Народный промысел лаковой миниатюры развивается и процветает в городе

Четыре школы русской лаковой миниатюры

Искусство лаковой живописи зародилось в глубокой древности на Востоке. Согласно старинным манускриптам из Китая, известно, что изделия декорировали подобным образом две тысячи лет назад. В России промысел обрел популярность в середине восемнадцатого века, предварительно покорив практически всю Европу. На Руси работало огромное количество мастерских, специализирующихся на создании миниатюр, но сохранилось всего четыре.

История лаковой миниатюры в России

В нашей стране интерес к промыслу зародился во времена правления Петра Первого. Император постоянно путешествовал по загранице и периодически привозил оттуда интересные идеи. Впервые лаковая миниатюра была применена при оформлении покоев в Коломенском дворце.

Также ремесленники привлекались к декорированию Монплезира, расположенного в Петергофе. Например, «китайский кабинет» оформили с помощью лаковых панно в количестве девяноста четырех штук.

Благодаря налаженным торговым связям со Страной восходящего солнца в России появились табакерки из папье-маше, декорированные затейливой росписью в виде галантных сцен. Познакомившись с работой крупных мануфактур в Европе, император закупил партию лакированной мебели и привез в страну.

Также он пригласил с собой несколько местных умельцев. В 1757 году была организована первая Академия художеств, где обучали «лакирному делу». В это же время заработала фабрика на Урале, позже комбинаты появились в столице и многих провинциальных городках.

Начало массовому производству лакированной продукции положил купец Коробков, основавший в небольшом поселении Данилково (ныне Федоскино) комбинат по изготовлению козырьков для головных уборов военных (кивера). Он пригласил нескольких немецких мастеров и наладил бесперебойное производство лакированной продукции.

Первой разновидностью товара под «брендом» Коробкова стали недорогие табакерки. На них наклеивали бумажные гравюры, изображающие значимые для страны события.

После смерти основателя великого дела, управление фабрикой взял в свои руки его зять П. В. Лукутин. Он существенно увеличил объемы производства и добился высочайшего качества изделий. Начиная с 1829 года, лакированные товары из Данилково регулярно участвовали в зарубежных и местных выставках.

1830 – это период становления и творческих поисков лукутинских миниатюр, разработки инновационных технологий и вариантов декоративного оформления. При фабрике открыли рисовальную школу, лучших мастеров отправляли на обучение в Строгановское училище.

Федоскино

Как мы уже говорили, русская лаковая миниатюра в небольшом городке появилась благодаря купцу Коробову. После того как его дочь стала супругой Петра Лукутина, новый родственник принялся активно расширять ассортимент производства. Сюжеты для оформления выбирали близкие для народа: чаепитие, сказки и т.д. Миниатюрами декорировали столовые приборы, табакерки, солонки.

Отличительная черта федоскинцев – многослойность и красочный стиль. Мастерство художников можно сравнить с ювелирным делом. Для оформления шкатулок использовали орнамент «сканью», создаваемый из золотых и серебряных пластинок.

На создание одной коробочки уходило много времени. С момента начала работы над шкатулкой и до ее появления на рынке проходило несколько лет. Чтобы лак держался долго, его подсушивали под лучами солнца.

Палех

Умельцы-иконописцы из небольшого поселения занимались росписью Грановитой палаты в Кремле, Новодевичьего монастыря и храма Троице-Сергиевой лавры.

Неизвестно получили всемирную известность изделия палехских мастерских или нет, если бы не Иван Голиков. Потомственный реставратор и иконописец увидел в музее шкатулку из Федоскино. Решив попробовать собственные силы в данном направлении, мужчина создал лаковую миниатюру и представил ее на суд специалистам. Те по достоинству оценили работу.

Читайте также:  Кто вылечил непроходимость маточных труб народными средствами

В 1920 году шкатулки из Палеха стали обладателями престижной награды на Всесоюзной выставке художников. Много раз изделия принимали участие в показах, проходивших в Париже и Венеции.

В поселке наладили собственное производство, начали обучать подмастерьев. По предложению Максима Горького в Палехе открыли музей, разместившийся при Артели живописи.

Мстёра

Поселение, расположенное во Владимирской области, обрело популярность в семнадцатом столетии. Известность Мстёре принесли умельца из Богоявленского монастыря. В обители создавали миниатюрные иконы. Позже священнослужители обучали навыкам промысла сельских обывателей.

С 1920 года на мстёрской лаковой миниатюре стали изображать бытовые сцены из жизни крестьян. Сменить направление деятельности ремесленники были вынуждены из-за запрета на иконы в результате Октябрьской революции.

К созданию шкатулок пришли не сразу, первоначально занимались росписью темперой изделий из дерева. Но они не пользовались большим спросом, а вот «коробочки», покрытые лаком, сметали с прилавков за несколько минут.

Умельцы из Мстёры придерживаются старообрядческих традиций иконописи. Они изображали на шкатулках персидские орнаменты, создавали узоры в голландском стиле. Мастера старались не использовать темный фон, по этому их продукция излучала свет и чистоту.

Холуй

Слобода была дарована Ивановской области князем Дмитрием Пожарским в честь освобождения Москвы от польских захватчиков. Предки современных умельцев писали иконы для Троице-Сергиевой лавры. В обители существовала традиция, всем паломниками на память дарили миниатюрные образы «Видения Богоматери преподобному Сергию».

Их созданием занимались живописцы из мастерских при монастыре и сельские художники, проживающие в Холуйской слободе. К середине девятнадцатого столетия здесь расписывали до двух миллионов икон.

После Октябрьской революции местные умельца, как и живописцы Палеха, стали заниматься декорированием шкатулок, ларцов, пудрениц. Сюжеты изображений были разнообразными: природа, архитектура, история, фольклор.

Со временем холуйские художники обрели собственный неповторимый стиль: объемный и лаконичный рисунок, крупные планы, минимум мелких элементов. Для оформления миниатюр брали сусальное золото с небольшим добавлением смолы с вишни.

Заключение

Русская лаковая миниатюра в наши дни гармонично объединяет в себе черты всех четырех центров. И хотя промысел зародился в Китае, наши умельцы достигли в нем невероятных высот, добавив в изделия частицу славянской души. Лаковая живопись – это уникальное явление в художественной культуре, которое нужно оберегать и хранить, как память о великих мастерах прошлых столетий.

Видеосюжет: Народные промыслы России – «лакирное дело».

Источник

Презентация «Русские народные промыслы. Лаковая миниатюра.»

Описание презентации по отдельным слайдам:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ презентация

Ефимчик О.Л. Презентация выполнена учителем высшей категории МАОУ СОШ № 1 г. Немана

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Лаковая живопись Федоскино Палех Мстёра Холуй

Лаковая живопись Федоскино Палех Мстёра Холуй

федоскино Лаковая миниатюра

Федоскино Миниатюра Федоскина сформировалась как декоративный жанр в русле реалистической живописи. Все ее развитие на протяжении XIX века, ориентированное сначала на русскую литографию и народный лубок, а затем на русскую реалистическую картину, привело к созданию самостоятельной художественной школы, для которой культура вещи и содержательность добротно исполненной живописи стали главными качествами. Однако мастерство федоскинских миниатюристов в дореволюционный период воспитывалось в основном на копиях с популярных картин из народной жизни (лихо скачущие тройки, степенные чаепития за самоваром, веселые пляски крестьян и т. п.).

Читайте также:  Народные способы лечения боли в плечевом суставе

Федоскино Миниатюрная живопись на федоскинских изделиях выполняется масляными красками в классической трехслойной технике: «подмалевок», «перемалевок», «бликовка». Наряду с живописью плотными красками, применяется и так называемое «письмо по-сквозному», то есть живопись прозрачными слоями красок по металлизированному фону, которым служит сусальное золото, по врезанным в папье-маше пластинкам перламутра, придающим краскам необычайную яркость и блеск.

Федоскино Нередко изделия декорируются геометрическим узором «шотландка», наборным узором из металлических элементов («сканью»), гравированным лучевидным узором («цировка» или «сияние»). Федоскинские художники продолжают писать сцены из народной жизни, сказочные и исторические сюжеты.

Федоскино Художественный промысел лаковой миниатюры в подмосковном селе Федоскино ведёт свою историю от небольшой купеческой мануфактуры, основанной в конце XVIII века. К середине XIX века сложился особый тип росписи федоскинских мастеров. В основе сюжетов миниатюр лежат сценки из крестьянского быта, пейзажи и натюрморты, копии картин известных художников, портреты знаменитых людей, иллюстрации к русским народным сказкам.

палех Лаковая миниатюра

Палех Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 году в посёлке Палех на основе иконописного промысла. Для Палехских миниатюр (бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты), выполненных яркими локальными красками по черному фону, характерны тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящество удлиненных фигур.

Палех В 1924 году в селе Палех (Ивановская обл.) организуется артель древнерусской живописи. Обращаются живописцы Палеха к русским былинам, русским песням, украшая росписью шкатулки, декоративные тарелки, коробочки. Изобразительная система, сложившаяся в Палехе, сохраняет стилистику древнерусской живописи с ее склонностью к монументальности и выразительности силуэта, который прекрасно выделяется на фоне черного лака.

Палех Так пишутся красочные фигуры людей, условная архитектура, стилизованные «горки», тонкоствольные березки. На небе часто сияет лучистое солнце, отблески которого ложатся на все предметы, создавая впечатление мерцающего золотыми искрами мира. Роспись, как правило, сопровождается тонким, ажурным золотым орнаментальным обрамлением.

мстёра Лаковая миниатюра

Мстёра Мстёрская миниатюра. Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки и др.). Возникла в 1923 году в посёлке Мстёра (Владимирская область) на основе иконописного промысла. Для мстёрской миниатюры (бытовые, фольклорные, литературные, исторические сюжеты) характерны теплота и живописная мягкость колорита, небольшие фигурки, пейзажные фоны.

Мстёра Изготовление лакированных шкатулок с миниатюрной росписью на крышках возникло в нынешнем посёлке Мстёра Владимирской области в тридцатые годы нашего столетия. Богоявленская слобода Мстёра Возниковского уезда Владимирской губернии, начиная с XIV века была одним из многих в то время центров иконописи. К середине XVIII столетия на долю владимирского края выпала миссия продолжения иконописного дела, когда в других центрах оно шло к затуханию. Именно во Мстёре, а также в Палехе и Холуе с этого времени сосредоточилось основное производство икон, расходившихся по всей России.

Мстёра В произведениях художников 70-х годов, предстает сложная и многогранная картина современного искусства Мстёры, своими корнями уходящего в глубь веков, а целями и задачами уходящего в будущее. Многие из особенностей, появившихся в последнее время, получают развитие в миниатюре 70-х годов. Это всё большее развитие декоративного начала, причём декоративность понимается художниками иначе, чем её понимали основоположники мстёрского искусства.

Читайте также:  Народные средства профилактики туберкулеза у детей

Мстёра Не случайно и то, что фольклор и русская история являются источниками вдохновения художников современной Мстёры. Наряду с желанием воплотить в своих произведениях исконные черты русского народа, мстёрские художники видели в этих темах большие возможности и для создания декоративных композиций. В последние годы у мстёрцев появилось стремление вернуться к пейзажной миниатюре 1930-50 гг. с её голубыми небесами, пространственным построением композиций, передачей окружающей жизни. Во Мстёре растёт новое поколение молодых художников. Пройдет немного времени, и коллекция пополнится произведениями, в которых перед нами предстанет новое лицо уникального искусства Мстёры.

Холуй Лаковая миниатюра

Холуй Холуйская миниатюра. Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Возникла в 1932 году в поселке Холуй (Ивановская область) на основе иконописного промысла. Сюжетные композиции (современные, фольклорные, исторические, литературные сюжеты) на фоне пейзажа.

Холуй В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-маше холуйский является самым младшим по времени возникновения. Холуй, ныне посёлок, а раньше Холуйская слобода, расположен по обоим берегам реки Тузы, притока Клязьмы.

Холуй Для холуйской лаковой миниатюры характерна близость к натуре, живописная картинность. Это одно из её направлений. В нём много бытовых сюжетов; в композициях нет перегрузки подробностями, они лаконичны и ясны. Колорит отличается свежестью и чистотой. Золотой орнамент создаёт переход к нейтральной плоскости предмета. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает.

Холуй Мир в произведениях художников Холуя выражен, как правило, ярко, материально-предметно. В пейзаже много динамики — ветер словно раскачивает могучие деревья, гонит по небу клубящиеся тучи, закручивает в спирали струи текучих вод. В таком ключе трактуют художники и темы сельской страды, и темы освоения космоса. Особое место в искусстве Холуя занимают изображения древнерусских городов Владимира, Суздаля, Ростова Великого с их величавой архитектурой, органично соединенной с пейзажем.

Презентацию «Русские народные промыслы. Лаковая миниатюра.» можно использовать на уроках изобразительного искусства, технологии «Русские умельцы»(региональный компонент), мировой художественной культуры, русской художественной культуры. В презентации рассказывается об особенностях лаковой миниатюры Палеха, Федоскино, Мстёры и Холуя, о характерных отличиях промыслов, о местах их появления, об истории их развития. Представлены иллюстрации каждого вида промысла. Презентация является частью целой серии презентаций, сделанных мной по теме «Декоративно-прикладное искусство. Русские народные промыслы.»

Номер материала: 388048

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник