Народный промысел костромской области

Народный промысел костромской области

Народные промыслы Костромы

Каждый город славится теми или иными промыслами, которыми занимается испокон веков. Так получилось, что Кострома была всегда известна своим текстильным, иконописным, ювелирным и лесным промыслами. Помимо этого некоторое время на Костромской земле занимались мыловарением, кожевенным промыслом, солеварением, сапожным мастерством, гончарным, кузнечным.

В Костроме, кроме льна, не из чего больше шить одежду. Поэтому текстильный промысел начал развиваться здесь, как только люди стали заселять здешние земли. В каждой избе был ткацкий станок, который на лето разбирали и убирали на чердак. А зимой женщины ткали: девушки помогали и шили для семьи, и для приданого своего не забывали вышивать красивые рубашки будущему мужу, себе шили нарядные сарафаны, ткали рукомойники. Позже стали ткать и на продажу. В XIV веке костромские полотна стали известны далеко за пределами России: лён пользовался спросом в Голландии, Узбекистане, Англии. Купцы, которые работали с Костромой, много зарабатывали на перепродажах. В 1751 году в Костроме открылась первая льняная фабрика. В 1760 — открывается фабрика в Нерехте. В 1866 году семья Третьяковых открывает в Костроме под одной крышей прядильную, ткацкую и отбельную фабрики.

К концу XVIII века в Костроме было уже около 22 полотняных фабрик.

Сегодня Костромской лён — это каждый третий метр льняной ткани в России и каждый шестой метр — в странах Евросоюза.

Вы можете приехать в Кострому в Ипатьевский монастырь, где открыт музей самых древних икон Костромской земли. Здесь можно увидеть и икону Сергия Радонежского, написанную неизвестным иконописцем, по некоторым данным из Троице-Сергиева монастыря.

В 1559 году была написана икона «Иоанн Богослов в клеймах Апокалипсиса», долгое время которая хранилась в Богоявленском монастыре. На ней изображены мрачные картины «конца света», которые, по легенде, были описаны евангелистом Иоанном Богословом. Традиции искусства начала XVI века находят отклик в иконе «Никола Великорецкого в восьми клеймах жития».

Годуновы дарили много икон Ипатьевскому монастырю (около 90) различных размеров, многие украшены золотыми окладами и драгоценными камнями.

После закрытия богадельни в Судиславле, там было обнаружено огромное количество икон, многие из которых принадлежали Андрею Рублеву.

Очень известны литые иконы села Красного Костромской губернии. По некоторым данным иконопись в Красном существует с XIV века, но именно изделия XVII-XX веков создали селу славу среди коллекционеров и почитателей икон.

В XVI веке развивается ювелирный промысел, который прославил Кострому на весь мир. Изделия наших мастеров отмечены на Всемирной Выставке в Париже и Нью-Йорке, ежегодно сама Кострома устраивает ювелирный фестиваль «Золотое Кольцо России», где наши изделия пользуются особым спросом и уважением. Ежегодно Кострома принимает порядка пяти тысяч участников фестиваля со всего мира. Оглушительную славу принесла Костромской земле Красносельская скань — ажурные узоры из нитей драгоценных металлов — выполняемая вручную до сих пор.

Сегодня Кострома считается ювелирной столицей России, ведь здесь вырабатывается порядка 33% всего объёма ювелирных изделий.

Город Кострома окружён со всех сторон лесами, поэтому не удивительно, что здесь издавна процветает лесной промысел: рубка и сплав леса, заготовка дров на продажу, работа на лесопильных заводах. До начала XX века лес рубили топорами, и только в начале XX века начали пользоваться поперечными пилами, а позже — электропилами. Поэтому и известна поговорка «Лес рубят — щепки летят».

Художественная обработка дерева костромскими зодчими также завоевала любовь и уважение всей Руси.

Во время засилья западной моды и новых молодежных движений происходит разрыв современной и древней культур. К сожалению, часто мы сталкиваемся с тем, что сегодняшней молодежи неинтересно то, чем жили наши предки, неинтересна история родного края и их традиции. Ранее они передавались через осваивание народных промыслов, и именно это позволяло сохранять их на долгое время. Именно поэтому важно не забывать, а сохранять и развивать кустарные промыслы.

