Народный промысел московской области подносы

Народный промысел московской области подносы

Матрешка, павловопосадский платок, жостовский поднос, гжельский фарфор, федоскинская лаковая миниатюра – все это уже стало символами России и самыми любимыми туристическими сувенирами. Родина этих художественных промыслов – Московская область. Отправляясь в путешествие в подмосковные города, не забудьте посетить фабрики и музеи, принять участие в мастер-классах и купить себе что-то на память.

Дулевский фарфор

Адрес: Орехово-Зуевский городской округ, поселок Ликино-Дулево, ул. Ленина, 15

Контакты: +7 (926) 911-29-51

Цена: билет – 200 рублей, льготный билет – 100 рублей, экскурсия – 1000 рублей, мастер-класс – от 350 рублей

120203372 662668704378075 4172148565122178466 n - Народный промысел московской области подносы

Легендарный подмосковный промысел – дулевский фарфор. Его история началась в 1832 году, когда купец Терентий Кузнецов основал в городе Ликино-Дулево предприятие по производству изделий из фарфора и фаянса. Вазы, чайные и кофейные сервизы, кружки, сахарницы и другие изделия быстро обрели популярность благодаря богатой росписи, выполняемой вручную талантливыми художниками. Предприятие работает и сейчас, радуя любителей своими изделиями. При заводе работает музей, где можно посмотреть лучшие образцы продукции и принять участие в мастер-классах по росписи.

Федоскинская лаковая миниатюра

Адрес: городской округ Мытищи, село Федоскино, ул. Лукутинская, стр. 7

Контакты: +7 (964) 645-28-01

Цена: входной билет – 200 рублей, льготный билет – 150 рублей, экскурсия (до 10 человек) – 1000 рублей, мастер-классы – от 400 рублей

%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%80 - Народный промысел московской области подносы

Все началось с мастерской в селе Федоскино – в 1780 году! – по росписи лаковых козырьков из папье-маше для армейских головных уборов. Однажды там сделали табакерку и расписали подобным образом – это оказалось неожиданно популярным и востребованным. Главный символ федоскинской лаковой миниатюры – русская конная тройка. Позже появились и другие сюжеты – пейзажи, сцены из сказок и многое другое.

Процесс изготовления изделий не простой – на одну вещь порой уходит до 6 месяцев работы. Фабрика лаковой миниатюры и сейчас продолжает работу в селе Федоскино. Здесь же открыт Московский областной музей народных художественных промыслов. Он работает ежедневно с 10.00 до 17.00. Кроме музейных экскурсий и мастер-классов, в Федоскино практикуется посещение производства.

Гжельский фарфор

Адрес: Раменский городской округ, село Речицы, ул. Центральная

Контакты: +7 (903) 107-21-29

Цена: групповые экскурсии – от 500 рублей для взрослого и от 200 рублей для ребенка. Мастер-классы «Рисунок» и «Лепка из глины» – 250 рублей. Мастер-класс «Роспись полуфабриката с последующим обжигом» – 500 рублей с человека. Индивидуальные экскурсии дороже: 800 рублей с человека, с мастер-классом – 1300 рублей.

%D0%B3%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%8C2 - Народный промысел московской области подносы

Гжельский фарфор любят во всем мире за изящество и красоту – невероятные оттенки синего образуют причудливые узоры на белом фоне. Тарелки, чашки, кувшины, сервизы – такая посуда украсит любую кухню. А родина этого промысла – село Гжель в Подмосковье, которое дало название целому направлению в росписи фарфора. В этом районе с древних времен добывали разные виды глины, но начало производству положила белая фаянсовая масса, которую нашли здесь в 1800 году. Сегодня почти три десятка сел входят в так называемый «гжельский куст», где работают мастера этой росписи.

Спустя два века технология производства гжельского фарфора почти не изменилась. Создание каждого предмета – дело долгое и кропотливое. Каждое изделие расписывается вручную кобальтом и обжигается дважды – на очень высоких температурах. Интересно, что до обжига окись этого металла имеет черный цвет и лишь после обжига становится ярко-синей. Увидеть все своими глазами, приобрести красивую посуду и даже попробовать свои силы в росписи можно во время экскурсии на Гжельский фарфоровый завод.

Жостовский поднос

Адрес: городской округ Мытищи, деревня Жостово, ул. Дивная, стр. 15

Контакты: +7 (495) 981-39-89

Цена: экскурсия по музею для взрослых – от 200 рублей, для детей, студентов, пенсионеров – от 100 рублей. Мастер-класс и экскурсия для взрослых – от 690 рублей, для детей, студентов, пенсионеров – от 490 рублей

%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81 - Народный промысел московской области подносы

Яркие цветы на черном фоне – рисунок на подносе знаком всем с детства. Этот промысел зародился в Московской области в начале XIX века – в селах и деревнях Троицкой волости (теперь городской округ Мытищи). Сначала подносы делали из папье-маше, но этот материал оказался слишком хрупким и от него отказались в пользу металлических сплавов.

Уникальность жостовской росписи в том, что для нее не используются трафареты или образцы. Рисунок на подносе – полностью создан воображением автора. Увидеть все многообразие этих изделий можно в Музее подносов при Жостовской фабрике.

Павловопосадский платок

Адрес: Павловский Посад, ул. Большая Покровская, д. 37, ДК «Павлово-Покровский», Музей истории русского платка и шали

Контакты: 8 (49643) 2-25-19

Цена: входной билет – 50-100 рублей, обзорная экскурсия – от 150 рублей, мастер-классы – от 150 рублей

Сайт: http://muzeyplatka.ru/

%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BA - Народный промысел московской области подносы

Платочная мануфактура, которую сейчас знают, без преувеличения, во всем мире, выросла из небольшого крестьянского предприятия. Оно появилось в Павловском Посаде в 1795 году. Первые шали с набивным рисунком были изготовлены на фабрике в 60-х годах XIX века. Эти платки сразу приковали к себе внимание – настолько хороши были удивительные цветочные узоры, что пришлись по вкусу даже членам императорской фамилии.

Конечно, с тех времен технология нанесения рисунка стала точнее и тоньше, а оттенков и узоров стало в разы больше. Сейчас мануфактура выпускает сотни видов платков, шалей, палантинов, шарфов и скатертей из натуральных тканей: шерсти, льна, хлопка и шёлка. Увидеть самые оригинальные и старинные образцы можно в Музее истории русского платка и шали. Кроме того, там проводятся мастер-классы – можно сделать себе на память о путешествии сувенирный платок или салфетку.

Русская матрешка

Адрес: Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии, д. 2

Контакты: +7 (496) 540-53-56

Цена: экскурсия по выставке – от 500 рублей за группу до 5 человек

Сайт: http://museum-sp.ru/exhibition/all/vystavka-muzey-russkoy-matryeshki

%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B0 - Народный промысел московской области подносы

Как деревянная игрушка стала одним из самых узнаваемых символов России? История матрешки началась в конце XIX века. По одной из версий, прототипом стала фигурка японского бога удачи Фукурокудзю с вложенными в неё копиями. Первая русская фигурка появилась в образе крестьянской девочки, держащей в руках петуха. Ее сделал Василий Звездочкин – токарь-умелец из Сергиева Посада.

Для создания русской матрешки используют мягкие породы дерева – липа, ольха, береза. Начинают мастера работу с самой маленькой игрушки, которая должна поместиться в игрушку большего размера. Среднее количество матрешек-вкладышей – 4-5 штук, но бывают и исключения. Однажды была изготовлена матрешка, в которую вошло сразу 56 игрушек! Расписывают матрешек, отдавая дань традиции, до сих пор вручную.

Все многообразие форм, размеров и расцветок можно посмотреть на выставке «Музей русской матрешки» в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике.

Стеклянная елочная игрушка

Адрес: Клин, ул. Староямская улица, 4

Контакты: +7 (916) 246 60 34

%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0 - Народный промысел московской области подносы

Подмосковный Клин и его окрестности стали родиной стеклодувного промысла. Первый небольшой завод был построен в 1848 году князем А.С. Меньшиковым. Тогда там изготавливали лампы, бутылки и другие изделия из цветного стекла. Производить стеклянные елочные игрушки в подмосковном Клину начали только в первой половине XX века. Этот сложный процесс включает в себя несколько этапов, каждый из которых контролируется мастерами. Заключительный этап – роспись и нанесение искристой пыли. Узнать больше и насладиться новогодним настроением в любой сезон можно в Музее елочной игрушки «Клинское подворье».

Богородская резьба

Адрес: Сергиево-Посадский городской округ, поселок Богородское, д. 79/б,

Контакты: +7 (496) 545 33 77

Цена: входной билет для взрослых – 150 рублей, для детей – 100 рублей. Экскурсия – 1500 рублей с группы (до 20 человек). Мастер-классы – от 350 рублей

%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5 - Народный промысел московской области подносы

Изготавливать резные игрушки в селе Богородское начали в XVII веке. Сначала это было сезонное занятие – с поздней осени до ранней весны. Все остальное время умельцы были заняты на сельскохозяйственной работе. С середины XIX века игрушки в Богородском стали делать постоянно, появились настоящие мастера – игрушки были настолько красивыми, что их заказывали из-за рубежа. Фабрика до сих пор производит эти игрушки. Самые редкие и знаменитые можно посмотреть в музее при Богородской фабрике. А еще – приять участие в мастер-классах по сборке и росписи игрушки.

Источник

Народные промыслы Подмосковья: Жостово

Жостовская живопись, характерные яркие цветы на черном фоне, известна далеко за пределами нашей страны. В небольшом подмосковном поселке Жостово, где население всего 500 человек, продолжают эту замечательную традицию – там до сих пор существует Жостовская фабрика, где можно приобрести замечательные изделия, а также посетить интересный музей.

Посещение Жостово можно и нужно объединить в один день с посещением Федоскино. Находятся они в ближайшем Подмосковье, имеют общие корни и хранят у себя секреты народных промыслов, славящиеся на весь мир.

Наша экскурсия так и была спланирована. После Музея Народных Художественных Промыслов в Федоскино мы отправились в музей при Жостовской фабрике декоративной росписи. Когда-то Федоскино и Жостово были практически в шаговой доступности друг от друга, но, к сожалению, после строительства канала имени Москвы, добраться из одного пункта в другой стало сложно. Приходиться делать крюк: возвращаться по Дмитровскому шоссе на МКАД, чтобы потом свернуть на Алтуфьевское шоссе. Учитывая транспортную ситуацию, время в пути рассчитать сложно. Мы стояли в пробках на Дмитровке и в ту и в другую сторону, и в результате, очень сильно опоздали в жостовский музей. Ситуацию спасло только то, что следующая за нами группа также застряла в пути и нам не пришлось сильно урезать экскурсию.

Знаменитые подносы можно увидеть ещё до захода в музей: из окна автобуса видны деревенские дома, номера которых изображены именно на жостовских изделиях.

Музей при Жостовской фабрике

При входе в музей стоят коробки с бахилами, по надписям на которых можно сделать вывод, что основными посетителями являются детские группы.

Читайте также:  Лечение артроза мелких суставов ног подошвы народными средствами

Обычно экскурсия начинается с показа небольшого фильма про историю производства, но, поскольку мы опоздали, время на просмотр решено было не тратить. Наша экскурсия началась с демонстрации процесса росписи подносов. Кстати, при желании заранее можно заказать мастер-класс, где дадут расписать свой собственный поднос, который после двух недель просушки привезут в фирменный магазин в ГУМе, откуда можно будет забрать своё творение. В нашей группе не нашлось достаточно желающих, поэтому мастер-класс не состоялся.

Затем нас провели по залам, где на стенах висят уникальные подносы, сделанные не для продажи, а, для выставок и подарков, каждый из которых имеет свою историю, а вместе они отражают историю промысла.

История возникновения жостовкого расписного подноса

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

Именно представители этой фамилии, зная процесс производства изделий из папье-маше в Федоскино, задумали в первой четверти 19 века производить по этой технологии подносы, которые должны были конкурировать с железными сибирскими. Однако, в отличие от шкатулок и табакерок, подносы из папье-маше были не прочными и конкуренцию сибирским составить не смогли. Тогда жостовские мастера начали работать в другом направлении. Им удалось разработать технику росписи, при которой краска не «слезала» с железного изделия, что значительно повысило качество изделий по сравнению с сибирскими подносами, у которых рисунок не держался долго при использовании.

Подносы 19 века. Небольшой оранжевый поднос – первое жостовское изделие.

Постепенно выработался и фирменный стиль росписи: цветочный букет на чёрном фоне.

В советское время жостовский промысел переживал тяжёлые времена. Помимо попыток поставить производство на поток и сменить тематику росписи, все художники мужчины были призваны на войну, а самой фабрике было уже не до подносов, поскольку первостепенной задачей была помощь фронту. Чтобы не утратить традиции, оставшиеся в тылу женщины и старики, расписывали банки из-под американских консервов. Именно с этого времени мастерами на фабрике стали в основном женщины. До этого роспись была мужским занятием.

К счастью, именитые художники вернулись живыми и взялись за восстановление производства, его развитие и обучение молодых. Подносы стали одной из визитных карточек советской России и имели уже не прикладное, а декоративное назначение. Авторские работы выполняются не только на чёрном фоне и композиции у них не только цветочные. Есть и портреты, и пейзажи, и птицы. Вот, например, на этом подносе автор изобразил себя, свою возлюбленную, тоже художника по росписи, и коллектив мастеров фабрики, в виде птиц.

Это поднос – шутка. Для тех, кто боится ставить чашки с горячим чаем на рисунок на подносе.

А этот уникальный, единственный такой жостовский поднос не в жостовском стиле, пытаются купить на каждой выставке за невероятные деньги. Его автор – нынешний директор фабрики и он уже не даёт разрешение на вывоз подноса за пределы музея.

В настоящее время фабрика находится в частных руках, но производство не перепрофилируют. Работают и фабрика и музей. Недавно открылся магазин в Москве и не где-нибудь, а в ГУМе. Современный процесс производства мало чем отличается от того, что был в 19 веке: форма подноса выковывается вручную, а затем отдаётся художнику для росписи. Поскольку почти вся работа выполняется только руками, мастера могут работать на дому.

Двух одинаковых подносов не бывает. Любой орнамент нельзя повторить точь-в-точь. В этом можно убедиться в магазине при фабрике.

Магазин, где можно купить подносы Жостово

Жостовские подносы можно приобрести в магазине при Жостовской фабрике или в Москве в фирменном магажине Жостово, Который находится в ГУМе.

Цены тут достаточно большие. Поскольку меня просили привезти домой жостовский поднос, я купила самый маленький, на котором можно переносить разве что ручки и карандаши, но и он обошёлся в 600 рублей. Это самая низкая цена за местное изделие.

Всем, купившим что-либо, давали большой подарочный пакет. Так что по прибытии в Москву мы долго могли видеть «своих» в метро, опознавая всех по этим пакетам.

Как добраться в Жостово

Адрес: д. Жостово, Мытищинский район, Московская область

Добраться в Жостово можно автобусом номер 438 от м. Медведково

Электричка: С Ярославского вокзала Москвы ехать до станции Мытищи. Оттуда автобусом или маршруткой №26 до остановки Жостово.

Добраться можно также и на автомобиле по Яровлавскому шоссе.

Как под умелой рукой мастера рождается жостовский поднос. #жостово #жостовскиеподносы #народныепромыслы #подмосковье #нашеподмосковье #путешествияпороссии

Публикация от Нина и Наташа, travellers (@shagauru) Апр 8 2017 в 7:16 PDT

Источник

Жостовская роспись

jpg - Народный промысел московской области подносы

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.

jpg - Народный промысел московской области подносы

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых.

