Народный промысел донского края

Консультация о промыслах Донского края

Татьяна Магура
Консультация о промыслах Донского края

Донской край, донское казачество. В расхожем представлении сразу возникает образ Дикого поля и былого лихого воинства со сложной историей и трагической судьбой. На его необозримых просторах сложилось Всевеликое Войско Донское, старейшее из всех казачьих образовании Российской Империи, с особым военно-демократическим укладом жизни и культурными традициями, бережно передававшимися из поколения в поколение.

В каждом казачьем хуторе, каждой станицей жили мастера самых разных профессий.

Из-за отдаленности пахотных земель казачьи семьи выезжали в поле и по несколько дней не бывали дома, перенося жару, сырость, дожди, ветры. Сеяли донцы в основном рожь, пшеницу, ячмень, овес, хотя выращивали и просо, гречиху, горох, фасоль, картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Основным средством обработки земли являлся тяжелый плуг, который тянуло 6-8 волов. В некоторых хозяйствах пользовались сохой.

Одним из самых древних занятий казаков являлось рыболовство. На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые казаки и старшины рыбу ловили круглый год. Частъ ее продавали, остальную перерабатывали на «спетых» заводах. Здесь рыбу сортировали, мерную отделяли от немерной, белую от красной, один сорт от другого. Затем рыбу разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики-салковнички. Поскольку главными орудиями рыбного промысла были сети и вентеря,то в их изготовлении участвовали все члены семьи рыбака: отец сажал за эту работу даже малолетних детей. Плели сети из толстых ниток при помощи лопаточки и челнока. Сеть обычно служила рыбаку два сезона.

Все подворье казаков огорожено было заборами, которые назывались «плетни» (от слова «плести»). Очень часто казаки сами плели эти заборы, дабы избежать шкоды животных. Их плели из лозы, которую заготавливали ранней весной.

Чаще всего плели из ивы. На территории Дона ива растёт и в виде кустарников, и в виде деревьев. Прутья (лоза) ивы отличаются продольной прочностью, гибкостью, способностью делиться на длинные шины, плети и ленты.

Заготовку лозы ивняка производили ранней весной (весенний налив) или, если не снимать кору, поздней осенью (молодые побеги).

Снятие коры производилось при помощи специального инструмента, который называется щемилка. Но весенняя кора легко снимается и без всяких приспособлений. Складывали на хранение лозу небольшими пучками, а пучки — поленницей. Плести можно было из цельных прутьев, расколотых плетей и лент.

Перед расщеплением прутья держали несколько часов в воде.

Расколотые на три-четыре части прутья называются шинами, а если только на две половинки, то — пластинами. Ленты получаются из шин при помощи строгания шофом.

Хранили прутья окоренные (то есть очищенные от коры) в закрытом, влажном, не очень холодном помещении.

Кто-то для себя занимался плетением, а кто и на продажу. Особенно славились изделия искусных мастеров, проживавших на донской земле. Эти земли плодородны. Если в летнее время казаки обрабатывали землю, то в холодное время занимались таким прибыльным ремеслом, как плетение. В исходном материале никогда недостатка не было.

За многовековую историю своего существования промысел лозоплетения не претерпел практических изменений ни в технологии производства, ни в формах предметов. Это ремесло считается самым распространенным и известным во всем мире.

Девушки веселились, пели песни и проводили время за любимым рукоделием, готовили себе приданое. Считалось, что чем больше будет вещей, тем дольше будет жизнь, а вещи готовились на все этапы жизни. Казачки шили одежду, белье, скатерти, полотенца, украшали их вышивкой и кружевами с детских лет, складывая это добро в сундук. Взять в жены бесприданницу считалось позором, а жизнь с такой девушкой, по поверьям, обещала быть скучной. Кружева связались с помощью тонкого крючка обычно белыми хлопчатобумажными нитками. Работа была очень тонкая и требовала немало времени, усидчивости и мастерства. Кружева появились благодаря постоянному желанию сделать одежду более привлекательной.

