Народный праздник пасха доклад

Доклад на тему Пасха сообщение 3, 4, 5, 6, 7 класс

Пасха – самый торжественный церковный праздник. В «Новом завете» он назван так в ознаменование воскресения Сына Божия и перехода его к отцу небесному от земли на небо. Иначе праздник называется Светлое Воскресение Христово. У Пасхи нет точной даты, это – переходящий праздник: он рассчитывается по солнечному и лунному календарю. Но всегда Пасха празднуется весной. В зависимости от вероисповедания, Пасха бывает православной и католической.

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. По канонам православной церкви день весеннего равноденствия отмечается 21 марта, а по канонам католической – 3 апреля. Поэтому и даты Пасхи у православных и католиков – разные. Существует специальный календарь с датами Пасхи, он называется «Пасхалия». В этом году православная Пасха приходится на воскресенье 28 апреля. Перед Пасхой в течение 40 дней длится Великий пост, который начинается после Масленичной недели в Чистый понедельник. Считается, что поститься или «говеть» надо до утра Светлого Воскресения. После торжественного Пасхального богослужения семья садится за красиво убранный стол и начинается «разговение»: начать его надо с отведывания праздничного освященного кулича.

В Пасху принято поздравлять всех с праздником словами «Христос воскресе!» и целоваться три раза, причем, на поздравление надо ответить «Воистину воскресе!» Принято обмениваться крашеными яйцами. В Пасхальную неделю надо сходить на кладбище и отнести туда кусок кулича и крашеные яйца, оставив на могиле – так живые поздравляют с праздником остальных: ведь душа усопших остается живой.

Еду принять освящать. Освящают или в субботу вечером, или в воскресенье утром. Куличи перед освящением украшают искусственными и живыми цветами. В рамках праздничного вечернего богослужения незадолго до полуночи происходит Крестный ход: очень красивое и завораживающее зрелище.

В Великую субботу перед православной Пасхой происходит схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Это происходит в единственном месте один единственный раз в году. Зрелище совершенно не объяснимое и причисляемое к разряду чудес. Считается, что, если огонь не сойдет, начнется апокалипсис. Но пока, как говорится, Бог милует. В первые минуты сошедший огонь – совершенно холодный: его можно безбоязненно трогать и «умываться». Потом он приобретает обычные свойства. Скептики пытались опровергнуть наличие чуда в схождении огня, но, пока это сделать не удалось.

В СССР праздника Пасхи не было, так же, как Рождества Христова, Крещения и многих других. Тогда был другой Бог и другие праздники. И в Пасхальную ночь, чтобы молодежь не тянулась на Крестный ход, по телевизору всегда передавали «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». При тогдашней скудности развлечений, это, конечно-же, было ой, как здорово. Но, несмотря на провозглашенное отсутствие Господа Бога, многие пекли куличи и красили яйца – уж очень каким-то хорошим весенним праздником была Пасха! И тогда не было ни форм для выпечки, ни краски и наклеек для яиц. А о готовых куличах и говорить нечего! В обычную эмалированную кастрюльку клали кружок кальки, которой тогда было полно во всех советских учреждениях. А для окрашивания яиц – только луковая шелуха. И смекалистые советские граждане с ее помощью добивались различных оттенков – от светло-оранжевого до густо-терракотового. И – ничего.

Сейчас – другое время. И тебе «иордань» во льду выдолбят, и «скорую» рядом поставят, и Крестный ход по телевизору покажут. Да, это, наверное, здорово. Но ведь это уже было когда-то. Все было: и Благовест, и кулич с розой, и «разговенье» с ветчиной и икрой. И об этом писала умница Тэффи ровно век тому назад. А хотелось бы, чтобы все это было всегда.

Пасха

Интересные ответы

Оноре де Бальзак – один из отцов французского реализма, который оставил значительный вклад в европейской литературе. Родился реалист в Первой французской республике в 1799 году.

Любая промышленность, которая существует в нашем цивилизованном обществе обязана нормализовать и удерживать в стабильном состоянии рынок товаров, и своей деятельностью поддерживать общую инфраструктуру

Эрнест Хемингуэй – великий писатель 20 столетия, является обладателем множества премий и наград по литературе. Эрнест Хемингуэй появился на свет 21 июля 1899 года небольшом провинциальном городке Оук-Парк

Ледники – это скопление льда, который очень медленно движется по поверхности Земли. Получается он за счет того, что выпадает много атмосферных осадков (снега)

Источник

История возникновения

Праздник Пасха не был изначально религиозным. Название произошло от слова «песах», которое переводится как избавление. В этот день евреи отмечали исход из Египта. Именно это событие праздновал Иисус Христос, но он изменил значение блюд. Хлеб символизировал его тело, а вино кровь. Спаситель предрек свою смерть, но он не велел отмечать Пасху. После воскрешения последователи Иисуса сделали этот день скорбным, в то время как евреи продолжили отмечать Песах.

Все изменилось с решения Константина I. Он боялся раскола общества по религиозному признаку, поэтому он создал новое верование — христианское. Многие его традиции походили на языческие. Пасха также отделилась от иудейского Пехаса. Расчет ее даты проводился определенным образом — в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

Позже христианство раскололось и появилось два направления — православное и католическое. Они имели много общего, но различий тоже хватало. Католики празднуют Пасху, но в другие даты. Празднику предшествует длительный и строгий пост. Во время него верующие ограничивали пищу и занимались духовным совершенствованием.

Сегодня мало кто задумывается над тем, что за праздник Пасха, об истории и традициях этого дня. Для многих это повод поесть куличи, крашеные яйца и особый творожный торт, который обычно называют пасхой. Но есть люди, для которых это особое радостное время.

Виды пасхальных яиц

Традиция дарить яйца появилась после Марии Магдалины. Иисус Христос после Воскрешения явился к ней и сообщил радостную новость. Она рассказала ее апостолам, а потом она отправилась проповедовать. Мария не побоялась даже прийти к императору Тиберию. Она поведала ему о следующих моментах:

Читайте также:  Ломота в теле народные методы температура

Император не поверил в рассказы Магдалины. Тогда она вложила в его руку белое яйцо и сказала «Христос Воскрес!», после чего оно стало красным.

Постепенно окрашивание яиц вошло в традицию праздника. Оно считалось символом Гроба Господнего. Скорлупа — это камень, который привалили к входу в скалу, где был погребен Христос. Но под скорлупой заключена новая жизнь. Поэтому когда люди дарят их в праздник, то они вспоминают о силе святого, о его чудесном воскрешении. Традиционно яйца окрашивали в красный цвет — он символизировал кровь и царское достоинство Спасителя.

Существует несколько вариантов пасхальных яиц:

Традиции праздника формировались постепенно. Поэтому со временем стали использовать не только куриные яйца. Их делали из дерева, после чего расписывали, плели из бисера. Вершиной искусства стали творения Фаберже. В сообщение о Пасхе можно рассмотреть разные виды пасхальной еды.

Народные традиции

Пасха посвящена празднованию победы над смертью. Воскрешение Христа показало, что людям уготована вечная жизнь. Со временем на Руси появились особые традиции, связанные с этим торжеством. Первое воскресенье после Пасхи называлось Красной Горкой. Во время него проходили молодежные гуляния. После этого дня разрешалось проводить свадьбы, поэтому юноши ходили свататься.

Всю Светлую неделю проходила игра «Каталочка». Для нее использовали деревянные яйца. Игрок спускал одно с дощечки или некрутой горки, перед этим другие участники расставляли свои предметы полукругом на земле. Задачей нападающего было сбить яйцо. Если ему удавалось это сделать, то он забирал его себе. Побеждал тот, кто собрал больше всех.

В других странах тоже есть особые традиции. Например, в Польше готовят мазурки — печенье с фруктовыми начинками. В Северной Америке принято прятать пасхальные яйца, которые утром ищут дети. В Великобритании принято есть особые булочки с изображением креста. Считается, что они не портятся на протяжении года.

При составлении сообщения про Пасху нужно сделать не только описание традиций, но и историю происхождения праздника. Это позволит лучше понять, почему этот день считается главным в церковном календаре. Можно добавить информацию о праздновании в разных странах.

Источник

Православный праздник Пасха

Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Этот день является центром всей традиции, истории и философии православия. Символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле.

Дата празднования вычисляется каждый год по лунному календарю. Существуют Григорианская и Александрийская пасхалии – сложные астрономические системы расчета точной даты. Русская православная церковь придерживается Александрийской пасхалии и использует Юлианский календарь. Иногда эти системы выдают одну дату, тогда католики отмечают Пасху вместе с православными. Во всех календарях и традициях, дата Пасхи всегда приходится на воскресенье. Этот день недели получил свое название благодаря празднику.

Содержание:

История

Согласно четырем Евангелиям, Воскресение Иисуса Христа пришлось на еврейский праздник Песах. В этот день иудеи отмечали исход из Египта. В Ветхом Завете говорится, что последней «Египетской казнью», окончательно склонившей фараона к решению отпустить евреев, было убийство ангелом всех первенцев. Ангел не тронул только тех, кто заклал агнца и измазал его кровью свои двери. Таким образом, кровь агнца спасла людей от смерти. В Новом Завете в роли Агнца, спасающего людей, выступил Христос.

