина.

Источник

«Народная праздничная одежда». 5-й класс

Класс: 5

Презентация к уроку

Цели:

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II. Формирование новых знаний. Знакомство с особенностями праздничного народного костюма.

На экране появляется первая заставка презентации.

— Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о “ Народной праздничной одежде”, ее особенностях.

Русский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников.

Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки).

Сейчас мы внимательно рассмотрим фотографии женской одежды:

1. Праздничный костюм молодой крестьянки Тульской губернии

2. Праздничный костюм Воронежской губернии.

3. Праздничный костюм Орловской губернии

— Ребята! Давайте разберемся, из каких элементов состоят эти костюмы.

И внимательно рассмотрим репродукции исторических картин знаменитых художников, в которых есть изображение русского народного костюма.

1. “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме” — одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова. Образ крестьянки в этой работе передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией. Этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза — всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа.

Читайте также:  Народный рецепт для густоты волос

2. “Русская красавица в кокошнике” К.Е.Маковский.

Кажется, это о ней стихи А.С. Пушкина «Красавица»

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

Фигура девушки четко вырисовывается на фоне заснеженной улицы. Она стройна. Ее голова, покрытая высоким головным убором, горделиво поднята вверх. Белоснежная кожа лица покрыта легким румянцем. Одета она просто: малиновая шубка, из рукавов которой выглядывают изумрудной зелени рукава дорого наряда. В русую косу вплетена красная лента. Цвета яркие, насыщенные.

III. Постановка художественной задачи.

На основе эскиза, выполненного красками, работаем над аппликацией. Работу выполняем из кусочков ткани, тесьмы, бисера.

IV. Выполнение аппликации, на основе эскиза выполненного красками.

V. Подведение итогов, анализ работ.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка

Источник

Разработка урока по изобразительному искусству на тему «Народный праздничный костюм и праздничные обряды» (5класс)

Тема I . Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

Тема урока (7-8). Народный праздничный костюм и праздничные обряды.

Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и её истории посредством музыки и изобразительного искусства;

Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе).

Формировать представление учащихся об отражении в классической музыке народных праздников и обрядов. Формировать умения и навыки в работе с аппликацией, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса.

Оборудование и материалы.

Комплект художественных материалов (по выбору учащихся).

Репродукции с картин Б.М. Кустодиева, В. И. Сурикова и др.

Иллюстрации с изображением народных гуляний, русских народных праздничных костюмов.

Раздаточный материал (трафареты фигурок людей в характерных позах, распечатки образцов народных праздничных костюмов).

Сигнальные таблички. (Используются учащимися для рефлексии и при затруднениях при выполнении практического задания. Одна сторона белая, другая красная)

Валерий Леонтьев “Ярмарки краски”. И.Ф. Стравинский “Ярмарка” фрагмент из балета “Петрушка”.

Беседа о русских народных праздниках и обрядах, просмотр презентации “Ярмарка на Руси”.

Прослушивание музыки Стравинского из балета “Петрушка”.

Постановка художественной задачи для композиции, техники.

Групповое выполнение задания.

Окончание работы. Выставка и обсуждение работы.

Эмоциональное введение в тему.

Приветствие. Вход под музыку (Леонтьев “Ярмарки краски”).

Ярмарка искристая, ярмарка задорная
Кружится неистово, весело и молодо.
Народ, на ярмарку спеши
Танцуй и пой от всей души!

Работа по теме (изобразительное искусство) (Слайд №2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

Мотивация познавательной деятельности

Осень, яркая и солнечная, щедрая и богатая, пришла к нам. Принесла она плоды трудов наших, всё что выросло в поле, в огороде, в саду, в лесу. Осенью отмечается очень много народных праздников.

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу “делу время, а потехе – час”, крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни.

Изложение нового материала

Торговля шла с шутками и прибаутками, каждый расхваливал свой товар.

“ Ты постой, красотка, такого горшка – обыщи весь свет – не найдешь”.

То были первые, живые рекламные ролики. Люди с нетерпением ждали и готовились к ярмаркам – это был для них как большой праздник, на который шёл и ехал народ с разных губерний и волостей. Вот где можно было всё увидеть и услышать, найти товар на любой вкус и кошелёк. Ярмарки на Руси зародились в незапамятные времена. Возникали они всегда на пересечении торговых путей.

Работа по теме (музыка). (Слайд №10, 11, 12)

Такое звуковое разнообразие не могло не отразиться в музыке. В начале урока уже прозвучала песня “Ярмарки краски” из репертуара Валерия Леонтьева, но это не единственный пример. И.Ф. Стравинский посвятил этому событию в жизни народа целый балет.

. Стравинский — истинно русский композитор. Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного. Д. Шостакович

Детство Стравинского прошло в Петербурге, жить в котором, по его словам, “было захватывающе интересно”. Родители не стремились дать ему профессию музыканта, но вся обстановка благоприятствовала музыкальному развитию. В доме постоянно звучала музыка (отец композитора Ф. Стравинский был известным певцом Мариинского театра), имелась большая художественная и музыкальная библиотека.

С детского возраста Стравинского увлекала русская музыка. Десятилетним мальчиком ему посчастливилось увидеть П. Чайковского, которого он боготворил. “Героем моего детства” называл Стравинский М. Глинку. Высоко ценил М. Мусоргского, считал его “самым правдивым”. Дружеские отношения возникли с членами Беляевского кружка, особенно с Римским-Корсаковым и Глазуновым.

Рано сформировались литературные интересы Стравинского. Первым настоящим событием стала для него книга Л. Толстого “Детство, отрочество, юность”, кумирами в течение всей жизни оставались А. Пушкин и Ф. Достоевский.

Занятия музыкой начались с 9 лет. Это были уроки фортепианной игры. Однако в 1910 году Стравинский обратился к русскому фольклору, которого преломились в музыке балета.

В “Петрушке”, созданном для постановки в Париже, звучат популярные в начале века городские мелодии, оживает шумная пестрая картина масленичного гулянья, которой противопоставлена одинокая фигура страдающего Петрушки. Фрагменты из этого балета будут сопровождать творческую работу.

Практическая работа. Изобразительное искусство + музыкальное сопровождение (фрагмент балета Стравинского).

А теперь приступим к выполнению коллективной работы “весёлая ярмарка”, и на основе полученного материала изготовим фигурки людей для коллективной работы. При помощи шаблонов заготовьте детали к нашей будущей работе на тему “Весёлая ярмарка”. Вашему вниманию я предлагаю образцы народных костюмов (образцы на слайдах и распечатках).

Работа над эскизами: выбираем технику: либо выполняется рисунок красками, карандашами, либо аппликация из бумаги, кусочков ткани, ниток и других материалов (по выбору).

Выполнение задания (самостоятельная работа учащихся. Помощь учителя по мере необходимости).

Блины, блины, блины
Только что испечены,
С пыла, с жара,
Гривенник пара.

Только из печи
Налетай на калачи
Калачи, калачи
Мягки, горячи!

Вот орешки
Хорошие орешки,
Вкусные, на меду,
Давай в шапку накладу!

Читайте также:  Народный нарядный обрядовый выставка

Сами мы рязанские
Сельди – астраханские!
Давай – покупай!
Забирай – выбирай!

Иголки не ломки
Нитки, тесемки,
Румяна, помада,
Кому чего надо!

Булавки, иголки
Стальные приколки!

За один пучок,
Плати пятачок!

(Слайд 15) Подведение итогов.

Просмотр, составление общей композиции и выставка готовых работ, обсуждение и оценка.

Заглянули в старину мы –
Будто дождь омыл сердца.
Только не допели струны
Нашу песню до конца.

Всех не спеть нам славных песен
Не сказать всех добрых слов.
Край российский так чудесен
Вечно юн и вечно весел!

Что новое вы узнали на уроке?

Помогала ли вам музыка раскрывать образы персонажей ярмарки, её атмосферу?

Понравился ли вам урок?

(Для ответов используют сигнальные карточки).

Источник

Презентация к уроку изобразительного искусства по теме»Народный праздничный костюм и праздничные обряды» (5 класс)

presentation bg - Народный праздничный костюм народные праздничные обряды

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская ярмарка Народрный праздничный костюм и праздничные обряды

Люди с нетерпением ждали и готовились к ярмаркам – это был для них как большой праздник, на который шёл и ехал народ с разных губерний и волостей. Вот где можно было всё увидеть и услышать, найти товар на любой вкус и кошелёк.

На ярмарках показывали разных забавных животных. Например, дрессированных медведей! Они потешали народ как могли! Популярность медведей была велика!

Скоморохи и шуты тоже развлекали публику. Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая и ходя колесом, нахваливали их товар, выкрикивали запоминающиеся фразы. Торговля шла с шутками и прибаутками, каждый расхваливал свой товар. «Ты постой, красотка, такого горшка – обыщи весь свет – не найдешь». То были первые, живые рекламные ролики.

Перемены внес торговец Фурье, который первым предложил ввести торговые «ряды», расположив торговцев в линию и разделив покупателей и продавцов.

Б.Кустодиев «Сельская ярмарка»

Б.Кустодиев «Ярмарка в деревне»

В.Нагорнов «Ярмарка» «Ярмарка» — так назвал русский народ место ежегодной сезонной торговли и увеселений. И это название сохранилось до сих пор. Ярмарка обычно гудела, шумела! Благодаря ярмаркам на Руси развивались различные народные промыслы. Ярмарки возникали на пересечении торговых путей.

