Народный праздник 4 класс рисование

ИЗО «Народные праздники»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

К нам сюда скорее просим,

Подходить честной народ!

Дружно праздники встречайте!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рахова Елена Васильевна,

учитель начальных классов

Урок изобразительного искусства, 4 класс, УМК «Школа России»

Изобразительное искусство в 4 классе

по программе Б.М.Неменского

Учитель МБОУ «СОШ №21» Нижнекамского муниципального района

Рахова Елена Васильевна, I категории, пед.стаж – 29 лет

Тема урока: «Наши праздники»

Тип урока: комбинированный

Воспитывать бережное отношение к народным традициям, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов коллективной работы. Развивать творческие способности, наблюдательность, память, графические навыки, умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям Б.Кустодиева, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, эстетической оценке произведений художника Б.Кустодиева.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы росписи, разнообразные приемы работы, создать узор на бумажных костюмах фигурок людей.

Зрительный ряд: репродукции картин художника Б.Кустодиева, иллюстрации с народными костюмами.

Литературный ряд: русский фольклор, И. Токматова “Ярмарка”

Оборудование: для учителя: репродукции, методические таблицы, наброски людей в движении, таблицы для словарной работы;

для учащихся: большой лист бумаги, альбомный лист, акварель, гуашь, ножницы, клей-карандаш.

Названия праздников (на доске): Покров, Рождество, Навруз, Масленица, Пасха, Сабантуй.

К нам сюда скорее просим,

Подходить честной народ!

Дружно праздники встречайте!

-Назовите тему урока?(…)

-Что такое праздник?(…)

-Как вы понимаете выражение «праздничное настроение»?(…)

-Какова цель нашего урока?(…)

-Какие праздники вы знаете и любите?(…) Эти праздники мы отмечаем в наши дни. А кто назовет праздники, справляемые вашими прабабушками и прадедушками?(…)

на доске: Покров, Рождество, Навруз, Масленица, Пасха, Сабантуй.

-Наша страна многонациональна. У каждого народа есть свои праздники.

Праздником народ считал важное событие в своей жизни, например: смена времен года, завершение полевых работ. Праздники раскрывают душу человека, его характер.

-Русский народ провожал зиму, встречал весну. Какой это праздник?(…)

-Какая главная традиция этого праздника?(…) Сжигают чучело-символ зимы.

-Татарский народ отмечает завершение посевных работ праздником …(…)

-Народные праздники были всегда веселые, наполненные песнями, танцами, хороводами, играми, ярмарками. [Ярмарка] – табл.

На ярмарку! На ярмарку!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут друзья.

В словаре : ярмарка – ежегодный рынок, повторяющаяся распродажа товара.

-На праздники обычно люди одевали свои лучшие наряды. Рассмотрите народные костюмы.

Русские народные костюмы

Татарские народные костюмы

-Что общего в этих нарядах?(…)(Узоры)

-Как можно их по другому назвать?(…)(Орнамент)

[Орнамент] – табл. – Прочитаем по слогам, проговорим с ударением.

-Любой народный костюм украшается орнаментом. Орнамент является оберегом.

[Оберег] – табл. – Подумайте, какой здесь корень? Подберите однокоренные слова.

-Орнаменты хозяйки вышивали для защиты от недобрых духов.

-Посмотрите на репродукции картин русского художника Б. Кустодиева

-Что вы видите здесь?(…)

-Как бы вы назвали эти картины?(…)Почему?(…)

-Художник назвал их «Масленица», «Ярмарка». Прикрепите названия под картинами. Что хотел показать в картинах художник?(…)

(веселье, радость, хорошее настроение)

-Какими художественными средствами ему удалось донести до зрителя: веселье, восторг, праздничность?(…)

(яркими красками, нарядами, веселыми лицами, движениями людей)

Ярмарка, ярмарка
Огневая, яркая
Плясовая, жаркая
Глянешь – налево
Лавки с товаром.
Глянешь – направо
Веселье – даром.

Читайте также:  Народные способы лечения повышенного холестерина

-Вспомните, когда вы были в последний раз на народном празднике?(…)

-Какой это был праздник?(…) Что вы там видели?(…)

-Давайте нарисуем свою картину на тему «Наши праздники» на этом листе».

-Возможно ли коллективно создать сюжет по данной теме?(…)

-Работа будет коллективная. Выберете одного ученика – он будет рисовать пейзаж.

-А что же будут делать остальные?(…)

(Рисовать фигуры людей, вырезать, наклеивать)

-Ваша задача – нарисовать людей для нашей картины, придавая им движение, улыбку. Фигуры людей мы уже рисовали, если подзабыли, то нам поможет игра и наброски.

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Танцующая фигура замри!

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Поющая фигура замри!

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Фигура борца замри!

— Какие позы вам больше всего понравились, нарисуйте их. Людей одевайте в народные костюмы

Индивидуальная помощь учителя.