Название «Пасха»

Постепенно еврейское слово «пейсах» трансформировалось в русское «Пасха». И люди стали чаще использовать сокращенное название праздника вместо полного.

Первые христиане считали, что живут в скончании веков и каждый год ожидали Второго Пришествия. В память о жертве Иисуса они начали совершать литургию, вспоминая все события – от Тайной Вечери до Воскрешения. Каждая пятница превратилась в день траура, а воскресенье – в день радости. Эти горечь и радость достигали апогея в день еврейского пейсах. Так и родилась Пасха в нашем современном понимании.

Пасха на Руси

В наши края праздник пришел вместе с христианством. После того как святой князь Владимир крестил Русь, Пасха стала важнейшим государственным событием. Торжества с тех пор длятся не менее трех дней. Иногда русские князья, после удачных походов или рождения наследника, растягивали празднование на целую неделю.

День Воскресенья предварял Великий пост, продолжавшийся не менее сорока дней. Этот период времени наши предки использовали для духовного очищения. Большой популярностью пользовалось паломничество в монастыри. Простые крестьяне отправлялись пешком за много километров, чтобы прибыть в обитель еще во время поста. Там они исповедовались и встречали Пасху уже очищенными.

Празднования в Новое время

Во все времена, вплоть до конца первой четверти XX века, Пасха оставалась не только главным весенним праздником, но и самым центральным событием в календаре. Так было до начала двадцатых годов, когда атеизм превратился в государственную политику. Власти запрещали пасхальные литургии, противопоставляя Воскресенью Христовому свой аналог – День солидарности трудящихся.

Но уже в начале девяностых годов прошлого века все запреты были сняты и в календаре опять появилось сразу несколько красных дней весной. Как и в старину, Пасха занимает главенствующее место среди всех религиозных событий. Даже глава государства в этот день посещает богослужение в Храме Христа Спасителя, в Москве.

Народные обычаи и традиции

Так как до Пасхи христиане длительное время воздерживаются от скоромной еды, множество пасхальных традиций имеет кулинарный характер.

Кулич или Паска

Главным блюдом праздника выступает сдобный кулич, который сейчас принято называть «паской». Куличи пекут заранее и за день до праздника освещают в церкви. Наши предки паской называли совсем другое блюдо – сырную бабу. Для его приготовления использовали много куриных яиц и отборный творог. Отдельно пекли куличи. Паска имела форму пирамиды, что символизировало собой гору Голгофу, где похоронили Иисуса Христа. Поедание пасхи символизировало победу Христа над смертью.

Куличи принято нести в церковь в плетеных корзинках, из лозы или другого материала. В некоторых приходах паски освящают вечером перед Пасхой, в других – уже в воскресенье.

Читайте также:  Народный промысел матрешка история

Отдельная традиция – украшение корзинок. Сейчас к нам пришло много западных атрибутов, ранее несвойственных православной традиции. К таким символам стоит отнести кроликов, желтые цветы и кондитерские изделия, выполненные в форме сердца.

Крашеные яйца

Вместе с куличами в корзинку принято класть яйца, окрашенные в ярко-красный цвет или покрытые замысловатым узором. Они тоже призваны символизировать победу жизни над смертью. Есть версия, что эта традиция продиктовано формой яйца – под мертвой оболочкой находится жизнь.

После начала пасхальной трапезы дети берут яйца в руки и пытаются разбить яйцо своего товарища. Эта игра получила название «Христосование», так как при ударе яйца обычно произносилось пасхальное приветствие: «Христос Воскресе».

Церковное богослужение – Пасхальная Литургия

Богослужение в православных церквях начинается еще вечером предыдущего дня и продолжается всю ночь. Хотя большинство верующих приходит только под утро, чтобы попасть на главную часть действа – Святую Литургию. В древние времена в этот день было принято крестить оглашенных. Тогда, чтобы стать христианином, нужно было в течение длительного периода доказать свое благочестие. Таких кандидатов называли оглашенными, им не разрешалось присутствовать в церкви во время совершения таинств.

Во время Великого поста священники одевают либо страстные облачения красного цвета, либо траурные – фиолетового. В таких одеждах они и начинают пасхальное богослужение. Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота.

Пасхальные гулянья

Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости. Молодые парни взрывают шутихи и запускают фейерверки, открываются большие ярмарки, на которых не только продаются товары, но и проводятся разнообразные конкурсы. Например, на главной площади ставиться столб, к верхушке которого привязывается ценный предмет. Чтобы победить в конкурсе, нужно долезть до верха столба и снять этот предмет, получив его в качестве приза.

