Народный праздник для родителей доу

Консультация для родителей: «Народные праздники»
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей :»Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольников»

Скачать:

Предварительный просмотр:

(консультация для родителей)

Один из самых любимых праздников на Руси – Пасха. В этот день верующие отмечали воскресение из мертвых Иисуса Христа. Специально для этого праздника готовили особенные угощения. Пекли куличи, делали творожную пасху и красили яйца. В пасхальное воскресенье люди посещали церковь, потом вся семья собиралась за праздничным столом. И сейчас традиция празднования Пасхи сохранилась в нашей стране. А что может быть интереснее, чем расписывать пасхальные яйца и украшать куличи.

Праздник Троица соединял весну с летом. Символ праздника – береза. На растущих березах завивали ветви, переплетая их друг с другом, а также с травой, цветами, лентами.

Предварительный просмотр:

(консультация для родителей)

Один из самых любимых праздников на Руси – Пасха. В этот день верующие отмечали воскресение из мертвых Иисуса Христа. Специально для этого праздника готовили особенные угощения. Пекли куличи, делали творожную пасху и красили яйца. В пасхальное воскресенье люди посещали церковь, потом вся семья собиралась за праздничным столом. И сейчас традиция празднования Пасхи сохранилась в нашей стране. А что может быть интереснее, чем расписывать пасхальные яйца и украшать куличи.

Праздник Троица соединял весну с летом. Символ праздника – береза. На растущих березах завивали ветви, переплетая их друг с другом, а также с травой, цветами, лентами.

Предварительный просмотр:

(консультация для родителей)

Один из самых любимых праздников на Руси – Пасха. В этот день верующие отмечали воскресение из мертвых Иисуса Христа. Специально для этого праздника готовили особенные угощения. Пекли куличи, делали творожную пасху и красили яйца. В пасхальное воскресенье люди посещали церковь, потом вся семья собиралась за праздничным столом. И сейчас традиция празднования Пасхи сохранилась в нашей стране. А что может быть интереснее, чем расписывать пасхальные яйца и украшать куличи.

Праздник Троица соединял весну с летом. Символ праздника – береза. На растущих березах завивали ветви, переплетая их друг с другом, а также с травой, цветами, лентами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошло.

Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток,создавая яркие образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые создания дети начинают постигать-а лучше сказать, вспо.

Приобщение детей к народным праздникам.

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития дете.

Консультация расскажет родителям, какое значение имеют народные праздники в воспитании дошкольников.

Вот и прошли зимние праздники: Новый год и Рождество. Но рождество продолжается до Крещения. Эти праздничные дни называются Святками. Люди православные ходят в церковь, в гости, коляду.

laquo;Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство.

Источник

Совместное мероприятие с родителями «Фольклорные посиделки» второй младшей группы

Ирина Горинова
Совместное мероприятие с родителями «Фольклорные посиделки» второй младшей группы

МКДОУ Приморский детскиий сад » Сказка»

проведения совместного мероприятия

с родителями II младшей группы

«Фольклорные посиделки»

воспитатель Горинова И. П.

Цель: способствовать сплочению семьи, нормализации детско-родительских отношений; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать способы речевой коммуникации.

Образовательные области: познание, социально-коммуникативное, речевое развитие, художественное-эстетическое, физическая культура.

Оформлена выставка иллюстраций потешек, атрибуты для обыгрования потешек.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Во горнице»

1. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

2. Чувствуйте себя, как дома!

3. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

4. Гостю – почет, хозяйке – честь!

5. Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделки без вас не начинаем!

6. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

(Родители проходят и садятся за накрытый стол).

Хозяюшка (садится вместе с родителями за стол).

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собираем посиделки

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И,чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

А чтобы посиделки наши прошли более интересно, зажигательно, давайте придадим им дух соревнования, т. е. разобьёмся на две команды, да придумаем название своей команде.

Все наши затеи будут оцениваться баллами. Заработанный балл равен одной конфете. У кого в плошке окажется больше конфет к концу посиделок, та команда и будет победительницей.

Давайте выберем заводилу, т. е. командира в своей команде.

Команды поприветствуйте друг друга. Можно стихами, песней, шуткой- прибауткой. Как говорится, кто во что горазд!

(Команды приветствуют друг друга)

Прошу следить со вниманием – вот вам первое задание!

Начинаем наши состязания посиделочные с небольшой интеллектуальной разминки.

1. Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?

Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

2. Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ: Чтобы снились хорошие сны.

