Народный праздник татар сабантуй фото

Праздник Сабантуй

С раннего утра площади городов тонут в весёлом шуме. Играет громкая музыка, звучат национальные песни, танцующие не жалеют ног. Мужчины борются прямо на земле, пытаясь свалить противника на спину при помощи обычного полотенца. Кто-то лезет на столб, кто-то катается на лошади, кто-то пытается с завязанными глазами разбить глиняный горшок. Словом, гуляют от всей души, как будто в последний раз. Это праздник Сабантуй, который каждый год с нетерпением ждут татары.

Где и как зародился праздник Сабантуй, установить трудно, он имеет тысячелетнюю историю. Одни исследователи предполагают, что его начали отмечать в Среднем Поволжье, другие находят схожесть с монгольскими традициями. Известно, что слово «сабантуй» – тюркского происхождения и состоит из «сабан + туй» – «плуг + торжество /праздник». Это главный праздник для всех земледельцев. В языческие времена его отмечали в конце апреля перед началом посевных работ. Предки современных татар и башкир были заинтересованы в богатом урожае осенью, поэтому главной целью праздника было задобрить духов. Гуляния проходили строго по регламенту и с соблюдением всех традиций, за чем бдительно наблюдали старейшины. Принятие ислама повлияло на культуру народов Поволжья, и спустя века Сабантуй изменился – ушла культовая составляющая, но остались весёлые гуляния. Чтобы было меньше параллелей с языческими обрядами, сместились и сроки – теперь Сабантуй отмечается как окончание посевной – когда все весенние работы выполнены, и появляется передышка до сбора урожая.

Когда отмечают Сабантуй

Чёткой даты для начала веселья нет – окончание посевной зависит от сезона и многих погодных факторов. Важно и то, чтобы праздник не выпадал на дни священного месяца Рамадан. Как правило Сабантуй устраивают в конце июня – начале июля, причём каждый регион устанавливает свои даты. Например, в 2019 году Казань гуляла 23 июня. В Набережных Челнах праздник был на неделю раньше, а в Москве – 6 июля. Отмечают «торжество плуга» и в Вашингтоне, Париже, Стамбуле – словом, везде, где есть татарские общины. Ежегодно в России устраивают и Федеральный Сабантуй с самыми пышными торжествами, причём каждый раз он проходит в разных городах – в 2019 году выбор пал на Новосибирскую область.

Соблюдение всех традиций Сабантуя сохранилось в основном в татарских и башкирских деревнях. Накануне молодые крепкие парни объезжают на лошадях дворы. Их встречают не с пустыми руками: хозяева вручают им выпечку, расшитые полотенца, посуду и другие с любовью подготовленные подарки. Кто из наездников соберёт больше всех подношений, тот молодец, однако из собранного никому ничего не достаётся. Всё отправляется на центральную площадь в «общий котёл», чтобы на следующий день стать призовым фондом. Выиграть это добро можно, победив в соревнованиях на силу и ловкость. Например, в одном из национальных видов борьбы – куреше. Смысл состязания состоит в том, чтобы уложить соперника на обе лопатки с помощью закинутого за его пояс кушака или полотенца. Задача не из простых, и победителя тут же объявляют лучшим батыром и вручают дорогостоящие подарки. В деревнях обычно на плечи водружают барана, а в городах богатырям могут и автомобиль презентовать. Кстати, ЮНЕСКО внесла куреш в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, и по нему даже устраивают чемпионаты мира.

Необязательно блистать силой, чтобы показать себя – ловкость тоже в почёте. На Сабантуй обязательно устраивают бег с коромыслом и в мешках, с ложкой и яйцом, бои подушками на бревне. Можно с завязанными глазами разбить палкой лежащий на земле глиняный горшок, достать ртом монету из кефира или залезть за призом на гладкий высокий столб. Словом, поводов продемонстрировать свои умения будет предостаточно! Гуляния длятся до позднего вечера, сопровождаясь песнями, танцами и шумными ярмарками. А главное лакомство праздника – это, конечно, сочащийся мёдом чак-чак.

Разумеется, такой праздник не мог не обрасти кучей счастливых примет. Главная из них касается молодого поколения, ведь на шумных гуляниях можно встретить свою судьбу. Так вот, образовавшиеся в этот день пары водой не разлить, а заключённые во время праздника Сабантуй браки – самые крепкие. А в русском языке сабантуй стал синонимом весёлой встречи с друзьями по случаю получения премии или в честь дня рождения.

Фестиваль «Многоликая Россия» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

В России проживает 193 народа, и у каждого – богатая культура, традиции, обычаи, поэтому концертная программа фестиваля искрит необычными нарядами, песнями и танцами. Разные лица, пластика, голоса: в ЭТНОМИРе в эти дни собираются самые лучшие фольклорные коллективы.

На фестивале «Многоликая Россия» опытные ремесленники, мастера своего дела, обучают всех желающих тонкостям традиционного рукоделия, учат плести венки, делать обереги, народных кукол. А ещё можно поучаствовать в приготовлении кулинарных шедевров: рецепты популярных в разных уголках России национальных блюд раскрывают Хранители культуры, приглашая на дегустации.

Для детей организуются весёлые игровые зоны с конкурсами и забавами, проверенными временем и поколениями.

Приезжайте в ЭТНОМИР и узнайте много интересного о разнообразии этнического колорита России!

Источник

ИСЛАМ НУРЫ
ТАТАР ЯШЬЛӘРЕ. ЯШЬЛЕК

Мәрхүм әти-әниләр өчен Коръән уку һәм дога кылу үрнәге.

Әгүүзү билләәһи минәшшәйтаанирраҗииииим. Бисмилләәһиррахмәәниррахиим. Әлхәмдүлилләһи Раббиль гәләәмиин. Әррахмәәниррахииим. Мәәлики йәүмидииин. Иййәәкә нәгбүдү вә иййәәкә нәстәгиииин. Иһдинәссыйраатальмүстәкиииийм. Сыйраталләзиинә әнгамтә гәләйһим гайрильмәгдууби гәләйһим вәләддааааааллиииин. Әәмиин.
Показать полностью.

Куль һүвәллааһу әхәде. Аллааһуссамәд. Ләм йәлиде вә ләм йүүләде. Вә ләм йәкүлләһүү күфүвән әхәде. (3 тапкыр).

Сүбхәәнәкә Раббикә Раббиль гыйззәти гәммәә йәсыйфүүүүн. Вә сәләәмүн гәләльмурсәлиииин. Вәлхәмдүлилләәһи Раббиль гәәләмиииин.

Бисмилләәһиррахмәәниррахиим. Әлхәмдүлилләһи Раббиль гәләәмиин. Аллааһүммә салли гәләә сәййидинәә Мүхәммәдин вә гәләә әәлиһии вә сахбиһии вә бәәрик вә сәллим. Йәә Рабби! Йәә Аллааһ! Йәә Рахмәән! Йәә Хәййү йәә Каййүүм! Әй мәрхәмәтле Аллааһ! Хөрмәтле Коръән Кәрим китабыңның шушы сүрә һәм аятьләрен Синең ризалыгың өчен укыдым. Укыганда булган хата-кимчелекләремне гафу ит, киләчәктә Коръән Кәримне дөрес укырга һәм аның буенча яшәргә насыйп ит. Шул аятьләрне укыганда хасил булган әҗер-саваплар минем газиз әти-әнием (Фәлән улы Фәлән, Фәлән кызы Фәлән) үзләре укыган шикелле аларның гамәл дәфтәрләренә изгелек булып өстәлсен иде. Укылган аятьләр һәм кылган догаларым бәрәкәтендә аларның каберләрен нурландырсаң иде, кабер газапларыннан коткарсаң иде.

Әй Мәрхәмәтле Раббым! Сөекле әти-әнием мине кечкенә чагымда чиксез сөю һәм мәрхәмәт белән тәрбия кылды. Шул изгелекләре өчен аларга әҗер-саваплар язсаң иде, бәндәчелек белән кылган бөтен хаталарын, гөнаһларын һәм кимчелекләрен гафу итсәң иде. Йәә Гафуур! Йәә Рахиим! Әй Гафу итүче, Рәхимле Раббым! Кыямәт көнендә әти-әниемне бөтен хата-кимчелекләре, гөнаһлары гафу ителгән хәлдә терелтсәң иде. Әхирәттә була торган бөтен газаплардан коткарып, җәннәтләреңә кертсәң иде. Гомеремнең ахырына кадәр алар өчен Коръән укып, сәдакалар биреп, даими догалар кылырга насыйп әйләсәң иде!

Раббәнәгъфирлии вә ли вәәлидәййә вәлилмүэминиинә йәүмә йәкуумульхисәәб. Раббирхәм һүмәә кәмәә Раббәйәәнии сагыйраа. Әәмиин. Әлхәмдүлилләһи Раббиль гәләәмиин. Аллааһүммә салли гәләә сәййидинәә Мүхәммәдин вә гәләә әәлиһии вә сахбиһии вә бәәрик вә сәллим.

ТАТАР ҖЫРЫ

Нигә яна йөрәгем?
Татар халык җыры.

Сандугачлар ияләшкән
Су эчәргә миләштән.
Показать полностью.
Сагынуларым бетәр әле
Сине күреп сөйләшсәм.

Кушымта:
Их, тала, тала, тала,
Тала ике беләгем.
Нигә тала, нигә яна
Икән минем йөрәгем?!

Агыйделгә басма салдым
Каенын сайлап кына.
Яннарыңа барыр идем
Кош булып сайрап кына.

Кушымта:
Их, тала, тала, тала,
Тала ике беләгем.
Нигә тала, нигә яна
Икән минем йөрәгем?!

Агыйдел суы тирбәлә
Уртасында сал булса.
Суга салсаң, калкып чыгар
Безгә насыйп яр булса.

Кушымта:
Их, тала, тала, тала,
Тала ике беләгем.
Нигә тала, нигә яна
Икән минем йөрәгем?!

Агыйделкәйне кичкәндә
Җырлыйм ишкәк ишкәндә.
Өзелә үзәк, яна йөрәк
Җаныем искә төшкәндә.

Кушымта:
Их, тала, тала, тала,
Тала ике беләгем.
Нигә тала, нигә яна
Икән минем йөрәгем?!

Сандугачлар ияләшкән
Су эчәргә миләштән.
Сагынуларым бетәр әле
Сине күреп сөйләшсәм.

Кушымта:
Их, тала, тала, тала,
Тала ике беләгем.
Нигә тала, нигә яна
Икән минем йөрәгем?!

Агыйделгә басма салдым
Каенын сайлап кына.
Яннарыңа барыр идем
Кош булып сайрап кына.

Кушымта:
Их, тала, тала, тала,
Тала ике беләгем.
Нигә тала, нигә яна
Икән минем йөрәгем?!

Агыйдел суы тирбәлә
Уртасында сал булса.
Суга салсаң, калкып чыгар
Безгә насыйп яр булса.

Кушымта:
Их, тала, тала, тала,
Тала ике беләгем.
Нигә тала, нигә яна
Икән минем йөрәгем?!

Читайте также:  Лечение шпор на пятках народными методами

Агыйделкәйне кичкәндә
Җырлыйм ишкәк ишкәндә.
Өзелә үзәк, яна йөрәк
Җаныем искә төшкәндә.

ИСЛАМ НУРЫ

КОРЪӘН АШЫ МӘҖЕЛЕСЕНДӘ КОРЪӘН УКЫГАННАН СОҢ БАГЫШЛАУ

Бисмилләәһир-рахмәәнир-рахиим.Әлхәмдүлилләһи раббил гааләмиин, үәссаләтү үәссәләмү гәлә расүлиһи Мөхәммәдиү үә гәлә әлиһи үә сахбиһи әҗмәгыйн.

Йа, Раббым! Без укыган Коръән сүрәләрен һәм аятьләрен, укуда булган хата вә кимчелекләрен дөресләп кабул итсәң иде.
Показать полностью. Безгә аның нурын иңдереп, барыбызга да, укучыларыбызга да тыңлаучыларыбызга да әҗер вә саваплар ирештерсәң иде.Шушы укылмыш Кәләми шәрифтән хасил бул­ган әҗер вә савапларны ике Җиһанга рәхмәт өчен җибәрелмеш дустың — хәбибең Мөхәммәд Мостафа салләллаһу гәләйһи вәсәлләмнең рух шәрифләренә багышладым.

Аның әһел әүләтләренең рух шәрифләренә багышладым.

Атабыз Адәм гәләйһиссәләм вә анабыз Хаууа разыйәллаһә гәнһәнең рух шәрифләренә багышладым.

Атабыз Адәм гәләйһиссәләм белән пәйгамбәребез арасында килеп киткән барча пәйгамбәрләрнең, барча габитләрнең, бар­ча заһитләрнең, табиги-табигиннәрнең, әүлия вә әмбияләрнең, барча чәһриярларның, сахәбәләрнең, остазларыбызның, мөэъмин-мөэъминәләрнең, мөслим-мөслимәләрнең, нәселләре киселеп до­гага мохтаҗ булган әрвахларның, өсләребездә хаклары булган, дога кылышыйк дип сүз куешкан әрвахларның рух шәрифләренә, ахирәттә иман өчен, кәбердә юлдаш өчен, мәхшәр көнендә өстенә күләгә, булыр өчен, мизанда изге гәмәлләрен авыр кылмак өчен, сыйрат күпереннән кичкәндә җитәкче булмак өчен багышладым.

Хаслап багышладым: Ошбу йорт хуҗаларыннан дога өмет иткән барча әби-бабаларының, әти-әниләренен, хәләл җефетл­әренең, кайнана-кайнаталарының, һәр дога өмет иткән ир һәм кыз туганнарының, сабый чакта вафат булган, бәлиг булгач вафат булган ир һәм кыз балаларының, шушы йорттан дога өмет иткән җәмигы әрвахларның рух шәрифләренә багышладым, рухларын шат кылып, каберләрен нурлы кыл, бәндәчелек белән ялгышып кылган гөнаһла­рын ярлыка, шушы йортның хуҗаларыннан разый бул.

Бу йортка хәерле бәракәт бир, авы­руларына шифа, бәхетсезләренә бәхет, тәүфиксызларына тәүфик бир. Өйләнгән балаларының ике арасына өлфәт мәхәббәт биреп, тигезлек, саулык, сәламәтлек, татулык белән, олыларны хөр­мәтләп, кечеләргә шәфкәт итеп яшәргә насыйп ит, аларны туры юлга, ислам юлына күндер.

Үзеңнең кушканнарыңны үтәп, тыйганнарыннан тыелып, тапкан малларын изге эшләргә тота торган хәерле гомер бир. Алардан туган балалар да миһербан-шәфкәтле булып, Коръән юлы белән яши торган балалар булып үссәләр иде.

Ялгыз булган балаларына насыйп ярларын бирсәң иде.

Шушы мәҗелескә ерак вә якыннардан килеп, үзеңнең риза­лыгыңны өмет итеп догага кул күтәреп утырган мөэмин вә мөэминәләрдән дога өмет иткән җәмигы әрвахларның: әби-бабаларының, әти-әниләренең, кайнана-кайнаталарының, хәләл җефет­ләренең, ир һәм кыз туганнарының, вафат булган ир һәм кыз балаларының, дога кылышыйк дип сүз куешкан барча әрвахларның рухла­рын шат кылып, каберләрен нурлы кыл, гөнаһларын гафу кыл.

Ошбу укылган Кәләми шәриф хакы хөрмәтенә шушы йорт хуҗаларын хәерле, изге теләкләренә ирештерсәң иде, һәм дә барчабызны да хәерле, изге теләкләребезгә ирештереп, төрле бәлә-казалардан имин кылсаң иде.

Дөньялыкта бәла-казалардан имин кылып, ахирәттә ут га­забыннан имин кылып, җәннәтләреңә керүне насыйп әйләсәң иде.

Бу сәгатьтә, бу рәвешчә безне монда җыйган дин кардә­шебезгә аның гаиләсенә хәерле бәрәкәтеңне бирсәң иде һәм безнең барчабызга Аллаһы Тәгалә хозурына бар­ган көндә, кыямәт көнендә, үзеңнең хәбибең Мөхәммәд Мостафа салләллаһу гәләйһи вәсәлләмнең шәфәгәтен насыйп әйләсәң иде

Раббәнә әтинә фиддүнйә хәсәнәтәү үә фил әхыйрати хәсәнәтәү үә кыйна гәзәбәннәр. Әмин!

Ий, Раббым! Дөньялыкта безгә изгелек эшли тор­ган гомер бир, шушы изгелегебез бәракәтендә ахирәттә җәннәтең­не насыйп ит, ут газабыннан сакласаң иде,

УРАЛ ТАТАРЛАРЫ
ИСЛАМ НУРЫ
Tatarcha 18+. Танышу

Аракы – дару?
Билгеле булганча, алкоголь– агу. Ләкин бит шикәр белән тоз да агу санала. Монда барысы да күләмнән тора. Алманиянең кулланучылар оешмасы алкогольнең күпме күләмдә ничек тәэсир итүен өйрәнеп, нәтиҗәләрен бастырып чыгарганнар.

Бер эчкәндә, хәтта “чын ир-атка да” арттырырга ярамаган норма –40 грамм саф алкоголь, бу – бер литр сыра, ярты литр шәраб яки алты рюмка аракы. Хатын-кызлар алкогольне начаррак кичерә, шуңа күрә аларның нормасы ике мәртәбә ким.

Дания һәм Франция галимнәре артык күп эчмәгәндә сыйфатлы шәраб йөрәккә яхшы тәэсир итә дип саный. Русия медиклары да унтугызынчы гасырда ук аракының начар гына түгел, ә яхшы, файдалы якларын да искә алганнар. Хәл беткәндә, аңны җуйганда, кан югалтканда алкоголь бик яхшы тәэсир итә, имеш.

Французлар майлы ризык күп ашасалар да, каннарында холестерин күп булса да, атеросклероз белән сирәк авырыйлар. Ни өченме? Чөнки алар кызыл шәраб күп эчә.

САУЛЫК. ТАТАР халык медицинасы

Кыш көне нинди җиләк-җимеш һәм яшелчәләр файдалы?

Кыш көне безнең организмыбызга витаминнар җитми. Шул сәбәпле иммунитет төшә, ягъни организмның төрле авыруларга каршы торучанлыгы кими. Ә витаминнарны без төрле җиләк—җимеш, яшелчәләрдән ала алабыз. Кыш көне аларның кайсыларын куллану файдалырак икән?
Показать полностью.

Нарат җиләген чи килеш тә, киптереп тә, пешереп тә ашыйлар. Ул бик яхшы «табиб». Җиләк үт суын куу, кан тамырларын ныгыту, йөрәк эшчәнлеген нормага салу үзлекләренә ия. Каротин күләме буенча нарат җиләге мүк җиләген, лимон, груша, алма, кара җиләк һәм виноградны узып китә. Анда В2 витамины да күп. Әлеге витамин ашказаны эшчәнлеген нормага сала, организмның тонусын күтәрә.

Кура җиләге аспиринны алыштыра ала.
Кура җиләге салицил кислотасына бай. Ул ялкынсынуларга каршы көрәшә, тән температурасын төшерә. Шуңа да элек-электән салкын тигәндә кура җиләге белән чәй эчәргә кушалар. 2 аш кашыгы җиләкне 3\4 стакан кайнар суда 15-20 минут төнәтәләр, сөзәләр. Төнәтмәне кайнар килеш көнгә 2-3 мәртәбә 2шәр стакан эчәләр. Ютәл булганда төнәтмә ярдәмендә ингаляция ясарга мөмкин. Аны кайнатып чыгаралар һәм, баштан сөлге белән капланып, шуның парын сулыйлар. Процедураны көнгә 2-3 тапкыр һәм йоклар алдыннан ясыйлар.
Тамак төбе авыртса кура җиләге серкәсе белән чайкаталар. 2стакан җиләкне 2 стакан алма серкәсенә салалар. 10 көн җылы урында төнәткәч, сөзеп, стерилләштерелгән банкага тутыралар. Төнәтмәне суыткычта саклыйлар.
Тонзиллит кискенләшсә, авыз эчен кура җиләге согы белән чайкатырга киңәш итәләр. Проөедураны көнгә өч мәртәбә кабатлыйлар. Кура җиләге согы авыртуны баса шешне бетерә.

Кишер суының файдасы
Кишер суы бик файдалы. Ул бөтен организмны нормаль хәлгә китерә. Кишер суы В, С, Д, Е, К витаминнарына бай, анда А витамины (организмга гаять файдалы, аеруча күзләр өчен) күп.
Организмга ничек тәэсир итә соң ул? Кишер суы аппетитны күтәрә, ашказаны-эчәк системасы эшчәнлеген, тешләр структурасын яхшырта. Йөкле хатын соңгы айларында көненә 300 мл. кишер суы эчсә, бала тудырганда сепсис (кан агулану) булмый. Кишер суы эчкән хатынның сөте сыйфатлы була. Шунлыктан йөкле һәм имчәк баласы булган хатыннарга кишер суы эчәргә киңәш ителә.
Кишер суындагы матдәләр күзләрнең күрү сәләтен яхшырта. Шуңа күрә очучыларга, машина йөртүчеләргә, журналистларга һ.б. эчәргә кушалар.
Кишер суы төрле шешләрне (яман шешне дә) дәвалаганда әйбәт ярдәм итә. Тән тиресе коры булганда, гомумән, тире авыруларын дәвалаганда ул бик файдалы. Кишер суы эндокрин (эчке әгъзалар) системасын дәвалый, аны ирләргә җенси көчсезлектән, хатыннарга бала тапмаганда кулланырга киңәш ителә.
Кишер суы кыйммәтле даруларны алмаштыра ала.

КЫЗЫЛ МИЛӘШ
Кызыл миләш дәвалау үзлекләренә ия. Мәсәлән, аның согын халык медицинасында атеросклерозны һәм гипертоник авыруларны дәвалау өчен файдаланалар. Миләш төнәтмәсе дизентерияне дәвалау өчен дә кулланыла. Ашказаны, эчәк авырулары вакытында аннан төнәтмә ясап эчәргә киңәш итәләр. Шулай ук миләш согы бөердән ташларны чыгару өчен дә файдаланыла. Моның өчен 400г миләшне изәләр, аңа 2 литр кайнаган су һәм бераз шикәр комы салалар, дүрт сәгатьтән соң болгатып сөзәләр һәм эчәләр. Эч катканда берничә атна буена көнгә өч тапкыр 70-100 грамм шундый сок эчәргә киңәш ителә. Ул бөердән ташларны чыгарырга да булыша. Табиблар исә диабет белән чирләгән авыруларга. Бавыры авыртканнарга миләш ашарга куша.

Азык итеп һәм дәва өчен, чөгендернең тамырларын һәм яфракларын файдаланалар. Тамырларын шикәрләр (аш чөгендерендә 8—12%, ши­кәрнекендә — 20% ка кадәр), аксымнар (1,5%), май, клетчатка, органик кислоталар (алма, лимон һ. б.), минераль тозлар (магний, кальций, ка­лий, тимер, йод һ. б.), буяу матдәләре, С, В,, В2, Р, РР витаминнары, фолий кислотасы бар.
Чөгендерне элек-электән зәңгеләгә каршы чара буларак кулланган­нар. Тамырларында төрле витаминнарның күп булуы авитаминозлар­ны булдырмауда зур роль уйный. Азык итеп чөгендернең яфракларын да кулланырга ярый, аларда С витамины (50 мг% кадәр) һәм каротин (А провитамины) бар. Тимер һәм кобальт тозлары булганлыктан, чөген­дер азканлылыктан бик файдалы. Бертигез күләмнәрдәге чөгендер, ки­шер һәм әче торма соклары кушылмасы белән халык медицинасында элек-электән үк азканлылыкны дәвалаганнар. Шундый кушылманы бер­ничә ай дәвамында көн саен, ашар алдыннан, 1—2 шәр аш кашыгы эчәргә кушалар. Зәңгелә һәм азканлылыкны дәвалау өчен әчетелгән чөгендерне дә кулланырга була.
Чөгендернең клетчаткасы һәм органик кислоталары эчәклекнең дулкынсыман кыскаруларын көчәйтәләр, шунлыктан хроник эч кату вакы­тында ач карынга 100—150 г пешкән чөгендер ашарга киңәш ителә. Эч артык нык катканда, чөгендер кайнатмасыннан клизма эшлиләр. Чөген­дердә азыкның аксымнарын таркатуга һәм үзләштерүгә ярдәм итүче, хо- лин булдыруда катнашучы бетаин дигән органик матдә бар. Ә холин ба­вы^ күзәнәкләре эшчәнлеген арттыра һәм аның эшен яхшырта.
Йодның күплеге буенча чөгендер башка яшелчәләр арасында берен­че урыннарның берсен алып тора. Шунлыктан чөгендерле азык атеро­склероз, тиреотоксикоз белән интегүчеләргә бик тә файдалы. Чи чөген­дер согын матдәләр алмашын яхшыртучы һәм организмны ныгытучы чара буларак эчәргә була. Пешкән чөгендер гипертония авыруларын­нан да шифалы тәэсир итә, чөнки анда кан басымын төшерергә ярдәм итүче магний шактый күп. Халык медицинасында кан басымы югары булганда һәм тынычландыручы чара буларак, яртылаш бал белән ку­шылган чөгендер согы эчәләр (көнгә 3—4 тапкыр яртышар стакан). То­мау төшкәндә, пешкән чөгендер согы белән борын эчен юалар. Ялкын­сыну күренешләрен йомшарту өчен, чөгендер тамыры боткасын вакыт-вакыт (кибүенә карап) җәрәхәтләргә һәм шешләргә куялар.
Кулинариядә чөгендерне винегрет, борщ, гарнир, соус әзерләгәндә кулланалар, шулай ук киптерелгән, консервланган һәм маринадланган хәлдә файдаланалар. Кызыл чөгендернең пигмент матдәләре азык-төлек­не зарарсыз буяу өчен хезмәт итә.

Читайте также:  Народные средства лечения эрозивного бульбита

Источник

Майдан по-татарски: семь веков дружбы

Василий Теркин, лихой боец Великой Отечественной войны, а также заглавный герой знаменитой поэмы Александра Твардовского, не только рассказал однополчанам об этом веселом празднике, но и дал свое, военное его толкование. Да, главный национальный праздник татарского народа имеет необычную многовековую историю и разные версии своего происхождения, в которых корреспонденту «БИЗНЕС Online» помогали разобраться архивисты.

Сбор подарков для победителей Сабантуя. Арский район

ВСЕМ ПРАЗДНИКАМ ПРАЗДНИК

«Сабантуй, издревле отмечающийся как календарный обряд в честь пробуждения природы и весеннего сева, является главным национальным праздником татарского народа, составной частью его образа жизни, — пишет в своей докторской диссертации «Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа» историк, журналист, автор многих книг и архивно-исторических очерков Дамир Шарафутдинов. — Благодаря заразительной лихости, всеобщему веселью, жизнеутверждающему народному юмору, массовости, где каждый является одновременно и участником, и зрителем, Сабантуй давно стал и общим праздником народов Татарстана. Привлекательны самобытность обрядов, национальная борьба корэш, скачки и другие состязания и аттракционы массового действа. С 1990 года Сабантуй включен в список законодательно утверждаемых общереспубликанских праздников. По существу, Сабантую — единственному из национальных обрядов — в законодательном порядке присвоен статус общегосударственного праздника республики».

Определить точно, в какой исторический отрезок времени зародился праздник, достаточно сложно. Письменных источников, дающих представление об исторических корнях Сабантуя, практически не сохранилось. Сегодня можно назвать единственную эпитафию булгарского периода, обнаруженную в июле 1979 года в древнем селе Иске Салман Алькеевского района. Наиболее вероятной ее датой считается 1292 год, что говорит о более чем 710-летней истории Сабантуя в Волжской Булгарии.

Афиша о проведении Сабантуя близ сада «Аркадия». 1925 год

«ВРЕДНЫЙ» ПРАЗДНИК

Татарские религиозные деятели, а также российские царские власти несколько настороженно относились к феномену Сабантуя, но их действия и слова, слава Аллаху, ограничились вроде как бы ворчанием и не дошли до запретов и репрессий. В своей книге «Сабантуй» Шарафутдинов приводит такие любопытные факты: «Вот что писал, например, считавший себя человеком просвещенным, оренбургский мулла Абу Сагит аш-Шодави: «У мусульман существуют национальные праздники Сабантуй и Джиен. Не будет большой ошибкой, если назвать первый праздник свадьбой шайтана, а второй — днями, когда шайтан производит на свет своих младенцев. Запрещение подобных праздников, служащих порочной нравственности, является задачей отцов нашей нации».

В 1767 году новокрещенские школы Казани посетила императрица Екатерина II, где были произнесены от лица всей школы стихи. Нашлись и такие строки о Сабантуе:

И как благодарности нам не воздавати
Тебе, о Монархиня! щедрая всех Мати;
Ты сих орд свободила разных недоумений,
Науча правой вере, и от заблуждений,
А каких, с себя начну: родом я Татарин,
Всем скажу, скажу нечтось от Ординских тайн
Мы чли Махмета с зятем ево и Алкоран,
Хосана, Гусенна да праздник наш Сабан.

Далее в этих виршах утверждается, что Сабантуй — это смертный грех, он должен быть в аду вместе с Кораном, мечетями и Курбан-байрамом. Комментарии, как говорится, излишни! Можно привести немало примеров и из более близких времен. Менялась тактика, а суть была та же: Сабантую не место в духовной жизни и быте татар.

Недаром в истории мы встречаемся с фактами, когда реакционно настроенная часть общества под надуманными предлогами выступала против празднования Сабантуя и требовала его запрещения. Ярким выразителем подобных тенденций был, например, член-корреспондент российского общества покровительства животным Г. Соловьев. Выступая в печати, он ратовал за запрет «вредного обычая гонки лошадей» на Сабантуе, ссылаясь на заведомо сфальсифицированные цифры о количестве загоняемых насмерть лошадей. В частности, он указывал, что вследствие таких гонок по одной Вятской губернии ежегодные убытки выражаются в десятках тысяч рублей.

«Празднование Сабана, соединенное с истязанием и потерей лошадей, — писал автор, — помимо экономического вреда, наносимого им населению, имеет еще другую важнейшую сторону: этот варварский обычай при низком умственном развитии татар влияет крайне вредно на их нравственность, закаляя грубость нравов местного населения и тормозя, таким образом, стремление правительства, старающегося по возможности скорее водворять элементы гражданственности между оседлыми инородческими племенами, населяющими Россию. Вообще, Сабан деморализует татар и может эту жестокость передать и русскому населению, и прочим». Правление российского общества покровительства животным обратилось к санкт-петербургскому гражданскому ахуну с просьбой высказать по этому поводу свое мнение, на что глава столичных мусульман Гатаулла Баязитов, издатель одной из первых татарских газет «Нур», исследователь исламской философии, ответил весьма интеллигентно и по существу: «Что же касается праздника Сабана, то долгом считаю Вам сообщить, что это не религиозный праздник, а народное обычное веселье, народное удовольствие: безобидная борьба, бег пеших и конных и т. п. Изменить же или уничтожить вовсе этот праздник зависит не от духовного лица».

Василий Теркин, герой знаменитой поэмы Александра Твардовского, не только рассказал однополчанам об этом веселом празднике, но и дал свое, военное его толкование

Хотелось бы также заметить, что в то время «защитник животных», обвинявший татар в низком умственном развитии, мог бы бросить взгляд на Европу. Полагаем, даже столь распространенная на Пиренейском полуострове коррида, где гибнут быки, лошади, а иногда и люди, вряд ли свидетельствует о «низком умственном развитии» испанцев и португальцев.

В годы советской власти открытых призывов к запрету Сабантуя в целом не замечалось. Однако в ряде районов Татарстана были и годы без Сабантуя, до недавнего времени не считали нужным его проведение в малых аулах. Власть предержащие старались превратить его в показательные агитационно-пропагандистские мероприятия, выхолащивая тем самым его душу. Были попытки «обновления» многовековой традиции, т. е. проведения с использованием основных элементов Сабантуя всевозможных фестивалей, маевок. Время показало безжизненность и бесперспективность таких искусственно создаваемых имитаций на базе древних обрядов.

Сабантуй в Арском районе. 1974 год

ТАТАРСКИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Самой распространенной точкой зрения на происхождение и значение Сабантуя является мнение, что этот праздник формировался в Поволжье, на булгарской земле, и что Сабантуй, дословно переводимый на русский язык как «праздник плуга», является праздником, посвященным началу весеннего сева.

В своих работах Р. К. Уразманова, много лет занимающаяся изучением народных обрядов и праздников, писала: «Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: «сабан» означает «яровые», или в другом значении — «плуг», а «туй» — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова «Сабантуй» — торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовали хорошему урожаю в новом году. С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с Сабантуем. В XIX веке он был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь Сабантуя с магией».

Юный участник соревнования, Советский район Казани. 1980 год

«НА ПРАЗДНИК САБАН ПРИХОДЯТ ВСЕ»

Сабантуй в Арске. 1971 год

ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ

Большую работу по обогащению содержания Сабантуя проводил Восточный клуб, созданный по инициативе лучших представителей демократической интеллигенции: Габдуллы Тукая, Фатиха Амирхана, Хусаина Ямашева, Галиаскара Камала и др. Программа клуба была рассчитана на многие полезные дела и вобрала в себя идею возрождения и развития ряда народных обычаев и традиций, как, в частности, древнего весеннего праздника Сабана. По уставу клуба предполагалось устраивать гулянья и игры во время Сабантуя (запрещались игра в карты и продажа спиртных напитков), проводить музыкальные и литературные вечера, давать драматические представления, выписывать книги, газеты, а также приглашать специалистов по разным наукам. Клуб внес определенный вклад в дело пропаганды и возрождения прогрессивных народных обычаев и традиций.

Читайте также:  Народные средства после химиотерапии при лейкозе

На Сабантуе в Березовой роще в Казани. 1993 год

Из дореволюционных сабантуев в литературе красочно описан праздник 1834 года, который прошел с 25 мая по 1 июня. «Ныне татары въ первый разъ пригласили русскихъ на свой праздникъ посредством герольда, имевшаго въ руках длинную палку, на концъ которой висъл пестрый платокъ, и ходившаго по улицамъ Казанскимъ», — писал об этом торжестве Фукс. Заслуживает внимания и этнографическая заметка учителя казанского приходского училища №2 К. Евлентьева «Весенний праздник Сабанъ у казанских татар», направленная 4 июня 1855 года в императорское русско-географическое общество, в которой он пишет не только о главном Сабантуе, проводимом со скачками и разнообразными играми за Ново-Татарской слободой, но и дает сведения о празднике, организуемом в Адмиралтейской слободе для рабочих Порохового завода. Между прочим, наблюдательный автор наряду с описанием многих традиционных атрибутов обычая, в том числе полотенец и платков, вывешенных на шест, воткнутый в землю, обратил внимание и на такую немаловажную деталь обряда, как подарки, приготавливаемые молодыми супругами из татар, женившихся именно в предшествующую Сабану зиму. Этот старинный ритуал, как и вышитые полотенца, приготовленные молодыми снохами, вышедшими замуж после прошлогоднего Сабантуя, по-видимому, означает их приобщение, соучастие таким образом в сакральном акте, что, вероятно, должно было принести им много детей.

Но со всем тем положительным, что имелось в содержании праздника, в дореволюционном Сабантуе остро обнажались и свои противоречия. Нередко случалось, что баи, богатые торговцы по своей прихоти устраивали состязания, унижающие человеческое достоинство, например по съеданию кренделей.

Состязания по хождению по наклонно поставленной жерди. Кировский район Казани, 1974 год

ПРАЗДНИК ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

«В первые же послереволюционные годы Сабантуй используется для сбора средств в благотворительных целях: оказания помощи семьям фронтовиков, пострадавшим от пожара, в пользу беспризорных и т. д., — читаем в книге Шарафутдинова «Сабантуй». — Так, один из активных организаторов праздника в первые годы после революции Махмут Дулат-Али извещал, что средства, собранные на Сабантуе 1919 года, состоявшемся в саду «Аркадия» у озера Кабан, использованы для приобретения подарков татарским воинам-фронтовикам».

Протокол заседания мусульманского бюро Казанского губкома РКП(б) о праздновании Сабантуя от 23 апреля 1920 года (чтобы увеличить, нажмите)

Несмотря на то что с каждым годом замечалась политизация праздника, а «Сабантуй Татарстана» в 1925 году, приуроченный к 5-й годовщине Татреспублики, вообще открылся утомительным митингом, народные игры и состязания, веселье продолжают занимать в программе ведущее место. Причем выявляются уже батыры и среди детей. Примечательно, что на Сабантуй 1926 года привлекаются скаковые лошади из всех кантонов. В программу включаются выступление кавэскадрона Татаро-башкирской военной школы с показом упражнений по джигитовке и высшей школы верховой езды, парад отряда физкультурников и даже выступление медведя-борца, который под аплодисменты зрителей вызывает всех желающих помериться силой. Словом, организаторы стремятся, исходя из задач дня, обогатить содержание праздника.

Скачки на празднике Сабантуй в Казани. 2002 год

Как правило, в празднестве участвовали объединенный хор самодеятельности в несколько сот человек, артисты театров и цирка. Так, в одном из таких празднеств участвовал известный артист Дуров со своими дрессированными слонами. Специально выделенные инструкторы принимали у всех желающих нормы на значок ГТО и ГСО. Не случайно для изучения опыта проведения таких праздников соседние республики присылали своих представителей, например, из Башкирии, Бурят-Монголии и так далее.

В 30-е годы XX века расширилась география проведения Сабантуя: он проводился в Москве, Ленинграде и других городах РСФСР, где компактно проживали татары.

Борьба корэш на Сабантуе. 1979 год

САБАНТУЙ В КАЗАНИ

Президент России Борис Ельцин во время участия в конкурсе «Бой горшков» на Сабантуе в Арском районе. 1996 год

Казанский Сабантуй второй половины XIX века праздновался «за городом, пройдя через старое татарское кладбище (мазарки), на поле у небольшой березовой рощицы, по дороге в деревню Победилово». Соблюдались и сроки проведения: «Он справляется иногда раньше, иногда позже, но всегда в промежутке времени от половины мая до половины июня, продолжаясь ровно неделю от пятницы до пятницы». На 50-е годы XIX века приходится первое упоминание о сабантуях, проводимых в Адмиралтейской слободе и на Пороховом заводе, среди рабочих которых были и татары. Так, в 1855 году оба Сабантуя проводились в воскресенье, в единственный день отдыха рабочих: в Адмиралтейской слободе — 24 апреля, на Пороховом заводе еще раньше — он совпал с христианской Пасхой. Подарки для Сабантуя собирались у молодоженов, были и денежные взносы, в том числе и от русских. Полотенца, платки по обычаю вывешивали на шест, который или втыкали в землю, или держали в руках. Из состязаний упоминаются пешие забеги, конные скачки, корэш. Праздник, как и прежде, длился неделю, в промежутке времени от половины мая до половины июня, в зависимости от погоды и других обстоятельств. Сведения о каких-либо играх отсутствуют. Фатих Амирхан отмечает, что в 70-е годы XIX столетия увеселительная программа была небольшой, в частном порядке приглашались музыканты.

Бег в мешках на Сабантуе в Арском районе. 1974 год

В Казани Сабантуй проводился с давних пор на Арском поле (теперь улица Ершова), когда оно еще не было застроено и представляло из себя открытое поле. Затем место Сабантуя было переведено за Ново-Татарскую слободу. Но тяга к изначальному месту проведения праздника у казанцев со временем не ослабла, и в 1933 году там же, на улице Ершова, на территории парка культуры и отдыха, был сооружен для Сабантуя специальный майдан в мавританском стиле, где и проводился праздник много лет. В последние десятилетия в Казани Сабантуй Вахитовского района из ЦПКиО был перенесен в Березовую рощу, но с 1991 года он опять же возвратился в городской парк культуры.

Бой на бревне Казань. 1960 год

МОЛОДОСТЬ ДРЕВНЕГО ПРАЗДНИКА

Татарский народ сумел глубоко и естественно вплести первичные мотивы бесценного обряда в ткань Сабантуя. Поэтому духовенство, другие противники этого праздника и даже исследователи более позднего времени стали воспринимать его только как праздник национального искусства и спорта с обильными угощениями, праздник начала весенних полевых работ. Это позволило Сабантую, возникнув в древние языческие времена в тюркоязычной среде, кочевать из века в век, обогащаясь в ходе своего развития новыми формами и содержанием. Практика сабантуев последних десятилетий показывает, что в их программу входит в среднем не менее 20 национальных и международных видов спортивных состязаний и игр. Возрождаются и такие его традиции, как проведение конкурсов народных сказителей, певцов и поэтов, древних игр молодежи, плясок, сопровождаемых народными песнями, хороводами.

Открытие Сабантуя в Нижнекамске. 2001 год

Сабантуй как главный праздник татарского народа синтезирует все основные народные праздники, включая и многие древние обряды семейных праздников татар. Истинно народная природа, дух Сабантуя исподволь содействуют сохранению и укреплению межнационального согласия, социальной стабильности. Поэтому отнюдь не случайно Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных общереспубликанских праздников. Сроки его проведения в районах и городах ежегодно устанавливаются указом президента Республики Татарстан.

Сегодня предмет гордости древнего Сабантуя — непреходящий дух дружбы и гостеприимства. Сохраняя лучшие традиции татарского народа, современный Сабантуй стал праздником всех национальностей, проживающих в Татарстане. География современного праздника не ограничивается только Татарстаном, он проводится татарскими диаспорами России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Подготовил Михаил Бирин

Сегодня на сайте «Архивная служба РТ» размещена виртуальная выставка любопытных фотографий и документов из республиканских архивов, посвященных истории Сабантуя. Всех, кому интересна история родного края, сотрудники главного архивного управления при кабинете министров Республики Татарстан приглашают ее посетить, нажав на ссылку.

Источник