Народный праздник в музее

Музейный урок на тему «Народные праздники»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Музейный урок на тему «Народные праздники» подходит для проведения уроков истории, краеведения, связанных с народной культурой. Этот урок можно проводить для детей 5-9 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Музейный урок на тему «Народные праздники».

Валькова С.Л. учитель истории МОУ СОШ №40 г Белгорода.

Урок на базе музея этнографии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» г. Белгорода.

Для учащихся 5 класса.

Цели урока: создать организационные и методические условия для обеспечения глубокого изучения и усвоения краеведческого и этнографического материала об истории народных праздников на Руси;

Воспитывать у учащихся гордость за достижения культуры своей Родины;

Развивать умение работать с этнографическим материалом, вещественными историческими источниками.

Тип урока: интегрированный музейный урок ( интеграция истории, православной культуры, краеведения, технологии, музыки, изобразительного искусства).

Оборудование: музейные экспонаты, материал для изготовления кукол, кисти, краски.

Испокон веков русские люди отмечали календарные праздники, общие для всего народа. Это ежегодно повторяющиеся праздники. На их долю приходится семьдесят четыре дня в году! Одна только Пасха (ежегодное торжество христиан по случаю увековечения чуда воскресения Христа Спасителя) праздновалась целую неделю (святая седьмица). Память об этом величайшем событии хранит и название седьмого дня каждой недели – воскресенье, которое всегда считалось днём не для работы в отличии от остальных – будничных.

Учитель православной культуры:

Праздник положено встречать чистым, для чего накануне мыли избу и посещали баню, очищали себя духовно, постились, просили у Бога прощения за всякие прегрешения. Целый комплекс очистительных обрядов в русской культуре приурочен к четвергу страстной недели (страстная седьмица перед Пасхой), который не случайно именуется «чистым». Исконным обычаем «чистого» четверга было очищение водой: ею умывали лицо и руки, обливались целиком – для здоровья. Воду для омовения нужно было принести в дом до восхода солнца. В неё опускали серебряную монету или кольцо.

Благовещение, Рождество Христово, Крещение и Пасха – самые большие праздники христиан. Однако в народном календаре нашёл отражение и более древний пласт верований седой языческой старины. Наиболее ярко дохристианская символика обнаруживает себя в обрядах Масленицы – праздника в честь возрождающегося Солнца (ритуальная пища – блины, игрища с поцелуями, поминальные трапезы как часть культа предков, возжигание костров). Тысячелетнее противостояние и взаимодействие язычества и христианства, различных по сути систем мировоззрения, привело к возникновению феномена двоеверия, или иначе народного православия.

Учитель истории: Почему говорили в народе: «Лето для старанья, зима для гулянья»? Какие ещё поговорки и пословицы, похожие по смыслу вы знаете?

Весной днём запоздаешь – годом не догонишь.

Весной день год кормит.

Хлеб в колоске – не сиди в холодке.

Цыплят по осени считают.

Обратите внимание как разумно в народном календаре распределено время для труда и отдыха. Весной, летом и вначале осени, пока урожай не убран с поля, время дорого, и праздничных дней на этот период выпадает немного.

Учитель музыки: Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал. Во время каждого праздника совершали обряды. На Рождество (7 января) они ходили по деревне от дома к дому с рождественской звездой (показывает экспонат музея) и славили Христа, его пришествие в мир. А потом обязательно поздравляли хозяев дома, желали им добра и благополучия. Чтобы пожелания сбылись, дети, по обычаю, исполняли песни-колядки:

(выходит ансамбль русской песни учащихся и исполняет колядки)

Источник

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Дата публикации: 31.10.2013

Статья просмотрена: 510 раз

Библиографическое описание:

Чумакова, Н. Ю. Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / Н. Ю. Чумакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4375/ (дата обращения: 07.04.2021).

Вопросы духовно-нравственного воспитания, формирования ценностно-смысловой сферы личности, мировоззренческих позиций занимают ведущую позицию в области педагогических интересов. Данной проблеме посвящено множество трудов. Глубоко был прав В. А. Сухомлинский, отмечая, что нравственное воспитание эффективно повлияет на развитие личности, если удастся сделать ребенка воспитуемым (восприимчивым к воспитанию). Решение данной задачи осуществляется все сложнее, нормы, ценности, правила поведения, которые ребенку прививают в школе, часто противоречат тому, с чем он сталкивается в повседневной жизни. Так, например, информационные технологии и их повсеместное использование, являются не только средством развития, приобретения необходимых навыков и умений, но также и средством пропагандистской деятельности, разрушающей традиционные ценности, взгляды, идеалы, что негативно влияет на нравственное развитие подрастающего поколения. Чтобы воспитать личность устойчивой в выборе жизненных ориентиров, необходимо начинать, как можно раньше формировать духовную активность, которая была бы направлена как на преобразования самой личности, так и окружающей действительности. Данные цели должны реализовываться педагогом совместно с семьей и другими субъектами социализации личности.

Нравственность и духовность человека в его становлении неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты. Нравственность — компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом. Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем целенаправленный организованный процесс, результатом которого должна стать система духовно-нравственных представлений, взглядов, убеждений, ценностей и мотивов поведения личности. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для их усвоения, когда ребенок только начинает постигать новую систему отношений с окружающими людьми, включаться в новые виды и формы деятельности.

Духовно-нравственное воспитание, становление и развитие личности происходит путем освоения ею культурно-исторического опыта, который накопило человечество за время своего существования, ценностное значение хранит в себе и формировавшаяся на протяжении нескольких веков русская народная культура, ее обычаи и традиции. Народная культура всегда укрепляла нравственный облик своего народа, пропитывала глубоким содержанием всю его жизнь, протекающую в обычаях и обрядах, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов. Одним из средств накопления, сохранения и передачи культурного и духовного опыта является музей, его воспитательная и образовательная функция значительно возросла, как и роль музейного педагога. В настоящее время разрабатываются и совершенствуются музейные программы для разных категорий посетителей, которые выступают не только как объект, но в большей степени как субъект музейно-педагогического процесса. В связи с повышенным интересом к народной культуре, музей привлекает все больше специалистов, народных умельцев, песенных и танцевальных коллективом, педагогических работников и самих учащихся.

Читайте также:  Народные средства при онкологии поджелудочной железы

Музейная среда и музейные предметы являются важнейшим средством эмоционального воздействия в нравственном воспитании, грамотно выстроенные экспозиции, создают яркое впечатление, погружают учеников в мир прошлого, что позволяет дать им опыт разнообразных эмоциональных переживаний (удивление, интерес, сопереживание, радость познания и т. д.), затрагивают высшие духовные чувства, вносят гармонию в душевный мир ребенка. Музейная среда помогает лучше познать народную культуру, активная деятельность младших школьников, в условиях музея, реализующаяся при знакомстве с русскими семейно-бытовыми традициями, промыслами, ремеслами, с народными песнями и танцами, праздниками и обрядами, позволяет детям ощутить себя истинными носителями и продолжателями своей традиционной культуры.

Основными формами образовательно-воспитательной работы в музее, преимущественно с младшими школьниками являются: экскурсии; музейные уроки; кружки; студии, клубы; литературные вечера, киносеансы; концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Данные мероприятия способствуют более глубокому знакомству с историей и культурой своего народа, а также развивают познавательную активность, творческие способности, духовные потребности и интересы. Особое значение в процессе такой работы имеют музейные праздники, которые проводятся в музее народной культуры, и оказывают влияние на духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Праздники всегда вызывают у младшего школьника наибольший интерес, являются не только средством развлечения, но и обогащают мир его впечатлений и представлений, активизируют процесс восприятия, который создает благоприятную почву для нравственного и духовного воздействия на ребенка.

