Народный промысел крыма фото

Крымские мастера запускают проект «Ремесло уюта»

«Крымская газета» узнавала, какие сувениры везут туристы с наших курортов.

Крымское правительство уделяет большое внимание развитию народных художественных промыслов на полуострове. С одной стороны, это поддержка малого бизнеса, с другой – престиж, ведь искусными мастерами гордится каждый регион страны. Президент ассоциации «Палата народных художественных промыслов и ремёсел Республики Крым» Наталия Гордецкая отметила, что благодаря государственным грантам мастера и ремесленники получили возможность приобрести необходимое оборудование. А оно позволило качественно улучшить продукцию, увеличить объёмы и расширить ассортимент.

– Кроме того, в прошлом году Министерством промышленной политики РК впервые выделена субсидия на возмещение затрат на выставочную деятельность. Это тоже позволило нашим мастерам представить свои изделия в Москве, Санкт-Петербурге и других городах Российской Федерации, – рассказала Наталия Гордецкая.

Между тем во время режима самоизоляции, введённого в целях безопасности из-за распространения новой коронавирусной инфекции, интерес к народным промыслам возрос. Многим захотелось, сидя дома, сделать что-то своими руками, освоить самые простые элементы какого-нибудь ремесла. Чувствуя эту потребность, некоторые крымские мастера запустили проект «Собери сумку сам», который позволял, используя видеоурок, самостоятельно сшить модный аксессуар.

С этой же целью – обучения и досуга – стартует проект «Ремесло уюта» при поддержке Министерства труда и социальной политики РК. В нём будут участвовать дети с ограниченными возможностями и их родители, а также женщины предпенсионного возраста. Под чутким руководством мастеров начинающим ремесленникам предстоит осваивать азы декоративно-прикладного творчества: вязание крючком и спицами, роспись. В результате «подмастерья» смогут создать авторское произведение. Все изделия будут представлены на престижной октябрьской выставке в Санкт-Петербурге.

Как отмечает президент ассоциации «Палата народных художественных промыслов и ремёсел РК» Наталия Гордецкая, работы местных мастеров узнаваемы и пользуются спросом. В этот высокий сезон каждый турист обязательно увезёт с собой на память настоящий крымский сувенир. Как и в других российских регионах, на полуострове уже появляются брендовые промыслы, за некоторыми изделиями ценители декоративно-прикладного искусства приезжают специально.

– Наши брендовые изделия – это произведения из глины. Сегодня возрождаются изделия из войлока. Ведь это то, что использовалось ранее и может быть крымским брендом. Так у нас позиционируется мягкая игрушка и, естественно, ювелирные украшения – в Крыму есть природные материалы, которые пользуются большой популярностью и спросом. Женщины с удовольствием носят ювелирные изделия с нашими камнями. Брендовая у нас серебряная филигрань из Бахчисарайского района – это наше достояние, и слава богу, что опыт и традицию мастер передал дочери, она сегодня делает уникальные вещи, – рассказывает Наталия Гордецкая.

Но есть большая проблема. Стационарных площадок, где крымские мастера могут представить свою продукцию, а гости Крыма и жители полуострова познакомиться с ней, не так много. Комплекс Малый Иерусалим в Евпатории, Судакская крепость, небольшой шоурум в Центре ремёсел в Симферополе – этого явно недостаточно, считают умельцы.

– У многих мастеров изделия таковы, что они не могут быть представлены на открытой площадке, в киосках, под какими-то навесами. Для них нужно закрытое помещение без пыли и солнца. Это изделия из кожи, наш трикотаж, VIP-бижутерия, для которой тоже солнце нежелательно. Нам нужны закрытые постоянные площадки, – утверждает мастер-ремесленник, победитель Крымского республиканского конкурса «Ремесленник года – 2018» Алевтина Строкова.

