Народный промысел конспект урока 3 класс

Класс: 3

Содержание
  1. Презентация к уроку
  2. Ход урока
  3. 1. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.
  4. 2. Основная часть урока. /Учитель произносит вступительное слово и демонстрирует поочерёдно кадры презентации на экране с помощью проектора, подготовленные учащиеся выходят и делают небольшой доклад о народном промысле, изображённом на экране. а) Городецкая роспись – Как ее нам не знать. Здесь такие узоры, Что ни в сказке сказать, Здесь такие сюжеты – Ни пером описать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать, Здесь такие букеты, что нельзя описать. / Слайд 2./ б) Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвета дымного и серости дождей. В ней что-то есть от радуги, от капелек росы. В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы! /Слайд 3./ в) Здесь издавна лепят народные игрушки-свистульки из глины. Раньше на всех праздниках непременно свистели и млад, и стар! / Слайд 4./ г) Эта игрушка отличается от игрушки любой из областей России. Секрет её выразительности лежит, прежде всего, именно в лепке. / Слайд 5./ д) В Богородском мастера По резьбе из дерева. Из деревянной чурки – Забавные фигурки. / Слайд 6./ е) Глиняная посуда. / Слайд 7./ – Но не только игрушками славятся русские умельцы. Ведь человеку необходимы были и нужные в быту вещи – посуда, одежда, инструменты и т.д. Сейчас мы с вами посетим гончарную мастерскую и посмотрим, как мастера-гончары изготовляли глиняные горшки /демонстрируется видеоролик/. /за видеороликом обращайтесь, пожалуйста, к автору/ Мы с тобою гончары, Лепим дружно мы горшки. Глину нежно мы возьмём, Хорошенечко помнём. Круг гончарный раскрути И горшочек свой лепи! ж) Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла. Деревня в Подмосковье прославилась теперь: Известно всем в народе её названье – Гжель. / Слайд 8./ з) Все листочки как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди Называют Хохломой! / Слайд 9./ к) Что вы знаете про старый, Русский, тульский самовар? В нем пылал когда-то пар, В золотой, пузатый бок Глухо бился кипяток. Что за чай без самовара, Без душистого завара, Без крутого кипятка, Без угарного дымка?! / Слайд 10./ л) А какой же чай без сладкого, мягкого печенья в виде лепешки или плоской фигурки – пряника. На Руси медовые пряники известны давно. Существовало даже поверье, будто пряники имеют целебное свойство. / Слайд 11./ 3. Подведение итогов. – Сегодня мы познакомились с Вами с малой долей того, чем славятся русские мастера. – Сейчас я проведу небольшую викторину / учитель показывает изделие русских мастеров, а учащиеся должны назвать промысел/. – Все Вы молодцы! Тульские умельцы прислали Вам свой гостинец. /Все учащиеся получают Тульский пряник/. 4. Домашнее задание: уч-к с.38 – 42 читать, вопросы и задания в тетради. Источник Урок изобразительного искусства в 3 классе «Народные промыслы России». план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему «Народные промыслы России. Городецкая, гжельская, хохломская роспись» Скачать: Предварительный просмотр: Тема урока: «Народные промыслы России. Городецкая, гжельская, хохломская роспись» 1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. 2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства. 3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях. 4. Различать и называть знакомые предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель). 5. Закреплять умение рисовать геометрические (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры: травку, цветок, ягоду и т.д. 1. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества. 2. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность. 3. Развивать творческие способности. 1. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству. 2. Учить работать самостоятельно. 3. Получить эмоциональный отклик на сделанную работу. Народных промыслов: Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Жостовские подносы, Городец – доски, матрешки. — урок по мотивам народных росписей Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хочется помочь вам окунуться в мир прекрасного, в мир декоративно – прикладного искусства. Я предлагаю сегодня на один урок превратить класс в художественную мастерскую, где будут работать художественные группы: «Городец», «Гжель» и «Золотая Хохлома», послушать сказку и на время урока стать настоящими мастерами. Россия богата ремеслами. В каждом ремесле кроится своя тайна, загадка. И тот, кто может их разгадать, становится настоящим мастером. 2. Постановка цели и задач урока. Послушайте, пожалуйста, стихотворение: – Славилась Россия чудо-мастерами, Дерево и глину в сказку превращали. Красками и кистью красоту творили; Своему искусству молодых учили. – Да, названия изделий народных промыслов, как правило, даны по названию села или деревеньки, в которых эти промыслы развивались. — Давайте попробуем назвать тему нашего урока? (Народные промыслы России) Народные промыслы России – ремёсла русских мастеров, по технологиям которые передавались из поколения в поколения. Это уникальные, качественные изделия, которые затрагивают разные группы народных промыслов: Гжель, Хохлома, Жостово, игрушки, Матрёшки, Городецкая роспись. — Сделайте предположение, чему мы научимся на уроке? (на слайде) 3. Беседа. Объяснение нового материала. Ребята, вы когда–нибудь слышали выражение: « Сказка- ложь да в ней намек, добрым молодцам урок» что оно означает? — Верно, сказка обязательно нас чему- то учит. Сегодня на уроке я расскажу вам сказку. А вот научит ли она вас чему- нибудь, вы сами определите в конце урока. Итак, слушайте внимательно и помогайте мне и сказочным героям. /Звучит русская народная мелодия и на ее фоне учитель начинает рассказывать сказку/. — Да как же доказать? – растерялся Иван. — А вон, видишь, во дворе моем царском терем стоит. Снаружи и красив и хорош, а внутри лишь стены серые, унылые. Распиши ты их так, чтоб душа радовалась. — Ребята, а не напоминает ли вам это описание один из народных орнаментов? Какой именно? Почему? / Хохломская роспись, перечислены элементы этого орнамента/. — А какие элементы из представленных здесь, мог использовать Иван в работе? / Дети выбирают среди прикрепленных на доске нужные элементы/. Полюбовался Матвей- царь на Иванову работу, похвалил и говорит: « Теперь принимайся за вторую комнату. Пусть стены в ней белее снега будут. А на этой белизне цветы расцветают синие, да голубые». Задумался Иван- царевич: как же мне можно одной единственной краской такой узор нарисовать, чтоб не скучным был, да глаз радовал. Где мне таких мастеров найти? — Куда же нужно отправиться Ивану? А что создают гжельские мастера? / В Гжель! Фарфоровую посуду и расписывают всеми оттенками синего цвета. Показывают элементы гжельского орнамента/. — Молодцы! Помогли вы Ивану! Познакомился он с гжельскими мастерами и убедился, что и с одним цветом можно чудеса творить. Выполнил он и второе задание царя. — Знаю, знаю где такие художники живут! – обрадовался Иван. — А вы ребята, знаете? — Найдите элементы этой росписи? / В Городце! Это Городецкая роспись/. Наконец- то выполнил Иван и третье задание царя- Матвея. И пригласил Иван- царевич на свадьбу всех своих друзей- помощников, народных умельцев. Каждый мастер молодым подарок принес, над которым его золотые руки потрудились. Посмотрите! Эти вещи нынче В гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты Древней, чудной красоты. Чтоб ввести нас в мир России Мир преданий и добра Чтоб сказать, что есть в России Чудо – люди – мастера! Посмотрите на эти прекрасные творения! Сколько любви и труда вложил мастер в свою работу. — Сможете ли вы отличить где, чей подарок? Где применяются эти предметы? Для чего они нужны? (из них едят, пьют, они нужны для красоты – ими украшают дом). / Дети определяют, к каким народным промыслам относятся те или иные предметы/. 