Народный промысел иркутской области

Возрождение русских народных ремесел и промыслов как один из факторов сохранения национальной культуры и развития художественного образования (на примере Иркутской области)

Институт развития образования в сфере культуры и искусства, e-mail: i.v.lovtsova@yandex.ru

Народное искусство, народные ремесла и традиции в декоративно-прикладном искусстве имеют глубокие национальные и исторические корни. Коллективный характер творчества, преемственность традиций народных мастеров не только в технологических приемах ручного труда, но и в сохранении культурной идентичности самого народа.

Столетиями отрабатывались творческие приемы обработки различных материалов, формировались традиции, что дало изделиям неразрывное единство утилитарной функции с выразительностью формы и декоративностью образного отражения народных представлений о мире и бытие социума.

Иркутская область расположена в южной части Восточной Сибири и входит в состав Сибирского Федерального округа Российской Федерации. Более 85% населения области составляют русские. Она одна из немногих территорий, где сохранились уникальные народные ремесла, и они являются ценным наследием не только национальной культуры народов, населяющих Сибирь, но и России в целом. Среди наиболее распространенных в регионе ремесел – резьба по дереву и бересте, вышивка, художественная керамика, резьба по камню.

В настоящее время народные ремесла Иркутской области в условиях рыночной экономики переживают период серьезного кризиса. Этот период характеризуется возрастанием цен на сырье, высокой стоимостью энергоносителей, арендой помещений, уходом из жизни старых мастеров и безвозвратное исчезновение накопленных поколениями знаний, отсутствием стимулов и механизмов преемственности мастерства среди детей и молодежи. Разрозненное бытование отдельных видов народных ремесел, снижение к ним интереса и многие другие причины приводят к тому, что современное общество может понести невосполнимые потери в сфере исторического и культурного наследия.

Под ремеслом понимается мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

Термин «народная культура» используется нами не только в качестве самоидентификации с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия и т.п. Но и с позиции непрофессионального статуса в сфере современной многослойной культуры, неспециализированного характера культурной деятельности, что не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания. Народная культура находит воплощение в художественной форме, в которой
с помощью выразительных средств искусства воссоздается объективная и субъективная реальность.

Каждый народ в процессе своего исторического развития создает свои мифологические представления о мире, поскольку, живя в нем, человек наблюдает самые различные явления и процессы, которые происходят вокруг него, пытаясь их понять и объяснить. И на основе этого выстраивает свой алгоритм действий, который бы обеспечивал ему наиболее комфортный способ бытия в этом мире. Таким образом, в мифологии отражено все мировоззрение людей, их ценности и нормы морали, каноны бытия. Поэтому не остается сомнений, что художественные этнические формы берут свое начало в мифологической картине мира, а затем находят свое художественное воплощение в предметах быта, в произведениях народного декоративно-прикладно-го искусства, в различных видах ремесел.

Читайте также:  Лечение папиллом народными средствами в мочевом пузыре

В наши дни культура оторвана от исконных славянских корней. Славянская культура сохраняется лишь в реликтовой форме – в музеях, в собраниях старины, в библиотеках, в том числе и в сохраняющихся отдельных центрах, где поддерживаются таких виды народного искусства, как гжельская керамика, Богородская игрушка, палехская миниатюра и т.п., но не в сердцах русских людей. Проблема утраты корней приобретает все более устрашающие масштабы.

Так, в 2009 году Хайтинскому фарфоровому заводу (Иркутская область) исполняется 140 лет со дня основания. Завод был крупным предприятием с современным оборудованием по выпуску столовой посуды с прекрасной росписью. Но сегодня на заводе работает одна маленькая мастерская, в которой посуду расписывают восемь последних мастеров, фактически прекратив свое существование. Образцы посуды, сувенирная продукция, изготовленная со дня открытия завода, тщательно сохраняются в музее сибирского фарфора.

В связи с этим, особенно важно сохранение традиций декоративно-прикладного искусства и народных ремесел начиная с начального художественного образования (Детских школах ремёсел, детских художественных школах и детских школах искусств) и дальнейшее развитие данных направлений в сузах и вузах.

