Народный промысел брянской области

Страница Ремесла

Ремесла и производящие промыслы. Брянщина.

Раскопки городов, ОТРП, сел-замков, крепостей, сельских поселений и курганов эпохи Древней Руси на территории Брянской области дали богатый материал для характеристики ре­месел, добывающих и производящих промыслов. На этих археологических памятниках были об­наружены многочисленные ремесленные мастерские и другие производственные сооружения металлургов, кузнецов, гончаров, ткачей.

Более совершенным способом было добывание железа в сыродутных горнах. При сыродут­ном процессе мелко раздробленную железную руду загружали в горн вперемешку с большим количеством древесного угля. Некоторые сыродутные горны дошли до нас в таком состоянии, что позволяют не только подтверждать факт самого производства, но и выявить общие черты конструкции сыродутного горна и его оборудования. Такие комплексы раскопаны на городище в с. Осовик Рогнединского (летописное село-замок Заруб) и на окольном городе Кветуни.

Продукция, полученная в результате горя­чей или холодной обработки черного металла, велика и разнообразна. Это орудия труда, куда входят многочисленные инструменты по обра­ботке металла, дерева, кости, кожи, а также сель­скохозяйственный и промысловый инвентарь, предметы вооружения и снаряжения всадника и коня, предметы быта. Отходы производства, кузнечные шлаки и сами инструменты для об­работки металла, составляющие значительную долю найденных на поселениях вещей, говорят о том, что большая часть этих изделий изго­товлена местными ремесленниками. Найдены почти все инструменты ремесленника-метал­лурга: наковальни, клещи, молоты-кувалды, ручники, напильники, зубила, пробойники. Де­ревообрабатывающие инструменты: топоры, сверла, долота, тесла, скобели, резцы, стамески, молотки-гвоздодеры; сельскохозяйственный и промысловый инвентарь: сошники, лемехи, плужные ножи, серпы, косы, медорезки, рыбо­ловные крючки, гарпуны, остроги, блесны, кон­ские путы. Предметы вооружения и конской упряжи: копья, стрелы, обоймища, сабли, мечи и их детали, боевые топоры, кольчуги, стремена, шпоры, удила, скребницы, подковы. Наиболее многочисленны и разнообразны предметы быта: замки, ключи, пробои, накладки, петли, дужки, обручи и ушки деревянных ведер, ушки и об­ломки железных котлов, сковородки, кресала, цепи, скобы, гвозди, гири, писала, кольца, пряжки, подковки для обуви и т.д.

Два молотка-ручника найдены в Зарубе, третий молоток с заостренным краем служил для перерубания железа. Необходимым инструментом кузнеца являются клещи, которыми он держит раскаленное железо. Такое орудие также известно в коллекциях Вщижа. Более часты на­ходки слесарных зубил, пробойников и напильников по металлу. К инструментам ювелира от­носятся маленькие ювелирные наковальни, ювелирные молоточки, зубильца, пинцеты.

Обработка дерева. Поскольку основным строительным и поделочным материалом слу­жило дерево, инструменты для его обработки были значительно разнообразнее, чем для рабо­ты по металлу. Сюда входят топоры, тесла, скобели, токарные резцы, сверла, напильники, ста­мески, ложкари, молотки.

После обработки дерева топором применялся еще один инструмент-скобель, которым пользовались также для сдирания коры с бревен. Все найденные скобели (Вщиж, Кветунь) дву­ручные и представляли собой прямые или дугообразные ножевидные лезвия с двумя попереч­ными черенками на концах, вставлявшимися в деревянные рукоятки. Находки дугообразных скобелей редки. Токарные резцы также немногочисленные. Они имеют длинный прямой чере­нок и крючкообразное лезвие, служившее для выточки больших глубоких сосудов. Еще одним инструментом для обработки дерева был ложкарь или ручной резец для изготовления дере­вянной посуды от руки. Также известны в культурном слое поселений Брянского региона не­многочисленные сверла, долота, стамески, буравы.

Прядение и ткачество занимало одно из важнейших мест в древнерусском ремесленном производстве Брянского региона. Это было массовое и повсеместно распространенное занятие, непосредственно связанное с изготовлением одежды.

Древнерусский ткацкий станок (реконструкция Т. Крупа)

Отделение ткачества от прядения также произошло в этот период древнерусской истории. Ткач в наших городах стал ремесленником, а прядение оставалось несколько столетий в сфере домашней деятельности женщин городов и сельской местности.