Женщины-казачки всегда славились умением вести домашнее хозяйство, были очень трудолюбивы и бережливы. Не свойственны им были лень и пустая праздная болтовня. Многое в хозяйстве делалось своими руками. Казачки сами пряли, ткали, кроили и шили. Лоскуты бережно складывались и передавались от матери к дочке. Девочкам-казачкам матери рано начинали готовить приданое. В сундук (по-казачьи «скрыня») бережно складывались рушники, скатерти, постельные принадлежности, лоскутные одеяла.

Самый простой вид лоскутного шитья сводится к выкраиванию из ткани квадратов одинакового размера и сшиванию их между собой.

Очень часто изделия украшали аппликации в виде птичек. Птичка – довольно распространенный элемент, встречающийся в вышивках. Часто птички – символы счастливой жизни, вылепленные из теста, украшали казачий свадебный каравай.

Лоскутное шитье пользуется большой популярностью и в наши дни.

Лоскутное одеяло стало символом зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи.

Лоскутное шитье, как и любой вид рукоделия, дарит спокойствие, радость творчества, развивает фантазию.

У наших казаков обычай таков: «Курень и двор у казака всегда был в порядке».

Беседа с детьми «Головной убор донского казака» Беседа с детьми «Головной убор донского казака» У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным.

Консультация для родителей «Птицы нашего края» В начале апреля, в самое половодье, прилетают зяблики. Сначала стайками вдоль дорог перепархивают, а потом на свой участок, сгоняя всех.

Презентация для детей среднего и старшего возраста «Первоцветы Донского края» Еще не успел растаять снег, а уже поднимают свои яркие цветки к весеннему солнышку первоцветы. Цветущие ранней весной первоцветы, составляют.

Презентация о приобщении детей к культуре донского казачества 1 слайд. Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Землякова Инна Андреевна, я работаю воспитателем на подготовительной к школе группе.

Стихи о народных промыслах для дошкольников Стихи о народных промыслах для дошкольников из сборника «Солнечная карусель» Стихи могут быть использованы в ходе НОД и внеурочной деятельности.

Читайте также:  Народна мудрість про добро і зло

Технологическая карта игрового проекта по патриотическому воспитанию «В курене. О культуре и традициях Донского края» Название проекта В курене. Тип проекта Ролево-игровой, групповой. Возраст детей 3- 4 года. Актуальность Жизнь ребенка начинается с семьи.

Загадки для детей о народных промыслах Загадки о народных промыслах1. Очень тяжелые эти фигурки: Девочки, мальчики, кони-скульптурки. Есть и подсвечники, блюда резные. Ну, догадайтесь:.

Консультация для родителей «Закон Краснодарского края №1539» ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». на.

Проект «Животный и растительный мир Донского края» Животный и растительный мир Донского края. Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный.

Источник

Народные промыслы Дона

Донской край, донское казачество. В расхожем представлении сразу возникает образ Дикого поля и былого лихого воинства со сложной историей и трагической судьбой. На его необозримых просторах сложилось Всевеликое Войско Донское, старейшее из всех казачьих образовании Российской Империи, с особым военно-демократическим укладом жизни и культурными традициями, бережно передававшимися из поколения в поколение.

Из-за отдаленности пахотных земель казачьи семьи выезжали в поле и по несколько дней не бывали дома, перенося жару, сырость, дожди, ветры. Сеяли донцы в основном рожь, пшеницу, ячмень, овес, хотя выращивали и просо, гречиху, горох, фасоль, картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Основным средством обработки земли являлся тяжелый плуг, который тянуло 6-8 волов. В некоторых хозяйствах пользовались сохой.

Начало сева сопровождалось специальным обрядом: на десятину земли по углам клали четыре испеченных «креста» или «жаворонка», которых обычно пекли на праздник «40 Святых», прогоняли борозду, «кресты» и «жаворонки» съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле брызгали «святой водой». Все это должно было способствовать увеличению урожая. По окончании сева был весьма распространен обычай хождения духовенства с иконами. Как правило, носили икону Божьей Матери и крест. Во время хождения с иконами теми жителями, у которых служились молебны, устраивались всенародные обеды. Убирали хлеб косами, серпами, а при молотьбе использовали цеп и молотильный каток, в который впрягали коня. Зерно мололи на мельницах: почте каждая казачья станица имела по несколько мельниц-ветряков. В конце XIX в. в крупных хозяйствах появились жатвенные машины.

