Народный промысел хмао югры

Конспект занятия «Народные промыслы ханты и манси»

Елена Бевз
Конспект занятия «Народные промыслы ханты и манси»

«Народные промыслы ханты и манси»

Цель: знакомство с национальными промыслами народов манси и ханты.

Дети входят под музыку в зал и садятся на места.

Здравствуйте, ребята. На прошлых занятиях мы с вами говорили о нашей Родине – России, и о символах нашего могущественного государства. Расскажите, какие символы России вы знаете? Правильно! Это флаг, герб и гимн (музыкальный символ нашей страны). Давайте мы с вами повторим песню про нашу страну.

«Песенка для России»

А сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине – о крае, в котором мы с вами живем. Кто мне скажет, как он называется? Верно! Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Сейчас я вам предлагаю посмотреть познавательный мультфильм о нашем округе, из которого вы, возможно узнаете что-то новое о нашем крае.

Просмотр мультфильма «Про ХМАО и его жителей»

Слайд. Ребята, посмотрите на экран. Это карта ХМАО. Так выглядит наш с вами округ.

Слайд 4,5,6 Здесь очень красивая природа, много богатств. А как он называется одним словом? (Югра)

Слайд 7,8,9 Много веков здесь живут люди, которых мы называем коренными жителями Югры. Кто это? (Ханты и манси) Сегодня мы узнаем немного об их жизни и об интересных играх.

А сейчас внимание, вопрос? Где живут эти народы? Чем они занимаются (ответы). Слайд 10.

— Большими помощниками в жизни коренных народов являются олени. Слайд 13. Они дают им мясо, молоко. Являются средством передвижения. Прежде чем запрячь оленя в упряжку, надо его поймать. Для этого они используют длинную веревку, которая называется тынзян.

Как Вы думаете Ханты и Манси занимаются охотой (ответы детей)

Рады взрослые и дети

Когда беленький как снег,

В стаде первый олененок

Появляется на свет.

Оленя поймали. Запрягли в упряжку и Слайд 14…поехали. А вот куда поехали…

На речку. Слайд 15. Зачем? Ханты и манси замечательные рыбаки. Слайд 16.

На прошлом занятии мы с вами определили, что такое ритм и из чего он состоит. Сегодня мы закрепим наши знания, «вылавливая рыбку».

Слайд 17-20. Музыкально-ритмическая игра «Рыбка»

Дети смотрят на экран и под музыку играют на музыкальных инструментах, глядя на ритм, изображенный на экране.

— Рыбкой запаслись, можно и … отдохнуть.

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси» Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Лото «Народные промыслы» Одна из самых популярных и всем знакомая игра лото. Отличная классическая игра, в которую могут играть и взрослые и дети. Лото очень нравится.

Источник

Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

от 10 августа 2007 г. N 202-п

О МЕСТАХ ТРАДИЦИОННОГО БЫТОВАНИЯ

НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

2. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства автономного округа Н.Л.Западнову.

к постановлению Правительства

от 10 августа 2007 г. N 202-п

МЕСТ БЫТОВАНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Группы и виды изделий

Места бытования (территория муниципального района автономного округа)

Художественная обработка дерева и других растительных материалов

1. Столярные, токарные, долбленые, бондарные и гнуто-клееные изделия из различных пород дерева с резьбой, инкрустацией, насечкой металлом, росписью, выжиганием, в сочетании с другими материалами: коробки, сосуды и предметы для сервировки стола (блюда, тарелки, черпаки, чаши, ложки), декоративные точеные фигурки, панно, декоративные крюки для подвешивания колыбели, ножны, курительные трубки, табакерки, посохи, стрелы ритуальные, народные музыкальные инструменты, модели традиционных транспортных средств (лодки, нарты), а также жилища и хозяйственных построек, детские игрушки.

2. Изделия из корня, пихтовой коры, травы и других растительных материалов: коврики (циновки), коробки из пихтовой коры, коробочки из корня кедра, декоративные панно, хлебницы.

3. Изделия из капо-корня и других ценных текстурных пород древесины: коробки, сосуды, курительные наборы, пряжки, мелкая пластика.

Изделия из бересты с резьбой, просечкой, тиснением, плетением, процарапыванием и росписью: коробки, украшения, сосуды, колыбели, ножны, табакерки, детские игрушки

все муниципальные районы автономного округа

Производство художественной керамики

гончарные, майоликовые, тонкокаменные изделия с росписью, лепниной, гравировкой и другими способами декоративного оформления: сосуды, скульптура, мелкая пластика, подсвечники, игрушки, бусы

Ханты-Мансийский, Советский районы

Художественная обработка кости и рога

Березовский, Белоярский, Нижневартовский, Кондинский, Советский, Ханты-Мансийский районы

Производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов

1. Изделия из тканей с ручной и машинной вышивкой и их сочетанием: изделия интерьерного назначения (скатерти, салфетки, портьеры, полотенца), одежда и ансамбли национальных костюмов (национальные платья, халаты, мужские рубашки, платки), декоративные отделки костюма, сумки, пояса, пояса для оленей, ритуальные пояса, ритуальные покрывала, покрывала для женских нарт, ритуальные рукавицы, ритуальные шапки, подушки, игольницы, хозяйственные сумки, одежда для кукол, шарфы, изделия с вышивкой в сочетании с кружевом, аппликацией, нашивками из различных материалов.

2. Изделия из кожи, замши, сукна с вышивкой бисером, аппликацией: варежки, тапочки, панно, шапки, игольницы, подвески, наголовники

все муниципальные районы автономного округа

Художественное ручное ткачество

декоративные узорные ткани и штучные тканые изделия, выполненные на ручных ткацких станках и приспособлениях, на механических станках с ручной проработкой узора: покрывала, пледы, занавеси, скатерти, полотенца, салфетки, платья, костюмы, шарфы, палантины, пояса, платки, сумки, ткани для национальной одежды, подвески, футляры

Ханты-Мансийский, Сургутский, Советский, Кондинский районы

Художественное ручное вязание

изделия, выполненные ручной художественной узорной вязкой и в сочетании с машинным вязанием: национальные чулки, рукавицы, подвязки для кисов, ложные косы, носки, жилеты, джемпера

Березовский, Белоярский, Октябрьский, Кондинский, Советский, Ханты-Мансийский районы

Художественная обработка кожи и меха

1. Изделия, выполненные из кожи, замши и меха с применением различных материалов и приемов декоративной обработки (меховой мозаики, национальных видов вышивки и аппликации, оплеток, продержки ремешков, вышивки оленьим волосом и др.), национальная одежда и обувь, игольницы, мешки из ровдуги, футляры, сумочки из рыбьей кожи, пояса для оленей, панно, накидки, сумки, пояса, очешники, украшения.

2. Изделия из кожи с тиснением, подкраской, вышивкой, мозаикой, аппликацией, с использованием декоративной металлической фурнитуры, декоративных швов и оплеток: кошельки, ремни, футляры, коробки, украшения

Читайте также:  Народные советы как лечить грибок ногтей

все муниципальные районы автономного округа

Прочие виды производств изделий народных художественных промыслов и ремесел

1. Изделия из бисера: съемные нагрудные украшения, кошельки, подвески, браслеты, панно.

2. Куклы в национальных костюмах из различных материалов (акань, паки и др.).

3. Изделия из лоскутного шитья: покрывала, одежда, национальные костюмы, шапки, предметы интерьера, украшения и аксессуары, панно

все муниципальные районы автономного округа

Источник

Югра – пример уникальных практик в сфере сохранения самобытности коренных народов

10 февраля 2021 22:48

Круглый стол «Народные промыслы и этнотуризм как инструменты сохранения самобытных культур народов России» состоялся в режиме видеоконференцсвязи на площадке администрации Когалыма сегодня, 10 февраля.

Мероприятие было организовано Федеральным агентством по делам национальностей. Его участниками стали заместитель губернатора Югры Юрий Южаков, директор окружного департамента культуры Артур Латыпов, заместитель руководителя ФАДН Михаил Мишин, представители федерального агентства, региональных департаментов культуры, внутренней политики, промышленности, компании «ЛУКОЙЛ», общественной организации «Спасение Югры» и другие.

Открывая мероприятие, Юрий Южаков подчеркнул, что в автономном округе традиционно уделяется большое внимание сохранению самобытности и культуре этносов. Он отметил важность этнотуризма как инструмента в познании и сохранении самобытной культуры народов Югры.

В свою очередь Михаил Мишин рассказал, что стратегия государственной национальной политики России до 2025 года включает в себя основные направления в сфере укрепления гражданского единства многонационального народа страны, сохранения и поддержки этнокультурного языкового многообразия.

В числе акцентов он обозначил развитие этнографического и культурно познавательного туризма, включая объекты культурного наследия народов России. «Востребованность маршрутов внутреннего туризма, повышенный интерес к ним среди жителей страны стали особенно ощутимы в 2020 году. В условиях ограничений, действующих в отношении зарубежного туризма, многие россияне открывали для себя уникальные объекты культурного наследия в отдаленных регионах нашей страны. Одними из наиболее ярких хранилищ уникальной культуры являются места традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера и Сибири, чей своеобразный быт представляет огромный интерес», – отметил Михаил Мишин.

По его мнению, особенно важным представляется развитие этнотуризма в малых и отдаленных населенных пунктах, где в большей мере сохраняется уклад жизни и традиции местных народов. Для развития массового этнотуризма необходимо развитие инфраструктуры, транспортных путей. Также, по оценке эксперта, нужно шире использовать современные цифровые технологии для популяризации этнокультуры, продвижения позитивного образа отечественных проектов на международных площадках.

«В интересах реализации стратегии национальной политики требует проработки смысловое наполнение этнотуров», – обозначил Михаил Мишин одну из задач.

В продолжение круглого стола руководители национальных общин, музеев рассказали о положительном опыте взаимодействия с органами власти, промышленными предприятиями, продвижении продукции народных промыслов на российские и международные рынки. Особо они подчеркнули значимость интернета и цифровых технологии в этой работе.

Артур Латыпов рассказал участникам мероприятия, что в Югре сформирована система поддержки в области сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел.

По его словам, художественные промыслы и ремесла в регионе представлены по 26 направлениям. Наиболее востребованными являются художественная обработка дерева, кости, меха и кожи, ручное ткачество и вязание.

Югорские мастера народных художественных промыслов и ремесел ежегодно принимают участие в региональных и федеральных конкурсах профессионального мастерства «Славим человека труда!», становясь победителями. «В 2021 году в автономном округе запланировано проведение одиннадцатого международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра 2020-2021», который призван объединить усилия по возрождению и развитию лучших традиций народного творчества. Наши специалисты в этой связи готовы поделиться опытом и успешными практиками», – подчеркнул Артур Латыпов.

«Югра является примером эффективных уникальных практик в сфере сохранения самобытности коренных малочисленных народов Севера», – отметила модератор круглого стола, советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей Анна Полежаева.

В свою очередь заместитель начальника центра инновационно-технологического и креативного предпринимательства фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой бизнес» Екатерина Удалова рассказала, что в регионе в начале года создана специализированная организация, целью которой является поддержка, развитие и продвижение креативных индустрий.

«Югра – первый регион в России, принявший закон о поддержке креативных индустрий. В документе определено 13 креативных индустрий, в числе которых – народные художественные промыслы и этнотуризм. В ближайшее время будут разработаны конкретные мероприятия по реализации данного направления», – проинформировала Екатерина Удалова участников заседания.

Отметим, что в ходе круглого стола эксперты обсудили вопросы сохранения культурного наследия, пропаганды традиционной культуры, развития этнографического туризма, подключения социально ответственного бизнеса к этой работе, продвижения продукции народных промыслов на российский и международные рынки.

По их убеждению, сегодня поддержка и развитие народных промыслов, этнотуризма приобретает особую актуальность в связи с ростом интереса к данным сферам. Как ожидается, активизация работы в этом направлении откроет новые возможности для поддержки отечественных производителей, популяризации этнотуризма в Югре и России на международном уровне.

Источник

Творчество народов ханты и манси в декоративно-прикладном искусстве

Елена Волохова
Творчество народов ханты и манси в декоративно-прикладном искусстве

ХМАО-Югра г. Сургут МБДОУ №40 д/с «Снегурочка»

Автор статьи – воспитатель среднего дошкольного возраста

Волохова Елена Андреевна

Есть такой волшебный дом

Тундра вся вместилась в нем:

Вся история народа.

Будто след былых времен,

Бережно хранится в нем:

Иглы, стрелы, топоры

Народное декоративно-прикладное искусство ханты и манси вбирало в себя особенности культуры разных эпох и донесло до наших дней лучшие традиции, в которые народ вкладывает своё понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.

Декоративно прикладное искусство народов севера многообразно, ханты украшали узорами свои жилища, предметов быта, хозяйства, одежду, обувь, головные уборы.

К сожалению, на современном этапе ознакомлению воспитанников с народным искусством предается меньшее значение. В дошкольных образовательных учреждениях в Ханты-мансийском автономном округе воспитываются дети разных национальностей, особенно утрачиваются культуры коренных народностей севера манси, ханты, селькупы.

Важное значение для художественно-эстетического развития имеет приобщение детей к истокам народного творчества. В этом направлении детей знакомят с традиционными национальными и региональными художественными промыслами, а также с некоторыми обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности. Неоценимую роль в данном процессе может оказать декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека, и призвано эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания. Декоративно-прикладное искусство в своих жанрах и формах проявления многообразно. Особую отрасль декоративного искусства составляет народное декоративное искусство – народные художественные ремесла и художественные промыслы. Народное творчество изначально связано с историей данного народа, его обычаями, обрядами, празднествами, с хозяйственной, промысловой деятельностью, с постройкой жилья, с изготовлением одежды, утвари, орудий труда. Это искусство формировалось в коллективах, и коллективно его принципы и приемы веками передавались из поколения в поколение. Подражание и преемственность трудовых навыков шли рядом, были неразрывны друг с другом.

Народное декоративное искусство занимает особое место в жизни и истории каждого народа. В этом искусстве с особой силой, наглядностью проявляется и материализуется сущность национальной народной художественной культуры. В то время как численность многих народов, входящих в состав населения России, составляет миллионы или десятки миллионов человек, численность малых народов, народностей, зачастую ограничивается несколькими тысячами и даже несколькими сотнями человек. Однако историческое культурное значение каждого народа не может находиться в зависимости от его численности. Совершенно очевидно, что каждая народность, какая бы она ни была по своей численности, представляет самостоятельную ценность, занимает равное место в общей семье российского народа.

Читайте также:  Народные рецепты лечения кисты почек

Благодаря своим особенностям декоративно-прикладное искусство имеет как воспитательное, так и развивающее значение.

Многие исследователи свидетельствуют о воспитательном значении декоративно-прикладного искусства. Отмечается, что посредством ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного у воспитанников дошкольного возраста формируются глубокие образные представления о своем отечестве, родном крае, об особенностях культуры родного народа и других народностей.

На наш взгляд, очевидно, что воспитательное и развивающее значение декоративно-прикладного искусствадля воспитанников дошкольного возраста заключается в следующем:

Воспитанники получают возможность познакомится со спецификой быта своего народа и других народностей, с историей нашей страны и родного края;

Воспитанники знакомятся с искусствомна примере доступного и понятного им: народные игрушки, матрешки, предметы быта.

• Произведения декоративно-прикладного искусства, так или иначе, оказывают влияние на эстетическое развитие дошкольников.

• Посредством декоративно-прикладного искусства осуществляется художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

• У дошкольников развивается воображение, что важно для детей этого возраста.

• Систематическое ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства способствует развитию памяти, внимательности.

• Дошкольники приучаются к труду.

• Дети получают идеи и стимул к самостоятельному творчеству.

Раскроем приведенные тезисы подробнее.

Несомненно, что при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством дошкольники узнают много нового о своей Родине и родном крае. Произведения декоративно-прикладного искусства отражают специфику быта, жизни народа, изображая сценки в которых отражаются особенности охоты на зверей, домашней обстановки, утвари, ремесел, праздников, национальной одежды.

Воспитанники знакомятся с искусствомна примере доступного и понятного им: народные игрушки, предметы быта. Педагог, показывая то или иное произведение декоративно-прикладного искусства, рассказывает об истории и родине создания предмета, методику изготовления, материалы, используемые для создания произведения.

При ознакомлении с произведениями декоративно-прикладного искусства, внимание воспитанников обращается на тонкость работы, на проделанный мастером труд, на необходимость наличия и вырабатывания сложных умений и навыков. Ведется беседа о трудолюбии умельцев. При непосредственном выполнении работ по декоративно-прикладному искусству самими воспитанниками у воспитанников также вырабатывается навык к труду, терпению.

Несомненно, что знакомясь с такими яркими и непосредственным произведениями декоративно-прикладного искусства воспитанники получают идеи и стимул к самостоятельному творчеству.

По мнению Т. Н. Поштаревой, успех развития у воспитанников интереса к национальной культуре народов Югры посредством декоративно-прикладного творчества зависит от форм и методов обучения и воспитания.

Список используемой литературы:

1. Батурина, Г. И., Кузина Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст]. – М. : Профессиональное образование, 2005. – 72 с.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. – М. : Педагогика, 2008. – 320 с.

5. Борисова, З. Н. Хрестоматия для дошкольников [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://forimbook.ru/yumor/num-60082.htm

7. Виноградов, Г. С. Народная педагогика [Текст]. –Иркутск: Научное общество, 2006. – 420 с.

Декоративно-прикладное творчество. Изготовление праздничных венков Зимние каникулы – самое лучшее время для семейного общения. Это встреча гостей, ответный визит к своим родным и близким, тихие и спокойные.

Декоративно-прикладное творчество «Подсвечник для мамы» Работа выполнена детьми второй младшей группы в подарок маме на день матери «Подсвечник для мамы». Материалы: тесто соленное (крашенное,.

Декоративно-прикладное творчество северных народов, проживающих на Ямале Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Ямальская школа – интернат имени Василия Давыдова» Декоративно – прикладное.

Фотоотчёт о дипломных работах учащихся на декоративно-прикладном отделении «Народные росписи» Здравствуйте гости моей страницы!Хотелось показать вам фотоотчёт о дипломных работах моих учеников,которые в этом учебном году окончили.

Конспект музыкального занятия «Национальные музыкальные инструменты народов ханты и манси» «Национальные музыкальные инструменты народов ханты и манси»Цель: знакомство с национальными музыкальными инструментами народов манси и.

Фоторепортаж «Новое направление в искусстве» Рисуем в стиле дудли Новое направление в искусстве Дословно doodle – это черточки, каракули, бессмысленные рисунки, которые создаются.

Занятие по ручному труду и декоративно-прикладное творчество в технике «Декупаж» Программное содержание: • Учить детей самостоятельно и творчески с помощью техники декупаж декорировать различные вещи; • Вызвать интерес.

Сообщение к проекту «Ханты и Манси» Флаг Ханты-Мансийского автономного округа представляет собой прямоугольное полотнище, разделённое по горизонтали на две равновеликие полосы.

Декоративно-прикладное искусство как средство развития у дошкольников интереса к культуре коренных народов Севера Важное значение для художественно-эстетического развития имеет приобщение детей к истокам народного творчества. В этом направлении детей.

Тематическая папка «Приобщение детей к культуре народа ханты и манси» Данное пособие разработано в соответствии с планом по самообразованию. Нужно было по итогу весь подобранный материал собрать воедино,.

Источник

Реферат «Народное искусство народов ХМАО»

Кафедра хореографии
Народное искусство народов ХМАО
Реферат
Дисциплина: Теория и история народной художественной культуры
Выполнила:
студентка III курса
заочного отделения
Махотина К.Ю.
Проверил:
2013 г.
Содержание
Введение 3
1. Народные художественные промыслы Югры 5
2. Семантика орнаментов ханты и манси 20
3. Элементы, мотивы и их значение 29
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 41

И орнамент, и танец имеют общий элемент – «нув» (ветка, сучок). У орнамента это – часть узора, отходящая в сторону от зигзага. У танца – элемент движения. Считается, что чем ветвистее узор (танец), тем надежнее он может заслонить человека от бед и дать изобилие.
Узоры имеющими рукавами, этими узорами
Пусть меня защитят.
Края имеющими сахом, этими краями
Пусть меня защитят.
Спасительную функцию несут края рукавов, подолы, полы – края одежды вообще. За небольшим исключением на края одежды наносится зигзаг.
У северных хантов при рождении ребенка Калтащ наносит жизненный путь новорожденного на «украшенную золотом ветвь с семью изгибами, на вырезанную с золотом ветвь с семью изгибами», а на сакральном языке «изгиб» означает период жизни человека («жизни изгиб»).
Ветка – первый путь развития зигзага.
Второй путь – когда «на голове зигзага» появляется квадрат, поставленный на угол (ромб) и уголок. Квадратик в этом положении связывается мастерицами с понятием головы. Уголок называется по-разному: «конец стрелы», «плавник рыбы», «маленькая березовая ветвь», «уши 306324021526500маленького зайца».

От изгибов зигзага вверх и вниз могут отходить прямые линии. «Это самый крепкий узор, крепко удерживающий узор». Аналогичные изображения встречаются на наскальных писаницах Урала – там они трактуются как «загородки». Такой узор часто татуировался на руках женщин. По легендам, Казымская богиня по пути своего следования «ставила загородки» от духа болезней и смерти. Самое мощное заграждение было у устья реки Казым. По аналогии с устьем реки, устье рукава так же должно быть надежно ограждено.
Еще один путь развития зигзага – его разрыв на отдельные составляющие: «изгибы друг от друга отделились».
Треугольник
Треугольник в орнаменте (линия треугольников) имеет разные названия:
«бахрома», «щучьи зубы», «утиные выводки», «кедровая шишка» – если основание помещено горизонтально, а вершина направлена вверх;
«голова», «головы одна половина» – если вершина повернута вниз;
«топора лезвие» – если основание размещено вертикально.

Читайте также:  Название народных песен рассказывающие о разных сторонах жизни народа

«Крылья чайки». Считается, что чайка – птица духа, управляющего тучами и грозой. На Медвежьем празднике основной (а иногда и единственной) атрибутикой духов, появляющихся в птичьем обличье, являются натуральные крылья какой-либо птицы, с помощью которых исполнитель имитирует полет. Вероятно по этой причине в названиях узоров встречается слово «крыло» как заместитель самой птицы.

«Челюсть лошади». В фольклоре хантов встречаются крылатые кони, богатыри, умеющие их укрощать, облака черной пыли из-под копыт, зашивание врага в семь конских шкур и т.д. Боги наиболее высокого ранга восседают на лошадях.

«Маленького оленя рога». Это двойные «заячьи ушки» по узору. По смыслу, если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды: во-первых, это материальное благополучие (теплая одежда, еда), во-вторых, он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божества. Кусочки шкуры с ушей оленя, отрезаемые при нанесении на уши метки, женщины собирали в гирлянды и украшали ими игольницы («интимную» вещь). Их нужно было пришивать очень надежно, чтобы не растерять, иначе семья растеряет своих оленей. Таким образом, магически женщина участвует в охране стада. Точно также, большое количество «рогов» на изделиях – это символ множественности оленей и в какой-то степени их «наколдовывание». Олень имеется в виду в смысле «самец-производитель», символ мужского начала.
2797175762000
Крест. Змея
Крест. Крест встречается как в прямом, так и в косом исполнении. В настоящее время еще встречаются татуировки в виде креста на руках: чтобы охранять от боли и чтобы «от болезни укрыться». Вообще, крест несет охранительную функцию, играет роль границы между мирами.
Косой крест еще называют «собачья лапа». Значение косого креста – отграничение мира людей от враждебных сущностей иного мира. Например, последний идущий с кладбища должен положить на дорогу крест-накрест две палочки: считается, что душа умершего не сможет через них перешагнуть. Значение перекрытия (закрытия) сегодня проявляется и в достаточно нецелесообразном с практической точки зрения действии. На Казыме, во время каслания по глубокому снегу, в том случае, если нельзя пропустить стадо по какой-либо тропе (дороге), то ее перекрывают. При этом было бы проще взять две жерди и поставить их крест-накрест. Однако обычаем это запрещено, поэтому приходится рубить большое количество жердей и ставить их вертикально одна к другой. Запрет по отношению к крестообразно поставленным жердям объясняется тем, что ими навсегда перекроешь себе обратную дорогу.
В связи с крестом необходимо отметить особый способ завязывания узлов на умершем. Концы завязок, располагаясь перпендикулярно основному шнуру, как бы образуют крест.

Змея. Эти орнаменты почитаются в связи с тем, что змей считают косами Казымской богини. Считается, что эти изображения способны «высосать болезнь», и их изготавливали в случае тяжелого недуга. Во сне увидеть змею или ящерицу – «болезнь глазами увидел», а это, в свою очередь, означает, что человек выздоровеет. Далее: русские говорят «гипнотизировать умеет», а по-хантыйски «змеиный рот имеет».
Далее, дождевые черви (земли корни) считаются жилами земли-Матери, жилами же являются и корни деревьев.

Священные изображения
В настоящее время священные узоры встречаются на ритуальных поясах, рукавицах, шапках. Предметы с их изображениями кладут в приклады духов-охранителей или используют на Медвежьих игрищах. Считается, что священные узоры таят в себе некую силу, некий заряд энергии, способный сакрально очистить предмет, на который он наносится, и далее содержать его в этом состоянии. Тем самым женщины как бы поддерживают постоянный источник очищения, в первую очередь для мужчин. Часто новые орнаменты видятся во сне.
Священные узоры можно разделить на четыре группы: первая связана с медведем, вторая – с изображением человека на лошади, третья – «духов узор», четвертая – «счастливые гнезда» тех или иных почитаемых животных: ящерицы, змеи, трясогузки.
Про медведя не говорят «убит», а говорят «спущен», что связано с его небесным происхождением, он является сыном Торума. Кроме того, при добыче медведя вылетает только одна из его душ, в конце праздника Медвежьих игрищ семь божеств уносят вторую душу, а еще одна душа остается при медведе, если он желает быть домашним духом, т.е. медведь еще «живой»: его душа все видит, понимает, чувствует. Раньше в качестве духа оставляли выделанную медвежью шкуру вместе с головой. Изображение медведя соответствует именно такому медведю, ставшему духом – вид сверху.

Иногда изображается след медведя («медведя узор»). Можно говорить о полном отождествлении в сознании следа и животного. Имея перед глазами след, особенно на снегу, опытному охотнику совсем необязательно наблюдать само животное, оно и так уже стоит перед его мысленным взором. Охотнику известно – сыт зверь или голоден, куда и для чего направляется, какая завтра будет погода и, следовательно, чем будет заниматься данный зверь. Изображение следа медведя есть для ханты сам медведь.
В священных узорах многое изображается опосредованно: не медведь, а его след, не ящерица, а ее гнездо и т.д. Ящерица, змея, трясогузка не имеют для охотника практического значения, это атрибуты духов, символы их присутствия, они сакральны. Чем больше этих символов хранится в «священном углу», тем сильнее эта часть пространства насыщена «духовной энергией» и тем удачливее человек в промысле и быту. Священные узоры защищают не сами по себе (в отличие от, например, зигзагообразных), а за счет того, что они представляют божественное.

Трясогузка также связана с одной из душ человека. Ее название буквально на хантыйском «душу несущая птица». Трясогузка должна была после смерти человека подхватить душу и отнести ее в надлежащее место.
Двухголовую птицу называют также «двухголовый журавль», «безголовый журавль» или «двухголовый безголовый журавль». На вопрос, почему он двухголовый, обычно дают ответ «он на две стороны смотрит», т.е. способен одновременно охватывать своим взором все окружающее пространство, всезнающий и всевидящий; такими же способностями обладает и медведь. Журавль – один из главных персонажей Медвежьих игрищ, где он выступает в роли мстителя. Согласно священной песне, медведь разрушает гнездо журавля, уничтожает его птенцов и должен за это понести наказание. В заключительной сценке прилетает журавль, поет свою песню, затем начинает переворачивать стоящие перед медведем чаши с едой, сдирает с него украшения, ломает его домик и т.д.

Источник