Автор книги «Русские народные праздники» Г. П. Блинова, трактует это понятие следующим образом: «Праздник представляет собой значительный общественный акт, который является более важной первичной формой человеческой культуры. Праздник — торжественная форма ознаменования различных событий личной и общественной жизни, основанная на поверьях и обычаях народа, день свободный от трудов и повседневных будничных забот» [1, с. 90]. С языческих времен праздники дожили до наших дней, подчас входя в современные религиозные системы. Например, празднование русским народом Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию. Современная жизнь дополняет этот праздник новыми элементами [2, с. 157]. Существуют также малые праздники, которые связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты, сбор урожая и т. п.

В музее народной культуры для младших школьников проводятся такие праздники как «Осенины», «Яблочный спас», «Покров», «Троица», «Святки», «Масленица», «Сороки», «Рождество». Праздник «Осенины» посвященный собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию, направлен на воспитания уважительного отношения к крестьянскому труду, к хлебу, на формирование представлений о традициях, обрядах осеннего праздника. Праздник «Масленица» пробуждает эмоциональное отношение к жизни, природе, знакомит с традициями проводов зимы и встречи весны, содействует воспитанию щедрости, доброжелательности, а также уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков.

Встреча праздников часто сопровождалась закличками, зазывалками. Заклички имеют напевную, ритмичную форму, через них люди выражали уважение, восхищение природой, обращались к силам природы с просьбой тепла, плодородия, мира и благополучия. Использование закличек при проведении народных праздников способствует формированию у младших школьников любви и эмоциональной привязанности к природе, а также формирует познавательный интерес к явлениям окружающей среды. Заклички часто совмещаются с игровыми, ритуальными действиями, имитирующими процесс поклонения и обожествления природы, а также с плясками, песнями, хороводами. Народные праздники выросли на почве мифологического сознания древних славян, но всегда выражали интересы человека труда — земледельца, скотовода, охотника и рыбака. Все благополучие его жизни зависело от природных условий. Нужно было договориться с силами, которые управляли Солнцем, Небом, Матушкой-Кормилицей-Землей, эти силы воспринимались славянами как живые и властные существа, они олицетворялись и обожествлялись.

В праздник Сороки, когда день с ночью меряется, у русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок, главную роль играли дети, их одаривали печеньем в виде птичек. Ученики могут проявить свое творчество в подготовке к празднику, изготовить из теста жаворонков, ласточек, сорок, соловьев, синичек. На основе усвоения традиций, ученики лучше познают жизнь своих предков, их быт, впитывают духовный опыт общения с окружающим миром, учатся наблюдать красоту, особый смысл в отношении людей к природе, в их общности. Как известно на всех празднованиях самым важным было совместные действия. Это проявлялось в общем веселье, совместных обрядах, а также и каждый отдельный участник праздника вносил свой определенный вклад, например женщины, девушки, готовили и устраивали трапезу, дети изготавливали обрядовые куклы. Совместные действия учеников в организации и проведения народных праздников улучшает их взаимоотношения, а особая эмоциональная окраска вызывает чувство духовной связи и единства.

Народные праздники часто сопровождались песнопением. Яркость и доступность музыкально-поэтических образов народных песен способствует более глубокому усвоению нравственных норм, в народных песнях воспевалась родная земля, выражались думы и чувства тружеников, их мечты о лучшей жизни, о свободе. Все, что происходило в жизни народа, воспето в народных песнях. Особое настроение передают и календарно-обрядовые песни — это веселые шуточные напевки, которые пелись на Святки, Масленицу и т. д.

Религиозные народные праздники, такие как «Троица», «Пасха», «Рождество», помогают детям познать православные традиции, их историю и ценностное значение. Посредством праздников дети усваивают нравственные правила, которые завещал нам Бог и по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным.

В музее имеется специальный уголок для проведения православных праздников с соответствующими атрибутами, в первую очередь это красный угол с иконами. Если это праздник «Троица», то зал украшается зеленью, ветками березы, праздник «Святая Пасха» празднуется в ярких радостных тонах. Дети изготавливают и раскашивают пасхальные яйца, которые по традиции нужно дарить друг другу. Перед подготовкой к празднику необходимо провести беседу о значении православного праздников, о том, как готовились, праздновали его православные люди. Также большое значение имеет работа над притчами, пословицами и поговорками, например: «Молитва и труд все перетрут», «Господь терпел и нам велел», «На Бога надейся, да сам не плошай». Помимо этого обязательно нужно познакомить детей с народный календарем, который является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Необходимо обратить внимание детей на то, что у простого народа, в основном крестьян исчисление было не по месяцам и дням, а по церковным праздникам и постам. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а чаще нескольких святых — поэтому народ прекрасно обходился без привычных для нас чисел и месяцев. О смене времен года с древних времен славяне узнавали по разным приметам.

Читайте также:  Народные традиции переезда в новый дом

Таким образом, цель проведение праздников в музее направлена на приобщения учеников к традициям и обычаям своего народа, формирование основ народной культуры, духовных и нравственных ценностей. Методы и приемы, которые используются педагогом, должны опираться на возрастные особенности детей, а содержание на культурно-исторический опыт.

1. Блинова, Г. П. Русские народные праздники. Теория и история. Учеб. пособие / Г. П. Блинова.- М.: Вузовская книга, 2000–168 с.

2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков — М.: Академия, 1999. — 168 с.

Источник

Праздник в музее на тему «Как жили наши предки»

Праздник в музее. « Путешествие в старину»

Цели мероприятия: формирование у воспитанников основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного края, малой Родине, его культурным ценностям.

Праздник проходит в школьном музее на фоне русской печи и крестьянской утвари, предметов быта, которые используются во время праздника.

Ведущие одеты в русские народные костюмы.

(Заранее, дети с родителями готовят: пироги, блины, кашу, чай.

Самовар, чайные чашки для чаепития)

Ведущий Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, гости желанные! Рады видеть вас в своём хранилище старины – нашем музее.

Сегодня я хозяйка и мои помощницы отправимся в путешествие в старину, где узнаем много интересного о жизни наших предков и в этом нам, помогут экспонаты музея. И так начинаем.

Представьте себе. Что вы находитесь в крестьянской избе.

Основное пространство избы занимала печь, которая располагалась у входа справа или слева от двери. Она согревала жильё, в ней пекли хлеб. Варили пищу, спали, сушили вещи. Иногда мылись.

На печи стояли чугунки. А рядом ухват.

Ведущий. Стол стоял в углу, в будни он был без скатерти, а в праздники стол выдвигали на середину, накрывали скатертью.

А стене были полки с нехитрой посудой: кувшины, чугунки, чашки для еды, деревянные ложки. Вдоль стены стояли лавки.

Изба была 20-25 кв.м, в ней располагалась семья из 7-8 человек. Каждый знал своё место. В 17-18 веках старые люди на полу возле печи или на печи, дети и холостая молодёжь под полатями или на полатях.

Позже, уже в 19 веке, появились кровати. Они покрывались небогатыми одеялами, а над кроватью вешали люльку для ребёнка.

Особое значение предавалось утвари, предметам быта. Вот посмотрите, очень важная дама во всех домах была прялка. На ней зимними вечерами женщины пряли шерсть, позже пух и вязали из спряденных ниток носки, варежки, платки. Сейчас такие пряхи сохранились у бабушек, да и то редко.

Ведущий. А вот посмотрите самовар. Этому самовару 250 лет. Он в 19 веке был во многих домах. Наш самовар тульской работы. Тула в 19 веке была центром производства самоваров. Они были разной формы и размеров.

Ведущий. Многие предметы утвари делали из дерева, вот например этот сундук.

Ведущий. Коромысло ( коромысел) – приспособление для переноски вёдер, бадей, корзин. Его изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью, упругостью. В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. Наибольшее распространение получили гнутые коромысла. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Вёдра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.

Вёдра, надетые на него, кажутся женщинам более лёгкими. Вода остаётся чистой, так как в приподнятые над землёй вёдра не попадает пыль, головки цветов, семена трав. Зимой вёдра не задевают снежных сугробов.

О коромыслах с вёдрами составлено много пословиц и загадок.

«Два братца хотят подраться, да руки коротки», «Двое купаются, а третий на берегу валяется», «Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит», «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет», «Пыль столбом, дым коромыслом – не то от тоски, не то от пляски».

Ведущий. Балалайка. Это музыкальный инструмент, изготовленный тоже из дерева.

Может казаться, что балалайка и русский мужичонка – понятия неразделимые. Но так ли это? Некоторые считают, что русская балалайка произошла от нерусской домры, изменив форму и название. Другие- что не только своим происхождением, но даже своим названием она обязана татарам. Впервые письменное упоминание о балалайке встречаются во времена Петра Первого. Так или иначе, балалайка распространялась среди крестьян и скоморохов, которые веселили народ. Церковь же видела во всех струнных инструментах бесовское. Дьявольское начало и предписывала изъять такие инструменты, как вредные и опасные Великий русский князь Алексей Михайлович издал указ – собрать и сжечь все инструменты.

Конец 19 века второе рождение балалайки. Русский дворянин Василий Андреев, знаток народных инструментов, путешествуя, услышал у своего дворового балалайку, научился играть на ней. Он решил усовершенствовать балалайку и вернуть её в народ. Это ему удалось. Она вновь вернулась в Россию и завоевала любовь.

Балалайка состоит из трёх главных частей: корпуса, грифа, головки, где расположены колки. Научиться играть на русской балалайке просто, для этого не обязательно знать нотную грамоту.

Пища во сто крат вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время еды, то вы никогда не сможете обжечься пищей.

Но это ещё не все достоинства деревянных ложек. Их можно использовать, как превосходны музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. ( играют на ложках) Существует целая школа игры на деревянных ложках. Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется огромная самоотдача и талант. Некоторые виды деревянных ложек имеют очень нарядный вид. Их расписывают в ручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.

Ведущий. Украшением любой избы были вышитые полотенца, рушники. Женщины и девушки специально вышивали для украшения икон, зеркал, а так же вытирания рук. Каждая девушка для своего приданного вышивала до 20 полотенец.

Читайте также:  Народный театр танца щелкунчик официальный сайт

Оказывается, раньше за столом садились строго по порядку. Во главе стола сидел хозяин, по правую руку от него сидел старший сын. А по левую- второй по старшинству, если таковой был. А дальше садились по старшинству, не придавая значения тому. Сын это или дочь.

Семья вставала очень рано, поэтому завтрак был в 5 часов утра. Пища отличалась, в зависимости от дня недели или времени года. В постные дни еда готовилась без мяса и молока, а в обычные дни молоко было главным блюдом стола. Перед тем. Как подать еду на стол, перед каждым членом семьи клали ложку и кусок хлеба.

Ведущий. ( в руках хлеб на рушнике ) К хлебу всегда было уважительное отношение, но к первому караваю, испеченному из свежей муки, особенно благоговейное. Вся семья собиралась к трапезе. Резал каравай самый уважаемый человек в семье. Резал его стоя, тонкими ломтиками, не спеша, прижимая к груди.

Есть семьи, где и по сей день режут хлеб, только стоя, перед едой его целуют. Многие сметают крошки со стола и кладут в рот в знак уважения к нему. В старину существовало много примет, поверий, обрядов и обычаев, связанных с хлебом.

— Солнце закатилось – не начинай новой ковриги, а то хозяйство расстроится; а уж если начал в этот час резать хлеб, то горбушку не ешь, а после ужина опять приставь к начатой ковриге.

— Раздвоился вдруг хлеб в печи – к отлучке одного из членов семьи.

— Хлеб, испеченный в страстную пятницу, привязывали льняным шпагатом к притолоке – и этот «страстной» хлеб исправно не пускал в дом злых духов.

А сколько стихов,загадок, пословиц и поговорок у русского народа о хлебе и всем, что с ним связано!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Так говорили и деды и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова –

Сила великая хлебушку дадена.

Надо беречь хлеб – щедрость Земли,

Силу страны, дар великой природы

Ведущий ( корзина с овощами). В крестьянском хозяйстве был огород.

«Огород- для семьи подмога. Огород бабий доход, говорили в старину. А в огородах сажали капусту, репу, редьку. Лук. Бобы. Эти овощи воспевали в стихах и песнях, поговорках.

Уродилась крепка, ни густа, ни редка

О луке говорили, Лук от семи недугов лечит, лук, да баня всё поправят.

Ведущий. Не менее важным блюдом была каша.. мы узнали, что каша была известна нашим предкам до появления хлеба. Каши варили на молоке, воде.

Сколько примет у русского народа связано с кашей. ( Со словами «Милости просим к нам во двор со своим добром», женщина вынимает кашу из печи и перво-наперво осматривает горшок, в котором она варилась.) Нет большего несчастья для семьи, если каша вылезет из горшка или, того хуже, горшок окажется с трещиной. Тогда открывай ворота для грядущих бед. Но и это не все. Если каша получилась красная, хорошо разваренная — быть семье счастливой в новом году с хорошим урожаем. Бледный цвет каши — предвестник несчастий для семьи.

Густая каша семьи не разгонит.

Нет щей, так каши больше лей.

Кашу есть — зубов не надо.

Горе наше, что без масла каша.

Кашу маслом не испортишь.

Хороша кашка, да мала чашка.

Кашу ешь, а ножом не режь

Ведущий. Проведу-ка я для вас игру. Я буду называть продукты, на нужные продукты для приготовления каши вы будете говорить «Да», а на те, которые не идут для каши — «Нет».

Задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить.

Капуста кочанная. (Нет)

Соленый огурец. (Нет)

Мясной холодец. (Нет)

Масло топленное. (Да)

Чернослив и изюм. (Да)

Шоколадный лукум. (Нет)

Перец болгарский. (Нет)

Соус татарский. (Нет)

Клубничное варенье. (Да)

Бисквитное печенье. (Нет)

Ведущий (берёт в руки большой, красивый пирог)

По праздникам на стол подавались пироги. Пироги пекли со сладкой начинкой, овощами и капустой. Интересен такой факт. На именины пекли пирог с изюмом. Глава семейства разламывал пирог над головой именинника на несколько частей. Имениннику желали, чтобы в его жизни было столько счастья, сколько изюминок упало на него. Пироги пекли и посылали с приглашением в гости. «Посылаем вам пирог, чтобы вы пришли к нам хлеб есть».

Ведущий Часто на Руси готовили блины. Они готовились на талой воде и при свете луны. Подавались на свадьбу, поминки. Готовились со сметаной, мёдом.

Блины связаны у нас с праздником Масленицей.

Это просто Масленица в гости заглянула!

Уж и тесто завели, печка жаром дышит.

Начинаем печь блины, пальчики оближешь

наши русские блины-просто объеденье

Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.

С пылу с жару, посмотри, вкусные блиночки.

Все, кто хочет, подходите, кушайте дружочки ( подаёт к столу блины)

Ведущий. Интересно было. А сейчас мы узнаем, кто из вас был самым внимательным во время путешествия. Я, загадаю вам загадки, а разгадать вам их помогут экспонаты нашего музея.

Ведущий загадывает загадки

1.Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? ( Блины )

2.О чем эта загадка: «из-под липова куста, бьет метелица густа»? ( Муку сеют.)

3.Продолжите поговорку «Хлеба ни куска, так и в доме …» ( тоска )

4. В какой русской народной сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то пшеницу мять да таскать»? ( Сивка-бурка )

5.Кто не велел в сказке садится на пенек и есть пирожок? ( Маша )

Зимой на крюку. ( Серп )

7.И сияет, и блестит,

Никому оно ни льстит,

А любому правду скажет.

Всё, как есть, оно покажет. (Зеркало)

8.Дом- стеклянный пузырёк.

А живёт в нем огонёк.

Днём он спит, а как проснётся

Ярким пламенем зажжётся (Керосиновая лампа)

9. Верчусь, верчусь не потею

А толь всё больше толстею ( Веретено)

10. Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнают его в момент!

Самый русский инструмент. (Балалайка)

А сейчас – «к чаю ароматному угощение знатное». Милости просим, к столу! ( угощение пирогами, блинами с чаем)

Источник