Обработка кожи. Производство по выделке кож и пошиву кожаных изделий имело боль­шое значение в народном хозяйстве Брянского региона в эпоху Древней Руси. Спрос на кожаные изделия был велик, из кожи делали обувь. Много кожи потребляли шорники и седельники: из нее делали конскую сбрую, сумки, колчаны для стрел, щиты, ножны, основы пластинчатой бро­ни, а также многочисленные поделки хозяйственного и бытового назначения. Много кожи шло на изготовление сыромятных ремней. Кожевники и сапожники разделились на две самостоя­тельные профессии еще в XI в.

Для сырья брянские кожевники использовали шкуры лошадей, крупного и мелкого рога­того скота и лесных зверей. Основные технологические приемы выделки дубленой и сыромят­ной кожи, установившиеся еще в X-XI вв., сохранились почти без изменений до XIX в. О наличии мастерских кожевников свидетельствуют находки больших завалов зольно-известковой мас­сы, перемешанной с волосом, при раскопках Вщижа и Заруба. Материал специализированного охотничье-промыслового поселения Борки-3 (неподалеку от современного Погара) засвиде­тельствовали большое количество инструментов для обработки шкур и кожи диких животных. При раскопках древнего Брянска, Вщижа, Трубеча, Стародуба были найдены инстру­менты сапожников: сапожные ножи, прямые и кривые шилья, специальные иглы, пробойникии подковки и сапожные гвозди. Все это свиде­тельствует о наличии в брянских городах спе­циалистов-сапожников, от которых требова­лись профессиональные знания и владение специальными навыками и инструментами.

Читайте также:  Народный рейтинг агентств недвижимости в москве

Продукцией древнерусских гончаров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки и, наконец,

расписные глиняные яйца-писанки. Основной наиболее массовой керамической посудой были кухонные печные сосуды-горшки, крынки, жбаны, миски, сковороды. Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, амфоры и ряд подобных изделий.

Подавляющее большинство посуды изготавливали на ручном гончарном круге (с X в.). Гончарные круги изготавливались из дере­ва и поэтому не сохранились. Гончарные горны раскопаны во Вщиже, Зарубе и Брянске (Чашин курган]. На Кветунском городище был об­наружен горн для обжига кирпичей-плинф толщиной 4-4,5 см (вторая половина XII в.). Рядом с ним находилась яма для выжигания извести. Во Вщиже одновременно работало 15-20 гончаров.

Горшки с клеймами на дне из средневекового Брянска (Покровская гора)

Источник

Презентация «Народные промыслы Брянского края. Тележный промысел. Ремесло шорника. Плотницкое дело. Бондарное дело»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тележный промысел «Народные промыслы Брянского края».

Средства передвижения создавались соответственно местным условиям. Одним из простейших таких средств для крестьян была телега.

В Брянском, Севском и Трубчевском уездах телега была невелика, соответственно росту лошадей, и состояла из двух узких досок, прикреплённых к осям. По их сторонам ставились на ребро ещё по одной такой доске, в итоге получалось что-то вроде корыта с колёсами.

Борта телеги впереди и сзади соединялись двумя поперечными верёвками. Небольшими были и колеса: тоненькие и без шин. Однако, при всей своей простоте, эти телеги были незаменимы в езде, особенно в осеннюю и весеннюю распутицу, когда дорога напоминала собой сплошную топь.

В городском помещичьем быту средствами передвижения являлись экипажи, а предметом первой необходимости у помещиков была карета.

В большом употреблении были тарантасы. Удобные, вместительные и лёгкие, они, в городах и деревнях заменяли коляски и брички.

Зимой основное население пересаживалось в сани. Начало санного промысла затерялось в глубине веков. В 1913г. искусство изготавливать сани было развито в семи волостях Брянского уезда, в трёх Карачевского, в пяти – Трубчевского и только в одной Подывотской волости Севского уезда.

Ремесло шорника «Народные промыслы Брянского края».

Шо́рник — специалист по изготовлению конской упряжи, в том числе шор — боковых наглазников, которые надеваются на лошадь для ограничения поля зрения

ШОРНИК- мастер по изготовлению кожаной, ременной упряжи, а также предметов кавалерийского и военного снаряжения из кожи специалист по изготовлению кожаных изделий. Только этот специалист знает, как изготовить конскую сбрую

Название профессии произошло от названия боковых наглазников, которые одеваются на лошадь

Искусство изготовления сбруй заключается в том, что хорошая сбруя не мешает движениям коня, а наоборот облегчает их, защищает лошадь от столкновений и ударов. Сбруя, как правило, состоит из подхвостника, оголовья уздечки, удил, постромок, ремней для закрепления оглоблей, подпруг, недоуздка и вожжей.

В изготовлении сбруй, в основном используется кожа буйвола. Хромированная или пропитанная маслом кожа разрезалась ножом, потом сшивалась вощенной нитью. Для этого, как правило, использовались шило, булавки и кожаные ремешки. Все части сбруи заполнялись паклей.

Надев на лошадь сбрую, ее запрягали в телегу, для чего оглобли прикреплялись к хомуту. Хомут состоял из двух деревянных частей, которые соединялись и закреплялись кожаным кольцом и пряжкой, а под хомут клали войлочную подкладку.

Постромки также называют конской рубахой. Они используются, чтобы запрягать лошадей.

Шорник за работой Мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси

Плотницкое дело «Народные промыслы Брянского края».

Среди сельских ремесленников по обработке дерева первое место по численности занимали плотники, называемые в стародавние времена древоделами. Работали только взрослые. Оплата труда зависела от величины построек. Такой вид промысла требовал объединения нескольких плотников в артель.

Брянская земля была обязана плотникам сооружением крепостей, о грандиозности которых сообщали исторические источники.

Использование топора как орудия искусства можно проследить при изучении деревянных церквей и часовен.

В XVI-XVII веках, преобладали клецкие часовни и церкви, то есть построенные наподобие клетки, клети, без куполов, представляя собой обычный четырёхугольный сруб с чуть приподнятой кровлей на два ската. Их можно было спутать с хозяйственными постройками, если бы не стройная, словно еловая шишка, маковка на верхушке кровли с крестом, возвышавшимися над землёй на пять-шесть метров. Такой тип архитектуры возник в глубокой древности и просуществовал до начала XIX столетия.

Профессия плотника — одна из строительных профессий. Большинство городских построек были деревянными. Из дерева строили дома, городские стены и башни, мосты. Брёвнами мостили улицы и площади.

С очень давних времен плотники собирались в артели, которыми руководили наиболее талантливые и опытные мастера. В каждой артели наряду с мастерами были и ученики, что обеспечивало преемственность плотницкого дела.

Читайте также:  Народные средства лечения гигромы запястья руки

Основными элементами брянских городских жилых построек были: изба, сени, светлица и чулан – последний использовался как хозяйственное подсобье и как летнее жилое помещение. Постройки были деревянными.

Бондарное дело «Народные промыслы Брянского края».

Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь.

Под изделием, собранным по бондарной технике, можно понимать любое изделие, остов которого состоит из гладко прифугованных друг к другу дощечек-клёпочек, стянутых обручами.

Бондари, в совершенстве владея инструментом, тонко понимали и чувствовали пластику древесины. Зная различные качества определенных пород, они умело использовали их при изготовлении разных видов деревянной посуды.

Древесина дуба хорошо сушится, мало коробится и растрескивается. Она заполнена особыми консервирующими веществами — тиллами, предохраняющими ее от поражения гнилостными микробами.

Стародавние ремесленники в совершенстве владели бондарным ремеслом, превратив изготовление жбанов и ведер, бочек и лоханей, шаек и ушатов, кружек, подойников и стаканов в настоящее искусство.

Бондарное ремесло — в его исконном, истинном варианте — уникально тем, что для него не нужно ничего искусственного. Всё можно брать от природы — бондарная техника подразумевает только дерево.

Из лиственных деревьев, древесина которых идет на бондарные клепки, широко используются дуб, лещина, липа, ольха, береза и тополь, а из хвойных — сосна, ель кедр, лиственница и можжевельник. В южных областях употребляют также бук и каштан.

В наше время Бондарное ремесло никак не потеряло свою актуальность. Натуральные бочки, и другие предметы бондарной посуды и мебели, нельзя заменить никакими современными технологиями. В виноделии нужных результатов можно достичь только в посуде из правильно подобранной древесины.

Спасибо за внимание!

Использованная литература https://pandia.ru/text/77/449/4786.php https://yandex.ru/search/?text=%20%D1%87%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20&lr=213&clid=2255400-210&win=333 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D1%8B https://www.livemaster.ru/topic/1210593-traditsionnye-promysly-i-remesla-na-rusi-redkie-istoricheskie-foto https://ru.russianarts.online/centry-russkix-remyosel/

Номер материала: ДБ-727992

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Опыт работы «Знакомство старших дошкольников с народными промыслами Брянской области»

Ирина Глушкова
Опыт работы «Знакомство старших дошкольников с народными промыслами Брянской области»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями нашей Брянщины. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

Поэтому, я как педагог, посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого я обратилась к истокам Брянской народной культуры, и в первую очередь к народным промыслам. Ведь содержание форм народного творчества отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Гипотеза работы: если знакомить дошкольников с народными промыслами Брянской области, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.

Задачи,которые я ставлю перед собой это:

Познакомить детей с народными промыслами;

— Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

— Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

— Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

— Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

— Развивать навыки художественного творчества детей.

Древнее искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причём каждый мастер делал всё сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.

Судя по предметам, дошедших до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и в быту. Главным учителем на пути постижения прекрасного была русская природа. Она же предоставляла и простейшие материалы – глину, дерево, камень, кость, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. И в наши дни сохранились традиционные промыслы Брянской области благодаря умельцам из разных районов.

Читайте также:  Народные приметы если чешется правая нога

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Этапы проведения и формы работы с детьми:

1-й этап Организационный

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

• Составление плана работы с детьми.

• Информирование родителей о задачах и содержании работы с детьми;

• Вовлечение родителей в совместную работу ;

1. Беседа на тему «Народные промыслы Брянской области»

3. Экскурсия в мини-музей «Моя малая Родина»

4. Экскурсия в Музей «Дятьковский хрусталь» с рассказом об истории создания завода по изготовлению хрусталя и осмотром музейных экспонатов

«Унечские мастера и их глиняные игрушки»

«Отзвуки гончаров во Мглинском районе»

«Куклы- обереги Брянских умельцев»

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

2. Рисование красками «Унечская глиняная лошадка»;

3. Плетение коврика (из цветной бумаги)

4. Рисование «Укрась хрустальную вазу»;

5. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов;

6. Рисование «Узор на костюме Брянской области»

1. Подвижные народные игры: «Гуси-Лебеди», «Ловишки», «Перетягивание каната», «Водяной», «Лиса и зайцы», «Два Мороза»;

2. Хороводные народные игры: «Выпал беленький снежок», «У Маланьи, у старушки», «Золотые ворота»

3-й этап Заключительный

1. Оформление мини музеев «Тряпичная кукла», «Волшебная ниточка», «Работы наших предков глазами детей».

2. Презентация альбома «Народные промыслы Брянской области» для родителей и педагогического коллектива детского сада.

3. Работа с родителями:

— Рекомендация в выходные дни посетить с детьми музей «Дятьковский хрусталь»

— Совместная поделка своими руками в мини-музей «Народные промыслы».

Результативность опыта работы:

В результате проведения комплексной работы по приобщению дошкольников к народным промыслам у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве Брянских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге по мотивам Брянского костюма, изготавливать тряпичные куклы. Таким образом, тема по приобщению детей к народным промыслам очень интересна и многогранна, помогла развить в детях эстетическое отношение к действительности, любовь и чувство гордости к родному краю, к своей стране в целом.

«Макет памятника партизанам Брянской области». Мастер-класс. Поделка своими руками. «Макет памятника партизанам Брянской области». Мастер – класс. Поделка своими руками. Совместная деятельность детей и воспитателя. Материал:.

«Там, где круглый год Новый год…» Отчет об экскурсии на фабрику елочных игрушек в Брянской области Игрушки радостно там блестят, Про Новый год нам как бы говорят… Сегодня моя дочка Анна с группой одноклассников побывала там, где всегда.

Отчет по проекту «Знакомство с народными промыслами» в средней группе Фотоотчет по проекту «Знакомство с народными промыслами»в средней группе Добрый день, уважаемые гости странички! Приглашаю Вас на виртуальную.

Фотоотчет «Знакомство с народными промыслами» Уважаемые коллеги!В этом году наш детский сад работает по теме, связанной с народным творчеством, народными промыслами. Народное творчество.

Использование раскрасок для ознакомления с народными промыслами России В рамках тематической недели «Мастера и мастерицы» мы знакомим детей с предметами народного творчества и народными промыслами России. Творчество.

Мастер-класс «Открытка маме» знакомство со скрапбукингом для старших дошкольников Мастер класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Такую открытку с удовольствием смастерили на 8 марта мои ребята из.

Опыт работы по обучению дошкольников квиллингу В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Мастер-классы от родителей по ознакомлению с народными промыслами своей родословной по проекту «Патриотическое воспитание» Год назад в нашей группе стартовал проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе. Дети узнавали свою родословную, традиции.

Взаимодействие с родителями в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию «Знакомство с народными промыслами» На первоначальном этапе проекта в раздевалке группы и в нашей группе в соц. сетях родителям для ознакомления были предложены консультации.

Источник