Народный промысел народа коми

Презентация «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми»

presentation bg - Народный промысел народа коми

Описание презентации по отдельным слайдам:

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми. Выполнила: Якупова Маргарита Работу проверил: Еналиева Г.Ш.

Республика Коми – богатый и красивый северный край. На востоке республики протянулись древние Уральские горы, на самом севере – горная тундра. Республика Коми

Коми земля – это бескрайние леса, щедрые воды и богатейшие недра, уютные города и села.

Здесь живут трудолюбивые, талантливые люди, среди которых есть Мастера – золотые руки. Они создают разнообразные традиционные художественные изделия, которые продолжают хранить и передавать память наших предков.

Во многих районах республики сохранились традиционные, основанные на ручном труде и пришедшие от дедов и прадедов народные ремесла и художественные промыслы.

Наибольшее развитие получили художественная обработка и резьба по дереву, плетение из бересты, лозы, соснового корня, традиционная роспись по дереву, узорное вязание и ткачество, обработка меха, разные виды женского рукоделия – лоскутное шитье, вышивка, кружевоплетение и т.д.

Работу по возрождению, сохранению и развитию народных художественных промыслов республики проводят Коми республиканский методический центр культуры, искусства и народного творчества и Союз мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Коми.

Благодаря многолетней совместной деятельности создана коллекция лучших образцов изделий народных мастеров республики – «Золотой фонд», которая находится в фондах Национальной галереи Республики Коми и продолжает пополняться работами мастеров.

Береста, благодаря своим уникальным свойствам (прочности, гибкости, водонепроницаемости), издавна широко применялась в крестьянском быту. Берестяная утварь и сейчас востребована в хозяйстве. Художественная обработка бересты

Наибольшее развитие у мастеров коми получила объемная резьба из древесного нароста (капа, сувеля).Братины, чаши, ковши, солонки, выполненные в виде птиц и зверей, являются наиболее популярными изделиями из капа Резьба по дереву

Среди резных изделий особое место занимают утки-солонки. Утка – особый персонаж в коми мифологии. Она является символом плодородия и семейного благополучия.

Ткачество в Республике Коми имеет давние традиции. Необычные техники ткачества использовались в изготовлении национальных костюмов, полотенец, салфеток. Наибольшее распространение в быту получили тканые половики. Они отличаются насыщенной цветовой гаммой и игрой цветных полос и квадратов. Традиционное ткачество

Лоскутное шитье становится все более популярным видом творчества у женщин Республики Коми. В умелых руках мастериц из различных лоскутков ткани рождаются сюжетные панно, одеяла, покрывала, подушки, куклы. Лоскутное шитье

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества.

placeholder 234x156 - Народный промысел народа коми

placeholder 234x156 - Народный промысел народа коми

placeholder 234x156 - Народный промысел народа коми

0a14 0007ab33 54690c45 - Народный промысел народа коми

01db 0006436a ad3d011a - Народный промысел народа коми

a loader - Народный промысел народа коми

Номер материала: ДБ-181504

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Проект «Традиционные ремесла и промыслы коми народа»

МДОУ «Детский сад №24 общеразвивающего вида»

Проектно- исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста

«Традиционные ремесла и промыслы Коми народа»

Автор-составитель: воспитатель подготовительной группы «Мультяшки» Пушкина Марина Сергеевна

3.1. Формы организации работы с детьми по проекту………………………………. 8

3.3. Алгоритм проведения дней недели проекта…………………………………….…9

4.Содержание работы над проектом по этапам…………………………………..…..10

«Традиционные ремесла и промыслы Коми народа»

Сроки реализации проекта

с 25.03.2019г. по 13.04.2019 г.

Пушкина М.С. воспитатель МДОУ №24

Воспитатель, дети и родители подготовительной группы.

основания для разработки проекта

Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 « Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования».

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Концепция образования этнокультурной направленности РК.

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к коми народной культуре через ознакомление с народными промыслами и ремеслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Создание условий для раскрытия и формирования в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, природе родного края, города, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему

знакомить детей с историей возникновения народных промыслов;

знакомить детей с народными коми ремеслами ;

осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка ;

воспитывать любовь к коми народному искусству, уважение к работам народных мастеров;

учить детей ориентироваться в различных видах народного промысла;

содействовать развитию речи ребенка :

обогащать словарь, повышать выразительность речи ;

закреплять умение выразительно читать стихи, исполнять песни, понимать образный смысл загадок ;

развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

развивать навыки художественного творчества детей;

создавать условия для участия родителей в проекте.

воспитывать в детях дружелюбность, умение работать в коллективе.

наглядные и раздаточные материалы;

аудио и видеоносители информации;

Читайте также:  Начинается гайморит что делать народные средства

Прогнозируемые результаты проекта:

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.

Обогащение эмоциональной сферы воспитанников яркими впечатлениями и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, новыми знаниями.

Прогнозируемые результаты деятельности педагога:

Пополнение опыта работы.

Прогнозируемые результаты деятельности детей:

Ознакомление детей с новыми видами промыслов

Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Совместное создание выставки фотографий и рисунков «Традиционные ремесла и промыслы Коми народа».

Развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности.

Продукты деятельности педагога:

Слайдовая презентация по итогам проекта

Дидактическая игра «Коми ремесла»

Продукты деятельности детей:

Выставка фоторабот «Традиционные ремесла и промыслы Коми народа» (совместно с родителями и воспитателем)

I этап: организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации проекта);

III этап: оценочно-рефлексивный;

IV этап: презентационный.

В современной педагогике значимое место отводится изучению народного творчества и искусства. Современные педагогические технологии позволяют преподносить материал в интересной для детей форме, решая при этом множество воспитательных и образовательных задач.

Любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, ее народа являются важными компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников, основ гражданской позиции. Ведь дошкольный возраст – пора интенсивного становления личности ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Схема работы над проектом

3.1 Формы организации работы с детьми по проекту:

Совместная деятельность педагога с детьми: практические действия, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, просмотр презентаций, малоподвижные и дидактические игры, викторина.

Проблемные ситуации: художественно-творческая деятельность, беседы.

Презентация «Национальный орнамент Коми народа» (Приложение №1)

Презентация «Национальная одежда Коми» (Приложение №2)

Презентация «Интерьер Коми избы» (Приложение №3)

Чтение фольклора на тему народных промыслов и ремесел (Коми сказки на русском языке Г.В.Беляев «Родная сторонка», Е.Габова «Дети древней земли» и т.д.) и рассматривание наглядно-демонстрационного материала по теме проекта.

Анкетирование родителей «Что мы знаем о нашей республике» (Приложение №4)

Беседа «Жили-были Коми…» (рассказ о коми селе, уклад сельчан, трудовые и праздничные традиции(Приложение №5)

Беседа «Каждое ремесло хорошо» (народные ремесла, характерные для коми края)

Конструирование «Коми керка»

Народные игры «Ловля оленей», «Куропатки», «Воробей», «Рыбаки и рыбки», (Приложение №7)

Экскурсия в музей Коми национальной культуры (Приложение №8)

Оформление фотовыставки «Традиционные ремесла и промыслы Коми народа» (Приложение №10)

3.4 Алгоритм проведения дней недели проекта

Содержание работы над проектом по этапам.

Проект « Традиционные ремесла и промыслы Коми народа » реализуется в 4 этапа:

I этап: организационно-подготовительный этап

(создание условий для реализации проекта);

Цель: постановка мотивации, цели, вхождение в проблему. Принятие цели, задач.

Содействие в дополнении задач, видов деятельности, материала, пособий,

1. Изучение Концепции этнокультурного образования и просвещения населения Республики Коми до 2025 года.

2. Разработка календарного планирования на неделю в соответствии с алгоритмом проведения дней недели проекта.

4. Анкетирование родителей.

5. Оформление родительского уголка на тему « Традиционные ремесла и промыслы Коми народа ».

II этап: практический

Цель: Формирование специфических знаний, умений и навыков.

Объединение детей и взрослых в рабочие группы. Распределение работы.

План включает в себя следующие формы работы:

1.Создание условий для всестороннего развития детей (санитарно- гигиенические, для физического развития, познавательного, изобразительно го творчества, трудовой деятельности).

2.Работа с детьми (художественно творческая деятельность с детьми в рамках проекта, поисково- исследовательская деятельность, совместное проведение досуга ).

3.Работа с родителями (анкетирование, оформление консультации, совместная деятельность по проведению мероприятий).

III этап: оценочно-рефлексивный.

1. Подведение итогов по реализации мероприятий проекта.

3. Оформление стенда работ воспитанников в рамках темы проекта.

4. Обобщение и документально-технологическое оформление инновационной деятельности.

5. Организация самоанализа деятельности.

IV этап: презентационный.

1. Мультимедийная презентация проекта на Педагогическом Совете.

2. Оформление опыта работы в педкабинет по проекту « Традиционные ремесла и промыслы Коми народа ».

3. Подведение итогов работы на заседании Педагогического совета.