Следует заметить, что наши предки славно трудились, и результатом их труда явились излишки хлеба, которые в конце XIX в. составляли 10 млн пудов ежегодно. Отборное донское зерно шло за границу через южные порты Азовского и Черного морей.

Одним из самых древних занятий казаков являлось рыболовство. На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые казаки и старшины рыбу ловили круглый год. Частъ ее продавали, остальную перерабатывали на «спетых» заводах. Здесь рыбу сортировали, мерную отделяли от немерной, белую от красной, один сорт от другого. Затем рыбу разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики-салковнички.

Рыбы на Дону было в изобилии. В XVIII в. в Черкасском городке в любое время можно было купить осетрину, любую икру (фунт ее стоил 8-10 коп.). Блюдом, приготовленным из осетрины, белуги, стерляди, гостя могли угостить в каждом курене.

Сшили рыбу обычно «в корень», т. е. пластовали со спины, такая рыба могла долго находиться в рассоле. Рыбу, помещенную в бочки, засыпали солью, а через три дня, надев резиновые сапоги, ее топтали и клали гнет. Перед вывеской на просушку рыбу вымачивали, а затем выветривали на палатах, старались выбирать такое время года, когда не было мух. Жизнь рыболова была нелегкой, но, как говорится, «без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Важной статьей казачьего дохода было виноградарство, заниматься которым на Дону начали в конце XVII в. Петр I, побывавший здесь в 1695 г., нашел разведение виноградных садов делом перспективным и приказал азовскому воеводе Прозоровскому завести на, юге России «виноградные и арбузные сады». Популярными на Дону сортами винограда являлись «Краснотоп золотовский», «Сибирысовый», «Пухляковский белый». Последний появился на казачьей земле в начале XX в.: его привез с Балканского полуострова казак станицы Раздорской Н. И. Пухляков. Вскоре этот сорт широко распространился на донской земле.

В виноградных садах обычно бывало от 20 до 400 кустов, и каждый куст приносил от 1,5 до 3 пудов ягод. На Дону были владельцы, имевшие по восемь отдельных виноградных садов. Казаки продавали виноград в сыром виде и делали виноградное вино.

Лучший виноград рос в станице Цимлянской, здесь изготавливались и прекрасные вина. В этой станице виноградники разводились не кустами, как в других станицах, а рядами или шпалерами. Отличные вина производились в станице Раздорской, где также было много виноградных садов. Официальным центром донского виноградарства в начале XX в. во всех справочниках назывался хутор Пухляковский, где находилась Донская войсковая школа виноградарства и виноделия.

Ученые подсчитали, что каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты, что их и профессиями-то не считали. Как, например, не считалось умением седлать и запрягать лошадь, грузить сеном воз и многое другое, частично забытое сегодня. Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но, кроме этого, каждая станица была еще и местожительством мастеров. Причем станица от станицы отличалась каким-то особенным промыслом. Были станицы бондарей, колесников, чеботарей (сапожников), кожевников.

По всем станицам славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня, и мастера-оружейники, ковавшие булат. Такие мастера славились, их изделия с родовыми тамгами-клеймами были в большой цене.

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимое выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них удается в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А. Некрасова, в современных условиях «возрастает потребность народа в народном искусстве, его подлинности, духовности. Но найти путь к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре».

Читайте также:  Лады народной музыки таблица фото

Ведущая творческая идея традиционного народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

В настоящее время государственная политика в сфере культуры предполагает активизацию усилий по поиску возможных путей развития народного творчества. С этой целью создаются кружки и студии, авторские школы народных ремесел, проводятся праздники мастеров-умельцев, тематические выставки, где каждый, независимо от пола, возраста и вероисповедования, может приобщиться к многовековым корням народной культуры. И сегодня работа Министерства культуры Ростовской области и Областного Дома народного творчества по сохранению и развитию народного искусства постоянно совершенствуется, позволяя раскрыть уникальные богатства народной культуры Дона, возвращая к жизни традиционные ритуалы, обряды, костюмы, музыкальные инструменты, промыслы и ремесла.

Работниками Донского государственного центра народного творчества собраны материалы о более чем шести тысяча мастеров, работающих в различных направлениях народного искусства, создано пятьсот сорок восемь авторских объединений при учреждениях культуры, где мастера-умельцы передают молодым свои секреты мастерства. Поистине увлекателен процесс познания и радость творчества.

Стало традицией на Дону проведение праздников мастеров-умельцев, выставок изделий народного творчества, ярмарок талантов, дней детского творчества. Министерство культуры уделяет особое внимание декоративно-прикладному творчеству, сохранению традиций и преемственности.

Областная выставка декоративно-прикладного искусства «Донское ремесло» традиционно проводится в начале каждого года и представляет различные работы авторов из многих территорий Ростовской области.

Источник

Исследовательская работа на тему: «Народные ремесла и промыслы Донского края»

Виды народных промыслов России. Их характеристика. 4-5 стр.

Народные промыслы Дона. 6-11 стр.

Заключение. 12-13 стр.

Список используемой литературы. 14 стр.

Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Целью данной работы для меня являлось изучение художественных промыслов России и Донского края, их особенностей, а также изучение отдельных исторических центров их бытования.

Если быть более точным, отобразить народное искусство, отражающее не только внешний облик окружающего мира, но и внутреннюю жизнь народной души, глубину народного духа, которое не поддается моде, как это бывает в профессиональном. Не зависит от нее, оно более традиционно, им полностью управляют неизменные законы, и, главное, оно открыто и сильно выражает идеалы красоты, таящиеся в душе народа, благодаря чему и является самым непосредственным и прямым свидетельством его талантливости, его творческой мощи.

1.Познакомиться с видами народных промыслов донских казаков. Историей их развития.

2.Проследить виды ремесел и промысла донских казаков.

3.Обобщить, проанализировать практический опыт развития народных современных промыслов Дона.

4.Сформировать интерес у подрастающего поколения к декоративно-прикладному творчеству.

5.Способствовать сохранению, бережному отношению к народным промыслам и ремеслам.

Народное декоративно-прикладное творчество — сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы. Но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки — все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа — дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.

Именно поэтому в своей работе я хочу рассказать о народных промыслах казаков Дона.

История донского казачества – это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей русского государства. По образному выражению Льва Николаевича Толстого – «Граница породила казачество, а казаки создали Россию».

Казаками становились не только русские и украинцы, но и выходцы из среды местных народов. В конечном итоге, сближение пришлого люда с коренным населением сказалось на материальной и духовной культуре казачества, определило его специфические этнические приметы.

Донские казаки на протяжении многовековой своей истории были глубоко верующими людьми и исповедовали православную христианскую веру.

Нередко само казачество определялось так: «вольные люди на вольной земле». Особенность землепользования на Дону заключалась в том, что земля являлась собственностью всего Войска. Казак мог пользоваться землей, но владеть ею имело право лишь Войско в целом.

Начало сева сопровождалось специальным обрядом: на десятину земли по углам клали четыре испеченных «креста» или «жаворонка», которых обычно пекли на праздник «40 Святых», прогоняли борозду, «кресты» и «жаворонки» съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле брызгали «святой водой». Все это должно было способствовать увеличению урожая. По окончании сева был весьма распространен обычай хождения духовенства с иконами. Как правило, носили икону Божьей Матери и крест. Во время хождения с иконами теми жителями, у которых служились молебны, устраивались всенародные обеды. Убирали хлеб косами, серпами, а при молотьбе использовали цеп и молотильный каток, в который впрягали коня. Зерно мололи на мельницах: почте каждая казачья станица имела по несколько мельниц-ветряков. В конце XIX в. в крупных хозяйствах появились жатвенные машины.

Читайте также:  Кроссворды о русских народных инструментов с вопросами

Одним из самых древних занятий казаков являлось рыболовство. На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые казаки и старшины рыбу ловили круглый год. Частъ ее продавали, остальную перерабатывали на «спетых» заводах. Здесь рыбу сортировали, мерную отделяли от немерной, белую от красной, один сорт от другого. Затем рыбу разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики-салковнички.

Важной статьей казачьего дохода было виноградарство, заниматься которым на Дону начали в конце XVII в. Петр I, побывавший здесь в 1695 г., нашел разведение виноградных садов делом перспективным и приказал азовскому воеводе Прозоровскому завести на, юге России «виноградные и арбузные сады». Популярными на Дону сортами винограда являлись «Краснотоп золотовский», «Сибирысовый», «Пухляковский белый». Последний появился на казачьей земле в начале XX в.: его привез с Балканского полуострова казак станицы Раздорской Н. И. Пухляков. Вскоре этот сорт широко распространился на донской земле.

Лучший виноград рос в станице Цимлянской, здесь изготавливались и прекрасные вина. В этой станице виноградники разводились не кустами, как в других станицах, а рядами или шпалерами. Официальным центром донского виноградарства в начале XX в. во всех справочниках назывался хутор Пухляковский, где находилась Донская войсковая школа виноградарства и виноделия.

Десять лет назад был объявлен первый Областной фестиваль народного творчества «За возрождение народной культуры», который вызвал интерес и вернул к жизни многие народные ремесла, бытовавшие у казаков и представителей разных народов области.

Ученые подсчитали, что каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты, что их и профессиями-то не считали. Как, например, не считалось умением седлать и запрягать лошадь, грузить сеном воз и многое другое, частично забытое сегодня. Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но, кроме этого, каждая станица была еще и местожительством мастеров. Причем станица от станицы отличалась каким-то особенным промыслом. Были станицы бондарей, колесников, чеботарей (сапожников), кожевников.

По всем станицам славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня, и мастера-оружейники, ковавшие булат. Такие мастера славились, их изделия с родовыми тамгами-клеймами были в большой цене.

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давало им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки – все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведением искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок. Мастер или просто умелец видит смысл своего творческого труда и свое вознаграждение за него в том, что этот труд и его результат приносят радость не только ему самому, но и другим людям.

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимое выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них удается в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрастает потребность народа в народном искусстве, его подлинности, духовности. Но найти путь к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре».

Ведущая творческая идея традиционного народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

Народное искусство часто сравнивают с детским изобразительным творчеством и находят между ними много общего. Действительно, их роднит с одной стороны, непосредственное восприятие окружающего мира, с другой – сильное чувство декоративности, позволяющее в неожиданно смелых красочных сочетаниях и образах передать подмеченное в жизни и воплощать с конкретной достоверностью самую диковинную фантастику. Но между теми и другими есть коренное различие: народное искусство базируется на глубочайших знаниях, обширном опыте и профессиональном мастерстве, чего совершенно нет в детском творчестве. Глубокая духовная содержательность, связь с традицией, восходящей к художественной культуре прошлых веков, характеризует произведения народных мастеров Дона. Сохраняя непосредственность, свежесть восприятия, подобную детской, народный мастер выражает в созданном произведении мудрость возраста, поэтическую возвышенность души. В этом своеобразии и сила воздействия народного искусства.

В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и дерево погибнет!» В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. И сейчас, когда возрастает интерес к народной культуре, когда, возвращаясь к истокам, мы ищем в опыте прошлого ответы на насущные вопросы сегодняшнего дня – возрождающиеся народные промыслы являют собой прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время государственная политика в сфере культуры предполагает активизацию усилий по поиску возможных путей развития народного творчества. С этой целью создаются кружки и студии, авторские школы народных ремесел, проводятся праздники мастеров-умельцев, тематические выставки, где каждый, независимо от пола, возраста и вероисповедования, может приобщиться к многовековым корням народной культуры. И сегодня работники различных сфер деятельности проводят огромную работу по сохранению и развитию народного искусства, постоянно совершенствуют, позволяя раскрыть уникальные богатства культуры народов России, возвращая к жизни традиционные ритуалы, обряды, костюмы, музыкальные инструменты, промыслы и ремесла.

Поистине увлекателен процесс познания и радость творчества.

Источник