Народный промысел архангельской области

Народные промысла и ремесла

Архангельская область

Местоположение: г. Архангельск, ул. Шубина, дом 3

Предприятие располагает парковкой для автотранспорта

Знаки туристской навигации в направлении следования к объекту отсутствуют

Проводится экскурсионное обслуживание организованных групп туристов по предварительному заказу. История создания и развития предприятия представлена в музее, в котором размещены редкие экспонаты, привезенные из экспедиций по Архангельской области, а также авторские работы художников предприятия. В цехах туристы знакомятся с производственным процессом. Экскурсия завершается посещением фирменного магазина при предприятии. Ассортимент фирменного магазина разнообразен и обширен, насчитывает более 500 наименований. Информация о продукции предприятия, как брендовой для Архангельской области, размещена в информационных материалах, выдаваемых в Архангельском городском ТИЦ туристам на бесплатной основе («Паспорт туриста города Архангельска» на русском и английском языках, путеводители по Архангельску на русском, английском и немецком языках).

2. Устьянский центр культуры осуществляет деятельность, направленную на сохранение традиций Архангельского края.

Местоположение: Архангельская область, Устьянский район, с. Шангалы, ул. Ленина, 40

Центр располагает парковкой для автотранспорта

По направлению движения к объекту находится указатель, установленный в с. Шангалы

Устьянский центр культуры организует и проводит мастер-классы по традиционным ремеслам (плетение из бересты и корня сосны, ткачество половиков и поясов, изготовление глиняной игрушки, валяние сувенирных валенок, выпечке традиционных устьянских пирогов и шанег). К традиционным праздникам проводятся игровые программы, где гости знакомятся с историей праздника, традициями и обычаями, играют в игры, пекут блины, куличи, «козули», «жаворонки». Проводятся экскурсии по мастерским Устьянского Центра культуры и интерактивному музею лодок-долбленок.

3.Центр сохранения культурных традиций «Никольская изба» приглашает посетить выставку крестьянского быта, мастер-классы, фольклорные и игровые посиделки.

Местоположение: Архангельская область, Устьянский район, с. Строевское

Центр располагает парковкой для автотранспорта

Знаки туристской навигации в направлении следования к объекту отсутствуют

4.Устьянский дом ремесел «Берегиня» предлагает туристам фольклорные программы с угощением (чай из самовара, блюда деревенской кухни) и участием хоровой группы «Квазарушки», а также экскурсии на хлебопекарню с дегустацией хлебобулочных изделий, испеченных в русской печи. В доме ремесел проводятся также различные мастер-классы: ткачество (половик, рушник, пояс), плетение из бересты, изготовление куклы – оберега, северная вышивка, разжигание самовара.

Местоположение: Архангельская область, Устьянский район, п. Квазеньга, ул. Школьная,13

Дом ремесел располагает парковкой для автотранспорта

Знаки туристской навигации в направлении следования к объекту отсутствуют

5. Центр народных ремесел «Берегиня» является визитной карточкой Каргопольского района и играет огромную роль в деле сохранения, поддержания, развития традиционных для Каргополья и Архангельской области ремесел.

Специализированная автопарковка отсутствует, имеется возможность расположить автомобили и автобусы рядом со зданием центра.

Рядом с учреждением на главном проспекте г. Каргополя расположен рекламный щит центра, на центральной улице, идущей с Санкт-Петербургского тракта, установлен знак туристской навигации «Центр ремесел «Берегиня».

В центре проводятся различные мастер-классы, оказываются экскурсионные услуги, ведется активная выставочная деятельность.Ассортимент продукции, выпускаемой мастерами центра народных ремесел «Берегиня», включает в себя изделия из натуральных природных материалов: отборной бересты, дерева, льняной, хлопчато-бумажной, шерстяной ткани, а также гончарной глины. Это традиционная каргопольская глиняная расписная игрушка и широкий ассортимент плетеных изделий из бересты, изделия из лоскута, домотканые дорожки. Данная продукция пользуется большой популярностью у туристов в качестве аутентичных сувениров.

