Народный праздник краснодарского края

Консультация «Праздники и обряды Кубанских казаков»
консультация на тему

Интерес к традиционной культуре кубанских казаков, к языку, обычаям, обрядам, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и иные причины.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Праздники и обряды кубанских казаков»

Казачество – это поэзия

Да и где ей было развиваться,

Как не там, куда каждый,

Недовольный своим положением,

Бежал пожить на просторе и где,

Не стесненный ничем, он мог

И изведать все свои силы.

Интерес к традиционной культуре кубанских казаков, к языку, обычаям, обрядам, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и иные причины.

Мысль о том, что без всестороннего знания прошлого не может быть понято настоящее и тем более будущее, сегодня становится аксиомой. Только глубокое познание истоков может дать ответ на главный вопрос: что же делать нам сегодня для духовно–нравственного возрождения народа, чтобы процесс развития культуры носил закономерный характер, вытекая из своеобразия истории и культурных традиций края. Говорят, что красота спасет мир, но в наше время не только красота, но и приобщение к своим народным корням способно исцелить холодное сердце, освободить человека от жестокости и грубости, дать новое дыхание жизни. И если забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего народа, значит, действительно, «казачьему роду нету переводу».

Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в духовно–нравственном становлении человека, воспитывая чувства уважения к традициям и ответственности за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиций и обычаев предков. Чрезвычайно строго их придерживались в казачьей среде, так как считали, что это жизненно–бытовая необходимость каждой семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями станицы или поселка.

Читайте также:  Народная медицина против отека ног

Обычаев и традиций много. Одни появляются, другие исчезают, остаются только те, которые наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности казаков. Они сохраняются в памяти народа.

Изучение и освоение фольклора Кубани требует глубокого понимания его сущности и специфики, знания основных его функций: бытовой, обрядовой, этнической, эстетической, воспитательной и других.

В дошкольном детстве происходит закладка чувств гражданственности и любви к Отечеству.

Цель: 1. Воспитывать у дошкольников чувство любви к родным местам, отечеству.

2. Повысить интерес к историческому прошлому народов Кубани, к ее песенному наследию.

3. Формировать представление о кубанском фольклоре как об особом виде народного творчества.

4. На конкретном примере показать, что значат для кубанского казачества их песни и обряды.

Основные знания : песни и обряды кубанских казаков, духовность как основа музыкального фольклора; ценностная основа музыкального искусства Кубани. Соединение русских и украинских традиций – основа культуры кубанских казаков.

Основные понятия : Фольклор, песня, обычай, обряд, ритуал.

Оформление: этнографический уголок (хата казака).

Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит встреча с удивительным народным праздником, который известен с давних времен.

Согласно народной традиции первым весенним праздником является Масленица. Праздник был популярен в станицах и в городах и длился неделю, которая в народе так и называлась – масляной, реже сырной и совсем редко «масныци».

Сегодня мы идем в гости к одной хозяюшке, которая знает много сказов, легенд. Одну легенду она нам расскажет.

Хозяюшка: Гости дорогие, заходите песни петь и танцевать, веселиться и играть, Масленицу почитать. Собирайся, народ, праздник в гости к нам идет. На Масленицу поспешите и друзей с собой ведите!

Ребята исполняют песню «Весна – красна»

Выходит девочка в образе Зимы.

Зима: Я хочу превратить землю в заснеженное царство.

Я что-нибудь придумаю. Пусть часть года на земле царят боги небес, а в другую часть года – я, с моими верными подруженьками – метелью и вьюгой, разгуляемся.

Читайте также:  Народные песни про зиму и новый год слушать

Хозяюшка: Но, когда пришло время уходить Зиме и уступать дорогу Весне, они заупрямились.

Зима: Не уйду! Я еще самые свирепые метели не выпускала! Меня не чествовали достойнейшими проводами! Меня люди любят. Весну не ждут. А вот если в каждом доме появится солнышко, тогда мы поймем, что людям нужна Весна.

(Сверху спускается яркое солнышко, журчит ручей, поют птицы)

Боги призадумались: Зима просила невозможное. Жалко им стало людей, если не ублажить разозлившуюся Зиму она, чего доброго, начнет людей морить голодом и холодом.

Хозяйка: Люди стали печь круглые, яркие, да еще вкусно пахнущие

Ребята исполняют русскую народную песню «Блины».

Исполняется кубанская народная песня «Варенички».

Хозяйка: Зиме жарко стало, они сами чуть не сварились. И без спора убрались с земли. Но каждый год устраивают люди по Зиме щедрые поминки, а Весну зовут и в честь солнышка пекут Блины, Оладьи, Варенички.

Ребята исполняют песню-закличку о Весне «Ой, кулик мой»

Хозяйка: В большинстве станиц на Масленицу вязали колодки. Это действие было связано с конкретными днями. Колодки отличались разнообразием. Были они в форме полена, деревяшки с отверстием для цветка, иногда были обвернуты в материю или полотенце, а иногда вместо колодки вязали материал на платье или шарф, платок или варежки. Колодку могли привязать к ноге, руке, на спину, на шею, даже к волосам, если в качестве колодки использовалась лента. От колодки сразу же откупались, раздавая угощения, или носили ее целую неделю. Сейчас мы покажем вам, как играть в колодки.

Ребята становятся в два круга. Под музыку идут в разные стороны, спиной к спине. У ребят внешнего круга колодки (лента, платочек, шарф или полотенце), по окончании музыки ребята, имеющие колодки, быстро вяжут их соседу внутреннего круга, те должны откупиться: конфетой, сувениром или исполнением номера. Игра продолжается со сменой кругов.

Хозяйка: Очень любили люди играть и в другие игры. Широко были распространены скачки, джигитовка, стрельба в цель, рубка чучел и кулачные бои. Победителям устанавливали призы: сукно на черкеску, материал на бешмет. В отдельных станицах сохранился обычай ряжения. Водили «козу» в шубе наизнанку, исполняя песни и собирая съестное.

Читайте также:  Красота человека изображение женских и мужских образов в народных костюмах

Исполнятся хоровод «Широкая Масленица».

1 ребенок: На пороге Весна

2 ребенок: Ах ты, зимушка–зима,

Ты студена, холодна.

Но пришла твоя пора,

3 ребенок : Масленица на пороге,

Уноси, зима, ты ноги!

4 ребенок: Масленицу-кривошейку

С блинами, с караваем,

5 ребенок: Масленица, Масленица!

Мы с тобой прощаемся,

6 ребенок: Весна! Весна!

Приходи скорее к нам!

К нашим сладким пирогам,

К вареничкам и блинам!

Песня: «Девки Масленицу провожали»

Хозяйка: Последнее воскресенье Масленицы называется прощеным. В каждом доме накрывали столы, ходили в гости друг к другу, кланялись до земли и просили прощенья. Люди, дорогие, вы меня простите!

Ребята: Мы тебя прощаем, и ты нас прости!

Хозяйка: А давайте я вам загадаю загадки:

Крепка, звонка, да отточена,

Кого поцелует, тот и с ног долой.

На чужой спине едет,

На своей груз везет.

Какая обувь в огне изготовляется

И с ног не снимается?

Погоны желтые, шашки острые,

Кони быстрые, едут с песнями

Искать царю чести, а себе славы.

Весной в цветном сарафане лежит,

Зимой в белой рубашке спит.

Едет силач, добывать калач.

Ребята исполняют частушки

Хозяйка: Вот пришла пора прощаться. Через год я вас в гости снова жду. Будем опять весну встречать и Масленицу провожать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательн.

Я часто замечаю в нашей современной молодёжи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребёнка. Име.

В национальной доктрине образования Российской Федерации записано: «Система образования признана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитания бережног.

Обычаи и традиции кубанских семей.

quot;Человек без Родины,что соловей без песни&quot.

Источник