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Балет «Петрушка» был написан для постановки в Париже

Народные праздничные костюмы

Народные праздничные костюмы

Когда ярмарка заканчивалась, начиналась еще одна потеха: участники устраивали бои «стенка на стенку». И кто побеждал — тому на следующий год на лучших местах торговать!

placeholder 234x156 - Народный праздничный костюм народные праздничные обряды

placeholder 234x156 - Народный праздничный костюм народные праздничные обряды

placeholder 234x156 - Народный праздничный костюм народные праздничные обряды

0a14 0007ab33 54690c45 - Народный праздничный костюм народные праздничные обряды

01db 0006436a ad3d011a - Народный праздничный костюм народные праздничные обряды

a loader - Народный праздничный костюм народные праздничные обряды

Данная презентация знакомит учащихся с праздником ярмарки и отображением праздничного настроения в произведениях музыкального и изобразительного искусства. Сформирует представление об отражении в классических произведениях народных праздников и обрядов. Поможет развить творческую фантазию и активность при выполнении коллективной творческой композиции.

Номер материала: ДБ-793580

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

конспект урока и презентация «Народный праздничный костюм»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

picture 629644 1430642257 - Народный праздничный костюм народные праздничные обряды

конспект урока и презентация «Народный праздничный костюм»

Скачать:

Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Народный праздничный костюм» 5 класс

* способствовать развитию национального самосознания учащихся,

* формировать уважения к русской культуре,

* Познакомить учащихся с русским праздничным костюмом.

* Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

* Закреплять навыки работы с декоративной композицией.

* Развивать эстетическое мировосприятие.

* Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

* Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

I. Актуализация знаний.

В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм.

Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились. И так на Руси сложился целый комплекс замечательных праздников и замечательные народные традиции, которые дошли до наших дней. Давайте сейчас вспомним, какие народные, христианские, праздники вы знаете? (Перечисление традиционных праздников)

II. Формирование новых знаний.

«По одёжке встречают. »

Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание.

Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.

В силу климатических и культурных различий регионов России национальный костюм у русских не сложился в единых формах. Выделяются архаичный южнорусский понёвный комплекс (с юбкой из трех полотнищ — понёвой), более поздний северорусский комплекс с сарафаном и среднерусский смешанный комплекс, а также сформировавшийся под влиянием городской моды в конце XIX века комплекс «парочка» (с юбкой и кофтой) и ансамбль из цельного платья. Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах.

Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам поможет сегодня компьютерная презентация.

Давайте, сейчас повторим, какие детали старорусской одежды вы знаете? (Просмотр слайдов, ответы учащихся.)

Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток.

Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Читайте также:  Народная маска для обесцвеченных волос

Давайте сейчас посмотрим отрывок из замечательного фильма «Морозко». Обратите внимание на только на одежду героев, а и на головные уборы. (Просмотр Х.ф.)

После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение.

Головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII — XIX вв.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре.

Скажите какие наиболее распространенные элементы оберегового орнамента вы знаете и что они означают? (ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя).

Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.

С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами. Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.(Просмотр репродукций на слайдах)

У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений.

Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько килограммов.

Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.

А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса – всему миру краса». Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.(Демонстрация моделей из коллекции школьного музея)

В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева.

Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.

Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются?

Орнаменты классифицируются по трем формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.

Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.

Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?

Ответы учеников: В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.

Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. теме русской одежды есть еще один важный смысл.

III. Закрепление знаний.

Игра «Туесок » на узнавание понравившегося элемента костюма. Помощница держит плетеный туесок с записками, на которых написано название элементов народного костюма. Желающие учащиеся по очереди отрывают достают листочки показывают на помощнице названные части костюма.

IV. Практическая работа.

Задание: выполнить эскиз народного и праздничного костюма (зимнего или летнего), обговорить заранее величину фигур.

Выполнение практической работы сопровождается звучание музыки (русской народной).

Материалы: бумага, гуашь, акварель, кисти (крупные и мелкие)

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением народного костюма, компьютерная презентация, ученица в русской одежде, головные уборы из музея.

Музыкальный ряд: русские напевные мелодии, народная хороводная музыка и песни.

Учитель: ребята, мы с вами должны помнить, что крестьянство на Руси – хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме

V. Анализ работ. Подведение итогов урока.

В конце 2х часового урока выставка и обсуждение детских работ, в ходе, которой выявляются недостатки и самые удачные моменты и работы ребят. Методом всеобщего решения выбираются лучшие эскизы на школьную выставку.

Источник