Читайте также:  Народная законодательная инициатива зарубежных стран

3. Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.

4. Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?

5. Многие из нас имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?

Ответ: Её делали мастера из Палеха.

6. Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?

7. Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?

Ответ: Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области.

8. Дальше речь пойдёт об одной замечательной игрушке, которая прославилась на весь мир. Угадайте, о какой?

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Это русская …. (Матрёшка)

Входит Бабушка –Забавушка:

Дом вести – не лапти плести!

Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

-Здравствуй, Хозяюшка – матушка!

— Здравствуйте, люди добрые! (поклон).

В гости к вам пришла я, Бабушка – Забавушка. Зашла на огонек… Думаю, посижу часок, людей послушаю, хоть слово сказать – не пятак подарить.

Во поле во долинушке

Взрослые в поле пришли

Издавна водили на Руси хороводы. Гармоника заиграет, глаза засияют, щеки запылают – и в круг! Давайте и мы с вами заведем хоровод.

Хоровод с родителями «Во поле береза стояла…». Хоровод вместе с Хозяйкой.

Звучит музыка «Во поле береза стояла…»

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку.

Сегодня Вам понадобятся и ум, и смекалка, и артистизм, и творческие навыки…а самое главное – Ваше желание и Ваша активность!

1. Подбери по смыслу. (Хозяйка).

Уважаемые мамочки! Давайте представим, что вот эта кукла – наш любимый малыш. Я показываю вам картинки с изображенными на них жизненными ситуациями (моментами) и предлагаю подобрать к ним потешку, приговорку, которую Вы используете в речи с вашим малышом в конкретной ситуации….Кукла передается по кругу и родители проговаривают ту или иную потешку… Хозяйка помогает.

Наши малыши очень любят рассматривать книги с иллюстрациями и даже узнают героев тех или иных произведений…. Давайте проверим, сможем ли мы подобрать соответствующую иллюстрацию к зачитанным потешкам.

Предлагаются иллюстрации фольклорных произведений. Зачитываются отрывки, а родители поднимают соответствующую иллюстрацию.

3. «Закончи пословицу». (Хозяйка).

В пословицах – мудрость и красота. Без них не обойдется ни ребенок, ни взрослый. Пословица развивает и обогащает речь. В пословицах найдешь ответы на многие свои вопросы. Пословицы мы будем использовать позже для развития речи наших детей, применяя их в каждой конкретной ситуации. А сейчас проверим, насколько мы сами хорошо знаем пословицы….

Начинает пословицу. Родители заканчивают ее.

4. Театрализация. (Бабушка – Забавушка).

Есть игры, где требуется искусство артиста, умение на время превратиться в Зайца, Волка, Медведя. Такие игры напоминают театральные зрелища. В эти игры любят играть наши малыши, изображая персонажа под чтение потешек. Вот и мы с вами покажем такого героя под чтение потешек и каждая команда вытягивает жребий из мешочка и 1 человек из команды показывает выпавшего героя под чтение потешки про него).

Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте.

Прочитайте –ка скорей да скажите веселей.

Каждый родитель зачитывает скороговорку (быстро и эмоционально).

Как у нашего соседа

Весела была беседа.

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечетки в трещотки,

Как и сейчас все красны девицы на Руси всегда украшали себя. Тогда в моде были крупные бусы и литые колечки. Так вот с этими колечками парни и девушки и устраивали на посиделкахразные игры и забавы: по столу катали, среди веток прятали. А мы с вами устроим эстафету с колечком (сушка). Только передавать мы будем не из ладошки в ладошку, а с пальчика на пальчик. Вот у меня два колечка, я одену первым игрокам на их мизинчики, а они передадут следующему игроку тоже на мизинец. Ни другой рукой, ни другими пальчиками помогать нельзя. Чья команда быстрее справится – тому и награда. Итак, раз, два, три! (Команды образуют два круга, все передают друг другу колечко с мизинца на мизинец). Победитель получает конфету.

Да, с колечком вы быстро справились. А как вы управитесь с другим украшением, сейчас посмотрим. Вот у меня в руках две нитки бус из сушек, мы их тоже будем передавать друг другу. (Команды, стоя в круге, передают бусы друг другу, одевая их соседу на шею).

Игра : «Зайка серенький сидит»

А хорошо работа спорилась под песню. Песня – это душа народа. Без неё человек не обходится ни в поле, ни дома, ни тем более на гуляньях и на праздниках. Зима заканчивается, весна на пороге. Как быстро идёт смена времён года. Летят годы – а песни остаются.

Сейчас мы с вами вспомним песни, в которых упоминается о весне и о зиме.

Команды выбирают себе время года. Одна вспоминает песни о Зиме, а другая – о Весне, исполняя по очереди куплет или несколько строк из песни.

Вдоль по улице метелица метёт.

Когда весна придёт не знаю.

У леса на опушке жила зима в избушке.

Ждите весну, ждите весну, ждите весну, обязательно ждите.

Ландыши, ландыши – светлого мая привет…

Снег кружится, летает, летает…

Бегут ручьи, кричат грачи, и тает снег и сердце тает,

Кабы не было зимы в городах и сёлах….

Расцвела под окошком белоснежная вишня…

Застыли реки и земля застыла, а я мороза не боюсь.

Яблони в цвету – весны творенье, Яблони в цвету – любви круженье.

В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…

Читайте также:  Народные рецепты здоровья с алоэ

Опозданием мы наказаны, что слова любви прежде сказаны…

Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним и отчаянно ворвёмся прямо в снежную зарю.

Расцвели в саду весной цветочки, Ещё лучше девушки весной.

Молодцы! Поаплодируйте друг другу! Хочешь победить подружку, спой, весёлую частушку! Дорогие мои, я просто уверена, что среди вас есть любители весёлых и задорных русских частушек. Сейчас вы получите карточки с частушками. Ознакомьтесь с текстом. Если знаете свои – пойте их.

Предъявление игрушки, выразительное рассказывание потешки «Котя, котенька, коток», обучение сравнению частей игрушки с предметными эталонами.

Замечательно спелись, друзья! Ни победителей, ни проигравших в этом конкурсе нет. Вот на такой мажорной нотке и закончим наши посиделки.

А ТЕПЕРЬ ПОДСЧИТАЕМ НАШИ СЛАДОСТИ. – т. е. баллы

И судя по количеству, побеждает команда ___

Аплодисменты команде- победительнице. Ну а я с вами прощаюсь. Спасибо, что посетили мою избу, да позабавили хозяйку утехами. Молодцы, задорно поиграли – свою удаль показали!

Вот так веселился народ в старину.

А мы к столу всех приглашаем

Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте.

И всем вам на прощание

Я от всей души желаю:

Пусть будет у вас весёлым досуг

Пусть к вам не приходит недуг.

(Парням желаем хороших подруг)

Всем вам до ста лет во – счастье прожить!

«Капустные посиделки». Совместное досуговое мероприятие с родителями. Фотоотчёт Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие,.

Совместное мероприятие с родителями и детьми подготовительной группы. КВН по пожарной безопасности Совместное мероприятие с родителями и детьми подготовительной группы. КВН по пожарной безопасности «КВН пожарно-развлекательный» Цель:.

Совместное развлечение вместе с родителями и детьми младшей группы «Колобок» Дидактическая игра «Колобок» Автор игры: воспитатель детского сада № 98 Пермякова Анна Владимировна Материал: персонажи для дидактической.

Совместное мероприятие с родителями ко Дню матери «Мамин день» Звучит вальс, дети входят в зал вместе с мамами. Сажают мам на стульчики и встают полукругом. Воспит. : Добрый вечер, мы рады приветствовать.

Совместное мероприятие с родителями «Музыкальная гостиная» Совместное мероприятие с родителями «Музыкальная гостиная» Цель: Создание условий для самовыражения детей и родителей в различных видах.

Совместное мероприятие с родителями подготовительной к школе группы «Экскурсия в мини музей «Хлеб всему голова» Цель: В рамках нравственно-патриотического воспитания совместно с детской библиотекой №6 го Подольска проводить работу, направленную на.

Совместное мероприятие с родителями воспитанников. Игра-квест «Необыкновенные приключения пиратов в городе» Совместное мероприятие с родителями воспитанников. Сценарий игры-квеста для родителей и детей шестого года жизни. «Необыкновенные приключения.

Совместное мероприятие с родителями «Хобби для всей семьи» Быть рядом со своим ребенком– это не просто поблизости. Это – вместе, сообща, объединившись. А ведь ничто не объединяет лучше, чем совместное.

Источник

Консультация для родителей: «Русские народные календарно-обрядовые праздники».
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Русские народные календарно-обрядовые праздники».

Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями, зачастую необычными и непонятными. Почему люди из года в год, из века в век в определённые дни словно исполняют хорошо заученные роли. Большинство, наверное, скажет, что так, мол, принято, такова традиция. Верно. И корни её уходят во времена седой старины, во времена языческие. Тогда наши пращуры поклонялись земле, огню, камням, деревьям и священным животным.

Известно, что в Киевском государстве главными богами были Перун, Стрибог, Дажьбог, Хорс, Симаргл, и богиня Макошь, а так же Велес, Сварог, Род, Рожаницы. Все они таили в себе угрозу. Их опасались обидеть и что бы обезопасить себя, люди задабривали их. Обращались

к ним с ласковыми словами, вкусной едой, им приносили жертвы. Происходило это в конкретные дни, когда происходили природные события. Так возникли обряды.

В 988-989 годах произошло крещение Руси. Христианство принесло на землю наших предков свои прекрасные идеи добра, любви. Борьба христианства с язычеством была долгой. И что бы подчинить русский народ своему влиянию, Церковь вынуждена была пойти на компромисс: христианскую обрядность стали сочетать с языческими отправлениями культов.

Столкновение двухрелигий, породило такое уникальное явление, как Русское Православие, сущностью которого стало двоеверие. И кXIX веку, по мере выветривания из народной памяти знаний о том, какой магический смысл заключён в обрядах, они превращались в весёлую забаву деревенской молодёжи.

В первую половину занимались работами по подготовке к севу, вспашкой, боронованием земли, посадкой. Праздники этого периода включали в себя просьбы к силам природы о хорошей погоде, дожде, дружных всходах, приплода скота.

Во вторую половину года проводили сенокос, жатву, уборку. В этот период благодарили высшие силы за полученный с их помощью урожай.

Родословная Деда Мороза.

В России добрый дедушка и его спутница появились вместе с ёлкой и легко и быстро вписались в новогодний ритуал, но зваться стали Дедом Морозом и Снегурочкой. И это так понятно: их прототипы испокон веков жили в русских народных сказках.

Масленица представлялась нашим предкам человекоподобным существом. Соломенное чучело изготавливали в понедельник и возили по всей деревне. Масленицу приветствовали песнями, выражая радость по поводу её прихода, но тут же её ругали, обзывая «кривошейкой». В этот день дети катались с горок и кричали: «Масленица приехала!». Основной едой на Масленицу были блины, которые напоминали солнце и являлись его символом, а так же ритуальным блюдом, предназначавшимся душам умерших предков. Первый блин – посвящали Власию (Велесу), его клали на слуховое окошко, или отдавали нищим, или съедали сами за упокой душ усопших.

Девушки надевали лучшие наряды и ходили качаться на качелях смотреть кулачные бои, играли в снежки, во «Взятие снежной крепости», что символизировало борьбу зимы с весной.

Но вот наступало воскресенье – день прощания с масленицей, её похороны, куда стекалась вся деревня. Чучело Масленицы привозили на санях, разводили костёр, ( обряд призванный установить контакт с солнцем). Верили, что огонь как и солнце, способен своим теплом пробудить силу земли, а значит обеспечить урожай., отпугнуть от людей зло, прогнать нечисть. Чтобы обезопасить себя, избавиться от воздействия злых духов, прыгали через костёр.

Читайте также:  Народные методы лечения бронхоспазма

Перед восходом солнца девушки собирались на самом высоком месте в деревне – «Красной горки» и выбирали «хороводницу». Она выходила в середину круга произносила заклинание.

Все повторяли слова за ней, в нужный момент называя имя своего желанного. Затем «хороводница», положив в середину круга крашеное яйцо и круглый хлеб, затягивала песню-веснянку. После пения все принимались за угощение.

Красная горка время смотрин невест. Молодёжь водила хороводы, пела, веселилась. Вечером выходили за околицу и продолжать там хороводные игры. Фомина неделя была временем, когда играли последние перед страдной порой свадьбы.

Понедельник (в некоторых местах вторник) назывался Радоницей. В этот день на кладбищах устраивали трапезы – поминали усопших. Через сорок дней после Пасхи отмечали Вознесение. Церковь празднуетвозвращение Иисуса Христа на небеса после выполнения своей миссии на земле.

