Народный промысел носит название деревни

Содержание
  1. Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства
  2. Дымковская игрушка, Кировская область
  3. Жостовская роспись, Мытищи Московской области
  4. Хохлома, Нижний Новгород
  5. Городецкая роспись, город Городец Нижегородской области
  6. Уральский малахит, Екатеринбург
  7. Гусевской хрусталь, город Гусь-Хрустальный Владимирской области
  8. Матрёшка, Подольск Московской области
  9. Финифть, Вологодская область
  10. Тульский самовар, Тула
  11. Палехская миниатюра, Палехский район Ивановской области
  12. Гжель, с. Речицы Раменского района Московской области
  13. Павлово-посадские шали, Павловский Посад Московской области
  14. Вологодское кружево, Вологодская область
  15. Шемогодская резная береста, Великий Устюг Вологодской области
  16. Тульский пряник, Тульская область
  17. Абрамцево-Кудринская резьба, Абрамцево Московской области
  18. Филимоновская игрушка, д. Филимоново Одоевского района Тульской области
  19. Вятские кружева, Кировская область
  20. Старинные ремесла: 5 мест на карте России
  21. Слобода Дымково (город Киров) — свистульки для «свистопляски»
  22. Село Коровино (Владимирская область) — посуда из «глиняного теста»
  23. Деревня Жостово (Московская область) — «цветущие» подносы
  24. Поселок Кубачи Дахадаевского района (Дагестан) — золотая инкрустация
  25. Село Преображеновка (Липецкая область) — липовые лапти
  26. 1986vv
  27. Владимир Караковский
  28. Список народных промыслов России

Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства

Запись опубликована 22 июня 2018 года автором Дарья Савельева в рубрике Находки для туристов с метками путешествия, достопримечательности, искусство, лето-2018, отдых, Россия.

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

Дымковская игрушка, Кировская область

Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчёркивающий её насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого её расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может!

Жостовская роспись, Мытищи Московской области

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома, Нижний Новгород

Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся ещё в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетёнными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на чёрном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись, город Городец Нижегородской области

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Уральский малахит, Екатеринбург

Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Гусевской хрусталь, город Гусь-Хрустальный Владимирской области

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный, можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, её обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрёшка, Подольск Московской области

Круглолицая и полненькая весёлая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-ых годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.

Финифть, Вологодская область

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар, Тула

В свободное время работник Тульского оружейного завода Фёдор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра, Палехский район Ивановской области

Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зелёные тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель, с. Речицы Раменского района Московской области

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведётся здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Читайте также:  Многофункциональный центр невского района народная 98

Павлово-посадские шали, Павловский Посад Московской области

Яркие и лёгкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево, Вологодская область

Вологодское кружево плетётся на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резная береста, Великий Устюг Вологодской области

Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник, Тульская область

Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни весёлое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придаётся прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Абрамцево-Кудринская резьба, Абрамцево Московской области

Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в 19 веке. Её название — Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.

Филимоновская игрушка, д. Филимоново Одоевского района Тульской области

Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки — разнообразные свистульки. Отличительная особенность — удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.

Вятские кружева, Кировская область

О вятских кружевах известно с 18 века. Во второй половине 19 века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.

Путешествовать по России всегда интересно, познавательно и красочно! Открывайте для себя многогранную культуру русского народа!

Источник

Старинные ремесла: 5 мест на карте России

В ылепить глиняную игрушку, сплести липовые лапти или расписать поднос? Приглашаем вас в виртуальный тур по городам и селам, где традиции народных промыслов передаются по наследству. Знакомимся с уникальными ремеслами и #отдыхаемвРоссии.

Слобода Дымково (город Киров) — свистульки для «свистопляски»

Больше 400 лет назад в слободе Дымково (сегодня — микрорайон города Кирова) появились первые обрядовые игрушки — свистульки. Их изготавливали из красной глины и речного песка к весеннему празднику «свистопляски». Так в Дымково зародился один из самых старинных художественных промыслов России. Знакомый нам облик дымковские игрушки приобрели в XIX веке: их стали расписывать характерными пестрыми узорами.