-Что вы нарисовали?(…)(Праздник)

-Какое настроение вызывает праздник?(…)(Радость)

-Какое у вас настроение?(…)

-Как вы себя чувствовали на уроке?(…)

-Оцените свою работу через «смайлы», выберете свое настроение и приклейте в углу картины.

-Молодцы! Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы.

В сценарии представлен вспомогательный материал для проведения праздника в 1 классе » Прощай,Азбука!».

Сенмейные праздники в традициях народов.

Семейные праздники в традициях народов.

Конспект открытого урока по ОРКСЭ. ( «Основы религиозных культур и светской этики».

Источник

Презентация по ИЗО на тему «Народные праздники» (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Богиня всей Судьбы. Макошь (Мокошь) покровительствовала женским домашним ремеслам, но также влияла и на плодородие. Главным ее занятием было прядение. Из дней недели Мокоши посвящалась пятница. Из уважения к богине в этот день женщины не пряли и не стирали.

Корочун • Коляда (Овсень / Таусень) • Святки • Васильев вечер / Щедрый вечер • Сочельник • Рождество • Трифонов день • Сретенье / Громницы • Масленица • Веснянки • Никита Водопол • Чистый четверг • Пасха / Велик день • Красная горка • Радоница • Юрьев день • Семик (Ярилин день / Русальная неделя) • поминки • Троица • Иван Купала • Петров день • Ильин день (Перунов день) • Медовый Спас • Яблочный Спас • Третий Спас • Дожинки • Покров • Дмитриев день • Никола зимний

Номер материала: ДВ-121987

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по ИЗО «Русские народные праздники» 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русские народные праздники

Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления.

Народный праздник раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться

На праздник крестьяне надевали не простые наряды, а традиционные праздничные костюмы.

Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму

Каждый этап земледельческого года отмечался в крестьянском быту. Народ, умеющий хорошо работать, умеет и веселиться. В. Кустодиев. Праздник в деревне

Все в жизни меняется, а праздник остается. Сохраняется веселье, нарядные одежды, подарки, специальная вкусная еда, песни, пляски и обычаи.

Во все времена и у всех народов наступление нового года считалось праздником, но не всегда этот день приходился на 1 января. Впервые календарь в котором Новый год начинался 1 января, ввел римский император Юлий Цезарь. У славян новый год начинался 1 марта, на Руси 1 сентября в начале осени. И только в 1700 году царь своим указом перенес празднование нового года на 1 января. Назовите имя этого царя.

Читайте также:  Народные маски для роста волос проверенные

Этот народный праздник всегда праздновался очень шумно и длился целую неделю. Главный символ праздника по своей форме напоминает нам солнце, так как наши предки славяне особо почитали бога солнца Ярилу. Назовите символ масленицы.

Куклу из соломы Масленицу, наряженную в кафтан и обутую в лапти, с песнями катали на санях, а потом торжественно сжигали. Так заканчивался последний день Масленицы.

Какой это праздник?

Как называется этот праздник?

Источники изображений: http://farm9.staticflickr.com/8515/8443282188_af8b8f3e70_b.jpg фоновый рисунок http://студиякрасок.рф/images/header_drops_left.png декоративный элемент http://студиякрасок.рф/images/subpage_corner_drops.png угловой декоративный элемент

Номер материала: ДБ-1395444

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе «Народные праздники» по программе Б.М. Неменского

Презентация по изобразительному искусству в 4 классе по теме «Народные праздники» по программе Б.М.неменского.

У каждого народа есть праздники. Праздник – это не только веселье. В том, как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках. Ярко проявляется душа народа, его характер. Хорово?д— древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия. Русский хоровод для славян издавна был не просто танцем, это образ жизни, своеобразный ритуал, сопровождавший наших предков во времена всех важных жизненных событий.

К хороводам готовились тщательным образом, подбирали красивые наряды. Для молодых парней и девушек хоровод был отличным поводом приглядеть себе подходящую пару. Русские народные хороводы, как традиция, возникли еще в языческие времена, когда люди поклонялись Солнцу как главному божеству. Танцуя хоровод, люди прославляли источник тепла и света, благодарили природу за благосклонность и щедрый урожай, а также просили покровительства у сил природы.

Русский народный хоровод традиционно водили весной, летом и осенью, а зимой танцы на природе приостанавливались до наступления теплых дней.

Русские хороводы с древних времен и по сей день являются воплощением единства и дружбы русского народа, показывают ширину русской души, а также выполняют свое непосредственное назначение – благодарить природу за щедрость и доброту.

«Ивана купала» — самый магический праздник древних славян, воспевающий величественную силу природных стихий – огня, воды, ветра и земли. В этот праздник с раннего утра и до поздней ночи совершается множество магических обрядов и ритуалов, которые сопровождаются купальскими народными песнями, хороводами и традиционной едой и очищающими кострами.

Гадание на славянский праздник летнего солнцестояния Купалу, сплетенные венки бросаются в реку и по их поведению определяется дальнейшая судьба её владелицы.