Испокон веков ремесленники использовали народные гуляния, чтобы показать свою лучшую продукцию. Например, булочники в этот день пекли кулич гигантского размера прямо на площади и делили его между всеми желающими.

Воскресенье Христово также считалось отличным поводом для благотворительности. В этот день императорская чета могла посетить приют для сирот или бедных. В домах богатых людей принимали бедняков или выносили им еду на улицу.

Под вечер, ближе к концу гуляний, принято жечь пасхальный огонь. На главной площади населенного пункта выкладывали костер довольного большого размера и поджигали его с наступлением темноты. Сейчас, по понятным причинам, эта традиция подзабыта. Хотя в некоторых селах костры жгут, но не на главной площади, а возле церкви.

Источник

Народный праздник пасха доклад

История праздника Пасхи

Пасхальные обычаи и обряды

Список использованной литературы

Традиция отмечать праздник Пасхи существует еще с дохристианских времен. Очень давно у людей была другая религия, и пантеон богов был просто огромен. Каждый небожитель отвечал за уникальную сферу жизни человека или природное явление.

История праздника Пасхи

На первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее (325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник «кочует» во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю.

Пасхальные обычаи и обряды

По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. С Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца.

В Чистый же четверг варили овсяный кисель для «ублажения» мороза. Кое-где его хранили до воскресенья, а на Пасху его ели даже раньше кулича. К праздничному столу готовили много снеди, запекали барашка, окорок, жарили телятину. Горячие блюда и рыбу к Пасхальному столу не подавали.

Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильным и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста. Куличи и пасхи украшали самодельными цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники.

Кроме того, обрядовые пасхальные блюда связаны с ритуальной символикой урожая. К примеру, остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и мясных блюд (кости) закапывали в поле. Одно пасхальное яйцо сохраняли до начала сева. Его брали с собой идя первый раз сеять, чтобы урожая был богатым

Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных. В деревнях был обычай вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами.

В русских деревнях и селах на пасхальной неделе следовало проявлять милосердие. Считалось богоугодным делом накормить нищего, юродивого, помочь нуждающемуся.

При поздравлении друг друга с праздником принято говорить: «Христос воскресе!» и на это отвечать: «Воистину воскресе!» Христосуясь (целуясь), дарят друг другу крашеные яйца. Раньше проспавших пасхальную заутреню обливали водой.

Вся Пасхальная неделя посвящалась обходу селений религиозного прихода церковным причтом в сопровождении «богоносцев». Это был особый обход, так как на Пасху, единственный раз в году, выносятся запрестольные образа. Принимая иконы у себя дома, на некоторое время помещали запрестольную икону Богоматери в зерно, приготовленное для посева. Встречая иконы, каждый домохозяин выставлял на улицу застланный скатертью стол с угощением.

Читайте также:  Народные промыслы ливенского района

Празднование пасхальной недели нередко сопровождалось местными своеобразными обычаями, своими корнями связанными с особенностями локальной ритуальной традиции. Например, во владимирском селе Баглачево (уезд не указан) после окончания пасхальной обедни на колокольню всходили два «крикуна». Они обращались лицом к востоку и трижды пели «Христос воскресе», затем повторяли песнопение, обратившись к югу, западу и северу. Эти «крикуны» сопровождали церковный причт во время обхода с иконами по крестьянским домам, каждый раз громко и протяжно выкрикивая: «Христос воскресе воистину! Красуйся, Матерь Божья, помилуй!» За это каждый крестьянин угощал их водкой или давал деньги.

Если в Тульской губернии круг водили на пригорке, то в Переславль-Залесском крае его составлялся в середине села. Девушки становились парами «по ровням» (т.е. пары составляли «погодки»), все в одинаковых белых платках, шли против солнца вокруг церкви, возвращались на середину села и расходились, чтобы переодеться для нового круга. Так повторялось несколько раз. И это тоже называлось встречей весны.

Материалы XIX в. в большей своей части описывают хороводы, при исполнении которых как бы очерчивалось определенное пространство внутри или за пределами селения. Однако исполнялись и хороводы вокруг села. В этом случае хоровод имел охранное и магико-репродуктивное значение.

В отличие от хороводов, опахивания в сферу своего ритуального воздействия включали значительную территорию, захватывая селения со всеми крестьянскими угодьями. Обрядом опахивания сопровождалась встреча весны на Красную горку в Инсарском уезде Пензенской губернии (с. Лемжа). Весну «закликали» девушки и молодые женщины. Когда же наступала полночь, они шли за околицу, где с помощью сохи обводили бороздой село. Впереди шли старухи с иконой Казанской Божией Матери и молились, чтобы село не постигли никакие беды и напасти, чтобы все несчастья останавливались перед бороздой. Проложив борозду вокруг села, возвращались назад и устраивали пирушку, в которой могли принять участие и парни. Пирушка продолжалась до «третьих петухов», после чего «гулять считалось грехом». Опахивание здесь играло магико-предохранительную роль. Оно как бы предваряло возможность повторения обряда, к которому зачастую приходилось прибегать крестьянам, в прошлом сильно страдавшим от опустошительных эпидемий и эпизоотий.

Встреча весны проходила на фоне таких красивейших хороводных игр, как горелки, уточка, Борис. Хороводы Красной горки, или «радуницкие», чаще водились на пригорках, холмах, на берегах рек, в местах более открытых. Бытописатель первой половины прошлого века И. Снегирев предполагал, что эти хороводы в старину сопровождались зажиганием огней. Такими материалами располагал известный хореограф К.Я. Голейзовский: «Колхозница села Исады на Волге, старуха Витюлева, рассказала, что в дни ее юности игра в «Горелки» совершалась ранним утром на высоких местах между кострами из старой соломы». Играли в горелки при появлении солнца наверху холмов. Игра сопровождалась всем известными выкриками: «Гори, гори ясно, // Чтобы не погасло!» Одновременно окликали весну.

Повсеместно на Красную горку разыгрывались свадебные хороводы «А мы просо сеяли», «Заплетайся, плетень», «Заинька». Особенно популярной была хороводная игра «А мы просо сеяли». Этот хоровод был одновременно земледельческим и свадебным. В некоторых местах (например, с. Свинчус Касимовского уезда Рязанской губ.) им открывались весенние девичьи игры и его уже не исполняли до следующей весны.

Свадебные хороводы на Красную горку не случайны. В старом быту Красная горка считалась последним сроком для сватовства и свадеб перед весенне-летними работами. Кто упустил свадебный зимний мясоед, не должен был «теряться» на Красную горку. Поэтому осуждались те холостые молодые люди, которые не приходили на гулянья Красной горки. Существовало даже поверье: если парень или девушка не ходят на Красную горку, то они долго не женятся или не выйдут замуж. Подобное поверье в основе своей имеет архаичное представление о том, что весной, особенно в преддверии сева и всходов озимых, все молодые жизнеспособные члены общины должны жить в соответствии с законами природы: как земля отдает свои репродуктивные силы возрождению природы, так и люди должны позаботиться о возрождении своего коллектива. Традиционное общество не допускало в своем составе лиц вне брака. Отчасти этим объясняется столь широкое распространение в русских деревнях института черничества, христовых невест.

Песни, сопровождавшие обряд, назывались вьюнцами. Их исполняли окликалы, или вьюничники, для вьюна (или вьюнца) и вьюницы, т.е. для молодого и молодой в первый год их брака.

Состав лиц, принимавших участие во вьюнишнике был самым разнообразным и зависел от локальных особенностей обряда. Зачастую окликалы (исполнители обряда) строго делились на определенные возрастные группы, а в некоторых селениях соблюдалось и деление по полу. В большинстве случаев первыми начинали окличку младшие; чем старше была группа окликальщиков, тем позднее они начинали обход. Последними ходили взрослые мужчины. Поздравляя молодых супругов с первой весной их брака, односельчане исполняли в их честь песни, в которых прославлялись «терем» молодых с «бархатной» крышей и «печью муравленой», в них постоянно упоминались «пчелы ярые» как символ молодой семьи. Пропев песню, окликальщики просили:

пасха христианин гуляние яйцо

Как бы нам, молодцам,

По стаканчику винца,

По бокальчику пивца,

На закуску пирожка,

Для забавы пряничка,

Чтобы славушка пошла

Про тебя про вьюнца

Молодые слушали поздравление у раскрытого окна и обязаны были в окошко же подать окликалам кулич, крашеные яйца, угостить их брагой (если это были парни или мужики) или каким-нибудь лакомством (если это были дети или девушки). Этим обрядом как бы закреплялось за молодой семьей право быть самостоятельной экономической единицей в хозяйственно-бытовой жизни общины, а молодая супруга принималась в сообщество своих сверстниц.

Список использованной литературы

1. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986

2. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1957

. Русские народные традиции и современность. М., 1995

4. Русские: народная культура (история и современность). Том 4. Общественный быт. Праздничная культура. М., 2000

5. Русские: семейный и общественный быт. М., 1989

Теги: Пасха – самый великий и загадочный праздник Реферат Культурология

Источник