Народный промысел нижнего тагила

Содержание
  1. Тагильская роспись
  2. Зарождение ремесла
  3. О подносе
  4. Роспись
  5. Краски и лак
  6. Промысел в наше время
  7. Авторские права
  8. Приглашаем приобрести тагильские подносы в магазине «Русские ремёсла»!
  9. Тагильская роспись — история
  10. Начало
  11. Развитие
  12. Советский период
  13. Современность
  14. Прообраз Жостово
  15. Рання история
  16. Школа В.И. Алабычева
  17. Женская роспись
  18. Завод
  19. А.В. Афанасьева
  20. Училище
  21. Музей
  22. Приглашаем приобрести тагильские подносы в магазине «Русские ремёсла»!
  23. Народные промыслы
  24. Скачать буклет
  25. Тагильский подносный промысел
  26. Что послужило стартом для Тагильского промысла
  27. Кто основал лаковую роспись подносов
  28. Основатель Н.Н. Демидов
  29. Грядут изменения
  30. Развитие и становление промысла
  31. Техника тагильского письма
  32. Основатель Тагильской розы Агриппина Васильевна Афанасьева
  33. Что же отличает Тагильские подносы в технике письма от Жостово?
  34. О художниках, возродивших технику письма тагильского подноса

Тагильская роспись

Ремесло, ставшее основой русской подносной росписи

Для широкой общественности до сих пор остаётся неизвестным тот факт, что русская подносная роспись зародилась именно на Урале, именно в Нижнем Тагиле. Большинство людей убеждены, что роспись по жестяным подносам — это традиция исключительно села Жостово, забывая при этом про Тагильскую.

Прямоугольный поднос с красными цветами

Зарождение ремесла

Тагильская роспись рождена потомками иконописцев — старообрядцев. Поэтому в ней использовались приемы декора иконописи: серебро, металлические пески, золото.

Как самостоятельное ремесло она сложилась, благодаря Н.Н. Демидову, который утвердил при своих заводах специальную школу. В то время в Россию пришла мода на расписанные шкатулки и другие изделия. Называлась такая роспись тогда — горнозаводская.

Поначалу, в центре подноса, писались картины с богатым сюжетом. Это были сцены мифологической, исторической или галантной тематики. По краям поднос расписывался изящным золотым или серебряным орнаментом.

К росписи допускались только мужчины. На обучение принимались мальчики с 12 лет. Но это поначалу. Постепенно, заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, и росписи обучили женщин.

О подносе

Поскольку ещё не было листопрокатного производства, металл обрабатывался методом ковки — одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки.

Минимальная толщина, удивительно ровная поверхность, возможность декоративной обработки бортов подносов, а также столиков и сундуков,- всё это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов и лакировщиков.

Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.

Роспись

Главная особенность Тагильской росписи — это особая техника рисования «двойным мазком». Именно такая техника легла, в дальнейшем, в основу известной сейчас Жостовской рописи.

Но в самом начале писали по другому. Применялась техника цыровки по разным землям (цветному фону). Цыровка (цырь) — изысканный древний прием, применявшийся в орнаментации икон.

Секрет «цыри» в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету.

Поднос с фирменным клеймом

Узоры эти получались особо изысканными. А лак, известный под названием «тагильского», превосходил все используемые другими мастерами лаки своей удивительной прочностью и прозрачностью, придавая краскам

«особую цветовую яркость и едва уловимые переливы тончайших оттенков»

Особо это коснулось подносов-картин, которые отличались особой «чистотой работы».

Краски и лак

Исстари, краски применялись на натуральной основе. Различные минералы растирались в порошок и смешивались с маслом. Добавлялась смола. Потом всё это особым образом настаивалось.

Про лак на тагильских изделиях нужно сказать особо. Изобретение рецепта этого лака и создание мастерской по росписи подносов принадлежит Худоярову А.С.

Ассортимент продукции

Секрет лака Худояровых заключался в точной дозировке компонентов: копало, льняного или конопляного масла, терпентины местных хвойных пород, растворяемых скипидаром.

Овальный с жёлтыми розами

На востоке применялся холодный способ лакирования. Тагильчане изобрели, горячий способ при температуре в 300 градусов быстрого высыхания в лак добавляли окислы марганца и свинца. Лак получался бесцветным, прозрачным, что оживляло краски.

Промысел в наше время

Производство тагильских подносов и сохранение ремесла сейчас оставляет желать лучшего. На выставке «Ладья 2014» представленные изделия вызвали интерес и удивление посетителей.

Цветы на красном фоне

Настоящие Тагильские подносы изготавливаются на нескольких предприятиях, объединённых в Нижнетагильский центр народных промыслов и ремёсел. И торговые знаки — НТЦНПР, и Тагильский поднос защищены в ФГБУ ФИПС, Роспатент.

Обучают будущих мастеров в Уральском колледже прикладного искусства и дизайна. Основанный в военные годы, колледж существует и поныне, помогая сохранять традиции древнего и редкого ремесла.

Авторские права

Приглашаем приобрести тагильские подносы в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Источник

Тагильская роспись — история

Народное ремесло по художественной лаковой росписи металлических подносов, зародилось и существует в городе Нижнем Тагиле Свердловской области.

Начало

XVIII век стал «золотым» веком для тагильских художников-лакировщиков, среди которых ярко выделяется династия художников Худояровых — Вавилы и Фёдора. Примерно в этот период традиция Тагильской росписи распространяется далеко за пределы Нижнего Тагила, в частности в деревне Жостово Мытищинского уезда Московской губернии.

Мастера его во многом преуспели в этом промысле, даже основав при этом свой стиль, свою технику росписи подносов и других изделий.

Читайте также:  Народные методы повышения лейкоцитов

Развитие

В первой половине XIX столетия промысел бурно развивался, что в значительной степени связывают с деятельностью школы живописи (1806—1820 гг.), специально учреждённой владельцем тагильских заводов Н.Н.Демидовым.

Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.

Поднос с фирменным клеймом

В это же время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий — подносов, сундуков, шкатулок — Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых.

В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не обошёл стороной он и Тагильский подносный промысел, требуя адаптироваться к ускоряющемуся темпу жизни. Пресс для изготовления форм заменил кузнеца, и в условиях жесткой конкуренции встал вопрос быстроты и дешевизны отделки подноса.

Советский период

После революции начала XX века жизнь промысла замерла, так как были утрачены почти все приёмы традиционного цветочного письма.

Большое влияние на возрождение промысла оказал Научно-исследовательский институт художественной промышленности, в частности исследователь-искусствовед В.А. Барадулин.

Однако, чтобы соединить традиции прошлого с развитием будущего, теорию и практику, не хватало лишь одного звена — мастера, владеющего старым двуцветным мазком и способного передать это мастерство. Им стала А.В. Афанасьева.

Тагильские подносы демонстрировались и получали награды на выставке достижений народного хозяйства, на заводе «ЭмальПосуда» работал экспериментальный цех.

Современность

Сейчас подносы с Тагильской художественной лаковой росписью производят 4 фирмы: «Нижнетагильский центр Нижнетагильской подносной росписи», ООО РСК «Тагильская артель», ООО «ЛИТа» и ООО «Лаковая живопись Урала» (г. Екатеринбург),

Подносной росписью занимаются в художественной школе Нижнетагильского колледжа прикладного искусства и дизайна при Нижнетагильском заводе-музее.

Однако из-за социально-экономического кризиса конца XX века и сейчас, даже при наличии талантливых, высокопрофессиональных мастериц, не приходится говорить о процветании промысла.

Прообраз Жостово

Считается, что Тагильская роспись — это предшественник Жостовской росписи. Промысел Тагильского подноса является одним из брендов русской культуры, известный далеко за пределами России.

Тагильские расписные подносы в большом количестве представлены в Нижнетагильском музее истории подносного промысла.

Рання история

Школа В.И. Алабычева

Гравюры часто были чёрно-белыми, поэтому выбор цветовых решений полностью принадлежал художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотым орнаментом: сказочные пышные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, спелые кисти винограда, сочные ягоды,- уголки формы чётко фиксируют вазоны с пышными букетами.

Женская роспись

Когда заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, заводовладельцы стали заменять мужчин-живописцев на женщин. И примерно с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской прерогативой.

Завод

А.В. Афанасьева

Именно она владела приёмами исконной Тагильской двуцветной росписи и помогла спасти Тагильский подносный промысел как самобытное художественное явление.

Помимо этого Агриппина Васильевна воспитала целый коллектив талантливых мастеров, которые освоили традиционные приёмы Тагильского письма, более того — значительно развили их в своём творчестве во всех направлениях (цветочном, сюжетном, орнаментальном).

Училище

В 1944 году, в Нижнем Тагиле открылось училище № 49, где обучали росписи подносов. Образование мастерицы продолжали в Уральском училище (ныне колледж) Декоративно-Прикладного Искусства и художественно-графическом факультете Нижнетагильского Педагогического института (ныне академия).

Музей

Важнейшей частью возрождения Тагильского подносного промысла стало создание в городе в 1991 году Нижнетагильского музея истории подносного промысла, который позже стал составной частью нижнетагильского музейного объединения «Горнозаводской Урал».

Музей расположился в доме, в котором когда-то жили известные художники Худояровы. Экспозиция музея включает уникальные образцы творчества мастеров тагильской лаковой росписи по металлу за 265 лет.

Приглашаем приобрести тагильские подносы в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Источник

Народные промыслы

Народные промыслы на Урале имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России.

Скачать буклет

Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера. В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам.

Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов. Изделия уральцев с давних времен и по сей день украшают лучшие музеи мира и частные собрания.

Среди народных художественных промыслов, традиционно бытовавших на Среднем Урале, до настоящего времени сохранились и развиваются камнерезно-гранильное и ювелирное производство, художественная ковка и гнутье металла, колокололитейное дело, лаковая роспись по металлу, деревообрабатывающие промыслы, производство изделий из художественной керамики и фарфора.

Традиционным уральским промыслом является камнерезно-гранильное производство. Выпуск изделий из поделочных и полудрагоценных камней с 1726 года был сосредоточен в г. Екатеринбурге в небольшой мастерской, выросшей впоследствии в Екатеринбургскую гранильную фабрику. Со второй половины XIX века камнерезные производства размещались во всех крупных заводских поселках.

В настоящее время на территории Свердловской области работают ООО «Уральский сувенир», ООО «Камни Урала», ООО «Таюткино зеркальце», ООО «Мурзинка-1».

Читайте также:  Морозко русская народная сказка читать текст

Ювелирное производство является одним из самых значимых уральских промыслов. Зарождение его началось с огранки самоцветов в начале третьего десятилетия XVIII века, а собственно ювелирные изделия с драгоценными и поделочными камнями стали выпускаться в первой четверти XIX века в кустарных мастерских, находящихся при всех ювелирных магазинах Екатеринбурга. Особо расцвело ювелирное дело после реформы 1861 года, быстро превратившись в один из самых доходных уральских промыслов.

В настоящее время занимаются ювелирным делом ОАО «Ювелиры Урала», ООО «Екатеринбургская ювелирная фабрика», ИЧП «Витэкс», ООО «Мурзинка-1» ООО «Таюткино зеркальце», ООО «Уральский сувенир».

Колокололитейное дело на Урале возникло в начале XVIII века в Невьянском заводе, где в 1702 году по распоряжению Н.Д. Антуфьева (Демидова) был отлит первый колокол. В 1790 году в Невьянске был основан колокололитейный завод. Затем колокололитейное дело было налажено на Екатеринбургском металлургическом заводе, Каменск-Уральском, Выйском (близь Тагила), Суксунском (около г. Красноуфимска) заводах. В советское время выпуск колоколов был повсеместно прекращен. Возрождение промысла началось в 1990 году. В настоящее время колокололитейное дело освоил ООО «Пятков и Ко» в городе Каменск-Уральском.

Художественная ковка и гнутье металла развивалось на Урале по мере становления горнозаводской архитектуры (изготовление оград, колонн, ворот). В современный период художественной ковкой в Свердловской области занимаются ООО «Кузнецы», ООО «Кузнечная академия», ООО «Кузнечная мануфактура», ООО «Олтос», кузнецы мастерских Художественного фонда (г. Екатеринбург); предприятия ООО «Ковград», ООО «Симфония металла» (г. Первоуральск). Индивидуально работающие мастера и предприятия входят в ассоциацию «Кузнецы Урала» (президент – доцент Уральской архитектурно-художественной академии Н.А. Волков).

Лаковая роспись по металлу зародилась в Нижнем Тагиле. Недавно этот промысел отметил свое 265-летие. В настоящее время производится выпуск расписных подносов в г. Нижнем Тагиле на предприятиях ООО «Тагильский поднос», участком росписи подносов ООО «РСК», ООО «Лаковая живопись Урала».

Деревообрабатывающие промыслы в богатом лесами Уральском крае были представлены изготовлением «стильной мебели» богато украшенной резьбой, плетеной мебелью и другими изделиями из лозы и ивы, мелкой декоративной пластикой. В настоящее время различные предметы бытового назначения (корзины, короба, абажуры) выпускает Дистанция лесозащитных насаждений Свердловской железной дороги («Егоршинская лоза»), плетеную мебель из ивы изготавливает ИЧП «Плетеная мебель Тропникова», в мастерских комбината Художественного фонда создан «Центр художественной древесины», специализирующийся на резьбе по дереву, инкрустации; производством разнообразных изделий из бересты занимаются мастера ООО «Артель» в городе Лесном.

Художественный керамический промысел на Среднем Урале был известен с начала XVIII века выпуском глиняной посуды в Невьянском и Сысертском районах. В настоящее время продолжателем дела «Невьянского завода художественной керамики» в Невьянском районе является предприятие ООО «Таволожская керамика». На выпуске посуды с ручной кистевой росписью специализируется ООО «Фарфор Сысерти». В 2000 году «Фарфор Сысерти» освоил производство фарфорово-фаянсовых иконостасов.

Перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов в Свердловской области (утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 06 марта 2013 года № 262-ПП «Об утверждении Перечня мест традиционного бытования народных художественных промыслов Свердловской области»):

1. Город Екатеринбург – камнерезное и ювелирное производство, художественное литье и ковка металла, керамическое производство, художественная обработка ткани и лозоплетение.

2. Город Нижний Тагил – лаковая роспись по металлу, камнерезное и ювелирное производство, берестяное дело, художественное литье и ковка металла.

3. Город Сысерть – производство фарфоровой расписной посуды.

4. Город Богданович – производство фарфоровой расписной посуды.

5. Посёлок Нейво-Шайтанский, Алапаевский район – производство ювелирных и камнерезных изделий.

6. Село Бутка, Талицкий район – художественное ручное ковроткачество и узорное вязание.

7. Город Туринск – изготовление изделий из дерева с ручной кистевой росписью: детских игрушек, сувениров, кухонных и столовых наборов.

8. Город Артемовский – лозоплетение.

9. Невьянский район – производство художественной керамики.

10. Город Каменск-Уральский – колокололитейное производство, производство изделий из бересты, художественное литье и ковка металла.

11. Город Лесной – производство изделий из бересты и лозы, керамическое производство, художественное литье и ковка металла.

МБУ «Центр развития туризма города Нижний Тагил»

Источник

Тагильский подносный промысел

Роспись подносов в г.Нижный Тагил, появилась задолго до известного всем подносного промысла в Жостово

Особенной популярностью у отечественных и зарубежных почитателей искусства, пользуются русские художественные лаковые промыслы, они включают в себя изготовление изделий из папье-маше, украшенных жанровой живописью, а также производство железных подносов с декоративной, преимущественно цветочной росписью.

Поднос из собрания Музея Тагильского подносного промысла
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Декоративная роспись подносов зародилась в двух известных ремесленных центрах: это Жостовская фабрика подносного промысла в Подмосковном городе Мытищи и Уральский подносный промысел из города Нижний Тагил. Именно тагильский промысел является родоначальником этого удивительного по красоте и самобытности художественного промысла.

Поднос из собрания Музея Тагильского подносного промысла
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Что послужило стартом для Тагильского промысла

Преобразования и реформы Петра 1, способствовали бурному развитию горнозаводского дела на Урале. Появление подносного промысла в первую очередь связано с производством листового железа на заводах промышленников Демидовых в Нижнем Тагиле.

Никита Демидович Антюфеев (Демидов) портрет неизвестного художника XVIII в.

В связи с развитием горнозаводской промышленности, началось активное заселение Уральской земли русским населением в 18 веке. Ремесленники привнесли в этот регион традицию русской народной декоративной росписи по дереву и бересте, которая в дальнейшем отразилась в лаковой живописи. Особое влияние на развитие росписи по художественным лакам оказала иконопись старообрядцев.

Читайте также:  Народные методы лечения хронического пиелонефрита

Кто основал лаковую роспись подносов

В середине 18 века, многие уральские старообрядцы занимались иконописью, совмещая с росписью домашней увари, сундуков, шкатулок, а также картин на металлических основах.

На фото: Исаак Федорович и Василиса Михайловна Худояровы

Одним из основателей лаковой росписи по металлу считается Андрей Степанович Худояров, организовавший собственную мастерскую. Именно этому художнику принадлежит секретный рецепт необычайно прозрачного и стойкого «хрустального» лака. О его таинственных свойствах ходят легенды, даже среди историков промысла. В скором времени тагильские или как их тогда называли «сибирские» подносы заняли прочные позиции на российских ярмарках и даже вывозились на экспорт за границу.

Основатель Н.Н. Демидов

Н.Н. Демидов желал укрепить позиции уральских промыслов и сохранить традиции уникальных ремесленных знаний. Для этого в 1806 году в Нижнем Тагиле была открыта специальная художественная школа, в которой преподавали именитые выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств. Копируя известные классические жанровые и портретные произведения, молодые талантливые художники приобщались к высокому искусству. Получили распространение исторические и мифологические сюжеты и стали проникать в лаковую живопись по металлу. Подобную жанровую и сюжетную роспись на подносах создавали в основном под заказ.

К середине 19 века на смену подносам-картинам, приобрели популярность более расхожие и различные по формам подносы с цветочной росписью в маховой технике письма, так характерной для уральской и сибирской народной утвари. Хотелось бы заметить, что уральский подносный промысел оказал своеобразное влияние и на промысел Жостова. Мастера промысла позаимствовали не только металлическую основу для росписи, но и некоторые формы подносов, разработанных именно в тагильском промысле, таких как «гитарный», «прямоугольный», «сибирский» и «круглый».

Грядут изменения

В конце 19 – начале 20 века тагильский промысел приходит в упадок. Подобная участь характерна для большинства центров народных промыслов, поскольку не многим удалось выжить после революции 1917 года и затем возродиться. Тагильский подносный промысел сумел выжить, сохранив для будущих поколений возрожденную с новой силой уральскую роспись.

Восстановление в Нижнем Тагиле коренного уральского письма на новом качественном уровне началось в 1970-е годы. В 1976 году на заводе «Эмальпосуда» начинают проводить эксперименты по возрождению уральской росписи. Большая роль по возрождению стиля уральского письма, принадлежит искусствоведу В.А. Барадулину. В то же самое время в Уральском училище прикладного искусства в городе Нижний Тагил, начались работы по подготовке художников декоративной росписи подносов в технике уральского письма.

Развитие и становление промысла

Развитию и становлению тагильского промысла в конце 1970-х – начале 1980-х годов послужило плотное изучение предметов народного быта с уральской росписью в краеведческих музеях Урала. Также к работе над возрождением росписи привлекались опытные старейшие мастера, владевшие секретными приемами. Среди них художник Агриппина Васильевна Афанасьева. Ее художественные работы стали наглядными образцами для работы молодых начинающих художников.

Агриппина Васильевна Афанасьева — возродила тагильское письмо

Техника тагильского письма

Техника письма тагильской росписи на первый взгляд проста. Поднос начинают писать с подмалевка, наносится он пальцами, размечая тем самым основные цветочные массы, затем по подмалевку ведется уже вся роспись в технике двойного мазка.

Основы тагильской росписи

Таким образом на кисть одновременно набирается две краски, это особая техника так называемой белильной «разживки» или «разбела».

Основы тагильской росписи

Белила или более светлая по оттенку краска «оживка», набирается на внешний край кисти «носочек», который вращают таким образом чтобы белила легли по контуру цветка или листа.

Основы тагильской росписи

Благодаря этому не хитрому приему получается плавный переход от насыщенного цвета к белому или более мягкому светлому оттенку, что способствует единению всей цветовой гаммы росписи, добиваясь тем самым «оживления» цветочной композиции.

Основатель Тагильской розы Агриппина Васильевна Афанасьева

Яркие и самобытные подносы А.В. Афанасьевой, отображают все особенности уральского письма. В ее работах можно проследить всю виртуозность владения кистью, легкость и свободу живописного написания цветочных мотивов, а также свежесть и красоту природных оттенков цветов.

Поднос работы А.В.Афанасьевой «Розы»

Что же отличает Тагильские подносы в технике письма от Жостово?

Одной отличительной особенностью тагильского подносного письма, является то, что цветы в композиции располагаются свободно, не перекрывая друг друга. Также тагильское подносное письмо отличает, что нет многослойной техники письма, цветы пишутся за один прием.

Поднос работы Ж.Р.Овчинниковой «Радушный»

О художниках, возродивших технику письма тагильского подноса

Успех и развитие подносного промысла Нижнего Тагила на разных этапах возрождения помогли обеспечить такие именитые художники как:

Л.Безденежных,Т.Юдина, А.Бабаева, Н.Хохлова, Т.Гуляева, Л.Кизилова, Е.Отмахова, О.Матукова, А.Боголюбова, Е.Вардугина, С. Веселков, И.Смыкова, О.Максименюк, М.Маркина.

Каждый мастеровой художник имеет свой неповторимый почерк и яркой индивидуальной техникой письма. Тамара Юдина например придумала изображение яркой уральской рябины, так полюбившейся почитателями промысла.

Тамара Владимировна Юдина — старейший мастер тагильского промысла.Член Союза Художников России с 1996 года Поднос работы Т.В.Юдиной «Уральская рябинушка» Поднос работы Т.В.Юдиной «Уральская рябинушка»

Несмотря на современные изменения и пережитые трудности тагильский подносный промысел не угасает. Промысел недавно отметил почетный юбилей 270 лет. Сегодня художники активно участвуют в выставках и конкурсах, которые проходят как в России, так за рубежом. Пробуют новые техники старинной тагильской росписи, подбирая различные виды вензельных декоров и отображая новые пейзажние и жанровые сюжеты, показывая тем самым, что Тагильская роза зацветает вновь.

Основы тагильской росписи Основы тагильской росписи

Источник