Сейчас переговоры о создании «Города мастеров» ведутся. В качестве вариантов рассматриваются площадки Неаполя Скифского, парка им. Шевченко в Симферополе, а также ещё несколько подходящих территорий, где туристы могли бы познакомиться с обилием крымских промыслов.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Декоративно-прикладное искусство крымских татар. Краткий обзор


Декоративно-прикладное искусство крымских татар имеет корни, уходящие вглубь веков, и является бесценным культурным наследием мирового значения.

Впитав в себя художественные приемы и традиции многих народов, принявших участие в этногенезе крымских татар, с появлением Крымского ханства в середине 15 века, расцвело уникальное и самобытное искусство крымских татар.

Источники свидетельствуют о высокоразвитом цеховом ремесле, работавшем не только на население Крыма, но и удовлетворявшем спрос далеко за пределами.Мастера передавали секреты искусства по наследству, долго и кропотливо обучали учеников.

Ремесло сосредоточилось в городах Карасубазар, Бахчисарай, Кезлев, Солхат, Судак. В Крыму были развиты чеканка и вышивка, резьба по дереву и ковроткачество, ювелирное искусство иткачество, резьба по камню и зодчество, гончарное и искусство рукописной книги и многие другие.

После 1783 года культура и искусство крымских татар стали угасать в связи с массовым исходом народа в Турцию. Но и в таких условиях народные традиции поддерживались, что отметил академик П. С. Паллас в 1793 году: «В Бахчисарае было 517 лавок. В этом числе: 121 лавка с шелковыми и другими товарами розничной продажи; 41 искусных седельников и хороших кожаныхизделий, 135 съестных припасов, 24 башмачника, 23 с изделиями больших и малых татарских ножей и иных острых инструментов, пользующихся известностью за их закалку; 5 медников, 10 брадобреев, 19 портных, 6 ювелиров, 5 оружейников, 8 продаж башмачных изделий, 9 обозных и лесных, 5 канатных заведений, 8 бочарных, 7 с войлочными изделиями и дождевыми плащами, 4 горшечника; 5 продающих трубки с чубуками, 20 пекарень, 13 дубильных для кож и сафьяна, 6 кузниц, 13 лавок с продажей крепких татарских напитков, выделываемых из проса; 13 свечных заводов и 7 резчиков по дереву. Его (Бахчисарая) торговля довольно значительна, как потому, что ведется с деревнями, так и благодаря частым приездам верхом в город мурз; все это дает благосостояние и торговцам, и ремесленникам».

Читайте также:  Народные промыслы про дымковские игрушки

С приходом советской власти наблюдался кратковременный подъем национального искусства: были основаныхудожественно-промышленная школа, на базе Ханского дворца – первый национальный музей, во многих городах Крыма появляются ремесленные артели. Свидетельством высокой художественной ценности предметов может служить бронзовая медаль, присужденная крымскотатарским вышивкам и кружевам на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже в 1925 году.

В этот период на благо крымскотатарского народа трудилась целая плеяда потомственных мастеров: Амет Калафатов (1860-1942), орнаменталист, мастер декоративно-прикладного искусства, оружейник и ювелир; Айше Мамбетова, Адавие Эфендиева (1879-1944) и ее ученица Зулейха Бекирова (1913-1999) – вышивальщицы, создававшие и воплощавшие в вышивках крымскотатарский орнамент.

Изгнание крымскотатарского народа из Крыма в 1944 году положило начало эпохе забвения национального искусства. Лишь в 90-е годы, с начала возвращения народа на родину, медленно, но уверенно начинают возрождаться традиции и ремесла, культура и искусство.

В силу многих причин, не все ремесла получили новый виток развития: наиболее живучими оказались традиционное ткачество и вышивка, гончарное и ювелирное искусство, резьба по дереву, валяние войлока.

Сегодня молодые крымские мастера работают в различных направлениях современного искусства, успешно применяя старинный орнамент и техники, таким образом популяризируя и обогащая национальное искусство.

Источник

Вместо заграничного ширпотреба — уникальные работы крымских мастеров

А. Черняк: «Законы о народных промыслах и ремесленной деятельности есть в пяти субъектах Федерации, но наш проект гораздо прогрессивнее».

Купить на память о летнем отпуске в Крыму штампованный в Китае магнит на холодильник, согласитесь, нелепо. Куда приятнее привезти сувениры ручной работы, сделанные из натуральных местных материалов крымскими же мастерами. А таких у нас немало! Туристы, способные оценить подлинное и эксклюзивное, увозят с собой именно их изделия, а не низкопробный заграничный ширпотреб, не имеющий к Крыму никакого отношения.

Наш полуостров всегда славился мастерами, и давно настало время на законодательном уровне создать условия для их деятельности, позаботиться о сохранении, возрождении и развитии крымских народных художественных промыслов и ремесел. Для этого возглавляемый Алексеем Черняком Комитет Государственного Совета Республики Крым подготовил проект закона РК «О народных художественных промыслах и ремесленной деятельности в Республике Крым». В первом чтении депутаты его приняли на октябрьском пленарном заседании крымского парламента. Сейчас он активно обсуждается (текст опубликован на сайте Госсовета РК) и дорабатывается. По словам

А. Черняка, уже поступили положительные заключения федеральных министерств и ведомств. Профильный парламентский комитет намерен, рассмотрев все замечания и предложения, представить законопроект ко второму чтению в ноябре 2016 года. Если депутаты его примут, вступит в силу с 1 января 2017 года. И тогда в Крыму официально появятся новые профессии: мастер народного художественного промысла и мастер-ремесленник.

Подобные законы есть в пяти субъектах Федерации, но наш проект, судя по поступающим отзывам, гораздо прогрессивнее. Инициировав его, крымчане пошли на «два шага вперед», опередив даже центр, потому что на федеральном уровне профильный закон пока не принят, и наш пример послужит толчком, чтобы ускорить этот процесс, уверен А. Черняк.

Сувениры ручной работы пользуются спросом у приезжающих в Крым туристов.

На презентации законопроекта, которую он провел вместе с президентом ассоциации «Палата народно-художественных промыслов и ремесел Крыма» Натальей Гордецкой и учредителем ассоциации — ремесленницей Екатериной Викторовой, журналисты получили исчерпывающую информацию обо всех нюансах нового закона.

Идея его принятия появилась после визита делегации крымских парламентариев во главе с Председателем Госсовета РК Владимиром Константиновым в Краснодарский край, где ремесленников и народных умельцев власти поддерживают уже в течение пяти лет, и убедились в положительных результатах.

— Учитывая крымскую специфику и огромное количество мастеров художественных промыслов и ремесел, опираясь на опыт соседнего региона, — пояснил А. Черняк, — мы решили разработать свой закон, позволяющий сохранять и развивать многовековые традиции искусства многонационального Крыма, передавать опыт молодому поколению мастеров, а также создать условия для популяризации крымских сувениров.

Принятие его позволит Совету министров РК разработать республиканскую региональную программу, пре-дусматривающую для наших ремесленников и мастеров народного творчества льготы: погашение кредитной ставки или части арендной платы, предоставление помещений для мастерских в первоочередном порядке, выделение средств из бюджета на фестивали, закупку материала, техники и др. Если прежде торговые места в курортных регионах распределялись на аукционах и мастера-ремесленники со своими уникальными изделиями в результате оказывались на задворках, то теперь закон дает основания муниципальным органам власти размещать их в первоочередном порядке.

Законопроект предусматривает создание Палаты народных художественных промыслов и ремесел, а также Художественно-экспертного совета Республики Крым по народным художественным промыслам; координационных советов.

Будет сформирован реестр мастеров и ремесленников, и каждый из них получит право на личное авторское клеймо. Они смогут объединяться в профессиональные артели, гильдии. Кстати, касается это и многих профессий из сферы бытовых услуг, к примеру, парикмахеров, швей. Законом вводятся новые почетные звания Республики Крым, которыми власти будут поощрять лучших мастеров. Многие из них, как известно, работают семьями, существуют целые династии. Есть в законопроекте и раздел, регламентирующий открытие авторских школ, где ученикам будут передаваться знания и умения.

