Народный праздничный костюм технологическая карта урока изо 5 класс фгос

Технологическая карта урока по изобразительному искусству 5 класс 7 урок «Народный праздничный костюм»

1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма, с символикой цвета в одежде,

2. воспитывать интерес к народной культуре,

3.расширить знания основ цветоведения, развивать творческую самостоятельность, эстетический и художественный вкус.

Метапредметные: – развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Предметные: умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения

Личностные: воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество.

1.Самоопределение к деятельности.

Организация местоположения каждого ученика. Мотивирую учащихся на начало урока, высказываю добрые пожелания детям. Управляю ситуацией самооценки

Актуализация опорных знаний.

Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.

Коммуникативные : аргументировать свою позицию.

Регулятивные : уметь организовать место занятий.: правильность выбора учебных принадлежностей

Личностные : доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

2. Актуализация знаний, мотивация.

Подведение к теме и воспроизведение необходимых знаний. активирую знания учащихся, создаю проблемную ситуацию, предлагает ответить на вопросы, обращая внимание на предметы крестьянского быта (иллюстрации)

В мировой культуре, отражённой в образах искусства, всегда наделялись цветом, который не был случаен и нес определённую смысловую нагрузку.

С помощью символов люди искали способы сообщать друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. В символе форма и цвет тесно взаимосвязаны. Цвет – это форма языка, с помощью которого народы выражают философские и религиозные взгляды.

Сегодня на уроке мы познакомимся с народными костюмами, как они выглядели и какое значение имел цвет в одежде.

— Прочитайте пословицу. (Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.) (слайд 2)

— Как вы понимаете её смысл?

Соотносить особенности декора с мировосприятием наших предков.

Осознавать значение народного костюма как бесценное достояние культуры народа.

Познавательные : определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

— Уважительно относиться к культуре народного искусства;

понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

Регулятивные : целеполагание, умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение

Осознание необходимости получения новых знаний.

3. Постановка учебной задачи.

Познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма, его художественной ценностью. мобилизующее начало урока, постановка проблемного вопроса с последующей дискуссией

— В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности в одежде и люди строго придерживались местных традиций. Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, соотносить особенности костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Самостоятельное формулирование темы и цели урока, выбор материалов

планировать пути достижения цели.

Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные : Формулировать собственное мнение и позицию.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

4. Решение учебной задачи.

знакомлю детей с особенностями русского народного праздничного костюма, его особенностями и составляющими элементами. Мотивационным приемом служит использование презентации по теме «Русский народный костюм» для изложения нового материала. Сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды Развиваю творческого начала через умение видеть и составлять свой вариант народного костюма. Воспитываю нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.

— Рассмотрим мужской праздничный костюм. (слайд 3)

Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка). Мужская рубаха украшалась вышивкой. (слайд4) Её носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, синей, красной ткани. Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами.

Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы

Закрепляют полученные знания в игровой и частично исследовательской форме. Необходимо подобрать элементы костюма для Русских красавиц( вырезанных из бумаги), и найти различные элементы костюма по фотографиям на доске, закрепив стрелочки с названиями. Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. Уметь понимать и анализировать образный строй народного костюма. Понимать и анализировать образный строй народного костюма, соотносить особенности костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Познавательные формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии,

Формирование знаний и представления об основных элементах русского костюма, его художественной ценности. Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов графическими материалами.

Читайте также:  Народная сказка что муж ни сделает то и хорошо

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

— Сегодня вам предстоит выполнить эскиз русского праздничного наряда.

-Мы попробуем изобразить народный мужской костюм (работа с шаблоном)

Представьте себя в роли художника-дизайнера. Работу цветом начните с поиска общего цветового решения, затем переходите к работе над орнаментом.

Учащиеся выбирает для себя технику выполнения работы, каждый выполняет задание в меру своих способностей и умений, Учащиеся под музыку выполняют творческое задание.

Познавательные : Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате творческой работы.

Личностные : уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

Создание эскизов народного праздничного костюма

с использованием различных техник и материалов

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)

Выставка рисунков. (самооценивание). Оценивать собственную художественную деятельность с точки зрения выразительности декоративной формы. Просмотр и обсуждение выполненных работ

Коммуникативные : управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Личностные :
уметь видеть и исправлять ошибки; уметь самостоятельно оценить свою работу .

Познавательные : овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. Воспитание чувства гордости, уважения и восхищения «великим бытовым искусством», обогащавшим жизненный уклад русского крестьянина

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Сегодня я выступил (а) в роли…

— Я на уроке научился(лась)…

— Делать своими руками – это…

Беседа по вопросам:

Регулятивные: : выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Личностные : доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

8. Домашнее задание.

Подобрать материал о женском народном костюме

Запись д/з в дневник.

Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Источник

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе «Народный праздничный костюм»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ»

Учитель: Павлова Ирина Владимировна (ГБОУ школа 476)

Тема: «Народный праздничный костюм »

Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.

Планируемые результаты: В познавательной сфере:

— давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, штаны-порты;

— описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

— анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

— Знание народных традиций;

— Чувство гордости за русскую культуру;

— Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

— Прогнозировать ситуацию будущих событий.

— Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

— Устанавливать причинно следственные связи.

— Давать определения понятиям.

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

— Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской)

Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты.

