Народный промысел хохломская роспись изделие золотая хохлома

Золотая хохлома — народный промысел

Декоративная роспись, которой украшается деревянная посуда и мебель, обращает на себя внимание и запоминается своим тонким растительным узором, выполненным красным и черным, а порой и зеленым тонами и золотом по золотистому фону.

В наследство от чудодеев-пращуров нам перешли старинные крестьянские узоры «травок» с ягодками и листочками, перистыми веточками и цветами, с гибким и живым движением художественных форм. «Травка» полюбилась людям. С помощью этого привлекательного декоративного приема создаются великолепные вещи, полные неповторимой свежести и красоты.


Старейший мастер-резчик М. А. Угланов


Так рождаются хохломские изделия

Подмечено, что гибкие и плавные движения растительного узора Хохломы не поддаются механическому тиражированию, ведь они возникают всякий раз заново из таких же гибких и плавных движений кисти, и ей передается ритм сердца художника, его живые чувства и мысли, которые нельзя скалькировать без самых существенных утрат.

Сегодняшние изделия проникнуты глубоким ощущением жизни, большой динамикой. Расширились виды и типы растительного «травчатого» орнамента Хохломы.

Фото знакомят нас с производством, с той землей, где рождается хохломское чудо.


Старейший хохломской мастер С. П. Веселов


В мастерской С. П. Веселова


Н А. ИВАНОВ. Декоративное панно «Жар-птица». 1977 | Художник Н. А. Иванов


Н А. ИВАНОВ. Ковш «Утка». 1976


А.Т. БУСОВА. Панно «Жар-птица». 1975


А. С. КАРПОВА. Ковш «Жар-птица». 1975


О. H. ВЕСЕЛОВА. Набор поставцов. 1974


В.А.УДАЛОВА. Набор для компота «Крыжовник»


Заслуженный художник РСФСР Е.Н. Доспалова | Заслуженный художник РСФСР Н. П. Сальникова


Н.И. ИВАНОВА. Столовый набор. 1968


На улице г. Семенова


Мост через Узолу

Золото без золота. Как делают «хохлому»?

В магазинах кустарных изделий, в сувенирных киосках, в отделах подарков вы не раз, конечно, встречали различные деревянные изделия, украшенные яркой росписью в три цвета — золотой, черный, красный. Это знаменитая хохломская роспись, названная так по имени села Хохломы, в котором она зародилась.

У прилавков с «хохломой» всегда толпятся покупатели, и часто можно услышать вопрос: а как это делают? Или даже недоуменный возглас: сколько же на это тратят золота?

Действительно, на Руси для украшения дерева издавна использовали золото. Во многих старинных церквах сохранились резные по дереву позолоченные иконостасы; они действительно покрывались тонкими листиками золота. Но с «хохломой» этот способ не имеет ничего общего.

Скажем сразу — настоящего золота в «хохломе» нет и не бывало.

Так как же делают «хохлому»? Будущий расписной стаканчик, ложку, бочонок и т. д. вырезают вручную или вытачивают на токарном станке из липы или березы, тщательно (10—15 дней) сушат и затем начинают готовить под роспись. Для этого поверхность изделия грунтуют жидкой глиной, несколько раз покрывают олифой, сушат при 60—70° С и затем натирают алюминиевой пудрой. По этому серебристому фону вещь расписывают красной и черной масляными красками (иногда вводят и другие цвета). Затем вещь еще раз покрывают олифой и сушат при более высокой температуре. И вот тут-то происходит маленькое химическое чудо — «серебро» превращается в «золото».

Какие химические реакции идут здесь? Почему образуется золоченая поверхность? Оказывается, весь секрет в пленке олифы. При высокой температуре олифа «закаливается», приобретая золотистый цвет. Сочетание желтоватого цвета пленки с металлическим блеском порошка алюминия очень хорошо имитирует настоящую позолоту. Пленка не только превращает дешевый невзрачный металл в «благородное золото», но и надежно защищает роспись и поверхность дерева — пожалуйста, если хотите, наливайте в хохломскую миску горячие щи, берите хохломскую ложку и ешьте себе на здоровье. Ничего с посудой не сделается.

