Народный промысел каслинское литье

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Каслинское литье

Каслинское литье представляет собой один из видов народных промыслов по изготовлению множества разновидностей художественных изделий из чугуна. Свое название данный вид искусства получил благодаря месту расположения производственных литейных мощностей для их изготовления. Это завод архитектурно — художественного литья, расположенный в городе Касли, входящем в административный состав Челябинской области.

Виды каслинских изделий

Среди множества чугунных изделий, выполненных с помощью техники каслинского литья, можно выделить следующие их виды:

Каслинские чугунные изделия характеризуются высокой декоративностью и изяществом линий, несмотря на то, что они сделаны из такого специфического материала, как чугун. Ведь все мы привыкли к тому, что чугунные изделия, как правило, должны быть неуклюжими и громоздкими. Но каслинские изделия напрочь опровергают это представление — и порой даже не верится, что они действительно изготовлены из чугуна.

Скульптура из чугуна » Запорожский казак и гадалка»

История возникновения промысла

На сегодняшний день история возникновения и развития каслинского литья насчитывает уже более двух с половиной столетий. В середине XVIII века ( в 1747 году) в Касли был основан » железоделательный и чугуноплавильный завод», основоположником которого стал состоятельный купец Яков Коробков.

Спустя четыре года после основания завода, предприятие перешло в собственность Демидовых. К этому времени качественные чугунные изделия Каслинского завода уже приобрели широкую известность во многих европейских и азиатских странах. Предприятие приносило своим владельцам немалую прибыль, тем более, что все сырье для производства чугунных изделий добывали практически на месте, и его себестоимость составляла копейки.

Чугунный бюст Александра Суворова

Однако позже Демидовы все — таки продали завод купцу Льву Расторгуеву, который значительно увеличил объемы производства чугуна. Уже в первое десятилетие XIX века на Каслинском заводе работали многие талантливые российские формовщики и чеканщики, а также известные скульпторы того периода — выпускники Петербургской Академии художеств М. Д. Канаев и Н. Р. Бах. Благодаря их усилиям с течением времени при заводе была открыта собственная художественная школа, в которой готовили новых мастеров, обучая их искусству художественного литья.

Процесс работы каслинских мастеров в начале XX века

Таким образом, качество чугунных изделий постепенно совершенствовалось, и параллельно росла известность Каслинского завода во всем мире. В середине XIX века изделия из чугуна, сделанные на заводе в Касли, получили Малую золотую медаль на выставке в Лондоне и Париже. Надо ли говорить, что это было чрезвычайно важным и знаковым событием в истории завода, и положении его продукции на мировом рынке значительно укрепилось.

Скульптура » Конь в изгороди» ( 1860 год)

В конце XIX века, в 1896 году в Нижнем Новгороде была проведена Всероссийская выставка, на которой изделия каслинских мастеров были представлены в удивительно красивом ажурном павильоне, сделанном с помощью техники чугунного литья.

Чугунный павильон на выставке ( 1896 год)

Своеобразным украшением павильона являлась чугунная скульптура » Россия», изображающая женщину — воина со щитом в руках — работа скульптора Н. А. Лаверецкого. В данном случае статя являлась символом страны, и представители завода наотрез отказались продавать ее заинтересованным покупателям, несмотря на предложенную высокую цену.

Н. А. Лаверецкий. Скульптура » Россия» ( 1896 год)

Далее была выставка в Париже ( 1900 год), где Каслинским заводом был представлен огромный павильон в виде дворца в византийском стиле, сделанный из чугуна.

Павильон из чугуна в византийском стиле ( выставка 1900 года)

Однако, вслед за триумфом последовала череда лет, тяжелых для Каслинского завода. Так, на его работе негативно сказалась Первая Мировая война, затем Октябрьская революция и Гражданская война. Великая Отечественная война тоже нанесла немалый урон заводу — было приостановлено производство художественных изделий из чугуна и утеряны многие секреты мастерства.

И только спустя 12 лет после окончания Второй Мировой войны началось постепенное и кропотливое восстановление производственных мощностей завода. Позже был возобновлен выпуск художественных изделий.

Скульптурный портрет А. С. Пушкина

Технология изготовления чугунных изделий

Основные характерные особенности художественных чугунных изделий Каслинского завода сложились еще в XIX веке, в период расцвета и всемирной известности предприятия. Среди особенностей изделий из чугуна можно назвать следующие:

За время работы завода на нем трудились и творили многие известные скульпторы: Е. А. Лансере, П. К. Клодт, П. — Ж. Мене, Н. А. Лаверецкий, Р. И. Бах и О. Таежная.