В Костроме в 2009 году появился закон «О поддержке народных художественных промыслов в Костромской области», который призван поддерживать народные художественные промыслы с помощью оказания информационной и консультационной деятельности организациям, которые занимаются народными художественными промыслами, создавать необходимые условия для их возрождения и сохранения, помогать в организации постоянного рынка сбыта изделий художественных промыслов.

Источник

Народный промысел костромской области

Кострома, 7 апреля, 06:25

Разделы

История

Культура

Культура

Народные промыслы в Костроме

Каждый город славится теми или иными промыслами, которыми занимается испокон веков. Так получилось, что Кострома была всегда известна своим текстильным, иконописным, ювелирным и лесным промыслами. Помимо этого некоторое время на Костромской земле занимались мыловарением, кожевенным промыслом, солеварением, сапожным мастерством, гончарным, кузнечным.

Читайте также:  Народные средства против детской аллергии

В Костроме, кроме льна, не из чего больше шить одежду. Поэтому текстильный промысел начал развиваться здесь, как только люди стали заселять здешние земли. В каждой избе был ткацкий станок, который на лето разбирали и убирали на чердак. А зимой женщины ткали: девушки помогали и шили для семьи, и для приданого своего не забывали вышивать красивые рубашки будущему мужу, себе шили нарядные сарафаны, ткали рукомойники. Позже стали ткать и на продажу. В XIV веке костромские полотна стали известны далеко за пределами России: лён пользовался спросом в Голландии, Узбекистане, Англии. Купцы, которые работали с Костромой, много зарабатывали на перепродажах. В 1751 году в Костроме открылась первая льняная фабрика. В 1760 — открывается фабрика в Нерехте. В 1866 году семья Третьяковых открывает в Костроме под одной крышей прядильную, ткацкую и отбельную фабрики.

К концу XVIII века в Костроме было уже около 22 полотняных фабрик.

Сегодня Костромской лён — это каждый третий метр льняной ткани в России и каждый шестой метр — в странах Евросоюза.

Вы можете приехать в Кострому в Ипатьевский монастырь, где открыт музей самых древних икон Костромской земли. Здесь можно увидеть и икону Сергия Радонежского, написанную неизвестным иконописцем, по некоторым данным из Троице-Сергиева монастыря.

В 1559 году была написана икона «Иоанн Богослов в клеймах Апокалипсиса», долгое время которая хранилась в Богоявленском монастыре. На ней изображены мрачные картины «конца света», которые, по легенде, были описаны евангелистом Иоанном Богословом. Традиции искусства начала XVI века находят отклик в иконе «Никола Великорецкого в восьми клеймах жития».

Годуновы дарили много икон Ипатьевскому монастырю (около 90) различных размеров, многие украшены золотыми окладами и драгоценными камнями.

После закрытия богадельни в Судиславле, там было обнаружено огромное количество икон, многие из которых принадлежали Андрею Рублеву.

Очень известны литые иконы села Красного Костромской губернии. По некоторым данным иконопись в Красном существует с XIV века, но именно изделия XVII-XX веков создали селу славу среди коллекционеров и почитателей икон.

В XVI веке развивается ювелирный промысел, который прославил Кострому на весь мир. Изделия наших мастеров отмечены на Всемирной Выставке в Париже и Нью-Йорке, ежегодно сама Кострома устраивает ювелирный фестиваль «Золотое Кольцо России», где наши изделия пользуются особым спросом и уважением. Ежегодно Кострома принимает порядка пяти тысяч участников фестиваля со всего мира. Оглушительную славу принесла Костромской земле Красносельская скань — ажурные узоры из нитей драгоценных металлов — выполняемая вручную до сих пор.

Сегодня Кострома считается ювелирной столицей России, ведь здесь вырабатывается порядка 33% всего объёма ювелирных изделий.

Город Кострома окружён со всех сторон лесами, поэтому не удивительно, что здесь издавна процветает лесной промысел: рубка и сплав леса, заготовка дров на продажу, работа на лесопильных заводах. До начала XX века лес рубили топорами, и только в начале XX века начали пользоваться поперечными пилами, а позже — электропилами. Поэтому и известна поговорка «Лес рубят — щепки летят».