И вместо того, чтобы сохранять и приумножать народные искусство и мудрость, наше общество обернулось к Западу, стремясь как можно полнее приблизиться к западноевропейской культуре, утрачивая свою самобытность и уникальность, что несет в себе не только положительные, но и отрицательные моменты в различных сферах бытия российского общества.

В сохранении русских народных ремёсел на территории Иркутской области и возрождении национальной культуры важную роль играют архитектурно-этнографические музеи такие, как Иркутский архитектурно – этнографический музей «Тальцы» – филиал Иркутского государственного объединённого музея и Братский музей «Ангарская деревня».

Сохраняя наследие наших предков, данные учреждения способствуют и возрождению народных ремёсел, объединяя в своих стенах мастеров, организуя праздники и ярмарки народных ремёсел (рис. 1).

85 300x228 - Народный промысел иркутской области

Рис. 1. Праздник народных ремёсел

86 300x225 - Народный промысел иркутской области

Рис. 2. Выставка Детской школы ремёсел города Братска

Иркутский архитектурно – этнографический музей «Тальцы» – филиал Иркутского государственного объединённого музея или Братский музей «Ангарская деревня» – музеи под открытым небом. Основу музея «Тальцы» составили деревянные постройки малых городов и сел Иркутской области, попавших в зону затопления при постройке каскада ГЭС на Ангаре во второй половине XX века. На территории этого архитектурно-этнографического музея уже более десятка лет работает гончарная мастерская артели «Тальцинская керамика», председателем которой является Таволжанский Игорь, потомственный художник – керамист (рис. 3).

Читайте также:  Лечение запора народными средствами в домашних условиях у детей
87 - Народный промысел иркутской области88 - Народный промысел иркутской области

Рис. 3. Тальцинская керамика

Многие художники – керамисты Иркутской области помогают сохранять традиции русского декоративно-прикладного искусства, развивают народные ремесла и демонстрируют свои умения, как на многочисленных фестивалях, так и в учебном процессе в сузах и вузах Иркутской области.

В последнее десятилетие в области возродилось и искусство кузнецов, участвующие здесь
в традиционных праздниках.

Фонды музея «Ангарская деревня» включают памятники народной архитектуры XIX – начала XX веков, этнографические коллекции по материальной культуре русского старожильческого населения Приангарья, а также культуре эвенков севера Иркутской области.

89 - Народный промысел иркутской областиРис. 4. Выставка народных ремёсел в Тальцах

Здесь же организована выставка-продажа изделий мастеров, представлены работы не только членов творческих объединений, но и учащихся, преподавателей Детской школы искусств с. Покосное и Детской школы искусств и ремёсел г. Братска. Подобные праздники наглядно демонстрируют красоту народного искусства, органично вписываясь в стилевое единство архитектурного комплекса.

Союзы и объединения мастеров создаются с целью поддержки мастеров народного творчества, художественных ремесел и промыслов для создания условий их свободного творческого развития и передачи накопленного опыта подрастающему поколению, а также организации и осуществления культурной, творческой, просветительской и выставочной деятельности для популяризации народной культуры.

В Иркутской области создан Союз народных мастеров Прибайкалья по инициативе мастеров народного творчества. Учредителями Союза являются Иркутская областная общественная организация «Ассоциация мастеров народного творчества и художественных ремесел «Оникс»», «Иркутская городская общественная организация работников науки, образования и культуры «Данко» и отдельные мастера – Мельникова Л.М., Голендеев А.Н., Голендеева М.Ч., Таволжанский И.В., Таволжанская Е.А., Богомякова Л.Г., Мильтов В.Н. и др.

Иркутская областная общественная организация «Ассоциация мастеров народного творчества и художественных ремёсел «Оникс»» была создана 29 сентября 1990 года, которая стала своеобразным очагом культуры по возрождению и распространению народных художественных ремёсел, творческой лабораторией, где создаются и апробируются новые технологии, реконструируются старые работы, внедряются новые приёмы мастерства (рис. 5).

Так и руководитель творческой мастерской «Берестень» Любовь Дмитриева объединила всех, кто неравнодушен к народному искусству и изучает культуры и традиции русских старожилов Восточной Сибири. Творческая мастерская работает по нескольким направлениям: изделия из бересты, вышивка, кружевоплетение, русский костюм, роспись домашней утвари, браные узоры и браное ткачество, открытки с вышитыми вставками, полотенца. Члены мастерской – постоянные участники городских, областных и региональных фестивалей и выставок.

90 - Народный промысел иркутской областиРис. 5. Выставка народных ремёсел Иркутской области

Объединение самодеятельных художников города Братска «Колорит», под руководством Спартака Михайловича Арбатского. Среди членов объединения колорит самодеятельные и профессиональные художники, архитекторы, мастера народных ремёсел. Представлена художественная обработка бересты, резьба и роспись по дереву, резьба по кости и камню, гобелен, кружевоплетение, вышивка.

Читайте также:  Народные средства для чистки крови и сосудов

Использование педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов учащихся, способствующих их разностороннему развитию.

К таким формам относится «Детская школа искусств и ремёсел города Братска», которую по праву можно назвать центром развития декоративно-прикладного творчества в городе Братске, где представлены те виды народных ремёсел, которые наиболее развиты и сохранены в нашем крае: резьба (рис. 6) и роспись по дереву (рис. 7); керамика; художественная обработка бересты; кружевоплетение.

91 300x200 - Народный промысел иркутской области92 - Народный промысел иркутской области
93 300x200 - Народный промысел иркутской области94 - Народный промысел иркутской области

Рис. 6. Работы учащихся Детской школы ремёсел города Братска. Резьба по дереву

95 - Народный промысел иркутской области

Рис. 7. Работы учащихся Детской школы ремёсел города Братска. Роспись по дереву

Одной из самых главных форм развития одаренных детей в школе является привлечение детей к участию в выставках, конкурсах, мероприятиях и проектах, а также в областных семинарах, конкурсах, практикумах и олимпиадах, проектной деятельности.

В этом же направлении работает декоративно-прикладное отделение «Детской школы искусств № 2 г. Усть-Илимска». Развивая такие направления как, резьба и роспись по дереву, художественная обработка бересты.

Величайший духовный и интеллектуальных потенциал Российского государства, богатство наследия предков – самая важная сила нации, способная дать стимул к развитию в самые сложные времена. Наша задача сохранить и приумножать генетическое культурное наследие нашего народа.

Несмотря на положительную динамику в развитии русских народных ремёсел, необходимо пристальное внимание и постоянная планомерная поддержка народного творчества и в том числе как части художественного образования в России.

2 thoughts on “ Возрождение русских народных ремесел и промыслов как один из факторов сохранения национальной культуры и развития художественного образования (на примере Иркутской области) ”

ЛЮДИ, СПАСИБО ВАМ.
ВСЁ, ЧТО представлено НА ЭТОМ САЙТЕ — БЕЗЦЕННО!
Это единственное НАСЛЕДИЕ НАРОДА, что способно сохраниться в ВЕКАХ.
Много чего может поменяться, но ЭТО ВСЁ НЕ ДОЛЖНО УГАСНУТЬ И ИСЧЕЗНУТЬ…
Учите ВАШИХ детей-внуков-правнуков ТВОРЧЕСТВУ…
Теперь я понимаю, зачем великие люди Руси открывали школы для крестьянских детей..
Чтобы мы могли СЕГОДНЯ увидеть ВСЕ ЭТИ КРАСОТЫ..

Вы можете снять БЕЗЦЕННЫЙ фильм и распространять его.
Каждое изделие поставить перед камерой на медленно вращающийся круг и пусть камера при хорошем освещении снимет ВСЁ ЧТО ДЕЛАЮТ ВАШИ МАСТЕРА,
Иначе самые интересные изделия всеми правдами и неправдами растащат по частным коллекциям и больше их никто из нас НИКОГДА не увидит..
Это обычная практика (болезнь) ВСЕХ ВЫСТАВОЧНЫХ ЦЕНТРОВ (липкие ручки проходимцев своего не упустят). А так от изделий мастеров останется хотя бы РЯД ВИДЕОРОЛИКОВ..

Источник