Народный праздник курской области

Консультация для родителей «Народные праздники в Курской области»

Букреева Полина Валерьевна
Консультация для родителей «Народные праздники в Курской области»

Большим разнообразием отличается календарь русских народных праздников и календарных обрядов, одни из которых пришли из православия (традиционной религии русских, другие являются следствием языческих верований древних славян, тем самым отражая всегда присущие русскому народу моменты двоеверия.

Традиционно основательными и широко распространенными были обряды зимнего солнцестояния (Святки, которые были приурочены к Рождеству Христову н Крещению, а также календарные обряды конца зимы (Масленица, Сырная неделя, проводимые перед самым Великим постом.

На Масленицу также было принято рядиться, дети и взрослые катались на санях с горок и на качелях, и конечно, этот праздник не мог состояться без блинов и оладьев. На Масленицу парни и девушки тащили колоду—в наказание за то,что не поженились осенью: к ним привязывали колоду или ленту и требовали выкуп. Завершалось празднование Масленицы массовым шествием народа с чучелом, символизирующим зиму, которое сжигали или разрывали на куски. Оба описанных обряда осуждались Русской православной церковью, поэтому их принято было завершать обрядами очищения на Крещение или в Прощеное воскресенье.

К весенним календарным обрядам и православным праздникам относятся праздник Сорока мучеников (Сороки, 9 марта, Благовещение (25 марта, день Святого Георгия (Григорий-вешний, 23апреля) и ряд других. Многие из них сопровождались пением песенок-веснянок и печением булочек в виде птичек (например, жаворонков).

Отмечая Пасху, готовили обрядовую пишу (крашеные яйца, творожная масса, сдобные куличи, снова ходили по домам, распевая обрядовые песни, играли, молодежь собиралась вместе и водила хороводы. В праздничные дни на площади возле церкви происходили народные гулянья, продолжавшиеся три дня. В эти дни всем разрешалось звонить в церковные колокола. В первое воскресенье после Пасхи чтили память умерших, шли на кладбище проведать родственников, туда же несли пишу, обедали рядом с могилами предков. В этот день было принято раздавать нищим милостыню «за упокой души». С восьмого дня Пасхи (Фоминой недели, Красной горки) начинались свадьбы.

Второе воскресенье после Пасхи согласно церковному календарю, открывает седмицу Жен-Мироносиц – женщин, которые, по евангельскому преданию, первыми пришли посетить склеп, где был погребен распятый Иисус Христос, но встретили у гробницы ангела, который объявил им о чуде Воскресения. Церковь почитает память о Женах-Мироносицах как о первых вестницах Христова Воскресения. В народе же этот день повсеместно считается женским праздником. В это воскресенье Южные районы Курской области — Суджанский, Беловский, Большесолдатский, Обоянский отмечали праздник «Маргоски». Празднование «Маргосок»происходит следующим образом: за пределы села — в лес, в яр (неглубокий овраг, в сад или на луг — выходят группы замужних женщин, часто со своими мужьями, устраивают совместную трапезу с обязательным блюдом — яичницей, которую готовят из яиц, собранных вскладчину. Повсеместно жители курских сел отмечают, что в «маргосовскую» яичницу обязательно нужно добавлять снег. Параллельно такие же гуляния могли устраивать молодые девушки. Общая трапеза завершалась пляской под «гульбишные»плясовые песни: «Ой, гульба, моя гульба», «Голова моя, головушка», «Мальчик-кучерявчик» и другие.

В качестве основных участниц обрядового гуляния указывают женщин, чаще замужних, хотя многие называют именно «молодежь» как основных участников маргосовских гуляний.Это было обусловлено своеобразной двухчастной структурой предбрачного поведения в пасхальный период: на Пасху женихи выказывали знаки внимания невестам, качая их на качелях, на Маргоски девушки угощали парней.

На Троицу, или предшествующую ей неделю (Семик, либо на неделю до — Русальную неделю, или же на Иванов день (Ивана Купала, 24 нюня) проводились обряды летнего солнцестояния. Троица сопровождалась ритуалами с березовыми ветками и деревцами. «Зеленые праздники» (Троица) знаменовали окончание весны и начало летней поры. В эти дни дом и хозяйственные постройки обязательно украшались зелеными ветвями.

На Русальной неделе рядились и шли сжигать куклу русалки.Ярко проходила и купальная неделя: люди гадали, обливались водой, проводили различные ритуалы с куклой, которую называли Купалой или Костромой. Праздник Ивана Купалы отмечался 24 июня. Накануне древним способом (от кресала и кремня) разводили костры. Считалось, что эти костры имеют целебную силу, через них прыгали для того, чтобы очиститься от грехов и излечиться от болезней. На Купалу много гадали «на будущее», например на венках, собирали травы, которые должны были стать оберегами от нечистой силы.

Читайте также:  Маникюр в русском народном стиле фото

Праздник курского соловья.

У пернатого символа нашего края появился свой праздник. 4 июня жители города впервые отметили День курского соловья.

4 июня с давних времен на Руси считали соловьиным днем.

Жители региона по праву гордятся голосистой птицей. Песня курскогосоловья насчитывает от 8 до 24 колен: чистейшие звуки флейты, щелканье, клекот, посвист и множество других вариаций. Поэтому его часто упоминают в песнях, стихах и прозе. Например,классик русской литературы Иван Тургенев писал: «Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, особенные колена.»

В Курске есть Музей соловья, в усадьбе Афанасия Фета устраивают «Соловьиную ночь», ежегодно проходит соловьиная перепись, изучать трели уникального певца в нашу область приезжают крупные ученые.

Кстати, праздник совпал с завершением традиционной соловьиной переписи. Уже много лет подряд сотрудники Центрально-Черноземного биосферного заповедника имени профессора им. В. В. Алехина с помощью курян ведут учет поющих птиц. На этот раз в черте областного центра насчитали 270–300 соловьев.

На Петров день, 29 июня, летние праздники и календарные обряды завершались. В поминальные дни (родительские субботы) русские традиционно посещали кладбища своих предков, зимние поминальные дни проходили перед Троицей, а летние перед Днем святого Дмитрия Солунского, это 26 октября.

Праздники, обычаи и традиции Курской области являются типичными для центральных областей России, где абсолютное большинство населения составляют русские, и полностью отражают всю специфику русской культуры с некоторыми местными особенностями.

Консультация для родителей «Семейные праздники» «Семейные праздники» Консультация для родителей Каждый родитель хочет видеть своего ребенка культурным, добрым, отзывчивым. Именно такие.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка в новогодние праздники» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Новый год и Рождество – долгожданные праздники, любимые всеми. Мы искренне надеемся, что они будут радостными,но не.

Консультация для родителей «Народные приметы» Известно, что ребёнок развивается в деятельности. Прогнозирование погоды и есть деятельность познавательная, доступная ребёнку, развивающая.

Консультация для родителей «Праздники в детском саду» Консультация для родителей «Праздники в детском саду» Музыкальный руководитель Лебедева Людмила Васильевна Все любят праздники, но особенно.

Консультация для родителей «Семейные праздники» Семейные праздники. В каждой семье обычно проводятся те праздники, которые приняты в обществе и которые составляют жизненный уклад семьи.

Консультация для родителей в новогодние праздники Безопасность детей в новогодние праздники Приближается волшебное время Новогодних праздников и Рождества. Позади трудный рабочий год, и.

Консультация для родителей «Встречаем праздники вместе» «Праздник в детском саду» И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников. Малыши радуются тому, что родители придут на них.

Фотоотчет об экскурсии в музей «Животные Курской области, занесённые в Красную книгу» Дети группы «Смешарики» совместно с детьми старшего и подготовительного возраста посетили музей г. Щигры. Тема экскурсии была Красная.

Источник

Как курские крестьяне отмечали праздники до революции

Шумные праздники в курской деревне образца XIX – начала XX веков были редким явлением. Если не брать в расчет «личное»: свадьбы, крестины, похороны и т. п., то наши предки устраивали массовые гуляния только по значимым поводам. В основном все сводилось к церковным датам и завершению работ в полях. Как развлекались куряне более ста лет назад, во что одевались к торжеству, что ели и пили за праздничным столом – в материале «ДДД».

В дореволюционной России 110 дней в году выпадали на праздники и выходные

Запрет на работу «до обеда»

В дореволюционной России на год приходилось до 110 нерабочих и праздничных дней. Это время, когда крестьяне могли «выпустить пар». «Через торжества, праздничное мироощущение шло приобщение к образу жизни предков, – пишет доктор исторических наук Зинара Мухина. – Понятие праздника в крестьянской среде было неразрывно связано с понятием нерабочего дня, сами праздники были приурочены к аграрному календарю. Праздность была освящена традицией, оправдана общественным мнением».

Но торжество торжеству рознь. Одни праздники несли строгость и сдержанность, другие были полны шума, выпивки, нередко завершались «потасовками, драками, поножовщиной», как отмечают исследователи. Из этого сложился ряд стереотипов, которые навязывала советская печать. Дескать, в царские времена крестьяне пили и веселились в православные праздники, полностью отказываясь от работы в поле. Из книги же «Некоторые аспекты хозяйственной деятельности крестьян Курской губернии в конце XIX века » узнаем, что запрет на сельскохозяйственные работы в торжества действовал «до обеда». С другой стороны, в значимые даты и выходные дни за работу не считалось ходить в лес за грибами и ягодами, охотиться, осуществлять уход за домашней птицей и скотом.

Читайте также:  На чем доехать до народного ополчения

Мухина указывает: в предпраздничные и праздничные дни распорядок дня в крестьянской семье действительно менялся, но нельзя сказать, что сельское население ленилось и предавалось утехам. Наоборот, увеличивались объемы работ в поле и по дому, нужно было завершить неоконченные дела, вымыть избу, приготовить пищу, чтобы в праздник либо в выходной день отдыхать.

Судя по исследованиям этнографов, генеральную уборку и косметический ремонт в домах курские крестьяне XIX века проводили накануне больших престольных праздников: к Пасхе, Рождеству. Кандидат исторических наук Людмила Тульцева приводит рассказ курского сельского учителя, жившего более ста лет назад: «Почти каждый крестьянин, даже бедный, перед Пасхой непременно зайдет в лавку, купит два-три куска дешевеньких обоев и несколько картин. Перед этим тщательно вымывают потолок и стены дома».

«Разгул» на святки

Среди сельского населения Курской губернии массовый характер носили народные праздники. Особое внимание – святкам и Масленице.

«Веселым праздником, устойчиво ассоциирующимся с понятием «разгул», были святки, – пишет Мухина. – Во время святок крестьяне развлекались, ходили в гости к родным и знакомым, проводили время в застольях».

В нашей губернии практиковался обычай праздничного обхода домов, устраивались катания с гор на салазках, а излюбленной игрой молодежи была «Карусель на льду» («Круговая гора»). Любили на святки рядиться, гадать. Особо нравилось это девушкам: «Ходят на перекрестки, падают на землю, слушают, в какой стороне лай собак или другой звук, и по этому заключают, в какую сторону выйдут замуж».

Сырная неделя – еще один любимый праздник наших предков. Масленица шла еще более шумно, чем святки. Многие заходили в гости к близким, друзьям, соседям. В эти дни «попойки и взаимные угощения не прекращались».

Также крестьяне отмечали Семик и Троицу. В праздники играли в уличные игры: «грачей», «барина», «орла», «мячик», «капустку» и т. п. Самым же излюбленным развлечением становилось катание на общественных качелях.

«Есть до икоты и пить до обморока»

Доктор исторических наук Виктор Бердинских подчеркивает: к празднику даже самые бедные крестьяне старались поставить на стол лучшую пищу, чтобы «есть до икоты и пить до обморока». А покушать куряне любили еще два века назад. В угощениях зимой особое внимание уделяли поросенку. В зимние престольные праздники и скоромные дни готовили щи «со свежатиной» или «отщовалом» (так в Курской губернии называли сало), блины (ржаные, пшеничные, гречневые), их подавали со сметаной, маслом, творогом. На стол ставили лучшую утварь. Так, глиняные тарелки были только в состоятельных крестьянских семьях, в них еду подавали на праздники и во время приема гостей.

Курский этнограф Алексей Машкин указывает, что в летние праздники некоторые представители сельского населения резали «баранчиков, кур и поросят». В основном мясо употребляли вареным. Из голов и ног скота делали к празднику студень. Угощали домочадцев и гостей торжества сырниками, яичницей, яичником (та же яичница, которую запекали на сковороде большим блином), пирогами, караваем. В конце посиделок подавали «разгонщика» – блюдо, после которого гости должны были встать из-за стола.

В книге «Семейный быт и повседневность крестьян Курской губернии: традиции и динамика перемен в пореформенной России» приводится следующая беседа корреспондента Соловьевой с жительницей села Шелковка Медвенской волости (орфография сохранена): «Ну уж и нагулялись! – говорила мне одна девка Акулина Агеева, побывавшая в гостях у одной бабы. – Уж так угостили што мое паштение!» – «Чем же тебя угощали?» – полюбопытствовала я. – «Подали сначала ряжаные с пиченкой («ряженый» – пирог из ржаной или пшеничной муки с начинкой), потом студинь из свижины («свинина»), с бараниной, потом творох с топленкой, баранину абжаринаю («вареное мясо ставят в печь после того, как она вытопится и мясо сверху поджарится в собственном жиру»), варенаю курятину, а пад канец прянцы, арбуз да арехи».

«За праздничным столом крестьяне пили квас, меды, пиво, брагу. Из крепких напитков употребляли водку и вино. «Издревле традиционным праздничным напитком курских селян являлся хмельной мед (меды, медовуха), но в исследуемый период он в качестве напитка употреблялся значительно реже, а квас и пиво постепенно начали уступать место промышленным винно-водочным изделиям», – отмечает историк Мухина.

Вышли на «кулачки»

Корреспонденты Этнографического бюро Центрально-Черноземных губерний сообщали, что нередко чрезмерные возлияния приводили к потасовкам. В основном конфликты происходили в кабаках, во время престольных праздников. «Зеваки с удовольствием собирались посмотреть на дерущихся, подбадривая их криками. Драки всегда кончались миром, который скреплялся совместно выпитым магарычом», – пишут этнографы.

Читайте также:  Лечение орз народными способами

В праздники была и альтернатива кабацким дракам: курская забава «кулачки». По сути – кулачные бои, которые, как пишет Машкин, происходили «между крестьянами двух соседственных деревень, составляющих две враждебные партии».

Газета «Курские губернские ведомости» так описывала это действие: «Кулачные бои (кулачки) устраиваются каждое воскресенье, а по большим праздникам принимают довольно крупные размеры. В качестве застрельщиков являются, конечно, мальчишки » Когда одна из сторон уступает, на помощь проигрывающим выбегают взрослые, и «начинается потеха»: «Трещат ребра и скулы, вскакивают синяки и шишки, а нередко вылетают зубы. Это дикое развлечение служит долго предметом разговоров поселян».

Спеть и станцевать

Были и более традиционные, мирные праздничные мероприятия: с песнями, танцами. Например, среди молодых людей практиковались «игрища». Любили деревенские и «водить танки»: «Молодые крестьяне, взявшись за руки, образуют шеренгу, по краям которой протягивают пояса. С песнями и пляской они идут, проходят под эти пояса и, идя таким образом, направляются к «карагоду» (хороводу), где собирается крестьянская молодежь и зрители».