В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие. Ведущие художники жостовского промысла — А.И. Лезнов, И.С. Леонтьев, Д.С. Кледов, Н.П. Антипов, Е.П. Лапшин.

В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари.

Другим известным центром производства подносов стал Петербург. Здесь были в моде подносы фигурных форм, сложного рисунка, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди различных раковин и прихотливых завитков.

В это время увеличился спрос на подносы в городах. В трактирах, в питейных заведениях и гостиницах подносы использовались по прямому их назначению, и как украшение интерьера. Подносное производство в Жостове постепенно отделилось от лаковой миниатюры на папье-маше. Возникло немало мастерских, производивших подносы на продажу в Москве, в Петербурге и других местностях. С тех пор и поныне Жостово и окрестные деревни являются своего рода заповедниками этого уникального искусства.

Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени.

К числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос, украшенный живописью по перламутру.

Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса.

Художественные мастерские в истории жостово

К сожалению на сегодняшний день жостовский промысел мало исследован, его истоки раскрыты не полностью. По сей день мы не знаем, в какой именно деревне возникла первая мастерская. Советские исследователи пытались разобраться в этом вопросе, но безуспешно. В этой работе я сделал попытку начала самостоятельного исследования истоков этого промысла.

jpg - Народный промысел московской области подносы

Но в первую очередь необходимо знать, что нас не должен интересовать вопрос о конкретном человеке, начавшем промысел. Возможно мы его и не узнаем. (Изучая церковные документы, свидетельствующие о людях и их занятиях, возможно это удастся проследить. Имена мастеров упоминаются.). Дело в том, что неизбежно изначально речь идёт о целом промысловом районе, а не о какой-либо мастерской. Это моё предположение. Речь идёт скорее о мироощущении русского крестьянина. Подчёркиваю, не мировоззрение, а именно художественное мироощущение себя, быта вокруг себя, людей, природы. Но не власти и не общества. Здесь можно провести вольную ассоциацию с идеями ранних славянофилов, для того, чтобы стало ясно, о чём идёт речь.

Жостово и Федоскино похожи не случайно. Лучшие произведения и того, и другого промыслов творились скорее непосредственно из воображения, нежели с натуры. Натура, то есть окружающая природа лишь способствовала процессу. Житель современного мегаполиса живёт принципиально в иной среде, и искусство его иное. Не хуже, не лучше, а просто иное. Как известно, Жостово творили его люди крестьянского сословия, люди схожего мировоззрения, а бывало и одни и те же мастера. Арсенал русских промыслов представлял и представляет собой особое и уникальное культурное пространство со своими традициями.

Бакушинский в 1930-х годах писал, что русская лаковая миниатюра является высшей стадией развития русских народных промыслов. Я же считаю, что высшая стадия развития оных ещё впереди. Это – создание виртуального пространства в стиле федоскинской живописи. Во-первых для изучения крестьянского мироощущения, для представления о нём, во-вторых, для изучения краеведения северного Подмосковья.

Идея есть. Осталось лишь воплотить.

Чтобы не запутаться в сферах современного искусства и не потерять критерий художественности, полезно хотя бы иногда возвращаться к истокам.

Жостовский, как и другие промыслы, формировался в русле художественной культуры центральной России XVIII-XIX вв. вместе с вышивкой бисером, росписью по фарфору подмосковных фабрик, ивановскими ситцами, павловскими платками, курскими коврами. В сознании мастеров отшлифовывались приобретённые навыки, совершенствовалось мастерство. И в традицию входило и оставалось лишь самое лучшее. Так постепенно складывался признанный облик художественного мастерства.

Читайте также:  Народные средства для оттенка волос

Интересен вопрос о том, кто именно и когда основал жостовский промысел. И ковали ли в Троицком уезде подносы в начале XIX века. Вопрос этот чисто теоретический, так как до нас дошли только изделия 70-х – 80-х гг.XIX века. Порой даже в современной литературе можно встретить кочующую по монографиям и статьям мысль о том, что Федоскино и Жостово возникли почти одновременно. Эта мысль принадлежит первому исследователю подмосковных промыслов Исаеву А.А. высказанную им в работе 1877 года «Промыслы Московской губернии»(т.2.М.,1877) Исследователи середины XXв. заимствуют эту мысль не задумываясь. А он между тем жаловался на «крайнюю скудость исторических сведений о лаковых металлических промыслах».

Однако с тех пор кое-что о начале промысла стало известно. Известно, что Коробов (основатель федоскинского промысла) основал свою мастерскую лишь в 1795 году. Но первые шкатулки его производства были не расписными, а с гравюрой, наклеивавшейся на крышку шкатулки. Когда же возникла идея расписывать изделия, первые из них выпускались на основе трафаретов, предлагаемых Коробовым – очевидно это были реалистичные виды Москвы, Петербурга и, возможно, пейзажи русских равнин. Поэтому первоначальный стиль Жостова идёт явно не от времён хозяйствования Коробова.

Это «Указатель третьей в Москве выставки российских мануфактурных изделий 1843 г».(М.,1843г. с.314). В нём говорится, что «фабрика существует 36 лет».

Из чего авторы путём арифметического вычитания сделали вывод:

«Ф.Н. Вишняков открыл её в 1807г.»

Коромыслов же относит деятельность Филиппа Вишнякова к началу 20-х гг. XIXв. То есть ко времени, когда федоскинский промысел переходит по наследству от Коробова к Лукутину. Он расширил производство, а потому и нуждался в мелких скупщиках товара. Одним из них и был Филипп Никитич Вишняков – мелкий лавочник, крестьянин села Жостово. Он большими партиями закупал товар, в силу чего мог наблюдать и изучать процесс производства.

В любом случае мы можем уверенно сказать, что своё производство было уже у Филиппа Вишнякова. Перейдём к вопросу о существовании других мастерских в Троицком уезде.

И.Богуславская,Б. Графов. «Искусство Жостова».М. 1979г.

«. из разных источников следует, что мастерская О.Ф. Вишнякова не была первой и единственной в это время. Его отец Филипп Никитич открыл производство ещё в начале XIX века. После переезда Филиппа в Москву брат его Тарас продолжил дело в Жостове»

Мастерская у Тараса в селе Жостове действительно была, правда уверенно сказать о её существовании мы можем лишь на основании известного упоминания её в событии 1825г.

А вот весть о переезде в Москву, то есть в свой собственный магазин, весьма сомнительна. Дело в том, что информация о наличии у Филиппа Вишнякова собственного магазина в Москве на Цветном Бульваре взята у В.Боруцкого. Его труд 1913г. «Кустарное производство лакированных вещей из папье-маше». (Сб: «Кустарная промышленность России(Разные промыслы)»СПб.,1913г.)грешит неточностями из-за неимения источников сведения о начале промысла носят предположительный характер : он относит время открытия мастерской Ф.Вишнякова к 1880 году, когда ни Коробовской, ни Лукутинской мастерской ещё не было (Уханова И.Н. смело включает эти сведения в монографию, доверяя источнику: «В 1780-х гг. в 25 км. От Москвы, в селе Жостово Троицкой волости, крестьянин Филипп Никитин Вишняков начал производство лакированных изделий.»стр.14). При этом говорится, что Вишняков работал именно у Лукутина, а не у Коробова. Вот этот факт как раз и стоит взять на вооружение. Это может являться доказательством того, что деятельность Ф.Вишнякова относится не ранее начала 20-х гг.XIX в.

К вопросу был ли у Филиппа Вишнякова магазин или нет, мы ещё вернёмся.

Этот же источник упоминает о неком Кириле Панском и Василии Вишнякове из того же села Осташкова, о чём исследователи забыли. Логично предположить, что Егор работал вместе со своим братом. Однако стоит помнить, что это могут быть и однофамильцы.

За неимением лошади – пишет Боруцкий – Осип Вишняков носил товар в Москву на плечах и продавал его в торговых рядах. Эта информация имеет следущее обоснование: в начале XX века при утверждении эмблемы своих изделий Вишняковы отнесли условную дату возникновения промысла в Жостове 1825г. – время приезда Осипа Вишнякова к своему дяде Тарасу.

Живопись шкатулок было принято делить минимум на два сорта.: «высшие сорта», к которым относились копии реалистичных картин, часто с видами Москвы, Петербурга, классическая европейская миниатюра.

К «низшим сортам» относилась народная миниатюра, выкристаллизовавшаяся из русского лубка, книжной графики, продававшейся на рынках. Этот стиль отражает народное мироощущение той эпохи и, по мнению, Бакушинского и других исследователей, является высшей стадией развития народного искусства. Это и есть яркие сюжетные росписи на чёрном фоне, отличающиеся более широкой, свободной манерой письма. Относилось к этому стилю и Жостово.

В настоящий момент принято считать, что жостовская мастерская отпочковалась от федоскинской «фабрики» не раньше 20-х гг.XIX века. То есть в то самое время, когда в некоторых деревнях Троицкого уезда вслед за вишняковской возникали мелкие частные крестьянские мастерские. Логичнее заключить отсутствие какого-либо одного основателя одной жостовской мастерской, на опыт которой опирались бы остальные. Прежде всего потому, что такой мастерской уже давно была лукутинская. А все остальные мелкие мастерские и по лаку, и по металлу, основывались на изучении лукутинского производства. Кроме того исследователи склонны относить мастерские, открытые по инициативе крестьян после их освобождения в 1861г. к более раннему времени.

Д.С. Айзенштадт в статье «Русский лак»(журнал «Среди коллекционеров» 1921г. №5) упоминает, что в 1831г. в мастерской Вишнякова работало 8 мастеров, из которых 6 были наёмными.

А всего в 1-й трети XIXв. В Троицком уезде насчитывалось 6 мастерских. К 1830г. их насчитывалось восемь. Известны и имена мастеров. Это Гаврила Иванов, Иван Митрофанов (его мастерская развивалась и наследники вскоре переняли дело), Тимофей Беляев (кстати его мастерская занималась перекрасом тагильских подносов, что было довольно популярным делом) и Василий Леонтьев в Жостове, Кузьма Благоев в селе Осташково, Захар Петров в деревне Сорокино, Степан Филиппов в Новосильцеве, Андрей Зайцев в селе Троицкое и другие.

