Народный праздник адыгейцев фото

Традиции и обычаи адыгов

Адыги – это коренной народ Северного Кавказа и Сочинского Причерноморья. Их корни на территории современной республики Адыгея уходят в глубокие тысячилетия. Они являются потомками носителей древней меотской культуры. Обжитые земли покидают неохотно, общая численность адыгов 125 тысяч человек, распределяется следующим образом:

Давайте познакомимся с традициями и обычаями этого гордого горского народа, уважающего законы предков и свято чтящего воинскую доблесть и человеческое достоинство.

Социальное устройство адыгского общества

Адыгское общество — это конгломерат разрозненных племен (субэтнических групп), каждая из которых обладала своим геополитическим устройством, традициями и обычаями. К началу XX столетия складываются устойчивые современные этнические подгруппы, которые дошли до наших дней. Иноземцам, в том числе русскими, эти племена назывались черкесами. Самоназвание же этого народа «адыгэ». Более привычное для нас адыги. Самые крупные этнические группировки вошедшие в состав адыгов: адыгейцы, шапсуги и кабардинцы.

В начале-середине XIX века адыгское общество в своем развитии принадлежало к феодально-рабовладельческому строю. Сословная иерархия была незыблима. Князь — управлял, дворяне — воевали (защищали свои земли и захватывали сопредельные территории), крестьяне и рабы трудились (собирательство, охота, земляделие, садоводство). Мезальянсы были не мыслимы. Никогда князь не мог жениться на простолюдинке. При этом в противовес аристократическому управлению князя существовали племена, где власть принадлежала выборным старейшинам — некий элемент демократии, который ограничивал власть знати.

Сторогие сословные рамки регламиентировали обязанности в общине, быт и поведение ее членов. При этом существовали в обществе адыгов уникальные обычаи, которые, порой стирали сословную разницу. Аталычество — обычай отдавать маленького ребенка князя в семью уважаемого знатного адыга. Там он воспитывался наравне с другими детьми, изучал кодекс правил поведения и обязанностей адыгов — «Хабза». В родительский дом мальчики возвращались уже взрослыми мужчинами — в возрасте 16-ти (шестнадцати) лет, а девочки только перед замужеством.

Прошли годы, но правильное воспитание по сей день в высокой цене у черкесов: высокая культура, нравственность, уважительность к окружающим и храбрость — эти качества не отделимы от образа и современного адыга. Как нельзя лучше характеризует «правильный тип поведения» старая черкесская мудрость, она заставляет задуматься в определенный момент: «Разве ты не адыгеец?».

Воинская доблесть и честь

Далеко за пределами своей Родины адыги прослыли храбрыми войнами. Воинской науке черкеса обучали с детства. Еще в колыбели он слышал старые песни и были о том какой великий народ черкесы и какая судьба отважного война ему уготована. Бабушка склонялась над младенцем и произносила старые слова, которые передавались из уст в уста ни одно поколение.

Только смелостью настоящий адыг и мог привлекать к себе внимание, так как наравне с храбростью в адыгах ценилась скромность. Адыги считали: в центре внимания человек может быть только 3 (три) раза в жизни — в момент появления на свет, в день свадьбы и в день смерти. Каждый из них имел свои традициями и обряды.

Читайте также:  Лечение паховых лимфоузлов у женщин народными средствами

Рождение ребенка. Каноны и обычаи

Когда в доме рождался ребенок на крышу дома отец вывешивал флаг. Пестрый флаг – родилась девочка, однотонный — мальчик. Пусть все знают — в дом пришла радость. В перый год жизни нового члена семьи во дворе дома дедушка по отцу сажал дерево. Ухаживать за ним позже будет подрастающий черкесс. Как растет это дерево, так и ребенок набирается разума и воспитания.

Все что нужно малышу (пеленки, распашенки, игрушки и т.п.) готовят уже после его рождения. Делать это заранее не принято. Постельные принадлежности собирают родственники со стороны матери. Почевать на белье, приготовленном родственниками отца — дурная примета, сулит в будущем малышу несчастье в браке. А вот в колыбельку ребенка укладывает его бабушка по отцу.

Женская половина дома

Заключение брака — один из самых удивительных и необычных канонов адыгского общества. Обычай вобрал в себя простоту и рациональность гармонии с природой. Автолитарное общество здесь демонстрирует огромное уважение к личности человека и его свободе выбора.

Девушке сама выбирала жениха по сердцу. Ни когда отец не мог навязать ей свою волю. Объяснение этому кроется в канонах адыгского традиционного общества: семья должна быть крепкой и счастливой, разводы не приветствуются. Лучшая основа крепкой семьи – любовь и взаимоуважение.

Период сватовства не быстрый. Молодые парни и девушки встречаются на праздниках и гуляниях, приглядываются друг к другу. Девушки приглашают юношей в гости. Девушке разрешается принимать гостей дома в своей комнате, здесь они беседуют, знакомятся с претендентами на «руку и сердце». Не возбраняется одной девушке принимать нескольких юношей, а юношам знакомиться с несколькими девушками. Если возникли взаимные чувства и юноша определился с выбором, он делает девушке предложение. При согласии невесты, назначается день свадьбы. Вот только гарантии что свадьба произойдет нет до последнего момента. Если девушка передумала, она может забрать свое слово — до момента входа гостей в ее дом в день свадьбы. Делается это в весьма деликатной форме, причины не объясняются. На отказ не обижаются, это традиция.

Свадьба проходит традиционно для Кавказа. Родители невесты и жених на свадьбе не присутствуют. Молодые находятся в разных домах, в компании своих друзей. Родственники жениха привозят в семью невесты символический «калым» — знак уважения к будущим родственникам. Родители девушки в свою очередь передают в ее будущий дом приданое. В дом зятя родственники невесты не ходят. Для них есть отдельная дверь и быть в новом доме дочери они могут совсем короткое время, не более пары часов.

Читайте также:  Названия русских народных сказок на английском языке

Свадьба проходит весело. Невесту обсыпают монетами, сладким и зернами, а в дом она входит по шелковому полотну. Считается, что под порогом дома живут души предков, Невесту вносят в дом на руках, чтобы она не потревожила усопших. По доброму обычаю каждый должен помочь молодой семье, все гости дарять подарки.

Помочь молодой семье дело святое

Есть и другие традиционные обычаи. Например, бабушка жениха собирает узелок с пожитками и демонстративно уходит из дома, громко провозглашая, что молодая хозяйка выгоняет ее из родных стен, не ужиться двум хозяйкам под одной крышей. Молодая, в свою очередь, уговаривает ее вернуться, уверяет, что будет уважать и любить. В конце концов старшая хозяйка возвращается, воцаряется «мир».

Персона женщины в адыгской семье довольно значима. Да, она беспрекословно подчинялась мужу, но супруг ни когда не мог ее бить или наказывать. Женщина — хозяйка дома, хранительница очага. Несмотря на то, что с конца XVIII века адыги окончательно приняли мусульманство, многоженство так и не прижилось на Кавказе.

Обряд прощания с усопшим сложился довольно давно. Основу похоронного процесса составляют мусульманские обычаи.Над умершим читают молитвы, тело заворачивают в белую ткань, после похорон раздают близким его одежду. Однако есть внимательно погрузиться в исследование траурной церимонии, то можно найти доисламские черты:

Традиции адыгов в современном обществе

Многие древние обычаи на Кавказе существуют по сей день. Современные адыги предпочитают умеренность в еде, не многословны и сдержаны в чувствах на людях. Если кто-то просит помощи у соседей или родных, они непременно должны прийти на выручку. Традиции адыгского гостеприимства подкупают каждого, кто посещает этот благословенный край. Гостя подчуют лучшими блюдами, дают лучшее место, обеспечивают безопасность не только в гостях, но и по дороге домой…

Чтобы погрузиться в традиции адыгов надо обязательно посетить республику. Наиболее востребованные туры в Адыгею представлены ниже:

Источник

Черкесский новый год не стал популярным семейным праздником в Адыгее

В столице Адыгеи официально отметили черкесский новый год торжествами на Площади единения и согласия. Этот праздник некоторые семьи отмечали со времен, когда он не имел внимания со стороны государственных структур. Однако широкого распространения в качестве семейного праздника черкесский новый год не получил.

21 марта в Майкопе на Площади единения и согласия прошло празднование адыгского нового года, передает корреспондент «Кавказского узла».

О том, что 21 марта в столице Адыгеи пройдет празднование адыгского нового года, написал автор сообщения, поступившего на sms-сервис «Кавказского узла».

Читайте также:  Народные средства при переломе плечевого сустава

Ежегодный народный праздник встречи нового года по адыгским традициям отмечается не впервые, сказала «Кавказскому узлу» специалист Министерства культуры Адыгеи Лиана Ачмиз.

Масштабной традиции отмечать адыгский новый год в семьях нет

У адыгов отмечались два праздника, которые можно интерпретировать как встречу Нового года, рассказала «Кавказскому узлу» кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культуры адыгов Адыгейского госуниверситета Зарема Цеева.

Адыги (или черкесы) — общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Адыги проживают в России в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Северной Осетии и на Ставрополье, говорится в справке «Адыги» в разделе «Справочник» на «Кавказском узле».

Этот день тоже можно интерпретировать на наш современный взгляд как встречу нового года, добавила она.

Навруз – праздник Нового года (21 марта) по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. В последнее время приобрел значение праздника весны и обновления. В зависимости от региона название праздника варьируется. На Северном Кавказе Навруз отмечается в Дагестане, особенно в Акушинском и Лакском районах, говорится в справке «Навруз», опубликованной в разделе «Справочник» на «Кавказском узле».

Масштабной семейной традиции отмечать этот праздник нет. Но если семья хочет, она может отметить. Но сейчас это больше общественный праздник

Однако, как полагает кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник КБИГИ Заурбек Кожев, этот праздник нельзя называть черкесским новым годом.

Бешто рассказал о семейной традиции празднования черкесского нового года

Руководитель общественной организации «Кабардинский конгресс» Аслан Бешто заявил «Кавказскому узлу», что относится положительно к празднованию черкесского нового года, «как к любому этническому или национальному празднику».

Нефляшева: празднование адыгского нового года связано с возрождением языческой традиции

В Северной Осетии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии во второй половине 2000-х практически стали государственными праздники, основанные на традиционных верованиях и земледельческом календаре, среди которых есть адыгский новый год, отметила старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Наима Нефляшева.

Имам мечети поселка Яблоновский Анзор Дзеукожев из Адыгеи, один из образованнейших имамов-черкесов нового поколения, публично не поддержал празднование Нового года 21 марта, считая такие нововведения языческими и уводящими людей от истины единобожия

Она отметила, что в Адыгее 21 марта, в день весеннего равноденствия, уже несколько лет празднуется адыгский Новый год. В Майкопе торжества проходят на Площади единения и согласия перед Национальным музеем, где организуется факельное шествие, танцуют адыгские танцы, проводят народные игры, раздают обрядовую пищу.

Автор: Ася Капаева; источник: корреспондент «Кавказского узла»

Источник