4. Физминутка – незабываемая минутка (под музыку). Мы с тобою гончары, Лепим дружно мы горшки. Глину нежно мы возьмём, Хорошенечко помнём. Круг гончарный раскрути, И горшочек свой лепи! 5. Практическая (самостоятельная) работа. — А давайте- ка мы тоже подарки приготовим для Ивана- царевича и Василисы. 6. Итоги урока. Рефлексия. Выставка творческих работ учащихся. — Давайте посмотрим ваши работы. Разложите по «полочкам» готовые изделия. Вопросы для обсуждения: -Какая работа вам нравится? -Чем она вам нравится? — Герои сказок, у которых мы побывали, научили нас чему-то полезному. Вам необходимо сделать вывод, что же полезного мы узнали из этой сказки, чему же мы научились. (Предполагаемые ответы детей: доброте, дружбе, вежливости, отзывчивости учит правильно поступать в различных ситуациях и т.д.) — Ребята, сегодня активно работали на уроке, в группе: ФИО…. Я им ставлю 5, а остальным ребятам я поставлю оценки, после того как посмотрю ваш лист самооценки. — Я предлагаю сделать ещё один подарок. Взгляните на блюдо (ковёр), чего не хватает на нём? (цветов) — У вас на столах лежат цветы разного цвета. Тем, кто считает … (три плаката) из рефлексии Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой – приклейте жёлтый цветок Я многому научился, но ещё нуждаюсь в помощи – синий цветок Мне было трудно на уроке – красный цветок 7. Задание на дом (по карточкам) — Я предлагаю вам выбрать карточку, на первой…, а на второй …. 1) Узнать какие еще народные промыслы существуют в России. 2) Расписать силуэты посуды, разделочных досок, игрушек узорами по мотивам народных промыслов России. Теперь вы сами при желании можете совершенствовать свои умения в росписи изделий, для того, чтобы иметь возможность делать необычные подарки близким людям, а может быть кто-то из вас поступит в художественную школу, сам станет мастером, а позже научит других своему искусству. И мелодии ремёсел не прервутся никогда! По теме: методические разработки, презентации и конспекты 1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст. Сценарий урока изобразительного искусства для 4 класса «Узорочье теремов». В презентации раскрывается понятие художественный музей. Дети знакомятся с экспонатами художественного музея, понятием интерьер. Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве&raquo. Конспект урока изобразительного искусства, 3 класс, Школа России,Живописные просторы Родины. Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, «Выразительность формы предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы). Цель деятельности учителя: формирование интереса к народной культуре посредством изучения народного промысла «павловские платки».Планируемые результатыПредметные:приобретают практичес. Источник Народные промыслы классный час (3 класс) Познакомить детей с народным промыслом Скачать: Предварительный просмотр: Вид деятельности: внеклассное мероприятие, входящее в систему образовательного и воспитательного процесса на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры их участия в занятиях декоративно-прикладным искусством. Цель:познакомить детей с народным декоративным искусством – неиссякаемым источником мудрости и красоты. -воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире; -развивать нравственные и эстетические чувства; — знакомить учащихся с русскими народными ремеслами, древними корнями народного искусства; — воспитывать потребности в овладении русскими народными ремеслами; — развивать художественно-творческих способностей учащихся в области декоративно-прикладного искусства ; — развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала учащихся; — воспитание личности ребенка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа; — сплочение коллектива класса, школы; — органичное включение родителей в образовательный и воспитательный процесс; — использование в работе разнообразных и доступных детям форм и методов работы; — развитие любознательности и познавательного интереса учащихся; — создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения учащегося. Оборудование: самовары, скатерти, салфетки, деревянная и глиняная утварь, народные русские костюмы, вышивки, кружева, рушники, поделки. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа. Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Ском1Почтенные и молодые, полные и худые – Мы рады гостям, как добрым вестям! Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем! Ском2- Здравствуйте, гости дорогие, Здесь найдёте на любой вкус товар! — Что же у тебя там за товары? Парень ты хваткий и зазываешь без оглядки. А, может, у нас самих есть товары не хуже? -Да у тебя и сноровка не та. А на моём прилавке береста. Письмена сохраняла от лжи береста И служила художнику лучше холста. К белизне этой нежно щекою прильну, Уносясь от реальности в ту старину. Белая береза. Пожалуй, это самое любимое дерево в России.. О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды. Береста как простой материал издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. Собирают бересту ранним летом, когда в дереве прекращается движение сока. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. В старину главным источником света в доме служили березовые лучины. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес у телеги, чтобы не скрипели. Березовыми почками лечили разные хвори. Но было у березы еще одно очень важное дело — дарить людям красоту. Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи — плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мед и ягоду, сметану и масло. В такой «упаковке» все долго оставалось свежим. А еще из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, веселыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зеленые веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина. Береста — прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей! Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. Для красоты в ажурное кружево вставляли цветную фольгу. О берёзе слагали песни и любили водить хороводы. Ну, теперь, честной народ На ярмарку, да в хоровод! Хоровод «Во поле берёзка стояла» Не скучай, сидя на лавке, Покупай, и млад, и стар! Тульский славный мой товар! Тары-бары-растабары Есть хорошие товары! 1.Посидеть за самоваром Рады все наверняка. Ярким солнечным пожаром 2.Самовар поет, гудит. Только с виду он сердит. К потолку пускает пар Наш красавец самовар! Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что впервые появился он в Туле. Есть документ – подтверждение, что именно в Туле в 1778 году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Через тридцать лет таких мастерских было уже 8, а к 1850 году – аж 28! Недаром Тула называется самоварной столицей! Тула Тулой, но есть свидетельства, что первые в России самовары были изготовлены примерно в 1740 году на Урале, на Иритинском заводе. И были они не только металлические, но и из фарфора, из фаянса и даже из хрусталя. Кстати, русские солдаты, придя в 1813 году в Париж (в войне с Наполеоном), подарили самовар Европе. В летнюю жару не надо печь топить, чтобы воду согреть. А чай прежде пивали неспешно, дюжинами чашек, с разговорами и пересудами, особенно после баньки. Чаем трапезу начинали, а потом в продолжении обеда, и чаем трапезу заканчивали. Для мастера – самоварщика самовар не просто изделие, он – произведение искусства. Каждый мастер стремился придать самовару особую форму, украсить его чеканкой, гравировкой, сканью и эмалью, чернью или росписью. Металлические подносы с яркой декоративной росписью. Начало этому своеобразному искусству было положено в конце 18 века. Жостовская декоративная роспись является оригинальным видом русского народного художественного творчества. На протяжении двух веков многими поколениями жостовских мастеров разрабатывались своеобразные живописные, композиционные и технические приёмы исполнения цветочной росписи на лаковой основе металлических кованых подносов. Главная тема украшения жостовских кованых подносов это букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В жостовской росписи цветы как будто оживают. Роспись производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам. — Чуть не даром отдаём! -Товар достоин любого молодца, Привезли его из славного Городца. Городецкая роспись – как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Посмотрите на роспись – сочность красок манит. Городецкая роспись душу нам веселит. На высоком берегу Волги стоит древний Городец. По преданию, основал его еще в XII веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью. Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы- шкатулки, сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки. Городецкая роспись — веселая, праздничная. Цвета — черный, красный, синий, зеленый, коричневый, белый — на любой вкус! . Гуляют дамы с модными зонтиками, веселая компания уселась в повозку, поет женский хор, и, конечно же, любители почаевничать расположились в трактире за большим столом. С доброй улыбкой, наверное, делал свою работу городецкий мастер и дарил нам ее вместе со своим изделием. Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа, красива, Ты, как и люди служишь Отчизне! Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым. Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Прекрасна осенняя пора. Выглянет солнышко из-за темных туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души. Не корова – просто клад, Покупай, коли богат! Дуйте в дудки, бейте в ложки, В гости к нам пришли матрёшки, Ложки деревянные, матрёшечки румяные! Русских много есть игрушек, и коней и погремушек, Разноцветные флажки, расписные сундучки. Есть ещё одна игрушка, все похожи друг на дружку. И живут они друг в дружке – Это русские подружки. За долгие века существования русского государства народная мудрость закрепилась в пословицах, поговорках. Русский народ славится своей выдумкой, фантазией, трудолюбием. У русского народа золотые руки. Эти руки сотворили игрушки, которые и поныне живут в наших домах. Матрёшке чуть больше 100 лет. Биография её начинается с одного незначительного случая. Есть в Подмосковье старинное село Абрамцево. В 18 веке усадьбу купил богатый человек, которого звали Савва Мамонтов. Он организовал мастерскую художников, музыкантов, артистов. И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла. Это была фигурка добротного лысого старика. Изображала она мудреца. И звали его фукурума. Но кукла эта была не простая. Фукурума раскрывался, и в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эти фигурки понравились всем, и они послужили прообразом нашей матрёшки. В России было игрушечное царство, а находилось оно в Троице-Сергиевском Посаде. И вот оттуда был призван лучший мастер игрушечных дел Звёздочкин. С большим старанием вручную, изготовил он первую модель. Вот так явилась миру новая игрушка. Окрестили её матрёшкой. Затем она появилась на базаре. Она привлекала внимание покупателей своей оригинальностью, стала пользоваться популярностью и спросом. Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах на столе у нас живут Всех матрёшками зовут. Такое удивительное зрелище завораживало не только детей, но и взрослых. И тому есть объяснение. В 1904 году приходит заявка на изготовление и продажу матрёшек для Парижа. С этого момента начинается массовый вывоз русских матрёшек за границу. В 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была выполнена 48 –местная матрёшка. Игрушку полюбили всюду. — Тары-бары-растобары, //Есть хорошие товары! Привезли сюда //Товары самые модные, Русские народные, //Для наших гостей //Со всех волостей! -Аж, поёт душа, гляди как Гжель хороша! Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь. Известно всем в народе ее название – Гжель. Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой. Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый И в каждом отражается сторонушка родимая. Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики, находящихся под Москвой. Секреты красоты таятся в самой природе. Происхождение слова «Гжель» краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел. Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты в 14 веке. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного. Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для медицинской посуды. Мастера Гжели постоянно находились в поиске нового. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду для крестьянского быта. Посуду и игрушки делали из белой глины, наносили орнамент синей краской и покрывали лаком. О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ. В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинные и лепили там из глины. Все игрушки не простые, а волшебно расписные. И пошла о Дымке слава, заслужив на это право. Самая многочисленная группа дымковских игрушек — игрушки-свистульки. Лепили их изначально по желанию души и использовали по своему прямому назначению, в качестве игрушек для крестьянских детей. К образам любимых домашних животных присоединялись сказочные образы, становившиеся оберегами. С развитием игрушечного промысла, они изготавливались большими партиями к праздничным ярмаркам в особой дымковской пластике. Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками, растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись. До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.). Продавец:-Полотенца, рушники, наряды , Для молодушек – шали, Сами вышивали! Шелк, атлас Весь девичий припас! Вышивальщицы–люди особой породы У них свои чаяния и невзгоды Желанья – что б нитки хватило на ряд Иголки в руках у них просто горят… Искусство вышивания имеет многовековую историю, оно начало развиваться в 9-10 веках. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей. Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, до 20 полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения. Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом. Вышивка выполнялась разным способом — росписью, крестом, счетной гладью, набором. В разных регионах вышивали свои особенные узоры и орнаменты. Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. В вышивке полотенец нашли свое отражение идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й половины XX века сохраняются древние символы. Вышиванием занимались в зимнее время. Собирались девушки и женщины вместе в одной избе, занимались рукоделием, при этом напевая песни. Обратите на нас внимание, на наши усиленные старания: Привезли товару дешёвого, Ценой доступного и грошового! Всех красавиц в кружева одевайте! Работы русских кружевниц славятся во всем мире. Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делает кружево уникальным. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремятся передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Особенностью кружева является изысканность, легкость, воздушность. Кружево мастерицы плели на коклюшках( деревянных палочках), сплетая узор, также на спицах и крючком. Центром была Вологда. Издавна искусство плетения кружев было излюбленным народным ремеслом. В старинных русских летописях есть упоминание, что мастерство кружевного плетения встречалось еще в 8 веке. Кружевные фабрики, основанные на труде крепостных мастериц, славились своими изделиями и далеко за пределами нашей Родины. Покупай от души, вот товары хороши! Ворон не считайте, платки покупайте! Город Павловский Посад Знают люди: стар и млад О платках с цветами. А на Руси женщины до конца XVII века покрывали голову белым льняным полотенцем с вышивкой – убрус, который постепенно уступает место разноцветному платку. Слово «платок» исконно русское, «плат» – кусок ткани. А спустя еще 100 лет в русском языке появляется персидское слово «шаль», означающее большой узорный платок. Шали, привезенные из Индии, стоили баснословно дорого. И эта дороговизна вполне объяснима: над обычной шалью три ткача трудились несколько месяцев, а сложную, с замысловатым узором, ткали от полутора до четырёх лет. Мы знаем, что, начиная с середины 19 века, оренбургские пуховые изделия не раз удостаивались медалей на Всемирных промышленных выставках в Лондоне, Чикаго, Брюсселе. Размером 3,5м х 3,5м, лёгкие ажурные паутинки поражали своей красотой и тонкостью – платок можно было продеть сквозь золотое колечко и уместить в скорлупе гусиного яйца. Международная слава русских оренбургских шалей началась с первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне (1851). Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки, и их можно было носить на обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских странах. Шали эти были созданы руками крепостных девушек в мастерских помещиков Нижегородской губернии. По качеству эти изделия ни в чем не уступали индийским образцам. Для ткачества пряли нити из пуха сайгаков и шерсти тибетских коз. Пряжа была так тонка, что волос в сравнении был толще. Наши русские шали в начале 19 века по сложности узора, изысканности расцветки и качеству ничуть не уступали европейским образцам, а порой превосходили их. С середины 19века, в России начинают массово производить шали с набивным рисунком, которые были гораздо дешевле тканых. И тогда шаль становится достоянием всего народа, прочно войдя в быт всех слоёв русского общества. Теперь ею обладают не только дворянки и богатые купчихи, но и мещанки, и крестьянки. Большой популярностью пользовались изделия из города Павловский Посад Богородского уезда Московской губернии. Рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами. Надо заметить, что история ремесла набивки, на Руси довольно давняя. Этот способ декорирования ткани был известен нашему народу еще в 11-12 веке, ткани окрашивали и по цветному фону набивали узоры. Старинная русская набойка делалась масляной краской по льняному холсту. Из набивной ткани шили не только одежду, но и церковное облачение, занавески, шатры и знамена. Так как узор наносили на холст резными досками (а для того чтобы краска лучше впитывалась в ткань, по деревянной форме били молотком), – возникли термины «набойка» и «набивка». — По ярмарке весь день ходили, Ни про кого не забыли! Сказать, что мы купили? — Маленьким сестрицам – По вышитым рукавицам! -Я купила расписные подносы да гребень себе в косы. — А я купила ненаглядных матрёшек да пару дорогих серёжек. Живут эти прославленные мастера недалеко от города Нижний Новгород, на маленькой речушке Полховке. Делают они в основном игрушки, грибки-копилки, птички-свистульки. Но особенно эти умельцы любят делать одну замечательную, всеми любимую игрушку, которую знает весь мир. Отгадайте, что это за игрушка? Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.(Матрешка. Мастера из Полховского Майдана.) Эту посуду делают из фарфора, а расписывают ее только голубой и синей красками. Где делают эту красивую посуду?(В Гжели. ) Эти игрушки любимы всеми. Они очень яркие и нарядные. Про них народ написал немало прибауток, считалок, загадок. Отгадайте загадки: Ходит девица-красавица пешком.(Дымковская барыня.) – Бока крутые, рога золотые, На спине Егорка.(Баран с мальчиком.) Где делают эти изделия? (Дымково. ) На берегу Волги мы попали в удивительный мир русской сказки, созданной руками мастеров. Эти умельцы делают мебель, удивительно красивые ларцы, шкатулки, прялки, детские игрушки, а изображают на них сказочных птиц и быстрых коней. Особенно же любимы мастерами изображать картины. Где развивался этот промысел?(Городец.) Есть в Подмосковье деревня, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи – подноса. Под кистью народных мастеров – умельцев живописцев этот предмет стал художественным произведением. Собранные в букеты и вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые или полевые цветы несут людям радость жизни, поэзию вечного цветения природы. Где этот народный промысел? Эти изделия ярки и красочны, словно пронизаны солнцем. Роспись этой посуды выполняется кистевыми приемами без предварительного нанесения контура рисунка. Основной прием росписи – «травный», основные цвета: красный, чёрный ижёлтый. Откуда пришли к нам эти горящие золотом ложки, туески, плошки? Эту посуду знают во всем мире. А вы ее, ребята, узнали? (Хохлома. ) Вьется ниточка льняная – Кружева. Где делают кружева? (В Вологде.) Зазывала Мы сегодня здесь кончаем. — С этого базара на другой переезжаем! — И мы торговлю закрываем, восвояси уезжаем! Зазывала:- А теперь позвольте отдать вам Наше нижайшее почтение, Поблагодарить за посещение! Приходите в другой раз. Уважим! Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям. Пришло время расставанья, Спасибо! До свидания! По теме: методические разработки, презентации и конспекты Презентация использовалась при защите детских проектов. Презентация содержит 10 слайдов. Может использоваться на уроках изобразительного искусства и технологии, а также во внеклассной работе. Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству, знакомство детейс народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа на уроках и во внеурочной деяте. Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской. Источник
  5. 3. Подведение итогов.
  6. 4. Домашнее задание:
  7. Урок изобразительного искусства в 3 классе «Народные промыслы России». план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
  8. Скачать:
  9. Предварительный просмотр:
  10. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  11. Народные промыслы классный час (3 класс)
  12. Скачать:
  13. Предварительный просмотр:
  14. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читайте также:  Народная мудрость построить дом