Ресурсы: Учебник, раздаточный материал, презентация, разработанная учителем, рисунки с изображением русских народных костюмов

Т ехнологическая карта изучения темы

1-этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

— Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

— А это моё настроение… Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

2-й этап. Актуализация. Определение темы занятия

Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся.

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

Ребята, я хотела вам прочитать стихотворение, но оно у меня совсем вылетело из головы,. да еще и я его все растеряла, готовы ли вы мне помочь собрать его?

Посмотрите внимательно, может, где попались кусочки моих листов?

Важною «павой», «душой голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина.

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха

(Черное — скорбь, что на родине свято),

По подолу, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою;

Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви.

Шею украсили бусы, мониста,

Читайте также:  Лечение молочницы и цистита народными средствами

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью златой:

Кика, сорока — убор молодицы,

Сборник, повойник — убор для старухи.

Самый красивый — убор молодухи.

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися

-Ребята, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков русский народный костюм?

Собрали стихотворение в единое целое

Из которого вынесли тему урока

Сегодня мы рассмотрим русские народные костюмы.

Рассматривают изображения мужского и женского костюмов

— Определим из каких элементов состоит женский и мужской костюм;

Рассматривают изображения костюмов народов России

— Определим различие костюмов разных территорий России.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно.

самостоятельное выделение познавательной цели,

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3 этап выявления места и причины затруднения

— Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрабабушка?

— Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?

— Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

— Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье?

Показ презентации и эскизов костюмов

Умение анализировать и обсуждать;

Оценивание объективных трудностеё

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4 этап построения проекта выхода из затруднения

Предлагает игру «Наряди куклу».

Показ выполнения работы на доске ( учитель выполняет поэтапно эскиз костюма на доске)

Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата)

Формулирование в коммуникативной форме конкретной
цель своих будущих действий, устраняющих причину
возникшего затруднения;

Умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения

5 этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталоиИтогину

Учитель дает самостоятельную творческую работу:

На основе увиденного материала о костюме выполните эскиз костюма по выбору(мужской или женский). При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека.

Демонстрируют умения работать над эскизом русского народного костюма ;

Умение управлять поведением и деятельностью

Умение организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.

6 этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Предлагает презентовать творческую работу

Демонстрируют свою работу

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели

— Чему мы учились на уроке?

— Что нового и интересного узнали?

— Какие существуют основные элементы в русском народном костюме?

— Чем отличается «Северный» костюм от «Южного»?

Осознанно строят выводы

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их

Осуществляют итоговый контроль

Оценка ( выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8 этап- домашнее задание

Задаёт и комментирует домашнее задание

Предлагает найти материал о русских народных праздниках и обрядах.

1 уровень – просто найти:

2 уровень – представить в письменной форме;

3 уровень- представить в письменной форме с презентацией

Осознанно фиксируют информацию

Номер материала: ДБ-262346

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Технологическая карта по ИЗО 5 кл «Народный праздничный костюм»

Учитель: Гудочкина Майя Фёдоровна

Тема: «Народный праздничный костюм »

Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.

Планируемые результаты: В познавательной сфере:

— давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, понева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

— описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

— анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

— Знание народных традиций;

— Чувство гордости за русскую культуру;

Читайте также:  Лечение впч народными средствами внутрь

— Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

— Прогнозировать ситуацию будущих событий.

— Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

— Устанавливать причинно следственные связи.

— Давать определения понятиям.

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

— Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской)

Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты, зипун.

Ресурсы: Учебник, раздаточный материал, презентация, разработанная учителем, рисунки с изображением русских народных костюмов

Технологическая карта изучения темы

— Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

— А это моё настроение… Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся.

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

1) что использовали люди в древности для защиты себя и своего жилища (символы)

2) неизменная спутница крестьянских женщин (прялка)

3) цвет, который олицетворял собой мужское начало (красный)

4) предмет для новорожденного (люлька)

5) элемент прялки (лопасть)

6) главный символ в древнем народном искусстве (солнце)

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися

-Ребята, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков русский народный костюм?

Получили ключевое слово урока- КОСТЮМ

Сегодня мы рассмотрим русские народные костюмы.

— Определим, из каких элементов состоит женский и мужской костюм.

(рассматривают изображения мужского и женского костюмов)

— Определим различие костюмов разных территорий России.

(рассматривают изображения костюмов народов России)

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно.

Самостоятельное выделение познавательной цели,

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

— Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка?

— Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?

— Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

— Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье?

Показ презентации и эскизов костюмов, которые подготовлены учащимися старших классов

Умение анализировать и обсуждать;

Оценивание объективных трудностей

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Даёт самостоятельную творческую работу:

На основе увиденного материала о костюме выполните эскиз костюма по выбору (мужской или женский). При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека.

Демонстрируют умения работать над эскизом русского народного костюма;

Умение управлять поведением и деятельностью

Умение организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.

5 этап- первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Предлагает презентовать творческую работу

Демонстрируют свою работу

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели

— Чему мы учились на уроке?

— Что нового и интересного узнали?

— Какие существуют основные элементы в русском народном костюме?

Осознанно строят выводы

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их

Осуществляют итоговый контроль

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Задаёт и комментирует домашнее задание

Предлагает найти материал о русских народных праздниках и обрядах.

1 уровень – просто найти:

2 уровень – представить в письменной форме;

Осознанно фиксируют информацию

Номер материала: ДБ-595827

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник