Народный промысел нижегородской области

Презентация «Народные промыслы Нижегородского края»
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

picture 1173514 1570728005 - Народный промысел нижегородской области

Презентация «Народные промыслы Нижегородского края»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Народные промыслы Нижегородской области

Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца. Сверкающий узор украшал жен праздничный костюм, который являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный, никогда не обесценивающийся капитал. Сложная техника золотого шитья требовала специального обучения, поэтому была достаточно редко распространена. Крупным промысловым центром золотой вышивки Нижегородской губернии являлся г. Городец. Золотая вышивка

Производство знаменитых игрушек-тарарушек яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий. Полхов-Майданская роспись В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», « пестрение », «домики». Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.

Стеклодувное производство Стеклодувное производство елочных украшений появилось в Нижнем Новгороде в 60-х годах прошлого века. Стеклодувы тогда работали по старинке и использовали для выдувки нехитрые керосиновые горелки. Игрушки выдували из стеклянных трубочек-дротов. Стеклодувное производство

Узорно-ремизное ткачество — старинный вид народного промысла было развито во многих деревнях Нижегородского края, особенно на северных его окраинах. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы, полотенца. Материалом для ткачества служили лен, шерсть и хлопок. Нижегородское ткачество отличалось большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью колорита. Количество цветов в ткани немногочисленно, гармонично и благородно в оттенках. В основном это белый, красный, синий цвета. Благодаря тонко найденному композиционному решению цвета и орнамента изделия ткачих имели особенную изысканность. Узорно-ремизное ткачество

Основные краски, применяющиеся в узорах хохломской росписи, относятся к теплой гамме спектра: красный, черный, золотой. Трезвучее этих цветов, пришедших из иконописи, очень символично: красный, т.е. красивый – цвет власти; золотой – цвет поиска, благополучия, цвет божественного горения; черный – цвет духовного очищения. Сочетание этих цветов в колорите хохломы (по заключению ученых-медиков) способствует снятию стресса и сравнимо с восприятием плавно текущей реки или мирно горящего огня. Хохломская роспись

В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу », то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под названием «гипюр». Главным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра», являются ромбы, «цветки». Строчевая вышивка становится предметом промысла и все женское население сел и деревень от зари до зари сидело за пяльцами, покрывая ажурным узором белое полотно. Нижегородский гипюр

Художественная обработка металла Одним из центров кузнечного и ножевого промыслов был и остается древний город Павлово, расположенный на берегу красавицы-реки Оки. В конце XVII века в Павлово насчитывалось до 50 кузниц. Одним из самых знаменитых был оружейный промысел. В Эрмитаже, например, хранятся ружья с надписью «Афанасий Овсянников». Село «Павлово», а большинство мастеров Оружейной палаты при Петре I набирались именно из Павлово. Позднее промысел металлообработки нашел свое развитие в производстве предметов бытового назначения: ножей, замков, ножниц.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель проекта: Познакомить детей с народными промыслами родного края Задачи проекта: Дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать их к родной культуре. Позн.

Развитие художественных способностей детей через приобщение их к родной культуре.

В презентации представлен опыт работы по заявленной теме, текст к презентации см.ниже.

Текст является приложением к презентации из опыта работы.

Календарный план направлен на ознакомление детей с родным городом Ворсмой, одним из малых городов Нижегородского края.

Источник

Музей истории художественных промыслов Нижегородской области

Нижегородская область славится своими традиционными художественными промыслами: хохломская роспись, городецкая вышивка, роспись и резьба по дереву, казаковская филигрань, балахнинское кружево и многое другое. В Нижнем Новгороде, в конце Большой Покровской улицы, расположен Музей истории художественных промыслов Нижегородской области, где можно увидеть всё это богатство.

47494459352 7e68d93631 c - Народный промысел нижегородской области

Музей располагается в типичном здании советского времени. На первом этаже находится художественный салон. Мне показалось, что цены там весьма высокие. На третьем этаже — Музей старинной техники и инструментов, рекомендую туда заглянуть. А собственно Музей истории художественных промыслов занимает весь четвертый этаж. Так что морально готовьтесь подниматься по лестнице.

47525559582 279ee59666 c - Народный промысел нижегородской области

Экспозиция музея, насчитывающая около 4 тысяч произведений декоративно-прикладного искусства, разделена на отделы:

Недалеко от входа находится неизменный экспонат многих краеведческих музеев — старинные кресла «Дуга, топор и рукавицы», созданные по эскизам петербургского мастера Василия Петровича Шутова (1827-1887). На Всероссийской выставке, проходившей в Петербурге в 1870 году, его столярные изделия произвели настоящий фурор и были отмечены бронзовой медалью. Спустя десять лет, после окончания привилегии на изготовление этих кресел, выданной Шутову Департаментом торговли и мануфактуры, появились многочисленные копии и варианты, созданные другими мастерами. Подобные кресла можно было встретить как в кабинете Александра III, так и в домах аристократов, купцов, интеллигенции, мещан. Они как нельзя лучше отвечали духу входившего в моду русского стиля.

46662970755 2a12872f23 c - Народный промысел нижегородской области

Кресла «Дуга, топор и рукавицы»

46662969415 5750f23e0e c - Народный промысел нижегородской области

Кресло «Дуга, топор и рукавицы»

Значительную часть экспозиции занимают различные деревянные резные изделия: резные пряничные доски, наличники, домашняя утварь.

Читайте также:  Лечение шума в голове народными средствами в домашних условиях

46662970665 5495c0f970 c - Народный промысел нижегородской области

47578473691 45544001cf c - Народный промысел нижегородской области

47525559522 84a95ec313 c - Народный промысел нижегородской области

46662970515 ea30c4dbde c - Народный промысел нижегородской области

Ступа и емкости для хранения продуктов

47525559462 ed6fe4d92e c - Народный промысел нижегородской области

Резные наличники светелок

Богатая резьба на весьма утилитарных предметах поражает воображение. За каждым узором и рисунком скрывается сложная система символов. Многие из них были также оберегами, защищавшими владельца от злых сил.

47525559412 660c7ae720 c - Народный промысел нижегородской области

46662970345 c7c2a8488c c - Народный промысел нижегородской области

В одном из залов представлен фрагмент интерьера типичной крестьянской избы.

46662969245 2a8dd5eb5b c - Народный промысел нижегородской области

Интерьер крестьянской избы

46662970225 4cd2cc5da0 c - Народный промысел нижегородской области

Интерьер музея художественных промыслов Нижегородской области

46662970145 9a0739266f c - Народный промысел нижегородской области

Изразцы из декора Благовещенского собора Нижнего Новгорода, XVII век

46662970045 66c0e83cd7 c - Народный промысел нижегородской области

47578473611 b3cd81c154 c - Народный промысел нижегородской области

Одна из экспозиций посвящена нижегородским храмам. Здесь можно увидеть деревянную церковную скульптуру, детали иконостасов, царские врата, разнообразную церковную утварь.

47525559302 c1f559dbfa c - Народный промысел нижегородской области

Деревянная церковная утварь

47525559272 c4e08c9be2 c - Народный промысел нижегородской области

Церковная деревянная скульптура

От предметов, выставленных в витринах музея, веет теплом.

46662969925 092653b9f2 c - Народный промысел нижегородской области

46662969055 8bb53dc176 c - Народный промысел нижегородской области

46854680784 808dd7e60a c - Народный промысел нижегородской области

47578473841 f2146ef76e c - Народный промысел нижегородской области

46662969495 b9a24c3081 c - Народный промысел нижегородской области

46854680264 a0f549f336 c - Народный промысел нижегородской области

Представлена в музее и различная традиционная одежда, которую носили жители Нижегородской губернии.

47578473761 0ee5f80b8b c - Народный промысел нижегородской области

Традиционная одежда жителей Нижегородской губернии

46662968925 06696f8bdd c - Народный промысел нижегородской области

Традиционная одежда жителей Нижегородской губернии

То, что вы увидели на этих фотографиях — только малая часть сокровищ Музея художественных промыслов Нижегородской области. Это место заслуживает посещения. А чтобы картина была полной, обязательно загляните в Музей деревянного зодчества Нижегородской области «Щелоковский хутор».

Источник

Виды народных художественных промыслов

Балахнинское кружевоплетение

Русское кружевоплетение появилось в XVII веке. Оно не только сохранило и развило лучшие традиции мастериц европейских стран, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и изобразительном характере орнамента.

Одним из известных центров кружевоплетения в XVIII – XIX вв. был древний город на Волге Балахна.

В основе варнавинской резьбы по кости лежит своеобразный художественный стиль, сложившийся на основе выразительных орнаментов нижегородской домовой резьбы по дереву. Каждое изделие режется мастером от начала до конца без применения штампов и шаблонов, что способствует авторской индивидуальности и творческому подходу при изготовлении каждого изделия.

Гончарный промысел в Богородске существует с начала основания села Богородское в 1570 году. Расцвет промысла приходится на конец XIX-начало XX века, когда изделия богородских мастеров стали известны большей части России. Богородские гончары выделывали большое разнообразие глиняной посуды на все случаи жизни: горшки, плошки, кринки, рукомои, лотки, подойники, полевики, корчаги, опарницы, пасхальницы, кисельницы и даже самовары.

Еще одним из центров гончарного промысла и художественной керамики является город Балахна. Здесь используется старинная технология дровяного бескислородного обжига.

Городецкая золотная вышивка — это один из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства. Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца. Сверкающий узор украшал жен праздничный костюм, который являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный, никогда не обесценивающийся капитал.

Уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.

Кожевенный промысел Нижегородской губернии начал развиваться во второй половине XVII века и распространился по многим городам. Его возникновению способствовало наличие местных материал: дубового сырья, извести поташа. Промысел был достаточно выгоден. Изготавливали кожи, а из них — изделия широкого потребления с применением всевозможных отделок.

Производство знаменитых игрушек-тарарушек яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий. Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич.

История камнерезного промысла уходит корнями в далекое прошлое и неразрывно связана с таинственной «мраморной» пещерой, расположенной на берегу реки Пьяны в с. Борнуково Бутурлинского района. Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем — ангидритом или как его называли «нижегородским мрамором». Он был самых разных оттенков: розового, белого, голубоватого, коричневого, серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и узорами. Во времена Екатерины II камень, добываемый в пещере отправлялся в Санкт-Петербург на отделку дворцов.

Стеклодувное производство елочных украшений появилось в Нижнем Новгороде в 60-х годах прошлого века. Стеклодувы тогда работали по старинке и использовали для выдувки нехитрые керосиновые горелки. Игрушки выдували из стеклянных трубочек-дротов.

Узорно-ремизное ткачество — старинный вид народного ремесла — было развито во многих деревнях Нижегородского края, особенно на северных его окраинах. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы, полотенца. Материалом для ткачества служили лен, шерсть и хлопок. Нижегородское ткачество отличалось большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью колорита.

Золотая хохлома — один из ста­ринных самобытных русских на­родных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизнен­ный уклад целых поколений и явля­ющийся неотъемлемой частью рос­сийской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения дра­гоценного металла и своеобраз­ная растительно-травная роспись.

Одним из известных нижегородских промыслов является художественная вышивка. Она получила развитие в Нижнем Новгороде в 1933 году с созданием строчевышивальной фабрики «Юнона». Сохраняя древние традиции, фабрика и сегодня специализируется на разработке и выпуске женской одежды с элементами художественной вышивки.

В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под названием «гипюр». Прозрачностью и мягкостью эта вышивка напоминает кружево. Главным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра», являются ромбы, «цветками». Существует около 50 видов швов — разделок, которыми заполняются «цветки».

С давних времен славил­ся Нижегородский край тра­дициями металлообработки. Одним из центров кузнечного и ножевого промыслов был и остается древний город Павлово, расположенный на берегу красавицы-реки Оки. В конце XVII века в Павлово насчитывалось до 50 кузниц. Одним из самых знаменитых был оружейный промысел.

В основе промысла лежит народное искусство вышивания, пришедшее из Балахны. Сущность этого промысла заключается в выдергивании из платяной ткани по известному узору ниток, формировании, тем самым на полотне сквозного рисунка и затем обматывании его нитками. Нитки могут быть выбраны в тон полотна или контрастировать с ним. Полотно берется льняное или полульняное. Изделия оформлялись белой или цветной «строчкой», с простым узором «пшено», «мушка» и др.

Читайте также:  Лечение потенции у мужчин в домашних условиях народными средствами

Источник

Народный промысел нижегородской области

7NWP7Q1uD2DNrSkeA viTP3GdhB2cHxhYuUFfqj5Toc9L4kxuDCrTAO8H6FZSFDCzN9kWEet - Народный промысел нижегородской области

Нижний Новгород запись закреплена

Промыслы Нижегородского края

Земля Нижегородская издавна славится своими мастерами. Практически в каждом городе нашей области есть свои художественные промыслы и свои умельцы, которые передают ремесло от поколения к поколению.
Ещё не всё потеряно! Нам есть, чем гордиться, друзья!

С течением времени искусство хохломской росписи распространилось по всему Заволжью. А само село Хохлома стало местом базаров, где оптом продавались готовые расписанные изделия. В начале ХХ в. кустари г.Семенова объединились в артели, под руководством художника Г. Матвеева была создана школа росписи и токарного искусства. Так Семенов превратился в столицу золотой хохломы. Хохлому называют золотой, но характерный ее цвет и блеск достигается использованием алюминиевой краски и льняного масла, которые сплавляются при обжиге в печи при температуре около 300 °С.

Село Полховский Майдан, ставшее в 1950-х гг. центром нового промысла, получило широкую известность. Сверкая радугой ярких анилиновых красок и лаком, чудесные игрушки отсюда расселились по многим городам России. Они сразу же полюбились детям своей яркостью, наивной простотой и свежим восприятием мира, где бегут по небесам розовые и голубые тучки, крутятся дивные мельницы, поют радостные птицы.

Традиции полховско-майданской росписи сегодня продолжает ИП В.В. Юртов.

4. Резьбой по дереву занимаются мастера Семенова и Городца: шкатулки, вазы, панно, сундуки и резные доски с фигурами животных, стилизованными лицами людей, традиционные пряничные доски (с их помощью штампуются узоры на пряниках перед выпечкой) во многом следуют образцам, которые оставили мастера прошлого. Традиции резьбы по дереву продолжают фабрика Городецкой росписи и Семеновской росписи.

Наиболее колоритным образцом русской избы является дома, украшенные глухой резьбой, а в Нижегородском крае таковых сохранилось не мало. Этот вид декоративного искусства получил название «корабельной рези» (ибо изначально резьбой украшали носовые части кораблей и лодок), а позднее «домовой» или «глухой» резьбы. Особенно богатая она в Городецком, Чкаловском, Балахнинском районах. Резьба трудоемка и требует большой физической силы, мастерства и фантазии.

В Варнавино работает косторезная фабрика – ООО «Варко». Ее продукция – шахматы, скульптурные композиции и отдельные фигурки, гребни, заколки, броши, бусы с резьбой и росписью на темы природы Нижегородского края.

В Богородске при Доме ремесел создан уникальный музей современной керамики, где проводятся мастер-классы на гончарном круге, мастер-классы по обжигу и обварке керамических изделий и увлекательные экскурсии. В Городецком районе село Смиркино знаменито своими гончарным промыслом – здесь старинным способом делают кухонную посуду.

В селе Жбанниково с давних времён делают игрушки-свистульки. Особая окраска, символизировавшая кровь, душу, жизненную силу, а также сам процесс игры на этих примитивных музыкальных инструментах тесно связаны с древними магическими ритуалами.

9. Текстильное и кружевное ремесло. Издавна славится по всей России городецкое золотное шитье. Мастерицы Городца использовали самую разнообразную технику, работы мастериц отличались богатым орнаментом и безупречным качеством. Вышивкой украшали и одежду, особенно платки и душегреи.

Традиции золотной вышивки сегодня продолжает ООО «Городецкая золотная вышивка» (правоприемник фабрики «Татьяна»).

Не менее знаменита и вышивка, исполненная в технике «чкаловский» (горьковский или нижегородский) гипюр. Традиции этой уникальной по технике исполнения вышивки («по выдергу») продолжает фабрика ОАО «Гипюр». Фабрики ЗАО «Юнона», ЗАО «Борская строчевышивальная фабрика», ЗАО «Лысковские узоры», ОАО «Тканые узоры» развивают традиции многих строчевышивальных промыслов области.

В Балахне возрождается знаменитое искусство кружевоплетения. Лучшие изделия балахнинских мастериц находятся в экспозиции краеведческого музея, здесь же проводятся мастер-классы по плетению на коклюшках.
Женщины нижегородских сел также занимаются кустарным ткачеством. Известны тканные изделия Шахунской ткацкой фабрики.

10. Кожевенный и валяльный промысел. В селах Борского района и в Арзамасе делали валенки и кошму, изготовляли войлочные шляпы. На базе этих кустарных промыслов сложились фабрики, работающие в Арзамасе и Неклюдове.

Традиционно обработкой кож и шитьем обуви занимались кустари Богородска, в Княгинине и Большом Мурашкине шили тулупы. Сегодня традиции обработки кожи продолжают Богородская кожевенная фабрика (г. Богородск) и Художественное объединение «Ренессанс» в п. Решетиха.

11.Прекрасные металлические художественные изделия выпускают ООО Завод складных ножей «Саро» в Ворсме. В Павлове и окрестностях исстари делали многообразные столовые приборы, известные на всю Россию. Сегодня эти традиции успешно продолжает ОАО «Павловский ордена почета завод художественных металлоизделий им. Кирова».

Город Павлово знаменит и тем, что здесь ученики Павловского училища изготовили царь-замок весом почти 400 кг, который включен в книгу рекордов Гиннеса, в музее находится уникальная микроскопическая механическая золотая блоха, а центральную площадь города украшает памятник кузнечного искусства – кованное дерево – лимон.

Традиции металлообработки сложились на базе кустарных промыслов, имеющих многовековую историю. В селе Чулково Вачского районе мастерили обитые железом сундуки для продажи на Нижегородской ярмарке, в Пурехе Чкаловского района и Лыскове отливали медные колокольчики.

Нижегородцы всегда были народом умелым, старательным, а утварь, сделанная ими разъезжалась по разным российским губерниям и за границу и служила людям долго, радуя их глаз настоящей красотой.

Источник

Руководитель нижегородского Фонда НХП рассказал о перспективах развития

В Нижегородской области представлено 24 вида народных художественных промыслов

Народные промыслы – наше богатство, доставшееся от предков. В Нижегородской области мастера работают повсеместно. Часто мы воспринимаем их творчество как данность, не понимая его уникальности. О судьбе НХП наш разговор с генеральным директором Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области Николем Смирновым.

ad0a88f9c2f31df74d65a477a5146b6b - Народный промысел нижегородской области

Фото: Андрей Абрамов

– Николай Гордеевич, как живут сегодня народные художественные промыслы? Есть ли какие-то показатели, которые позволяют понять, развиваются ремесла или наоборот – угасают?

Читайте также:  Луганская народная демократическая республика

– Я в народных художественных промыслах имею стаж работы 51 год. Когда меня избрали вторым секретарем Ковернинского райкома комсомола, мне было двадцать с небольшим лет. В этом районе находится село Хохлома (ударение на первый слог. – Ред.). Я там преподавал географию в школе. С того времени у меня идет отсчет профессиональной работы в народных художественных промыслах. Стаж достаточно большой и владение информацией, естественно, тоже.

Если говорить о месте нижегородских народных промыслов в России, то стоит отметить, что у некоторых людей существует неправильное понимание. Кто-то говорит, что мы занимаем более 50%, кто-то – две трети. А от чего? Понятий много: есть производство, реализация, представительство. Что мы считаем?

Я вам четкое определение дам. Мы в советское время по производству и реализации изделий народных художественных промыслов были бессменными лидерами: Хохлома и так далее. Даже бюджет Горьковской тогда области – тогда включал в себя две части: рублевый и в иностранной валюте – на 70 процентов в иностранной валюте формировался за счет художественных промыслов. Очень много шло за границу. Мы были тогда, бесспорно, на первом месте в стране!

Сегодня по производству и реализации мы на третьем. Нас обгоняет Московская область – шесть видов народных художественных промыслов, включая керамику, строчевышивальное направление, – и Дагестан: там очень хорошо работают по металлу – клинки, сабли, кинжалы и прочее.

А вот по объему представительства промыслов Нижегородская область по-прежнему бесспорный лидер. У нас 27 муниципальных образований, от Выксы до Шахуньи и Тоншаева, – это места традиционного бытования народных художественных промыслов. Вот в чем наше лидерство.

– Какие у нас промыслы существуют?

– Роспись по дереву, по металлу, по коже, по ткани, гипюр, золотная вышивка, шахунское ткачество, художественная обработка металла, резьба по дереву, по кости и так далее. Мы бесспорные лидеры по разнообразию промыслов, как территориальному, так и по направлению. Всего у нас зарегистрировано 24 вида. Все изделия утверждаются художественным советом.

– На внешний рынок какие-то предприятия работают?

– При СССР почему не было вопросов сбыта? Там изделия народных промыслов шли на бартер. Например, Чехословакия нам поставляла обувь в обмен на хохлому.

Сейчас есть несколько предприятий, которые работают на внешний рынок. Прежде всего это фабрика елочных игрушек в Нижнем Новгороде. Они развивались почти с нуля, но сумели найти свою нишу. И сегодня это лучшее предприятие по производству елочных игрушек, может быть, во всей России.

Неплохо себя чувствует завод имени Кирова в Павлове. Там производят столовые приборы. Все зависит от заказа.

Вообще на международном рынке интерес к нашим промыслам спадает. Это связано с международным положением, я думаю.

– Каковы вообще перспективы развития промыслов?

– Мы в Нижегородской области сегодня располагаем огромным потенциалом для развития народных художественных промыслов: есть закон «О народных художественных промыслах», есть программа, есть праздник День народных художественных промыслов, присваивается звание «Заслуженный работник народных художественных промыслов».

Ежегодно по всему региону проводятся фестивали НХП, из них два международных – «Золотая Хохлома» в Семенове и «Секреты мастеров» в Нижнем Новгороде. Мероприятия поменьше масштабом проводятся во всех 27 районах традиционного бытования промыслов.

У нас есть большое количество литературы по народным художественным промыслам. Например, фонд издал десятитомную библиотеку НХП. В ней собрана информация по всем промыслам: история, технология, современное состояние. Всего за 15 лет издано 85 книг.

И на предприятиях есть всё для успешного развития: электроэнергия, оборудование, на большинстве и газ есть, есть кадры, которые могут производить прекрасные изделия, сырье тоже есть.

– То есть все шансы выйти на первое место в стране. Чего же не хватает?

– Нет заказов. Предприятия могут работать, но где заказ, где сбыт? Часть предприятий работает только при появлении заказов.

– Сейчас развитие народных художественных промыслов часто связывают с развитием туризма.

– Да, это так. В прошлом году по линии Министерства промышленности и торговли Российской федерации фонду был выделен грант «ТЕТРА» – территории традиционного развития. Запланировано очень много мероприятий, направленных на развитие туризма и поддержку народных художественных промыслов.

Например, были изучены все районы с точки зрения туристической привлекательности. Представители турфирмы приезжали, например, в Богородск. Они там ночевали, где-то обедали, посещали достопримечательности и так далее. Спрашивали у людей: «Вот мы тут из Москвы приехали. А какой туристический объект у вас можно посмотреть?» И ответы были очень слабые. Потом мы все систематизировали и свои предложения дали руководителям районов.

– Народный промысел будет жив тогда, когда его продукция используется в быту, а не стоит на полке. Какие предприятия стараются идти в ногу со временем?

– В рамках проекта «ТЕТРА» был проведен конкурс «Дизайн и ремесло». В него мы включили пять предприятий: «Хохломская роспись», ковернинская хохломская роспись, чкаловский «Гипюр», «Городецкая роспись», балахнинская чернолощеная керамика. Дизайнеры предложили около 300 различных изделий, из которых было выбрано 15 победителей. Теперь предприятия будут иметь патент на выпуск этих изделий. Сейчас прорабатываются юридические моменты.

Мы проводили выставку этих работ в Семенове, Нижнем Новгороде и Москве. Интерес очень большой.

– С точки зрения туризма, мне кажется, Семенов и Городец очень хорошо развиты.

– Есть город Семенов: родина деревянной ложки, столица золотой хохломы, в нем несколько прекрасных музеев, старообрядческий храм – это уже центр туризма. Его сердцевиной является фабрика «Хохломская роспись» с ее большущими, разнообразными дополнительными для туристов объектами: музей Семена-ложкаря, музей «Золотая Хохлома», выставочный зал на самом предприятии, множество мастер-классов. На фабрике «Семеновская роспись» есть музей матрешки. В целом все это – замечательный туристический маршрут.

И количество туристов ежегодно в городе возрастает. Как и в Городце, который имеет самое большое количество музеев в России.

Источник