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (751,1 кБ)

ознакомить учащихся с русскими народными промыслами нашего края;

– развивать кругозор учащихся, интерес к истории родного края;

– воспитывать любовь к прекрасному, к национальным традициям, к Родине.

Оборудование: проектор, презентация, выставка изделий народных промыслов, книги о народных промыслах.

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

– Как называется народ, живущий в России? /Россияне/

– Населением края называют людей, проживающих на его территории.

Давайте вспомним, какие народы проживают в нашем крае? /форзац учебника/

– У каждого народа есть свои традиционные жилища, своя национальная кухня (блюда),

а также есть свои национальные народные кустарные промыслы.

– Что же это такое? /Читаем определение на доске: Кустарные народные промыслы – производство изделий ручным способом./

– Сегодня на уроке мы с Вами познакомимся с Русскими народными промыслами. / Слайд 1./

По традиции переходили они от родителей к детям, внукам, правнукам. И в наши дни продолжают они свой исторический путь.

2. Основная часть урока.

/Учитель произносит вступительное слово и демонстрирует поочерёдно кадры презентации на экране с помощью проектора, подготовленные учащиеся выходят и делают небольшой доклад о народном промысле, изображённом на экране.

а) Городецкая роспись –
Как ее нам не знать.
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты –
Ни пером описать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,
Здесь такие букеты, что нельзя описать. / Слайд 2./

б) Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного и серости дождей.
В ней что-то есть от радуги, от капелек росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы! /Слайд 3./

в) Здесь издавна лепят народные игрушки-свистульки из глины.

Раньше на всех праздниках непременно свистели и млад, и стар! / Слайд 4./

г) Эта игрушка отличается от игрушки любой из областей России.

Секрет её выразительности лежит, прежде всего, именно в лепке. / Слайд 5./

д) В Богородском мастера
По резьбе из дерева.
Из деревянной чурки –
Забавные фигурки. / Слайд 6./

е) Глиняная посуда. / Слайд 7./

– Но не только игрушками славятся русские умельцы. Ведь человеку необходимы были и нужные в быту вещи – посуда, одежда, инструменты и т.д.

Сейчас мы с вами посетим гончарную мастерскую и посмотрим, как мастера-гончары изготовляли глиняные горшки /демонстрируется видеоролик/. /за видеороликом обращайтесь, пожалуйста, к автору/

Мы с тобою гончары,
Лепим дружно мы горшки.
Глину нежно мы возьмём,
Хорошенечко помнём.
Круг гончарный раскрути
И горшочек свой лепи!

ж) Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель. / Слайд 8./

з) Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой! / Слайд 9./

к) Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток.
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?! / Слайд 10./

л) А какой же чай без сладкого, мягкого печенья в виде лепешки или плоской фигурки – пряника.

На Руси медовые пряники известны давно. Существовало даже поверье, будто пряники имеют целебное свойство. / Слайд 11./

3. Подведение итогов.

– Сегодня мы познакомились с Вами с малой долей того, чем славятся русские мастера.

– Сейчас я проведу небольшую викторину / учитель показывает изделие русских мастеров, а учащиеся должны назвать промысел/.

– Все Вы молодцы! Тульские умельцы прислали Вам свой гостинец.

/Все учащиеся получают Тульский пряник/.

4. Домашнее задание:

уч-к с.38 – 42 читать, вопросы и задания в тетради.

Источник

Урок изобразительного искусства в 3 классе «Народные промыслы России».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

«Народные промыслы России. Городецкая, гжельская, хохломская роспись»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Народные промыслы России. Городецкая, гжельская, хохломская роспись»

1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

4. Различать и называть знакомые предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель).

5. Закреплять умение рисовать геометрические (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры: травку, цветок, ягоду и т.д.

1. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

2. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.

3. Развивать творческие способности.

1. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

2. Учить работать самостоятельно.

3. Получить эмоциональный отклик на сделанную работу.

Народных промыслов: Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Жостовские подносы, Городец – доски, матрешки.

— урок по мотивам народных росписей

Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хочется помочь вам окунуться в мир прекрасного, в мир декоративно – прикладного искусства. Я предлагаю сегодня на один урок превратить класс в художественную мастерскую, где будут работать художественные группы: «Городец», «Гжель» и «Золотая Хохлома», послушать сказку и на время урока стать настоящими мастерами.

Россия богата ремеслами. В каждом ремесле кроится своя тайна, загадка. И тот, кто может их разгадать, становится настоящим мастером.

2. Постановка цели и задач урока.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

– Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.

– Да, названия изделий народных промыслов, как правило, даны по названию села или деревеньки, в которых эти промыслы развивались.

— Давайте попробуем назвать тему нашего урока? (Народные промыслы России)

Народные промыслы России – ремёсла русских мастеров, по технологиям которые передавались из поколения в поколения. Это уникальные, качественные изделия, которые затрагивают разные группы народных промыслов: Гжель, Хохлома, Жостово, игрушки, Матрёшки, Городецкая роспись.

— Сделайте предположение, чему мы научимся на уроке? (на слайде)

3. Беседа. Объяснение нового материала.

Ребята, вы когда–нибудь слышали выражение:

« Сказка- ложь да в ней намек, добрым молодцам урок» что оно означает?

— Верно, сказка обязательно нас чему- то учит.

Сегодня на уроке я расскажу вам сказку. А вот научит ли она вас чему- нибудь, вы сами определите в конце урока. Итак, слушайте внимательно и помогайте мне и сказочным героям.

/Звучит русская народная мелодия и на ее фоне учитель начинает рассказывать сказку/.

— Да как же доказать? – растерялся Иван.

— А вон, видишь, во дворе моем царском терем стоит. Снаружи и красив и хорош, а внутри лишь стены серые, унылые. Распиши ты их так, чтоб душа радовалась.

— Ребята, а не напоминает ли вам это описание один из народных орнаментов? Какой именно? Почему?

/ Хохломская роспись, перечислены элементы этого орнамента/.

— А какие элементы из представленных здесь, мог использовать Иван в работе?

/ Дети выбирают среди прикрепленных на доске нужные элементы/.

