Народный промысел хабаровского края

Народный промысел хабаровского края

Выбор багетного оформления

Описание

Познавательные, документальные фильмы о национальных промыслах:
— Охотничий промысел
— Рыболовный промысел
— Оленеводство

На территории Хабаровского края издавна живут тунгусские народы – эвены и эвенки, нанайцы и ульчи, нивхи и орочи, удэгейцы и негидальцы.

В северных районах Хабаровского края издавна живут тунгусские народы – эвены и эвенки, кочующие за стадами оленей по бескрайней тайге.
Это хозяйственное занятие требует постоянных передвижений в поисках лучших угодий. Так сформировалась уникальная кочевая культура тунгусов.
В Хабаровском крае оленеводством занимались эвенки Тугуро-Чумиканского, Верхнебуреинского и Аяно-Майского районов. Одним из центров сохранения древних традиций оленеводства в крае является Охотский район, место традиционного проживания эвенов или ламутов, как их называли в прошлом.
С глубокой древности олень играет важную роль в жизни таежных кочевников. В качестве основного средства передвижения он незаменим в тайге в любое время года.

Охота на пушного зверя – соболя, белку и охота на парнокопытного зверя – лося, изюбра, дикого оленя, кабаргу, косулю и кабана продолжают оставаться основными в хозяйственной деятельности коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в частности эвенков, негидальцев и удэгейцев. Издавна она являлась основой их жизнеобеспечения: мясо употреблялось в пищу, шкуры использовались для пошива одежды, обуви и головных уборов, а шкурки пушных зверей имели товарное значение.
Знания о тайге и ее обитателях, умение ориентироваться в ней, а также профессиональные навыки охотника – промысловика – все эти качества воспитывались с раннего детства.

Живя на берегах великого Амура с его многочисленными притоками, горными реками, все коренные жители региона занимались рыболовством. Традиционная культура, основанная на рыболовстве, имеет очень древние корни на Нижнем Амуре. Археологические данные свидетельствуют, что и тысячи лет назад этот промысел был основным для древнего населения Приамурья.
Все приамурские жители были ихтиофагами. Рыба служила для них основным продуктом питания. Её употребляли в сыром, вареном, вяленом, копченом, жареном виде.

Работа над диском проводилась с 2007 года, материал собирался в процессе научных и этнографических экспедиций Портал Хабаровск по местам компактного проживания коренных народов на территории Дальнего Востока.

Продолжительность: 90 мин.

В фильмах с материалами ООО Порал Хабаровск, так же использованы материалы: из фондов Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова; Хабаровская студия кинохроники.

Источник

Словесница Искусств

№2 (10) • 2002 • Родословное дерево Хабаровска

Друзья и партнеры

Палитра хабаровской керамики

Хабаровский завод художественной керамики — центр гончарного народного художественного промысла Приамурья, который поддерживает и развивает традиции керамических промыслов на Дальнем Востоке.

Именно Дальний Восток является регионом древнейшей в мире керамики, образцы которой найдены археологами на местах Селемджинской и Осиповской стоянок по берегам Амура и датированы эпохой ледникового периода (10 — 13 тысяч лет назад). Археологические раскопки, проводимые во второй половине ХХ века известным российским ученым А. П. Окладниковым на территории Хабаровского края, явили миру удивительные образцы художественного творчества древних гончаров, населявших Приамурье в эпоху неолита 5 тысяч лет назад. Амурская посуда изготавливалась без применения гончарного круга и была украшена узором или спиралевидным орнаментом. Следы древнего творчества и сегодня можно созерцать на амурском берегу у села Сикачи-Алян в наскальных антропоморфных изображениях и масках, получивших название «личины». В орнаментах декоративно-прикладного искусства аборигенов Приамурья — нанайцев и ульчей — также прослеживаются аналогичные антропоморфные и зооморфные изображения.

В середине XIX века территория Дальнего Востока заселяется русскими и украинцами, которые принесли свою культуру и традиции, в том числе и гончарные. Нарядная керамическая посуда — горшки, крынки, миски и кружки — производилась в селах кустарным способом на потребу дня, но тем не менее на Приамурской промышленной выставке 1913 года работы тех мастеров были отмечены похвальными грамотами. В период революции, Гражданской войны и укрепления обороны дальневосточных границ гончарные промыслы зачахли. Потребность в керамике восполнялась за счет ввоза посуды из центральной части России и из-за границы.

В 1923 — 1927 годы правительство стало принимать меры по возрождению погибших народных художественных промыслов: в Москве созданы единый координационный центр и Музей бытового искусства, восстановлен столичный Кустарный музей.

С целью возрождения и развития кустарных гончарных мастерских на территории Хабаровского края в 1973 году в Хабаровске построен завод художественной керамики, вошедший в структуру производственно-экспериментального объединения народных художественных промыслов и сувениров местной промышленности. Этому предшествовала большая работа специалистов Московского научно-исследовательского института художественной промышленности, которые, начиная с 1962 года, разработали технологию изготовления керамических изделий на основе красножгущихся глин Корсаковского и Даргинского месторождений Хабаровского края и в лабораторных условиях изготовили опытную партию изделий с нанесенным по сырцу декором нанайских орнаментов.

В 1973 — 1975 годы первый директор Г. Я. Павлей привлек в творческую группу завода семью старейших гончаров Зыковых из горшечной мастерской хабаровского «Зеленхоза», выпускницу художественно-графического факультета Хабаровского пединститута Л. Т. Плаксий и гончаров из окрестных сел, которые разработали образцы первых глиняных изделий. Выпускаемые заводом в небольшом ассортименте наборы для кваса, кашпо, небольшие вазы для цветов, штофы для вина, кружки и миски быстро раскупались и пользовались спросом. Формы изделий варьировались в традициях русской и украинской керамики, декорировались поливами разноцветной майоликовой глазури и росписью ангобами. Сюжеты и колорит росписей черпались в многоцветной палитре дальневосточной природы.

С приездом в 1976 году выпускницы Абрамцевского художественно-промышленного училища И. А. Оркиной завод начинает выпускать декоративные вазы, пельменницы, жаровни, мелкую пластику, декорированную гравировкой по сырцу с росписью окислами металлов, аэрографией цветными майоликовыми глазурями. В живописной посуде 1976 — 1980 годов начинает ощущаться самостоятельность и независимость. Живопись подчеркивает пластические достоинства ваз и сосудов, акцентирует внимание на рельефе, выполненном процарапкой, создает занимательный элемент в керамическом изделии.

Читайте также:  Лечение эректильной дисфункции пожилых мужчин народными средствами

Творческий коллектив завода, совершая многочисленные экспедиции по краю, привнес в изготовление керамических изделий неповторимую экзотику искусства коренных народностей Амура: тотемные «личины» тигров, медведей и рыб органично вошли в орнамент и сюжетные росписи. Таковы вазы «Сикачи-Алян» (1976 г.), «Петрографы Сикачи-Аляна» и «Праздничная» (1979 г.), где в единое целое слиты личные впечатления от другого вида искусства, наблюдения за природой Дальнего Востока и плоды авторской фантазии.

В конце начале годов ХХ века хабаровские мастера создавали свой неповторимый стиль в форме и росписи декоративной и бытовой посуды, который включал не только формовку и литье, но и свободную художественную лепку, не только декорирование поливами и ангобами, но и сочетание росписи с нанесением «процарапки» по сырцу — стиль, который вырабатывал свой метод нанесения изображения, определял красочную палитру, утверждал свои темы и образы, осваивал композиционные приемы и способы написания пейзажей, растений, животных.

С 1985 по 1989 годы на заводе работает О. П. Коковцева, выпускница Абрамцевского училища, практиковавшая некоторое время на одном из гжельских предприятий. В изделиях появляется новая форма, близкая русской традиции: наборы для молока, квасники, расписанные глазурями по мокрой терракоте кистью.

В живописных росписях изделий перед нами предстает эпическое многообразие дальневосточной природы. Майоликовые и глазурные росписи выполнены в реалистическом стиле. Умение владеть линией и отчетливым мазком, создавать гармонию цвета — все это составляет достоинство хабаровской керамики. К 1990 году складываются каноны, отличающие хабаровскую керамику от глиняных изделий других промыслов. Во-первых, для всего разнообразия росписи изделий наиболее характерны несколько композиционных схем. Во-вторых, выделение фона композиции с учетом круглой поверхности формы и сплошное его расписывание животными, пейзажами, букетами, орнаментами. В-третьих, простые, но постоянные мотивы природы Дальнего Востока, национальных орнаментов славянских народов и народностей Амура, носящие обобщенный характер.

В 1992 году завод возглавил новый директор Н. С. Гришин. В это же время создана экспертно-творческая группа специалистов для разработки новых форм и видов керамических изделий и повышения их качественного уровня в традициях существующего народного художественного промысла. В целях экономической целесообразности завод перешел на глину Матвеевского месторождения близ Хабаровска. Пришедшие на завод в 1995 — 2001 годах выпускники худграфа Хабаровского педуниверситета Е. Н. Чарыкова, О. В. Морозова, А. С. Ячменникова создают новые формы (напольные вазы, настенные блюда и тарелки, пасхальные яйца, подсвечники, панно-композиции), декорированные лепниной цветов, нарезкой и гравировкой по сырцу и росписями, совмещающими ангобы и майолику.

Сегодня в ассортименте Хабаровского завода художественной керамики более 200 наименований изделий. Коллектив предприятия использует все традиционные способы изготовления изделий: литье шликерной суспензии в гипсовые формы, формовку по шаблону из пластичной массы на формовочном станке, свободное формование из пластической массы на гончарном круге, жгутовый метод, литье основы с последующей художественной лепкой, свободную лепку из пластической массы. Разнообразные способы украшения керамики придают ей неповторимый колорит ручной художественной работы. Художники освоили многоцветную мазковую роспись ангобами, которая наносится по терракоте и покрывается сверху глазурью. Сочетание художественной аэрографии и сложной многоцветной кистевой росписи с элементами сграффито (процарапки) дало возможность использовать в декоре керамических изделий богатейшую растительную и пейзажную тематику Дальнего Востока.

В последние годы на заводе используются смешанные способы декорирования гончарных изделий, достигая таким образом эффектов самобытности и очарования. По напыленному черепку наносится роспись черного цвета, а затем следует процарапывание тонкой иглой мельчайших элементов рисунка. Обводка тонкой кистью проявляет роспись: на листьях появляются прожилки, цветы оживают. Способ декорирования по «живой» глине уходит своими корнями в глубокую старину. По археологическим обломкам керамической посуды, найденной на территории Хабаровского края, мастера завода возродили технику, суть которой сводится к нанесению орнамента или рисунка по сырцу стеками различного профиля. Таким образом декорированы кашпо «Арго», горшки для цветов «Конус», «Ромашка», «Тутти», «Овальный», ваза «Чудачка».

По-прежнему Хабаровский завод художественной керамики — гордость города и края. Он неоднократный дипломант городских, региональных, республиканских и зарубежных выставок, представитель коллективного народного творчества в Российской ассоциации художественных промыслов.

Светлана ЖУК, искусствовед

Источник

В дальневосточной глубинке возрождаются народные традиции и промыслы

В Хабаровском крае все больше уделяется внимания возрождению, сохранению и развитию народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера. И ежегодный международный фестиваль «Живая нить времен», который в августе пройдет в краевой столице, тому подтверждение.

Мастерица из небольшого села Нелькан Аяно-Майского района Любовь Умрихина в 2012 году уже принимала участие в этом фестивале. Тогда она привезла на конкурс мужской эвенкийский костюм и получила специальную премию за продолжение национальных традиций в авторском творчестве. И сейчас Любовь Федоровна готова принять в нем участие, но, к сожалению, не сможет. На III Дальневосточном международном фестивале художественных ремесел «Живая нить времен» будут представлены сшитые ею праздничный костюм замужней эвенкийской женщины и кумаланы, символизирующие четыре времени года.

Мы встретились с Любой в Хабаровске, где она была проездом. Недавно вместе с уполномоченным представителем поселения Корфовский Тамарой Николаевой она вернулась из Улан-Удэ, где проходил IV Всероссийский съезд эвенков. На нем делегаты разработали программу, определили, как будут жить северяне в XXI веке, выбрали председателя и Совет эвенкийского народа РФ. Но если раньше Любовь Умрихина ездила на такие мероприятия с великой надеждой на лучшее, то сегодня она понимает, что деклараций и программных документов много, а толку пока мало. Сохранение традиций зависит от того, как человек сам будет относиться к родному языку, культуре своего народа и памяти о предках.

Любовь Федоровна не смогла улететь домой самолетом — не было билетов. В Нелькан ей придется добираться по большому кругу: поездом через Якутию, а потом по реке. Как тут не скажешь: «Ох и труден путь мастерицы».

Читайте также:  Лечение анкилозирующего спондилита лечение народными средствами

Она не первый раз едет поездом до Томмота. С билетами на самолет всегда напряженка, а тут хотя и дольше, но вернее, так что верхняя полка поезда стала для нее за последние годы почти родным домом. Но можно представить, как женщине в пенсионном возрасте ездить в плацкартном вагоне на верхней полке. Думается, что такое «удовольствие» мало кому понравится. Из Томмота ей нужно добраться до села Усть-Мая, что стоит на берегу горной реки Маи, являющейся водным путем для доставки грузов в села Нелькан, Аим, Джигда Аяно-Майского района. Именно по ней муж возит грузы на барже.

Так что путь домой у Любы долгий и сложный, поэтому у нее просто не будет ни сил, ни времени для поездки на фестиваль. На вопрос, почему не хочет остаться в Хабаровске до фестиваля, она грустно улыбается: «До него еще далеко, жить в городе дорого, столько денег и времени нет. Дома работы много. Летом день год кормит».

В семье всего один кормилец — муж. Петр Умрихин — предприниматель, летом возит по горной реке грузы на самоходной барже из Усть-Маи в Нелькан. Зимой охотится, но хлеб это не надежный, не всегда доходный. Как это ни удивительно, но заслуженная мастерица не имеет официальной работы. Даже школьный кружок прикладного творчества она ведет вот уже второй год на общественных началах. Дети под ее руководством с удовольствием вышивают, готовят поделки, изучают национальные узоры, обычаи, родной эвенкийский язык. Но и тут не обходится без проблем. Этой весной, например, у них хотели забрать скорняжную машинку, которую для школы приобрело в качестве спонсорской помощи ОАО «Полиметалл». Люба сама ее выбирала и заказывала через Интернет.

— Два месяца администрация села мотала мне нервы — отдавай, да отдавай. Было бы понятно, если нашлась другая мастерица, которой эта машинка была бы нужнее. Так нет, ее просто хотели поставить в сельский клуб, где любой мог бы сделать пару стежков. И что от этой машинки осталось бы? Пришлось жаловаться руководству «Полиметалла», только после этого отстали, — сетует Любовь Федоровна.

Надо сказать, что Любовь Умрихина — не просто народная умелица, она целенаправленно изучает творчество своего народа, собирает по крупицам все об эвенкийском орнаменте, легко отличает его от других. Ведь узоры эвенков, например, из Красноярского края можно спутать с теми, что вышивают аяно-майские мастерицы.

Такое понимание к ней пришло не вдруг и не в одночасье. Люба родилась в семье талантливой мастерицы и промысловика-охотника Тамары Дьячковской. В советские времена ее мама дважды была признана лучшим охотником края и принимала участие в ВДНХ. По сей день ровесница края живет и охотится на своем участке под названием Ципанда.

Тамара Петровна научила Любу всем премудростям выделки шкур, шитья и кроя, украшения орнаментом из ниток и бисера. Конечно, здесь немалую роль сыграли генетическая память и чувство любви к своему народу. И мать, и дочь знают, что сильны своими корнями.

Как-то в Нелькане была выставка прикладного творчества. Не все изделия были подписаны. Люди чаще всего подходили к сумочкам из кожи и бисера и кумаланам. Это были самые интересные, аккуратно выполненные изделия. Оказалось, сумочки — дело рук Тамары Петровны, кумаланы сделала Любовь Федоровна. У них особый взгляд на рукоделие, черпают идеи для своих работ из того, что их окружает.

Очень важно, что вкладывает мастер в каждый завиток узора. Все имеет свой смысл и значение, прочесть где-то в энциклопедиях об этом невозможно — язык узора передается из поколения в поколение, как письмена. Благодаря такой нити времен, поддерживаемой Любой, ее семьей и другими народными умельцами, сегодня мы можем понять язык национального орнамента.

Основные навыки выделки кожи, шитья и вышивки за годы утрачены. В селах, которые считаются местами компактного проживания эвенков, в лучшем случае можно насчитать пять известных мастериц, изделия которых с полным правом можно назвать национальными, а остальное (по большей части) — ширпотреб, выполненный для продажи. Наверное, он имеет право быть, раз пользуется спросом.

Участвует в различных фестивалях и выставках Любовь Умрихина не ради тщеславия, как думают многие, а для того, чтобы увидеть богатое разнообразие орнаментов, получить свежие идеи для своих новых работ. На изготовление костюма и четырех кумаланов, которые будут представлены на августовском фестивале, у мастерицы ушел год. Она не просто шьет — вышивает, а составляет рассказ о времени года, быте и обычаях людей. Знающий человек может прочитать все это.

Каждый кумалан отличается по цвету — осенний, вышитый зеленым и желтым бисером, напоминает цвет листвы, охваченной золотом. А по краям уже появились первые снежинки из бело-синего бисера — это охотники по первой пороше отправляются добывать соболя. Зимний кумалан — с нежно-синим и белым орнаментом. Это кружит пурга, наметает сугробы, трещат морозы, миллионы лет назад погубившие мамонтов. О том, что они когда-то жили на на нашей планете, напоминает только бивень мамонта, искусно выведенный мастерицей. Весенний — вышит ярко-красным, перемежающимся с синим бисером. Эти цвета символизирую небо, приход тепла, когда эвенки отмечают Бакалдын — праздник встречи со своими друзьями из других родов. Лето — благодатная пора, когда полно рыбы, дичи, разной ягоды. И кумалан отражает всю полноту летней жизни: яркое солнце, жара в чумах, изобилие. Но в это время года и о предках надо помнить. Об этом говорит расположенный особым образом орнамент из черного и белого бисера.

Дома Любовь Федоровна может выделить любимому делу всего два-три часа, по большей части вечером. Благо, муж и дети понимают и поддерживают ее. Дочь помогает искать бисер нужного цвета и качества. Оказывается, это очень сложно. Чаще всего попадается прозрачный, неяркий, неправильной формы материал, составить нужную композицию из него практически невозможно. Поэтому, выезжая на фестивали, рукодельница в первую очередь ищет все необходимое для своей работы.

Читайте также:  Народные рецепты для снятия опухоли

Вот и в Москве кто-то ходит по музеям и экскурсиям, а она спешит в магазин, где продают чешский бисер. И в Хабаровске на рынок Люба идет с пассатижами. Прежде чем купить, она раскалывает бисеринку пополам, а то бывает так, что бисер просто покрывают краской, которая потом облетает. Это портит вид изделия, в которое вкладывается столько труда и любви.

Найти нужные материалы, выделить из семейного бюджета средства на их покупку — все это сложно, но для Умрихиной эти трудности стали привычными. Главная проблема — перевозка изделий авиацией. В Нелькан самолет летает всего раз в неделю. Люба, собираясь на фестиваль, берет с собой минимум вещей, так как провезти можно только 20 килограммов. А у нее один лишь костюм весит около десяти…

— Бывает, сумки рвутся от тяжести. Так много приходится возить, — рассказывает она. — А было и такое, что пришлось наодевать костюм на себя, пассажиры стали подходить фотографироваться, а мне бы только улететь.

Удивительно, но кроме нее никто от Аяно-Майского района на фестиваль «Живая нить времен» не заявлен. А ведь в районе есть и другие мастерицы, состав участников никто не ограничивает. На конкурс могут быть представлены не только изделия прикладного творчества, но и живопись, графика, скульптура и другие виды национального искусства. И очень важно самой представлять свои работы.

В 2009 году в Москву на выставку «Северная цивилизация» Люба отправила посылкой свою работу — беличью шубу, отороченную бисером, — понадеялась, что устроители сами выставят изделие на конкурс, ведь Москва все-таки! Но потом ее стали терзать сомнения, и она, не посчитавшись с расходами, решила все же поехать в Первопрестольную.

Любовь Федоровна едва успела разыскать выставочный павильон и найти среди других ящик со своей шубой. Никто даже и не думал заниматься выставочным экспонатом — как лежала шуба в ящике, так и продолжала лежать. Времени на оформление экспозиции уже не было. Но Люба не растерялась, надела шубу на себя и ходила в ней по павильонам, несмотря на то что был май. Такая красавица привлекла к себе внимание и посетителей выставки, и жюри конкурса, став главным экспонатом «Северной цивилизации». И как результат — главный приз и золотая медаль. Вот и сейчас ее берут сомнения: смогут ли организаторы фестиваля должным образом представить ее изделия?

Источник

Где живут ремёсла? – есть ли в Приморье народные промыслы и как выживают мастера

За несколько последних лет Приморский край буквально рванул вверх в рейтинге регионов России по туристической привлекательности и обосновался в ТОПе. Вплоть до 2019 года уверенно рос поток иностранных туристов, да и россиян все чаще интересовал Владивосток и живописные пляжи Приморья как место проведения отпуска. Въездной туризм стал стимулом к развитию производства сувениров, а вместе с ним и традиционных ремесел, в том числе народных промыслов. Каждому туристу хочется увезти на память о путешествии что-то, что ярче всего характеризует то место, в котором он побывал. И в этом смысле нет ничего более подходящего, чем изделия, выполненные местными мастерами, отражающие историю и культуру как страны в целом, так и конкретного региона.

Есть ли в Приморье народные промыслы?

Стоит оговориться, что вопрос о том, есть ли в Приморье в народные промыслы как таковые, до сих пор остается спорным. Есть версия, что в нашем крае, как, впрочем, и в подавляющем большинстве других субъектов ДФО, их нет, ведь народные промыслы – понятие, прежде всего, связанное с историей конкретной местности и традиционным бытом ее коренных жителей, а современные дальневосточники – в массе своей переселенцы.

К слову, в 2013 году «Российская газета» озадачилась вопросом, как выживают на Дальнем Востоке народные промыслы, и выпустила статью с соответствующим названием. Так вот она как раз начинается словами: «Как оказалось, русских народных промыслов в Приморье нет».

Что касается коренных народов, то в отличие от, например, Чукотки, Колымы или Камчатки, в приморских сувенирных магазинах практически невозможно найти продукцию их традиционных ремесел. В северных регионах в каждой точке продажи сувениров можно купить фигурки и композиции, выполненные мастерами-косторезами, предметы народного костюма и аксессуары из кожи и меха. Во Владивостоке же ничего подобного не найти, а если и найти, то привозное с той же Камчатки или Чукотки. Недаром в списке предприятий, входящих в Ассоциацию «Народные художественные промыслы», можно отыскать лишь одну дальневосточную организацию – это Уэленская косторезная мастерская в Чукотском автономном округе.

В последние годы центром развития традиционных ремесел коренных народов Приморья стал Национальный парк «Бикин», созданный конце 2015 года и расположенный на территории исконного проживания удэгейцев. Одной из задач организации, наряду с природоохранными, является поддержка культуры и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. При национальном парке существует сувенирная мастерская, проводятся этнические фестивали.

Между тем, Россия – одна из немногих стран, которая сумела сохранить народные художественные промыслы.

Господдержка – очень уж хитрый предмет…

Механизмы господдержки предприятий народных художественных промыслов существуют. Но для большинства они, как та груша, которую нельзя скушать. Теоретически производители изделий народных промыслов могут получить от государства субсидии на покрытие части затрат. Однако проблема в том, что законодательно ремёсла отнесены к промышленности. И каждая мастерская, получающая поддержку, должна показывать рост выпуска и продаж. В реальности же подавляющее большинство предприятий народных промыслов относится к малому или даже к микробизнесу.

Источник