Через пятьдесят дней после Пасхи отмечают Троицу. В этом празднике слились христианский в честь Бога Отца. Бога Сына и Святого Духа и языческий, посвящённый богине весны. Этот цикл праздников ещё называют зелёными Святками. Праздник начинается в четверг перед Троицей – Семик и заканчивается в воскресение после троицы (русалкино заговенье).Большое внимание в это праздник уделялось березке. Это дерево у славян издревле считалось священным. Во время праздника проводится ряд обрядов; внесение в село берёзки, завивание венков, кумление и др. Кумовство на Троицу восходит к обрядам родового общества – оно скрепляло женский союз амазонок. Со временем он стал обозначать признание девушек брачного возраста полноправными членами общины.

Завершался обряд похоронами кукушки. В лесу или огороде вырывали ямку, устилали её лоскутками и укладывали туда чучело кукушки, сделанное из травы «кукушкины слёзы». В основе этого обряда лежат древние представления о богине, принимавшей облик кукушки.

В Троицу поминами умерших родственников. После Троицы начиналась русальная неделя. В это время изводы выходят русалки. Верили, что если их заманить на поля, то русалки обеспечат их влагой на всё лето. В некоторых губерниях существовал обряд похорон Костромы. Предположительно это было языческое божество, имевшее влияние на урожай. Кострому изображали в виде чучела, его наряжали, укладывали в корыто, водили вокруг него хороводы. В конце обряда Кострому в корыте пускали по реке.

Зеленые Святки завершались прощанием с берёзкой. Деревце несли к реке, «раздевали», и оставив на вершине одну ленточку, бросали в воду, жалобно причитая.

Ивана Купала справляли 6 и 7 июля (23 и24 июня по ст. ст.), когда начинается летний солнцеворот. Он совпадает с днём святой Аграфены и рождеством святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. В народном сознании совместилось то, что Иоанн (Иван) крестил водой – купал. Отсюда и название праздника – Иван Купала.С этим праздником связано много легенд о нечистой силе, о цветке папоротника, который растёт в том месте, где зарыт клад.

В день Аграфены – Купальни все шли в лес или луг до восхода солнца собирать целебные травы. Символом праздника считался цветок иван-да-марья. Из цветов плели венки, в них шли ночью на гулянье. Оно проходило на лугу возле речки или озера. Разводили костры, ставили берёзку, делали чучело Купалы или Ярилы, устраивали трапезу. Позднее берёзку бросали в вод, чучело сжигали и и начиналось великое игрище: пели, плясали, купались, прыгали через костёр. Игрище было ритуальным и носило эротический характер. Девушки бросали венки в воду- гадали. После праздника начиналась жатва. Последнее гуляние перед страдой проходило на день св. Петра и Павла.

Последнее гуляние перед страдой происходило 12 июля (29 июля по старому стилю), в день святых Петра и Павла (Петров день). В ночь перед этим днем все уходили на самое высокое место в окрестностях деревни. Всю ночь пели, жгли костры, трапезничали. Ждали восхода солнца, Обряд назывался «подкараулить солнце». Считалось, что в этот день солнце «играет».

Только к Семёнову дню (14 сентября) могли крестьяне уже не волноваться за судьбу урожая. Теперь не страшны дожди – хлеб убран. Можно отдохнуть, пойти в лес за грибами. Начиналась работа в избах. В давние времена в этот день гасили старый огонь (его сберегали в печи весь год) и зажигали новый.

На Семёнов день существовал обычай хоронить мух, блох и тараканов. Блох зарывали в землю, а мухам и тараканам устраивали похороны. Из брюквы или репы делали гробики, в которые складывали пойманных насекомых. Гробики зарывали в землю, при этом изображали горе, плакали, причитали.

На Воздвижение (27 сентября) начинали рубить капусту. С этого дня устраивали капустные посиделки с песнями, плясками, и играми. В эти дни на Руси начинался капустный сбор. Наступали первые заморозки, «бабье лето» подходило к концу,

Капустница- двухнедельный период, когда принято рубить капусту. Рубка капусты у молодёжи было поводом для весёлых вечеров. Девушки, нарядившись в лучшие платья, ходили по домам помогать рубить капусту. Рубили её в дубовых корытах специальными тяпками, а ребятишки ждали, когда можно полакомиться хрустящими сочными кочерыжками. Происходило всё это с весёлым пением, угощением. Юноши в это время высматривали себе невест.

С Николина дня (19 декабря) молодёжь начинала готовиться к Святкам.

Участие в праздниках для всех было строго обязательно. Эти радостные события украшали жизнь, полную забот и непосильного труда.

Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полнейшей утраты и забвения. Мы потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны её сохранить, развивать и передать нашим детям.

Источник