Читайте также:  Народный комиссар рен тв

Слава о крымских мастерах уже прогремела на всю Россию. На выставке народных промыслов и ремесел, проходившей на федеральном уровне в 2014 году, наши земляки получили серебряную медаль, а в 2015-м — золотую. Аналогов крымским изделиям нет, они уникальны, и ставится амбициозная задача сделать наши сувениры узнаваемыми.

Государственная поддержка позволит авторам уникальных вещей, попадающих в музеи и частные коллекции, заявить о себе далеко за пределами

полуострова. Это положительно отразится на имидже Крыма, развитии брендов наших городов и районов, каждый из которых имеет свои особенности, уверен А. Черняк. Если мы говорим о вышивке золотой нитью, то сразу вспоминаем Бахчисарай, привел он пример.

Изделия лучших крымских мастеров, художников представили Наталья Гордецкая и Екатерина Викторова. В день, когда законопроект принимался в первом чтении, они организовали перед залом пленарных заседаний выставку, вызвавшую живой интерес депутатов. Они оценили панно и картины, созданные из полудрагоценных крымских камней Вадимом и Юрием Федоровыми, авторские кубки и ювелирные изделия Александра Михальянца, керамику Андрея Дейнеги, кожаные сумки Богдана Полякова и др. Некоторые работы, отметил глава парламента Владимир Константинов, настолько высокохудожественны и по-крымски колоритны, что их можно использовать в качестве представительских сувениров или ценных подарков официальным гостям республики. Это вполне можно расценить как еще один знак высокого признания ценности и важности труда мастеров крымских народных художественных промыслов и ремесел.

Людмила РАДЕВА.
Фото Арвидаса ШЕМЕТАСА.

Источник

Центр народно-художественных промыслов

Центр народно-художественных промыслов запись закреплена

Для тех, кто не успел посмотреть в прямом эфире наш круглый стол по вопросам сертификации, предлагаем запись трансляции

Центр народно-художественных промыслов запись закреплена

23 марта в 10:00 состоится вебинар по маркировке товаров «Товарная группа – Легпром». Ответы на актуальные вопросы.

Участие бесплатное! Регистрация по ссылке:

Центр народно-художественных промыслов запись закреплена

Онлайн трансляция круглого стола по вопросам сертификации, маркировки и штрихкодирования ремесленных изделий будет доступен по ссылке.

Здравствуйте.
Круглый стол в записи будет?
Не смогла посетить мероприятие ни очно, ни онлайн.
Отправляла свои вопросы, но не получила обратной связи. Получили ли их?
Вопросы были о сертификации вязаных изделий и их продаже, в том числе самозанятыми лицами.
Показать полностью.
И по обязательной маркировке отдельных товаров легкой промышленности и одежды.

Куда вообще у нас можно обратиться с вопросами по сертификации и маркировке, чтобы получить квалифицированный ответ?

И относится ли вообще вязание к ремеслам? 🙂

Центр народно-художественных промыслов запись закреплена

Друзья, напоминаем вам о круглом столе по сертификации, маркировки и штрихкодированию ремесленных изделий!

19 марта в 15:00 в Алуште по адресу ул. Ленина, 2 ( отель Riviera Sunrise Resort & Spa) состоится круглый стол по вопросам сертификации, маркировки и штрихкодированию изделий мастеров народных художественных промыслов и ремесел в рамках форума «Достижение. Новое время».
Показать полностью.

В качестве экспертов на круглом столе выступят представители Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Крым.

Приглашаем всех желающих принять участие!

Присылайте заявки и интересующие вопросы о сертификации на электронный адрес: info.nhp@frbk.ru

В заявке указать:
— ФИО
— Номер телефона

Также будет доступна онлайн-трансляция круглого стола, ссылку разместим за день до начала мероприятия!

Источник

yarodom

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Могут ли в Бахчисарае пошить сафьяновые сапоги
Кожевники в Крыму / История выделки сафьяна в Крыму — в материале РП

Крым всегда славился своими ремесленниками — ювелирами, гончарами, сапожниками. Мастера работали в разных городах полуострова, в том числе и в Бахчисарае. Здесь создавались уникальные произведения искусства из тончайшей и крепкой кожи, окрашенной в разные цвета. © Ещё традиции Крыма и Севаса

Корреспондент «Русской планеты» узнала историю бахчисарайского сафьяна и попробовала разыскать современных мастеров. – Выделка бахчисарайского сафьяна была одним из самых ранних ремесел в Крыму, — рассказывает заведующая отделом художественной реставрации бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника Гульнара Османова. — К сожалению, сегодня оно утрачено. Первые упоминания о сафьяне относятся к XIII веку, и принадлежат путешественнику Гильому де Рубрук, побывавшему в наших краях. На протяжении веков цеха по производству сафьяна располагались в долине реки Чурук-Су. Поэтому она и получила свое название. Чурук-Су в переводе на русский означает гнилая вода.

Сегодня реставраторы музея до сих пор по старинке чинят древние книги в кожаных переплетах, правда, используют в своих работах не сафьян, а кожу, привезенную из Стамбула.

– Сейчас мы работаем с рукописными книгами, — говорит Гульнара Османова. — Это в основном древние кораны и другая религиозная литература. Вот, например, караимский молитвенник в кожаном переплете, датированный 1529 годом. А вот книга XVIII века в кожаном переплете на специальной бумаге с филигранью.

Реставратор рассказала, что сафьян — это очень тонкая кожа с дублированием растительным и химическим методами.

– Обложка из него получается структурная и очень прочная. Сафьян также использовался для пошива обуви. В экспозиции музея сегодня представлены сапожки из сафьяна, вышитые золотой нитью. Подобных экспонатов, к сожалению, очень мало. Большинство изделий не сохранилось. Причины этому и войны, и экономические неурядицы. И хотя сейчас возрождаются некоторые ремесла, например, керамиста, ювелира, вышивальщика, выделки кож среди этих ремесел вы не встретите.

– Почти вся обувь из сафьяна привезена из Турции, — рассказывает экскурсовод музея. — У нас есть только одна пара туфель местного производства.

Читайте также:  Народное воспитание осуществляется как будто между делом

Известно, что в XIX веке в Бахчисарае самым популярным и прибыльным ремеслом была выделка сафьяна разного качества и расцветок. Причем, окраска в красный цвет являлась местным секретом. Занимались выделкой кожи в городе порядка 400 человек. Они использовали традиционные орудия, существовавшие столетия. Так, чтобы придать блеск окрашенному сафьяну, применялся валик грубого стекла. Им натиралась кожа. Для отделки одной небольшой шкуры требовалось не менее полутора часа усиленной работы.

О том, как раньше в Крыму красили кожу и меха, писал и немецкий купец Николай Эрнст Клееман, побывавший тут в 1768–70 годах. По его данным, для покраски использовали природные красители. Например, желтый и оранжевый красители изготавливались из луковой шелухи, шафрана, корней иудина дерева и корня барбариса. Черный и коричневый — из чернильного орешка и зеленой оболочки грецкого ореха. Красная, синяя и цветные краски завозились с Анатолийского и Кавказского побережья. Оттуда же привозили турецкую голубую и розовую глины, которые давали очень мягкие и нежные цвета.

Сегодня в городе не сохранилось ни производство, ни изделия из сафьяна. Местные жители считают, что искусство выделывать тончайшую кожу безвозвратно потеряно.

