Народный промысел крымских татар

Исконно крымские промыслы

Ещё совсем недавно, до середины XX века, в Крыму существовали промыслы и профессии, которые нынче кажутся нам непривычными, а иногда и нелогичными. А в те времена многие жители горных деревень и приморских поселений оттачивали умения, доставшиеся им от предков. Умения, которые кормили их семьи из поколения в поколение и считались исконно крымскими. Но витки истории за несколько бурных десятилетий начисто стёрли с поверхности крымской земли следы некоторых из этих занятий…

Воспоминаний обо всех забытых крымских промыслах можно набрать на объёмную книгу. О некоторых из них «КЖ» рассказал крымский краевед, известный экскурсовод Иван Коваленко.

Радиоактивное мыло из Крыма

Статский советник Шебеко стоял у окна своего дома на Невском проспекте и смотрел на улицу. Его кучер Степан возвращался из лавки, неся в руках какой-то свёрток, и всем своим видом выказывал гордость. «Степан, что это ты доволен, как гимназистка на балу?» – советник любил своего пронырливого слугу. Тот всегда доставал какую-то дефицитную новинку у торговцев и был искренне рад угодить хозяевам. «Так, ваше высокородие, мыло!» – кучер развернул свёрток, в котором лежали завёрнутые в бумажную упаковку твёрдые брусочки. Шебеко покрутил пальцем у виска: «Ты совсем рехнулся, Степан, обычному мылу так радуешься». Кучер ещё больше расплылся в довольной улыбке: «Это ж не простое мыло! Называется «радиоактивное, целебное». Аж из Крыму везут. Все барышни Петербурга за ним бегают. А вот вы Анне Сергеевне дадите это мыло, знаете, как счастлива она будет. Ещё спасибо мне скажете!» Статский советник затянулся сигарой, обернулся на портрет любимой супруги и улыбнулся: «Ну что ж, мыло так мыло».

С древних времён и вплоть до середины XX века в Крыму добывали уникальную глину под названием кил. Это горная порода, которая встречается только на полуострове и больше нигде в мире! Кил образовался из-за долгого воздействия морской воды на вулканические породы. И благодаря природной жирности обладал мыльными свойствами.

Поколения крымских греков и татар рыли ямы и подземные шурфы в окрестностях Севастополя и Симферополя, где были самые значительные залежи необычной глины. Эту глину татары и турки использовали для мытья головы, овечьей шерсти и в медицинских целях.

Из кила делали мыло, которым мылись все крымские народы в древние времена. Килом на полуострове лечили кожные заболевания, с его помощью избавлялись от перхоти. С крымскотатарского «кил» переводится как «шерсть, волосы». Часто его называли и «сапун» – мыло. Отсюда и прошло название известной Сапун-горы («мыльная гора») близ Севастополя, где также добывали необычную глину.

Кил отправляли из Крымского ханства в Стамбул через порт Кафа (Феодосия), а оттуда он расходился по всей Малой Азии, где за него платили баснословные деньги. Все бани Стамбула использовали для мытья крымский кил. А в начале XX века севастопольский предприниматель Ф. Харченко организовал мыловаренный завод, упаковывал брусочки мыльной глины в обёртку и поставлял столичным модницам. Себя он стал громко называть изобретателем «заслужившего всемирную славу целебно-туалетного мыла кил». В его рекламных листовках значилось, что «целебные действия кила могут быть объяснены значительной их радиоактивностью». Там же отмечалось, что «мыло кил в шесть раз сильнее знаменитых сакских целебных грязей»! Интересно, что находились дельцы, подделывавшие киловое мыло и упаковывавшие в обёртку обычную глину, иногда даже не из Крыма.

В советское время кил фасовали и продавали по всему Советскому Союзу как «крымское мыло кил». Также его прокаливали и использовали в качестве зубного порошка. В 1930-х годах началась промышленная добыча кила (была вырыта наклонная шахта) под Симферополем и ежегодно добывалось до 30000 тонн кила. Крымский кил до войны даже шёл на экспорт, его покупали США по 50 долларов за пуд.

Именно из смеси симферопольского кила и крымской соды в 1933 году в Симферополе стали выпускать первый в СССР стиральный порошок! Назывался этот натуральный порошок просто «СтирПор» и до середины XX века был единственным моющим средством, которое использовал советский человек.

Во время Великой Отечественной войны завод и киловые шахты были разрушены, татары и греки – мастера добычи кила – выселены, в хозяйстве начала появляться химия, и чудесное природное мыло из Крыма было забыто.

Крымский янтарь

В глухом уголке крымских гор берёт начало река Кача. Сто лет назад, в 1920 году, по поручению барона Петра Врангеля на северном склоне горы Бешуй начались активные земляные работы. Копали шурфы и горизонтальные туннели, в непроходимый район начали прокладывать узкоколейку. Официальная версия: белой гвардии был необходим уголь для паровозов. А именно у горы Бешуй обнаружилось единственное на полуострове месторождение угля. Правда, он оказался очень плохого качества и почти не горел. Да и паровозы по Крыму особо уже не ходили. Но рабочие яростно долбили гору, укрепляли брёвнами шахты и добывали уголь. Правда, складывали его в ящики, которые хранились тут же, в сарае, и серьёзно охранялись. И не обычными солдатами, а офицерами, руководил которыми человек из окружения всесильного генерала Кутепова.

Гагат часто называют полудрагоценным камнем. Это редкая разновидность немаркого каменного угля с матовым блеском, легко поддающегося обработке ножом, напильником и на токарном станке. Он хорошо полируется. Чем чернее гагат, тем он дороже. Из гагата за границей делали украшения – письменные приборы, пуговицы, броши, браслеты, бусы и т. д. Крымский гагат встречался очень крупных размеров и глубокого чёрного цвета. И цену за него в Европе готовы были дать весьма хорошую.

Местные татары ещё с середины XIX века знали о гагате и мастерили из него чётки, бусы и мундштуки. Уже в 1886 году местным жителям предлагалось «приготовлять разные поделки из гагата, ибо за границей на гагат большое требование – предлагают по 26 руб. пуд».

А в 1893 году из симферопольского лесничества ящик крупных образцов крымского гагата был отправлен на всемирную выставку в Чикаго.

В начале XX столетия в Симферополе была мастерская (гранильная и ювелирная), которая вырабатывала изделия из местного гагата.

В 1933 году советская власть снова вернулась к мысли заработать на крымском гагате. Наркомат местной промышленности детально изучил месторождения, возможности использования и экспорта камня. Но советские чиновники не смогли договориться с Западом. И из гагата стали делать серьги, мундштуки, бусы, которые продавали в магазинах полуострова. Сейчас старые шахты находятся на территории заповедника, проход туда закрыт, а сами штольни засыпаны землёй и подходить к ним опасно для жизни. Лишь на склонах горы в старых отвалах лесник или геолог иногда найдёт кусочек чёрного смолянистого камня –крымского янтаря.

Бутоны – французам, огурцы – татарам, а лук для турок!

Французская кухня не обходится без маринованных и солёных бутонов растения под названием каперсник. Французы едят эти миниатюрные цветочки тоннами.

В Крыму каперсник растет на приморских склонах от Алушты до Судака. И когда в окрестностях Феодосии и Судака поселились колонисты из Франции, они стали собирать к своему столу и крымские каперсы. Правда, местное население особой любви к такому блюду не выказало. Зато в конце XIX века частники-предприниматели, скупая каперсы на полуострове за бесценок, продавали их в Москве под видом французских по 32 руб. за пуд. Вот это находчивость!

В 1930-е годы специалисты Всесоюзного института растений СССР обратили внимание на дикорастущий крымский каперсник, из которого можно было делать маринад и продавать на европейском рынке. Но организовать сбор бутонов в промышленном масштабе и наладить поставки в Европу не удалось.

Есть в Бахчисарайском районе село Соколиное, старое Коккозы. Интересное, во многом загадочное село. Например, жители его – татары – почти все были с голубыми глазами и часто с русыми волосами. А ещё в начале XX века с огородов села снимали богатые урожаи единственного в Крыму абсолютно чёрного лука! Лук чёрного цвета вырастал благодаря какому-то тайному рецепту, передаваемому голубоглазыми жителями деревни из поколения в поколение. Чёрный лук очень ценился при дворе крымских ханов и как диковинное угощение отправлялся ко двору султана в Стамбул.

А вот в Евпаторийском уезде ещё в 1870-х годах собирали арпачик – крошечный вид лука. Евпаторийский лук считался в Крыму превосходным для приправы варёной пищи, но по крепости своей был негоден для употребления в сыром виде. Евпаторийцы сбывали его довольно выгодно на рынках Одессы.

После гражданской войны секрет выращивания чёрного лука и арпачика был полностью утрачен. А так бы и сейчас привлекал туристов не только красный ялтинский, но и чёрный коккозский, а также мелкий евпаторийский лук!

Читайте также:  Народный фронт в лобне

И уж совсем невероятным кажется тот факт, что 100 лет назад в Крыму рос свой особенный сорт гигантских огурцов, достигавших почти метровой длины! Вот что пишет краевед В.Х. Кондараки в 1875 году: «В Крыму есть особая порода огурцов, предпочитаемая татарами всем другим известным ныне сортам. У деревни Ускут и Дуванкой огурцы эти достигают гигантской величины, нередко длиной в аршин. Их выращивают на полянах, открытых солнцу и постоянно наводняемых тонкими струями проточной воды. Особенность огурцов этих, именуемых в Крыму татарскими, составляет толщина стенок (мякины), в центре которых покоятся нежные семена».

Источник

Международный журнал

гуманитарных и естественных наук

Алексеева Е. Н. Виды ремёсел крымских татар / Е. Н. Алексеева, Э. З. Аблямитова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 4. – С. 16-18.

В ИДЫ РЕМЁСЕЛ КРЫМСКИХ ТАТАР

Е.Н. Алексеева, старший преподаватель

Крымский инжен ерно-педагогический университет

Аннотация. Данная статья посвящена изучению специфики декоративно-прикладного искусства и разновидностям ремесел крымских татар. Рассматривается историческое развитие этих направлений в Крыму, деятельность артелей, заводов и мастерских.

Ключевые слова: ремесло, кожевенное производство, резьба по дереву, войлок, отрасль.

На протяжении столетий на территории крымского полуострова формировал о сь с а мобытное искусство, обусловленное мног о национальным контингентом, прожива ю щим на данной территории. Важное место по праву занимали народные промыслы и ремёсла крымских татар. Национальные традиции нашли своё отражение в орнаме н тальных композициях, в изделиях декор а тивно-прикладного искусства. Особый и н терес представляют такие техники, как з о лотое шитье, узорное ткачество, филигрань, резьба и роспись по камню и дереву.

Кожевенное производство было широко развитой отраслью в Крыму. Сохранивши е ся кожаные изделия и их фрагменты свид е тельствуют о том, что обработка кожи здесь была известна с древнейших времен. Кож а ное производство, как и другие виды пр и кладного искусства, было тесно связано с используемыми техническими приемами и материалом. Скотоводческий тип хозяйс т вования крымских татар, особенно в сте п ной части Крыма, способствовал развитию этого вида промысла.

Обработка кож велась по старинке, и лишь на некоторых предприятиях стали п о степенно механизировать производство (механическая промывка и полировка кож). Если раньше полировка кож велась вру ч ную, обыкновенной кизиловой палкой, то в начале века для этого применяли специал ь ную машину, ко торую обслуживали трое рабочих [ 3 ].

Отдельной отраслью кожевенного пр о изводства было переплетное дело. Рукопи с ные книги являются сокровищницей наро д ного разума, они поднимают свой голос из глубины веков и дают современному чит а телю информацию о истории народа. Изг о товленные на пергаменте, коже и бумажной основе многие рукописные книги являются также произведением искусства, продуктом художественного творчества человека. К а ждая рукописная книга в отдельности неи з менно привлекает внимание читателя, явл я ется объектом изучения и исследования. Расцвет его приходится на XVII – XIX вв. К началу XX в. это ремесло начинает угасать, сводятся лишь к единичным заказам. Пр о стейшим способом декорирования кожаного переплета была штамповка, позднее стали применять гравировку и тиснение. Не все переплетчики и изготовители кожаных предметов могли работать в этой технике, и часто гравировку выполнял специальный мастер. Гравировку иногда сочетали с рел ь ефным тиснением. Это техника была н а столько дорога, что зачастую гравировкой украшали только лицевую часть переплета.

Восток является родиной ручного зол о чения, широко оно применялось и в Крыму. Простейшее золочение представляло собой вдавливание в орнамент золотых точек, з а тем научились золотить более сложные о р наменты. С помощью клише, вырезанного из верблюжьей кожи или металла, создав а ли сложные, золоченые композиции. Пр и менялось даже золото разных оттенков. Другой очень ценной техникой художес т венной обработки кожи была мозаика (а п пликация или интарсия). Характерной че р той кожаных переплетов было использов а ние металлических дополнений. Угольники, застежки для закрытия книг, футляры не только предохраняли книги от поврежд е ний, но и служили декоративным дополн е нием. Золотые, серебряные накладки, в ы полненные в технике филиграни, хорошо гармонировали с кожаным переплетом.

Время оставило весьма ограниченное число кожаных образцов, большая часть к о торых погибла от сырости, огня и других внешних факторов. По имеющимся свед е ниям, крымскотатарские книги в кожаных переплетах хранятся в музеях, архивах, библиотеках Англии, Германии, России, Украины (Львов).

В начале века в Крыму существовали цехи войлочников (кийизджилер), они з а нимались производством войлока и заним а ли целые кварталы в городах. Их масте р ские представляли собой просторные, све т лые помещения. С помощью специальных приспособлений мастер укладывал расп у шенную шерсть несколькими слоями на расстеленной циновке, затем обильно см а чивал ее горячей водой. Подготовленную таким образом шерсть скручивали в рулон и на протяжении полутора часов утрамбов ы вали ногами. Полученный войлок развор а чивали, равняли края ножницами, вновь смачивали горячей водой и вешали на пр о сушку на ветер[3].

Войлок использовали в Крыму для б ы товых и производственных нужд. В каждом крымскотатарском доме имелись напольные ковры, намазлыки (коврики для молитвы), которые красочно орнаментировались вставками из раскрашенной шерсти (ос о бенно в степных районах). Для хозяйстве н ных нужд войлок использовался в качестве подсобного материала в консервном прои з водстве и при экспорте фруктов.