Олифами называются пленкообразующие вещества, получаемые специальной обработкой растительных масел. Но не любых, а лишь высыхающих, содержащих глицериды ненасыщенных жирных кислот, — например, льняного, конопляного. Чтобы получить олифу, масло нагревают до 120—150° С, иногда в присутствии катализаторов — так называемых сиккативов, ускоряющих высыхание масла. Слово «высыхание» можно было бы брать в кавычки, потому что, по сути дела, масло не высыхает, а твердеет в результате сложных процессов окисления и полимеризации. При этом образуется прочная, нерастворимая в воде пленка, хорошо прилипающая к поверхности.

Цвет пленки олифы зависит от толщины слоя и температуры нагрева. Поэтому соблюдение нужного режима закалки имеет очень большое значение. И качество олифы тоже очень важно. Раньше каждый кустарь готовил себе олифу сам, ревниво охраняя секреты производства. Для изготовления олифы брали самое чистое льняное масло и долго, иногда несколько недель, нагревали его: каждые сутки масло несколько часов стояло в топящейся печи, а остальное время в этой же печи томилось. И сейчас в производстве хохломских изделий, особенно посуды, применяется самая высококачественная олифа.

Традиционная расцветка «хохломы» — красно-черная. Она обусловлена и художественным требованием гармонии цветов с золотом, и особенностями технологии: горячую закалку выдерживают очень немногие краски. Поэтому в качестве красной краски применяют киноварь, а черная краска — это всем известная сажа.

Технология производства «хохломы» с момента возникновения этого промысла конечно не оставалась неизменной. Очень важным новшеством конца XIX века было использование алюминиевого порошка — до этого изделия золотились металлическим оловом или даже серебром.

Читайте также:  Лечение опухоли кишечника без операции народными способами

С давних времен изготовление хохломских изделий носило промысловый характер: одни деревни специализировались на изготовлении деревянных изделий, так называемого «белья», а другие деревни расписывали «белье», причем, хотя весь процесс росписи, от грунтовки до конечной закалки, осуществлялся в пределах одной семьи, внутри нее несомненно тоже существовало известное разделение труда.

В начале XX века хохломской промысел, подобно многим другим промыслам России, стал приходить в упадок. Сравнительная дешевизна и доступность фабричной посуды привела к тому, что в быту хохломская утварь была быстро вытеснена изделиями из металла и фаянса. Кроме того, сильно повредили попытки «облагородить» это народное искусство, навязать исполнителям рисунки и приемы росписи, идущие вразрез с традиционной манерой хохломского письма.

Новая история «хохломы» начинается после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в 1918 году в селе (ныне городе) Семенове, одном из центров промысла, была организована артель «Экспорт», объединившая разрозненных до того кустарей; с конца 20-х годов начинается его быстрое возрождение. Этому немало способствовало и создание в 1932 году Научно-исследовательского института художественной промышленности, который наряду с работой по расширению ассортимента изделий и созданию новых рисунков, занимался и вопросами усовершенствования технологии.

Сделано уже немало. Обычная русская печь, где закаливали изделия, заменена электропечью с точной регулировкой температуры. Предложены новые составы для грунтовки и новые лаки для покрытия росписи. Нанесение грунта и лака вручную заменено распылением из механических пульверизаторов.

Современное производство хохломских изделий сочетает в себе высокую механизацию вспомогательных процессов с творческой ручной работой по росписи. Так, в Семенове имеются заготовительные (токарный и столярный), грунтовочный, шлифовальный лакировочный цехи и цех росписи.

Разделение труда и механизация позволяют, не ухудшая художественных качеств изделий, значительно увеличить их выпуск. А спрос на «хохлому» очень велик и в нашей стране и особенно за рубежом. Ведь нигде в мире нет ничего подобного нашей «хохломе»!

И сейчас химики не прекращают работу с «хохломой». Например, не так давно в ассортименте хохломских вещей появились и столярные изделия — журнальные столики, шкафчики, скамеечки. Вначале клееные изделия не выдерживали высокотемпературной закалки, и поэтому пришлось искать лаки, сохнущие при более низкой температуре, но дающие такую же золотую пленку. Сейчас химики ищут лаки, которые будут сохнуть при комнатной температуре. Это сильно удешевит и упростит производство некоторых видов изделий, для которых защитные свойства пленки не так существенны: ведь даже в электропечах закалка требует непрестанного наблюдения опытного мастера, так как иначе вся партия изделий может пойти в брак. Другое направление поисков — расширение ассортимента красок.

. Вот и окончен наш рассказ о «золотой хохломе». И если на вашем письменном столе стоит нарядный стаканчик для карандашей, то, любуясь узорной росписью, отдавайте должное не только искусству художника, но с уважением подумайте и о пытливых наблюдательных зачинателях промысла, сумевших получить «золото» без золота, и об их достойных продолжателях, ставящих на службу старинным народным ремеслам достижения современной химии.

Источник

Презентация к уроку технологии во 2 классе «Золотая хохлома»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мы с вами живём в России и должны хорошо знать её традиции, гордиться умелыми руками народных мастеров. Начинаем наше путешествие по интереснейшим местам нашей Родины. Домашняя утварь, выточенная из дерева, плетеные корзинки, игрушки, тканые дорожки и пояса веселят глаз затейливым узором.

Откуда пошло это название «промыслы»? Очень давно, когда еще техника была слишком проста, а земли не давали хороших урожаев, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы.

Золотая хохлома. Знакомство с народными промыслами мы начнем с золотой хохломы:

Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа, красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне!

«Хохломская роспись». Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских народных художественных промыслов, и расположен он в Нижегородской области. Название промысла произошло от названия села Хохлома.

Эта роспись по дереву золотым, красным и черным цветом появилась близ Городца в поселке Хохлома. Деревянную посуду из липы грунтовали глиной, потом натирали серебристым порошком и по этой блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой и ставили в горячую печь.

После такой обработки хохломские изделия получали золотой оттенок, а красные узоры пламенели на золотом или черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной».

Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком.

Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки и сказочные ковши-утицы, а ещё мебель детскую.

Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да ещё золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Всё так же будут сиять её краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Узоры из цветов, трав и ягод Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».

Узор «травка» Узор «Ягодка». Узор «травка»

Узор «Пряник». Узор «Кудрины». Узор «Дождевик».

Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. И главное – золотой мерцающий фон. Узор из трав, цветов и рыбок.

Читайте также:  Народные целители во владивостоке

Хохлома в современном мире В наше время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома «возвращается» к нам в Россию и мир.

Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны посуды.

По золоту фона Затейливой змейкой Орнамент здесь вьется, Попробуй, сумей-ка.

Стоит студеная зима, Снежинки крутит буйный ветер, А солнечная Хохлома Напоминает нам о лете. В тарелочках не полутьма. Не сумрак в вазах и солонках, Напоминает Хохлома Родную, милую сторонку!

Назовите промысел Хохлома

В каком стиле выполнена аэрография? ХОХЛОМА

О каком промысле идёт речь? Удивляя, прорастая, Как-то празднично жива, Молодая, непростая, Черно-красная трава, Листья реют, не редея От дыхания зимы, Входим в царство Берендея, В мир волшебной… ХОХЛОМЫ.

Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%EE%F5%EB%EE%EC%E0 http://detsadik.my1.ru/load/pochemuchki/narodnye_promysly/narodnye_promysly_khokhloma/53-1-0-406 http://hohloma.nnov.ru/ http://www.khokloma.ru/ http://www.ArtSvetlana.ru http://www.it-n.ru

Номер материала: ДБ-406203

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Гордость русского народа — хохломская роспись

Хохломская роспись – это искусство, зародившееся в семнадцатом веке в небольших деревушках, расположенных на берегу Волги. Это декоративное оформление изделий из древесины. Отличительная черта промысла – использование золотистого фона, на поверхность которого наносят красные сочные ягоды, изумрудные листья или черный орнамент.

История промысла

Ремесло зародилось во второй половине семнадцатого столетия в поселениях Заволжья. Хохлома – это один из крупнейших центров сбыта, куда местные умельцы привозили свои творения на продажу. Именно он подарил название росписи.

Промысел имеет характерную особенность, благодаря которой его невозможно перепутать с другими направлениями искусства. В хохломе используется золочение поверхностей из дерева и обильное декорирование разнообразным орнаментом. Мастера для создания своих шедевров использовали свободную кистевую манеру. Это позволяло им работать сразу в двух направлениях: фоновая роспись и верховая композиция.

Где находится Хохлома? Населенный пункт раскинул свои просторы в Нижегородской области. На левом берегу Волги располагалось большое количество поселений, жители которых увлекались росписью по дереву. Обитатели Глибино, Шабаши, Хрящи привозили в Хохлому продукцию на продажу.

Многие связывают специфическое окрашивание «под золото» со старообрядцами из Заволжья. Они придерживались «старого вероисповедания» и обычно селились вдали от людской суеты, выбирая глухие лесные чащи.

Среди них было большое количество невероятно талантливых живописцев, которые с помощью тонкого кистевого изображения расписывали иконы и декорировали старинные книги. Обитатели Заволжья считались умелыми мастерами, они преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Соединение двух направлений и способствовало зарождению росписи под хохлому.

Промысел вобрал в себя вычурность иконописцев и безупречность линий от умельцев Заволжья, гармонично сочетал шикарную подачу и классические формы.

Существует несколько красивых легенд относительно зарождения росписи. Одна из них повествует об иконописце Андрее Лоскуте. Когда-то он был вынужден покинуть столицу из-за начавшихся реформ патриарха. Мастер укрылся в глухой чаще и продолжал создавать лики святых, используя традиционную методику.

Однако вскоре патриарху доложили о местонахождении беглеца и рассказали о том, что «наглец» обучает сельское население написанию икон в «старинном» стиле. Чтобы избежать кары и публичного унижения, Лоскута сжег себя в пламени костра. Напоследок бунтарь завещал ученикам сохранить его искусство и умение.

Если верить иной легенде, то в дремучем лесу обитал никому не известный мастер, создававший изделия из хохломы с богатым декором. Иногда он дарил свою продукцию обитателям деревушек, расположенных поблизости. Через некоторое время слава об удивительном умельце дошла до царя.

Тот незамедлительно отправил отряд в чащу и приказа привести «хохломиста» в его палаты. Но мастер отказался быть в подчинении у государя, поэтому опричникам так и не удалось отыскать его в дремучем лесу.

Цвета хохломской росписи

Классические творения промысла уникальны и вызывают неподдельное восхищение. Каким образом мастера, имевшие скудный запас красящих веществ, умудрялись создавать настоящие шедевры. С помощью минимальной палитры они наносили на поверхность волшебные орнаменты и причудливые композиции.

Обязательное использование золотистой основы придавало изделиям богатства и наполняла их удивительной фактурой. Позолоту применяли в качестве фона либо для оформления центральных элементов композиции. Также мастера чаще всего брали черный и красный оттенки. Добавить изображению глубины и многогранности помогало внедрение в рисунок белоснежного цвета или охры.

Элементы и мотивы хохломской росписи

В промысле различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом варианте умелец создает орнамент на золотистом фоне, используя черные, красные и белые цвета.

На примере хохломской росписи ярко просматривается душа русского народа, уникальная подача, романтичное и слегка наивное восприятие жизни целой нации. Знаменитые «травинки», «колоски», тяга к натюрмортам, где живописцы применяли насыщенные оттенки и с помощью деликатных мазков создавали шедевры.

Так называемая травная роспись характеризуется мотивами «под осоку». Старинный вариант орнамента рисуют с использованием завитков, мазков, ягодок небольшого размера, колосков на серебряном фоне. Из нескольких травинок умельцы создавали образ петушка или курочки, который мирно сидит на веточке в густоте листвы.

Читайте также:  Кто вылечил описторхоз народными средствами

«Ягодка» и «листочек» отличаются от предыдущей технологии использованием крупных и жирных мазков. Живописцы создают картину, дополняя ее громоздкими растительными формами. Наибольшей популярностью пользуются орнаменты с гроздьями винограда, ягодками земляники, малины, вишни. Художниками удивительным образом удавалось на россыпь тюльпанов или астр наложить рябину или смородину.

«Пряник» или «рыжик» — орнамент чаще всего используют для декорирования внутренней поверхности чашек и блюдец. Это геометрические формы, вписанные в квадрат или ромб. В центре обязательно изображают светило. По периферии узора наносят мелкие элементы.

Для создания верховой росписи используют тончайшие и деликатные мазки. Композиция словно наполнена легкостью и воздушностью, кажется будто она источает золотистое сияние. Это простой вариант нанесения красящего вещества, дающий возможность пофантазировать и поменять элементы композиции в процессе работы.

При фоновой росписи сначала создают полотно с контурным рисунком. Затем с помощью черного или красного оттенка маскируют окружающее пространство. Роспись фона – это долгий и трудоемкий процесс. Здесь нет места для фантазии и импровизации. Первоначальную идею мастера необходимо изложить с максимальной точностью.

Техника выполнения хохломской росписи

Подготовленную деревянную заготовку высушивают и с помощью вапы или жидкой глины проводят грунтовку. Изделие сохнет как минимум семь часов. Затем поверхность древесины тщательно обрабатывают олифой. Процедура повторяется от трех до четырех раз на протяжении дня.

Вторым этапом становится лужение. В дерево втирают порошок из алюминия. Процедуру выполняют вручную, используя кожаный тампон. После этого поверхность приобретает блеск и готова к нанесению орнамента.

Для росписи используют только тонкие кисти разного размера. Завершенное изображение подсушивают и покрывают лаком. Последняя стадия – закаливание изделия в печи при температуре плюс сто шестьдесят градусов. Именно на этом этапе на поверхности появляется шикарная плёнка из «золота».

Виды росписи

В восемнадцатом столетии искусство достигло пика популярности, спрос на хохломскую продукцию рос стремительными темпами, а мастерство живописцев совершенствовалось. В эти времена и установились два основных типа росписи – верховая и фоновая.

В первом случае это орнамент из черных и красных оттенков, выполненный на золотистом фоне. Сначала мастер тонкими штрихами прорисовывает ажурный узор, используя один из принципов:

Посуда и не только

Мастера Заволжья в большом ассортименте производили предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, столики, шкафчики. На заказ изготавливали золотую хохлому, но цена на подобную продукцию подскакивала до небес. Однако потребителей это не смущало, каждый хотел стать обладателем уникальной росписи.

С девятнадцатого века хохломская игрушка и прочие товары, декорированные красивым орнаментом, стали дорожать. Причина скрывалась в том, что существенно усложнился процесс производства. Умельцы все чаще стали использовать растительный орнамент. Да, они придерживались старинных традиций росписи, но при этом внесли в нее особы стиль письма, который и отличает промысел от иных видов ремесла.

Со временем изделия заметно укрупнились. Мастера стали использовать манеру «кудрина», характеризующуюся золотистыми цветками и листьями. Орнамент состоял из нескольких отдельных элементов, которые удивительным образом сливались в единое целое.

Самое почитаемое направление в хохломе «травное письмо», во второй половине двадцатого столетия живописцы стали использовать особый орнамент. Так и зародились характерные черты промысла.

Постепенно усложнялся колорит узора, штрихи становились тоньше, сюжет обретал определенность. В средней полосе России появились жанры искусства, отдаленно напоминающие хохлому: федоскинские миниатюры и жостовские подносы. Чуть позже заработал завод по созданию керамических изделий под гжель.

В чем отличие хохломской и городецкой росписей

Яркую и насыщенную хохлому практически нереально спутать с иным народным творчеством. Умельцы используют только растительный узор, никаких бытовых сценок или изображений животных. Характерная черта промысла – золотистый фон. Богатые переливы красиво оттеняются ажурными плетением верхового орнамента и крупным деталями красно-черной гаммы при фоновой росписи.

В городецкой росписи вы не встретите золотистых мотивов. Если мастера хохломы применяли минимальную цветовую гамму, то умельцы городецкого промысла не скупились на разнообразные оттенки. Они использовали их в неограниченном количестве, играя с бликами, тенями и переливами.

Хохлома — что это такое с точки зрения мировой общественности?

В середине девятнадцатого столетия слава о хохломской росписи дошла до заграничных государств. В 1889 году была проведена выставка в столице Франции. Именно она открыла дорогу «золотому искусству» на все мировые континенты. Изделия российского промысла можно было встретить на рынках Индии, Китая, Западной Европы и т.д.

Невероятная популярность продукции заволжских мастеров стала отличным стимулом для дальнейшего развития отрасли. Существенно расширился ассортимент, помимо ложек и чашек в продажу поступили бокалы, кружки, бочонки и т.п. Наибольшим спросом на Западе пользовались братины – посудины огромного размера в виде ладьи с дюжиной ковшиков. Изделие предназначалось для массового пиршества.

Хохлома в песенном жанре

Изобразительное искусство часто гармонично сочетается с иными направлениями творчества. Хохломская роспись история ее развития не стала исключением. Уже на протяжении нескольких лет не теряет популярности песня, посвященная народному промыслу. Ее исполняют сольно или целыми коллективами.

Красивая мелодия, трогательные и проникновенные стихи, не могут оставить равнодушными. К слову, песня «Хохлома» не раз становилась лауреатом музыкальных конкурсов.

Заключение

Старинный русский промысел является обширным пластом российской культуры. Символом хохломской росписи считается огненная Жар-птица. Искусство совершенствовалось на протяжении нескольких веков. Причудливые переплетения известны и любимы не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Посмотрите интересный видеосюжет о хохломской росписи.

Источник