4.1. Работа с родителями.

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность на основе педагогического сотрудничества.

1.Повышать компетентность родителей в вопросах теоретических и практических знаний о ремеслах и промыслах коми народа.

2.Привлекать родителей к совместному сбору материала для мини-музея.

4.Привлекать родителей к подготовке фотовыставки: « Традиционные ремесла и промыслы Коми народа ».

Содержание работы с родителями.

Анкетирование «Что мы знаем о нашей республике».

Оформление фотовыставки: « Традиционные ремесла и промыслы Коми народа ».

Список используемой литературы

Во многих районах республики сохранились традиционные, основанные на ручном труде и пришедшие от дедов и прадедов народные ремесла и художественные промыслы:

Одним из древнейших занятий у коми было гончарство. Самодельная глиняная посуда встречается в употреблении повсеместно вплоть до наших дней. Глиняную посуду в основном делали женщины. Посуду лепили в жилых помещениях или на улице, обжигали в русской печи.

Мастера широко использовали лозу (ивовый прут) для изготовления корзин для сбора ягод, для белья, короба для переноски тяжестей. А для изготовления посуды использовали сосновый корень

Коми мастера по дереву изготавливали из древесины различных пород кружки и жбаны для кваса и воды, ведра, колодезные бадьи, ушаты, подойники, банные шайки, кадки, лохани. Древесину отбирали без сучков, для каждого изделия определённой породы. Практически каждый мужчина владел технологией и навыками работы по дереву и был способен изготовить любой предмет, необходимый для хозяйства (грабли, сани, лодки, мебель и т.д.)

Распространю было занятие заготовления валяной обуви . Хотя валенки являются чисто русским изобретением, тем не менее это ремесло прижилось в Прокопьевке на самом юге Коми республики.

Читайте также:  Народные средства для очищения сосудов головного мозга

Скорняжий промысел был распространён не повсеместно, в основном южных районах Республики, таких мастеров знали по именам. Работали скорняки только в зимнее время. Обработанная кожа использовалась для изготовления сапожного товара, в основном подошвенного.

Лоскутное шитье коми женщины было не так широко распространено – изготавливали в основном одеяла, а в настоящее время широко используется: выполняются различные панно, одеяла, накидки и т.д.

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемmincult.rkomi.ru

Похожие презентации

1 Современное народное искусство Республики Коми

3 Художественная обработка бересты Промысел разнообразных изделий из бересты широко распространен в Республики Коми Береста, благодаря своим уникальным свойствам (прочности, гибкости, водонепроницаемости), издавна широко применялась в крестьянском быту. Берестяная утварь и сейчас востребована в хозяйстве. Промысел разнообразных изделий из бересты широко распространен в Республики Коми.

4 Резьба по дереву Наибольшее развитие у мастеров коми получила объемная резьба из березового нароста (капа, сувеля). Братины, чаши, ковши, солонки, выполненные в виде птиц и зверей, являются наиболее популярными изделиями из капа. Среди резных изделий особое место занимают утки – солонки. Утка – особый персонаж в коми мифологии, Она является символом плодородия и семейного благополучия.

5 Традиционное ткачество Ткачество в Республике Коми имеет давние традиции. Необычные техники ткачества использовались в изготовлении национальных костюмов, полотенец, салфеток. Наибольшее распространение в быту получили тканые половики. Они отличаются насыщенной цветовой гаммой и игрой цветных полос и квадратов.

7 Лоскутное шитье Лоскутное шитье становится все более популярным видом творчества у женщин Республики Коми. В умелых руках мастериц из различных лоскутков ткани рождаются сюжетные панно, одеяла, покрывала, подушки, куклы.

10 Мастера Республики Коми

11 Агеев Леонид Митрофанович г.р. Член Союза мастеров Республики Коми Народный мастер России

12 Волкова Майя Ивановна г.р. Член Союза мастеров Республики Коми Член Союза художников России

13 Гилева Тамара Васильевна г.р. Член Союза мастеров Республики Коми Народный мастер России

14 Иванова Валерия Михайловна 1944 г.р. Член Союза мастеров Республики Коми Народный мастер России

15 Кокорина Елена Валентиновна г.р. Член Союза мастеров Республики Коми Народный мастер России

16 Кольчурина Тамара Семеновна г.р. Член Союза мастеров Республики Коми

17 Кустов Виктор Дмитриевич г.р. Член Союза мастеров Республики Коми Народный мастер России

18 Попов Василий Васильевич г. р Член Союза мастеров Республики Коми Народный мастер России Член Союза художников России

19 Пушина Ирина Владимировна г.р. Член Союза мастеров Республики Коми

20 Торопов Валерий Лаврентьевич г.р. Член Союза мастеров Республики Коми Народный мастер России Член Союза художников России

21 Чичкарев Артем Львович г.р. Председатель Союза мастеров Республики Коми Народный мастер России Член Союза Художников России

22 Юркевич Галина Павловна г.р. Член Союза мастеров Республики Коми

Источник

Лесные люди эксклюзив

5a01c555aeb37cfff355c3b0020aacac - Народный промысел народа коми

Большую часть территории традиционного проживания коми занимают леса. Этот географический факт оказал существенное влияние на промыслы, поспособствовав как развитию деревянного зодчества и технологий обработки этого материала, так и совершенствованию разнообразных ремесел: немногие купцы доезжали до северных земель, а значит, обеспечивать собственный быт приходилось самостоятельно.

Народ коми включает в себя различные субэтносы: ижемцев, кольских ижемцев, зюздинцев, язьвинцев, зырян и др. Все они принадлежат к одной культуре, а их быт и традиции отличаются друг от друга лишь некоторыми мелочами. Основные занятия коми – охота, рыболовство, оленеводство.

sprb0h - Народный промысел народа коми

Ткачество и национальный костюм коми

Из-за северных холодов, к которым пришлось учиться приспосабливаться, коми искусны в валянии валенков, выделке кожи и замши.

Гончарное ремесло, которым коми владели испокон веков, считалось женской нишей. Интересная деталь: коми не пользовались гончарным кругом, как было принято у других народов, им был ближе более старый ленточно-жгутовый метод. После лепки посуду обжигали в русской печи.

Кстати, в наше время способ этот активно возрождают энтузиасты: в окрестностях Сыктывкара проходят мастер-классы и курсы по старинному гончарному искусству. И по-прежнему большая часть желающих учиться – представительницы прекрасного пола.

Готовая одежда и ткани стали доступны коми только во второй половине XIX века, до этого приходилось «выкручиваться» самим, поэтому были распространены ткачество и прядение. И по сей день коми сохранили собственные определения для описания техники производства и самобытные способы прядения и ткачества. Практически все женщины коми владели узорным ткачеством: изготавливали удивительно красивые скатерти, рубахи и полотенца, которые в будущем становились частью приданного невест.

lijcug - Народный промысел народа коми

Будничный наряд типичного крестьянина коми состоял из рубахи и штанов, надетых поверх нательного белья. Всё это шилось из самых простых и дешёвых тканей. Для торжественных случаев надевали рубаху из шёлка или сатина, штаны и кафтан из сукна. Обязательным элементом наряда были кожаные сапоги. Женская одежда была куда более радующей глаз и разнообразной: формой головных уборов и расцветкой платья различались костюмы юных девушек, замужних дам, вдов и старух.

54ekci - Народный промысел народа коми

Обработка дерева: от изб и посуды, то музыкальных инструментов

5n0dkz - Народный промысел народа комиУчитывая климат и условия проживания коми, исторически их основным способом заработка стал деревообрабатывающий промысел. Также дерево активно использовалось в быту: из него делалась почти вся утварь, начиная с посуды и заканчивая декоративными мелочами. Все дома в деревнях и сёлах были деревянными. Использовались практически любые породы дерева и все части ствола. Деревянную посуду или вырезали из цельных бревен, или «собирали на клепку».

Коми – прекрасные музыканты. Набор традиционных музыкальных инструментов коми крайне богат и включает в себя такие самобытные творения народной мысли, как чипсан (духовой коми инструмент, разновидность флейты Пана) и полян (дудка из зонтичного тростника). Они примечательны необычной манерой игры, особенной терминологией и отличным от других инструментов строем. Считается, что музыкальное творчество коми внесло значительную лепту в подъем инструментальной культуры народов России.

Читайте также:  Народные средства против рака груди

Обрядовая культура коми: свадьба

Коми – православный народ, поэтому основной элемент брачного торжества у них – венчание. Тем не менее, в комплексе свадебных церемоний, ориентированном на получение социального и религиозного разрешения на заключения союза, были и элементы, отличные от русской традиции и характерные только для коми народа. Привязки к конкретному сезону не было, не венчались только во время поста, но всё же в брак предпочитали вступать зимой: это время было свободным от полевых работ, а значит, способствовало продолжительному веселью. Перед бракосочетанием жениху и невесте стоило изучить свою родословную: в условиях тесной общины они вполне могли оказаться родственниками, а кровосмесительные браки были табуированы при родстве до шестого колена. Несмотря на то, что браки по расчёту в прошлые времена считались повсеместной практикой, союзы по большой любви также не были редкостью.

Единого образца коми свадьбы не было: каждая отдельная община привносила в обряд что-то своё. Однако основные элементы соблюдались обязательно: подготовка к свадьбе, собственно, само торжество и следующие за ним обряды. В ходе подготовки родители жениха приходили свататься к родственникам невесты, затем совершалось рукобитье, после которого девушка прощалась с родителями перед уходом из родного дома. В ночь накануне свадьбы невеста ходила в баню и напоследок устраивали последний семейный ужин с игрищами.

При сватовстве не принято было прямо говорить о своей цели: заходили издалека, а изъяснялись через метафоры.

Чем красноречивее и иносказательнее сваты, тем лучше: традиционным «у вас товар, у нас купец» не ограничивались, могли, например, провести параллель между хорошей девушкой и молочной коровой. И обидным подобные сравнения не считались.

В случае, если сватовство проходило удачно, в день сговора семьи «били по рукам», после чего нарушить данную клятву уже было нельзя. Невеста непременно должна была оплакать своё девичество, даже если выходила замуж по любви, ведь иначе могла излишним весельем накликать на себя беду, потом обходила или объезжала всех своих родственников. В день перед венчанием проходила основная составляющая свадебного цикла. Называли обряд по-разному: «обручение», «вечер с блинами» и т.д.

4xf2zp - Народный промысел народа коми

Свадьбу отмечали с размахом: в среднем празднования продолжались три дня, хоть основная часть церемонии и приходилась на первый день. Основные элементы непосредственно свадьбы – приезд жениха в дом невесты, передача девушки жениху, совместная трапеза новоиспеченной пары и гостей, венчание, пир в доме жениха, реже – невесты, укладывание молодых спать, а затем обряды после первой брачной ночи, обряды второго и третьего дня свадьбы. По прошествии необходимых ритуалов молодожены вместе с близкой родней ходили к родителям жены «на блины».

Плохая новость для поклонников минимализма, мечтающим при этом о традиционной свадьбе. «Сэкономить» на угощении не получалось даже у самых скупых: без застолья пара не считалась молодожёнами «официально».

Семейные традиции коми: родИны

С древности рождение было связано для коми с иным миром, откуда все приходят и куда все однажды возвращаются. К обрядам, связанным с появлением ребенка, отношение было очень серьёзным: очень важно было «присоединить» дитя к остальному миру, не дать ему потеряться.

Во время беременности все советы и указания будущая мать получала от «знающих»: немолодых, опытных женщин и повивальных бабок. Они объясняли ей, что стоит, а что не стоит делать, чтобы не навредить будущему ребёнку: не рекомендовалось поднимать тяжелое, работать на лошади, долго находиться у печи, по возможности нужно было избегать простуды. Вроде бы элементарные вещи, понятные любой современной роженице. Однако, в крестьянских реалиях осуществить эти советы на практике было практически невозможно, так что женщины, на свой страх и риск, продолжали до самых родов работать в том же режиме, что и всегда. Зачастую крестьянкам приходилось рожать в поле и в лесу, прямо во время исполнения своих повседневных обязанностей.

a99vdo - Народный промысел народа коми

Ближе к родам к женщине звали повитуху. «Правильными» местами для рождения считались хлев и баня. Причем предполагалось, что для того, чтобы роды прошли хорошо, беременная должна самостоятельно затопить баню, натаскав туда дров и воды. Повитуха выполняла роль акушерки, перевязывала новорожденному пуповину и обмывала его. Затем окуривала мать и дитя можжевеловым дымом и парила в бане. Она же «правила» ребенка, слегка придавливая ему головку со всех сторон и тем самым придавая ей «правильную» форму.

Думаете, что гипер- и гиппотонус и назначаемые в этих случаях гимнастика и массаж для новорожденных – изобретение последнего столетия? Повитухи коми уже несколько веков назад следили за тем, чтобы младенец был достаточно гибким, и его руки и ноги дотягивались до спины, а в случае, если это не получалось, ежедневно всю следующую неделю делали ему массаж и растяжку.

До того, как у новорожденного отпадала пуповина, бывшая символом его связи с другим миром, мать и ребенка считали «нечистыми», поэтому они жили в бане. Младенца старались не оставлять в одиночестве, боясь, что его может подменить нечистая сила.

А заодно возникала и та самая связь с матерью, которую современные педиатры и психологи советуют взращивать, не оставляя первые дни малыша без мамы.

Источник