В начале века производство резной д е ревянной мебели и других изделий еще с о хранялось в Бахчисарае – из дерева прои з водились скалки, обувь, прялки, мебель – круглые столы, раскрашенные детские люльки. Однако уже тогда наяву было зн а чительное снижение технической и худож е ственной культуры. Не выдерживая конк у ренции с фабричным товаром, мастера п е реходили на изготовление более дешевых бытовых изделий – черенков для сельхоз о рудий (лопаты, вилы), ножей ра зделочных досок, скалок и проч.

В Карасувбазаре была организована а р тель по производст ву сельскохозяйственных орудий [1]. Лишь небольшая часть высок о профессиональных мастеров оставалась верна традициям ремесла, создавая высок о художественные изделия (в основном гр а неные столики с инкрустацией). Эта пр о дукция наряду с другими уникальными предметами крымскотатарского прикладн о го искусства начала века была представлена на ряде всесоюзных выставок в Москве и пополнила коллекцию Бахчисарайского м у зея.

В фондах Республиканского крымскот а тарского музея искусств, хранится сундук (конец XIX – начало XX вв.). Сундук был неотъемлемой частью внутреннего убранс т ва крымскотатарского жилища. В него складывалась домашняя утварь, одежда, п о лотенца. Сундук служил мебелью, на нем можно было спать, сидеть. Немаловажное значение придавалось внешнему виду су н дука. Как и в других изделиях народного искусства, в нем сочеталась утилитарность и эстетика. Экспонат РКМИ – украшен о р наментом в технике неглубокой резьбы, и н крустирован пе рламутром и сандаловым деревом [2]. Геометрическая орнаментация сундука встречается у многих народов – это большие и маленькие розетки (символ солнца), круги, изломанные линии, которые располагаются на передней (заметной) стенке сундука.

Сегодня в Крыму идет процесс возро ж дения народных ремесел. В нем участвуют, как мастера старшего поколения, так и представители молодого поколения, кот о рые постигают искусство и традиции кры м ских татар самостоятельно, обращаясь к классическим образцам.

THE CRAFTS OF THE CRIMEAN TATARS

E.N. Alekseeva, senior lecturer

E.Z. Ablyamitova, graduate student

Crimean engineering and pedagogical university

Abstract. This article is devoted to the study of the specifics of arts and crafts and varieties of Crimean Tatars. The historical development of these areas in Crimea, the activities of artels, fact o ries and workshops is considered.

Keywords: craft, leather production, wood carving, felt, branch.

Источник

Традиционные ремесла крымских татар: стародавние умельцы сотворяли красоту в жизни своими руками

18 ноября в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия в Симферополе открылась выставка «Традиционные ремесла крымских татар».

Во всей теплой, редкостной красоте своей предстали перед гостями выставки вещи, сопровождавшие наших предков в быту: сотканные из шерсти узорчатые килимы, вышитые полотенца, головные покрывала-марама, гончарные изделия, медная посуда (гугумы, джезве), прялка и другие предметы быта.

На выставке представлены экспонаты из фондов музея, а также изделия, выполненные Абдуджемилем Аблаевым — дедом сотрудника Крымскотатарского музея — из его коллекции плотницких инструментов (рубанки необычной формы, пилы и др.). Он изготовил их и работал с их помощью в первые годы депортации в Узбекистане.

Удивительная черта ремесленных изделий крымских татар — почти все они украшены узорами — стародавние крымскотатарские мастера, будь то ткачи, вышивальщицы, медники и др., виртуозно и со значением украшали национальными орнаментами свои изделия, и декоративные, и даже утилитарные — каждый узор являл собой одновременно символ, оберег и украшение.

Читайте также:  Кто исполнял народные бытовые сатирические драмы

О выставке крымскотатарских традиционных ремесел рассказала заведующая отделом выставочно-экспозиционной деятельности и работы со СМИ Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия Шефика АБДУРАМАНОВА:

— В Крыму в прошлые века бытовало около 70-ти традиционных крымскотатарских ремесел (только в Бахчисарае в XVIII-XIX вв. было 517 лавок мастеров). Многие виды ремесел на сегодня утрачены. Огромный урон развитию ремесел нанесли вынужденные эмиграции крымских татар в XVIII-XIX вв., окончательным ударом явилась депортация 1944 года.

В современных условиях изюминкой воспринимается консерватизм традиционных ремесел (ручное изготовление изделий и отсутствие новых технологий).

Из основных видов ремесел крымских татар можно отметить производство медной посуды (она выставлялась в домах крымских татар напоказ, являлась лицом дома, хозяйки, имела и декоративное и утилитарное значение).

Было развито гончарное производство (древние гончарные печи обнаружены во многих местах в Крыму (Саблы, Сеитлер и др.). Поскольку гончарная посуда недолговечна, в отличие от медной, украшалась она скромно и имела бытовое назначение. В больших глиняных сосудах хранили зерно, в сосудах различной формы (бардакъ) хранили масло, молоко, соленья и др.). Изнутри сосуды покрывались глазурью. Глиняные цветочные горшки (гуль череп) украшали каменные дворы и окна домов крымских татар — уже тогда у крымских татар был развит самобытный ландшафтный дизайн.

Крымские татары изготавливали черепицу для крыш традиционных крымскотатарских построек (иногда черепица покрывалась глазурью), а также керамические водопроводные трубы — в старых частях почти всех современных городов, сел Крыма сохранились образцы и черепицы и труб.

Традиционное для Крыма овцеводство являлось основой для развития ткачества, кожевенного производства. Используя местное сырье (шерсть, кожа, натуральные растительные красители), ремесленники производили ткани, ковры, дорожки (килимы), войлок (кийиз), различные кожаные изделия — обувь (чарыки) и др.

В Крыму ткались хлопчатобумажные, шелковые и льняные ткани, из которых шили одежду, покрывала, полотенца (марама, шербенти) и др.

Как отмечал в своих записках о Крыме турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби, нигде больше не ткали таких легких, тонких тканей из льна (атма), как в Крыму.

Одежду и тканье крымские татары украшали вышивкой.

Национальная вышивка крымских татар уникальна, имеет множество разновидностей (мыклама, татар ишлеме и др.), 20 различных видов стежков (швов).

Еще один вид традиционных ремесел — резьба по дереву.

Ни один крымскотатарский дом в прошлом невозможно было представить без деревянных резных карнизов (сачакъ). Резьбой украшались также деревянные колыбели (бешик), и зачастую входные двери. Узоры на дверях несли сакральный смысл…

Первой фразой речи Номана Челебиджихана накануне Курултая крымскотатарского народа 3 ноября 1917 года в Бахчисарае при большом скоплении народа было: «Дирилерни яшатан олюлердир» («Живых воодушевляют ушедшие») — рассказывает Шефика Абдураманова. — Фундаментом настоящего является прошлое.

Один из первых шагов национального возрождения Номан Челебиджихан видел в создании крымскотатарского музея, директором которого стал, отказавшись от карьеры художника, Усеин Боданинский…

Нам не нужно изобретать велосипед, а следует обратиться взором в прошлое, вспомнить национальные ремесла.

Их возрождение на широкой промышленной основе приведет к возрождению и развитию экономики, национальной коммерции.

Национальные ремесла — это не просто интересная история, не просто экзотический материал, это — основа нашей крымскотатарской ментальности, духовность, мировоззрение и культура.

Данная выставка изделий традиционных ремесел — это информация, способная вызвать резонанс в душах наших соотечественников.

Выставка оставит послевкусие, вызовет новое, глубинное видение огромного пласта культуры крымских татар, работа по этой теме будет продолжаться.

Изделия традиционных ремесел крымских татар свидетельство того, что в душе народа заложена мысль: праздник в жизни можно сотворить своими руками!

Как бы тяжело не жилось крымскотатарскому народу, но во всем: в жилище, в быту, в обиходе его всегда присутствует своя неповторимая эстетика.

Я запомнила высказывание кого-то из российских путешественников прошлого, о том, что крымские татары могут вынести любые трудности, они любят жить, и при первой же возможности они начинают обустраиваться и окружать себя красотой».

Выставка «Традиционные ремесла крымских татар» продлится до конца января 2017 г. В рамках выставки планируется проведение мастер-классов и мероприятий по возрождающимся видам традиционных ремесел.

Адрес музея: г. Симферополь, ул. Чехова, 17.

Источник

Ремесла и торговля

Главными ремесленными центрами у крымских татар были города Бахчисарай и Карасубазар. Кроме того, ремеслами занимались в некоторых других городах и селах Крыма: ткали ковры, делали деревянную посуду, сельскохозяйственные инструменты.

Путешествовавший по Крыму в 1793 г. академик П.С. Паллас насчитал в Бахчисарае 517 лавок, «из них 121 с шелковыми и другими красными товарами, 41 лавка с седлами и другими кожаными вещами очень красивой работы, лавок со съедобными вещами 135, с обувью 24. 23 лавки, где продаются большие и малые татарские ножи, которые очень ценятся по своей прочности. пять лавок с котлами и металлической посудой. 19 лавок портных, шесть серебрянщиков, пять оружейных мастеров, восемь башмачников, девять лавок с деревянной посудой и другими местными поделками, пять, где делают шерстяные канаты и другие веревки, восемь бондарен, семь лавок с бурками, плащами от дождя и пр, четыре горшечника, восемь лавок с трубками и чубуками. 13 кожевенных заводов, шесть кузниц. семь лавок, где производится резная работа на дереве» (1881, с. 77). Кроме того, в Карасубазаре в это же время было 310 ремесленных лавок (Паллас. 1883, с. 38).

Некоторые традиционные производства у крымских татар существовали в XIX — начале XX вв. Так, в 1884 г. в Бахчисарае было 577 торгово-промышленных заведений. Среди них 15 сафьяновых заводов, 39 сапожных, 17 шубных и шесть шапочных, 18 шорных и восемь войлочных мастерских, 13 лавок с медной посудой, девять бондарен, три лавки серебряных и золотых дел мастеров, по две лавки чубучников, горшечников и деревянных изделий (Архив СМ АРК, ф. 64, оп. 1, ед. хр. 288, с. 48—72).

Кожевенное ремесло

Кожевенное ремесло пользовалось особым уважением среди других ремесленных цехов, которых насчитывалось всего около 50 (Боданинский. 1930, с. 22). Это производство сохранялось и после революции 1917 г., когда над заводами появились советские названия: завод «Красный Октябрь» и др.

В Бахчисарае кожевенные заводы были построены по течению реки Чурук-Су и начинались недалеко от ханского дворца. Вода после промывки кож, имеющая резкий запах, сливалась в эту речку, отсюда и ее название «гнилая вода». Здание завода было двухэтажным, фахверковым. На заводе работало до 15 человек мастеров.

Процесс обработки кожи предусматривал вымачивание кож в известковом растворе в каменных чанах, промывку кож, очищенных от шерсти, жира, плевы водой в ямах, смазанных глиной, смачивание настоем сумаха, размягчение колотушкой «Токмак», наведение глянца кизиловой палкой или с помощью турецкого прибора «пердах-шишеси» с цилиндрическим стеклом. Красили шкуры в небольших чашках краской, состав которой бахчисарайские кожевенники считали своей тайной (Никольский. 1924, с. 19). Бахчисарайские сафьяны имели самые разнообразные цвета: темно-бордовый, палево-желтый, красный, фиолетовый, черный, голубой, светло-зеленый, к тому же были мягкими, как атлас. В обработку шли кожи овец, коз, лошадей и волов.

Обработанные кожи, не очищенные от шерсти, использовали как подстилки «постеке». Зимой в Крыму были популярны овчинные шубы и полушубки. В степных районах пастухи ходили в кожаных куртках и шароварах, с кожаными сумками «тагьарчыкъ». Кожу использовали также, чтобы сделать сито «чельтек», обить деревянный сундук и др. Из нее шили разнообразную обувь, пояса, сумочки, кошельки. Эти изделия расшивали золоченой и серебряной нитью.

Сапожное ремесло

С кожевенным производством тесно была связана работа сапожников. В начале XIX в. в Бахчисарае в сапожно-башмачном производстве было занято около 200 человек (Архив СМ АРК, ф. 64, оп. 1, ед. хр. 688, с. 1). Для оборудования лавки сапожника нужно было не так уж много денег. Сами сапожники могли изготовить себе стол, стул, колодки из дерева разнообразных размеров. «Тикиджи тезгяхы» — станок сапожный и ряд других инструментов передавались по наследству. В Бахчисарайском музее и сейчас еще хранятся инструменты сапожника Ибраим-Уста (1738—1815 гг): «мушта» — пресс, «джильде» — тиски, раскроечные ножи, шило, иглы. Шили Бахчисарайские сапожники мужские и женские сапоги, туфли, домашнюю обувь и др.

Войлочное ремесло

В XIX — начале XX в. в Крыму существовало и войлочное производство — «кийизджилер». Для работы мастеру-войлочнику необходимо было довольно большое помещение, где можно было хранить и подготавливать к работе шерсть, кипятить воду, укатывать войлок. Основными орудиями труда войлочника были: «яй», «сепки», «токъмакъ», циновка и «къалыб». Перед изготовлением войлока шерсть мыли, сушили, сортировали, разрыхляли. Затем мастер-войлочник, сложив ворох шерсти, сидя на полу или на небольшой скамеечке «отуракь», ударял колотушкой «токъмакъ» по лукообразному орудию «яй» с натянутой струной, изготовленной из жил животных, длиной до 180 см. От удара струны шерсть разлеталась тонкими хлопьями. Эти хлопья с помощью «сепки» — веера, сделанного из палочек кизила, равномерно раскладывалась на «къалыб», сплетенный из плюща и покрытый циновкой. Размер «къалыба» был довольно большой, обычно 2×5 м, 3×7 м. Шерсть из тыквы «ташкъабакъ» поливали горячей водой. Циновку скручивали и в течение полутора часов прокатывали по полу. На четках или с помощью ремешка с 30-ю выступами мастера отсчитывали, сколько раз они прокатали войлок. После этого войлок развязывали, еще раз поливали горячей водой и сушили. Изготавливали войлок как темный, так и светлый, украшали цветными красками, набойкой.

Читайте также:  На цветы напала мошка что делать народные средства

Интересно, что войлок вырабатывали не только в мастерских ремесленников, но и дома. По сведениям информаторов, в Степном Крыму войлок укатывали подружки невесты как помощь — «талакъа». Они садились в комнате друг против друга и ногами толкали циновку с войлоком с одной стороны комнаты на другую. Войлоком застилали полы, смазанные глиной, пастухи войлочные подстилки брали с собой на пастбище. В годы Крымской войны войлочными ковриками согревались солдаты.

Торбочное ремесло

Ремесленники, делающие торбы (сумки), назывались «торбаджы». Чтобы получить нити для торб, мастер набирал шерсть в сумку, которая висела у него на плече, скручивал нити из шерсти и пропускал по колесу веретена «чарх». Плелись торбы на станке «торбаджы тезгяхы». Нити основы натягивались в вертикальном положении и переплетались горизонтальными нитями. Уток с помощью гребня «таракъ» прибивался к основе. Сумки получались пестрыми, нарядными, т. к. ткались из цветных нитей. В 1925 г. они наряду с крымскими вышивками и кружевами демонстрировались в Париже на Международной выставке декоративного искусства и современной художественной промышленности.

Ковроделие

Из шерсти овец, верблюдов ткались также безворсовые ковры «килимы» и ковры «халы». «Старые крымские килимы обладают мягкой и пружинистой структурой. Пряжа, из которой они вытканы, ровная, искусной выделки» (Чурлу. 1996, с. 45).

Для окраски нитей брались растительные красители: баранья желчь, корни барбариса и иудиного дерева, оболочка грецкого ореха и шелуха лука. Ряд красителей привозили с Кипра, Турции.

В расцветке ковров преобладали кремовый, синий, розовый, коричневый, зеленый, желтый цвета.

По композиционному построению У. Боданинским крымские ковры были разделены на три группы. Первый тип ковров — «орта» (середина) весь состоял из прямоугольных рамок со схематизированными растительными мотивами. Второй тип ковров назывался «кобекли-орта», что значит «середина с пупком». По краям такого ковра располагались прямоугольные рамки, в центре — ромбы. Третий тип ковров — это коврики «намазлыкъ», с молитвенной нишей «михрабом» в центре (Боданинский. 1928, с. 72—74).

В орнаментах ковров, сильно стилизованных, видны изображения «тонкой талии», «коготков голубей», «семечек тыквы», «наковальни», «пасти льва», «гребня», «пахлавы» — ромбовидного печенья (Чурлу. 1996, с. 48). Отверстиями «Чильтер» — одни орнаменты отделены от других.

Обработка дерева

Цех токарей и сундучников в Бахчисарае назывался «бешикчи ве сандыкчи». Свои изделия они делали из дерева местных пород: ореха, бука, сосны, тополя. Дома, мечети в Крыму украшали красивые наборные потолки, резные колонны, порталы. Из дерева в мечетях были изготовлены кафедры для мулл, подставки для Корана, в жилых домах — внутренние шкафы, сундуки, столики, скамеечки, детские кроватки. В лавках токарей и сундучников можно было купить футляры для зеркал, шкатулки, деревянные туфли, прялки, качалки для теста, доски для резки хлеба. Эти изделия были хорошо отполированы, украшены резьбой, интарсией (другими породами деревьев), инкрустацией (костью, перламутром), плитками сухих красок зеленого, красного, черного цветов.

Медное ремесло

Лавку медника «бакъырджы» среди других лавок можно было определить по звуку от удара молотка о медь. В самой же мастерской можно было видеть, как медники «из больших листов меди выковывают на вертикально вбитых в землю металлических брусьях, оригинальной формы посуду: огромные тазы, кувшины и чашки, блюдца с крышкой» (Никольский. 1924, с. 22—23). Под действием чекана, молотка медь легко принимала нужную форму. Этот металл вытягивается, уплотняется, расплющивается, куется, имеет красивый красноватый цвет. Но медь окисляется, поэтому готовые изделия покрывались оловом. Много медной посуды в Крыму было в жилых домах, кофейнях, восточных банях. Изделия из металла были украшены чеканкой, гравировкой, насечкой, ажурной и зубчатой резьбой; геометрическими, растительными, цветочными орнаментами, каллиграфическими надписями.

Другие ремесла

Интересны также глиняные трубки «хейс» с длинными чубуками, выполненные крымскими ремесленниками. Женские трубки более нарядные, орнаментированные (Вдовиченко. 2002, с. 160). Чубуки к ним изготавливались из черешни, жасмина. Носили чубуки за поясом.

Крымские мастера делали и детские игрушки: войлочные и кожаные мячи, «маймул» (дзига), игрушки типа юлы из дерева, разукрашенные разноцветными красками, «къокъла» — куклы, одетые в мужскую и женскую традиционную одежду крымских татар.

Существование ремесел в Крыму после революции 1917 г. поддерживала работа Кустарно-промышленного техникума. Там учащиеся в течение пяти лет обучались в четырех учебных мастерских: коврово-ткацкой, вышивальной, химико-красильной и столярной. Но когда в 1896 г. Бахчисарайская дума приняла решение об открытии ремесленного училища, планировалось большее количество мастерских: кузнечная, шорная, по выделке сафьяна, скорняжнопортняжная, сапожная, столярно-токарная (Архив СМ АРК, ф. 64, оп. 1, ед. хр. 1798, с. 1). К тому же в 1904 г. в Бахчисарае была открыта татарская женская школа с преподаванием рукоделия.

Цеховое устройство

Ремесленники Крыма были объединены в цеха. «В состав цехов входили: мастера «уста», подмастерья «къалфа» и ученики мальчики «шегирт». Во главе цеха стояли главный мастер «уста-башы» (Никольский. 1924, с. 31), «йигит-башы» — его помощник, «чауш» — староста. Каждый цех имел своего «пирра» — покровителя, основателя их производства. «Все цехи объединялись в общий союз «эснаф», во главе с выборным главой «эснаф-башы» и религиозным протектором «накъибом» (Боданинский. 1930, с. 22). У «накъиба» хранилось цеховое знамя, история возникновения цеха, список его покровителей, религиозные песнопения (Самойлович. 2000, с. 75). Все цехи имели свои уставы «селефнаме» — правила предков. «В «селефнаме» есть указание на восьмичасовой рабочий день, все же следующие восемь часов надо употреблять на молитву, остальные восемь часов — на отдых» (Боданинский, 1928, с. 68).

Нравственные нормы, регламентирующие жизнь ремесленников, строились на основе шариата и проповедей суфиев, имевших большое влияние на ремесленников Крыма.

Считалось, что «если, кто подчиняется уставу и совершает пятикратную молитву, не лжет, ведет себя благопристойно, у того заработок будет приносить благополучие» (Боданинский, 1928, с. 68).

Нарушившие устав мастера могли быть оштрафованы, исключены из цеха, лишены права заниматься ремеслом (Архив СМ АРК, ф. 64, оп. 1, ед. хр. 688, л. 1) и даже высланы из города (Никольский. 1924, с. 33). За качеством изделий мастеров следили цеховые старшины.

Вновь прибывший в цех через три года переводился в ученики, а ко времени женитьбы, обычно, посвящался в мастера. Посвящение в мастера происходило во время праздника, посвященного «Пирру» — покровителю ремесла.

Кто не прошел «реван» — торжественный обряд посвящения в ремесленники, не имел права нанимать учеников, не мог, как другие продавать свои изделия, не мог находиться среди мастеров (Булатов. 1839, с. 140). На праздники посвящения в мастера в Бахчисарае, Карасубазаре, Евпатории собиралось по несколько тысяч человек. Сначала шло посвящение в «уста-башы» (начальника цеха), затем в мастера. Главой цеха становился тот человек, который больше других вносил денег на обустройство цеха и для целей взаимопомощи. Ремесленники давали клятву: «Сколько сил и возможностей есть поступать справедливо и беспристрастно, как во всех делах, так и в тщательном старании, благоуспешном состоянии ремесла и приращении искусства» (Архив СМ АРК, ф. 59, оп. 1, ед. хр. 163, с. 40). Последний раз такой праздник проходил в Крыму в 1914 г.

Торговля

Многие ремесленники не только изготавливали вещи, но и сами продавали их. В городах Крыма можно было купить: строительные материалы, войлоки, сукно, тулупы и полушубки, сафьяны, шапки, седла, сбрую, ножи, пояса, кружева, и др.

В лавках, где готовили продукты, печи и кухни выходили прямо на улицу. В продуктовых лавках продавались: мясо, мука, сыр, брынза, соленая рыба, буза, фрукты и др.

В Бахчисарае на «Туз-базаре» продавали соль, на «Согъан-базаре» — овощи, на «Ашлыкъ-базаре» — хлеб. В городе у скалы Топ-кая был также рынок, где продавали лошадей и других животных (Архив СМ АРК. ф. 64, оп. I, ед. хр. 573, л. 2). На базаре стояли мажары с угольями и дровами.

В городах Крыма существовала и разносная торговля. Торговцы, обвешанные ожерельями, цепочками, платьями, чубуками и другими предметами ходили по улицам города (Шишкина. 1848, с. 250).

В Крыму можно было купить и привозные товары: «французские, голландские, польские сукна красного, зеленого, голубого и коричневого цветов, шелковые ткани из Хиоса, парчу и атлас из Венеции, ярко-малиновые бархаты из Бруссы и Константинополя» (Никольский. 1924, с. 30), хлопчатобумажные ткани, а так же финики, корицу, гвоздику и др.

Источник