Костры зажигали вечером. Сигналом для возжигания костра служил заход солнца. Костры устраивали на возвышенностях по берегам рек, озёр, прудов или на перекрестках дорог. Иногда в селении разводили несколько костров. Для разжигания костра приглашали наиболее уважаемых в общине стариков.

С древних времен и до сих пор летом, во время буйства цветов девушки плетут венки, разные, из любых цветов, какие попадутся. В древней Руси венок всегда был главным украшением девиц и женщин и являлся обязательным атрибутом во время проведения праздников. На венок возлагали большие надежды. Само слово «Венок» произошло от старославянского в?но «дар». Венок представляет собой плетёное из трав, веток, цветов, кольцо, которое надевается на голову в виде украшения.

Венки существовали в древней Греции, где ими награждали победителей различных соревнований, героев, воинов, правителей, в Риме, в Китае, в Индии.В древности каждый вид венка состоял из определённых растений, например, на русальной неделе и в праздник Купалу, в венок вплеталась полынь, как средство против нечистой силы. К тому же, венки, которые состоят из определённых трав и надетые на голову, являются настоящей ароматерапией, которая способна подарить благотворное состояние, настроить на нужный лад и даже помочь в излечении некоторых болезней.

Читайте также:  Лечение повреждения мениска коленного сустава народными средствами

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе «Народные праздники» по программе Б.М. Неменского»

Русский народный праздник

Учитель изобразительного искусства:

Остова Тамара Анатольевна

Праздник Ивана Купала

Источник

Конспект урока ИЗО «Народные праздники.» (4 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству

Тема: Народные праздники.

Цели: пояснить роль праздника в народной жизни; познакомить с разнообразием русских праздников; провести эстетическую оценку праздника в жизни и в художественном изображении; развивать навыки коллективной творческой работы; познакомить с терминами «скученность», «акцент».

Тип урока: изучение нового материала.

Предметные результаты : учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни русского человека, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, эстетической оценке произведений художника Б.Кустодиева.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

— Что разбирали на прошлом уроке?

— Какие детали русского народного женского костюма вы знаете?

— На каком портрете вы изучали детали женского праздничного костюма?

— По каким признакам можно отличить праздничный костюм от наряда повседневного?

— Какие вы знаете приметы праздника?

— По каким признакам можно догадаться, что сегодня праздник?

Наш разговор не зря коснулся праздничных примет, потому что сегодня вы будете не только вспоминать приметы праздника, но и изображать их на своих панно. Для большинства из нас праздник – это веселье и приятно проведенное время. Праздничный день связан с тем, что чаще всего в этот день люди не работают, отдыхают. Настоящий праздник отличают своя атмосфера, особая полнота и глубина переживаний, поэтому он отличается от остальных дней еще тем, что люди надевают свои лучшие наряды, на стол ставят угощение, часто дарят друг другу подарки.

— Назовите ваши любимые праздники.

— А какие еще вы знаете праздники?

Самые древние праздники народные, или, как их еще называют, фольклорные. Чаще всего они связаны с изменениями в природе, с календарем, поэтому получили название «календарно-обрядовые праздники». Ведь в древности вся жизнь человека была связана с природными сезонными изменениями. Наступала весна – люди пахали пашню, сеяли семена. Тогда обращались к природе с просьбой быстрее прогнать зиму и ускорить приход весны. Летом ухаживали за урожаем, и праздники тогда были специальные – просили солнышко посильнее греть, а дождик – пашню поливать.

— Чем отличается праздничный день от будней?

— Что происходит в праздничные дни?

— Какие праздники являются самыми древними?

Сегодня вы будете работать над изображением народного праздника.

IV . Работа по теме урока

Работа с учебником с.40 – 41.

— Рассмотрите картины и расскажите, какие приметы праздника передал на них художник.

— Рассмотрите фрагмент картины Б. Кустодиева «Сенокос».

— Чем заняты люди, изображенные на этой картине?

— Как одеты? Сравните одежду людей на двух картинах Б. Кустодиева – «Праздник в деревне» и «Сенокос».

— Расскажите об отличиях повседневной одежды от праздничной, деревенской обуви от обуви праздничной.

VI . Продолжение работы по теме урока

— Что означает слово «ярмарка»? ( большой торг, рынок, базар)

— Что означает название «Осенняя ярмарка»? Чем на такой ярмарке будут торговать в первую очередь? Наверное, дарами осени – овощами и фруктами. Помимо этого могут продавать воздушные шары и цветы, игрушки и сласти. Но, кроме торговли, на ярмарке устраивают развлечения. Это могут быть аттракционы – качели и карусели. Запомните слова, которые станут девизом на уроке: Ярмарка веселая, ярмарка цветная,

Приходи, хорошая, приходи, родная!

— А теперь разделимся на группы. В группах распределяете обязанности. Ваше задание: нарисовать ярмарку.

VII . Подведение итогов урока

— Расскажите, что вы изобразили?

— Какую роль каждый из вас принял в подготовке коллективной работы?

Источник