6. Котласский центр народного творчества осуществляет деятельность по изготовлению и продаже сувенирной продукции по направлениям: гончарное производство, берестяное дело (туеса, корзины), ткачество поясов, точеные изделия из дерева, тряпичная народная кукла, лоскутное шитье.

Местоположение: Архангельская область, г. Котлас, ул. Гагарина, 62

Центр располагает парковкой для автотранспорта

Знаки туристской навигации в направлении следования к объекту отсутствуют

Центр народного творчества предоставляет возможность посетить творческие мастерские и поучаствовать в процессе изготовления сувенирной продукции. Форма обслуживания туристов: экскурсии, интерактивные программы, мастер-классы

7. Красноборский дом ремесел находится при культурно-этнографическом центре.

Местоположение: Архангельская область, с. Верхняя Уфтюга, ул. Школьная, д. 2

Центр не располагает парковкой для автотранспорта

Знаки туристской навигации в направлении следования к объекту отсутствуют

Форма обслуживания туристов: экскурсии, мастер-классы (плетение из бересты и соломы, валяние из шерсти), дегустации традиционных блюд, фольклорные развлекательные программы.

8. Красноборский дом кукол — частный объект (владелец — Точилина Г. И.)

Местоположение: Архангельская область, с. Красноборск, ул. Кошубы, д. 3

Объект не располагает парковкой для автотранспорта

Знаки туристской навигации в направлении следования к объекту отсутствуют

В доме кукол проводятся мастер-классы по плетению поясов, технике торцевания, вышивке традиционной, крестом и художественной, по ручному ткачеству, изготовлению кукол.

9. Мастерская ремесленника

Местоположение: Архангельская область, Шенкурский район, д. Кузминская

Имеются возможности для парковки автотранспорта

Знаки туристской навигации в направлении следования к объекту отсутствуют

Проводятся мастер-классы по изготовлению народной деревянной игрушки, резьбе и росписи по дереву.

10. «Дом мастера»

Местоположение: Архангельская область, г. Шенкурск, ул. Мира, д.2

Имеются возможности для парковки автотранспорта

Знаки туристской навигации в направлении следования к объекту отсутствуют

Проводятся мастер-классы по плетению из бересты, ткачеству, лоскутному шитью, важской росписи

11.Шенкурский дом ремесел «Берегиня»

Местоположение: Архангельская область, Шенкурский район, д.Ивановская

Имеются возможности для парковки автотранспорта

Знаки туристской навигации в направлении следования к объекту отсутствуют

Проводятся мастер-классы по ткачеству, лоскутному шитью, изготовлению верхопаденьгской народной куклы, валянию сувенирных валеночков.

12. Лешуконский дом народных ремесел

Местоположение: Архангельская область, с. Лешуконское, ул. Новоселова, д. 13.

Предприятие не располагает парковкой для автотранспорта

Знаки туристской навигации в направлении следования к объекту отсутствуют

Работают выставки мастеров Лешуконского района, проводятся мастер – классы по изготовлению изделий из бересты, шитью народной куклы. В Доме народных ремесел можно купить сувенирную продукцию из бересты, деревянные, текстильные и вязаные изделия. Изделия содержат палащельскую (мезенскую) роспись.

Читайте также:  Народный артист ссср министр культуры

Источник

Вся информация о туризме и отдыхе
в Архангельской области

Официальный туристский портал Архангельской области

Портал работает
в тестовом режиме!
Портал работает
в тестовом режиме!

Приносим извинения за временные неудобства, вызванные техническими работами на портале, а также за устаревшую информацию и неправильные ссылки старой версии ресурса: все перечисленные неполадки устраняются по мере обновления информации!

В начальный период технических работ по модернизации портала наименования разделов дублируют ранее существующие. Об обновлении структуры портала — в наших новостях!

Просим направлять ваши предложения по совершенствованию портала и замечания на наш электронный адрес info@pomorland.travel с темой «Тестовый режим портала».

Соловецкие острова

— жемчужина Беломорья, был основан более 5 веков назад монахами Зосимой, Германом и Савватием.

Кий-остров

— шедевр северной природы. На небольшой территории острова можно увидеть все разнообразие северных ландшафтов: от многометровых гранитных скал до маленьких озер, затерянных в глубине острова.

Музей «Малые Корелы»

— это не просто музей Поморского наследия. Это неповторимый синтез ландшафта, памятников и народного искусства.

Пинега

— край удивительных карстовых пещер, чудо, сотворенное самой природой. Подземные карстовые системы Пинежских пещер самые протяжённые и многочисленные в Европе.

Ненецкий автономный округ

— активно развивается этнокультурный туризм. Гостям предоставляется уникальная возможность понаблюдать за жизнью и бытом коренных народов Севера.

Архангельск

— первый морской порт России, «ворота в Арктику», столица Поморья, город Ангелов, как только ни называют Архангельск, административный центр Архангельской области.

Новая Земля

— крупнейший в Европейской Арктике архипелаг, покрытый ледниками на одну четверть. На территории архипелага располагается национальный парк «Русская Арктика».

ЩЕПНАЯ ПТИЦА СЧАСТЬЯ

Издавна птица считается связующим звеном между землей и небом, человеческим и божественным. Птицу называют еще проводником души.

В языческой мифологии фигурирует «утица». По легенде утка достала землю со дна первородного океана, помогла создать земную твердь.

Летящая птица напоминает солнце — языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа — голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь — Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа.

Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад приобрела очертания голубя.

Щепная птица, вероятно, стала побочным промыслом кораблестроения. На ее изготовление идет корабельная сосна, причем только комлевая ее часть (три метра от земли, где нет веток). Архангельск и Воронеж оспаривают первенство «колыбели» русского флота. Однако именно в Архангельске сошел со стапелей первый корабль «Святой Павел». Он на шесть лет опередил первый воронежский корабль «Божье провидение». Хотя разница по времени небольшая, но, по всей видимости, рачительный Петр I решил не тратиться на обучение воронежцев в Голландии и переселил к ним, в район Шипова леса, мастеров из Архангельска. Они уже успели пройти Амстердамскую школу. Первое, что делали переселенцы на новом месте — вешали в избе оберег — птицу счастья. Они-то и научили местных жителей секретам изготовления чудо-птиц.

Считается, что эта птица приносит счастье. Когда-то ее, как фамильный тотем-оберег подвешивали в переднем, красном углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

Церковь также благосклонно относится к деревянной птице. Ее вешают в храмах над «вратами рая»: ведь само тело птицы напоминает крест — библейский символ. Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого — крылья.

Самая ответственная операция — расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер. Расположение вблизи источника света придает её полету дополнительное очарование: лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени.

Сейчас птицу изготовляют из сосновой щепы. Животворная энергетика чистого соснового дерева, тепло рук мастера и хорошее настроение обязательно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица.

Теперь не надо пытаться ловить свою птицу счастья — достаточно ее взять у мастера, принести в дом и приручить.

БЕРЕСТЯНЫЕ ТУЕСА

Изделия из бересты известны с давних времён. Поделка таких изделий считается одним из самых древних ремёсел и является исконно русским промыслом. Береста — наружная часть коры берёзы, состоящая из легко отделяемых друг от друга тонких, полупрозрачных, гладких, белых, желтоватых и красноватых слоев. Береста обладает рядом свойств, позволяющих найти этому материалу самое широкое применение: пластичностью, малым удельным весом, бактерицидностью, гигроскопичностью, гидро- и термоизоляционностью, а главное — доступностью и простотой обработки. Бересту использовали в строительстве для защиты от холода, гнилей и сырости. Берестой обшивали лодки, делали из неё поплавки и другие рыбацкие принадлежности. Из бересты изготовляли обувь, посуду, игрушки и многое другое. Из сухой перегонной бересты до сих пор добывают дёготь. Берестяные грамоты, дошедшие до нас, являются древнейшими памятниками славянской культуры. Искусство художественной обработки бересты достигло высокого уровня на русском Севере.

ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ

Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости, первые архивные сведения о котором относятся еще к XVII веку. Наибольшего расцвета холмогорская резьба по кости достигла в эпоху царствования Петра I. Именно в то время были выполнены те уникальные работы, которые и по сей день служат образцами художественного оформления и технического исполнения для современных косторезов. В XVIII веке начался расцвет косторезного производства. Имя Федота Ивановича Шубина знаменитого русского скульптора, приехавшего в 1759 году в Петербург, становится известным кругу влиятельных лиц благодаря резьбе по кости и перламутру. Начатый Шубиным определенный этап в развитии косторезного искусства завершил Осип Христофорович Дудин, образованнейший человек, редкостный любитель книг. У Дудина не раз покупали резные костяные шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. Для резной кости XIX–XX веков характерна механика сквозной резьбы. В этой технике выполнены чудесные бытовые вещи, представленные в экспозиции музея, в том числе блюдо, поднесенное великому князю Владимиру Александровичу при посещении Холмогор в 1885 году, выполненное Михаилом Михайловичем Бобрецовым. В первой половине прошлого столетия северными мастерами была освоена техника гравюры на кости. Наиболее известными художниками этого периода являются Н.Д. Буторин, В.А. Просвирнин, В.Т. Ватлин. Характерной чертой 90-х годов XX века является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Ведущими косторезами сейчас являются Г.Ф. Осипов, В.Н. Хабаров, работы которых экспонируются во многих музеях России и Зарубежья. В с. Ломоносово на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют и массовые изделия на продажу, и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и простой говяжьей кости-цевки. Промысел не стареет, он молод и поисками новых путей в искусстве, и постоянным притоком молодых творческих сил.

Читайте также:  Лимфостаз нижних конечностей народные средства лечения

НАРОДНАЯ ИГРУШКА ИЗ ГЛИНЫ

Каргопольская игрушка

На русском Севере, неподалеку от небольшого города Каргополя, в почти опустевшей деревушке Гринево жила мастерица-игрушница Ульяна Бабкина. Пустела деревня Гринево, не осталось в ней игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы Ульяна Бабкина не продолжала лепить с прежним упорством свои игрушки. Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел, и успела приготовить себе смену. Умельцы расселились по соседним деревням и в самом Каргополе. Благодаря им и живет народная каргопольская игрушка.

Для лепки берут красную глину. Фигурки лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги. Животных мастера очеловечивают — они заняты тем же делом, что и люди: медведи, козлы и бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали, потом белили. Роспись довольно проста: полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Набор красок: голубой, кирпично-красный, зеленый, черный, охристый. Иногда добавляются золотые и серебряные краски.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ

Пермогорская роспись

Включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник и Грединская, они находятся в четырех километрах от пристани Пермогорье. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина. Среди них кустики из округленных листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло и всегда мастеровито. Сначала на белый грунт, как на бумагу, наносится пером черный контур, потом его заполняли цветом.

Круг бытовых предметов, которые расписывались, был очень велик — в большом количестве украшали деревянную и берестяную посуду, росписью покрывали многие крупные предметы — колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Но больше всего расписывались прялки. Для каждой крестьянки прялка, с которой она не расставалась всю жизнь, была не только необходима в быту, но с ней связывались лучшие воспоминания молодости, с прялкой всегда был связан свадебный обряд.