Позже в Троицкой волости возникла группа деревень, где умельцы вырабатывали свой художественный стиль – Хлебниково, Троицкое, Новосильцево, Чивирёво. Таким образом возникает целый промысловый район: в ближайших деревнях обязательно находилось хотя бы по одному или двум людям, заинтересовавшимися этим делом и втягивавшим в него других.

Известно, что 1850г. насчитывалось 12 «фабрик»;

С тех пор Жостово и окрестные деревни стали своего рода заповедником этого уникального искусства.

Известной была мастерская С. Цыганова в деревне Новосильцево. Её основал в 1855г. Ефим Фёдорович Цыганов. В 1876г. ему и его сыновьям Степану, Никите и Ивану принадлежали уже две мастерские, на которых работали 49 человек. Изделий производили на одиннадцать тысяч рублей в год. Производили они и подносы, и лаковую миниатюру.

А.В. Жданов. Кустарные промыслы (отдельный павильон) на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в г. Харькове. 1887, с.30.

Жданов говорит о подносах Цыганова как отмеченных похвальным листом.

В 1870-х – 1880-х гг. число мастерских доходило до 20-ти. Число работников в них достигало 246 человек. В Жостово работали 59 человек, из которых 53 были вольнонаёмными. Изделий производилось на двенадцать тысяч рублей в год.

51 человек работал в мастерской Е.Ф. Беляева. Товар производили на двадцать тысяч руб.

Такие крупные организации возникали взасчёт поглощения мелких производств. Они отличались более высокой производительностью труда.

Исаев А. А. «Промыслы Московской губернии».М.1876,ч 2(таблицы к главе 1 «металлические промыслы»).

Для существования мастерской был необходим труд хотя бы трёх человек – коваля, шпатлёвщика и живописца. Открытие её обходилось в 30 рублей на покупку сушильного шкафа и 10 руб. на кузнечные инструменты: молотки, набойки, клещи, ножницы, дорожники, наковальни, давилки. Оборотный капитал такой мастерской не превышал 50 рублей в год.

Исаев считал нормальным заведение минимум из девяти человек: двух ковалей, двух шпатлёвщиков, двух живописцев, двух лакировщиков и одного полировщика. Называл он их «мелкими мастерскими с наёмными рабочими силами». Оборотный капитал такой мастерской составлял 280 рублей в год.

Организация производства требовала постройки сруба размером 12 на 12 аршин стоимостью в 500 рублей.

Мастерские эти располагались в полуподвальных помещениях. Оборудование было простым и состояло из ножниц, деревянного молотка и кистей с красками. В нескольких мастерских стояли «боевые машины» для штамповки подносов. Рабочий день в таких мастерских доходил до 14 часов. На подсобных работах применялся труд подростков и детей.Сохранился договор 1871г. между О.Ф.Вишняковым и кретьянином Угаровым:

Изначально промыслы были связаны между собой теснейшим образом. Мастера в силу неурядиц на своём рабочем месте могли перебегать из одной мастерской в другую, привнося свой опыт, свои ремесленные тонкости и сюжеты Сюжеты часто заимствовали у соседей. В Жостово изображали сцены народной жизни, гуляний, быт пахаря, популярный сюжет мчащейся тройки коней – то есть идеи, подсмотренные у федоскинцев.

Вишняков был горячо предан своему делу и нередко не спал целые ночи напролёт, придумывая какое-либо изобретение. Старые мастера вспоминали, как однажды он приехал с уральской ярмарки и привёз металлические подносы. В Нижнем Новгороде он увидел, как бойко торгуют подносами с Урала. Они были украшены растительным орнаментом, типичным для предметов уральской народной расписной утвари. Тогда О. Вишняков подумал о замене папье-маше на более прочный металлический материал. К тому же как раз удачно совпало время большого спроса на декоративно украшенные подносы – ими пользовались в трактирах, ресторанах, такие вещи нравились купечеству, ими могли украсить стену или просто использовать в быту. Также в уезде было легко достать подходящий металл – его использовали как кровлю для генеральских дач.

Орнаментальные росписи и цветовые композиции изделий из Урала были взяты на вооружение и со временем стали ведущей темой. Однако уральские подносы и без того были хорошо известны. В деревнях существовали мастерские, переписывавшие сибирские подносы на местный лад («перекрас»). Возможно, что местная мастерская И.М.Митрофанова занималась подобной деятельностью.

Читайте также:  Народные средства при атонии кишечника

На усовершенствование форм подносов оказывало влияние бытовавшее в волости кузнечное дело. Так появились подносы крылатые, готические, гитарные, фестончатые.

Первые из дошедших до нас изделий датируются 1870-ми – 1880-ми годами. К этому времени сложилось несколько относительно крупных заведений: мастерские Осипа Филипповича Вишнякова, Егора Фёдоровича Беляева и Ефима Фёдоровича Цыганова. (возникли взасчёт поглощения мелких, не выдерживавших конкуренции с такими предприятиями).

Вишняков в 1860-х гг.построил два кирпичных здания, в одном из которых размещалась кузница и печь для сушки изделий, в другом работали живописцы. Характерно, что до этого и кузнецы,и шпатлёвщики, и живописцы работали в одной избе. Чад от горящего масла из сушильных шкфов ел мастерам глаза, им было сложно расписывать поднос в таких условиях, о чём сетовал Исаев.