Полюбовался Матвей- царь на Иванову работу, похвалил и говорит: « Теперь принимайся за вторую комнату. Пусть стены в ней белее снега будут. А на этой белизне цветы расцветают синие, да голубые».

Задумался Иван- царевич: как же мне можно одной единственной краской такой узор нарисовать, чтоб не скучным был, да глаз радовал. Где мне таких мастеров найти?

— Куда же нужно отправиться Ивану? А что создают гжельские мастера?

/ В Гжель! Фарфоровую посуду и расписывают всеми оттенками синего цвета.

Показывают элементы гжельского орнамента/.

— Молодцы! Помогли вы Ивану! Познакомился он с гжельскими мастерами и убедился, что и с одним цветом можно чудеса творить. Выполнил он и второе задание царя.

— Знаю, знаю где такие художники живут! – обрадовался Иван.

— А вы ребята, знаете?

— Найдите элементы этой росписи?

/ В Городце! Это Городецкая роспись/.

Наконец- то выполнил Иван и третье задание царя- Матвея.

И пригласил Иван- царевич на свадьбу всех своих друзей- помощников, народных умельцев. Каждый мастер молодым подарок принес, над которым его золотые руки потрудились.

Посмотрите! Эти вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

Посмотрите на эти прекрасные творения! Сколько любви и труда вложил мастер в свою работу.

— Сможете ли вы отличить где, чей подарок? Где применяются эти предметы?

Для чего они нужны? (из них едят, пьют, они нужны для красоты – ими украшают дом).

/ Дети определяют, к каким народным промыслам относятся те или иные предметы/.

4. Физминутка – незабываемая минутка (под музыку).

Мы с тобою гончары,
Лепим дружно мы горшки.
Глину нежно мы возьмём,
Хорошенечко помнём.
Круг гончарный раскрути,
И горшочек свой лепи!

5. Практическая (самостоятельная) работа.

— А давайте- ка мы тоже подарки приготовим для Ивана- царевича и Василисы.

6. Итоги урока. Рефлексия.

Выставка творческих работ учащихся.

— Давайте посмотрим ваши работы. Разложите по «полочкам» готовые изделия.

Вопросы для обсуждения:

-Какая работа вам нравится?

-Чем она вам нравится?

— Герои сказок, у которых мы побывали, научили нас чему-то полезному. Вам необходимо сделать вывод, что же полезного мы узнали из этой сказки, чему же мы научились. (Предполагаемые ответы детей: доброте, дружбе, вежливости, отзывчивости учит правильно поступать в различных ситуациях и т.д.)

— Ребята, сегодня активно работали на уроке, в группе: ФИО…. Я им ставлю 5, а остальным ребятам я поставлю оценки, после того как посмотрю ваш лист самооценки.

— Я предлагаю сделать ещё один подарок. Взгляните на блюдо (ковёр), чего не хватает на нём? (цветов)

— У вас на столах лежат цветы разного цвета.

Тем, кто считает … (три плаката) из рефлексии

Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой – приклейте жёлтый цветок

Я многому научился, но ещё нуждаюсь в помощи – синий цветок

Мне было трудно на уроке – красный цветок

7. Задание на дом (по карточкам)

— Я предлагаю вам выбрать карточку, на первой…, а на второй ….

1) Узнать какие еще народные промыслы существуют в России.

2) Расписать силуэты посуды, разделочных досок, игрушек узорами по мотивам народных промыслов России.

Теперь вы сами при желании можете совершенствовать свои умения в росписи изделий, для того, чтобы иметь возможность делать необычные подарки близким людям, а может быть кто-то из вас поступит в художественную школу, сам станет мастером, а позже научит других своему искусству. И мелодии ремёсел не прервутся никогда!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст.

Сценарий урока изобразительного искусства для 4 класса «Узорочье теремов».

В презентации раскрывается понятие художественный музей. Дети знакомятся с экспонатами художественного музея, понятием интерьер.

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве&raquo.

Конспект урока изобразительного искусства, 3 класс, Школа России,Живописные просторы Родины.

Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, «Выразительность формы предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы).

Цель деятельности учителя: формирование интереса к народной культуре посредством изучения народного промысла «павловские платки».Планируемые результатыПредметные:приобретают практичес.

Источник

Народные промыслы
классный час (3 класс)

Познакомить детей с народным промыслом

Скачать:

Предварительный просмотр:

Вид деятельности: внеклассное мероприятие, входящее в систему образовательного и воспитательного процесса на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры их участия в занятиях декоративно-прикладным искусством.

Цель:познакомить детей с народным декоративным искусством – неиссякаемым источником мудрости и красоты.

-воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире;

-развивать нравственные и эстетические чувства;

— знакомить учащихся с русскими народными ремеслами, древними корнями народного искусства;

— воспитывать потребности в овладении русскими народными ремеслами;

— развивать художественно-творческих способностей учащихся в области декоративно-прикладного искусства ;

— развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала учащихся;

— воспитание личности ребенка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

— сплочение коллектива класса, школы;

— органичное включение родителей в образовательный и воспитательный процесс;

— использование в работе разнообразных и доступных детям форм и методов работы;

— развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;

— создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения учащегося.

Оборудование: самовары, скатерти, салфетки, деревянная и глиняная утварь, народные русские костюмы, вышивки, кружева, рушники, поделки.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Ском1Почтенные и молодые, полные и худые –

Мы рады гостям, как добрым вестям!

Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!

Ском2- Здравствуйте, гости дорогие,

Здесь найдёте на любой вкус товар!

— Что же у тебя там за товары? Парень ты хваткий и зазываешь без оглядки.

А, может, у нас самих есть товары не хуже?

-Да у тебя и сноровка не та.

А на моём прилавке береста.

Письмена сохраняла от лжи береста

И служила художнику лучше холста.

К белизне этой нежно щекою прильну,

Уносясь от реальности в ту старину.

Белая береза. Пожалуй, это самое любимое дерево в России..

О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды.

Береста как простой материал издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. Собирают бересту ранним летом, когда в дереве прекращается движение сока. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны.

В старину главным источником света в доме служили березовые лучины. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес у телеги, чтобы не скрипели. Березовыми почками лечили разные хвори. Но было у березы еще одно очень важное дело — дарить людям красоту. Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи — плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мед и ягоду, сметану и масло. В такой «упаковке» все долго оставалось свежим. А еще из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, веселыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зеленые веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина.

Береста — прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей! Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. Для красоты в ажурное кружево вставляли цветную фольгу.

О берёзе слагали песни и любили водить хороводы.

Ну, теперь, честной народ

На ярмарку, да в хоровод!

Хоровод «Во поле берёзка стояла»

Не скучай, сидя на лавке,

Покупай, и млад, и стар!

Тульский славный мой товар!

Тары-бары-растабары Есть хорошие товары!

1.Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

2.Самовар поет, гудит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что впервые появился он в Туле. Есть документ – подтверждение, что именно в Туле в 1778 году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Через тридцать лет таких мастерских было уже 8, а к 1850 году – аж 28! Недаром Тула называется самоварной столицей!

Тула Тулой, но есть свидетельства, что первые в России самовары были изготовлены примерно в 1740 году на Урале, на Иритинском заводе. И были они не только металлические, но и из фарфора, из фаянса и даже из хрусталя. Кстати, русские солдаты, придя в 1813 году в Париж (в войне с Наполеоном), подарили самовар Европе.

В летнюю жару не надо печь топить, чтобы воду согреть. А чай прежде пивали неспешно, дюжинами чашек, с разговорами и пересудами, особенно после баньки. Чаем трапезу начинали, а потом в продолжении обеда, и чаем трапезу заканчивали.

Для мастера – самоварщика самовар не просто изделие, он – произведение искусства. Каждый мастер стремился придать самовару особую форму, украсить его чеканкой, гравировкой, сканью и эмалью, чернью или росписью.

Металлические подносы с яркой декоративной росписью. Начало этому своеобразному искусству было положено в конце 18 века.

Жостовская декоративная роспись является оригинальным видом русского народного художественного творчества. На протяжении двух веков многими поколениями жостовских мастеров разрабатывались своеобразные живописные, композиционные и технические приёмы исполнения цветочной росписи на лаковой основе металлических кованых подносов.

Главная тема украшения жостовских кованых подносов это букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В жостовской росписи цветы как будто оживают.

Роспись производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам.

— Чуть не даром отдаём!

-Товар достоин любого молодца,

Привезли его из славного Городца.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись – сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит.

На высоком берегу Волги стоит древний Городец. По преданию, основал его еще в XII веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость.

Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью.

Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы- шкатулки, сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки. Городецкая роспись — веселая, праздничная. Цвета — черный, красный, синий, зеленый, коричневый, белый — на любой вкус!

. Гуляют дамы с модными зонтиками, веселая компания уселась в повозку, поет женский хор, и, конечно же, любители почаевничать расположились в трактире за большим столом. С доброй улыбкой, наверное, делал свою работу городецкий мастер и дарил нам ее вместе со своим изделием.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.

Яркая, лаконичная городецкая роспись(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха.

Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены.

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди служишь Отчизне!

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым.

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Прекрасна осенняя пора. Выглянет солнышко из-за темных туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души.

Не корова – просто клад, Покупай, коли богат!

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрёшки,

Ложки деревянные, матрёшечки румяные!

Русских много есть игрушек, и коней и погремушек,

Разноцветные флажки, расписные сундучки.

Есть ещё одна игрушка, все похожи друг на дружку.

И живут они друг в дружке –

Это русские подружки.

За долгие века существования русского государства народная мудрость закрепилась в пословицах, поговорках. Русский народ славится своей выдумкой, фантазией, трудолюбием. У русского народа золотые руки. Эти руки сотворили игрушки, которые и поныне живут в наших домах.

Матрёшке чуть больше 100 лет. Биография её начинается с одного незначительного случая. Есть в Подмосковье старинное село Абрамцево. В 18 веке усадьбу купил богатый человек, которого звали Савва Мамонтов. Он организовал мастерскую художников, музыкантов, артистов.

И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла. Это была фигурка добротного лысого старика. Изображала она мудреца. И звали его фукурума.

Но кукла эта была не простая. Фукурума раскрывался, и в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эти фигурки понравились всем, и они послужили прообразом нашей матрёшки.

В России было игрушечное царство, а находилось оно в Троице-Сергиевском Посаде. И вот оттуда был призван лучший мастер игрушечных дел Звёздочкин. С большим старанием вручную, изготовил он первую модель. Вот так явилась миру новая игрушка. Окрестили её матрёшкой. Затем она появилась на базаре. Она привлекала внимание покупателей своей оригинальностью, стала пользоваться популярностью и спросом.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут

Всех матрёшками зовут.

Такое удивительное зрелище завораживало не только детей, но и взрослых. И тому есть объяснение. В 1904 году приходит заявка на изготовление и продажу матрёшек для Парижа. С этого момента начинается массовый вывоз русских матрёшек за границу. В 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была выполнена 48 –местная матрёшка. Игрушку полюбили всюду.

— Тары-бары-растобары, //Есть хорошие товары!

Привезли сюда //Товары самые модные,

Русские народные, //Для наших гостей //Со всех волостей!

-Аж, поёт душа, гляди как Гжель хороша!

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики, находящихся под Москвой.

Секреты красоты таятся в самой природе. Происхождение слова «Гжель» краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты в 14 веке. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного.

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для медицинской посуды.

Мастера Гжели постоянно находились в поиске нового. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду для крестьянского быта. Посуду и игрушки делали из белой глины, наносили орнамент синей краской и покрывали лаком.

О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.

В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Самая многочисленная группа дымковских игрушек — игрушки-свистульки. Лепили их изначально по желанию души и использовали по своему прямому назначению, в качестве игрушек для крестьянских детей. К образам любимых домашних животных присоединялись сказочные образы, становившиеся оберегами. С развитием игрушечного промысла, они изготавливались большими партиями к праздничным ярмаркам в особой дымковской пластике.

Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками, растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись.

До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

Продавец:-Полотенца, рушники, наряды

, Для молодушек – шали, Сами вышивали! Шелк, атлас Весь девичий припас!

Вышивальщицы–люди особой породы

У них свои чаяния и невзгоды

Желанья – что б нитки хватило на ряд

Иголки в руках у них просто горят…

Искусство вышивания имеет многовековую историю, оно начало развиваться в 9-10 веках. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, до 20 полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения.

Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.

Вышивка выполнялась разным способом — росписью, крестом, счетной гладью, набором. В разных регионах вышивали свои особенные узоры и орнаменты.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани.