– Раньше тут было много кожевников. Они жили на Кожевнической улице, рядом с Севастопольской на выезде из города. Мастера селились там специально, потому что кожа при выделке сильно воняла. Был целый квартал. Сейчас никого и ничего не осталось. После депортации ремесленники покинули город, и сегодня вряд ли эту отрасль можно возродить, — подтвердил один из старейших жителей города Айдер Асанов.

По его словам, скотину почти не держат, шкуры животных сами не обрабатывают, а сдают государству. Причина этому — новые технологии по выделке кожи, которые сделали производство сафьяна невыгодным. Да и искусственная кожа и мех создают конкуренцию натуральной коже.

«Выделка кожи была не просто его профессией»

И все же «Русской планете» удалось разыскать человека, который и сегодня занимается выделкой шкур, по старинным технологиям и экологически чистым способом.

Это Ильяс Мусаев, потомственный кожевник. Этим ремеслом занимались еще его прадеды, возившие по Великому шелковому пути в Старый Крым из Бухары и Самарканда уникальный каракуль. В Бахчисарае они его выделывали.

– Мой отец был мастером, — рассказывает ремесленник. — Именно он передал мне секреты мастерства. Свои работы он выставлял на выставке в Ташкенте, где был признан лучшим специалистом в этой области. Он окончил Московскую государственную академию ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина по пушному делу, а также учился в Бухаре. Выделка кожи была не просто его профессией, а его страстью. Это было дело всей жизни. Именно отец был первым, кто официально завез в Украину каракуль. Кстати, в Симферополе сегодня около 300 таких шкур.

По словам Мусаева, ягнята, выращенные в Крыму и в Бухаре, сильно отличаются. У них разные породы и разное качество меха. В Бухаре стоит постоянная жара, южные породы овец не адаптированы к более суровым крымским условиям. Поэтому все попытки вырастить этих ягнят в Крыму не увенчались успехом.

– Издревле каракуль завозился в Крым. Он отличается по цвету, а его качество зависит от возраста ягненка. Очень ценным считается самый молодой ягненок — нескольких дней от роду.

Предки Ильяса Мусаева были первыми, кто начал делать в Крыму традиционные каракулевые шапки, и он сейчас продолжает эту традицию.

– Папахи отличаются друг от друга. Традиционно папаха шьется в высоту до восьми см, при этом на Кавказе, ее делают высотой в двенадцать-тринадцать см, а в Бахчисарае шьют девять-десять.

Помимо производства традиционных шапок, мастер также занимается производством и пошивом обычных меховых изделий.

– Я занимаюсь выделкой шкур и меха, — говорит он. — Делаю это по древним технологиям, существовавшим 100 и более лет назад. Все мое производство экологически чистое, я не использую химикаты. Вместо них вымачиваю шкуры в кисломолочной среде. В разных регионах России для выделки кожи используют разные методы. Например, в Сибири шкуру вымачивают в настойке на коре дуба, чтобы она была мягче и эластичней. В Якутии — кидают в снег и обливают мочой. Самая хорошая выделка — весной и летом. Именно тогда я закупаю шкуры у охотников. Ведь у дикого зверя мех длиннее, чем у домашнего, поэтому он гораздо больше ценится.

Кожевенник рассказывает, что выделкой кожи в Крыму еще занимается друг его отца, живущий в Белогорском районе.

– Они когда-то вместе учились в Москве. Сейчас у него небольшой цех, где он занимается выделкой кожи. Но сафьян он вряд ли производит. Сегодня подобное производство не выгодно. Если бы была поддержка на государственном уровне… Пока сильно не разгуляешься. Мастера, шьющие кожаные вещи, закупают сырье в Турции. Хотя качество его гораздо хуже, чем, например, при выделке шкур диких животных. К тому же, при выделке в масштабных производствах используются химикаты.

Кожи, меха, предметы творчества, промысла и ремёсел и многие другие товары и услуги в Крыму, Белогорском районе и местности всегда широко представлены в многоуровневом информационном каталоге компаний и поставщиков из Зуи, где можно подробно ознакомиться с описанием и другими необходимыми сведениями.

Источник