Е. Лансере. Скульптура «Черкес и женщина на лошади».

На сегодняшний день коллекция уникальных произведений чугунного литья представлена в Музее изобразительного искусства в Екатеринбурга и в музее самого завода в городе Касли.

Чугунная скульптура » Кавказский пленник»

Каслинское литье : 3 комментария

Каслинское литье — по — своему уникальный вид промысла, с помощью которого создаются многие интересные и оригинальные вещи. Можно сказать, что трудно найти аналоги изделий, созданных в технике каслинского литья.

Здравствуйте! Используется ли при изготовлении художественного произведения из чугунного литья алюминий? Нам показалось, что ваш представитель в регионе обманывает нас.

Читайте также:  Народные средства для волос ламинирование

Источник

Каслинское литьё: кузнечное ремесло

Знаменитое каслинское литье представляет собой известный русский промысел, заключающийся в изготовлении скульптур, различных предметов декоративно-прикладного характера, а также архитектурных сооружений из чугунных элементов заводом архитектурно-художественного литья города Касли в Челябинской области.

Эти удивительные чугунные изделия и предметы несмотря на кажущуюся ажурность и легкость отливок завораживают ощущением особой прочности и долговечности. Они были особо популярны в странах Европы и Азии в конце 18 века, в годы особой популярности художественного чугунного литья. Замечательные успехи уральских мастеров-умельцев из города Касли прославили талант русского народа на весь мир, ведь это их удивительные руки превратили мрачные и особо твердые чугунные глыбы, в настоящие произведения искусства, которые не только радуют глаз человека, а еще и дают пищу нашему уму, как нельзя лучше подходя для неторопливых размышлений и глубоких раздумий.

История возникновения промысла

Началась история Каслинского промысла на Южном Урале, где в середине 18 века богатый купец из Тулы Яков Коробков построил в городе Касли завод по производству железа и чугуна на богатых залежах железной руды и уникального формовочного песка. Спустя пять лет завод был продан богатейшему горнозаводчику тех времен князю Демидову, который в свою очередь его продал купцу Льву Расторгуеву. Именно во времена его руководства, когда на завод были привлечены новые талантливые художники, скульпторы, чеканщики и формовщики, каслинское чугунное художественное литье получило широкую известность и популярность.

Новым управляющим завода был назначен Г. Зотов, который в 1824 внедрил новую для всех металлургических русских заводов немецкую технология литья, чем способствовал становлению художественного чугунного литья. Немецкая технология литья в песчаные формы была быстро освоена и даже усовершенствована, в дальнейшем успешно применялась при отливке скульптур, бюстов и композиций из чугуна. Именно тогда в продукции завода стали появляться изделия, выполненные методом художественного литья: различные решетки, котлы, рукомойники, чаши, первые скульптуры и фигуры из чугуна, садовая мебель, лестницы и ограды.

Источник

Каслинское литьё

История каслинского литья началась в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков основал на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод

Каслинское литьё — народный промысел и художественные изделия (скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, изделия для архитектуры) из чугуна, производящиеся на заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли, близ Златоуста (Челябинская область), Россия.

История промысла

Основание

История каслинского литья началась в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков основал на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод.

Скульптура Евгения Лансере «Черкес и женщина на лошади» в экспозиции Радищевского музея

Место было выбрано богатое чугуном и уникальным качественным формовочным песком, а также древесиной для производства угля.

Каслинские мастера за работой. 1912 год

Когда завод перешёл во владение Демидовых в 1751 году, каслинские чугунные изделия уже были широко известны в Европе и Азии.

Лев Расторгуев

Следующим владельцем завода был вольный купец I гильдии Лев Расторгуев, который за годы своего правления увеличил известность каслинского чугунного литья.

Скульптура «Запорожский казак и гадалка»

С 1809 года он и его наследники привлекали на производство новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Так были приглашены в Касли выпускники Петербургской Академии художеств М. Д. Канаев и Н. Р. Бах, которые позже организовали художественную школу при заводе.

Расцвет

1860–1890 гг. — время расцвета каслинского чугунного художественного литья. В этот период Каслинский литейный завод получил Малую золотую медаль Вольно-экономического общества в 1860 году; завод участвовал в выставках в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Париже, Лондоне и других городах мира.

Каслинский чугунный павильон, построенный для Нижегородской выставки 1896 года

Примечательна Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде (1896), на которой каслинские мастера впервые представили свой товар в ажурном чугунном павильоне.

Каслинское литьё «Конь в изгороди» 1860 6,14 кг. — репродукция работы П.-Ж. Мене «Жеребец Джинн в загоне» 1846[5]

Парижская всемирная выставка

Особым историческим событием для Каслинского завода стала Парижская всемирная выставка прикладного искусства 1900 года, на которой мастера завода отлили огромный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е. Е. Баумгартена.

Центральным элементом павильона являлась скульптура Н. А. Лаверецкого «Россия», расположенная при входе и изображающая женщину-воина, оберегающую мир и готовую к новым победам. Павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду — «Гран-При».

Скульптура «Россия», 1896 г. Автор: Н. А. Лаверецкий. Местонахождение: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

На выставке было много желающих купить павильон, однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и саму статую. Российские уполномоченные доверенные лица согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного — они отказались продать скульптуру «Россия», символизировавшую Российскую империю, и заявили, что ««Россия» не продаётся!». Сделка не состоялась, статуя вместе с павильоном вернулась в Россию. После этого долгие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Касли.

Эпоха перемен

Первая Мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война в России в начале XX века, Вторая Мировая война негативно сказались на промысле каслинского чугунного литья, а также на его мастерах и изделиях.

Скульптура «Кавказский пленник»

В последующие годы буквально по крупицам пришлось восстанавливать почти утраченное ремесло и богатейшую коллекцию изделий.

Восстановление

Лишь в 1957 году под руководством мастера С. М. Гилева начались работы по восстановлению чугунного павильона, которые продолжались около восьми месяцев.

Читайте также:  Мифы русские народные читать

Каслинский чугунный павильон, построенный для Парижской выставки 1900 года

3 мая 1958 года в одном из залов картинной галереи в Екатеринбурге состоялось открытие восстановленного павильона — символа и вершины искусства работы мастеров каслинского художественного чугунного литья.

Описание и технология производства

Традиции каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов, покрытие готовых изделий черной краской особого рецепта — голландская сажа) сложились в XIX веке.

Техническая безукоризненность отливок, а, следовательно, и художественная эстетическая выразительность чугунного литья объясняется тремя факторами:

Скульптура по моделям П. К. Клодта, Е. А. Лансере, П.-Ж. Мене, О. Таёжной, Н. А. Лаверецкого, Р. И. Баха и его двух сыновей Р. Р. Баха и Н. Р. Баха, М. Д. Канаева, а также местных мастеров — В. Ф. Торокина и других.

Большая коллекция каслинского литья представлена в Екатеринбургском музее изобразительных искусств и в Каслинском музее Каслинского чугунного литья.

Каслинский чугунный павильон

Масштабное трехъярусное сооружение весом 4,5 тонны. Имеет три входа и составлено из 1500 виртуозно объединенных в единое целое разнообразных декоративных литых деталей.

Павильон, восстановленный по парижским фотографиям, — один из экспонатов художественного музея Екатеринбурга.

В 1978 году «Каслинский чугунный павильон» по решению ЮНЕСКО был отнесен к уникальным художественным памятникам мирового значения.

Связанные статьи

Касли

Крупный индустриальный и культурный центр, а также центр народного промысла Каслинского художественного чугунного литья. Подробнее>>>

Источник

Народный промысел каслинское литье

Каслинское литье – народный промысел Урала

Каслинское литье – один из символов русской народной культуры. Почти трёхвековая история завода, талант художников, мастеров сделали каслинское чугунное литье уникальным явлением в художественной промышленности России, подлинным достоянием русской культуры и отечественной истории, ярким образцом мировой художественной практики. Сегодня, как и более чем 150 лет назад, изделия Каслинского завода выполняются по оригинальной технологии, в лучших традициях каслинского художественного литья, продолжаемого двенадцатым поколением каслинских мастеров.

Авторы: Т. В. Рубаник, Г. Р. Царева

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Каслинское литье – народный промысел Урала»
для обучающихся 5–7-х классов

Вариант проведения занятия [ PDF ] [ DOCX ]
Презентация [ PDF ] [ PPTX ]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [ PDF ] [ DOCX ]

Цель: формирование ценностного отношения к русскому национальному искусству.

Задачи:

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.

Задание-игра «Ассоциации»

Рассмотрите предложенные группы картинок. Назовите обобщающее слово или словосочетание для картинок каждой группы. (Используйте первую группу в качестве образца).

Определите тему классного часа.

Если у вас возникли затруднения, воспользуйтесь подсказкой в рабочем листе.

Традиции народных промыслов в России имеют многовековую историю и неразрывно связаны с историей и культурой различных уголков нашей страны. Изделия народных мастеров (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.) были призваны внести красоту и радость в обыденную жизнь человека.

Выполните задание № 1 в рабочем листе.

Совсем не случайно названия населённых пунктов были перенесены на изделия. Творения мастеров неотделимы от конкретной местности — это одна из особенностей народных промыслов. Иногда на них влияют определённые исторические события. Не последнюю роль играет и уклад жизни: мастера нередко запечатлевают картины повседневного быта. Народное мировоззрение оказывает самое прямое влияние как на внешний вид изделий, так и на тот смысл, который закладывается в них.

Задание. Можете ли вы догадаться, в каких населенных пунктах зародились и развивались народные промыслы, представленные в ребусе? Рассмотрите карту. Найдите подтверждение или опровержение своим догадкам.

Выполните задание № 2 в рабочем листе.

Предпосылкой к возникновению того или иного промысла служило наличие в регионе, прежде всего, естественно-природной топливно-сырьевой базы, необходимой для производства. Благодаря богатейшим природным ресурсам, Урал стал колыбелью для целого ряда народных промыслов. Полезные ископаемые Кыштымского горного округа дали толчок к зарождению и развитию знакового для Урала народного промысла – Каслинского литья.

Выполните задания №№ 3, 4, 5 в рабочем листе.

П. П. Бажов – знаменитый русский писатель, выходец с Урала. Страстно любил свой родной край, много путешествовал по Уралу, собирал местный фольклор. Его впечатления и опыт нашли отражение в сказах, которые П. П. Бажов посвящал талантливости трудового народа. Он описывал быт, нравы, обычаи простых людей, своих земляков-горнорабочих. Сказ П. П. Бажова «Чугунная бабушка» посвящён мастерам, благодаря которым Каслинское литье стало всемирно известным.

Выполните задание 6 в рабочем листе

Задание. Посмотрите видеофрагмент о зарождении чугунного литья в городе Касли. Ответьте на вопросы.

1. С чем сравнивают каслинское художественное литье? Как вы думаете, почему?

2. Что изначально производилось на Каслинском заводе?

3. В 1815 году оборонный заказ на производство чугунных ядер для пушек с Касли нского завода был снят. А какое событие послужило поводом открыть этот заказ? Выберите соответствующее изображение. Назовите это событие.

4. Что стали выпускать на заводе после отмены военного заказа?

5. Какие эксперименты помогли подтвердить уникальную пластичность каслинских формовочных смесей? Почему эта пластичность важна при отливке изделий?

Выполните задание № 7 в рабочем листе.

Задание. Посмотрите видеофрагмент о процессе производства Каслинского литья. Прочитайте еще один отрывок из сказа П. П. Бажова «Чугунная бабушка»:

Тоже ведь фигурка, сколь хорошо её ни слепит художник, сама в чугун не заскочит. Умелыми да ловкими руками её переводить доводится. Формовщик хоть и по готовому ведет, а его рука много значит. Чуть оплошал – уродец родится.

Дальше чеканка пойдет. Тоже не всякому глазу да руке впору. При отливке, известно, всегда какой ни на есть изъян случится. Ну, наплывчик выбежит, шадринки высыплет, вмятины тоже бывают, а чаще всего путцы под рукой путаются. Это пленочки так по-нашему зовутся. Чеканщику и приходится все эти изъяны подправить: наплывчики загладить, шадринки сбить, путцы срубить. Со стороны глядя, и то видишь – вовсе тонкое это дело, не всякой руке доступно.

Бронзировка да покраска проще кажутся, а изведай – узнаешь, что и тут всяких хитростей-тонкостей многонько.

1. Мастера завода о своих изделиях говорят «не всё золото, что блестит». Как вы думаете, что они имеют в виду, произнося эти слова?

2. Какая специальность, на ваш взгляд, самая важная при производстве Каслинского литья?

Выполните задание № 8 в рабочем листе.

В качестве первых образцов для своих работ на каслинском заводе использовали немецкие отливки, где и зародилось искусство чугунного художественного литья. Затем каслинцы стали отливать в чугуне лучшие работы российских скульпторов, а также многих зарубежных авторов. Но стали появляться мастера, которым хотелось не просто копировать чужие работы, а создавать их самостоятельно. Популярность этих творений зачастую была выше, чем у моделей знаменитых скульпторов, что «конфузило» хозяев завода, поэтому всем каслинским самоучкам под страхом увольнения запретили делать отливки по собственным образцам. Заодно им отказали и в просьбе получить профессиональное художественное образование и обучать своих детей в художественной школе. Василий Торокин был одним из тех, кому запрет не помешал создавать собственные модели.

Задание. Ознакомьтесь с информацией. Посмотрите видеофрагмент. Ответьте на вопросы.

1. Можно ли назвать Василия Торокина новатором в своем ремесле? Объясните почему.

2. Как вы считаете, что объединяет творчество уральского писателя П. П. Бажова и каслинского мастера В. Ф. Торокина?

Важную роль в создании признанного всеми бренда «Касли» играло регулярное участие Каслинского завода вместе с другими заводами Кыштымского округа во всероссийских и международных художественно-промышленных выставках и ярмарках, на которых представлялись лучшие образцы продукции ведущих металлургических предприятий. Подобные выставки знакомили широкую публику и специалистов с новейшими научными открытиями и технологиями, представляли уникальные образцы перспективной заводской продукции и давали возможность сравнить качество однотипных изделий, изготовленных в разных регионах и странах. Выставочные награды официально присуждались за комплекс представленных заводами металлических изделий.

1. Рассмотрите награды, полученные Каслинским заводом на различных выставках. Как они характеризуют продукцию Каслинского завода?

2. Почему для завода было важно регулярно участвовать в выставках?

3. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде Каслинский завод в очередной раз получил высшую награду. В чём была её особенность?

Выполните задание № 9 в рабочем листе.

В 1900 году Каслинслое литье покоряет Париж. Огромный павильон, над которым трудились 16 мастеров в течение года и на который ушло 172 пуда чугуна, стал мировой сенсацией. В стенах, созданных словно из чугунных кружев, разместили работы уральцев. Экспозицию окрестили «энциклопедией художественного литья». Весь Париж восторженно рукоплескал мастерству уральских литейщиков.

Задание. Посмотрите видеофрагмент, ответьте на вопросы.

1. Прочитайте определение слова «энциклопедия». Вспомните, за что присуждались премии на промышленных выставках. Попытайтесь объяснить, почему экспозицию Каслинского завода назвали «энциклопедией художественного литья».
Энциклопедия – 1. Научно-справочное издание – обычно в форме словаря – по всем или отдельным отраслям знания. 2. перен. Совокупность знаний, сведений по какому-л. вопросу.

2. Внесение в какой список подтверждает уникальность Чугунного павильона для всего мирового сообщества?

3. Почему не был продан Чугунный павильон, несмотря на предлагаемые баснословные деньги?

Чтобы увидеть работу каслинских мастеров, зачастую не нужно ехать далеко. Фонарь или садовая скамейка в городском парке при ближайшем рассмотрении могут оказаться произведениями искусства.

Задание. Пройдите по ссылке на сайт Каслинского завода архитектурно-художественного литья. Рассмотрите изображения реализованных проектов. Ответьте на вопросы.

1. Можно ли догадаться по названию завода о характере выпускаемой им продукции?

2. Сравните изначальное название завода (Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод) и современное (Каслинский завод архитектурно-художественного литья). Предположите, почему с течением времени название изменилось.

3. Можно ли на основании представленных изображений сделать вывод о популярности и востребованности продукции завода в настоящее время?

Успех и всемирную славу каслинского литья страстный поклонник и знаток искусства каслинских мастеров профессор Борис Васильевич Павловский объяснял тремя факторами: «…прежде всего, высокими качествами чугуна, способного выявить и передать все мельчайшие детали, своеобразие лепки скульптурного оригинала… Во-вторых, особым, неповторимым природным качеством формовочных песков. Природа щедро одарила ими Касли. И третьим, главным слагаемым успеха и славы стало уникальное, неповторимое мастерство каслинских рабочих – подлинных художников, превративших тяжёлый грубый чугун в тончайший, податливый, как черный воск, материал пластики».

1. Что профессор выделяет как самую главную причину уникальности и неповторимости каслинского литья? Согласны ли вы с профессором? Почему?

2. Прочитайте фрагмент стихотворения Р. Рождественского «О мастерах». Как вы понимаете строчки из стихотворения «Время движется Мастерами. И надеется на Мастеров»? Почему слово Мастер написано в них с заглавной буквы? Какое будущее, на ваш взгляд, ждёт народный промысел Урала – Каслинское литье? Аргументируйте свой ответ.

Источник