В вышивке полотенец нашли свое отражение идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й половины XX века сохраняются древние символы.

Вышиванием занимались в зимнее время. Собирались девушки и женщины вместе в одной избе, занимались рукоделием, при этом напевая песни.

Обратите на нас внимание, на наши усиленные старания:

Привезли товару дешёвого, Ценой доступного и грошового!

Всех красавиц в кружева одевайте!

Работы русских кружевниц славятся во всем мире. Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делает кружево уникальным. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремятся передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Особенностью кружева является изысканность, легкость, воздушность. Кружево мастерицы плели на коклюшках( деревянных палочках), сплетая узор, также на спицах и крючком. Центром была Вологда.

Издавна искусство плетения кружев было излюбленным народным ремеслом. В старинных русских летописях есть упоминание, что мастерство кружевного плетения встречалось еще в 8 веке. Кружевные фабрики, основанные на труде крепостных мастериц, славились своими изделиями и далеко за пределами нашей Родины.

Покупай от души, вот товары хороши!

Ворон не считайте, платки покупайте!

Город Павловский Посад

Знают люди: стар и млад

О платках с цветами.

А на Руси женщины до конца XVII века покрывали голову белым льняным полотенцем с вышивкой – убрус, который постепенно уступает место разноцветному платку. Слово «платок» исконно русское, «плат» – кусок ткани. А спустя еще 100 лет в русском языке появляется персидское слово «шаль», означающее большой узорный платок.

Шали, привезенные из Индии, стоили баснословно дорого. И эта дороговизна вполне объяснима: над обычной шалью три ткача трудились несколько месяцев, а сложную, с замысловатым узором, ткали от полутора до четырёх лет.

Мы знаем, что, начиная с середины 19 века, оренбургские пуховые изделия не раз удостаивались медалей на Всемирных промышленных выставках в Лондоне, Чикаго, Брюсселе. Размером 3,5м х 3,5м, лёгкие ажурные паутинки поражали своей красотой и тонкостью – платок можно было продеть сквозь золотое колечко и уместить в скорлупе гусиного яйца.

Международная слава русских оренбургских шалей началась с первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне (1851). Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки, и их можно было носить на обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских странах.

Шали эти были созданы руками крепостных девушек в мастерских помещиков Нижегородской губернии. По качеству эти изделия ни в чем не уступали индийским образцам. Для ткачества пряли нити из пуха сайгаков и шерсти тибетских коз. Пряжа была так тонка, что волос в сравнении был толще.

Наши русские шали в начале 19 века по сложности узора, изысканности расцветки и качеству ничуть не уступали европейским образцам, а порой превосходили их.

С середины 19века, в России начинают массово производить шали с набивным рисунком, которые были гораздо дешевле тканых. И тогда шаль становится достоянием всего народа, прочно войдя в быт всех слоёв русского общества. Теперь ею обладают не только дворянки и богатые купчихи, но и мещанки, и крестьянки.

Большой популярностью пользовались изделия из города Павловский Посад Богородского уезда Московской губернии. Рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами.

Надо заметить, что история ремесла набивки, на Руси довольно давняя. Этот способ декорирования ткани был известен нашему народу еще в 11-12 веке, ткани окрашивали и по цветному фону набивали узоры. Старинная русская набойка делалась масляной краской по льняному холсту. Из набивной ткани шили не только одежду, но и церковное облачение, занавески, шатры и знамена.

Так как узор наносили на холст резными досками (а для того чтобы краска лучше впитывалась в ткань, по деревянной форме били молотком), – возникли термины «набойка» и «набивка».

— По ярмарке весь день ходили, Ни про кого не забыли!

Сказать, что мы купили?

— Маленьким сестрицам – По вышитым рукавицам!

-Я купила расписные подносы да гребень себе в косы.

— А я купила ненаглядных матрёшек да пару дорогих серёжек.

Живут эти прославленные мастера недалеко от города Нижний Новгород, на маленькой речушке Полховке. Делают они в основном игрушки, грибки-копилки, птички-свистульки. Но особенно эти умельцы любят делать одну замечательную, всеми любимую игрушку, которую знает весь мир. Отгадайте, что это за игрушка?

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.(Матрешка. Мастера из Полховского Майдана.)

Эту посуду делают из фарфора, а расписывают ее только голубой и синей красками. Где делают эту красивую посуду?(В Гжели. )

Эти игрушки любимы всеми. Они очень яркие и нарядные. Про них народ написал немало прибауток, считалок, загадок. Отгадайте загадки:

Ходит девица-красавица пешком.(Дымковская барыня.)

– Бока крутые, рога золотые,

На спине Егорка.(Баран с мальчиком.) Где делают эти изделия? (Дымково. )

На берегу Волги мы попали в удивительный мир русской сказки, созданной руками мастеров. Эти умельцы делают мебель, удивительно красивые ларцы, шкатулки, прялки, детские игрушки, а изображают на них сказочных птиц и быстрых коней. Особенно же любимы мастерами изображать картины.

Где развивался этот промысел?(Городец.)

Есть в Подмосковье деревня, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи – подноса.

Под кистью народных мастеров – умельцев живописцев этот предмет стал художественным произведением.

Собранные в букеты и вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые или полевые цветы несут людям радость жизни, поэзию вечного цветения природы. Где этот народный промысел?

Эти изделия ярки и красочны, словно пронизаны солнцем. Роспись этой посуды выполняется кистевыми приемами без предварительного нанесения контура рисунка. Основной прием росписи – «травный», основные цвета: красный, чёрный ижёлтый. Откуда пришли к нам эти горящие золотом ложки, туески, плошки? Эту посуду знают во всем мире. А вы ее, ребята, узнали? (Хохлома. )

Вьется ниточка льняная –

Кружева. Где делают кружева? (В Вологде.)

Зазывала Мы сегодня здесь кончаем.

— С этого базара на другой переезжаем!

— И мы торговлю закрываем, восвояси уезжаем!

Зазывала:- А теперь позвольте отдать вам

Наше нижайшее почтение,

Поблагодарить за посещение!

Приходите в другой раз. Уважим!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.

Пришло время расставанья,

Спасибо! До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация использовалась при защите детских проектов.

Презентация содержит 10 слайдов. Может использоваться на уроках изобразительного искусства и технологии, а также во внеклассной работе.

Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству, знакомство детейс народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа на уроках и во внеурочной деяте.

Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской.

Источник