Туристы обычно приезжают в Дымково летом или осенью: весной здесь случаются паводки. В «вятской Венеции», как называют слободу местные жители, проходят фестивали, конкурсы, концерты, а также мастер-классы по лепке и росписи игрушек. В конце августа дымковчане отмечают Спасов день — главный праздник слободы.

В Кирове работает музей «Дымковская игрушка». Гости музея могут узнать историю старинного промысла, встретиться с мастерицами и вместе с ними вылепить знаменитые глиняные фигурки.

Село Коровино (Владимирская область) — посуда из «глиняного теста»

Мастера гончарного промысла из села Коровино использовали для работы местную глину — белую и красную. Керамику особым образом обжигали, а потом покрывали цветной контрастной глазурью. Прочная и красивая глиняная посуда пользовалась большим спросом на ярмарках Владимира, Суздаля, Мурома и Павлова.

По старинным технологиям изготавливают здесь керамику и сегодня. Мастера сами заготавливают глину. Сначала она хранится в специальных ямах и «дозревает» на солнце. Потом в нее добавляют воду и готовят «глиняное тесто». Вылепленную посуду мастера сушат, потом обжигают и украшают цветной или прозрачной глазурью. Мастера могут покрыть все изделие целиком, расписать его или декорировать «под мрамор», смешивая несколько цветов.

Гости села Коровино могут не только посмотреть на работу мастеров, но и взять несколько уроков по гончарному делу. Туристам здесь расскажут об истории местного промысла и научат основным его секретам.

Деревня Жостово (Московская область) — «цветущие» подносы

Деревушка Жостово, которая находится недалеко от подмосковного города Мытищи, знаменита росписью по металлу. С начала XIX века жостовские мастера покорили Российскую империю подносами с живописными букетами.

Первую «лакерную мастерскую» открыл здесь крепостной графа Шереметьева Филипп Вишняков в начале XIX века. Сначала здесь расписывали изделия из папье-маше (кошельки, портсигары, табакерки), а к 30-м годам позапрошлого века сразу несколько местных мастерских стали выпускать металлические кованые подносы. Их украшали особой — «жостовской» — росписью: букетами полевых и садовых цветов, словно подсвеченных изнутри, и мелким золотым орнаментом по краю.

Сегодня в Жостово все напоминает о старинном промысле: даже таблички на фасадах зданий и дорожные указатели выполнены в виде подносов. Многие местные жители открывают собственные мастерские или работают на фабрике декоративной росписи. В единственном в мире Музее подносов гости украшают металлические заготовки сами. После сушки в специальной печи и нанесения лака изделия можно забрать домой.

Поселок Кубачи Дахадаевского района (Дагестан) — золотая инкрустация

Дагестанское селение Кубачи известно своими традиционными промыслами. «Златокузнецы» изготавливают кольчуги, украшения, посуду из разных материалов: стали и железа, серебра и бронзы, кости и рога. Их инкрустируют цветными металлами. Орнаменты на изделия наносят специальными острыми инструментами, потом в насечку маленьким молоточком вбивают золотую или серебряную проволоку. Самый популярный у ювелиров узор — традиционный растительный, но в декоре используют и геометрические элементы, изображения животных и птиц, национальные орнаменты.

Читайте также:  Лечение нервной системы народными методами

При Кубачинском художественном комбинате работает музей. Здесь хранится сабля персидского полководца Надир-шаха, произведения искусства работы известных местных мастеров и изделия с советской символикой. Изделия кубачинских «златокузнецов» хранятся в Государственном историческом музее и Эрмитаже, а за рубежом — в Лувре (Париж), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Музее Виктории и Альберта (Лондон).

Село Преображеновка (Липецкая область) — липовые лапти

Главным промыслом села Преображеновка (Липецкая область) были лапти из липового лыка. Волокнистую часть коры здесь заготавливали дважды в год. Ее высушивали и хранили, скатав в мотки. Когда мастера не были заняты на сезонных полевых работах, они распаривали или вымачивали лыко и изготавливали из него лапти. Обувь, созданная в так называемой технике косого плетения, была аккуратной и прочной, покупать ее приезжали из многих окрестных сел и деревень.

Лапти в Липецкой области носили вплоть до середины ХХ века. Как вспоминают местные жители, в военные годы и сразу после войны выбора не было. Сегодня лапти изготавливают только на заказ — для фольклорных ансамблей или в качестве сувениров.

Материал подготовлен порталом «Культура.РФ» и фондом «Перспектива» в рамках Всероссийской акции Общественной палаты РФ #отдыхаемвРоссии.

Источник

1986vv

Владимир Караковский

Список народных промыслов России

Глиняные игрушки
4. Абашевская игрушка. С. Абашево, Спасский район Пензенской области. В упадке. Это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик
5. Вырковская игрушка. деревня Вырково Касимовского района Рязанской области
Производство прервано. Игрушки украшались светло-коричневой поливой, как и бытовая посуда. Вылепленные игрушки сушились в русских печах на сковородах и покрывались жидкой глазурью, представляющей собой смесь свинцового сурика и купороса в воде. Затем игрушки обжигались в горнах. Потеки поливы при этом передавали пятнистую окраску животных.
6. Дымковская игрушка. С. Дымково, Кировская область. В упадке. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
7. Филимоновская игрушка. С. Филимоново, Тульская область. Музей, только частное производство. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.
Роспись
По дереву
8. Хохломская роспись. Поволжье, Нижегородская область. Ныне 2 центра: Семенов и Семино (еще есть небольшая фабрика в г. Курск). Фабрики, частное. Школа росписи. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.
9. Борецкая роспись. С. Борок, Шенкурский уезд, Архангельская губ. Ныне без места. От потомков Марфы Борецкой, сбежавшей на Северную Двину.
10. Городецкая роспись. Г. Городец, Нижегородская обл.
Ныне без места. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
11. Мезенская роспись. Низовья реки Мезень, Архангельская обл. Ныне без места. Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.
12. Пермогорская роспись. Пермогорье – край в Красноборском районе Архангельской области. Ныне без места. Основу росписи составляет растительный узор. Трёхлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, а также птицы Сирин. В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор. Жёлтый и зелёный цвета фона являются сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий чёрный контур. Сначала на белый грунт наносится пером чёрный контур, потом он заполнялся цветом.
Круг расписываемых предметов велик — деревянная и берестяная посуда, росписью покрывались колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Больше всего расписываются прялки.

13. Полхов-Майданская роспись. Ряд деревень в Нижегородской области. Игрушечная фабрика, но больше семейный промысел. С середины XIX века в селе Полх-Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

14. Ракульская роспись. Красноборский район Архангельской области. Д. Ульяновская. Ныне без места. В росписи главную роль играет золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном в виде листьев, кустиков и птиц (сороки, курицы). Чёрным цветом исполнен не только контур, но и детали. Промысел возник в середине XIX века и стал затухать в 1930-е годы.
По дереву с лаком (лаковая миниатюра)
15. Мстерская миниатюра. Село Мстеры Владимирской области. Центр иконописи. Вроде есть фабрика. Живопись имеет отвлечённый характер своеобразного панно. Характерная особенность Мстёрской живописи — ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции. Цветовая гамма — голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная. В изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры.
16. Палехская миниатюра. Село Палех Ивановской области. Центр иконописи. Фабрика и училище, но вообще в упадке. Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Ряд композиций опирается на традиции классического искусства[1]. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.

Читайте также:  Народные рецепты при тугоухости

30. Шемогодская резьба. Шемогодская волость Великоустюгский уезд Вологодской губернии. Есть комбинат и музей в Великом Устюге. Орнаменты шемогодских резчиков, называемые «Берестяным кружевом». Узор шемогодской резьбы состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках — круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов — «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу чёткой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью данной резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок
Изделия из металла
31. Скань, филигрань, зернь. Нет определенного места. На Руси известен с 9 века! Вид ювелирной техники по металлу. Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Такие изделия можно приобрести на заводе «Мстерский ювелир» в п. Мстера.

32. Мороз по жести. Великий Устюг. Утрачено. Обработка жести. Тонкий лист жести обрабатывался таким образом, что на его поверхности образовывался прочный цветочный рисунок, сходный с тем, которым «расписывает» мороз окна зимой. Рисунок обладал различными оттенками — золотыми, оранжевыми с перламутровыми переливами, серебристыми и малахитовыми. Такой жестью обивались декоративные шкатулки, сундучки с секретом, иногда в сочетании с просечным железом.

33. Великоустюжское чернение по серебру. Великий Устюг, Вологодская область. Серебряные изделия. Устюгское чернение всегда довольно ощутимо отличается от работ московских и петербургских мастеров: большой вес имеет сюжетная гравюра; рисунок весьма насыщенный, с гораздо более густым цветом. Выполненный штрихами фон образует своего рода сетку. Часто изображение дополняется резными или чеканными деталями. В большинстве случаев изображается общий абрис объекта, без мелкой детализации.
34. Каслинское литье. Г. Касли Челябинская область. Изделия из чугуна. Традиции каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов, покрытие готовых изделий черной краской особого рецепта — голландская сажа) сложились в XIX веке.

42. Кадомский вениз. Пос. Кадом Рязанской обл. Ныне фабрика. Вид русской игольчатой вышивки белым по белому, совмещённой с кружевом. На швейной машинке делаются валики, а затем вручную вырезаются бриды, стягивающие валики. На этих бридах ведётся плетение кружева. В этом главное отличие от плетения на коклюшках.

43. Мценское кружево. Г. Мценск, Орловская обл. Музей и ателье. Открыта школа кружевниц. Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нём менее плотный и насыщенный, фоновых решеток почти не используется, поэтому узор получается более воздушным.
44. Оренбургский платок. Оренбургская область. Фабрика и частное Вышивка Три вида: шаль, паутинка и палантин. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение.
45. Орловский спис. Орловская область. Отдельной фабрики нет. Спис включает в себя сочетание «набора» и «росписи». Контуры композиции очерчены «тамбурным швом».
Преобладающий цвет — красный и его оттенки, достигаемые за счет плотности настила различных «бранок» — узорных заполнений внутри контура. Также добавлялся синий, а позднее (XX век) — чёрный, жёлтый, зелёный цвета.
Характерными особенностями орловского списа являются необычные очертания рисунка и большое разнообразие бранок: «стожок», «вороний глазок», «сумка с кочергой», «волна», «дробнушки», «сосна», «подковка» и др.
46. Павловопосадские набивные платки. Г. Павловский Посад, МО. Фабрика.
На подъеме, большой ассортимент, много магазинов. Рисунок павловопосадских платков развивался от стандартных образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»).
В 1870-х годах возникла тенденция к расширению ассортимента платков с натуралистическими цветочными мотивами. Предпочтение отдавалось садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам.
В конце XIX — начале XX века происходит окончательное оформление стиля: объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов. Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.

47. Торжокское золотое шитье. Г. Торжок, Тверская область. Училище, фабрика. Ныне эмблемы для армии и церковных облачений. В XIX веке для плотных тканей применялся, в основном, «кованый шов» и шов «в прикреп» по настилу. Наиболее характерными были растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненные завитками, усиками, блёстками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону. В конце 1940-х — начале 1950-х годов в растительные узоры стали вводить также элементы советской символики — звёзды, серп и молот.

Источник