Художественная обработка дерева костромскими зодчими также завоевала любовь и уважение всей Руси.

Во время засилья западной моды и новых молодежных движений происходит разрыв современной и древней культур. К сожалению, часто мы сталкиваемся с тем, что сегодняшней молодежи неинтересно то, чем жили наши предки, неинтересна история родного края и их традиции. Ранее они передавались через осваивание народных промыслов, и именно это позволяло сохранять их на долгое время. Именно поэтому важно не забывать, а сохранять и развивать кустарные промыслы.

В Костроме в 2009 году появился закон «О поддержке народных художественных промыслов в Костромской области», который призван поддерживать народные художественные промыслы с помощью оказания информационной и консультационной деятельности организациям, которые занимаются народными художественными промыслами, создавать необходимые условия для их возрождения и сохранения, помогать в организации постоянного рынка сбыта изделий художественных промыслов.

Источник

Народный ювелирный промысел Костромского края

Рады поделиться нашей хорошей новостью!

Наши украшения причислены к изделиям народных художественных промыслов Костромского края!

Будем и дальше радовать вас своими творениями!

Ювелирный художественный промысел Костромской области

Ювелирный промысел в Костромской области зародился в 10-14 вв. Археологические находки на месте Дурасовского городища, которое располагалось недалеко от села Красного Костромской губернии, свидетельствуют о развитом мастерстве костромских ювелиров. На месте древнего поселения обнаружены обломки тиглей, литейные формочки и точильные камни, которые и сейчас применяются для заточки инструментов. Было найдено много украшений, и это дало основание полагать, что ювелирный промысел являлся ведущим у жителей этого района.

Широкое распространение ювелирный промысел в Костроме получил в 17 в. В это время недалеко от города, в окрестных селениях Сидоровское, Красное, Нерехта, полным ходом развивается кустарное производство украшений, работает множество меднолитейных мастерских.

Читайте также:  Лечится ли полип эндометрия народными средствами

Работы провинциальных ремесленников не уступают своим качеством изделиям столичных мастеров, их отличает исконно русский, народный характер и относительная дешевизна. Большое значение для развития костромского ювелирного промысла сыграла ежегодная новгородская ярмарка, на которую съезжалось множество народа. Изделия красносельских кустарей распространяются по всей России, становятся популярными.

В конце 19 в. Красносельский промысел занимает ведущее место среди ювелирных промыслов России. Местные умельцы делают не только женские украшения, в их ассортимент входят изделия культового назначения: образки, складни, иконки и кресты.

В 1897 году Министерство финансов по инициативе Костромского уездного земства открывает в селе Красное класс технического рисования с целью поднятия художественного вкуса кустарей и художественной направленности изделий. Преподавателями мастерской стали профессиональные художники, окончившие Строгановское училище. Эти учебные заведения были первыми для российских кустарных ювелирных промыслов, что еще раз подчеркивает значимость Красносельского ювелирного промысла. Преподаватели учебной мастерской, сформировавшиеся на лучших образцах западно-европейского и русского искусства привнесли сюда свои знания ювелирного дела, ювелирных техник. Прибывший из Костромы замечательный мастер И.А.Дерябин обучал ребят сканно-филигранному делу. Именно тогда и начала свое шествие знаменитая в будущем красносельская скань.

Источник

Музей «Петровская игрушка» в Костроме

Содержание:

Название музея говорит о том, что центральное место в его экспозиции занимает традиционный народный промысел Костромской области – Петровская глиняная игрушка.

В музее представлены работы знаменитого мастера Павла Иванова (д. Петровское), народного мастера Михаила Шмарова, Светланы Пимановой (г. Кострома), а так же авторские работы других мастеров из регионов России и мира. Всего около 1000 экспонатов.

В нашем музее любой желающий сможет увидеть как в течение 10 минут без каких-либо инструментов из обычного комочка глины получается настоящие произведение народного искусства – Окарина или как говорят в народе свистулька. При желании можно вылепить самому горшок на гончарном круге или вылепить свистульку, мастера вам в этом помогут, расскажут, покажут.

↑ Адрес и режим работы музея

Адрес: 1 мая, д. 24

Тел: 8(4942)47-20-66 89536460395

↑ История петровской глиняной игрушки

Михаил Шмаров и Светлана Пиманова основали в Костроме музей петровской игрушки, которую сами же и делают. Сейчас они практически единственные, кто продолжает традиции многовекового промысла, о котором к концу XX века практически все забыли.

Игрушку лепили в небольшой глухой, окруженной лесами, деревеньке Петровское. Сами гончары не считали свои изделия чем-то особенным, а просто жили, работали, обжигали горшки, а из остатков глины делали игрушки и свистульки. Возили на ярмарку продавать. И не знали, что это искусство народное. Какое ж это искусство, когда любой мужик на селе ваяет такие фигурки? Кусок хлеба — максимум, что за нее могли дать. Слепил и все. Прошло 100 лет, от целой деревни осталось 4 человека, а зеленые свистульки и длинноносые бабы со вскинутыми руками валялись по углам заброшенных изб.

Во второй половине XX века этнографическая экспедиция из Петербурга проехала по здешним деревням. У одного из последних мастеров скупили партию петровской игрушки, и теперь в Эрмитаже есть большая коллекция, а в костромском краеведческом музее — крошечная.

Михаил Александрович родился в поселке Голыши Костромской области. Еще с детства начал лепить из пластилина, потом перешел на глину. С возрастом увлечение не прошло, лепил он и в институте, и в армии. В конце концов пришел к тому, что начал делать свою собственную авторскую игрушку наподобие дымковской. В конце 80-х Михаил был уже состоявшимся мастером со своим стилем. А однажды в музее ему сказали, что вот он подражает дымковской игрушке, а ведь в деревушке Петровское Костромской области делали свою, и очень красивую и оригинальную. Правда, сейчас почти и не найти образцов. И Михаил решил отыскать старых мастеров.

Первый раз я попал в Петровское на байдарке. Причаливаю к берегу, а ко мне тут же выходят почти все жители деревни — два мужика. Смотрят так настороженно. Начал расспрашивать их про гончарство. Ну лепили, говорят. Приезжай летом, говорят, все расскажем и покажем.

Михаил вернулся летом, как и обещал. Вообще, мастера всегда ревностно к своему делу относятся, секреты неохотно выбалтывают. Но в Петровском гончары-то уже бывшие, промысел давно умер. Так что рассказывали все охотно. Еще и разные истории вспоминали из крестьянско-гончарной жизни.

В Петровском некоторые избы продолжали топить по-черному до конца прошлого века. Надо было ведь почти до тысячи градусов разогреть, чтобы обжечь посуду. Труба могла не выдержать. Те мужики мне сказали, что за два года до моего появления сломали последний такой дом. Гончаров звали сажеедами, потому что сажа накапливалась на потолке до пяти сантиметров. Иногда было по две половины дома — одна черная, другая белая. Гончарство у нас ведь было сезонное, только зимой. Летом печь не топили. Торговля тоже зимой в основном шла: на санях возить посуду удобней. Гончарные деревни стояли друг от друга километрах в 80–100. То есть продавали в радиусе около 50 километров. Поэтому петровская игрушка по России не разошлась. Здесь делалась, здесь же и продавалась.

Читайте также:  Народный метод прерывания беременности

Все делали мужчины от начала до конца. Единственное, чем помогали женщины, — это укладкой горшков в печи, — говорит Светлана Пиманова. — Глину искали постоянно. Бывало, возили за 40 верст. В начале зимы заготавливали. Вырубали большими кирпичами — и на поверхность, а потом на санях возили. Занимались серьезно, ямы разрабатывали поколениями. До пяти метров копали. Иногда в них и людей заваливало. У каждой семьи была своя яма.

Каждая поездка в Петровское была для Михаила как путешествие в другой мир. И местные старики общались с ним охотно, видя его интерес к их, казалось бы, такому обычному непримечательному прошлому. Игрушка стала некой осью, вокруг которой складывалась история деревни.

Расспрашивали бабушек лет по 70. Одна вспоминала, как ее муж повез горшки да разбил все по дороге. Вот так, на всю жизнь запомнила. Много было препятствий на пути домой, не так легко деньги довезти до дома. И пропивали, и в деревнях по дороге ждали их мужики, предлагая в картишки перекинуться. Знали ведь, что с деньгами едут.

Гончарный промысел существовал в Петровском до середины прошлого века. Но в 60-е годы меняется экономика в России. У крестьян появляются деньги. До этого времени посуда менялась на продукты, а теперь стали покупать фабричные чугунки, сковородки, миски. Гончарам работать стало невыгодно.

У нас мужчины всегда рукастые были, — говорит Светлана. — Они могли все что хочешь: и семью прокормить, и жить в достатке. А тут стало понятно, что в деревне им больше делать нечего.

Петровское обезлюдело. Осталось несколько стариков, которые не хотели переезжать. Но и они уже не гончарили. Про красивые, длинноносые зелено-желтые игрушки тоже все позабыли.

К моменту знакомства с «петровскими» Михаил уже был мастером высокого уровня. Его не надо было учить, он изучал лишь особенности формы, узора и цвета.

Долго бился, чтобы она была зеленая. Даже спектральный анализ делал, почему она такая. Потом старый петровский гончар Миша Гаврилов научил делать зеленые поливы. Я думал, что дело в глазури, а на самом деле — в обжиге.

Особенность петровской игрушки не только в оригинальном зелено-золотом цвете. Самое главное, что она очень красивого орнамента, который состоит из древних языческих славянских знаков, которыми также украшены наличники старых домов Костромы. А одна из основных фигурок петровской игрушки — остроносая баба со вскинутыми руками — олицетворение славянской богини Макошь, в христианской традиции превратившейся в святую Параскеву Пятницу. Петровская игрушка — единственное в России «игрушечное» воплощение богини. Языческие традиции в этом лесном крае были так сильны, что их не удалось вытравить ни многовековым христианством, ни советским атеизмом. Славянская Макошь, украшенная древним орнаментом, как правило, ставилась крестьянами в «красный» угол, рядом с иконами.

Все фигурки имеют знак солнца, — расшифровывает узорный «код» Светлана Пиманова. — Состоит он из восьми лучей, окруженных точками. Обязательно восемь лучей: четыре части дня — малый солнечный круг, и четыре части года — большой солнечный круг. Такой своеобразный крестьянский календарь. Часто бывают «елочки» рядами. Это стоящие хлеба, колосья. Иногда в них вставлены ряды точек — символика дождя. Также все игрушки украшались цветами с шестью лепестками. Это символ Перуна Громовержца или знак плодородия. Еще часто встречается ромб — символ вспаханного поля. А если там точка — поле засеянное. Ну а сама Макошь — покровительница судьбы, плодородия и женщин. Она также вырезана в Костроме почти на всех наличниках.

Любая русская народная игрушка вышла из язычества и древней обрядовости. Но петровская — просто концентрат славянских символов. В музее Михаила и Светланы чувствуешь себя словно в изумрудном городе, среди этих зеленых остроносых странных фигурок, пришедших в наш век из далекой волшебно-мифической страны — Древней Руси. Макоши, культовые образы оленей с трезубцами, утки с мировым деревом на груди, «розетки» Перуна. Во многих фигурках можно прочитать целый народный календарь, поучающий, «когда жениться, когда нежиться».

Народная игрушка — она простая, не очень яркая, но содержательная. И в каждом образе, если мы будем их правильно «читать», сможем найти и сказку, и глубокий смысл, и подоплеку.


Музейный экспонат. Автор Павел Иванов г. Кострома


Автор Пиманова Светлана г. Кострома


Автор Пиманова Светлана г. Кострома


Автор Шмаров Михаил г. Кострома


Автор Шмаров Михаил Пиманова Светлана г. Кострома


Автор Шмаров Михаил г. Кострома


Петровский удивительный Петух. Шмаров М.А.


Все те же мифические существа. Единорог. Шмаров М.А.


Генерал Топтыгин. Шмаров М.А.


Весенние заклички. Пиманова С.А.


Самая востребованная работа. Кормилица. Шмаров М.А.


Совсем молодой Михаил Шмаров 2007 год.

Источник