Народный праздник кубани фото

Чтоб «житы богато»

Добрым людям на здоровье!

Краски Святок

В вечерних обходах накануне Нового года участвовали в основном девушки и женщины. Парни и подростки также могли принимать в них участие, но реже. Зато в это время они могли предаваться новогодним «бесчинствам»: нередко снимали калитки, ворота и заносили их на другой край станицы. По словам известного этнолога Николая Бондаря, автора книги «Календарные праздники и обряды кубанских казаков», так поступали далеко не с каждым двором: или в этой семье жила «гулящая девка», или, наоборот, «очень строгая», не желавшая подчиняться общим правилам и отказывавшаяся выходить замуж. Здесь ученые видят стремление укрепить определенные поведенческие нормы.

А пока парни и девушки развлекались, взрослые окуривали деревья, чтобы защитить их от болезней и вредителей. Иногда к растениям, которые плохо плодоносили, подходили с топором, стучали им по стволу и грозили срубить.

Новогодний стол заставляли едой (свининой, пирогами и прочими яствами), высоким и пышным хлебом так, чтобы за ним не было видно хозяина. Это древний славянский обычай. А для того, чтоб «житы богато», под скатерть могли класть солому.

В прежние времена вся семья обязательно гадала: на погоду, замужество дочерей, судьбу членов семьи. Например, считалось, что если под Новый год на ветках деревьев будет иней, то есть надежда на хороший урожай.

Зерно, оставшееся после посевания, считалось особенным. Его могли дать курам, чтобы те лучше неслись. А могли рассыпать по грядкам или вынести к воротам для хорошего урожая.

Кстати, очень популярным у зрителей стало яркое театрализованное представление со святочными обрядами, которое перед прошлым Новым годом подготовили артисты Кубанского казачьего хора. Одним из самых веселых стал воссозданный обряд вождения козы.

Помоги ближнему

На праздничную трапезу нередко приглашали не только родственников, но и знакомых. Особенно малоимущих, живущих одиноко. Помощь нуждающимся и благотворительность были одним из важнейших элементов не только станичного, но и «городского» Нового года.

Например, о таком мероприятии, приуроченном к наступлению 1913 года в станице Крымской, рассказала газета «Кубанский край»: «. в частном средне-учебном заведении был устроен первый ученический литературно-музыкально-вокальный вечер, прошедший с успехом, которому много способствовали: Е. А. Закаблуковская, Н. Ф. Теннис, К. Т. Шмарина, В. К. Гридасова, А. С. Фетцер, М. И. Янтарова, М. А. Барабаш, П. А. Лазарев, Е. Л. Саливеро, Ф. Т. Ефимов. Эллинское благотворительное общество предоставило декорации, Д. Ф. Варельджи пожертвовал детям конфет. Начальница Крымского средне-учебного заведения».

Не давать на это средств, отлынивать от официальных и общественных мероприятий считалось неприличным. Поэтому екатеринодарцы, планировавшие посвятить новогодние праздники сугубо частной жизни, заранее делали благотворительные взносы. Об этом можно прочитать в «Кубанских областных ведомостях» в конце и 1878, и 1879 годов: «В редакцию «Кубанских областных ведомостей» принимаются пожертвования с благотворительной целью взамен визитов на Рождественские праздники и Новый год.

Конечно, Новый год активно праздновали и в домашнем кругу. Екатеринодарцы ходили в гости к родным и друзьям, устраивали домашние спектакли, музыкальные вечера, детские праздники. «Ту самую» новогоднюю елку в дореволюционный период в основном наряжали на Рождество, а не на Новый год.

В то время уже формировалась и традиция детских новогодних спектаклей. Например, ставили волшебную сказку-феерию «У царевны Дин».

Также показывали и намеренно серьезные вещи, например, «обстановочные пьесы из жизни углекопов». Они должны были напоминать благополучным обывателям о тех людях, кому и в Новый год бывает не до праздника.

Как праздник «репрессировали»

Большевики в первые годы своего правления отрицательно относились к празднованию Нового года как такового, его называли «мещанским», «буржуазным».

Екатеринодарцы не забывали об отдыхе и развлечениях. Наступление нового, 1914 года, например, было отмечено многочисленными постановками комедий и комедий-фарсов. Для них были характерны такие названия, как «У ног вакханки», «Севильский обольститель» и «Сын кокотки». Третьего января 1914 года в Зимнем театре планировалась к постановке комедия-фарс Леонарда Тальмского «У женских юбок». После спектакля и до трех часов ночи в театре должен был греметь маскарад.

А еще к празднованию Нового, 1914-го были приурочены гастроли мадемуазель Станиславской, «русско-польской каскадной артистки». «Каскадными артистами» до революции называли каскадеров.

Источник

Традиции Кубани

Кубань — не отдельный субъект в составе России и не республика с определенным национальным составом, но совершенно особое место. Это исторически сложившийся этнос, расселившийся по берегам одноименной реки. Здесь проживают представители многих народов и религиозных концессий, из которых постепенно и была сформирована особая общность — казачество, со своими устоями и обрядами. Традиции и обычаи Кубани настолько уникальны и самодостаточны, что сегодня их можно назвать отдельной достопримечательностью края.

Религиозные традиции народов Кубани

Несмотря на то, что в данной местности по исторически сложившимся обстоятельствам селились представители самых разных народов и, соответственно, верований, традиционно почитаемым здесь было и остается православие. Православная вера составляет основу родительского воспитания и формирования базовых морально-нравственных устоев местных казачьих сообществ. Детей с детства учат соблюдать заповеди, данные в Евангелии, излагая их с любовью и по-простому — не кради, не убивай, береги честь, не оставляй других в беде, почитай родителей и т.д.

Отступления от этих правил считаются здесь недостойными для тех, кто называет себя казаками. Местные любят повторять: если кому-то и позволено нарушать заповеди, то нам не положено — мы казаки! При этом несоблюдение этих правил осуждалось и осуждается прилюдно, соседями и остальными жителями станицы или хутора.

Семейные традиции Кубани — отношение к старшим

Внутрисемейные традиции народа, проживающего на кубанской земле, закономерно вытекают из вышеизложенных принципов. Почитание, глубокое уважение не только родителей, но и крестных, считается сыновним и дочерним долгом, и этот долг может считаться исполненным только после того, как пройдут сороковины (40 дней после того, как родители уйдут в мир иной). Точно так же крестные мать с отцом должны постоянно заботиться о воспитании тех, кого им доверили в крещении, готовить их к взрослой жизни и помогать делом и словом. При этом главной обязанностью крестного отца является подготовка мальчика к военной службе, в прежние времена с него спрашивали за это даже больше, чем с родного отца. В любой ситуации авторитет старших всегда был непререкаем. Без их благословения не принимались никакие жизненно важные решения, не начиналась никакая серьезная работа. В отношении пожилого человека здесь редко можно услышать слова «дед» или «старик», к нему уважительно обращаются «батько».

Поощрения и наказания

При всей любви к детям и друг другу в казачьих семьях не обходится без наказаний, в противовес которым, конечно же, действуют поощрения. Если ребенок допускает небольшие провинности, наказание он получит от матери, причем нередко телесное. Мать может отстегать нашкодившего ребенка хворостиной или просто отшлепать, иногда может поставить на колени «думать». При совершении более серьезных проступков в дело может вступить отец, и наказание его будет более жестким, причем не обязательно физическим. Чтобы отец выпорол свое чадо, вина должна быть большой — воровство, причинение вреда, утеря скота, действия, в результате которых подвергалась опасности своя или чужая жизнь и т.п.

Читайте также:  Народные средства при дистрофии сетчатки глаза

Традиции жителей Кубани за трапезой

Особое место в вопросах внутрисемейных отношений и воспитания подрастающего поколения занимает у кубанцев поведение за столом. Вне зависимости от того, были ли члены семьи дома или пришли с улицы, все обязательно банили (мыли) перед трапезой руки. После этого глава семьи читал молитву, и лишь тогда семья садилась за стол. Обычай этот во многих семьях сохраняется до сих пор, как и нарезание хлеба отцом семейства. При этом уделялось внимание тому, чтобы крошки от хлеба при резке не падали на пол. И дело здесь не в экономии или высокой цене хлеба, а в том, что он считается прообразом тела Христова, и топтать его на полу недопустимо.

Когда на столе стояла общая миска, брать из нее ложкой положено было по старшинству. Этот обычай сейчас ушел в прошлое.

Экологические традиции Кубани

Проживающие здесь народы с давних времен почитали и буквально боготворили природу, относились к ней с особым почтением. Многие старожилы и сегодня могут рассказать об особых экологических традициях, связанных с кубанской землей. Это подтверждается и многими историческими изданиями. Среди казачества регулярно проводились сборы для поддержания военной формы. Часть призываемых на них мужчин регулярно направлялась, по указанию атамана станицы, на выполнение мероприятий по защите окружающей природы — профилактику пожаров, чистку и восстановление лесов, ремонт дорог и мостов.

Отношение к лесам

Особой традицией являлось «заповедание» лесов. Для этого приглашался православный священник, вместе с которым под пение молитв и с хоругвями народ обходил территорию. После этого объявлялось, что лес заповедан, и считалось, что что-то сломать в нем или принести еще какой-нибудь вред — тяжкий грех. Народ свято соблюдал эту заповедь, и ему оставалось только следить, чтобы урон насаждениям не был причинен домашним скотом.

На Кубани всегда были свои, местные законы, которые не шли в разрез с общепринятыми в государстве, но порой были более жесткими и давали больше воли выбранным предводителям. Например, по решению атамана у человека, пойманного на незаконной вырубке леса, могло быть конфисковано все имущество, включая скот и порой даже необходимое для жизни.

Отношение к источникам воды

С особым рвением охранялись также местные родники, засорять их любым образом считалось святотатством. Их, как и пруды с озерами, регулярно чистили всем народом. За полторы версты до источника воды, в том числе и по берегам рек, не разрешалась распашка земель и другие подобные работы. Большим грехом испокон веков здесь считалось плюнуть в реку, не говоря уже о роднике.

Одним из основных народных промыслов на Кубани было рыболовство, река Дон кормила многие поколения казаков. И заботились здесь о рыбе так, что в самый ответственный и важный период, когда она шла на нерест, оберегали тишину. Молчали даже колокола многочисленных окрестных церквей.

Праздник Вардавар

Это армянский национальный праздник, но, поскольку на Кубани проживает многонациональное население, и все уважают традиции и обычаи друг друга, независимо от вероисповедания, в этом веселом и шумном праздновании, принимают участие многие жители. Вардавар приходится на середину лета, с 28 июня до начала августа. По поверью, в этот день вода приобретает необыкновенные, магические свойства, в том числе и способность очищать человеческие грехи. Люди выходят с ведрами на улицы с веселыми шутками и песнями обливают друг друга. Подобные обряды помогают снять негатив, сплотить население и закрепить нерушимость многовекового жизненного уклада.

Рождественская традиция

Одна из красивых давних традиций населения Кубани — предрождественский обряд. За десять дней до самого праздника глава семьи выходит в сад и срезает веточку вишневого дерева. Ее ставят в наполненный водой глиняный кувшин под образа и смотрят, успеют ли распуститься листочки до светлого Христова Рождества. Если успеют, делается вывод, что предстоящий год будет благополучным и принесет в семью много радости.

Кулинарные традиции Кубани

Земля казаков всегда именовалась сытым краем. Богатая природа, водные источники, благоприятный климат — все это действительно всегда поддерживало людей и не давало голодать, за исключением особых неурожайных или военных лет. В связи с «разношерстным» составом народа в кубанской кухне можно встретить самые разные национальные блюда — и украинские борщи и галушки, и крымские татарские чебуреки, и кавказские шашлыки, и азербайджанский или узбекский плов. Плов здесь готовят часто практически в каждом доме, считая его простой и сытной едой.

Кубанская кухня богата не только национальными блюдами, но и самыми разными способами их приготовления, термообработки. Особенно популярны здесь первые блюда в большом их разнообразии. Основными из них являются борщи, рассольники, уха, фасолевые супы, в летнее время — всевозможные окрошки.

А вот вторые блюда здесь намного менее популярны. По старой дедовской традиции на стол подается, к примеру, борщ или другое первое блюдо, а к нему выкладывают всего понемногу, что уродилось в огороде или было заготовлено в зависимости от сезона. Борщ со сметаной или суп, хлеб, сало, огурчики и помидорчиками, редиска вприкуску, яйца от собственных кур — обед получается очень сытным и не особо затратным. Особое место на столе, по обычаю, занимает сало, способов приготовления которого местное население знает очень много.

Народная медицина

На казачьей земле строилось много монастырей, которые были в свое время оплотами развития естественных наук, в том числе врачевания недугов. Постоянное внимательное наблюдение за природой привело к обширным познаниям в лечении не только целебными травами, но и росой, пеплом, огнем, воском, медом, рыбным и животным жиром и т.д. Большое внимание всегда уделялось личной гигиене, и на этом фоне может показаться странным, что столь популярная на русской земле баня в исторических документах, повествующих о быте казаков, практически не упоминается. С эпидемиями, которые часто приходили из Европы, на Кубани боролись жестким выполнением гигиенических правил, ведением здорового образа жизни, а также особым хозяйственным укладом, который, в отличие от многих других мест, предполагал содержание домашнего скота вне дворов, за пределами поселений — станиц и хуторов. Заболевших всегда старались изолировать от остального общества. Кроме того, спасало от массовых болезней и отсутствие скученности проживания, благо обширный край давал возможность жить вольно и на просторе. Этим казачий этнос всегда отличался от прочих народных сообществ на российской земле.

Один из парадоксов Кубани — удивительное сочетание святой православной веры и веры в сверхъестественное, суеверное, обрядовое. Например, если заболевала корова, считалось, что ее испортили злые люди, и даже имелись магические способы вычислить этих людей. Для этого из вымени захворавшей коровы выдавливали остатки молока и варили его на углях на сковороде до полного загустения. Затем резали его ножом, окропленным освященной водой. Нехорошему человеку, испортившему корову, в этот момент полагалось ощущать острую боль, по которой его и можно было вычислить.

Гостеприимство

Любой пришедший в дом человек всегда считался на кубанской земле посланцем от Бога. Особенно дорогим и желанным будет человек незнакомый, путешественник из дальних мест, если он реально нуждается в приюте, еде и отдыхе. Гостю полагалось самое лучшее место за трапезой и удобное для отдыха, невзирая на возраст. Даже старик мог уступить ему свое место. На протяжении первых трех дней спрашивать гостя о том, кто он, откуда, куда держит путь и как надолго планирует задержаться, считалось неприличным.

Читайте также:  Народная книга вышивки крестом

Да и сами казаки, когда отправлялись по делам или иной нужде, никогда не брали с собой запасов еды. Они были уверены, что и их встретят, как подобает по традиции, с таким же радостью и радушием, накормят и напоят и их самих, и коней. Случаи, когда останавливаться приходилось на постоялых дворах, были достаточно редки.

В заключение можно сказать, что население Кубани, казаки — особый народ, действительно самодостаточный и уникальный этнос российской земли. Но, несмотря на широко распространенный миф о том, что они противопоставляют себя русским и мнят себя особой кастой, история уже не в первый раз доказывает обратное — сила всегда проявляет себя в единстве.

Источник

Празднование Нового года и Рождества на Кубани

Считалось, что это время разгула нечистой силы. Ведьмы, в согласии с чертями, крали с неба месяц и звезды, как в «Ночи перед Рождеством» Гоголя, и т.п. Есть легенда, что с ночи под новый год и до крещения черти и всякая нечисть гуляет по белу свету, так как Бог, празднуя рождение сына, отпирает ворота ада и позволяет «попраздновать бесям» на земле рождение Христово. Именно в праздничные дни можно было увидеть ведьму, черта и «лихого человека». Для этого нужно было выполнить некоторые специальные предписания. Например, для встречи с ведьмой необходимо было собрать к заветному дню «священное число» (7, 9 или 12) поленьев и сжечь их в праздник. Ограждая дома и дворы от посещения нечистой силы, ставили углем или мелом над дверями и окнами знак креста. Но страх все же уступал место любопытству и желанию узнать, что случится в будущем году. И стар, и млад прибегали в этом случае к помощи домовых, дворовых, «банников» и прочих персонажей народных суеверий, их «слугам» (курам, лошадям и т.д.) и атрибутам, коими являются уголь, кочерга, помело, дрова, хомут и т.д. Девушки гадали чаще всего о замужестве, старики, о том, какой выдастся год: дождливый или сухой, урожайный или голодный. В святочные вечера по всей России мерцали тусклым светом свечи окна деревенских хат и городских особняков, где «высматривали» в зеркалах «ряженных-суженных», слышались гадальные песни и приговоры. А как отмечали Новый год и Святки на Кубани?

На весь период Святок вводился запрет на любые виды работ, кроме необходимых по хозяйству. Это время предназначалось для отдыха и развлечений: взаимных визитов, катания на коньках и санках, игр в снежки и гуляний. Особенной популярностью пользовались кулачные бои, когда на льду или на станичной площади сходились станица на станицу или край на край. В подобных поединках принимало участие все мужское население, начиная с 7-летних мальчишек, которые выступали с той и с другой стороны, заканчивая глубокими стариками. Сражения происходили по правилам, которые строго соблюдались.

Cею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю,
Здравствуйте, хозяин с хозяечкой,
С Новым годом, с праздничком!

Этот обычай имеет связь с древней магией плодородия и основан на представлении о том, что от первого новогоднего дня зависит благополучие и удача в течение всего года.

Заканчивались Святки крещенским сочельником, или «голодной кутьей». Садясь «вечерять» приглашали к столу Мороза, прося его не морозить ягнят, телят, цыплят и прочую живность. Чихнувший во время ужина считался счастливым и ему что-нибудь дарили: теленка или ягненка, одежду или деньги. После ужина все выбегали во двор, колотили по изгороди лопатами и метлами, стреляли из ружей, провожая тем самым Кутью. В Крещение всех жителей станицы, все хозяйство кропили священной «встречной» водой. Считалось, что вода, набранная в реке в полночь и освященная, обретает особое целебное свойство. Водосвятие происходило на рассвете. Для этого во льду прорубали в форме креста прорубь и священники освящали воду. Люди, изрядно «разогревшиеся» за время прошедших праздников, прыгали в прорубь, считая, что «святая вода» смоет все их грехи. Купались так же те, кто страдал хроническими заболеваниями, поскольку крещенская вода считалась испытанным лечебным средством. Эту воду женщины набирали в кувшины и бутылки и хранили в доме на случай болезни в течение всего года.

В школе ставили спектакли, зажигали елку, пели, водили хороводы. Детям раздавали пряники, орехи и конфеты. В1896 г. в станице Пашковской школьные учителя к рождественским и новогодним праздникам подготовили пьесу «Жизнь за царя». Исполнителями были ученики старших отделений. На двух спектаклях побывало около 800 человек. И, как сообщалось, давка была невообразимая: зрители толпились в коридоре, стеной стояли у входных дверей, силясь хотя бы одним глазком взглянуть или краешком уха услышать сквозь оледенелые окна выступающих детей, просовывали головы в форточки… Газета писала, что этот спектакль в станице следует считать «отрадным оазисом среди безмолвной пустыни захолустной жизни…»

Многое из традиций празднования новогодних торжеств нами утрачено, но по-прежнему мерцают огни елочных шаров и гирлянд, слышится детский смех, и ощущается неповторимая, мистическая атмосфера ожидания, что в самый миг наступления Нового года, пока бьют Кремлевские куранты исполнятся все наши надежды и мечты.

Кстати, не забудьте именно в этот момент загадать самое свое заветное желание. Говорят, оно обязательно исполнится!

Новогодние приметы:
Как Новый год встретишь, так и весь год проведешь.
У кого в Новый год будет пусто в карманах, тот весь год проведет в нужде.
На новогоднем столе должны быть в изобилии еда и напитки, тогда весь год в семье будет достаток.
Одалживать деньги под Новый год нельзя ни при каких обстоятельствах, чтобы весь следующий год не быть в долгах.
Перед Новым годом нельзя выносить сор из избы, иначе целый год не будет домашнего благополучия.

Святочные гадания.

Источник

Как кубанские казаки весну привечали

Сретение Господне всегда было одним из самых любимых православных праздников в казачьих станицах

Сретение Господне выпадает в середине масленичной недели, которую на Кубани всегда отмечали шумно, от души. В череде веселых дней праздник Сретения стоял на особом месте. С ним, православным по сути, было связано множество религиозных и народных традиций, бытовавших в стародавние времена в кубанских хуторах и станицах

Православные с пеленок

Исстари православие значилось на почетном месте среди ценностей кубанского казачества. Приобщение детей к казачьим истокам начиналось с колыбели. «Татары шли, ковылю жгли», — пела мать, укачивая малыша и объясняя: главное предназначение — защита родной земли. Мальчик до семилетнего возраста находился на попечении женщин. В девочке старались развить женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. В доме дочери помогали матери: стирали, мыли полы, готовили обед, чинили одежду. Дочки носили в поле отцу и братьям еду, штопали обтрепавшуюся в работе одежду.

Переплетение высокого и бытового в жизни казачьей семьи, как отмечают исследователи, ярче всего проявляется на примере народного календаря погоды.

Если зима несколько лет была сиротской, короткой и слабой, то потом выдавалась суровой и продолжительной, считали казаки. А на Сретенье Господне наши предки примечали, капает ли с крыш вода. В день, когда, по народным представлениям, зима встречается с летом, это обещало долгие дни зимнего ненастья. А если на Сретенье после солнечного дня наступал пасмурный вечер, старожилы знали: жди прохладного лета. Если в этот день мороз, будет холодная весна, если дождь — мокрые, дождливые весна и лето.

Коли в ночь на Сретение небо чистое и видно все звезды, в этом году следует ждать большой урожай фруктов, коли на Сретение начнется оттепель, жди поздней весны, сильный ветер в этот день — плохой знак для урожая, ясная и тихая погода — радость для пасечника, ведь она предвещает крайне удачный, медовый год.

Читайте также:  Народное лечение артроза магнитом

Гадая о погоде, наблюдали казаки и за поведением домашнего скота и птицы. Если собака валялась на соломе или утки бегали по двору — жди ветра. Скот ревел — к буре. Ждали мороза, если кошка скребла когтями или лежала на печи, отмечается в монографии «Обычаи и быт кубанского казачества».

Ходил по казачьим станицам (например, в станице Бжедуховской) оригинальный обычай на масленичной неделе — предсказывать погоду по тому, кто выиграет шутливое состязание. Для того боролись между собой два молодых казака, одному из которых давали имя Зима, а другому — Лето. По победителю определяли, будет ли зима затяжной или же весна наступит рано.

И все же предсказаниям станичных синоптиков сами казаки не слишком верили. «До Святого Духа не скидай кожуха», «По Святом Дуси — у том ж кожуси», поговаривали старожилы, имея в виду, что на приметы, праздничные они или нет, полагаться не следует.

Громичная свеча — для души и тела лекарство

В день Сретения Господня проходили во всех храмах утренние и вечерние богослужения. Обращались казаки и казачки к Господу Богу и Деве Марии с благодарственными молитвами, а затем забирали домой свечи из церкви, чтобы вечером зажечь их во время прочтения молитвы. По древней традиции, во время праздничного богослужения в церкви освящались свечи, которые после раздавались прихожанам. Освященные на Сретение Господне церковные свечи очень ценились, их обязательно приносили домой и хранили в течение года. Считалось по станицам и хуторам, что с их помощью можно защитить свой дом от врагов и стихийных бедствий.

На следующий день после Сретения разрешалось заниматься хозяйством, и только после этого начинались шумные гулянья, посвященные празднику.

В некоторых станицах на Кубани освященные на сретенье свечи называли громичными. Наши предки верили, что они способны оберегать дом от бури и смерча, посевы — от града и буйного ветра, а человека — от удара молнии, сглаза и болезней.

Первый раз громичную свечу зажигали сразу после прихода домой из церкви — «чтобы повень весенняя не повредила посевы, а мороз деревья не побил».

В течение же последующего года свечу зажигали лишь в особых, критических случаях. Громичная свеча горела, если над домом бушевала страшная непогода: ее спокойный огонек защищал жилье и смирял стихию. Помогал огонек громичной свечи, если рядом начинался пожар или другой природный катаклизм. Спасала такая свеча от боли рожениц, если возникали сложности при появлении на свет младенца.

Незаменимой спасительницей громичную свечу считали, если человека поймала «черная болезнь» (эпилепсия). Зажигали ее, если человек умирал — с этой свечей, считалось, покойный сможет спокойнее и проще покинуть мир живых.

Целебные слезы зимы

На Сретенье освящалась вода. Знали казаки, что сретенская вода целебна и по своим свойствам не уступает крещенской. Сретенской воде приписывали множество чудесных качеств. Освещение воды на Сретение было еще одной важной традицией праздника.

Сретенскую воду из церкви ценили наравне с крещенской. По самой древней традиции, воду не носили святить в храм, а собирали в чистый сосуд капли с тающих капающих сосулек.

Вода, получившая особые свойства на Сретение Господне, как считали казаки, могла снимать сглаз и порчу. А если окропить ею путника, собирающегося в дальнюю дорогу, будет ему в пути удача. Особо ценили казачьи жены это свойство сретенской воды, стараясь защитить мужей перед дальними и трудными военными походами.

Освященная в храме сретенская вода, как и крещенская, долго не портилась, потому с ее помощью, верили казачки, можно было защитить любимых не только дома, но и в дальних краях. Целительные свойства сретенской воды отгоняли любые хвори. Этой водой принято было промывать полученные в бою раны, чтобы они скорее затягивались, лечить простуды и ломоту в суставах.

Сретенскую воду использовали не только для лечения ран и внутренних болезней. Считалось, что она защитит от сглаза и ведьмовских чар. С этой целью кропили ею воинов перед боем и чумаков перед походом.

Применяли сретенскую воду и в ветеринарии. К примеру, раны, нанесенные жеребятам волками, промывали святой водой. В начале сезона пасечники кропили сретенской водой ульи, ею окропляли домашний скот во время первого выгона на пастбище после зимы. Причину болезни домашней скотины видели казаки в злых действиях «нехороших людей». Чтобы узнать, кто «испортил» корову, казачки выдавливали из коровьего вымени оставшееся молоко, наливали его на сковородку и ставили на угли. Ножом, окропленным святой водой, резали загустевшее молоко, и на месте порезов должна была выступить кровь. Тот, кто «испортил» корову, как считалось, при этом обязательно должен почувствовать острую боль. А после этого «виновник» болезни прибегал к хозяйке и просил прощения.

К слову, при лечении домашнего скота полагались наши предки не только на целебную силу воды. При эпидемиях скота стадо прогоняли через костры, окуривая дымом. Чтобы очистить овец от кишечных паразитов, использовали дикорастущий чеснок — черемшу. «Для изгнания пяти червей» у лошадей применяли любисток и коноплю. А глубокие раны у скота лечили, прикладывая к ним толченую кору дуба.

Запрет сбережет от бед

Что именно запрещалось в праздник? Запреты на Сретение Господне похожи на запреты в другие большие христианские праздники. Прежде всего в этот день станичникам ни в коем случае нельзя было пропускать торжественного богослужения в церкви. А если не получалось по каким-либо причинам отстоять его целиком, требовалось зайти в храм, хотя бы поставить свечу и помолиться.

Строгий запрет на Сретенье касался громичных свечей. Нельзя было уходить из храма без нее — освященную сретенскую громичную свечку полагалось бережно нести домой и хранить целый год, если минует случай, когда ее следовало зажечь.

На Сретенье нельзя было исполнять тяжелой физической работы, кроме той, что делалась бесплатно во благо других людей. Также в этот праздник не положено было отправляться в дальнюю дорогу — если запрет нарушен, путь мог закончиться неожиданно и плохо.

Точно знали казаки, чего в великий праздник Сретенья Господня делать не полагается. А нам, их потомкам, стоило бы вооружиться их опытом, чтобы как следует отметить православный праздник встречи Зимы с Весной и прожить следующие за ним месяцы благополучно и счастливо.

Досье «МК»

Особый праздник — Сретение

Многие православные праздники посвящены святым. Сретение Господне выделяется среди них особенным смыслом. В этот день мы вспоминаем о земной жизни нашего Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Сретение Господне входит в число двунадесятых непреходящих праздников, в 2018 году его дата, как обычно, приходится на 15 февраля. С церковнославянского языка название события переводится как «встреча». Этот день посвящен первой встрече Иисуса Христа и Богоматери с праведником Симеоном Богоприимцем.

Роженице сорок дней в церкви не быть

По законам Ветхого Завета, женщина после родов не должна была посещать церковь в течение 40 дней. По окончании срока мать приходила в храм, чтобы совершить обряд очищения и принести благодарственную жертву Царю Небесному.

Пресвятая Богородица была чистой, верующей и непорочной Девой, поэтому в дополнительном очищении не нуждалась, но, несмотря на это, она подчинилась предписаниям закона.

Источник