Борецкие росписи

Роспись сверкала белизной фона, на которой горел ярко красный цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им большую праздничность и нарядность. Композиция лопасти прялки как бы делилась на три части. Вверху нарисованы золотые окна с цветами, в центре сказочный куст с птицами, а внизу размещалась сцена катания.

Ракульская роспись

Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую. В росписи основную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали-усики, завитки и прожилки. Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в произведения искусства, которые до сих пор приносят нам радость.

Мезенская роспись

Мезенская роспись отличается от других видов росписи. В ней ярко проявляются архаичные представления о мире древних людей. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками в Мезенской росписи. Еще одной особенностью является то, что роспись выполнялась исключительно мужчинами. В конце XIX века в селе Палощелье на берегу реки Мезень развился промысел. Расписывались различные бытовые предметы: туески, лукошки, короба, но особую известность приобрели прялки.

Роспись отличает скупость цветовой гаммы: красный сурик и черная сажа. Рисунок наносили пятнами и полосками, а затем обводили по контору черным цветом. Готовое изделие покрывали олифой, и оно приобретало золотистый цвет. Несмотря на кажущую простоту, роспись чрезвычайно интересная. Геометрические ряды, отображающие древние символы земли, солнца, воды, сочетаются со знаками коней, оленей, птиц. Сочетание всех знаков является древним способом письма. Изображаемые семена, шишки, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры, — символы плодородия. Эти знаки присущи многим народам мира. Круговые и крестообразные знаки — символы огня, древние обереги. Птицы и животные имеют дополнительные значения в бытовой магии. Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ). Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро. Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица — она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.

Источник

6 удивительных народных промыслов Русского Севера

«Промысел» — понятие широкое. Допустим, ловля трески, варка соли или добыча моржового клыка — это тоже промыслы, характерные для жителей Русского Севера. Но есть ремесла, занятия, которые переросли задачу «заработать на кусок хлеба», получить выгоду. Они настолько сами по себе красивы, эстетичны, что стали почти искусством. Точнее — прикладным искусством. Познакомимся с некоторыми видами северного прикладного искусства.

Читайте также:  Народные рецепты при лечении кисты в молочной железе

1. Вологодское кружево

Есть версия, что первые образцы кружева попали на Вологодчину в XVI веке по Северному морскому пути из Европы. Может быть, но ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России!

Наши мастерицы брали узоры из орнаментов традиционного ткачества, изгибов и переплетений резьбы по дереву, ажурных снежинок и геометрических орнаментов «вологодского стекла» — старинного искусства шитья белой бумажной нитью по белому полотну… Птицы и деревья, цветы и бытовые сценки — вологодские кружевницы на своих коклюшках умели делать всё. Вологодское кружево можно отличить по четкому делению «строения» на узор и фон. Работали кружевницы за станком по 16 часов в день. В одном узоре переплетали до ста нитей. Сегодня Вологду называют кружевной столицей России. Будете в городе — обязательно загляните в единственный в России Музей кружева!

Узнайте подробнее о вологодских кружевах и других интересных «фишках» Вологодчины:

2. Чернёное серебро

Древняя техника чернения серебра пришла на Русь с Кавказа и из Персии. Чернь для нанесения рисунка на серебряный фон готовится из сплава серебра, свинца, красной меди, серы, поташа, буры и соли. Рисунок на серебряной пластинке процарапывается, углубления замазываются кашицей из черни, при нагреве она расплавляется и соединяется с серебром. Лишнее счищают, рисунок остаётся. Устюжские ювелиры вывели рецепт особой черни: цвет, качество, прочность прославили город Великий Устюг и в России, и за её пределами. Чудом сохраненный после революции промысел сегодня успешно развивает предприятие «Северная чернь». Здесь вручную делают и черненую посуду, и столовое серебро, и ювелирные украшения, и церковную утварь.

О предметах церковной утвари, выполненных в технике северной черни узнайте здесь.

А вот подробный рассказ о технологии легендарной северной черни:

3. Вологодский лён

Единственная натуральная ткань, которую отечественные производители вырабатывают из нашего сырья сегодня — лён. Центром льняного промысла испокон веков в России считается Вологодчина.

Лён хорош всем. Он «дышит», он экологичен, к льняной ткани не притягивается пыль — для астматиков, аллергиков это очень важно. Лён гигроскопичен — отлично впитывает влагу. В льняной одежде в жару — прохладно, в холод — тепло. Прочная льняная ткань не выгорает на солнце и не желтеет… Слава Богу, в России умеют лён выращивать, обрабатывать, ткать и шить из льняной ткани великолепные изделия.

Посмотрите, сколько всего делали из долгунца на Русском Севере:

4. Шемогодская резьба

Лапти, ступни, туеса, пестери, берестяники, канаты для рыболовных снастей — много всего делали на севере из бересты. А вот свободного времени на всякие безделушки у крестьян не было. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. Деревня Курово-Наволок Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии — место возникновения самого известного берестяного промысла России. Шемогодская береста стала недорогим аналогом изделий из резной кости. Костяные шкатулки из «рыбьего зуба» — моржового клыка или бивня мамонта — ценились очень высоко, были в моде, но позволить себе такую вещицу мог не каждый. Другое дело — «деревянное кружево», берестяная шкатулочка, такая же ажурная и красивая, но на порядок дешевле.

Чайницы и пеналы, блюда и портсигары, тарелки и сундучки и бессчетное количество шкатулочек, коробочек — все это покрывалось и растительными орнаментами, и сценками из дворянской жизни, и юмористическими картинками, и сказочными существами. Шемогодскую резьбу узнают по традиционному симметричному растительному мотиву: изогнутая тонкая ветвь — «бегунок» с расходящимися в разные стороны побегами, розетками, ягодками, трилистниками.

Узнайте больше о Шемогодской резьбе:

5. Резьба по кости

Бивень моржа на севере зовется «рыбьим зубом». Его с давних времен добывали поморы в полярных морях. А еще они собирали по берегам Северного Ледовитого океана бивень зверя, который жил здесь тысячелетия назад, — мамонта. Кость — материал податливый и красивый. Когда поморы научились вырезать из него всякую красоту, доподлинно не известно, но первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку. И сразу — «вызываем в Москву!»: искусного «гребного мастера» Евдокима Шешенина и его брата Семена позвали в столичную Оружейную палату, где те стали лучшими косторезами!

За четыре века уникальный промысел, а точнее — искусство холмогорской резьбы по кости, достиг невиданных высот! Косторезам из Сольвычегодска и Великого Устюга, Архангельска и Холмогор уже мало было своего сырья: им привозили и слоновую кость, хотя они умели резать и коровью цевку. Кубки и браслеты, шкатулки и табакерки, гребни и шахматы, даже предметы мебели — изящные изысканные резные изделия приобретали цари, ценила европейская знать… Шедевры из кости и сегодня славят холмогорских мастеров по всему миру.

О промыслах поморов читайте здесь:

6. Мороз по жести

Уникальный промысел — «мороз по жести». С конца XVIII века он получил широкое распространение на устюжской земле. На тонкий лист жести наносился прочный рисунок с помощью особой химической обработки жести. Создавалась иллюзия морозного узора — радужные перламутровые «цветы» мороза. Из этой жести делались шкатулки и ларчики такой красоты, что мастера вывозили их на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, где «мороз по жести» влет расхватывали персидские, турецкие и китайские перекупщики. Жестью с «морозными» узорами обивали деревянные сундуки, ларцы, шкатулки и украшали их просечными железными накладками. Секрет «мороза по жести», увы, утрачен — и сегодня мы можем любоваться лишь изделиями старых мастеров в музеях и хранилищах.

По ссылке — о народных промыслах и других секретах удивительного города Великого Устюга:

Источник