Работали они по 13-15 часов в день, у мелких хозяйчиков – по 16-17 часов.

Сбывались подносы в Москве, лучшие сорта шли в Петербург.

Нам известно имя одного мастера, писавшего в это время. Это Осип Ефимович Бурбышев (1867-1919).Он был ведущим художником и мог выполнять заказы любой сложности. Сохранились два его произведения. Они выделяются артистизмом исполнения, виртуозным владением всеми особенностями местного искусства.

jpg - Народный промысел московской области подносы

Букеты написаны свободно, цветы раскинуты вольно, но в то же время их стебли изогнуты и повернуты для равномерного заполнения фона. Форма цветов и листьев близки к природным, но созданы условными приемами декоративной живописи. Объем цветов передан активными бликами, ближе к фону – орнаментальным характером лепестков. Тонкие, словно тающие усики травки создают впечатление воздушности фона. На его золоте выделяются сдержанные цветовые пятна. По борту нанесен характерный для Бурбышева узор из плоских заштрихованных листьев.

От идей второго направления конца XIX века сохранились два подноса из мастерской Е.Ф. и Л.Ф. Вишнякова.

На рубеже XIX-XXвв. Жостово, как и другие промыслы, переживает кризис (спрос на подносы падает). Начинается дробление мастерских. В Троицкой и Марфинской волостях кустарей становится вдвое меньше. В некоторых деревнях промысел исчез. Мастера уходили от дела в сельское хозяйство, в отхожие промыслы.Опытные жостовские мастера метались из мастерской в мастерскую в поисках живой струи.

В 1900-х гг. в селе Хлебниково начал дело предприниматель Н.Н. Сорокин. Лучшие мастера промысла перешли к нему – И.А. Левин, А.И. Лёзнов и И.С. Леонтьев. Но вскоре они вернулись обратно в свои мастерские, чтобы организовать свою артель в 1912г. на базе закрывшейся мастерской Цыганова в деревне Новосильцево. Однако артель быстро закрылась, не найдя рынков сбыта.

После развала лукутинского дела некоторые федоскинские мастера перешли к Вишняковым. Тогда же мастера сбывали свои готовые работы вишняковцам. Федоскинцы предреволюционного поколения их не любили, и в начале XX века считали их копиистами. Такое отношение друг к другу сломалось только после развала лукутинского дела, когда мастера наконец-то начали работать бок о бок. Однако ещё в старые времена отдельные мастера иногда перебегали из одной мастерской в другую в силу своих личных неурядиц на рабочем месте. В то же время сохранились и свидетельства о взаимоуважении мастеров.

Один из недоучившихся мастеров рассказывал М.С. Чижову историю о встрече своего отца с Василием Осиповым Вишняковым. Его отец (Семён) – мастер Федоскино поругался с управляющим Калининым и решил уйти в Осташково к Василию Осипову Вишнякову. Всем было известно, что хозяин Жостова был простоват, но с хитринкой. Когда Семён приехал к зданию мастерской в первый раз – он увидел батрака в дырявых штанах, длинной старой рубахе, босого и лохматого. Он обратился к этому батраку с вопросом о работе и встрече с хозяином, тот ушёл и вернулся через несколько минут как степенный человек в тёмном суконном костюме, на котором блестел золотой брелок.

Поступив к Вишняковым, лукутинские мастера лучше осваивают декоративные приёмы крестьянского искусства, но условия работы становятся более тяжёлыми (11 – 12 часовой рабочий день).

По уровню художественного мастерства вишняковские миниатюры уступали лукутинским, но зато в них сильнее проявлялись черты крестьянского искусства. Особенное развитие получил крестьянский жанр и пейзаж. Если мастерская Лукутиных опиралась на профессиональное искусство, то жостовцы – на народное искусство и на лубок. Жостовцы отличались от лукутинцев творческим методом: броская декоративность первоплановых, узловых объектов и постепенное затухание, дымкой второстепенных, неосновных. Свободная импровизация, бесконечное варьирование любимых мотивов, введение всякий раз собственных находок. Ни один сюжет не повторялся. В Жостово народное мироощущение выразилось чётче, чем в Федоскино.

Однако художники были связаны между собой единым мировосприятием, а потому в их творчестве прослеживаются черты сходства в разработке мотивов орнаментального и сюжетного порядка. Общинная основа их искусства способствовала выработке стилевой близости при наличии отличительных особенностей. (Бакушинский. «Федоскино и Жостово»)

В десятые годы промысел переживает упадок. Исключением здесь были заказные подносы с росписью в виде цветных букетов, которые писали профессиональные художники – выпускники Строгановского училища на фабрике В.О. Вишнякова.

Дробление мастерских привело к тому, что к 1917 году в деревне было 14 мелких кустарных заведений, продолжавших загибаться. Мастера занимались сельским хозяйством и отхожими промыслами.

В XX веке декоративный букет становится главным направлением.

В годы после революции на фоне общего подъёма народного искусства промысел переживал своё второе рождение. В это время творили такие мастера как И.С.Леонтьев, К.В.Грибков, А.И.Лёзнов, П.С.Курзин, Д.Д.Кузнецов, А.П. Гогин, Н.С. Клёдов, М.Р. Митрофанов и другие.

В 1924г. открываются «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь».

