Народный праздник города орла

5 августа – День города Орла

Год основания города: 1566 г.

Возраст, сколько лет городу: 455.

Дата в 2021 году: 5 августа, Четверг.

Город Орел ведет свое летоисчисление с 1566, года Иван Грозный приказал основать на берегах Оки крепость, хотя первые поселения здесь были значительно раньше. Орел переживал за свою историю разрушения и расцвет, здесь родилось много известных на всю Россию людей. На День города здесь устраивают концерты, торжественно вручают паспорта молодым людям, особо поздравляют ветеранов войны. Устраивают ярмарки, на которых можно купить глиняные плешковские и чернышенские игрушки, орловские кружева и полотенца с красивой вышивкой.

e300182c84cf67f 700x300 - Народный праздник города орла

Когда и кем был учрежден1992 год, Администрацией города Орёл
Ключевые традицииВсю предпраздничную неделю в Орле проходят культурно-массовые и спортивные мероприятия. 1-4 августа сотрудники Городской администрации навещают ветеранов ВОВ – освободителей города – и дарят им памятные подарки. 5 августа в 10:00 торжественно поднимаются два флага: Городской и Красноармейский. Заканчиваются торжества 2-х часовым концертом звёзд российской эстрады и фейерверком в 22:00 на площади Ленина

Город воинской славы Орёл отметит в понедельник 5 августа 2019 года свой 453-й день рождения и 76-й день освобождения от немецко-фашистских захватчиков. По традиции торжественные мероприятия начнутся раньше, с 29 июля. Всю неделю будут проходить: фестивали, конкурсы, выставки и спортивные мероприятия. Массовые народные гуляния запланированы на субботу и воскресенье 3-4 августа. Как отмечает свой День города Орёл, какие традиции существуют и кого из знаменитых земляков можно встретить на празднике, об этом далее.

Когда отмечают, праздничный ли это день

В понедельник, 5 августа 2019 года, орловчане официально отметят День города Орла. Это не государственный праздник, поэтому вся область будет трудиться в обычном режиме. Основные торжества состоятся 3-4 августа. При этом вся предпраздничная неделя с 29 июля будет насыщена тематическим мероприятиями, концертами и фестивалями областных творческих коллективов.

Видео 1. Новостной канал в День города Орёл (2015)

История Орла

Орёл начинает своё летоисчисление с XII века. В те времена здесь находилось простое поселение людей, возводивших свои избы на побережье реки Ока и притока Орлик. Данные факты подтверждаются археологическими находками. В XV веке поселение разорила и разрушила армия Великого Литовского княжества. Сельчане покинули испепелённую вотчину и отправились искать новые места жительства, разбредаясь по окрестностям.

В 1566 году Иван Грозный повелел возродить город-крепость. Эта дата указана в летописи и является официальной для летоисчисления. В первые годы XVII века Орёл пал перед натиском войск Лжедмитрия I. В период 1607-1608 гг. наместником стал Лжедмитрий II. Спустя 7 лет крепость разрушили поляки. Почти 29 лет город пролежал в руинах. Пришлось вновь возвести крепость для отражения набегов крымских татар.

https susanin top wp content uploads 2019 01 2d - Народный праздник города орла

Рис. 1. Памятник русскому военачальнику Алексею Петровичу Ермолову

Со временем войн становилось меньше и город превратился в центр хлебной и текстильной торговли. У берегов швартовались бесчисленные купеческие корабли, пришедшие сюда по Оке. В XVIII веке крепость была разобрана, как утративший функциональность объект. Спустя 100 лет город стал транзитной ж/д точкой, что негативно отразилось на судоходстве.

В первые месяцы 2-й Мировой войны Орёл оккупировали немецко-фашистские захватчики. Спустя 2 года армия Вермахта оставила город, перебросив все силы к Белгороду. После освобождения Орла и Белгорода 5 августа 1943 года в тот же вечер в Москве отметили маленькую победу 12-залповым салютом из 124 орудий. Спустя длительное время после распада СССР, Орлу присвоили звание «Города воинской славы» (Указ президента РФ В. Путина №560 от 27.04.2007 года). Сейчас население областного центра немногим превышает 312 000 человек.

*Интересный факт! В 1889 году в Орле была запущена первая трамвайная линия. На её открытие приезжал Император Николай II. В те времена городской железнодорожный транспорт казался сверхсовременным достижением.

Особенности проведения праздника

Торжественные мероприятия проходят всю предпраздничную неделю. Одно из главных событий приурочено ко дню освобождения города. В первые дни августа представители мэрии посещают ветеранов-освободителей. На 2019 год их осталось 21 человек. Пожилым выказывается уважение посредством торжественной речи и вручаются памятные подарки.

В некоторых районах города проходят митинги памяти. По традиции участники мероприятий возлагают цветы к памятникам: Героям-комсомольцам Л.Н. Гуртьеву, И.В. Воронову и у стелы «Орел — Город воинской славы».

Видео 2. ВДВ. День города Орёл 5 августа 2015

В День города 5 августа на площади мира проходит массовый сбор горожан, где их поздравляют первые лица Администрации. Затем, ровно в 10:00, торжественно поднимаются 2 флага: Городской и Красноармейский. После официальной церемонии начинается молодёжная акция на пересечении пер. Георгиевский и ул. Ленина. В 2018 она называлась «Война, которую я пережил».

В Военно-историческом музее торжественно вручаются паспорта молодым людям, достигшим 14-летнего возраста. С 12:00 во всех районах города проходят: концерты, фестивали, приёмы, выставки, спортивные и праздничные мероприятия. В 16:00 на площади Ленина своё вымуштрованное мастерство демонстрирует рота почётного караула.

К 21:00 горожане стягиваются на площадь Ленина, где для них выступают звёзды российской эстрады. В 2018-м свои песни исполняла группа «Любэ». В 22:00 раздались залпы праздничного фейерверка, а затем концерт продолжила рок-группа «Чёрный кофе».

В Дополнение: Узнайте, какого числа отмечают в августе Медовый Спас.

Видео 3. Краткий видеоочерк о торжествах 5 августа 2018

Известные жители города

Из Орла и области вышло множество достойных людей, некоторые из них стали знаменитыми на всю страну. Они любят свой г. Орёл, и неудивительно, если кто-нибудь из них попадётся вам в День города, просто прогуливаясь по улице. Вот перечень современных орловцев, которыми гордится малая родина:

Некоторые из перечисленных персон родились в Орловской области, но с любовью чтят столицу региона. Стоит особенно отметить, что с 19 века достойные жители удостаиваются звания «Почётный житель города Орла». Традиция была прервана с 1917 года и возрождена в 1967-м. За всю историю города звание присвоено 58 горожанам, а их имена обнародованы на официальном сайте Горсовета.

*Если вы посетите Орёл, то обязательно привезёте из него: полотенца и скатерти с вышивкой «Орловский спис» или мценские кружева. А также глиняные игрушки: чернышинские или плешковские.

chernyshenskaya glinyanaya igrushka - Народный праздник города орла

Рис. 2. Чернышенские глиняные игрушки работы Натальи Фроловой

Список фильмов, песен, книг, посвященных городу

Многовековая история Орловщины и её столицы скопила массу интересного материала для творческих трудов. Про город написано множество песен и книг. Орёл стал киноплощадкой для нескольких художественных и документальных фильмов. Предлагаем ознакомиться с кратким перечнем произведений:

Читайте также:  Лодочный магазин на народной

Стоит добавить, что Орёл носит неофициальное звание «Столица русской литературы». Город повидал на своих улицах множество известных писателей, которые сочли честью посвятить ему прозу или стихи.

Видео 4. Все достопримечательности города ОРЕЛ (2015)

Источник

Национальный календарь туристских событий

Орловская область

Тургеневский праздник

Праздник традиционно проходит в июне месяце в живописнейшем месте города Орла – Дворянское гнездо. Именно здесь еще в 1903 году в память о Тургеневе и его самом орловском романе был открыт общественный сад Дворянское гнездо. Сад был местом отдыха и наслаждения различными видами искусств для взрослых и местом забав и игр для детей.

Тургеневский праздник воссоздаёт атмосферу, царившую некогда в саду Дворянское гнездо, наполнив её Тургеневским текстом и соединив с современными реалиями. В программе праздника: выступления танцевальных, театральных и фольклорных коллективов, духовой оркестр. А также: традиционные костюмы и танцы XIX века, выставки народных ремесел.

Фетовский праздник

Это большой поэтический праздник, история которого насчитывает почти четыре десятилетия. Фетовский праздник традиционно проходит в последние дни весны в селе Клеймёново, где Афанасий Фет неоднократно бывал в течение своей жизни, и где ныне в склепе храма Покрова Святой Богородицы покоится прах поэта.

В программе праздника: поэтические чтения, выступления творческих коллективов Орловской области и соседних регионов, театральные постановки, выставки и литературные викторины, народные гуляния и традиционные сельские подворья с угощениями.

День города Орла

Город Орел – город Первого салюта. Город воинской славы Празднование дня города проходит здесь 5 августа, в память об освобождении города от немецко-фашистских захватчиков в августе 1943 года. В 2016 году город будет отмечать 450-летие города Орла.

Традиционно в этот день в городе проходят торжественные митинги, праздники улиц города с увлекательными концертными программами и погружением в историю мест; концертные программы в городском парке культуры и отдыха, вечерний праздничный концерт на пл. Ленина, салют.

МУМУ фест

В 2015 году гостями МумуFest стали режиссёр фильма «Муму» Юрий Грымов, джаз-квартет «Тургенев-band» из Севастополя, клоуны из клоун-мим театра «Мир лиц», шоумен Алексей Карза, исполнитель Филипп Вейс. В рамках арт-фестиваля состоялось многолюдное уличное шествие с элементами карнавала во главе с Тургеневым в сопровождении духового оркестра, траги-кармическое шоу по спасению Муму на воде с участием сотрудников МЧС, презентация проекта памятника Муму (автор — скульптор Валерий Михеев), творческая встреча с режиссером Юрием Грымовым и показ его фильма «Му-му» под открытым небом, сюр-призовое чтение рассказа «Муму», лекция на траве и викторина по сюжету и истории создания рассказа, мастер-классы по изготовлению симоволов фестиваля, выступление джазового коллектива Тургенев-band из Севастополя, исполнителя Филиппа Вейса, фокусника Алексея Карзы и клоун-мим театра «Мир лиц». Кроме того, состоялся костюмированный «дворянский» парад собак, показательные выступления кинологов УМВД по Орловской области и акция от группы помощи животным «Кот и Пес» по устройству «в добрые руки» бездомных собак.

Международный фольклорный праздник
«Троицкие хороводы в Орловском Полесье»

Главным событием культурной жизни Орловщины и главным мероприятием событийного туризма является фольклорный праздник «Троицкие хороводы в Орловском Полесье». Он проводится с 1999 года и стал визитной карточной народного творчества, местом встречи друзей и единения славянских народов.

Цель праздника – сохранение и преумножение духовного православного наследия, возрождение обрядово-праздничной культуры Орловского края c его песенным, инструментальным, хореографическим фольклором, искусством народных мастеров традиционных ремесел и промыслов, развитие событийного туризма.

Праздник родился в момент поиска объединяющей национальной идеи и твёрдого осознания необходимости сохранения культурных и духовных ценностей русского народа. Он стал центром единения славянских народов на основе общности традиций и культуры. Прошло совсем немного времени, и популярность этого праздника переросла рамки регионального уровня

Мероприятие проводится ежегодно в День Святой Троицы в п. Жудрё Хотынецкого района области на территории Национального парка «Орловское Полесье.

Основой для сценария праздника служат материалы фольклорных экспедиций, собранные работниками Орловского центра народного творчества.

Все муниципальные районы и города Орловской области представляют деревенские «подворья», напоминая гостям о русском хлебосольстве, гостеприимстве и радушии.

В программе праздника: выступление фольклорных коллективов, проведение конкурсов, потех, хороводов, трапеза в подворьях, распродажа изделий народных умельцев, проведение народных игр. Для организаторов праздника важно, чтобы зритель, приехавший в Национальный парк, не просто передвигался в общей массе, а был активным участником праздника.

В празднике принимают участие лучшие творческие (танцевальные и вокальные) коллективы Орловской области и ведущие творческие коллективы регионов России и зарубежья (Беларусь, Украина, страны дальнего зарубежья). Всего до 50 коллективов и сольных исполнителей.

Ежегодно праздник посещают более 10 000 человек.

В «Троицких хороводах» принимают участие официальные лица: Губернатор Орловской области и члены Правительства Орловской области, представители Орловско-Ливенской епархии, главы администраций всех районов области.

Праздник состоит из эпизодов: «Как у нас на Руси», «При народе в хороводе», «В том дому, где живут в ладу», «Сказ о чудо-мастерах и добрых делах» и др., которые работают одновременно на разных площадках. Наряду с основными обрядами праздника: организации подворий, традиционного угощения, хороводов у березки, организаторы приглашают фольклорные коллективы из других областей и республик Белоруссии, Украины, стран дальнего зарубежья. Это помогает сохранить традиционную культуру, продолжать связь поколений, воспитывать эстетический вкус современного человека.

Гости Орловщины смогут побывать на Божественной литургии в Свято-Троицком храме села Льгов, в Храме Святителя Николая (пос. Хотынец), посетить Святой источник иконы Казанской Божьей Матери в Национальном парке «Орловское Полесье».

Для участников праздника работает «Город мастеров» (ярмарка-продажа изделий народных художественных промыслов и сувенирной продукции) и зоовольерный комплекс Национального парка «Орловское Полесье», где в открытых вольерах содержатся около 50 видов животных и птиц.

Автобус Орел- Жудрё (через Знаменское) 6.50 и 12.15.

Автобус Орёл- Жудрё (через Нарышкино) 11.10 и 15.00.

Из Хотынца в 8.45 и 14.10 до п. Жудерский

Из Хотынца в 12.45 и 16.25 до п. Жудерский.

Гостиничный комплекс «Орловское полесье» в п. Жудерский, гостиница «Дом лесника» в д. Радовище.

Источник

Орловские Святки

e683885f622e40523dabc5e2d05037fd - Народный праздник города орла

Этнограф и почётный академик Петербургской академии наук Сергей Максимов отмечал, что по богатству и явной древности обычаев орловский край гораздо ярче северных губерний. Архаическая старина, вера в мифических существ и духов природы сохранилась здесь повсеместно. Причина, по мнению Максимова, в том, что орловские крестьяне были ближе к источникам этих поверий, так как их земля была населена славянами-вятичами задолго до принятия христианства на Руси. Нелегко было проникнуть сюда цивилизации и вообще внешним влияниям, изменяющим условия жизни, быт и культуру народа. Возможно, поэтому известный этнограф представил Орловскую губернию как хранительницу обильной эпической старины.

Славление и ряжение

Любовь к игрищам с ряжением и масками была в народе столь велика и долговечна, что церковные гонения, княжеские и царские запреты не могли отвадить его от традиционных зрелищ. Лучшие представители православной веры осуждали языческие оргии. С целью обратить сознание людей к истинному пониманию празднования Новолетия и отторжения языческих суеверий от христианской веры церковь приняла многие меры. К примеру, в 1899 году церковь, решив «образумить» орловского обывателя, впервые пригласила всех желающих на празднование Нового года в Петропавловский собор г. Орла. Со временем этот обычай укрепился по всем орловским церквам.

Читайте также:  Лечение экссудативного перикардита народными средствами

Игрища

Значительное место на Святках занимали игры. Некоторые игрища порой поражали грубостью нравов даже очевидцев. Священнослужители называли такие игрища «бесовскими», так как усматривали в них остатки язычества и того двоеверия, с которым они энергично боролись.

Повсеместно бытовала игра в молчанку, известная и теперь. По команде все участники должны хранить серьёзное молчание. Нарушившим это условие давалось какое-нибудь задание: съесть уголь, поцеловать старуху, сходить ночью на гумно и т.д.

Существовал целый ряд игр, сопровождающихся песнями, которые выражали мысль девушек и парней о супружестве. Участники игры «Золотое кольцо» садились парами на длинной скамье вдоль стенки. Парень (или девушка) прятал кольцо среди игроков, а все присутствующие пели. Кто-то должен был угадать, у кого спрятано кольцо. Если парень (или девушка) угадывал, у кого кольцо, то целовал её (его) и уступал место водящему.

Гадания и ворожба

Стоит сказать, что обычай вызывать суженого в «страшные» вечера отражался на душевном состоянии гадальщиц. Почти на протяжении всех Святок они были напряжены, воображение рисовало им всевозможные ужасы, а в каждом тёмном углу чудилась дьявольщина. Неудивительно, что в поучении ветреной молодёжи благочестивые люди все виды гаданий (особенно с зеркалом) считали за грех. Однако легкомысленные юноши и девушки, не понимая смысла бесчисленного множества поверий, проводили Святки в весёлых песнях, играх и гаданиях.

Источник

Народный праздник города орла

Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Даже новшества, пришедшие к нам из-за границы, творчески переосмысливались и приобретали свои традиционно русские черты – музыкальные инструменты перестраивались на лад народных песен, в кружево и вышивку вносились традиционные, часто языческие народные мотивы. Все могла вписать народная культура, переработать и сделать своей частью, согласной всех других сторон народной жизни. Сегодня во многих местах России и Орловщины возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно найти старого потомственного мастера, который готов передать народную традицию подрастающему поколению, иногда какой-нибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел. Для возобновления традиций в Национальном парке «Орловское Полесье» возрожден праздник «Троицкие хороводы», ставший сегодня крупным международным фольклорным фестивалем, куда съезжаются творческие коллективы и народные мастера не только из Орловщины, но из соседних областей и государств.

Особенностью формирования Орловских народных промыслов можно назвать историческую удаленность наших земель от центров русской государственности – Киева и Москвы. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение мценского кружева, создание плешковской и чернышенской игрушки из глины, изготовление чернолощеной посуды из распоповской глины, плетение из соломки, пеньки, вышивка в стиле орловского «списа», создание ливенских гармошек.

Орловский спис

orlovskij spis 001 - Народный праздник города орлаorlovskij spis 002 - Народный праздник города орлаorlovskij spis 003 - Народный праздник города орлаorlovskij spis 004 - Народный праздник города орлаorlovskij spis 005 - Народный праздник города орлаorlovskij spis 006 - Народный праздник города орлаorlovskij spis 007 - Народный праздник города орлаorlovskij spis 008 - Народный праздник города орлаorlovskij spis 009 - Народный праздник города орлаorlovskij spis 010 - Народный праздник города орлаorlovskij spis 011 - Народный праздник города орлаorlovskij spis 012 - Народный праздник города орла

Одним из характерных орловских ремесел является вышивка «Орловский спис». Корни этой вышивки уходят глубоко в старину в те времена, когда на территории Орловщины жило племя вятичей – язычников, которые одними из последних, лишь в XIV веке, уступили христианству. Границы распространения списа удивительно совпадают с ареалом проживания вятичей в Орловской области. Охранительный смысл древних образов долго сохранялся в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Изображения древних символов по-прежнему почитались знаками доброй магии.

Сегодня традиции орловского списа продолжают развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами, используются новые образы и мотивы, но и старинные традиции сохраняются и передаются ученицам.

Народный костюм

narodnyj kostjum 001 - Народный праздник города орлаnarodnyj kostjum 002 - Народный праздник города орла

В народном костюме отразились традиции, верования, обычаи и образ жизни крестьян. Народный костюм не только защищал от холода и плохой погоды, но и украшал, информировал окружающих о статусе одетого в него человека, оберегал от дурного глаза и колдовских чар. Наиболее разнообразной, конечно же, была женская одежда. Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев.

Примечательно, что русский женский костюм при значительных особенностях для разных местностей обладал общими чертами – малорасчлененным компактным объемом, мягким лаконичным контуром. Когда женщина шла, костюм ее сохранял плавность, текучесть линий. Этот характер движения был настолько органичен для русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах: в озорной динамичной орловской «Матане» и в лирическом хороводе «Алые цветочки», популярном на Орловщине. Основной орловский крестьянский костюм, как и все костюмы южновеликорусского края, издревле состоял из рубахи, поневы, передника-завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений – «ожерелка», бус либо гайтана. Излюбленным сочетанием цветов было красное с черным. Вариации украшения и покроя основных элементов одежды значительно разнились в восточных и западных уездах Орловской губернии и даже в отдельных деревнях.

Важное место в женском одеянии занимал головной убор. В западных и центральных районах Орловского края повсеместно встречающимся головным убором была кичка в соединении с «сорокой». «Сорока» – это особым образом выкроенный и сшитый кусок ткани с вышитым очельем, который служил верхней частью головного убора. Поверх «сороки» надевался низанный из бисера «позатылень», называемый в некоторых местностях «бороной». Такие головные уборы «сороки» украшались гарусом, золотным шитьем, бисером, дутыми бусами, бахромой. Праздничные уборы крестьянок были настолько яркими и блестящими, что в Дмитровском уезде их называли «златоглавами». Кичка и позатыльник должны были полностью закрывать волосы замужней женщины, так как по древним поверьям человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права «опростоволоситься», то есть показаться на людях с «простой» – непокрытой головой. Такое дозволялось девушкам, оставлявшим открытой длинную косу – девичью красу. Вплоть до замужества часто единственной одеждой девочек и девушек на выданье была длинная холщовая рубаха («замашняя»), подвязанная узким пояском.

Мужская крестьянская одежда в Орловской губернии шилась, в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна и овчины.

Читайте также:  Натоптыши на подошве со стержнем лечение народными средствами

Глиняная чернышенская игрушка

glinjanaja chernyshinskaja igrushka 001 - Народный праздник города орлаglinjanaja chernyshinskaja igrushka 002 - Народный праздник города орлаglinjanaja chernyshinskaja igrushka 003 - Народный праздник города орлаglinjanaja chernyshinskaja igrushka 004 - Народный праздник города орлаglinjanaja chernyshinskaja igrushka 005 - Народный праздник города орла

Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верованиями и обрядами новосильских крестьян. Сюжеты игрушки в основном традиционны: женщины, птицы, коньки. Особенно хороши Чернышенские куклы-барыни, кормилки и девушки с косами. Также популярны кукушки и трехголовые кони, иногда с седоком. В самом начале XX столетия этим промыслом было занято в деревне Чернышено значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало снижаться. Сегодня на территории Новосильского района проживает потомственный мастер чернышенской игрушки Анна Харитоновна Афанасова, которая передает свое мастерство юным мастерам.

Глиняная плешковская игрушка

glinjanaja pleshkovskaja igrushka 001 - Народный праздник города орлаglinjanaja pleshkovskaja igrushka 002 - Народный праздник города орлаglinjanaja pleshkovskaja igrushka 003 - Народный праздник города орлаglinjanaja pleshkovskaja igrushka 004 - Народный праздник города орлаglinjanaja pleshkovskaja igrushka 005 - Народный праздник города орлаglinjanaja pleshkovskaja igrushka 006 - Народный праздник города орла

Знаменита на Орловщине и плешковская игрушка (село Плешково Ливенского района). Село Плешково находилось вблизи месторождения уникальной огнеупорной глины, из которой предположительно в начале XVII века плешковцы начали делать кирпичи, гончарные изделия и игрушку. Игрушечным промыслом занимались женщины и девочки. Игрушки отличались внешней простотой и лаконичностью. Глина после обжига приобретала светло-розовые, телесные оттенки, а слюда, входящая в состав глины, делала ее нарядной, словно обсыпанной серебром. Раскраска обычно выполнялась в два цвета: синий и красный. Иногда использовался и зеленый. Рисунок наносился в виде кругов, пятен, параллельных линий, эффектно выглядевших на телесного цвета глине. Синяя краска готовилась из сушеных ягод бузины и голубых первоцветов, красная – из толченого кирпича, зеленая – из сока листьев лопуха или конопли. Сюжеты традиционны – конь, баба, солдат, уточка, петушок, корова, баран. Часто игрушка была свистулькой.

Ливенская гармошка

livenskaja garmoshka 001 - Народный праздник города орлаlivenskaja garmoshka 002 - Народный праздник города орлаlivenskaja garmoshka 003 - Народный праздник города орлаlivenskaja garmoshka 004 - Народный праздник города орла

Далеко за пределами Орловской области известна гармошка «Ливенка» – один из изначальных вариантов русской ручной гармоники, простой и легкодоступный для музыканта. Ее возможности изумительно демонстрирует широкой публике ансамбль «Ливенские гармошки».

Изобретена ливенка была в 1830-1940 гг. для исполнения народных песен, в основном – плясовых. Традиционно на «ливенке» на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек, делавшихся в свою очередь из раковин моллюсков из реки Сосны. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» – одиночных басов, их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2-3 клавиши, и в зависимости от расположения звучали кварта или трезвучие. С другой стороны корпуса находились 2-3 клавиши, настроенные по второй или первой малой октавах – по договоренности с заказчиком – и назывались хрипками. В верхней части встраивался дополнительный клапан – писчик, настроенный во второй октаве. Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. Размеры гармоник были различными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры – 22-30 см. высоты и 8-9 – ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным и был увеличен за счет количества борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров. Ливенка – самая длинная гармошка в мире!

Сегодня традиции изготовления ливенки продолжают в «Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов» при Центре молодежи «Лидер» города Ливны. Кроме традиционных гармошек делают там и миниатюрные сувенирные ливенки в расписных футлярах и стилизованных подставках в виде балалайки, нотки, пенька.

Мценское кружево

mcenskoe kruzhevo 001 - Народный праздник города орлаmcenskoe kruzhevo 002 - Народный праздник города орлаmcenskoe kruzhevo 003 - Народный праздник города орлаmcenskoe kruzhevo 004 - Народный праздник города орлаmcenskoe kruzhevo 005 - Народный праздник города орлаmcenskoe kruzhevo 006 - Народный праздник города орлаmcenskoe kruzhevo 007 - Народный праздник города орла

Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Еще в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.

И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье «Мценские узоры».

Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.

Тряпичная кукла

trjapichnaja kukla 001 - Народный праздник города орлаtrjapichnaja kukla 002 - Народный праздник города орлаtrjapichnaja kukla 003 - Народный праздник города орлаtrjapichnaja kukla 004 - Народный праздник города орлаtrjapichnaja kukla 005 - Народный праздник города орлаtrjapichnaja kukla 006 - Народный праздник города орлаtrjapichnaja kukla 007 - Народный праздник города орлаtrjapichnaja kukla 008 - Народный праздник города орла

Тряпичные куклы в свое время создавались во всех деревнях и городах области. Исстари считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье, если небрежно обращаться с игрушками. Кукла в семье была символом продолжения рода, и занимательные игры в куклы только поощрялись.

Куклы делали так: брали ненужные тряпочки, нитки, а чаще всего путаную коноплю, оставшуюся от вычесывания. Сдавливали ее, связывали нитками в комочек, чтобы она имела форму головы, затем заворачивали в белую тряпочку. Когда голову скрутят, брали химический карандаш, и рисовали лицо. Некоторые мастерицы вышивали лицо. На куклах-оберегах лицо не рисовалось, поскольку считалось, что в этом случае в куклу могла вселиться нечистая сила. А потом заплетали косы, чаще из конопли плели недлинную косу и подсовывали под платок или самодельную шапку. Потом делали туловище, руки пришьют – возьмут палочки и обмотают тряпкой, так же ноги, а потом обшивали тканью. Дальше кроили одежду: для мальчика фуражка из тряпки и кафтан; а для девочки – кофточка, юбочка. Юбка пришивалась по талии иголкой с ниткой, а кофту опускали пониже, чтобы она прикрывала шов. На ноги шили обувь наподобие маленьких тапочек, или делали типа валенок или сапожек.

Для кукол делали кроватку, кто как мог, и отводили специальный уголок в избе. На кровать шили маленькие подушечки, набивали их травой сухой или овечьей шерстью. Куклу сажали или на кровать или ставили рядом.

Различают куклы-обереги, «пеленашки», «столбушки», «неразлучники», «кувадки» для подвешивания над люлькой, «кукла тещи», «кукла свахи», «цыганка», «бабочка», «зерновушка», набитая зернышками, которые после зимних игр ребенка особенно хорошо всходили.

Современные народные промыслы

Народное творчество никогда не прекращалось, продолжали развиваться традиционные промыслы, появлялись новые. На Орловщине сегодня можно найти такие промыслы, как гончарное производство, резьба по дереву, плетение из соломки, рогоза и лозы, изготовление традиционных русских народных музыкальных инструментов – свирелей, жалеек разного строя, трещоток, бубнов, звончалок, трензлей, рубелей, бубенцов, коробочек вертушек и др.

27 мастеров Орловщины, занимающихся народными промыслами, имеют звание «Народный мастер России». Работает ОАО «Орелкерамика», выпускающее сувенирную продукцию в орловских народных традициях. В Орле действует детская школа изобразительных искусств и народных ремесел, где народные мастера преподают традиционные ремесла молодежи.

Источник