В центре «карагода» стоят «парни, девки и бабы», они играют в самодельные дудочки. «Девки и молодайки, взявшись за руки, поджав губы и стараясь не шелохнуться ни одним членом, вытоптывают ногами в такт музыке, а один или несколько мужиков, подвыпив ради праздника или для храбрости, выплясывают перед ними, поводя платочком и покрикивая: «Ну – шшо, а ну-ну!» («Ну еще, ну-ка, ну-ка»). Некоторые из них пронзительно высвистывают. Чем пронзительнее свист и громче топот, тем считается лучше».

Молодые ребята старались танцевать рядом с теми барышнями, которые им нравятся. Подобные пляски могли продолжаться до полуночи.

В праздники в курских деревнях любили и петь. Так, в Обоянском уезде по большим датам собирались женские хоры. Мужчины тоже пели, но реже. «Празднишные», «свадьбишные», «маслинские» и другие песни мужики исполняли или на престольные праздники, или на свадьбах.

Исследователи отмечают, что к концу XIX века на праздниках в курской деревне особый статус имел гармонист. Именно он определял порядок развлечений, плясок. Чем не тамада?

Праздничный костюм – как знак

Торжество для жителя курской деревни было не только поводом поесть досыта, выпить, спеть и станцевать, но и возможностью пощеголять в праздничной одежде. Как пишут этнографы, такие вещи не отличались по крою от будничного одеяния, однако в их пошиве использовали более яркие цвета, элементы декора. Доктор филологических наук, фольклорист Петр Богатырев отмечал, что «будничная одежда является прежде всего вещью, праздничный же костюм – преимущественно знаком».

На Пасху, Троицу, Петров день, Спас, Покров крестьянки курских деревень надевали праздничную народную одежду: юбки, завески, сарафаны, жилетки. Весной и осенью девушки и женщины из небогатых семей предпочитали носить балахоны и свиты, тогда как представительницы богатых крестьянских домов – суконные кафтаны со сборками.

Отдельного внимания заслуживают праздничные льняные женские рубахи, которые украшали вышивкой по вороту, плечам, у края рукавов: «Рубахи курских, как в целом южнорусских крестьянок, обильно декорировались, что придавало праздничность всему женскому костюму. В основном украшались ворот, оплечья, рукава и подол. Ворот обычно украшался узкой полоской ткани или вышивкой».

Отмечено, что рукава рубах замужних женщин украшались «ярче и богаче», чем девичьих.

Праздничный сарафан – еще одна вещь из гардероба курской крестьянки XIX века. Такой наряд шили из сатина, ситца, атласа, тафты, штофа. Надевали без передника и подпоясывали широким шерстяным поясом, его завязывали спереди. Декор сарафанов отличался в Курской губернии не только по уездам, но даже по селам. Доктор философских наук Светлана Бережная пишет, что самые дорогие сарафаны с богатым декором в селах Суджанского и Обоянского уездов называли «абликатными» («хорошими»).

Если верхняя одежда была более-менее доступна, то о праздничной обуви такого не скажешь: «башмаки», лапти, «ходоки», валенки. Выбор не велик.

Крестьянские мужики одевались скромнее, без ярких цветов, но не менее элегантно. В праздничные дни крестьяне среднего достатка предпочитали льняные рубахи. Зажиточные надевали рубахи из красного ситца и так называемые александрицкие (из александрийки).

«Рубаха подпоясывалась поясом, – отмечают исследователи. – Ходить без пояса считалось зазорным. Лишить человека пояса означало обесчестить его».

К праздничным рубахам юноши и мужчины надевали узкие пояса переборного тканья или плетеные из цветной шерсти. Красный пояс, подаренный супругой, охранял от сглаза, наговора и чужих жен.

Праздничной обувью у мужчин служили сапоги «бутылками»: единственные на всю жизнь, как пишут этнографы.

Источник