В 1925г. возникает артель «Лакировщик». В селе Троицком «Свой труд».

В 1928г. все мелкие артели объединились в “Металлподнос” с центром в деревне Жостово.

В тридцатые годы кустарный музей, ведавший промыслом, пытался изменить оригинальный яркий народный стиль Жостова путём подачи образцов, содержащих орнаментальные и реалистические станковые композиции. Привлекались живописцы П.П. Кончаловский, П. А. Спасский, Б.Н. Ланге,П.П. Соколов-Скаля. Цель была – создать новый стиль подносной живописи. Этот эксперимент был чужд самой природе промысла. Ведущие мастера (и в первую очередь Клёдов, Лёзнов) понимали чуждость таких тенденций и сумели успешно противостоять этому: они вплели всё, что знали, всю народную яркость и обаяние цветка в предлагавшийся им станковый натюрморт. Самый яркий пример тому – поднос, расписанный П.С. Курзиным.

А.И. Лёзнову приходилось работать по эскизам художника П.П. Кончаловского. Последний пытался создать натюрморт, соответствующий жостовскому стилю, но у него плохо получалось. Лёзнов долго ломал голову и у него получались вольные копии, не похожие на образец. Как утверждал автор: «стал видеть шире и чувствовать цвет лучше». Но борьба с П.П. Кончаловским закончилась для него уходом из промысла. Он стал писать лишь небольшие миниатюрные работы.

jpg - Народный промысел московской области подносы

Попытки навязывания своих решений лишь способствовали дальнейшему развитию самобытности Жостова. Это как раз является живым примером тому, что народное искусство способно переварить и включить в себя многое. По выражению Грабаря народное искусство захватывает каждого, кто входит с ним в соприкосновение. А значит, способно оно на это и сейчас.

В вышеописанные тридцатые годы промысел насчитывал семьдесят человек, большинство из которых были простыми мастерами. Но среди них работали и выдающиеся художники.

А.И. Савельева – дочь старого мастера стала первой женщиной на производстве.

1938 г. Создание школы бригадного ученичества. В ущерб основному делу увеличивают выпуск детских игрушек (ведёрок, лопаток, подносиков) в ущерб основному делу. В это время характерно отсутствием единого подхода со стороны администрации. Бытовало освоение образцов и даже трафаретов.

Во время Великой Отечественной войны большинство мастеров ушли на фронт. Остались только девушки и старики. На них и держалось всё дело. С производства подносов перешли на работу по помощи фронту, что и стало основной деятельностью. В свободное время, чтобы не утратить навык, расписывали детские вёдрышки, изготовлявшиеся из американских жестяных консервных банок.

После войны промысел восстанавливается и приходит новая плеяда живописцев в том числе и из жостовского отделения профтехшколы в Федоскине. Ведущими мастерами становятся В.И. Дюжаев, П.И. Плахов. Начинается новая эпоха промысла.

1949г. Запрещён приём копчения. Однако в соседнем Федоскине тот же приём в 1946г. стараниями М.С. Чижова был восстановлен. Жостовские пейзажи объявлены неумелыми и антихудожественными.

Это время характерно избавлением от станковизма, участием на многих выствавках, работой с НИИХП. Становится актуальной роспись по потали, металлическим порошкам и перламутровой инкрустации. Композиция букета изменилась.

70-е – 80-е гг. Жостово переживает расцвет.

В 1975г. отмечалось стопятидесятилетие промысла. Фабрика награждена орденом «знак почёта».

В 90-е гг. предприятие обанкротилось и его выкупил некий московский банкир. Перепрофилирования не произошло. Сегодня на производстве работает около тридцати человек. Подносы реализуются через сеть торговых центров.

В наше время жостовские подносы находятся во многих музеях мира.

В самой деревне Жостово многие местные жители занимаются промыслом, чем и увеличивают своё благосостояние. Одни в сараях своих жилищ изготовляют сами подносы, другие же их расписывают.В основном для туристов как отечественных, так и иностранцев. Многие художники, ранее работавшие на фабрике, перешли на кустарное производство, объёмы которого превышают выпуск продукции фабрикой.

Тагильские подносы

Появились они вначале XVIII века на металлургических заводах Демидовых в Невьянске и в Нижнем Тагиле, выпускавших листовое железо. Изначально сформировались два направления – с сюжетной живописью профессиональных художников и с обобщённой цветочной росписью, близкой народной росписи по дереву и бересте. Расцвет относится к середине XIX века.

Развитию подносного промысла способствовало наличие лака высокого качества. В шестидесятых годах XVIII века крепостной мастер А.С. Худояров изобрёл прочный прозрачный лак, названный хрустальным. Подносы кузнецы делали вручную. Роспись кистью выполнялась специальными приёмами, при которых одним мазком получают несколько градаций тона от насыщенного к светлому. Краску основных крупных пятен могли наносить прямо пальцами, а затем уточнять мазками белил и штрихами чёрной краски. Заканчивали привязкой (стеблями, усиками, травами) и обрамляющим узором. В 1930-х традиция живописи была утрачена из-за подражания Жостову. Но во второй половине ХХ века многое было сделано для возрождения искусства.

Как мы видим, Жостово представляет собой поле для отдельного большого исследования.

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

jpg - Народный промысел московской области подносы

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник