Народный промысел каргопольская игрушка

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка — это один из видов русских народных художественных промыслов, широко распространенный в небольшом городке Каргополе Архангельской области еще в начале XX века. На сегодняшний день это самобытное ремесло практически ушло в историю, но отдельные мастера — энтузиасты все же продолжают создавать игрушки по данной технологии.

Каргопольская игрушка

Чудесные глиняные лошадки, конные упряжки, фигурки людей и животных, а также другие игрушки из глины в деревнях Каргопольского уезда делали с незапамятных времен.

Гончарный промысел имел сезонный характер. В летний период жители Каргапольского уезда работали в поле и на огороде, а с середины осени и до самой весны они занимались изготовлением керамической посуды из местной красной глины — кубков, мисок, кринок и печных горшков. И в числе изделий часто можно было видеть игрушки — самой примитивной формы и незамысловатой раскраски.

Изготовлением простейшей посуды занимались все члены семьи, от мала до велика. Это давало возможность не только скоротать долгие зимние вечера, но и сделать необходимую домашнюю утварь и игрушки для детей, а особенно удачные образцы посуды и забавных фигурок оставить на продажу.

Процесс росписи готовых глиняных фигурок

Игрушки эти получались незамысловатыми и часто имели примитивную форму, поэтому они не пользовались особым спросом и популярностью среди покупателей. Так что, зачастую мастера делали их исключительно ради собственного удовольствия.

Каргопольская глиняная игрушка

В 30 — е годы XX столетия изготовление глиняных игрушек постепенно свелось к минимуму, а затем и вовсе прекратилось. На тот момент оставалось всего лишь несколько мастеров, владевших искусством изготовления каргопольской игрушки.

Каргапольская игрушка

Среди самых известных мастеров глиняных игрушек в Каргаполе можно назвать У. И. Бабкину, которая не только посвятила всю жизнь любимому ремеслу но и научила многих современных мастеров основам полузабытого народного промысла.

Портрет У. И. Бабкиной

Технология изготовления игрушки

Технология производства глиняных игрушек в Каргополе отличалась чрезвычайной простотой, граничащей с примитивностью. Весь процесс производства производился в домашних условиях.

Глиняная игрушка из Каргополя

Данный кустарный способ предполагал обжиг глиняной фигурки, а после этого изделие окунали в густой раствор из муки — так называемую » болтушку». Слой пригоревшей муки оставлял на глиняной игрушке черную ажурную сеточку, похожую на узор.

Каргопольские игрушки

Благодаря процарапанному примитивному орнаментальному рисунку, каргопольские игрушки своей простотой и непритязательностью были скорее похожи на произведения первобытных мастеров. Но все же своеобразная прелесть в игрушках из Каргополя присутствовала.

Образцы каргапольских игрушек

Кроме игрушек, мастера также делали глазированную керамику и поливную посуду, которая отличалась улучшенными декоративными качествами, и поэтому ценилась более высоко.

Цветовая гамма каргопольских игрушек характеризуется яркостью чистых цветов

Для каргапольской игрушки характерна несколько условная, обобщенная стилистика передачи образа. Формы фигурок чрезвычайно упрощены, а в окраске чаще всего используются чистые и яркие цвета, среди которых можно назвать следующие:

Читайте также:  Народные средства для профилактики тромбоза

Цветовая гамма росписи каргапольских игрушек

Еще одним характерным элементом оформления каргопольской игрушки является аккуратная роспись с деталями стилизации под орнамент вышивки. Таким образом, примитивная на первый взгляд игрушка стала самобытным видом русского народного художественного промысла.

Источник

Самобытный сувенир или все, что нужно знать о каргопольской игрушке

Каргопольская игрушка, созданная из глины, считается традиционным промыслом жителей Архангельской области. Изделия являются прекрасным сувениром, который хранит в себе долгую историю развития гончарного мастерства. Неуклюжие фигурки мужчин и женщин, затейливые животные, сказочные герои – все эти игрушки занимают важное место в русской культуре. Продукция из Каргополя радует потребителей в наши дни так же, как и несколько столетий назад.

История промысла

Гончарное дело зародилось в Архангельской области в десятом – тринадцатом веке. При раскопках археологи нашли фрагменты посуды и прочие элементы быта. В этом крае вели добычу глины, которая идеально подходила для ручной лепки и проведения работ на гончарном кругу. Расцвета ремесло достигло в девятнадцатом веке.

Изначально промысел не был основным источником дохода для жителей Каргополя, а служил чем-то наподобие хобби, которое приносит дополнительную, пусть и небольшую прибыль.

Мастера усаживались за гончарный круг в зимний период, когда не было необходимости участвовать в полевых работах. Готовые изделия продавали на рынках и ярмарках. За зиму искусный мастер мог слепить от четырехсот до восьмисот горшков. За их продажу он получал до пятнадцати рублей, великие деньги по тем временам.

Изготовлением посуды из глины занимались все, независимо от пола и возраста. Ребятня, начиная с восьми лет, пыталась сотворить маленький шедевр из остатков материала. Большой ценности игрушки не имели, стоили немного. Чаще всего их просто раздаривали.

Некоторые торговцы расписывали свистульки насыщенными красками, привлекающими внимание, и использовали изделие в качестве рекламы. Дети, завидев предмет, переливающийся всеми цветами радуги, незамедлительно требовали у родителей приобрести игрушку. А те заодно приобретали нужные для хозяйства вещи, например, горшки или крынки.

Традиции промысла дошли до наших дней практически без изменений. Однако в середине двадцатых годов спрос на каргопольские игрушки упал, а спустя десятилетия производство вовсе прекратилось. К 1950 году осталась всего одна мастерица, специализирующая на создание глиняных сувениров. Ее изделия до сих пор можно отыскать в музеях народного промысла.

Символика каргопольской игрушки

Большинство фигурок сохранило оттенок древних традиций. Чаще всего мастера выполняли одиночные образы, сюжетные постановки встречались крайне редко.

Берегиня

Символизировала землю. Представляла собой облик женщины с оголенным бюстом. Фигурка несла тайный смысл и была напрямую связана с обрядовой тематикой, которую так любили наши предки.

Земля для простолюдина была «живой», она засыпала на зиму и пробуждалась с первыми лучами весеннего солнышка. Пила воду и приносила приплод в виде урожая. Как настоящая мать заботилась о людях, дарила им еду, поила и оберегала от несчастий. В глазах славян земля являлась символом чистоты и света.

Фигурки берегини окрашивали в белые тона. Голова бабы была увенчана светилом. Руки, держащие птиц, воздеты к небу с просьбой о тепле, который так необходим для плодородия. Пташки считались вестниками завершения зимы, своим пением они прогоняли стужу, несли радость.

Читайте также:  Народное лечение свежим мясом

Медведь

Знак плодородия. У славян существовало поверье о наличии связи между культом косолапого и женщинами. После венчания молодоженов встречал гость, ряженный в медведя либо настоящее животное.

Большинство ремесленников ассоциируют мишку с радушным хозяином леса, который встречает гостей пирогами. Косолапый – это веселый балагур, хорошо играющий на гармони. Иногда медведя изображали в лапах с птицей и декорировали крестом большого размера.

Олень. Лось. Баран

Символы неба. Об олене ходила масса легенд, сложены красивые песни и слагались былины. В древних преданиях рассказывают, что животное обладало серебряными копытцами, а рогами освещало все вокруг.

Поскольку олень имел коричнево-красную шерсть, его нередко ассоциировали с солнцем. В память о легендах каргопольские мастера изображали на боках «рогачей» золотистые или бурые круги, символизирующие вечное движение светила.

Полкан

Символ солнца. Фигурка огромного и доброго богатыря, защищающего мирных людей от нечистой силы. Наполовину мужик был отважным генералом с крепкой грудью и окладистой бородой на круглом лице. А вот туловище ему подарили лошадиное. На груди защитника сияет светило. У славян Полкан ассоциировался с Ярило, богом солнца.

У наших предков было принято выбирать подобного защитника из настоящих людей. Обычно им становился крепкий мужчина высокого роста. Чтобы земля плодоносила, его роняли на почву, пели обрядовые песни.

В ночь перед посевом Полкану нельзя было иметь близость с супругой. После пробуждения он надевал чистое бельё, снимал брюки и в одной сорочке приступал к работе. По мнению славян, его поведение напрямую воздействует на природу.

В каргопольской игрушке Полкан символизировал образ непобедимого богатыря. Причем его никогда не изображали молодым, обычно это статный старец.

Тяни-толкай

Еще одно загадочное существо, которое часто лепили гончары. По внешнему виду напоминает двухголовую лошадь. Одну часть окрашивали в белый цвет, другую в темный. Между ними размещался всадник.

Орнамент каргопольской игрушки

Узоры, которыми покрывают глиняные изделия, практически не изменились. Основные элементы: круги с пятнами другого оттенка, «ёлочки», «гребёнки» и т.д. Каждая деталь несла определенный смысл. Образ, запечатленный в игрушке, являлся отголоском прошлых представлений об огне.

Орнамент каргопольских изделий отличался простотой и напоминал вышивку северян. В цветовой гамме главенствовали такие оттенки, как зеленый, белый, красный. Алый являлся символом солнца и небесного огня. Со временем знаки, нанесенные на поверхности игрушки, утратили магический смысл.

Мастера все чаще прибегали к бытовой тематике, в росписи появились детали праздничного одеяния славян.

Технология изготовления

Первым этапом в создании глиняной поделки становится подготовка сырья. Каждый мастер на этой стадии использует собственную методику: кто-то подсушивает глину, потом превращает ее в порошок и соединяет с водой. Другие предпочитают замешивать материал до консистенции теста и высушивают. Ряд мастеров вовсе игнорирует процесс подсушивания.

Фигурки делают из цельного куска, иногда вводят дополнительные элементы. Каргопольские игрушки отличаются простотой изготовления. Материалу придают незамысловатые формы в виде человеческого тела или торса животного. Образ героя обобщенный, без лишних деталей. Можно даже сказать слегка примитивно.

Читайте также:  Лечение узлов щитовидной железы без операции народными средствами

После придания нужной формы игрушку обжигают. Многие мастерицы в былые времена для этой процедуры использовали домашнюю печь. После завершения тепловой обработки заготовку помещают в густой раствор из муки.

Пригоревшая мука образовывала на поверхности изделия замысловатые узоры темного цвета, которые в дальнейшем покрывали разными красками. Использование подобной технологии помогало придать готовым сувенирам объемность и рельефность.

Финальным этапом создания игрушки становилось окрашивание. Ранее ремесленники для этой цели применяли смесь из красящего пигмента и перемолотого мела. Благодаря этому изделие приобретало светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки

Архангельские товары не отличаются насыщенной и разнообразной цветовой гаммой. Чаще всего мастера выбирали нейтральные тона, например, зеленый или синий.

Каргопольская роспись была слегка однообразна, но при этом оттенки старались выбирать яркие, которые сразу бросаются в глаза и привлекают покупателя. Все фигурки имели примитивный узор, состоящий из линий, геометрических форм, растительности.

Угасание и возрождение каргопольского промысла

Гончарное дело в Каргополе процветало и активно развивалось до 1917 года, когда страну настигла революция. С этого момента промысел стал «чахнуть», интерес к товару неумолимо падал. Новая власть особо не заботилась о сохранение ремесла как культурного наследия России.

К 1930 году на Руси практически не осталось умельцев в данном направлении. Один из немногих ремесленников, кто был верен искусству – Иван Дружинин, проживающий в деревеньке Гринево. Его игрушки признаны классикой, манера их создания максимально приближена к старинной технике.

Изделия имели минимум деталей, массивную основу и плавные формы. Для росписи продукции Дружинин применял методику предков, смешивая природные красители. По этой причине все его изделия отличаются сдержанными оттенками.

В этом же поселении проживала еще одна мастерица – Ульяна Бабкина. Она занималась лепкой игрушек с пятнадцати лет и не оставила любимое занятие до последних дней. В 1950 году она осталась единственным ремесленником, создающим глиняные игрушки. Именно в работах Бабкиной впервые появились сложные формы, она делала сценки с конкретным сюжетом, придавала образам динамичность.

Благодаря уникальному таланту женщины, в шестидесятых годах интерес к каргопольской игрушке начал возрождаться. В 1967 Союз художников инициировал открытие в Архангельской области гончарного цеха. Во главе предприятия встал Александр Шевелёв, являющийся потомственным ремесленником из Токарево.

Новые изделия стали более сложными, появилось много мелких деталей. Для росписи использовали масляные краски и темперу, это помогало придать фигуркам яркие оттенки и насыщенность. Однако по примеру предков современные мастера старались избегать слишком броских расцветок, иначе игрушки выглядели бы аляповато.

С 2003 года в Каргополе функционирует музей семьи Шепелёвых (потомственных гончаров), которые до сих пор не бросили любимый промысел. Здесь проводят мастер-классы для всех желающих овладеть навыками изготовления глиняных фигурок.

Заключение

Каргопольская игрушка – это самобытный сувенир, который несет в себе богатейшую историю Руси и развития гончарного дела. Неуклюжие, на первый взгляд, фигурки пользуются большой популярностью, ведь они наполнены крестьянским духом и любовью к родине. Чтобы создать глиняное изделие требуются не только особые навыки, но и талант, дарованный Богом.

Из видеоролика вы получите дополнительные сведения о каргопольской игрушке.

Источник