Народный промысел курского края

Знакомство детей с народными промыслами Курского края

Людмила Пронская
Знакомство детей с народными промыслами Курского края

«Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.

Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.»

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Россия XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами – Кремлем, достопримечательностями.

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

У каждого человека есть своя малая Родина, имеющая определенные культурные традиции. В настоящее время, в век глобализации, народные промыслы стали мало востребованы в быту, а некоторые из видов промыслов вовсе исчезли. В наш век все промыслы находятся на грани исчезновения, но в последние годы все больше внимания уделяется возрождению народных традиций: открываются школы гончарного искусства, бондарства, ковроткачества. Практически в каждом доме курян есть какой-то из продуктов народных промыслов: глиняный горшок, глиняная игрушка или Суджанский ковер, но они чаще используются как предметы интерьера. Продукты народных промыслов курских мастеров можно увидеть и приобрести на ярмарках и выставках, которые проводятся в нашем городе. В связи с этим изучение темы «Народные промыслы Курского края» является актуальным. И начинать эту работу необходимо уже в дошкольном возрасте.

Изучение темы предусматривает углубленное знакомство с народными промыслами Курского края. Материал не сложный и обычно вызывает большой интерес у детей, так как он насыщен зрительными образами, натуральными предметами быта, встречающимися в повседневной жизни человека. При этом решаются следующие задачи:

• знакомить детей с обычаями и традициями Курского края;

• дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях;

• воспитывать уважения к труду народных мастеров, чувства гордости за свой край.

Каждый народ имеет богатую историю, веками сложившиеся традиции, культуру, быт. Особенностью населения Курской области, было чрезвычайное разнообразие занятий, сочетание сельскохозяйственной деятельности и ремесленной (кустарная промышленность). Кустарные промыслы давали больше дохода, чем сельскохозяйственная деятельность, ими занимались до половины всех крестьянских дворов.

«… Самым гениальным является народное искусство,

то есть то, что, запечатлено народом, сохранено,

что народ пронес через столетия».

Народные промыслы Курского края

Наибольшим спросом пользуется посуда – горшки, кашницы, миски, кружки, чашки, чайники, банки для варенья и много других предметов. Посуда наша изготавливается из разных глин: красной, серой, желтой, белой.

Мастера расписывают большинство изделий линейным и волнистым орнаментом, а так же изображают растительные мотивы, животных, птиц и рыб. Для курского края характерна особая роспись, завитая, напоминающая парчу. Ее называют сейчас специальным термином – «кудривина». Так мастера расписывают самовары, вазы, ковши.

Есть в нашем соловьином крае живописное село Кожли, Льговского уезда, которое славиться своей глиняной расписной игрушкой.

С давних пор славилось село Кожля, мастерами по изготовлению расписных глиняных игрушек. Простые и яркие, они расходились по ярмаркам и базарам всего юга России.

Первое упоминание о курской игрушке в литературе встречается в книге И. В. Снегирева «Русские простонародные праздники и суеверные обряды». Он пишет: «В Курске, в Юрьев день, близ Егорьевской церкви на Херсонской улице бывает ярмарка, на коей продаются глиняные коровки и другие животные».

Два раза в год большое село Кожля, где в начале XX века насчитывалось 485 дворов, оживало шумной ярмаркой. Наряду с нужными в хозяйстве предметами, мануфактурой, разными лакомствами, были представлены и многочисленные свистульки. Половина дворов выставляла на прилавки яркие диковинные игрушки из глины, более трех десятков мастеров — глиняную посуду. Пережив за время своего существования периоды подъема, спада, забвения и невнимания, что вообще было свойственно позиции государства по отношению к народному искусству, кожлянская игрушка долгое время продолжала существовать благодаря усилиям мастеров, энтузиастов и заинтересованных лиц.

Само село уже практически не существует, мастера перебрались в другие места, но пытаются передать свой богатый опыт и навыки детям Дроняевской и Лукашевской школ, где созданы кружки игрушки.

Игрушки-свистульки лепят из синей глины с незапамятных времен. Глина действительно в сыром виде отдает синевой, но после обжигания становиться светлой, почти белой.

А роспись на глиняной игрушке делают анилиновыми красками, акварелью, чернилами. В краски добавляют молоко, сахарный сироп, для того чтобы роспись выглядела ярче и наряднее. Сюжеты изображений очень разнообразны, чаще всего это животные и птицы. У одних животных в лапах музыкальные инструменты – рожки, балалайки. Другие несут чашу с чем-то съестным. Величаво, торжественно стоят барыни с уткой, курицей или кошечкой под мышкой. Очень оригинальны расписные коники. Конь в ярких пестроцветных яблоках или с пересекающимися в виде сетки полосками орнамента.

Кожлянские игрушки представляют собой одиночные фигуры или целые композиции и в каждой ощущаются отзвуки сказки. Жаль, что кожлянская игрушка находиться на грани исчезновения; и уже давно пришло время возродить этот старый промысел. А изготавливают кожлянскую игрушку в г. Судже, г. Курске и г. Курчатове.

Народная мудрость гласит: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго», «Добрая работа мастера хвалит».

Декоративно-прикладное творчество. Топиарий из кофейных зёрен Зерна кофе на сегодняшний день являются наиболее популярным материалом для создания топиария. Они смотрятся довольно шикарно, приносят счастье.

«Морская бутылочка». Мое увлечение — «декупаж» ТАТЬЯНА. Н. :Очищаем бутылку,покрываем мастикой на основе пва. ТАТЬЯНА. Н:БЕРЕМ САЛФЕТКУ отрываем руками нужный рисунок и приклеиваем разведенным.

Источник

Народные промысла и ремесла

Курская область

Организации народных художественных промыслов

Наименование

организации

Руководитель

Адрес, местонахож-дение

Контактная информация

Специализация и направление деятельности

Саморядовский Дом ремёсел, филиал Курского ОДНТ

Косинова Любовь Васильевна

307846, Курская область, Большесол-датский район,

рушники, обрядовые и свадебные пояса, вязаные пеньковые лапти. Вышитые рушники

Глушковский центр художественных промыслов и ремёсел,

филиал Курского ОДНТ

Сазонова Анна Анатольевна

307450, Курская обл., п. Глушково,

ул. Максима Горького, 23 а

Глушковская традиционная и авторская керамическая посуда, ковроткачество, лозоплетение, бондарство

Суджанский центр народных промыслов и ремесел,

филиал Курского ОДНТ

Травкин Сергей Михайлович

307800, Курская обл., г. Суджа,

Авторская керамика (посуда и декоративная скульптура)

Пристенский центр народной культуры,

филиал Курского ОДНТ

Куртуков Николай Иванович

306 200, Курская область,

п. Пристень, ул. Ленина, 11

Изделия художественной деревообработки: точёная посуда, сюжетно-тематические панно. Все изделия декорированы росписью и пирографией

МАУК «Центр народных традиционных промыслов»

Маслова Наталья Александровна

Традиционная и авторская керамическая посуда, традиционная кожлянская игрушка

МБУК «Дмитриевский районный Дом культуры», мастерская при отделе традиционной культуры

И.о. директора Шаталова Наталья Алексеевна

307500, Курская область,

г. Дмитриев, ул. Ленина,

8 (47150) 2-24-81, 2-10-67

Ковровые изделия, гобелены

Центр ремесел МКУК «Горшеченский районный Дом творчества»

п. Горшечное, ул. Кирова, 17,

Центр ткачества МКУ «Леженский сельский Дом культуры»

Сырых Татьяна Григорьевна

с. Леженьки, ул. Школьная, 12

Студия глиняных изделий «Мастер» МКУК «Советский ДНТ»

Ерёмина Елена Петровна

306600, Советский район, п. Кшенский

ул. Пролетарская, 52

ОБПОУ «Суджанский техникум искусств», отделение ковроткачества и художественной керамики

Директор – Фесенко Александр Сергеевич

г. Суджа, ул. Волкова, 22

Ковры, гобелены, традиционные суджанские керамические фигурные сосуды и свистульки

МОУ ДОД «Художественная школа народных промыслов «Артель»

Чепелева Наталья Ивановна

г. Железногорск ул. Ленина, 22 «а», корп. 3

Изделия из лозы, соломы (плетеные корзины, мебель), декоративные композиции из природного материала

Суджанский центр народных промыслов и ремесел

Огромные запасы гончарных глин хорошего качества в окрестностях Суджи многие столетия обеспечивали материалом этот старейший во всей Курской области промысел. Щедрая природа наделили глину мягкими пластичными свойствами, а уроженцев этих мест большим талантом.

К середине XIX века гончарное производство достигло своего наивысшего расцвета. Почти все жители слободы Гончаровка были заняты разными видами гончарного производства. Одни занимались добычей и привозом глины, другие специализировались на доставке топлива, третьи – на изготовлении свинцовой глазури. Основная часть населения непосредственно занималась созданием большого ассортимента различные изделий повседневной посуды: горшков, кувшинов, крынок, кухликов, банок под варенье, тазков для выпечки пасок, кружек, макитр. Изготавливалась строительная керамика – печные изразцы, трубы, заслоны, цегла, декоративные элементы для украшения домов, декоративные изделия – подсвечники, копилки, фигурные сосуды. Игрушки в основном делались для своих детей и небольшими партиями на продажу. Жители слободы Гончаровка снабжали «своими гончарными изделиями не только округу, но и всю Курскую, а также и другие близлежащие губернии – Полтавскую, Сумскую, Харьковскую, Чурниговскую. Продавцы возле возов расхваливали свой товар, стучали кулаком по крутым бокам горшков, доказывая покупателям высокое качество обжига. Откуда товар, можно было не спрашивать. Суджа прочно ассоциировалась с гончарным промысломр.

После революции в 1932 году была организована артель «Гончар». На ее базе в дальнейшем существовал цех Суджанского кирпичного завода.

В XX веке традиционный суджанский промысел переживает, как и большинство российских промыслов, кризис. Производство традиционной Суджанской керамики прекратилось, но былая слава гончаров жила в памяти многих людей. Жива была и потребность в традиционной бытовой глиняной утвари, а значит, и надежда на возрождение старинного промысла.

В 1992 году была предпринята попытка возродить старинный гончарный промысел. В центре города Суджа впервые в Курской области при отделе культуры были открыты производственрные мастерские. В 1996 году мастерские были преобразованы в Центр художественных народных промыслов и ремесел. Гончарное производство, получив новое дыхание, стало развиваться по двум направлениям: декоративно-прикладное, представленное сувенирной керамикой, и традиционное – изготовление посуды и свистулек.

В мастерской Центра, вы словно окунувшись в глубину веков, соприкасаетесь с таинством волшебного превращения бесформенного куска глины в очаровательный сосуд. Ведь до наших дней профессия гончара дошла в своём первозданном виде, не претерпев никаких изменений, гончары работают вручную с глиняной массой, используя наработанную столетиями практику русских мастеров.

Крупные работы – медведь, символизирующий силу, мощь Российского государства, совы – символ мудрость, красавцы петухи – ваза для икебаны; а также пепельницы, подсвечники, декоративные посудины с очертаниями птиц – все они отличаются величавостью, богатством орнамента и скульптурной отделки. В этом красота и особая привлекательность Суджанской керамики. Нигде в другом месте не могли появиться такие игрушки. Они должны были родиться здесь, на этой скромной древней земле, среди суровой и величественной природы, в умелых руках людей, которые помнят и берегут мастерство предков.

Авторы демонстрируют свои работы на выставках в краеведческом музее, районных и областных праздниках, в городах России. Побывали работы и за границей – в Голландии, Германии, Франции.

Сегодня Суджанский центр народных промыслов и ремесел, областное государственное учреждение культуры, развивается. Здесь создаются условия для работы коллектива, и дух созидания движет людьми, которым нравится их творческий труд.

Курская область, г.Суджа, ул.8 Марта, 4

Саморядовский дом ремесел

Многовековые богатейшие обычаи, традиции, уклад жизни людей, которые воплотились в самобытную и яркую культуру, в нашем районе наиболее полно сохранены в селах Саморядовского и Сторожевского сельсоветов. Там до сих пор можно услышать старинные песни в оригинальном исполнении, игру на уникальных музыкальных инструментах, познакомиться с местными танцевальными традициями, изучить историю народного костюма и даже попробовать себя в искусстве ткацкого мастерства.

В 1992 году в деревне Саморядово был основан «Саморядовский дом ремесел», в котором ведется целенаправленная работа по возрождению исохранению народных промыслов, таких как: ткачество рушников, старинных поясов, плетение лаптей, изделий из пеньки. На базе дома ремесел действует детский образцовый фольклорный ансамбль «Крестьяночка», воспитанники которого с удовольствием перенимают опыт исполнения песен местного фольклора и знаменитого танца «Тимоня» у своих прабабушек и прадедушек.

С целью преемственности поколений в 2010 году на базе взрослого фольклорного коллектива «Тимоня» был создан детский фольклорный коллектив «Тимоша», выступления которого поистине являются изюминкой каждого мероприятия.

Богатое культурное наследие жителей этих сельских поселений описывается представителями высших учебных заведений культуры и искусства из Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга и ближнего зарубежья.

Глушковский центр художественных промыслов и ремёсел

Глушковский центр художественных промыслов и ремёсел действует с августа 1993 года, в настоящее время является филиалом Курского областного дома народного творчества. В центре развиваются следующие виды художественных промыслов и ремёсел: гончарное дело, художественная ручная лепка, бондарное, дело, лозоплетение, ковроткачество. В Центре проводятся занятия с учениками, мастер-классы по всем видам промыслов и ремёсел, экскурсии для посетителей.

Курская область, пос. Глушково, ул.Максима Горького, 23а

Детское объединение «Народное гончарство»

Более десяти лет на базе отдела народных промыслов Курчатовского краеведческого музея работает детское объединение «Народное гончарство», где дети изучают не только историю народных промыслов нашей Малой Родины, но и учатся изготавливать различные глиняные изделия. Воспитанники объединения смогли освоить технологию лепки кожлянской игрушки, неоднократно становились призёрами и победителями всероссийских и международных конкурсов.

Курская область, г. Курчатов, ул. Молодёжная, д. 12

Пристенский центр народной культуры

Пристенский центр народной культуры – царство дерева, трепетными руками местных мастеров превращенного в резные ларцы, пирографические панно и иконы, красочные расписные тарели, ложки и кухонную утварь.

Курская область, пос. Пристень, ул.Ленина, 11

Источник

«Курские народные промыслы»

Презентация к уроку по курсу истории Курского края «Курские народные промыслы» в 7 классе

Просмотр содержимого документа
««Курские народные промыслы»»

Любимое занятие детворы – игра. Издавна повелось на Руси делать детям на забаву всевозможные поделки.

Чуть ли не каждая российская губерния имела свой гончарный промысел. Посуда в обиходе была в основном глиняная. Целые сёла занимались гончарством. В Пензе – Абашево, в Рязани – Скопии да Сапожок, в Туле – Филимоново и Большие Гончары, в Вятке – Дымково, В Курске – Кожля и Дроняево.

«Козля» или «Кожля» – когда-то в этих овражистых местах в изобилии водились дикие козы, что отразилось в названии местечка на украинский лад…

Особенности росписи по кожлянской игрушке:

-орнамент «косые линии»

-орнамент «растительные знаки»

-орнамент «волнистые линии»

-орнамент «прямые линии»

-орнамент «виноградная лоза»

-орнамент «нераспустившиеся бутоны».

Мастера и сохранение традиций:

Ольга Ивановна Дериглазова (1912-2004гг.)

Ульяна Ивановна Ковкина (1902-1994гг.)

Валентина Венедиктовна Ковкина

О Валентине Венедиктовне написано много, но, думается, не будет лишним еще раз рассказать об этой удивительной женщине – гордости соловьиного края, имя которой известно за пределами России. Своим искусством она покорила ценителей прекрасного во многих странах мира. Позади девять десятилетий многотрудной, насыщенной событиями жизни, в течение которой, по словам мастерицы, ей всегда помогала выжить игрушка.

Источник

Презентация «Ремесла Курского края»
презентация к уроку на тему

Материал знакомит с разнообразием ремесел Курской области с древних времен.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ремёсла Курского края

— это обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения. Гончарное производство

Примерно в IX—Х вв. в России появился гончарный круг—простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой.

Кузнечное ремесло Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла.

В России ковочное дело стало развиваться в 1732 году в селе Хорошево под Москвой, где была открыта самая первая в Европе коновальная школа.

При работе лошади на твердой поверхности некоторые части копыта быстро повреждаются. В этом случае лошади больно наступать. Она начинает хромать или вообще отказывается наступать на поврежденную ногу. Кованная подкова помогает защитить копыта лошади от изнашивания и всемозможных травм. Подкова — это приспособление для защиты копыт лошади.

В древние времена, когда еще не существовало подков применялись приспособления, сплетенные в виде башмака или чулка из разных материалов:лыка, кожи, тростника или обычных pастительных волокон. А кpепились самодельные копыта прочными веpевками, или же pемнями. Такие башмаки не были прочными, а ремни и веревки вызывали дерматиты. Подошву копыт pабочего скота мазали смолой. Позже подковы научились крепить специальными гвоздями.

Подкова на счастье Представление о том, что подкова приносит счастье, пришло из Древнего Египта. По легенде лошадей для колесниц фараона подковывали золотыми подковами, и за мчащимися колесницами неслась толпа в надежде на то, что подкова из золота достанется счастливцу.

На Руси издревле найти подкову на дороге считалось очень хорошей приметой, особенно если она отлетела от задней, ближайшей к прохожему, ноги серой кобылы. Примета эта идет из тех времен, когда лошадь была самой большой хозяйской ценностью. И подковать свою лошадку мог себе позволить далеко не каждый: слишком уж драгоценны были «железные башмачки», которые, несмотря на все старания кузнецов, частенько отваливались. Найденную подкову можно было переплавить или продать — невероятная удача для работяги-крестьянина.

По стариной легенде святой Дунстан был известным кузнецом, и однажды к нему пришел дьявол в обличии лошади. Он стал соблазнять кузнеца на плохие дела. Однако кузнец не поддался дьяволу, а взял и подковал «рогатого», да пригвоздил его к стене. Тот запросил пощады. И чтобы этот черт больше в кузне не появлялся, на дверь повесили подкову. Отсюда и пошли многие приметы о подкове. После этого случая люди стали вешать подковы на двери в своих домах, чтобы отпугнуть злых духов. Найденную же подкову принято вешать на дверь, но зачем? И, интересно, откуда пошла эта традиция?

Плетение из лозы К одной из наиболее распространенных разновидностей обработки дерева относится плетение изделий из древесных прутьев, особенно ивовых (лозы).

Из лозы можно сплести практически всё! Чего только не создавали умельцы — от грибного лукошка и хозяйственных корзин до дорожных сундуков и плетеной мебели!

Глиняная игрушка Традиционными для Курского края также является глиняная игрушка.

Начало развиваться еще в XVI-XVII вв. Коврами украшались парадные сани, покрывались лавки, сундуки; ковры использовались в обрядах. Одним из центров ковроделия была Курская губерния. Со второй половины XVIII в. ковроткачество превратилось в промысел. Ковроткачество

Курские ковры по мотивам узоров определяются специалистами как цветочные. Обычно на чёрном фоне (реже на «поле» другого цвета) изображены букеты, гирлянды, разбросанные розы красного и розового цвета различных оттенков. В первой половине XIX в. возникают помещичьи ковроткацкие мастерские и начинается широкое производство ворсовых ковров.

В начале 20 века каждый извозчик имел свою медную бляху с номером – аналог современных «шашечек». О цене извоза просто договаривались с клиентом. Для «лошадиных такси» были отведены специальные места для «отстоя» около вокзалов и присутственных мест. Извозчикам строжайше запрещалось, например, подъезжать к крыльцу вокзалов. Пассажир должен был сам подойти и взять извозчика.

Первые отличались высокой таксой, но ездили быстро, а также обладали хорошими экипажами. Вторые были, что говорится, «золотой» серединой». Услуги последних стоили дешево, но и качество услуг, а также самих экипажей у них оставляло желать лучшего. Извозчиков тогда делили на лихачей, обычных извозчиков и «ванек».

Презентация « Ремесла Курского края » Подготовила: Чаленко Елена Владимировна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 4» г. Железногорска Курской области 2014 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация может быть использована на различных уроках с целью изучения краеведческого материала.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК «Школа России». Автор А.А.Плешаков.

В данной презентации собран материал о символике Российской Федерации, Курской области и города Курска. Может быть использована на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности.

Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которыхРядом с мамой мы идём. Внеклассное занятие «Мой любимый Курский край».

В презентацию включена информация о наиболее известных людях Курского края, внесших неоценимый вклад в развитие области и государства.

Цели: способствовать обобщению и закреплению знаний о Курской области; символике Курской области, дать возможность учащимся прочувствовать особенность и уникальность нашего края в пространстве страны.

Источник

Читайте также:  Народные приметы о погоде летом для детей